Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2»
Согласовано Руководитель МО ________О.И. Чубукова Протокол №1 от 31.08.2022 г. | Утверждаю Директор гимназии №2 ________ Н. В. Маслеников Приказ №03-02/181 от 31.08.2022 г. |
Рабочая программа
по информатике
в 7 классе
учитель Шульгин А.Е.
первая квалификационная категория
2022-2023 учебный год
34 часа
г. Ярославль
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; знание истории, культуры своего народа;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты освоения
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Смысловое чтение;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения
Развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах:
распознавание верных и неверных высказываний;
оценивание результатов вычислений при решении практических задач;
выполнение сравнения чисел в реальных ситуациях;
использование числовых выражений при решении практических задач и задач из других учебных предметов;
Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Выпускник научится:
различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система и др;
различать виды информации по способам её восприятия человеком и по способам её представления на материальных носителях;
раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;
приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;
описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;
кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);
определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);
формировать информационную культуру;
формировать представление об основных изучаемых понятиях: информация – и ее свойствах;
определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода;
классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;
узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;
определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;
узнает о истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить характеристики компьютеров;
узнает о том какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров;
классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);
разбираться в иерархической структуре файловой системы;
формировать представление о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
развивать основные навыки и умения использования компьютерных устройств;
осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;
классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять файлы);
классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять файлы);
формировать умения формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять файлы).
Выпускник получит возможность:
познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников);
осознано подходить к выбору ИКТ – средств для своих учебных и иных целей;
узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера;
познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах.
Выпускник овладеет:
навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем (файловые менеджеры); умением описывать работу этих систем с использованием соответствующей терминологии;
приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных;
познакомится с программными средствами для работы с аудио-визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем;
навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем (текстовые редакторы, словари, электронные энциклопедии);
навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем;
познакомится с программными средствами для работы с аудио-визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом.
Содержание учебного предмета
Тема | Содержание |
Информация и информационные процессы | Информация – одно из основных обобщающих понятий современной науки. Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой и информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком. Примеры данных: тексты, числа. Информационные процессы – процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных. Основные понятия, связанные с передачей информации (канал связи, скорость передачи информации по каналу связи, пропускная способность канала связи). Постановка вопроса о достоверности полученной информации, её подкреплённости доказательствами. Знакомство с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.). Анализ данных. Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите. Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке. Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование. Дискретность данных. Двоичный алфавит. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова. Разрядность кода – длина кодового слова. Примеры двоичных кодов с разрядностью 8, 16, 32. Размер (длина) текста как мера количества информации. Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, Килобайт и т. д. Количество информации, содержащееся в сообщении. Подход А.Н. Колмогорова к определению количества информации. Искажение информации при передаче. Коды, исправляющие ошибки. Возможность однозначного декодирования для кодов с различной длиной кодовых слов. |
Компьютер как универсальное устройство обработки информации | Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их количественные характеристики. Компьютеры, встроенные в технические устройства и производственные комплексы. Роботизированные производства, аддитивные технологии (3D-принтеры). Носители информации, используемые в ИКТ. История и перспективы развития. Представление об объемах данных и скоростях доступа, характерных для различных видов носителей. Носители информации в живой природе. История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик компьютеров. Суперкомпьютеры. Физические ограничения на значения характеристик компьютеров. Параллельные вычисления. Техника безопасности и правила работы на компьютере. Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ. Экономические, правовые и этические аспекты их использования. Личная информация, средства ее защиты. Организация личного информационного пространства. Программное обеспечение компьютера. Файловый менеджер. Принципы построения файловых систем. Каталог (директория). Основные операции при работе с файлами: создание, редактирование, копирование, перемещение, удаление. Поиск в файловой системе. Типы файлов. Характерные размеры файлов различных типов (страница печатного текста, полный текст романа «Евгений Онегин», минутный видеоклип, полуторачасовой фильм, файл данных космических наблюдений, файл промежуточных данных при математическом моделировании сложных физических процессов и др.). Личная информация. Основные средства защиты личной информации, предусмотренные компьютерными технологиями. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Архивирование и разархивирование. |
Обработка графической информации | Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGB и CMYK. Модели HSB и CMY. Глубина кодирования. Знакомство с растровой и векторной графикой. Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением изображений. Знакомство с обработкой фотографий. Геометрические и стилевые преобразования. Знакомство с графическими редакторами. Операции редактирования графических объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). Средства компьютерного проектирования. Чертежи и работа с ними. Базовые операции: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты. |
Обработка текстовой информации | Зависимость количества кодовых комбинаций от разрядности кода. Код ASCII. Кодировки кириллицы. Примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Unicode. Таблицы кодировки с алфавитом, отличным от двоичного. Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ). Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Свойства страницы, абзаца, символа. Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, и графических объектов. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и др. История изменений. Проверка правописания, словари. Инструменты ввода текста с использованием сканера, программ распознавания, расшифровки устной речи. Компьютерный перевод. Понятие о системе стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Деловая переписка, учебная публикация, коллективная работа. Реферат и аннотация. |
