Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 19
адрес: территория: телефон:
ул. Текстилей д.17 г. Ногинск, Московской области 8(496)515-13-44, 8(496)515-13-42
_____________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей математики, информатики и физики _____________/Н.В.Ефремова Протокол №___от ___.___.2019 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _____________/ Е.В.Старова ____._____________2019 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ оош № 19 _____________/ О.Н.Тиунова Приказ от ___.___.2019 г. №___ М.П. |
Рабочая программа
по предмету "Информатика"
(по предмету, элективному курсу, внеурочной деятельности и др.)
1 уровень программы базовый
(базовый, профильный или расширенное изучение предмета)
Учебный год: 2019- 2020
Класс: 6 Б
Составитель: Ефремова Н.В., учитель информатики первой квалификационной категории
Рабочая программа по предмету «Информатика» разработана на основе авторской программы по информатике для основной школы: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5-6 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018). В соответствии с учебным планом и планом-графиком МБОУ оош № 19 на 2019 – 2020 учебный год на изучение курса отводится 35 часов (1 час в неделю) 34,5 недели. Содержание предмета реализуется с помощью учебника ФГОС «Информатика»: Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. и рабочей тетради по предмету ФГОС «Информатика»: Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе государства;
- понимание роли информационных процессов в современном обществе;
- овладение первичными навыками анализа и оценки получаемой информации;
- ответственное отношение к информации с учетом правовых норм;
- формирование важности личной ответственности за качество информационной среды;
- умение организации информационно-образовательного пространства с учетом гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Предметные:
Обучающийся научится:
использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также
понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в
информатике;
описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные
от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных;
Обучающийся получит возможность:
познакомиться с примерами использования формальных (математических) моделей,
понять разницу между математической (формальной) моделью объекта и его натурной
(«вещественной») моделью, между математической (формальной) моделью
объекта/явления и его словесным (литературным) описанием;
узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только
два символа, например 0 и 1;
познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных
компьютерах;
познакомиться с двоичной системой счисления;
познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными
современными кодами.
понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»;
понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;
строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать
возможные состояния и системы команд этих исполнителей;
система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность
возникновения отказа при выполнении команды);
Обучающийся научится:
базовым навыкам работы с компьютером;
использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных
типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы,
электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные
энциклопедии);
знаниям, умениям и навыкам, достаточным для работы на базовом уровне с различными
программными системами и сервисами указанных типов; умению описывать работу этих
систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии.
Обучающийся получит возможность:
и соответствующим понятийным аппаратом;
научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие
иллюстративные материалы, презентации и т. п.;
компьютеров в современных научно-технических исследованиях (биология и медицина,
авиация и космонавтика, физика и т. д.).
Обучающийся научится:
базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет - сервисов при
решении учебных и внеучебных задач;
накопителей данных, интернет – сервисов и т. п.;
Обучающийся получит возможность:
компьютерами, методами поиска в Интернете;
познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная
информация, подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными
подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника,
сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.).
Работа в информационном пространстве.
Обучающийся научится:
- базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет - сервисов при решении учебных и внеучебных задач;
- организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет - сервисов и т. п.;
- основам соблюдения норм информационной этики и права.
Обучающийся получит возможность:
- познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете;
Метапредметные
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
определять и формулировать цель деятельности на уроке; определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
работать по предложенному учителем плану;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формул;
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
преобразовывать, представлять, хранить информационные объекты (текстов, рисунков, алгоритмов и т. п.) с использованием наиболее широко распространенных компьютерных инструментальных средств;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре), осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять алгебраические рассказы и задачи на основе простейших алгебраических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.
Обучающийся получит возможность научиться:
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью;
использовать догадку, озарение, интуицию;
осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
формулировать собственное мнение и донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Обучающийся получит возможность научиться:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
определять возможные роли в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.
Содержание учебного предмета
Информационное моделирование (23 часа)
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Компьютерный практикум «Клавиатурный тренажер».
Практическая работа № 1 «Работаем с основными объектами операционной системы».
Практическая работа № 2 «Работаем с объектами файловой системы».
Практическая работа № 3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов».
Практическая работа № 4 «Повторяем возможности текстового редактора – инструмента создания текстовых объектов».
Практическая работа № 5 «Знакомство с графическими возможностями текстового процессора».
Практическая работа № 6 «Создаем компьютерные документы».
Практическая работа № 7 «Конструируем и исследуем графические объекты».
Практическая работа № 8 «Создаем графические модели».
Практическая работа № 9 «Создаем словесные модели».
