СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 4 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 4 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования» (ФГОС НОО) и составлена на основе учебного плана школы на 2020-2021 учебный год, авторской программы по информатике для начальной школы для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы (Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 год), а также с учетом основной образовательной программы школы и Федерального перечня учебников, утверждённых, рекомендованных к использованию.


Актуальность. Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария.  Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ),  освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так  и в реальных жизненных ситуациях,  становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Курс начальной школы является частью непрерывного курса информатики, включающий в себя пропедевтический курс обучения информатике, который позволит подготовить обучающихся к использованию приобретенных навыков и умений на следующих ступенях обучения. В ходе изучения информатики происходит активное развитие определенных видов мышления: системного мышления – способности к рассмотрению объектов и явлений в виде набора более простых элементов, составляющих единое целое; алгоритмического мышления – умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также умения решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий; объектно-ориентированного мышления – умения работать с объектами, объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов в этой группе или общих действиях, выполняемых над этими предметами; формального мышления и способности применять логику при решении информационных задач – умения выполнять операции над понятиями и простыми суждениями.


Цель курса:

- формирование общих представлений об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;

- ознакомление с базовой системой понятий информатики;

- развитие способностей ориентироваться в информации разного вида; элементов алгоритмической деятельности; образного и логического мышления; строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов;

- освоение знаний, составляющих основу информационной культуры;

- овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

- воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности; этических норм работы с информацией, бережного отношения к техническим устройствам.


Задачи:

  1. научить решать конкретные информационные задачи определенного класса и уровня сложности;

  2. сформировать первичные представления об объектах информатики, таких как «информация», «сообщение», « информационный объект», «система объектов», «модель», «суждение», «умозаключение», «понятие», «алгоритм», «исполнитель», «программа», «управление», «управляющий объект», « объект управления», «управляющий сигнал», «цель управления»;

  3. научить применять полученные в процессе изучения информатики общие учебные умения и навыки, т.е.:

    • научить представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания (текста, таблицы или схемы);

    • научить решать элементарные информационные задачи с помощью компьютера;

    • научить осознанно использовать в своей учебной деятельности:

- устную и письменную речь с целью общения;

- письменные сообщения для передачи информации на большие расстояния;

- кодирование как действие по преобразованию формы представления информации;

- навыки использования компьютера при решении информационных задач;

4. сформировать первичные навыки логического и алгоритмического мышления;

5. сформировать понимание взаимосвязи первоначальных понятий и видеть их связь с объектами реальной действительности;

6. сформировать первоначальные знания, которые позволят в дальнейшем воспринимать содержание базового и профильных курсов информатики;

7. сформировать навык коммуникативных умений и элементов информационной культуры, научить осуществлять сбор, хранение, обработку и передачу информации


Место и роль предмета информатики

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета из расчета 1 учебный час в неделю.

Формы обучения: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Формы контроля: устный опрос, тестирование, практические работы.


Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту ООО, и составлена на основе примерной программы основного общего образования согласно следующим нормативным документам:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте Росси 01.10.2013 № 30067);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 г. «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 35-98-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой корона вирусной инфекции (COVID-19)».



Место предмета в федеральном базисном учебном плане.


Рабочая программа по информатике и ИКТ для 4 класса рассчитана на 34 недель по 1 час в неделю, всего 34 часа. В соответствии с годовым учебным календарным графиком ГБОУ СШ № 7 им. М.К. Янгеля на 2020/2021 учебный год количество часов на I полугодие в 4 «А», «Б» классах составляет всего 15 часов.










ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Раздел

Тема урока

Деятельность учащихся


Глава 1.

Повторение.

7 часов.

