СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 7 - 9 классы

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 7 - 9 классы»

Рассмотрено

на заседании МО

Протокол №

от « » _________ 2021 г.




«Утверждаю»

Директор школы

__________ /Н.В. Лысенко/ Приказ №

от « »___________2021 г.






МКОУ Криушанская средняя общеобразовательная школа

Панинского муниципального района Воронежской области




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике

7 – 9 классы

на 2021-2022 учебный год









Разработал:

Учитель первой

квалификационной категории

Молчевский Сергей Сергеевич















2021г.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по информатике для 7 – 9 классов составлена на основе:

  1. Закона об образовании в РФ №273-ФЗ от 29.12.2012 года

  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

  3. Основной образовательной программы ООО МКОУ Криушанской СОШ

  4. Авторской программы Босовой Л.Л. «Информатика. Программа для основной школы: 7 – 9 классы» - М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016 г.

  5. С учетом учебного плана МКОУ Криушанской СОШ


Рабочая программа по информатике в 7 - 9 классах ориентирована на использование учебников «Информатика»:

1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.

3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.


Количество часов, отводимых на изучение предмета

по классам

7 класс – 35 часов

8 класс – 35 часов

9 класс – 35 часов

Всего: 105 часов


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»

Предметные результаты

Выпускник научится:

  • различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.;

  • различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях;

  • раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;

  • приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;

  • классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;

  • узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;

  • определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;

  • узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить характеристики компьютеров;

  • узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.

Выпускник получит возможность:

  • осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей;

  • узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.

Математические основы информатики

Выпускник научится:

  • описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;

  • кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;

  • оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);

  • определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);

  • определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода;

  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления;

  • записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний;

  • определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;

  • использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);

  • описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно);

  • познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами;

  • использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики, диаграммы).

Выпускник получит возможность:

  • познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;

  • узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;

  • познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах и робототехнических системах;

  • познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов;

  • ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления реальными объектами (на примере учебных автономных роботов);

  • узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие при передаче информации.



Алгоритмы и элементы программирования

Выпускник научится:

  • составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;

  • выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);

  • определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);

  • определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;

  • использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

  • выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);

  • составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере;

  • использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;

  • анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;

  • использовать логические значения, операции и выражения с ними;

  • записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.

Выпускник получит возможность:

  • познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами;

  • создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;

  • познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;

  • познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.);

  • познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.


Использование программных систем и сервисов

Выпускник научится:

  • классифицировать файлы по типу и иным параметрам;

  • выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);

  • разбираться в иерархической структуре файловой системы;

  • осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;

  • использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой и столбчатой);

  • использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию;

  • анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;

  • проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций.

Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всем образовательном процессе):

  • навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;

  • различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);

  • приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;

  • основами соблюдения норм информационной этики и права;

  • познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;

  • узнает о дискретном представлении аудиовизуальных данных.

Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности):

  • узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств;

  • практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);

  • познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном мире;

  • познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в Интернете;

  • познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников);

  • узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты;

  • узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов;

  • получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;

  • познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;

  • получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных исследованиях.


Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»

При реализации программы учебного предмета «Информатика» у учащихся формируется информационная и алгоритмическая культура; умение формализации и структурирования информации, учащиеся овладевают способами представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; у учащихся формируется представление о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; представление об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах; развивается алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; формируются представления о том, как понятия и конструкции информатики применяются в реальном мире, о роли информационных технологий и роботизированных устройств в жизни людей, промышленности и научных исследованиях; вырабатываются навык и умение безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети Интернет, умение соблюдать нормы информационной этики и права.


Введение

Информация и информационные процессы

Информация – одно из основных обобщающих понятий современной науки.

Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой, и информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком.

Примеры данных: тексты, числа. Дискретность данных. Анализ данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных.

Информационные процессы – процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных.

Компьютер – универсальное устройство обработки данных

Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их количественные характеристики.

