СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 2 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 2 класс»

Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту ООО, и составлена на основе примерной программы основного общего образования согласно следующим нормативным документам:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте Росси 01.10.2013 № 30067);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 г. «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 35-98-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой корона вирусной инфекции (COVID-19)».



Место предмета в федеральном базисном учебном плане.


Рабочая программа по информатике и ИКТ для 2 класса рассчитана на 34 недель по 1 час в неделю, всего 34 часа. В соответствии с годовым учебным календарным графиком ГБОУ СШ № 7 им. М.К. Янгеля на 2020/2021 учебный год количество часов на I полугодие в 2 «А», «Б» классах составляет всего 14 часов.






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования» (ФГОС НОО) и составлена на основе учебного плана школы на 2020/2021 учебный год, авторской программы по информатике для начальной школы для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы (Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 год, а также с учетом основной образовательной программы школы и Федерального перечня учебников, утверждённых, рекомендованных к использованию.

Актуальность. Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария.  Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ),  освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так  и в реальных жизненных ситуациях,  становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Курс начальной школы является частью непрерывного курса информатики, включающий в себя пропедевтический курс обучения информатике, который позволит подготовить обучающихся к использованию приобретенных навыков и умений на следующих ступенях обучения. В ходе изучения информатики происходит активное развитие определенных видов мышления:

системного мышления – способности к рассмотрению объектов и явлений в виде набора более простых элементов, составляющих единое целое;

алгоритмического мышления – умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также умения решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий;

объектно-ориентированного мышления – умения работать с объектами, объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов в этой группе или общих действиях, выполняемых над этими предметами; формального мышления и способности применять логику при решении информационных задач – умения выполнять операции над понятиями и простыми суждениями.


Цель курса: формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности, а также формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.

Задачи:

  • формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;

  • формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;

  • овладение приемами и способами информационной деятельности;

  • формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.


Место и роль предмета информатики

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета из расчета 1 учебный час в неделю.


Формы обучения: групповая, индивидуальная, фронтальная.


Формы контроля: устный опрос, тестирование, практические работы.









ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


п/п

Раздел

Тема урока

Деятельность учащихся


1

Глава 1.

Виды информации, человек и компьютер.

6 часов

Человек и инфор­мация

Формирование у учащихся умений по­строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): знаком­ство со структурой учебника, навигаци­онными пиктограммами (учебник, ч. 1; с. 4), выстраивание познавательного маршрута изучения главы 1 по мате­риалам учебника (ч. 1, с. 5, 6), целеполагание; постановка учебной задачи для мини-групп (с опорой на иллюстра­ции учебника); работа в мини-группах по индивидуаль-ным заданиям, связан­ным с изучением способов получения информации человеком с помощью различных органов чувств (используют­ся материалы электронного приложения и учебника); обмен знаниями, обсу­ждение; выполнение задания на с. 11 учебника (ч. 1); проверка усвоения основных положений по материалам рубрики «Знать» на с. 12 учебника (ч. 1); фронтальный опрос; коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания (учебник, ч. 1, с. 12 и рабочая тетрадь); комментирование итогового оценивания


2

Какая бывает инфор­мация

Формирование у учащихся умений по­строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): актуали­зация знаний о способах получения ин­формации, фронтальный опрос; изуче­ние материалов § 2 с помощью учителя (учитель приводит примеры различных видов информа-ции, учащиеся, опираясь на личный опыт и текст учебника, назы­вают органы чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию); работа в малых группах над индивиду­альными заданиями (подбор примеров на темы: как различные органы чувств воспринимают информацию, какие бы­вают виды информации); обмен опытом между группами (учащиеся формули­руют вопросы по подобранным приме­рам, соотносят ответы одноклассников со своими и по мере необходимости кор­ректируют их); фронтальная работа с за­данием на с. 18 учебника (ч. 1); проверка сформиро-ванности основных понятий по материалам рубрики «Знать» на с. 19 учебника (ч. 1); коллективное проекти­рование выполнения дифференциро-ван­ного домашнего задания