Техника безопасности. Человек в мире информации

Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: знакомство со структурой курса, методи­ческим аппаратом, структурой учебника, навигационными значками (с. 4); обсу­ждение «горизонтов» развития; определе­ние входных знаний, самоанализ; повто­рение понятий, связанных с восприятием информации человеком, действиями с информацией, источником и прием­ником информации; самостоятельная работа в компьютерной среде текстового редактора (актуализация практических приемов работы) с использованием заданий электронного приложения, об­мен знаниями, обсуждение; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Действия с данными

Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: ак­туализация знаний, полученных на пре­дыдущих уроках (фронтальный опрос), входных данных об информации и дан­ных, действиях с ними (беседа); группо­вая работа с текстом и иллюстрациями параграфа по индивидуальным заданиям, обмен знаниями, обсуждение, подведение итогов, формулирование основных понятий; взаимное консультирование, обсуждение результатов работы; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Объект и его свойства

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: актуализация знаний об объекте и его свойствах (фронтальный опрос); обсуждение понятия «объект», «имя объекта», «свойства объекта»; обсуждение схемы (с. 29); работа в группах «сильный — сла­бый» (подбор примеров, представление описания объектов в виде схем), обмен знаниями, обсуждение; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 31), обсуждение, подведение итогов; коллективное проектирование выполне­ния дифференцированного домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Отношения между объектами

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: фронтальный опрос по материалам домашнего задания; актуализация знаний об отношениях ме­жду объектами; работа в малых группах (подбор примеров и описание отношений между объектами с использованием ма­териалов учебника, с. 34-37); самостоя­тельная работа по заданиям электронного приложения, обсуждение; коллективное проектирование выполнения дифферен­цированного домашнего задания; коммен­тирование итогового оценивания

Компьютер как система

Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: проверка домашнего задания; актуали­зация знаний о компьютере (обращение к личному опыту); изучение материалов учебника (с. 40-43) совместно с учите­лем; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 44), взаимное консультирование, обсуждение, подведе­ние итогов; коллективное проектирова­ние выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Подготовка к контрольной работе № 1

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контроль­ного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных за­труднений в деятельности): актуализация знаний об информации, ее источниках и приемниках, объектах и отношениях между ними, частях персонального ком­пьютера по материалам рубрик «Теперь мы знаем», «Мы научились», «Термины для запоминания» (с. 46—47); выполне­ние индивидуальных творческих заданий в компьютерной среде по материалам рубрики «Мы научились» и с использо­ванием работы с терминами (с. 51), кол­лективное обсуждение, корректировка; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Контрольная работа №1по теме: «Повторение»

Итоговое тестирование

Глава 2.

Понятие, суждение, умозаключение.

8 часов.

Мир понятий

Формирование у учащихся умений по­строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): актуализация знаний об объектах и их свойствах; работа в малых группах (составление описания объектов и их свойств с использованием объектов окру­жающей действительности, иллюстраций учебника, с. 50); коллективный анализ таблицы (с. 51); беседа по материалам учебника (с. 52-53); работа с текстом, подбор примеров; самостоятельная ра­бота по заданию рубрики «Выполни» (с. 54), обсуждение, взаимопроверка, подведение итогов; совместное проекти­рование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Деление понятий

Формирование у учащихся умений по­строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): актуализация знаний о понятии; беседа по материалам иллюстраций (с. 58-59); составление схемы понятий; фрон- ' тальная работа с терминами «родовое» и «видовое понятие»; работа в малых группах (составление схем понятий); ра­бота с материалами учебника (с. 59-60) по индивидуальным заданиям, обмен знаниями, обсуждение; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 61—62), взаимное консультирование, взаимопроверка, обсуждение, подведе- ние итогов; совместное проектирование выполнения домашнего задания; ком­ментирование итогового оценивания

Обобщение понятий

Формирование у учащихся умений по­строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): ак­туализация знаний, полученных на пре­дыдущем уроке; актуализация первичных знаний о действиях с понятиями; беседа по материалам учебника (с. 64-65); рабо­та в малых группах по индивидуальным заданиям (выполнение действий с поня­тиями); самостоятельная работа по за­данию рубрики «Выполни» (с. 66-67), обмен знаниями, обсуждение; групповая работа по индивидуальным маршрутам по заданиям учебника, рабочей тетради, электронного приложения, взаимопро­верка, обсуждение, подведение итогов; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Отношения между понятиями