Программное обеспечение компьютера.

Носители информации, используемые в ИКТ. История и перспективы развития. Представление об объемах данных и скоростях доступа, характерных для различных видов носителей. Носители информации в живой природе.

История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик компьютеров. Суперкомпьютеры.

Физические ограничения на значения характеристик компьютеров. Параллельные вычисления.

Техника безопасности и правила работы на компьютере.

Математические основы информатики

Тексты и кодирование

Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите.

Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке.

Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование.

Двоичный алфавит. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите.

Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова. Разрядность кода – длина кодового слова. Примеры двоичных кодов с разрядностью 8, 16, 32.

Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, Килобайт и т.д. Количество информации, содержащееся в сообщении.

Подход А.Н. Колмогорова к определению количества информации.

Зависимость количества кодовых комбинаций от разрядности кода. Код ASCII. Кодировки кириллицы. Примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Unicode. Таблицы кодировки с алфавитом, отличным от двоичного.

Искажение информации при передаче. Коды, исправляющие ошибки. Возможность однозначного декодирования для кодов с различной длиной кодовых слов.

Дискретизация

Измерение и дискретизация. Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных.

Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGB и CMYK. Глубина кодирования. Знакомство с растровой и векторной графикой.

Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи.

Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением изображений и звуковых файлов.

Системы счисления

Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры представления чисел в позиционных системах счисления.

Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы счисления. Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным основанием. Краткая и развернутая формы записи чисел в позиционных системах счисления.

Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до 1024. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в двоичную и из двоичной в десятичную.

Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно.

Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно.

Арифметические действия в системах счисления.

Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики

Расчет количества вариантов: формулы перемножения и сложения количества вариантов. Количество текстов данной длины в данном алфавите.

Множество. Определение количества элементов во множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения.

Высказывания. Простые и сложные высказывания. Диаграммы Эйлера-Венна. Логические значения высказываний. Логические выражения. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Правила записи логических выражений. Приоритеты логических операций.

Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений.

Логические операции следования (импликация) и равносильности (эквивалентность). Свойства логических операций. Законы алгебры логики. Использование таблиц истинности для доказательства законов алгебры логики. Логические элементы. Схемы логических элементов и их физическая (электронная) реализация. Знакомство с логическими основами компьютера.

Списки, графы, деревья

Список. Первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент. Вставка, удаление и замена элемента.

Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе. Длина (вес) ребра и пути. Понятие минимального пути. Матрица смежности графа (с длинами ребер).

Дерево. Корень, лист, вершина (узел). Предшествующая вершина, последующие вершины. Поддерево. Высота дерева. Бинарное дерево. Генеалогическое дерево.

Алгоритмы и элементы программирования

Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями

Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд исполнителя; команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя. Необходимость формального описания исполнителя. Ручное управление исполнителем.

Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями). Алгоритмический язык (язык программирования) – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. Компьютер – автоматическое устройство, способное управлять по заранее составленной программе исполнителями, выполняющими команды. Программное управление исполнителем.

Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью блок-схем. Отличие словесного описания алгоритма, от описания на формальном алгоритмическом языке.

Системы программирования. Средства создания и выполнения программ.

Понятие об этапах разработки программ и приемах отладки программ.

Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры: компьютер и управляемый им исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий сигналы от цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными (в том числе движущимися) устройствами.

Алгоритмические конструкции

Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных.

Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы.

Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. Запись составных условий.

Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла. Проверка условия выполнения цикла до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и предусловие цикла. Инвариант цикла.

Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.

Примеры записи команд ветвления и повторения и других конструкций в различных алгоритмических языках.

Разработка алгоритмов и программ

Оператор присваивания. Представление о структурах данных.

Константы и переменные. Переменная: имя и значение. Типы переменных: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Двумерные массивы.

Примеры задач обработки данных:

  • нахождение минимального и максимального числа из двух, трех, четырех данных чисел;

  • нахождение всех корней заданного квадратного уравнения;

  • заполнение числового массива в соответствии с формулой или путем ввода чисел;

  • нахождение суммы элементов данной конечной числовой последовательности или массива;

  • нахождение минимального (максимального) элемента массива.