Мультимедиа | Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Измерение и дискретизация. Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных. Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи. Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением звуковых файлов. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Подготовка компьютерных презентаций. Включение в презентацию аудиовизуальных объектов. |
Тематическое планирование
Название темы | Общее | Контрольные работы | Практические работы |
Информация и информационные процессы | 9 | 1 | 3 |
Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 9 | 1 | 3 |
Обработка графической информации | 3 | 0 | 2 |
Обработка текстовой информации | 10 | 1 | 7 |
Мультимедиа | 3 | 0 | 1 |
Всего | 34 | 3 | 16 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | № урока в теме | Содержание урока | ЦОР | Д/З |
Информация и информационные процессы | |
1 | 1 | Информация – одно из основных обобщающих понятий современной науки. Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой и информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком. | | №1.1.1,1.1.2 |
2 | 2 | Постановка вопроса о достоверности полученной информации, её подкреплённости доказательствами. Знакомство с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.). | | №1.1.3 |
3 | 3 | Информационные процессы – процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных. Основные понятия, связанные с передачей информации (канал связи, скорость передачи информации по каналу связи, пропускная способность канала связи). П/р 1: Информационные процессы | | №1.2 |
4 | 4 | Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите. Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке. Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование. | | №1.4 |
5 | 5 | Примеры данных: тексты, числа. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных. Анализ данных. Дискретность данных. Двоичный алфавит. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. | | №1.5.1 - 1.5.3 |
6 | 6 | Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова. Разрядность кода – длина кодового слова. Примеры двоичных кодов с разрядностью 8, 16, 32. П/р 2: Кодирование информации | | №1.5.4 |
7 | 7 | Размер (длина) текста как мера количества информации. Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, Килобайт и т. д. Количество информации, содержащееся в сообщении. | | №1.6 |
8 | 8 | Подход А.Н. Колмогорова к определению количества информации. Искажение информации при передаче. Коды, исправляющие ошибки. Возможность однозначного декодирования для кодов с различной длиной кодовых слов. П/р 3: Измерение информации | oge.sdamgia.ru/ | №1.6 |
9 | 9 | Измерение и кодирование информации | | |
Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией | |
10 | 1 | Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их количественные характеристики. Носители информации, используемые в ИКТ. История и перспективы развития. Представление об объемах данных и скоростях доступа, характерных для различных видов носителей. Носители информации в живой природе. | | №2.1, №2.2 |
11 | 2 | История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик компьютеров. Суперкомпьютеры. Физические ограничения на значения характеристик компьютеров. Параллельные вычисления. Компьютеры, встроенные в технические устройства и производственные комплексы. Роботизированные производства, аддитивные технологии (3D-принтеры). П/р 4: Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ. | | Записи |
12 | 3 | Техника безопасности и правила работы на компьютере. Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ. | | Записи |
13 | 4 | Программное обеспечение компьютера. Экономические, правовые и этические аспекты использования. | | №2.3 |
14 | 5 | Файловый менеджер. Принципы построения файловых систем. Каталог (директория). Основные операции при работе с файлами: создание, редактирование, копирование, перемещение, удаление. Поиск в файловой системе. Типы файлов. Характерные размеры файлов различных типов (страница печатного текста, полный текст романа «Евгений Онегин», минутный видеоклип, полуторачасовой фильм, файл данных космических наблюдений, файл промежуточных данных при математическом моделировании сложных физических процессов и др.). | | №2.4 |
15 | 6 | Организация личного информационного пространства. П/р 5: Планирование собственного информационного пространства, создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. | | №2.5 |
16 | 7 | Личная информация. Основные средства защиты личной информации, предусмотренные компьютерными технологиями. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. | | Записи |
17 | 8 | Архивирование и разархивирование. П/р 6: Создание и раскрытие архива с использованием программы архиватора. Загрузка файла из файлового архива. | | |
18 | 9 | Персональный компьютер | | |
Обработка графической информации | |
19 | 1 | Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGB и CMYK. Модели HSB и CMY. Глубина кодирования. Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением изображений. Знакомство с графическими редакторами. | | №3.1, №3.2 |
20 | 2 | Знакомство с растровой графикой. Знакомство с обработкой фотографий. Операции редактирования графических объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). П/р 7: Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. | | №3.3.1, №3.3.2 |
21 | 3 | Знакомство с векторной графикой. Геометрические и стилевые преобразования. Средства компьютерного проектирования. Чертежи и работа с ними. Базовые операции: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты. П/р 8: Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические и стилевые преобразования. | | №3.3.3 |
Обработка текстовой информации | |
22 | 1 | Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ). Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Зависимость количества кодовых комбинаций от разрядности кода. Код ASCII. Кодировки кириллицы. Примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Unicode. Таблицы кодировки с алфавитом, отличным от двоичного. | | №4.1 |
23 | 2 | Свойства страницы, абзаца, символа. П/р 9: Редактирование текстовых документов | | №4.2 |
24 | 3 | Включение в текстовый документ нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и др. Гипертекст. Стилевое форматирование. П/р 10: Форматирование текстовых документов | | №4.3 |
25 | 4 | Создание структурированного текста. Включение в текст списков. П/р 11: Создание и форматирование списков. | | №4.4.1 |
26 | 5 | Включение в текст таблиц. П/р 12: Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. | | №4.4.2 |
27 | 6 | Включение в текст диаграмм и графических объектов. П/р № 13: Вставка в документ изображений, диаграмм | | №4.4.3 |
28 | 7 | Проверка правописания, словари. Инструменты ввода текста с использованием сканера, программ распознавания, расшифровки устной речи. Компьютерный перевод. П/р № 14: Перевод текста с использованием системы машинного перевода. | | №4.5 |
29 | 8 | Включение в текстовый документ формул. П/р 15: Оформление решения математических задач с помощью формул в текстовом документе | | Записи |
30 | 9 | Понятие о системе стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Деловая переписка, учебная публикация, коллективная работа. Реферат и аннотация. | | Записи |
31 | 10 | П/р 16: Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации. | | |
Мультимедиа | |
32 | 1 | Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Измерение и дискретизация. Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных. | | №5.1 |
33 | 2 | Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи. Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением звуковых файлов. | | Записи |
34 | 3 | Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Подготовка компьютерных презентаций. Включение в презентацию аудиовизуальных объектов. П/р 17: Создание презентации с использованием анимации и аудиовизуальных объектов. | oge.sdamgia.ru/ | №5.2 |