Формирование у учащихся умений по­строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): актуализация входных знаний (беседа); изучение нового материалам по материа­лам таблиц (с. 70-75); работа в группах по индивидуальным заданиям (установление отношений между понятиями), совместный анализ, взаимопроверка, обсуждение; самостоятельная работа по знанию рубрики «Выполни» (с. 76-77), обмен знаниями, обсуждение; проверка освоения основных понятий; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Понятия «истина» и «ложь»

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний понятий, способов действий и т. д.): актуализация первичных знаний о высказываниях, операциях над ними; изучение содержания параграфа совместно с учителем; беседа, дискуссия; поиск ответов на вопросы учителя в материала? параграфа и электронного приложения; анализ таблицы (с. 81); работа в малых ’ группах по индивидуальным заданиям с высказываниями, обсуждение, взаимо­проверка; самостоятельная работа по за­данию рубрики «Выполни» (с. 81-82), обсуждение, совместное проектирование выполнения домашнего задания; ком­ментирование итогового оценивания

Суждение

Формирование у учащихся умений по­строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.); актуализация первичных знаний о сужде­ниях; изучение содержания параграфа совместно с учителем; беседа, дискус­сия; поиск ответов на вопросы учителя в материалах параграфа и электронного приложения; работа с таблицей (с. 87), индивидуальная работа по составлению аналогичных примеров, взаимное кон­сультирование, комментирование; работа в малых группах по индивидуальным заданиям с использованием рабочей тетради и электронного приложения; самостоятельная работа по заданию руб­рики «Выполни» (с. 88—89), обсуждение, подведение итогов; совместное проекти­рование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Умозаключение

Формирование у учащихся умений по­строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): актуализация знаний об умозаключении (фронтальный опрос); изучение содер­жания параграфа совместно с учителем; беседа, дискуссия, обсуждение примеров; работа в малых группах по индивидуаль­ным заданиям, взаимопроверка, обмен знаниями; самостоятельная работа по за­данию рубрики «Выполни» (с. 94), обсу­ждение, подведение итогов; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Подготовка к контрольной работе № 2

Формирование у учащихся способностей с рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной формы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): актуализация знаний о понятии, термине, действиях понятиями, суждении, видах суждений, умозаключении по материалам рубрик Теперь мы знаем», «Мы научились», Термины для запоминания» (с.96-97); выполнение индивидуальных творче­ских заданий в компьютерной среде по материалам рубрики «Мы научились» и с использованием работы с терминами (с. 97), коллективное обсуждение, кор­ректировка; совместное проектирование выполнения домашнего задания; ком­ментирование итогового оценивания

Контрольная работа №2 по теме: «Понятие, суждение, умозаключение».

Контрольный опрос, контрольная письменная работа, итоговое тестирование

Глава 3.

Мир понятий.

9 часов.

Модель объекта

Формирование у учащихся умений по­строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): построение информационного маршру­та главы 3, установление связей с ранее изученными понятиями (обсуждение, дискуссия); актуализация входных зна­ний о модели и моделировании (фрон­тальный опрос); изучение основных по­нятий параграфа совместно с учителем; восприятие графической и текстовой информации параграфа; беседа, поиск ответов на вопросы учителя; комменти­рование иллюстраций учебника, подбор аналогичных примеров; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 12-13), обмен знаниями, обсуждение; проверка сформированности ключевых понятий по материалам рубрики «Глав­ное» (с. 13); совместное проектирование выполнения домашнего задания; ком­ментирование итогового оценивания