3

Источни­ки информа­ции

Формирование у учащихся умений по­строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): актуали­зация знаний об информации, способах ее восприятия и видах, фронтальный опрос по материалам домашнего за­дания; рассказ учителя об источниках информации с использованием различ­ного иллюстративного материала; работа в малых группах по подбору примеров об информации различного вида, ее источниках, способах восприятия; со­вместное обсуждение, комментирование примеров; работа по плану (рубрика «Выполни», учебник ч. 1, с. 26), взаимо­проверка; проверка форсированности знаний (задания на с. 26, 27 ч. 1 учеб­ника); коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания (рубрика «Уметь» на с. 27 ч. 1 учебника, рабочая тетрадь, электронное приложение)


4

Приемники информации

Формирование у учащихся умений по­строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): проверка домашнего задания; актуализация пер­вичных знаний о приемниках и источни­ках информации, обращение к личному опыту; изучение с помощью учителя примеров передачи информации между источником и приемником информации с использованием иллюстраций на с. 29 учебника (ч. 1); коллективная работа: обсуждение иллюстрации на с. 30 учеб­ника (ч. 1), составление учащимися ее словесного описания, рассказ учителя; индивидуальная работа по плану (руб­рика «Выполни», учебник, ч. 1, с. 32), фронтальная проверка; работа в парах сильный — слабый по выполнению за­даний на проверку форсированности основных понятий; фронтальный опрос; коллективное проектирование выполне­ния дифференцированного домашнего задания, комментирование итогового оценивания


5

Компьютер и его части

Формирование у учащихся умений по­строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): рассказ- беседа учителя об основных частях ком­пьютера, совместное изучение и комментирование иллюстраций на с. 36учебника (ч. 1), обращение к лично­му опыту; ответы учащихся на вопрос о том, какую информацию они полу­чили на учебном занятии (соотнесение ответов с рубрикой «Знать» на с. 40 ч. 1 учебника); самостоятельное выполне­ние задания на с. 39 учебника (ч. 1), его проверка в парах сильный — слабый; коллективное проектирование выполне­ния дифференцированного домашнего задания, комментирование итогового оценивания


6

Обобщение и повторение инфор-мации по главе 1

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контроль­ного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): актуализа­ция знаний об информации, источниках и приемниках информации, составе пер­сонального компьютера (по материалам рубрики «Теперь мы знаем» на с. 41 ч. 1 учебника); выполнение индивидуаль­ных творческих заданий по материалам рубрики «Мы научились» (учебник, ч. 1, с. 41, 42) с использованием «Терминов для запоминания» на с. 42 учебника (ч. 1); коллективное обсуждение, кор­ректировка; проектирование выполне­ния домашнего задания, комментирова­ние итогового оценивания


7

Глава 2.

Кодирование информа-ции.

6 часов.

Носители информации

Формирование у учащихся умений по­строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): вы­страивание образовательного маршрута в изучении главы 2, актуализация пер­воначальных знаний (беседа); изучение нового материала по иллюстрациям § 6, рассказ учителя, комментирование ил­люстраций учащимися; работа в малых группах по индивидуальным заданиям (материалы учебника и электронного приложения), коллективное обсуждение, обмен знаниями; проверка усвоения ос­новных понятий; совместное проектиро­вание выполнения домашнего задания, комментирование итогового оценивания


8

Кодирование информации

Формирование у учащихся умений по­строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): совмест­ное с учителем изучение содержания § 7, беседа, дискуссия, поиск ответов на во­просы учителя в материалах параграфа и электронного приложения; составле­ние кодов и их описание, обмен задания ми, взаимное консультирование, комментирование примеров кодирования; выполнение индивидуальных провероч­ных заданий; совместное проектирова­ние домашнего задания, комментирова­ние итогового оценивания


9

Кодирование информации

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контроль­ного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): актуализа­ция знаний о кодировании информации; выполнение индивидуальных заданий с использованием материалов учебника (ч. 1, с. 59, 60), электронного приложе­ния; совместное обсуждение, взаимо­проверка; проектирование выполнения домашнего задания, комментирование итогового оценивания


10

Письменные источники информации

Формирование у учащихся умений по­строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): рассказ учащихся о письменных источниках информации (на основании имеюще­гося опыта); формулирование учителем проблемных вопросов; индивидуаль­ный поиск ответов на вопросы учителя в материалах § 8 и электронного при­ложения; выполнение индивидуальных проверочных заданий с использованием рубрик «Выполни», «Знать» (учебник, ч. 1, с. 66, 67); проверка сформирован­ное™ основных понятий по материалам рубрики «Главное» (учебник, ч. 1, с. 67); совместное проектирование домашнего задания, комментирование итогового оценивания