Знакомство с алгоритмами решения этих задач. Реализации этих алгоритмов в выбранной среде программирования.

Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др.

Знакомство с постановками более сложных задач обработки данных и алгоритмами их решения: сортировка массива, выполнение поэлементных операций с массивами; обработка целых чисел, представленных записями в десятичной и двоичной системах счисления, нахождение наибольшего общего делителя (алгоритм Евклида).

Понятие об этапах разработки программ: составление требований к программе, выбор алгоритма и его реализация в виде программы на выбранном алгоритмическом языке, отладка программы с помощью выбранной системы программирования, тестирование.

Простейшие приемы диалоговой отладки программ (выбор точки останова, пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод).

Знакомство с документированием программ. Составление описание программы по образцу.

Анализ алгоритмов

Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; их зависимость от размера исходных данных. Примеры коротких программ, выполняющих много шагов по обработке небольшого объема данных; примеры коротких программ, выполняющих обработку большого объема данных.

Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных данных; определение возможных входных данных, приводящих к данному результату. Примеры описания объектов и процессов с помощью набора числовых характеристик, а также зависимостей между этими характеристиками, выражаемыми с помощью формул.

Математическое моделирование

Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного) моделирования. Отличие математической модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания объекта. Использование компьютеров при работе с математическими моделями.

Компьютерные эксперименты.

Примеры использования математических (компьютерных) моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проверка на простых примерах (тестирование), проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.

Использование программных систем и сервисов

Файловая система

Принципы построения файловых систем. Каталог (директория). Основные операции при работе с файлами: создание, редактирование, копирование, перемещение, удаление. Типы файлов.

Характерные размеры файлов различных типов (страница печатного текста, полный текст романа «Евгений Онегин», минутный видеоклип, полуторачасовой фильм, файл данных космических наблюдений, файл промежуточных данных при математическом моделировании сложных физических процессов и др.).

Архивирование и разархивирование.

Файловый менеджер.

Поиск в файловой системе.

Подготовка текстов и демонстрационных материалов

Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ).

Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Свойства страницы, абзаца, символа. Стилевое форматирование.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, и графических объектов. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и др. История изменений.

Проверка правописания, словари.

Инструменты ввода текста с использованием сканера, программ распознавания, расшифровки устной речи. Компьютерный перевод.

Понятие о системе стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Деловая переписка, учебная публикация, коллективная работа. Реферат и аннотация.

Подготовка компьютерных презентаций. Включение в презентацию аудиовизуальных объектов.

Знакомство с графическими редакторами. Операции редактирования графических объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности. Знакомство с обработкой фотографий. Геометрические и стилевые преобразования.

Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.).

Средства компьютерного проектирования. Чертежи и работа с ними. Базовые операции: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.

Электронные (динамические) таблицы

Электронные (динамические) таблицы. Формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации; преобразование формул при копировании. Выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировка) его элементов; построение графиков и диаграмм.

Базы данных. Поиск информации

Базы данных. Таблица как представление отношения. Поиск данных в готовой базе. Связи между таблицами.

Поиск информации в сети Интернет. Средства и методика поиска информации. Построение запросов; браузеры. Компьютерные энциклопедии и словари. Компьютерные карты и другие справочные системы. Поисковые машины.

Работа в информационном пространстве. Информационно-коммуникационные технологии

Компьютерные сети. Интернет. Адресация в сети Интернет. Доменная система имен. Сайт. Сетевое хранение данных. Большие данные в природе и технике (геномные данные, результаты физических экспериментов, Интернет-данные, в частности, данные социальных сетей). Технологии их обработки и хранения.

Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: почтовая служба; справочные службы (карты, расписания и т. п.), поисковые службы, службы обновления программного обеспечения и др.

Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы; защита от них.

Приемы, повышающие безопасность работы в сети Интернет. Проблема подлинности полученной информации. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в сети Интернет. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция и др.

Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ. Экономические, правовые и этические аспекты их использования. Личная информация, средства ее защиты. Организация личного информационного пространства.