Текстовая и графическая модель

Формирование у учащихся умений по­строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): ак­туализация знаний о текстовых и графи­ческих моделях; совместное изучение; текстовых и графических моделей; работа в малых группах по индивидуальным за­даниям (составление текстовых и графи­ческих моделей, в том числе с использова­нием заданий электронного приложения), обмен знаниями, обсуждение, корректи­ровка; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 18-19), взаимное консультирование, обмен знаниями, подведение итогов; совместное проекти­рование

Алгоритм как модель действий

Формирование у учащихся умений по­строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): ак­туализация знаний об алгоритмах; работа в группах (изучение примеров алгорит­мов в соответствии с поставленной учеб­ной задачей или проблемным вопросом, сформулированным учителем), обмен знаниями, обсуждение; поиск ответов на вопросы учителя, формулирование выводов; самостоятельная работа по за­данию рубрики «Выполни» (с. 27), обмен знаниями, обсуждение, подведение ито­гов; совместное проектирование выпол­нения

Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов.

Формирование у учащихся умений по­строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): ак­туализация знаний об алгоритмах и спо­собах их записи; работа в группах (изуче­ние примеров алгоритмов в соответствии с поставленной учебной задачей или про­блемным вопросом, сформулированным учителем), обмен знаниями, обсуждение; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 34), обмен зна­ниями, обсуждение, подведение итогов; совместное проектирование выполнения домашнего задания;

Исполнитель алгоритма

Формирование у учащихся умений по­строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.); актуализация знаний об алгоритмах и ис­полнителях; работа в группах (изучение примеров алгоритмов в соответствии с поставленной учебной задачей или про­блемным вопросом, сформулированным учителем), обмен знаниями, обсуждение; самостоятельная работа по заданию руб­рики «Выполни» (с. 40-41), обмен зна­ниями, обсуждение, подведение итогов; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Компьютер как исполнитель

Формирование у учащихся умений по­строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): актуализация знаний о компьютере как исполнителе; выдвижение гипотезы о свойствах объекта, который можно назвать исполнителем алгоритма; работа с таблицей (с. 44), корректировка реше­ний; работа в малых группах с терминами параграфа; поиск ответов на вопросы учителя, подбор примеров, обоснование, обмен знаниями, обсуждение; само­стоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 47-48), взаимное консуль­тирование, обмен знаниями, формули­рование выводов; совместное проектиро­вание выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Подготовка к контрольной работе № 3

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контроль­ного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных за­труднений в деятельности): актуализация знаний о моделях, моделировании, ал­горитмах по материалам рубрик «Теперь мы знаем», «Мы научились», «Термины для запоминания» (с. 50-51); выполне­ние индивидуальных творческих заданий в компьютерной среде по материалам рубрики «Мы научились» и с использо­ванием работы с терминами (с, 51), кол­лективное обсуждение, корректировка; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Контрольная работа №3 по теме: «Мир моделей».

Контрольный опрос, контрольная письменная работа, итоговое тестирование

Глава 4. Управление. 10 часов.

Кто кем и зачем управляет?

Формирование у учащихся умений по­строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): построение информационного маршру­та главы 4, установление связей с ранее изученными понятиями (совместное обсуждение, дискуссия); рассказ учите­ля; беседа по новой теме; поиск ответов на вопросы; устное комментирование иллюстраций учебника; подбор при­меров управления; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 57—58), взаимное консультирование, обсуждение; совместное проектирование выполнения домашнего задания; ком­ментирование итогового оценивания

Управляющий объект и объект управления

Формирование у учащихся умений по­строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): совместное изучение материалов пара­графа; рассказ учителя; поиск ответов на вопросы учителя в тексте параграфа; изучение графических материалов пара­графа, подбор аналогичных примеров; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 64—66), взаимное консультирование, обсуждение; совмест­ное проектирование выполнения домаш­него задания; комментирование итогово­го оценивания