Практическая работа № 10 «Создаем многоуровневые списки».
Практическая работа № 11 «Создаем табличные модели».
Практическая работа № 12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре».
Практическая работа № 13 «Создаем информационные модели – диаграммы и графики».
Практическая работа № 14 «Создаем информационные модели – схемы, графы и деревья».
Алгоритмика (9 часов)
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.). Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 15 «Создаем линейную презентацию».
Практическая работа № 16 «Создаем презентацию с гиперссылками».
Практическая работа № 17 «Создаем циклическую презентацию».
Итоговое повторение (3 часа)
Практическая работа №18 «Мой проект»
Годовая контрольная работа за курс 6 класса
Тематическое планирование
№ | Название темы | Всего часов | Контрольная работа | Практические работа |
количество работ по теме |
1 | Информационное моделирование | 23 | 2 | 14 |
2 | Алгоритмика | 9 | 1 | 3 |
3 | Итоговое повторение | 3 | 1 | 1 |
| Итого | 35 | 4 | 18 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Содержание программы Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
I четверть (8 часов) Тема «Информационное моделирование» (23 часа) |
1 | Цели изучения курса информатики. ТБ и организация рабочего места. Объекты окружающего мира | 1 ч | | |
2 | Объекты ОС. ПР №1 «Работаем с основными объектами ОС» | 1 ч | | |
3 | Файлы и папки. Размер файла. ПР №2 «Работаем с объектами файловой системы» | 1 ч | | |
4 | Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. ПР №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (зад 1–3) | 1 ч | | |
5 | Отношение «входит в состав». ПР №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (зад 5–6) | 1 ч | | |
6 | Разновидности объекта и их классификация. ПР №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов» | 1 ч | | |
7 | Классификация компьютерных объектов. Системы объектов. Состав и структура системы. | 1 ч | | |
8 | Контрольная работа № 1 на тему «Объекты» | 1 ч | | |
Итого I четверть | 8 ч | | |
II четверть (8 часов) |
9 | Система и окружающая среда. Система как черный ящик. ПР №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» | 1 ч | | |
10 | ПК как система. ПР №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» | 1 ч | | |
11 | Способы познания окружающего мира. ПР №6 «Создаем компьютерные документы» | 1 ч | | |
12 | Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. ПР №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» | 1 ч | | |
13 | Определение понятия. ПР №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» | 1 ч | | |
14 | Информационное моделирование как метод познания. ПР №8 «Создаём графические модели» | 1 ч | | |
15 | Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания. ПР №9 «Создаём словесные модели» | 1 ч | | |
16 | Математические модели. Многоуровневые списки. ПР №10 «Создаём многоуровневые списки» | 1 ч | | |
Итого II четверть | 8 часов | | |
III четверть (10 часов) Тема «Обработка графической информации» (4 часа) |
17 | Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. ПР №11 «Создаем табличные модели» | 1 ч | | |
18 | Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. ПР №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре» | 1 ч | | |
19 | Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений. ПР №12 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» | 1 ч | | |
20 | Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас» | 1 ч | | |
21 | Многообразие схем и сферы их применения. ПР №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» | 1 ч | | |
22 | Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. ПР №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» | 1 ч | | |
23 | Контрольная работа № 2 по теме «Информационное моделирование» | 1 ч | | |
Тема «Алгоритмика» (9 часов) |
24 | Что такое алгоритм. Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы» | 1 ч | | |
25 | Исполнители вокруг нас. Работа в среде исполнителя Кузнечик | 1 ч | | |
26 | Формы записи алгоритмов. Работа в среде исполнителя Водолей | 1 ч | | |
Итого III четверть | 10 ч | | |
IV четверть (9 часов) |
27 | Линейные алгоритмы. ПР №15 «Создаем линейную презентацию» | 1 ч | | |
28 | Алгоритмы с ветвлениями. ПР №16 «Создаем презентацию с гиперссылками» | 1 ч | | |
29 | Алгоритмы с повторениями. ПР №17 «Создаем циклическую презентацию» | 1 ч | | |
30 | Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником. Работа в среде исполнителя Чертёжник | 1 ч | | |
31 | Контрольная работа № 3 по теме «Алгоритмика» | 1 ч | | |
32 | Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде исполнителя Чертёжник | 1 ч | | |
Тема «Итоговое повторение» (3 часа) |
33 | Практическая работа №18 «Мой проект» | 1 ч | | |
34 | Годовая контрольная работа за курс 6 класса | 1 ч | | |
35 | Защита итогового проекта | 1 ч | | |
Итого IV четверть | 9 ч | | |
Итого год | 35 ч | | |
9