Основные этапы и тенденции развития ИКТ. Стандарты в сфере информатики и ИКТ. Стандартизация и стандарты в сфере информатики и ИКТ докомпьютерной эры (запись чисел, алфавитов национальных языков и др.) и компьютерной эры (языки программирования, адресация в сети Интернет и др.).


7 класс

Тема 1. Информация и информационные процессы

Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т.п.

Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций.

Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.

Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.

Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.

Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации.

Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.

Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации

Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера.

Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика.

Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Тема 3. Обработка графической информации

Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.

Тема 4. Обработка текстовой информации

Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.

Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.

Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.

Тема 5. Мультимедиа

Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.

Звуки и видео изображения. Композиция и монтаж.

Возможность дискретного представления мультимедийных данных

6. Итоговое повторение


8 класс

Тема 1. Математические основы информатики

Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.

Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать любую позиционную систему как знаковую систему;

  • определять диапазон целых чисел в n-разрядном представлении;

  • анализировать логическую структуру высказываний;

  • анализировать простейшие электронные схемы.

Практическая деятельность:

  • переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;

  • выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;

  • строить таблицы истинности для логических выражений;

  • вычислять истинностное значение логического выражения.

Тема 2.Основы алгоритмизации

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.

Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык - формальный язык для записи алгоритмов. Программа - запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами - план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.

Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;

  • определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;

  • анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;

  • сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи. Практическая деятельность:

  • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

  • преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;

  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;

  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;

  • составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

  • составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;

  • составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

  • строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;

  • строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.

Тема 3. Начала программирования

Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.

Этапы решения задачи на компьютере: моделирование - разработка алгоритма - кодирование - отладка - тестирование.

Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать готовые программы;

  • определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;

  • выделять этапы решения задачи на компьютере.

Практическая деятельность:

  • программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;

  • разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;

  • разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла;

  • разрабатывать программы, содержащие подпрограмму.

4. Итоговое повторение

9 класс

Тема 1. Моделирование и формализация

Понятия натурной и информационной моделей. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д.  Использование моделей в практической деятельности. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Реляционные базы данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.  Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

Тема 2. Алгоритмизация и программирование

Этапы решения задачи на компьютере. Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия. Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

Тема 3. Обработка числовой информации

Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.

Тема 4. Коммуникационные технологии

Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.

Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы.

Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете.

Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.

5. Итоговое повторение





















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ



7 класс

Тема

Количество часов

Примечание

1

Информация и информационные процессы

10


2

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

7


3

Обработка графической информации

4


4

Обработка текстовой информации

9


5

Мультимедиа

5


6

Итоговое повторение

2



Итого

35





8 класс

Тема

Количество часов

Примечание

1

Математические основы информатики

13


2

Основы алгоритмизации

10


3

Начала программирования

11


4

Итоговое повторение

1



Итого

35




9 класс

Тема

Количество часов

Примечание

1

Моделирование и формализация

9


2

Алгоритмизация и программирование

8


3

Обработка числовой информации

6


4

Коммуникационные технологии

10


5

Итоговое повторение

2



Итого

35





















Календарно – тематическое планирование 7 класс


п/п

Тема урока

ЭОР

Домашнее задание

Дата

Примечание

план

факт

1.

Введение.Цели изучения курса информатики. Техника безопасности в кабинете информатики и правила поведения для учащихся в кабинете информатики.

Презентация

«ТБ на уроках информатики»

Введение.

01.09 – 12.09



2.

Информация и её свойства.

§ 1.1.

Презентация «Информация и её свойства»

Анимация «Классификация информации по способу ее восприятия» (N 134872)
http://sc.edu.ru/catalog/res/5c889f0e-4fc3-4d94-982e-b2af294325d4/?

§1.1. Ответить письменно на вопрос №7, стр 11. РТ №№ 2,4, 6, 7 .

13.09 – 19.09



3.

Информацион-ные процессы. Обработка информации.

§ 1.2.

Презентация «Информационные процессы»

Анимация «Виды информационных процессов» (N 118499)
http://sc.edu.ru/catalog/res/4ece9b5e-99ef-4ea9-b216-cf078f8222d7/?