Цель управления

Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: из­учение материалов параграфа совместно с учителем; поиск ответов на вопросы учителя в тексте параграфа, обсуждение ответов; работа в малых группах (анализ таблиц, с. 69-72, подбор аналогичных примеров), обсуждение; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 73-74), обмен знаниями, обсуждение; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Управляющее воздействие

Формирование у учащихся умений по­строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): из­учение материала параграфа совместно с учителем; поиск ответов на вопросы учителя в материалах параграфа; дискус­сия; работа в группах с графическим ма­териалом параграфа и дополнительными разделами по индивидуальным заданиям (узнавание управляющего воздействия в различных ситуациях и приведение аналогичных примеров), обсуждение, анализ, корректировка; работа в группах «сильный - слабый» по заданию рубри­ки «Выполни» (с. 82-83), обмен знаниями, обсуждение; проверка сформированности знаний; совместное про­ектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Средство управления

Формирование у учащихся умений по­строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): изучение материала параграфа совместно с учителем; поиск ответов на вопросы учителя в материалах параграфа; дискус­сия; работа в группах с графическим ма­териалом параграфа и дополнительными разделами по индивидуальным заданиям I (узнавание управляющего воздействия I в различных ситуациях и приведение аналогичных примеров), обсуждение, анализ, корректировка; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 90—91), обмен знаниями, обсуждение; проверка сформированности знаний; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Результат управления

Формирование у учащихся умений по- j строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): j изучение материала параграфа совместно с учителем; поиск ответов на вопро­сы учителя в материалах параграфа; дискуссия; работа в группах с графиче­ским материалом параграфа и допол­нительными разделами по индивиду­альным заданиям (анализ управления | и приведение аналогичных примеров); самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 105-107), об­мен знаниями, обсуждение; проверка сформированности знаний; совместное проектирование выполнения домашне­го задания; комментирование итогового оценивания

Современные средства коммуникации

Формирование у учащихся умений по­строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): из­учение материалов параграфа совместно с учителем; поиск ответов на вопросы учителя в материалах параграфа; дискус­сия, проверка сформированности зна­ний, самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 115-116), обмен знаниями, обсуждение; совместное про­ектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Подготовка к контрольной работе № 4

Формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: решение разноуровневых задач по теме главы; проверка сформирован­ное™ основных понятий; выполнение индивидуальных контрольных заданий, выборочная проверка, выполнение дополнительных заданий для коррек­тировки результатов; работа в группах (выполнение творческих заданий, ра­бота с дополнительными источниками информации, в том числе с книгой «Расширь свой кругозор»); совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания

Контрольная работа №4 по теме: «Управление».

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контроль­ного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных за­труднений в деятельности): выполнение индивидуальных заданий по материалам главы 4; выполнение индивидуальных и групповых творческих заданий, пред­ставление результатов, обсуждение; про­верка сформированное™ знаний по ма­териалам рубрик «Теперь мы знаем», «Мы научились», «Термины для запоми­нания» (с. 118—119);

Анализ контрольной работы № 4

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контроль­ного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных за­труднений в деятельности): выполнение индивидуальных заданий по материалам главы 4; выполнение индивидуальных и групповых творческих заданий, пред­ставление результатов, обсуждение; про­верка сформированное знаний по ма­териалам рубрик «Теперь мы знаем», «Мы научились», «Термины для запоми­нания» (с. 118—119); комментирование итогового оценивания

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Глава 1. Повторение. (7 часов).

Человек в мире информации. Действия с данными. Объект и его свойства. Отношения между объектами. Компьютер как система.

Контрольная работа №1 по теме: «Повторение».


Глава 2. Понятие, суждение, умозаключение (9 часов).

Понятие. Деление и обобщение понятий. Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Понятия «истина» и «ложь». Суждение. Умозаключение. Повторение, компьютерный практикум. Работа со словарем.