11

Языки людей и языки программирования

Формирование у учащихся умений по­строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): рабо­та в малых группах с материалами § 9 по индивидуальным маршрутам (изуче­ние искусственных и естественных языков, передача полученных знаний учащимися, комментирование учителем, подбор примеров использования искус­ственных и естественных языков); само­стоятельная работа: практическая работа с клавиатурой; обмен опытом, рассказ учащихся о клавиатуре, группах клавиш, передача информации об индивидуаль­ном опыте использования клавиатуры; коллективное обсуждение результатов работы; проектирование выполнения домашнего задания, комментирование итогового оценивания


12

Обобщение и повторение информации по главе 2

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контроль­ного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): проверка усвоения основных терминов, взаи­мопроверка; работа в группах по об­общению и расширению изученного с использованием материалов книги «Расширь свой кругозор», электронного приложения, сетевых ресурсов; совмест­ное обсуждение, формулировка выводов; проектирование выполнения домашнего задания, комментирование итогового оценивания


13

Глава 3. Информация и данные. 7 часов

Текстовые данные

Формирование у учащихся умений по­строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): актуа­лизация знаний об информации (беседа по материалам рубрик «Мы знаем», «Мы умеем» на с. 5 ч. 2 учебника); построение информационного маршрута главы 3; установление связей с ранее изученны­ми понятиями: совместное обсуждение, дискуссия; комментирование учащими­ся иллюстрации на с. 7 учебника (ч. 2); восприятие информации в образной, наглядной форме через рассказ учи­теля; работа с текстом § 10 (понятия о текстовой и знаковой информации, подбор примеров, обоснование); рассказ учителя о декодировании информации, тексте, текстовых данных; работа в ма­лых группах по выполнению задания на с. 10 учебника (ч. 2); индивидуальная практическая работа в компьютерной среде, взаимное консультирование; об­мен опытом, формулирование выводов; проектирование выполнения домашнего задания, комментирование итогового оценивания


14

Графические данные

Формирование у учащихся умений по­строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа в группах по изучению материалов §11 по ключевым терминам (иллюстрация, графические данные, графическая ин­формация); обсуждение, обмен знания­ми; индивидуальная практическая работа в компьютерной среде, взаимное консультирование; проверка сформиро­ванности знаний: самостоятельная рабо­та по индивидуальным заданиям, взаи­мопроверка; совместное проектирование домашнего задания, комментирование итогового оценивания


15

Числовая информация

Формирование у учащихся умений по­строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): инди­видуальная работа с текстом § 12 учеб­ника, поиск ответов на вопросы: как люди научились считать, какими были первые инструменты счета; рассказ учи­теля о числовой информации, числовых данных; проверка сформированности знаний: самостоятельная работа по ин­дивидуальным заданиям, взаимопровер­ка; индивидуальная практическая работа с числовыми данными в компьютерной среде; совместное проектирование до­машнего задания, комментирование итогового оценивания, выполнение индивидуальных творческих заданий на обработку числовых данных и полу­чение числовой информации с помощью компьютера и с использованием мате­риалов § 12 учебника и электронного приложения; обмен знаниями, коммен­тирование принятых решений;


16

Десятичное кодирование

Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: совместное с учителем изучение мате­риалов § 13 (информация о порядковом номере, значении, весе цифр в числе, де­сятичном кодировании), поиск ответов на вопросы учителя в тексте, обсуждение ответов; отработка практических прие­мов десятичного кодирования: индиви­дуальное выполнение задания (рубрика «Выполни» на с. 31 ч. 2 учебника), обмен опытом; проектирование выполнения домашнего задания, комментирование итогового оценивания


17

Двоичное кодирование

Формирование у учащихся умении построения и реализации новых зна­ний (понятий, способов действий): совместное с учителем изучение нового материала (восприятие рассказа, поиск ответов на вопросы в материалах § 14 учебника, дискуссия); выполнение ин­дивидуальных заданий на двоичное ко­дирование в группах сильный — слабый, обсуждение, обмен знаниями; проверка сформированности знаний: самостоя­тельная работа по индивидуальным заданиям, взаимопроверка; совместное проектирование домашнего задания, комментирование итогового оценивания