§1.2.

Решить задачу №8 , стр 22

20.09 – 26.09



4.

Информационные процессы. Хранение и передача информации

§ 1.2. Презентация «Информационные процессы»

анимация «История средств хранения информации» (N 125863)
анимация «Потеря информации» (N 135081)
анимация «Источник и приемник информации» (N 135155)

РТ № 12, 14, 15

27.09 – 03.10



5.

Всемирная паутина как информационное хранилище

§ 1.3.

Презентация «Всемирная паутина»

демонстрационный имитатор «Работа поисковой системы в Интернете» (N 119393)

§1.3. РТ №21, 22,23

04.10 – 10.10



6.

Представление информации

§ 1.4. Представление информации

Презентация «Представление информации»

анимация «Виды знаков по способу восприятия» (N 135070)
анимация «Классификация знаков по способу восприятия. Сигналы» (N 135152)

§1.4.РТ №33. 34. 35

11.10 – 17.10



7.

Дискретная форма представления информации

§ 1.5.

Презентация «Двоичное кодирование»

Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР

анимация «Определение понятия "кодирование информации"» (N 135044)
анимация «Понятие "код"» (N 134945)

-анимация «Определение понятия "перекодирование информации"» (N 135147)
- тест по теме «Кодирование информации» – «Система тестов и заданий N10» (N 134851)
- виртуальная лаборатория «Цифровые весы» (N 135009)

§1.5. Письменно выполнить задания №№10,11 стр. 44

18.10 – 24.10



8.

Измерение информации (алфавитный подход к измерению информации)

§ 1.6. Презентация «Измерение информации»

анимация «Вычисление количества информации: алфавитный подход» (N 134881)

§1.6.1-1.6.3 Выучить основные понятия и формулы. Выполнить письменно №№5, 7, 11,12 на стр.49

25.10 – 31.10



9.

Единицы измерения информации

тренажер «Интерактивный задачник. Раздел "Измерение информации"» (N 119252)

§1.6.4. Выполнить письменно №№14,15 на стр.49, тестовые задания для самоконтроля стр. 51-55

08.11 – 14.11



10.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информацион-ные процессы». Контрольная работа №1(тест)

Интерактивный тест по теме «Информация и информационные процессы»


15.11 – 21.11



11.

Основные компоненты компьютера и их функции

§ 2.2. Презентация «Персональный компьютер»

анимация «Составляющие системного блока»

- анимация «Открытая архитектура ЭВМ» (N 135123) программа-тренажер "Устройство компьютера - 2"

§2.1.Выпонить

№13,14,15 на стр. 62

22.11 – 28.11



12.

Персональ-ный компьютер.

§ 2.2. Презентация «Персональный компьютер»


§2.2. Выполнить письменно№№7-10.стр. 68-69

29.11 – 05.12



13.

Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение

§ 2.3. Презентация «Программное обеспечение компьютера»

- демонстрация к лекции «Структура программного обеспечения ПК» (N 119268)

§2.3. 1-1.3.2

РТ .№№99, 102, 103


06.12 – 12.12



14.

Системы программиро-вания и прикладное программное обеспечение

§ 2.3. Презентация «Программное обеспечение компьютера»

Информацион-ный модуль по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»

§2.3.3-2.3.5 Выполнить письменно №15 стр 80 .

РТ. №100, 103, 104



13.12 – 19.12



15.

Файлы и файловые структуры

§ 2.4

Презентация «Файлы и файловые структуры»

демонстрация к лекции «Файлы и файловые структуры»

§2.4.

Выполнить письменно №№12-16 стр.89

20.12 – 26.12



16.

Пользовательский интерфейс

§ 2.5.

Презентация «Пользовательс-кий интерфейс»

Информацион-ный модуль по теме «Основные элементы интерфейса и управления»


§2.5. Выполнить письменно: №12 ,стр100, тестовые задания для самоконтроля на стр 101-105.

РТ №№120, 121



27.12 – 29.12



17.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»Контрольная работа №2 (тест)

Интерактивный тест по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»


13.01 – 23.01



18.