Практические работы

  • «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры»

  • «Редактирование изображений в растровом редакторе Paint»

  • «Создание изображения в растровом редакторе Paint с использованием текста и элементов коллажа»

  • «Создание комбинированного документа в текстовом процессоре Word»

Контрольная работа №2 по теме: «Понятие, суждение, умозаключение».


Глава 3. Мир моделей(8 часов).

Модель объекта. Модель отношений между понятиями. Алгоритм. Исполнитель алгоритма. Компьютерная программа. Повторение, работа со словарем. Повторение, подготовка к контрольной работе, работа со словарем.

Практические работы

  • «Графический исполнитель Стрелочка: рисование простых геометрических фигур».

  • «Графический исполнитель Стрелочка: рисование букв и цифр».

  • «Рисование в векторном графическом редакторе, встроенном в Word, трехмерных изображений».

Контрольная работа №3 по теме: «Мир моделей».


Глава 4. Управление(10 часов)

Управление собой и другими людьми. Управление неживыми объектами. Схема управления. Управление компьютером. Повторение, тестирование, игры и эстафеты.

Практические работы

  • «Графический исполнитель Стрелочка: рисование замкнутых контуров».

  • «Графический исполнитель Стрелочка: рисование сложных геометрических рисунков».

  • «Рисунок на свободную тему»

Контрольная работа №4 по теме: «Управление».


п/п

Тема (количество часов/контрольных работ)

1

Повторение. 7/1


Человек в мире информации. Действия с данными. Объект и его свойства. Отношения между объектами. Компьютер как система.

Понимать: классификацию информации по способу воспроизведения (звуковая, зрительная, тактильная, обонятельной, вкусовая); классификацию по способу представления (текстовая, числовая, графическая, табличная); что человек обрабатывает информацию, а компьютер обрабатывает закодированные данные; что любые события, явления или предметы окружающей действительности называют объектами; что существует взаимосвязь между объектами окружающего мира в виде отношений; что объекты одного класса образуют систему; что компьютер можно рассматривать как единую систему взаимосвязанных устройств.

Знать: правила работы с компьютером и технику безопасности; основные источники получения информации; что одну и ту же информацию можно представить разными способами: текстом, рисунком, таблицей, символами.

Уметь: получать необходимую информацию об объекте из имеющегося источника; находить и называть отношения между объектами; классифицировать объекты по общему признаку; пользоваться электронными средствами обучения для достижения цели решения задачи.

Контрольная работа «Повторение»

2

Понятие, суждение, умозаключение. 9/1


Мир понятий. Деление понятий. Обобщение понятий. Отношения между понятиями. Понятия «истина» и « ложь». Суждение. Умозаключение.

Учащиеся должны понимать: что с понятиями можно совершать различные действия: деление, обобщение; что понятие всегда находится в определенных отношениях между собой; что существуют симметричные и не симметричные понятия; для чего используют диаграмму Эйлера; какими бывают отношения между понятиями (равнозначность, пересечение, подчинение); что существуют понятия «истина» и «ложь».

Знать: о существовании 2 миров: мире объектов реальной действительности и мире понятий об этих объектах (виртуальный мир); что понятие – объект внутреннего виртуального мира; что такое суждение и умозаключение.

Уметь: формулировать понятие; приводить примеры понятий; определять принадлежат ли термины к понятиям; обобщать понятия, делить понятия; приводить примеры отношений между понятиями; приводить примеры истинных суждений; приводить примеры ложных суждений; оценивать истинность высказывания.

Контрольная работа по теме «Понятие, суждение, умозаключение»

3

Мир моделей. 8/1


Модель объекта. Текстовая и графическая модели. Алгоритм как модель действий. Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. Исполнитель алгоритмов. Компьютер как исполнитель.

