СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 7 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 7 класс»

МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 2»

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

Денисова А.В.

__________________

«___» ______________ 2022 г.

«Утверждаю»

Директор школы

Л.Г. Осипова

__________________

«___» ___________2022 г.







Рабочая программа учебного предмета

_________________ «Информатика и ИКТ» _______________________
(наименование учебного предмета)

___________Основное общее образование, 7 класс

(уровень образования)

Составлена на основе программы по «Информатике и ИКТ» к УМК И.Г.Семакина, Л.А. Залогова



35 часов
(количество часов, отводимых на реализацию программы)

____Учитель информатики и ИКТ Федорова Ирина Вакиповна _____
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)





Мухоршибирь, 2022 г



I раздел Планируемые результаты освоения

учебного предмета



1. Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.

1.1. Формирование информационной и алгоритмической культуры.

1.2. Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации.

1.3. Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.

2. Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойства.

2.1. Формирование представления о понятии информации и ее свойствах.

2.2. Формирование представления о понятии алгоритма и его свойствах.

2.3. Формирование представления о понятии модели и ее свойствах.

3. Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической.

3.1. Развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя.

3.2. Формирование знаний об алгоритмических конструкциях; знакомство с основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической.

3.3. Формирование знаний о логических значениях и операциях.

3.4. Знакомство с одним из языков программирования.

4. Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

5. Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Доступные виды учебной деятельности.

Изучение  данного  предмета содействует дальнейшему развитию  таких универсальных учебных действий: как: личностные (смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения; развитие Я-концепции и самооценки; развитие морального сознания);познавательные (поиск, переработка и структурирование информации; исследование; работа с научными понятиями и освоение общего приема доказательства как компонента воспитания логического мышления); коммуникативные (осуществление межличностного общения, умение работать в группе), регулятивные (целеполагание, планирование и организация деятельности, самоконтроль).

Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин:

1.Наличием специальных технических средств (каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой - доступ к общим ресурсам);

2.Ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места (особые условия для развития коммуникативных УУД);

3.На уроках информатики значительно активнее формируется самостоятельная деятельность учащихся, организованы условия для создания собственного, личностно-значимого продукта.

Эти особенности позволяют использовать различные виды учебной деятельности на уроках информатики в 7 классе, что эффективно развивает целый ряд универсальных учебных действий.

Для формирования личностных УУД, эффективны не только уроки, но и предоставление возможности проявить себя вне школьной учебы:

  • 1.Создание комфортной здоровьесберегающей среды - знание правил техники безопасности в кабинете информатики, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.

  • 2.Создание условий для самопознания и самореализации – компьютер является как средство самопознания например: тестирование в режиме on-line, тренажеры, квесты; защита презентаций и т.д.

  • 3.Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы - это может быть, например выбор литературы, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п.

  • 4.Наличие способности действовать в собственных интересах, получать, признание в некоторой области - участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности.

Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. Умение ставить личные цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности, при этом, соотнося его с заданностями внешнего мира, определяет в значительной степени успех личности вообще и успех в образовательной сфере в частности:

  • Умение формулировать собственные учебные цели - цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада и т.п.

  • Умение принимать решение, брать ответственность на себя, например, быть лидером группового проекта; принимать решение в случае нестандартной ситуации допустим сбой в работе системы.

  • Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.


В состав познавательных УУД можно включить:

  • Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности, например планирование собственной деятельности по разработке проекта, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием.

  • Умение ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат.

  • Владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, в качестве примера допустим практикум по изучению внутреннего устройства ПК.

  • Умение работать со справочной литературой, инструкциями, например знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе.

  • Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне - построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций.

  • Создание целостной картины мира на основе собственного опыта.

Развитие коммуникативных УУД происходить в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, а также лабораторных работ, выполняемых группой.

Можно выделить следующие виды деятельности этого направления, характерные для уроков информатики в 7 классе:

  • Владение формами устной речи - монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта.

  • Ведение диалога "человек" - "техническая система" - понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды.

  • Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста – это может быть электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации.

  • Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией в том числе - формальных языков, систем кодирования.

  • Умение работать в группе, искать и находить компромиссы, например работа над совместным программным проектом.

Овладение различными видами учебной деятельности ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться.


II раздел Содержание обучения



Общее число часов – 33 ч. Резерв учебного времени – 2 ч.

  1. Введение в предмет 1 ч.

Техника безопасности. Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики.