Формирова-ние изображения на экране компьютера

§ 3.1.

Презентация «Формирование изображения на экране монитора»

Анимация «Цветовая модель RGB»

§3.1. Выполнить письменно: №9-11

на стр.111.

24.01 – 30.01



19.

Компьютер-ная графика

§ 3.2.

Презентация «Компьютерная графика»

анимация «Изображения на компьютере» (N 196610)

§3.2. Выполнить письменно: №м №№14,15 стр.122

РТ.№№152,157,158



31.01 – 06.02



20.

Создание графических изображений

3.3. Создание графических изображений

Презентация «Создание графических изображений»

- практический модуль теме «Растровый редактор»
- контрольный модуль по теме «Растровый редактор»

§3.3 Выполнить письменно тестовое задания для самоконтро-ля стр. 140

07.02 – 13.02



21.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Контрольная работа №3(тест)

3.3. Создание графических изображений

Презентация «Создание графических изображений»

практический модуль теме «Векторный редактор» контрольный модуль по теме «Векторный редактор» Интерактивный тест по теме «Обработка графической информации»

Тест 3


14.02 – 20.02



22.

Текстовые документы и технологии их создания

§ 4.1.

Презентация «Текстовые документы и технологии их создания»


§4.1

21.02 – 27.02



23.

Создание текстовых документов на компьютере

§ 4.2.

Презентация «Создание текстовых документов на компьютере»


§4.2.

РТ №№169,

173, 175, 176, 178, 179, 181.


28.02 –06.03



24.

Прямое форматирова-ние

§ 4.3.

Презентация «Форматирование текста»


§4.3 1-4.3.4.

Выполнить письменно №7 стр .167.

07.03 – 13.03



25.

Стилевое форматирова-ние

§ 4.3.

Презентация «Форматирование текста»


§4.3.5-1.3.6.

РТ №№188, 189



14.03 –20.03



26.

Визуализация информации в текстовых документах.

§ 4.4.

Презентация «Визуализация информации в текстовых документах»


§4.4

21.03 – 25.03



27.

Распознавание текста и системы компьютерно-го перевода

§ 4.5. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода

Презентация «Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода»

контрольный модуль «Программы-переводчики»

§4.5

04.04 – 10.04



28.

Оценка количествен-ных параметров текстовых документов

§ 4.6.

Презентация «Оценка количественных параметров текстовых документов»


§4.6. Выполнить письменно №5-10 стр. 184

11.04 – 17.04



29.

Проектная работа.


§§4.1-4.6. Выполнить письменно тестовые задания для самоконтроля стр.199-203

18.04 – 24.04



30.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Контрольная работа №4.

Интерактивный тест по теме «Обработка текстовой информации»

Тест 4



25.04 – 01.05



31.

Технология мультимедиа.

§ 5.1. Технология мультимедиа

Презентация «Технология мультимедиа»- анимация "Представление звука в компьютере" (N 196609)
- анимация "Аналого-цифровое и цифро-аналоговое преобразование" (N 135035)

§5.1. Выполнить письменно №№7,8 срт.209

02.05 – 08.05



32.

Компьютер-ныепрезентации

§ 5.2.

Презентация «Компьютерные презентации»


§5.2

10.05 –15.05



33.

Создание мультимедий-ной презентации

§ 5.2.

Презентация «Компьютерные презентации»


§5.2

16.05 –22.05



34.

Обобщение и систематиза-ция основных понятий главы «Мультиме-диа».

Защита проекта.