Знать: о понятии модели объектов, о возможных разновидностях моделей, о понятии знаковой моделей; о целях создания модели; о понятиях «текстовая» и «графическая» модель; о понятиях «алгоритм» и « исполнитель алгоритмов»; о компьютере как исполнителе; о видах алгоритмов: линейных, с ветвлением, о способах записи алгоритмов: текстовом и графическом; чем отличается исполнитель-человек от исполнителя – компьютера; о системе команд конкретного исполнителя; что такое компьютерная программа.

Уметь: искать информацию в имеющемся источнике; приводить примеры моделей; приводить примеры алгоритмов, выяснять, является ли последовательность действий алгоритмом; приводить примеры способов описания решения задачи; определять вид алгоритма; приводить примеры исполнителей; составлять простейшие алгоритмы в текстовой и графической форме; использовать электронные образовательные ресурсы для решения поставленной задачи.

Контрольная работа по теме «Мир моделей»

4

Управление. 10/1


Кто кем и зачем управляет. Управляющий объект и объект управления. Цель управления. Управляющее воздействие. Средства управления. Результат управления. Современные средства коммуникации.

Знать: о понятиях «управление», «управляющий объект», «объект управления»; что управление объектами зависит от цели; что управление может происходить с помощью управляющих воздействий (словесных, знаковых, световых, звуковых и т.д); что управление может осуществляться не только непосредственно, но и с помощью современных средств коммуникации.

Уметь: узнавать ситуации, связанные с управлением объектами; называть цель управления для конкретного случая; приводить примеры управляющих воздействий и управляющих сигналов; приводить примеры современных средств коммуникации; пользоваться электронными образовательными ресурсами для решения поставленной задачи.

Контрольная работа по теме «Управление».




ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества. Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ


Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

  • критическим отношением к информации и избирательность её восприятия;

  • уважением к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

  • осмыслением мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

  • началом профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • освоить способы решения проблем творческого и поискового характера;

  • сформировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • уметь использовать знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умения вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

  • осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;

  • овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • уметь слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

  • овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;

  • овладеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Регулятивные УУД:

  • способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

  • умения управлять своей познавательной деятельностью;

  • умение организовывать свою деятельность;

  • определять её цели и задачи;

  • выбирать средства и применять их на практике;

  • оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

  • формирование и развитие по средствам знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

  • умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).


Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • представлять, анализировать и интерпретировать данные;

  • работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами с помощью компьютерных средств;

  • владеть основами пространственного воображения;

  • уметь исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры;

  • уметь описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, схемы, таблицы);

  • знать правила работы с компьютером и технику безопасности;

  • уметь составлять простые и составные логические выражения;

  • уметь определять истинность простых логических выражений;

  • уметь решать логические задачи в соответствии с уровнем обучения;

  • уметь создавать информационные модели компьютерными средствами;

  • уметь составлять алгоритм решения задачи различными способами: текстовым или графическим;

  • иметь представление о процессе управления;

  • уметь приводить примеры управления в повседневной жизни.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ученик научится:

        • называть основные источники информации;

        • понимать назначение основных устройств компьютера;

        • соблюдать правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);

        • составлять алгоритмы с помощью блок-схем;

        • строить модели управления, понимать цель управления.



В том числе для детей с ОВЗ

  • составлять элементарные алгоритмы деятельности;

  • создавать несложные модели;

  • отличать источники информации от приемников.



Ученик получит возможность научиться:

        • кратко рассказывать о себе, своей семье, друге – составлять устную текстовую модель;

        • составлять небольшие письменные описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу с помощью текстового редактора;

        • составлять алгоритм решения текстовых задач (не более 2–3 действий);

        • распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на экране компьютера;

        • сравнивать различные объекты реальной действительности по размерам, взаимному расположению в пространстве и выражать эти отношения с помощью схем;

        • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму) и строить простые графические модели в виде схемы, эскиза, рисунка; различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы;

        • различать части предметов и отображать их в рисунке (схеме); выполнять инструкции (алгоритмы) при решении учебных задач;