Тип урока – изучение нового материала

  1. Человек и информация 4 ч (3+1)

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы

Измерение информации. Единицы измерения информации.

Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные приемы редактирования.

Учащиеся должны знать:

  • связь между информацией и знаниями человека;

  • что такое информационные процессы;

  • какие существуют носители информации;

  • функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;

  • как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);

  • что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

  • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

  • измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

  • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

  • пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.


Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Информация и знания. Восприятие и представление информации.

Изучение нового материала

1

Информационные процессы. Поиск информации. Измерение информации. Информационный вес символа. Единицы информации.

Изучение нового материала

1

Практическая работа: «Освоение клавиатуры»

Комплексного применения знаний

1

Контрольная работа №1 по теме: Человек и информация.

Контрольный

1



  1. Компьютер: устройство и программное обеспечение 6 ч (3+3)

Начальные сведения об архитектуре компьютера.

Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера.

Организация информации на внешних носителях, файлы.

Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.

Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.

Учащиеся должны знать:

  • правила техники безопасности и при работе на компьютере;

  • состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

  • основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода

информации);

  • структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;

  • типы и свойства устройств внешней памяти;

  • типы и назначение устройств ввода/вывода;

  • сущность программного управления работой компьютера;

  • принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

  • назначение программного обеспечения и его состав.

Учащиеся должны уметь:

  • включать и выключать компьютер;

  • пользоваться клавиатурой;

  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

  • инициализировать выполнение программ из программных файлов;

  • просматривать на экране директорию диска;

  • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление,

переименование, поиск;

  • использовать антивирусные программы.



Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Назначение и устройство компьютера: данные и программы; принципы Фон Неймана. Компьютерная память: носители и устройства внешней памяти; магистральный принцип взаимодействия устройств ПК.

Изучение нового материала

1

Как устроен персональный компьютер. Основные характеристики ПК: Микропроцессор, внутренняя память, внешняя память.

Изучение нового материала

1

ПО компьютера.

Изучение нового материала

1

Файлы и файловая структура: имя файла; логические диски; путь к файлу.

Практическая работа: Создание файла, работа с файлами и папками

Изучение нового материала

1

Пользовательский интерфейс.

Практическая работа: Знакомство с операционной системой Windows: работа с окнами, запуск программ и завершение работы с ними.

Комплексного применения знаний

1

Практическая работа: Работа с группами файлов. Поиск файлов на диске.

Урок комплексного применения знаний

1




  1. Текстовая информация и компьютер 9 ч (3+6).

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)

Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.

При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.

Учащиеся должны знать:

  • способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);

  • назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

  • основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль,

поиск и замена, работа с файлами).

Учащиеся должны уметь:

  • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

  • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

  • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.



Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Тексты в компьютерной памяти. Гипертекст.

Изучение нового материала

1

Текстовые редакторы и текстовые процессоры. Шрифты и начертания. Форматирование текста. Работа с фрагментом текста. Печать документа.

Изучение нового материала

1

Практическая работа: Редактирование готового текста.

Комплексного применения знаний

1

Практическая работа: Набор и редактирование текста.

Комплексного применения знаний


1

Практическая работа: Форматирование текста. Работа со шрифтами. Поиск и замена текста.

Комплексного применения знаний

1

Практическая работа: работа с формулами.

Комплексного применения знаний

1

Дополнительные возможности текстовых процессоров

Системы перевода и распознавания текста. Программы-переводчики. Сканирование машинописного и рукописного текста.

Изучение нового материала

1

Практическая работа: Сканирование и распознавание текста Форматирование и редактирование текста. Использование дополнительных возможностей.

Комплексного применения знаний

1

Контрольная работа №2 по теме: Текстовая информация и компьютер.

Контрольный

1



  1. Графическая информация и компьютер 7 ч (3+4)

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.

Графические редакторы и методы работы с ними.

Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).

При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.

Учащиеся должны знать:

  • способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

  • какие существуют области применения компьютерной графики;

  • назначение графических редакторов;

  • назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню

инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

Учащиеся должны уметь:

  • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

  • сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.



Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Компьютерная графика. Виды графики.

Технические средства компьютерной графики: монитор, видеопамять и дисплейный процессор, устройства ввода изображения в компьютер.

Изучение нового материала

1

Растровая и векторная графика. Как кодируется изображение.

Изучение нового материала

1

Практическая работа: Интерфейс графического редактора. Построение изображения с использованием различных графических примитивов. Работа с фрагментами изображения.