23.05 – 29.05



35

Повторение



30.05 –31.05














Календарно-тематическое планирование в 8 классе


п/п

Тема урока

Примечание

(ЦОР)

Домашнее задание

Дата

Примечание

план

факт

1

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места

презентация «Информатика и ИКТ»

Подготовить сообщение «Человек в информационном обществе»

01.09 – 12.09



2

Общие сведения о системах счисления

презентация «Систе-мысчисления»

§1.1 (п.1), вопросы № 1–10, 22

РТ: № 2,3, 9, 10, 12, 15,16

13.09 – 19.09



3

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

презентация«Системы счисления»

§1.1 (п.2, 6), вопросы 11, 19;

РТ: № 20, 22, 23, 24, 29, 30

20.09 – 26.09



4

Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. «Компьютерные» системы счисления

презентация «Системы счисления»

§1.1 (п.3, 4), задания 12–13

РТ: № 19, 25, 26, 27, 31

27.09 – 03.10



5

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

презентация «Системы счисления»

§1.1,

задания 15–17

РТ: № 28, 33, 35

04.10 – 10.10



6

Представление целых чисел. Практическая работа №1 «Число и его компьютерный код»

презентация «Представление информации в компьютере»

§1.2 (п.1), вопросы 1–4

РТ: № 43–45

11.10 – 17.10



7

Представление вещественных чисел

презентация «Представление информации в компьютере»

§1.2, задания 5–9

РТ: № 46, 48–50

18.10 – 24.10



8

Высказывание. Логические операции. Практическая работа №2 «Высказывание. Простые и сложные высказывания. Основные логические операции»

презентация «Элементы алгебры логики»

§1.3 (п. 1, 2)

РТ: № 51, 52, 54, 55

25.10 – 31.10



9

Построение таблиц истинности для логических выражений. Практическая работа №3 «Построение отрицания к простым высказываниям, записанным на русском языке»

презентация «Элементы алгебры логики»

§1.3 (п. 3),

задание №10

РТ: № 57

08.11 – 14.11



10

Свойства логических операций. Практическая работа №4«Логические законы и правила преобразования логических выражений»

презентация «Элементы алгебры логики»

§1.3 (п. 4),

РТ: №58-61

15.11 – 21.11



11

Решение логических задач.

Практическая работа №5 «Решение логических задач»

презентация «Элементы алгебры логики»

§1.3 (п. 5),

задание № 12

РТ: № 63, 65

22.11 – 28.11



12

Логические элементы

презентация «Элементы алгебры логики»

§1.3 (п. 6)

задание № 13

РТ: № 66, 67

29.11 – 05.12



13

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа №1

интерактивный тест «Математические основы информатики» или тест к главе 1

Задания нет

06.12 – 12.12



14

Алгоритмы и исполнители

Презентация «Алгоритмы и исполнители»

§3.1,

вопросы №1-19

РТ: №105, 109

13.12 – 19.12



15

Способы записи алгоритмов

Презентация «Способы записи алгоритмов»

§3.2,

вопросы №1-7

20.12 – 26.12



16

Объекты алгоритмов

Презентация «Объекты алгоритмов»

§3.3,

вопросы №1-18

27.12 – 29.12



17

Алгоритмическая конструкция «следование». Практическая работа №9 «Построение алгоритмической конструкции «следование»

Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Следование»

§3.4 (п.1)

13.01 – 23.01



18

Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления. Ветвление

Презентация «Основные алгоритмические конструкции» .

§3.4 (п.2), вопросы №10-22

24.01 – 30.01



19

Неполная форма ветвления.

Практическая работа №10 «Построение алгоритмической конструкции «ветвление»

Презентация «Основные алгоритмические конструкции»

§3.4 (п.2), вопросы №10-22

31.01 – 06.02



20

Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы.Практическая работа №12 «Построение алгоритмической конструкции «повторение»

Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Повторение»

§3.4 (п.3)

стр. 133-136,

вопросы №23-29

07.02 – 13.02



21

Цикл с заданным условием окончания работы. Практическая работа №13 «Построение алгоритмической конструкции «повторение» с заданным условием окончания работы»

Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Повторение»

§3.4 (п.3) стр.136-139, вопросы №30-31

14.02 – 20.02



22

Цикл с заданным числом повторений. Практическая работа №14 «Построение алгоритмической конструкции «повторение» с заданным числом повторений»

Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Повторение»

§3.4 (п.3)

стр. 139-143, вопросы №32-34

21.02 – 27.02



23

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа №3

интерактивный тест «Основы алгоритмизации» или тест к главе 3

Задания нет

28.02 –06.03



24

Общие сведения о языке программирования Паскаль

Презентация «Общие сведения о языке программирования Паскаль»

§4.1,

вопросы №1-11

07.03 – 13.03



25

Организация ввода и вывода данных. Практическая работа №17 «Организация ввода и вывода данных»

Презентация «Организация ввода и вывода данных»

§4.2,

вопросы №1-10

14.03 –20.03



26

Программирование линейных алгоритмов. Практическая работа №19 «Написание программ, реализующих линейный алгоритм на языке Паскаль»


Презентация «Программирование линейных алгоритмов»

§4.4

21.03 – 25.03



27

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.