18

Числовые данные

Формирование у учащихся умений по­строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): изуче­ние нового материала, рассказ учителя, поиск ответов на вопросы, комменти­рование, участие в дискуссии; самостоя­тельное решение задач и выполнение индивидуальных проверочных заданий, взаимоконтроль; проектирование вы­полнения домашнего задания, коммен­тирование итогового оценивания. Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: отработка практических приемов работы с числовой, графической и текстовой информацией, числовыми, графически­ми и текстовыми данными, сравнивание различных видов данных и информации, обмен опытом; проектирование выпол­нения домашнего задания, комментиро­вание итогового оценивания


19

Обобщение и повторение информации по главе 3

Формирование у учащихся умений к осу­ществлению контрольной функции: контроль и самоконтроль изученности понятий, решение разноуровневых задач по материалам главы 3; работа с тер­минами (учебник, ч. 2, с. 51), проверка сформированности основных понятий; взаимопроверка; совместное проектиро­вание выполнения домашнего задания, комментирование итогового оценивания


20

Глава 4. Документ и способы его создания.

6 часов.

Документ и его создание

Формирование у учащихся умений по­строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): обраще­ние к личному опыту и знаниям учащих­ся о документе и способах его создания, работа с иллюстрациями § 16, краткий рассказ, комментирование; работа в группах по индивидуальным заданиям, обмен знаниями, комментирование, формулировка выводов; выполнение ин­дивидуальных практических компьютер­ных заданий, взаимопроверка; совмест­ное проектирование домашнего задания, комментирование итогового оценивания. Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: индивидуальная практическая работа по созданию документов (в том числе, с помощью компьютера); обсуждение примененных методов; совместное про­ектирование домашнего задания, ком­ментирование итогового оценивания


21

Электронный документ и файл

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых зна­ний (понятий, способов действий): совместное с учителем изучение нового материала (рассказ, обсуждение); выпол­нение индивидуальных заданий, взаимо­проверка; совместное проектирование домашнего задания, комментирование итогового оценивания. Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: индивидуальная практическая работа с электронными документами и файлами по заданиям электронного приложения; проверка знаний с использованием зада­ний учебника (ч. 2, с. 66—68) и рабочей тетради; подведение итогов; совместное проектирование домашнего задания, комментирование итогового оценивания


22

Поиск документа

Формирование у учащихся умений по­строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): изучение иллюстраций на с. 70, 71 учебника (ч. 2), формулирование проблемных вопросов по информации на с. 69—71 учебника (ч. 2); самостоятельный поиск ответов, обмен информацией, обсуждение, дис­куссия, формулировка выводов; обра­щение к личному опыту учащихся по поиску информации в Интернете, беседа, обмен информацией, расши­рение знаний с помощью информации на с. 72-74 учебника (ч. 2); выполнение индивидуальных практических заданий по поиску информации с помощью поисковой системы, взаимное консуль­тирование; совместное проектирование домашнего задания, комментирование итогового оценивания


23

Создание текстового документа

Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: актуализация знаний о словесных тек­стовых документах (фронтальный опрос, беседа); работа в малых группах по ин­дивидуальным заданиям с материалами на с. 77-81 учебника (ч. 2); обмен зна­ниями, обсуждение; работа в группах над оформлением текста, представление и защита работ; индивидуальная работа по плану (рубрика «Выполни» на с. 82 ч. 2 учебни­ка); совместное проектиро­вание выполнения домашнего задания, комментирование итогового оценивания.


24

Создание графического документа

Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: ак­туализация входных знаний о графиче­ских документах и способах их создания (беседа, обмен знаниями); групповая работа с материалами § 20 учебника по изучению способов создания гра­фических документов; самостоятельная практическая работа в программе «графический ре­дактор» (рубрика «Выполни» на с. 90—92 ч. 2 учебника); взаимное консультиро­вание, обсуждение результатов работы; обмен опытом, совместное проектирование домашнего задания, комментирование итогового оценивания


25

Обобщение и повторение информации по главе 4

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контроль­ного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных за­труднений в деятельности): выполнение индивидуальных и групповых творче­ских заданий, представление резуль­татов, взаимное обсуждение; проверка сформированности основных понятий по материалам рубрик «Теперь мы зна­ем» и «Мы научились» на с. 95, 96 учеб­ника (ч. 2); комментирование итогового оценивания



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Изучение курса информатики во втором классе начинается с темы «Человек и информация», при изучении которой внимание ребенка обращается на феномен информации, подчеркивается ее роль в жизни человека. Затем выделяются виды информации по способу восприятия ее человеком, вводятся понятия источника и приемника информации на простых примерах, обсуждается компьютер как инструмент, помогающий человеку работать с информацией.