        • определять цель своей деятельности, осуществлять выбор варианта деятельности, осуществлять организацию в соответствии с составленным планом (алгоритмом) собственной трудовой деятельности, и уметь отвечать на вопросы «Что я делаю?», «Как я делаю?» и осуществлять самоконтроль за ее ходом и результатами;

        • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

        • создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов, используя знания и умения, приобретенные в учебной деятельности и повседневной жизни;

        • использовать телефон, радиотелефон, магнитофон и другие аудио, видео и мультимедийные средства коммуникации;

        • работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

        • сравнивать и упорядочивать (классифицировать) объекты по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости и пр.;

        • обогащать жизненный опыт, удовлетворять свои познавательные интересы, осуществлять поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете с помощью непосредственного наблюдения, измерения, сравнения и используя мультимедийные средства обучения;

        • самостоятельно использовать всевозможные игры и электронные конструкторы, тренажеры;

        • осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы над компьютерными проектами и презентациями;

        • решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера;

        • осуществлять поиск информации с использованием простейших запросов;

        • изменять и создавать простые информационные объекты на компьютере.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Учебно – методический комплект авторского коллектива Н.В.Матвеевой, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатовой, Л.П. Панкратовой, Н.А. Нуровой, рекомендованный к использованию в учебном процессе в текущем учебном году, в состав которого входят:

а) учебник (ФГОС) в 2 частях «Информатика и ИКТ» 4 класс, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 г;

б) рабочая тетрадь (ФГОС) в 2 частях «Информатика и ИКТ» 4 класс, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 г;

в) тетрадь для контрольных работ (ФГОС) 4 класс. М.: Бином, Лаборатория знаний, 2019 г.

г) ЭОР к методическому пособию (ФГОС) 4 класс. М.: Бином, Лаборатория знаний, 2019 г.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для учащихся:

  1. Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014

  2. Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 4 класса, ч. 1- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019

  3. Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 4 класса, ч. 2- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019

  4. Матвеева Н.В. Книга для чтения "Расширь свой кругозор". БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014


Для учителя:

  1. Авторская программа курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы «Информатика. Программа для начальной школы: 2 – 4 классы (ФГОС)/ Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015 г;

  2. Методическое пособие для учителя. «Обучение информатике» 2 – 4 классы, Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015г;

  3. Учебник (ФГОС) в 2 частях «Информатика и ИКТ» 4 класс, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 г;


Цифровые и информационные ресурсы( в том числе ресурсы Интернета)


  • ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика», 4 класс(http://school-collection.edu.ru);

  • ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории»(http://school-collection.edu.ru);

  • Авторская мастерская Н.В. Матвеевой(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/);

  • Собственные разработки учителя, размещенные на Современном учительском портале(http://easyen.ru/);

  • Электронный учебный комплекс «Мир информатики»;






КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Перечень контрольных работ


Тема

Кол-во часов

1

Контрольная работа №1 по теме: «Повторение».

1

2

Контрольная работа №2 по теме: «Понятие, суждение, умозаключение».

1

3

Контрольная работа №3 по теме: «Мир моделей».

1

4

Контрольная работа №4 по теме: «Управление».

1


Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.


При выполнении письменной контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляется отметка:

«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала).


Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.


Перечень практических работ


№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры

1

2

Редактирование изображений в растровом редакторе Paint

1

3

Создание изображения в растровом редакторе Paint с использованием текста и элементов коллажа

1

4

Создание комбинированного документа в текстовом процессоре Word

1

5

Графический исполнитель Стрелочка: рисование простых геометрических фигур

1

6

Графический исполнитель Стрелочка: рисование букв и цифр»

1

7

Рисование в векторном графическом редакторе, встроенном в Word, трехмерных изображений

1

8

Графический исполнитель Стрелочка: рисование замкнутых контуров

1

9

Графический исполнитель Стрелочка: рисование сложных геометрических рисунков

1

10

Рисунок на свободную тему

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!