Презентация «Программирование разветвляющихся алгоритмов»

§4.5 (п.1)

04.04 – 10.04



28

Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. Практическая работа №20 «Написание программ, реализующих разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль»


Презентация «Программирование разветвляющихся алгоритмов»

§4.5 (п.1)

11.04 – 17.04



29-32

Программирование циклических алгоритмов. Практическая работа №21 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы на языке Паскаль»


Презентация «Программирование циклических алгоритмов»

§4.6 (п.2)

18.04 – 24.04

25.04 – 01.05

02.05 – 08.05

10.05 –15.05



33

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования»Проверочная работа №4

интерактивный тест «Начала программирования» или тест к главе 4

Задания нет

16.05 –22.05



34

Обобщение и систематизация основных понятий курса. Проверочная работа №6

интерактивный тест «Коммуникационные технологии»


23.05 – 29.05



35

Повторение



30.05 –31.05



























Календарно – тематическое планирование уроков информатики в 9 классе


Тема урока

Дата

Примечание

по плану

факт

Тема 1. Моделирование и формализация (9 ч)

1.

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места.

01.09 – 12.09



2.

Моделирование как метод познания.

13.09 – 19.09



3.

Знаковые модели.

20.09 – 26.09



4.

Графические модели.

27.09 – 03.10



5.

Табличные модели.

04.10 – 10.10



6.

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных.

11.10 – 17.10



7.

Система управления базами данных.

18.10 – 24.10



8.

Создание базы данных. Запросы на выборку данных.

25.10 – 31.10



9.

Контрольная работа №1 по теме «Моделирование и формализация»

08.11 – 14.11



Тема 2. Алгоритмизация и программирование (8 ч)

10.

Решение задач на компьютере.

15.11 – 21.11



11.

Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива.

22.11 – 28.11



12.

Вычисление суммы элементов массива.

29.11 – 05.12



13.

Последовательный поиск в массиве.

06.12 – 12.12



14.

Сортировка массива.

13.12 – 19.12



15.

Конструирование алгоритмов.

20.12 – 26.12



16.

Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль.

27.12 – 29.12



17.

Контрольная работа № 2 по теме «Алгоритмизация и программирование».

13.01 – 23.01



Тема 3. Обработка числовой информации (6 ч)

18.

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы.

24.01 – 30.01



19.

Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

31.01 – 06.02



20.

Встроенные функции. Логические функции.

07.02 – 13.02



21.

Сортировка и поиск данных.

14.02 – 20.02



22.

Построение диаграмм и графиков.

21.02 – 27.02



23.

Контрольная работа № 3 по теме «Обработка числовой информации».

28.02 –06.03



Тема 4. Коммуникационные технологии (10 ч)

24.

Локальные и глобальные компьютерные сети.

07.03 – 13.03



25.

Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера.

14.03 –20.03



26.

Доменная система имен. Протоколы передачи данных.

21.03 – 25.03



27.

Всемирная паутина. Файловые архивы.

04.04 – 10.04



28.

Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет.

11.04 – 17.04



29.

Технологии создания сайта.

18.04 – 24.04



30.

Содержание и структура сайта.

25.04 – 01.05



31.

Оформление сайта.

02.05 – 08.05



32.

Размещение сайта в Интернете.

10.05 –15.05



33.

Контрольная работа № 4 по теме «Коммуникационные технологии».

16.05 –22.05



34.

Итоговое тестирование.

23.05 – 29.05



35

Основные понятия курса.

30.05 –31.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!