Содержание второй главы естественно вытекает как «связка» между информацией и компьютером.

Содержание третьей главы формирует понимание и представления школьников о том, что компьютер обрабатывает не информацию (информацию обрабатывает человек), а данные, т. е. закодированную информацию. Дается представление о видах данных (закодированной информации), что очень важно для того, чтобы младшие школьники поняли, почему существуют разные прикладные программы: текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др. — для обработки разных типов данных требуются соответствующие программы. В этой главе начинается серьезный разговор о двоичном кодировании.

Содержание четвертой главы направлено на формирование и развитие понятие документа, на способы его создания, поскольку понимание того, что такое данные для второклассника еще не очень актуально. А вот понятие документа — актуально во всех смыслах, так как дети уже постоянно имеют дело с разными бумажными и электронными документами (со свидетельством о рождении, заявлениями, справками, файлами и пр.).


Содержание тем учебного курса


п/п

Тема (количество часов/контрольных работ)

1

Виды информации. Человек и компьютер. 6/1


Правила поведения в кабинете информатики. Человек и информация. Какая бывает информация. Источники информации. Приёмники информации. Компьютер и его части.

Знать: правила поведения в кабинете информатики; органы чувств человека; виды информации по способу восприятия; определение источников и приёмников информации; применение компьютеров на производстве и в быту.

Уметь: называть органы чувств человека; называть виды информации по способу восприятия; приводить примеры источников, приёмников информации; уметь использовать обе клавиши мыши для управления экранными объектами.

ПР «Что умеет компьютер». Т «Виды информации», «Человек и компьютер»

2

Кодирование информации. 6/1


Носители информации. Кодирование информации. Письменные источники информации. Языки людей и языки программирования.

Знать: определение носителей информации; способы кодирования сообщений при помощи правил и кодовых таблиц; буквы русского алфавита; виды информации по способу представления: текстовая, графическая, числовая; отличие естественного языка от компьютерного.

Уметь: приводить примеры носителей информации в древности и в наши дни; кодировать и декодировать сообщения при помощи кодовых таблиц и правил; приводить примеры графической, числовой, текстовой информации.

ПР «Кодирование информации». Т «Виды информации»

3

Информация и данные 12/1


Текст. Текстовые данные. Графические данные. Число, числовая информация, десятичное кодирование, двоичное кодирование, числовые данные.

Знать: о возможности преобразования числовой информации в текстовую и обратно; смысл понятий «дата» и «время», «текущая дата» и «текущее время»; смысл и возможность использования двух знаков для кодирования информации; основные инструменты счёта, которые использовались в древности и используются современными людьми, десятичное кодирование.

Уметь: называть знаки цифрового алфавита в возрастающем и убывающем порядке; формулировать и решать информационные задачи, содержащие понятия «дата» и «время»; решать простейшие информационные задачи на кодирование и декодирование с использованием таблицы соответствия; выбирать из меню нужные операции, запускать программу и выходить из неё; выполнять на калькуляторе простые численные расчёты.

ПР « Помощники человека при счёте». СР «Числовая информация»

4

Документ и способы его создания 10/1


Документ, электронный документ. Поиск документа. Создание текстового и графического документа.

Знать: текст – цепочка символов, которая имеет смысл или не имеет смысла; простейшие приёмы редактирования текста в текстовом редакторе; о назначении, структуре памяти компьютера; об отличии внутренней памяти от внешней; способы передачи письменной (текстовой) информации на большие расстояния; названия действий с информацией, которыми обозначают тот или иной вид её обработки: представление, кодирование и декодирование, сложение, вычитание.

Уметь: набирать небольшие текстовые сообщения на компьютере; приводить примеры внешней памяти.

ПР «Текстовая информация». Т «Память компьютера»


ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:

основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;

основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;

основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;

основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.




ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ


Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

  • критическим отношением к информации и избирательность её восприятия;

  • уважением к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

  • осмыслением мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

  • началом профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • освоить способы решения проблем творческого и поискового характера;

  • сформировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • уметь использовать знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умения вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

  • осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;

  • овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • уметь слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

  • овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;

  • овладеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Регулятивные УУД:

  • способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

  • умения управлять своей познавательной деятельностью;

  • умение организовывать свою деятельность;

  • определять её цели и задачи;

  • выбирать средства и применять их на практике;

  • оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

  • формирование и развитие по средствам знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

  • умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • представлять, анализировать и интерпретировать данные;

  • работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами с помощью компьютерных средств;

  • владеть основами пространственного воображения;

  • уметь исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры;

  • уметь описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, схемы, таблицы);

  • знать правила работы с компьютером и технику безопасности;

  • уметь составлять простые и составные логические выражения;

  • уметь определять истинность простых логических выражений;

  • уметь решать логические задачи в соответствии с уровнем обучения;

  • уметь создавать информационные модели компьютерными средствами;

  • уметь составлять алгоритм решения задачи различными способами: текстовым или графическим;

  • иметь представление о процессе управления;

  • уметь приводить примеры управления в повседневной жизни.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ученик научится понимать:

- что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;

- что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;

- что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;

- что человек, природа, книги могут быть источниками информации;

- что человек может быть и источником информации, и приёмником информации;

- правила работы с компьютером и технику безопасности;

- что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;

- что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);

- что данные – это закодированная информация;

- что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;

- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

- что данные – это закодированная информация;

- что информацию можно представить числами;

- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них в виде чисел;

- что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;

- что данные – это закодированная информация;

- что информацию можно представить текстом;

- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них в виде текста;


В том числе для детей с ОВЗ

  • составлять элементарные алгоритмы деятельности;

  • создавать несложные модели;

  • отличать источники информации от приемников.


Ученик получит возможность научиться:

- пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером.

- кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия.

- представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте числами;

- кодировать информацию числами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;

- называть и описывать различные помощники человека при счёте и обработке информации (счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер).

- представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте в виде текста;

- работать с текстами на экране компьютера.





МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Учебно – методический комплект авторского коллектива Н.В.Матвеевой, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатовой, Л.П. Панкратовой, Н.А. Нуровой, рекомендованный к использованию в учебном процессе в текущем учебном году, в состав которого входят:

а) методическое пособие для учителя. «Обучение информатике» 2 – 4 классы, Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012;

б) учебник (ФГОС) в 2 частях «Информатика и ИКТ» 2 класс, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 г;

в) рабочая тетрадь (ФГОС) в 2 частях «Информатика и ИКТ» 2 класс, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 г;

г) тетрадь для контрольных работ (ФГОС) 2 класс. М.: Бином, Лаборатория знаний,2014г.

д) ЭОР к методическому пособию (ФГОС) 2 класс. М.: Бином, Лаборатория знаний,2014г.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для учащихся:

  1. Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ: учебник для 2 класса- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014

  2. Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 2 класса, ч. 1- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014

  3. Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 2 класса, ч. 2- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014

  4. Матвеева Н.В. Книга для чтения "Расширь свой кругозор". БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014


Для учителя:

  1. Авторская программа курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы «Информатика. Программа для начальной школы: 2 – 4 классы (ФГОС)/ Н.В.Матвеева, М.С. Цветкова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012 г;

  2. Методическое пособие для учителя. «Обучение информатике» 2 – 4 классы, Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г;

  3. Учебник (ФГОС) «Информатика и ИКТ» 2 класс, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 г;

Технические средства обучения

  • 10 ученических компьютеров с установленной операционной системой Windows

  • интерактивная доска - 1

  • ученическая доска - 1

  • проектор - 1

  • принтер - 1

  • звуковые колонки – 2

  • сканер - 1

Цифровые и информационные ресурсы( в том числе ресурсы Интернета)


  • ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика», 2 класс(http://school-collection.edu.ru);

  • ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории»(http://school-collection.edu.ru);

  • Авторская мастерская Н.В. Матвеевой(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/);

  • Лекторий «ИКТ в начальной школе» (http://metodist.lbz.ru/lections/8/);

  • ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 2 класс, Н.В. Матвеева и др.;

  • Собственные разработки учителя, размещенные на Современном учительском портале(http://easyen.ru/);

  • Электронный учебный комплекс «Мир информатики»;

  • Электронный учебный комплекс «Страна фантазий».




КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Перечень контрольных работ


№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Контрольная работа №1 по теме: «Виды информации, человек и компьютер».

1

2

Контрольная работа №2 по теме: «Кодирование информации».

1

3

Контрольная работа №3 по теме: «Информация и данные».

1

4

Контрольная работа №4 по теме: «Документ и способы его создания».


1





Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

При выполнении письменной контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляется отметка:

«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала).


Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,

которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее пони-мание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.












































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!