МБОУ «Криволесская ОШ»
Рассмотрено На заседании педагогического совета Протокол № ______ от ______ | Утверждено приказом по школе №____ от ____ Директор школы: ________ |
Рабочая программа
Информатика
7 класс
Учитель: Кулешова Ирина Григорьевна
2019-2020 ученый год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих документов:
- федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- федеральный государственный образовательный стандарт общего образования;
- образовательная программа общего образования МБОУ «Криволесская ОШ» на 2019-2020 учебный год;
- учебный план МБОУ «Криволесская ОШ» на 2019-2020 учебный год;
- календарный учебный график МБОУ «Криволесская ОШ» на 2019-2020 учебный год;
- Информатика. 7-9 классы. Методическое пособие. ФГОС, / Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2014.
- федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2019-2020 учебный год.
Учебник: Информатика: учебник для 7 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2016.
Программа рассчитана на 1 час в неделю (35 часов в год).
Планируемые результаты освоения содержания курса
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы общего образования:
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Учебно–тематический план курса «Информатика» - 7 класс.
№ раздела | Наименование главы | Количество часов |
1 | Введение в информатику. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией | 15 |
2 | Обработка информации. Мультимедиа | 17 |
| Итоговое тестирование | 1 |
| Повторение | 2 |
Итого | | 35 |
Краткое содержание тем учебного курса «Информатика» - 7 класс.
Введение в информатику. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией
Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т.п.
Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.
Основная цель: сформировать понятие компьютера как универсального устройства для работы с информации и основные понятия, выполнения практических занятий по пройденным темам.
Контроль знаний и умений
Обобщение и систематизация знаний по теме «Введение в информатику. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».
Обработка информации. Мультимедиа.
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.
Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.
Основная цель: сформировать понятие обработки информации и основные понятия, выполнения практических занятий по пройденным темам.
Контроль знаний и умений
Обобщение и систематизация знаний по теме «Обработка информации. Мультимедиа».
Итоговое тестирование
Виды и формы контроля:
-промежуточный контроль (тестирование, самостоятельные и практические работы);
-итоговый контроль (итоговое тестирование).
Информационно-методическое обеспечение учебного процесса.
• «Информатика» учебник для 7 класса / Л.Л. Босова, А.Ю.Босова.-3-е изд.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2016.
• «Информатика» 7-9 классы: методическое пособие/ Л.Л. Босова, А.Ю.Босова. – 2-е изд.,перераб. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2017.
• Цифровые образовательные ресурсы сети Интернет: www.lbz.ru, http://metod-kopilka.ru, http://school-collection.edu.ru/catalog/, http://uchitel.moy.su/, http://www.openclass.ru/, http://it-n.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.uchportal.ru/, http://zavuch.info/, http://window.edu.ru/, http://festival.1september.ru/, http://klyaksa.net
• Электронный калькулятор. Операционная система
• Текстовый редактор. Операционная система
• Растровый графический редактор
• Программа разработки презентаций
• Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Материально-техническое обеспечение и использование лабораторного оборудования. (использование наглядных пособий, ТСО и ИКТ).
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Дата | Тема урока |
I четверть (8 часов) |
| | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. |
| | Информация и её свойства. |
| | Информационные процессы. Обработка информации. |
| | Информационные процессы. Хранение и передача информации. |
| | Всемирная паутина как информационное хранилище. |
| | Представление информации. |
| | Дискретная форма представления информации. |
| | Единицы измерения информации. |
II четверть (8 часов) |
| | Основные компоненты компьютера и их функции. |
| | Персональный компьютер. |
| | Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение. |
| | Системы программирования и прикладное программное обеспечение. |
| | Файлы и файловые структуры. |
| | Пользовательский интерфейс. |
| | Обобщение и систематизация знаний по теме «Введение в информатику. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». |
| | Формирование изображения на экране компьютера. |
III четверть (10 часов) |
| | Компьютерная графика. |
| | Создание графических изображений. |
| | Текстовые документы и технологии их создания. |
| | Создание текстовых документов на компьютере. |
| | Прямое форматирование. |
| | Стилевое форматирование. |
| | Визуализация информации в текстовых документах. |
| | Распознавание текста и системы компьютерного перевода. |
| | Оценка количественных параметров текстовых документов. |
| | Оформление реферата. Тема: «Информатика». |
IV четверть (9 часов) |
| | Технология мультимедиа. |
| | Компьютерные презентации. |
| | Компьютерные презентации. |
| | Создание мультимедийной презентации. |
| | Создание мультимедийной презентации. |
| | Обобщение и систематизация знаний по теме «Обработка информации. Мультимедиа». |
| | Итоговое тестирование. |
| | Повторение. |
| | Повторение. |
Итого: | 35 часов |