Комплексного применения знаний

1

Практическая работа: Поворот и отображение рисунка. Работа с текстом в графическом редакторе.

Комплексного применения знаний

1

Практическая работа: Работа с изображением в растровом редакторе.

Комплексного применения знаний

1

Практическая работа: Итоговая работа в растровом редакторе.

Комплексного применения знаний

1

Контрольная работа №3: Итоговая работа в растровом редакторе.

Контрольный

1

  1. Мультимедиа и компьютерные презентации 6 ч (2+4)

Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст, демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора;

При наличии технических и программных средств: запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.



Учащиеся должны знать:

  • что такое мультимедиа;

  • принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;

  • основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

Учащиеся должны уметь:

  • Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Понятие мультимедиа. Области использования.

Компьютерные презентации. Виды презентаций. Этапы создания презентаций. Программные средства для разработки презентаций.

Изучение нового материала

1

Аналоговый и цифровой звук

Технические средства мультимедиа.

Изучение нового материала

1

Практическая работа: Проектирование презентации на произвольную тему.

Комплексного применения знаний

1

Практическая работа: Создание презентации на произвольную тему.

Демонстрация презентации.

Комплексного применения знаний

1

Практическая работа: Создание презентации, содержащей гиперссылки

Комплексного применения знаний

1

Контрольная работа №4 по теме: Технология мультимедиа.

Контрольный

1







III раздел Тематическое планирование


  1. Темы учебного предмета «Информатика и ИКТ»



  1. Введение в предмет – 1 час

  2. Человек и информация – 4 часа

  3. Первое знакомство с компьютером – 6 часов

  4. Текстовая информация и компьютер- 9 часов

  5. Графическая информация и компьютер – 7 часов

  6. Технология мультимедиа -6 часов

  7. Резерв – 2 часа










  1. Календарно – тематическое планирование

Тема урока

Кол-во

часов

Деятельность учителя с учетом программы воспитания

7а (1)


7а (2)


7б (1)


7б (2)


Введение в предмет (1 ч.)

Введение в предмет: предмет информатики; роль информации в жизни людей; содержание базового курса информатики.

Техника безопасности.



1

установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;





Человек и информация (4 ч.)3+1

Информация и знания. Восприятие и представление информации.

1

формирование основ научного мировоззрения: формирование представлений об информации как одном из трех основополагающих понятий науки (веществе, энергии, информации), на основе которых строится современная картина мира.

побуждение обучающихся соблюдать на уроке

общепринятые нормы поведения, правила

общения со старшими (педагогами) и

сверстниками (учащимися), принципы учебной

дисциплины и самоорганизации;

- привлечение внимания обучающихся к

ценностному аспекту изучаемых на уроках

предметов и явлений, инициирование

обсуждений, высказываний своего мнения,

выработки своего личностного отношения к

изучаемым событиям, явлениям, лицам;





Информационные процессы. Поиск информации. Измерение информации. Информационный вес символа. Единицы информации.


1





Практическая работа: «Освоение клавиатуры»


1





Контрольная работа №1 по теме: Человек и информация.

1





Первое знакомство с компьютером (6 ч)3+3

Назначение и устройство компьютера: данные и программы; принципы Фон Неймана. Компьютерная память: носители и устройства внешней памяти; магистральный принцип взаимодействия устройств ПК.

1

подготовка обучающихся к последующей профессиональной деятельности, т.е. к разным видам деятельности, связанным с обработкой информации





Как устроен персональный компьютер. Основные характеристики ПК: Микропроцессор, внутренняя память, внешняя память.

1





ПО компьютера.

1





Файлы и файловая структура: имя файла; логические диски; путь к файлу.

Практическая работа: Создание файла, работа с файлами и папками

1





Пользовательский интерфейс.

Практическая работа: Знакомство с операционной системой Windows: работа с окнами, запуск программ и завершение работы с ними.


1





Практическая работа: Работа с группами файлов. Поиск файлов на диске.

1





Текстовая информация и компьютер (9 ч.)3+6

12

Тексты в компьютерной памяти. Гипертекст.


-включение в урок игровых процедур,

которые помогают поддержать мотивацию учащихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе;

- организация наставничества

мотивированных и эрудированных обучающихся

над неуспевающими одноклассниками, дающего

обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;





13

Текстовые редакторы и текстовые процессоры. Шрифты и начертания. Форматирование текста. Работа с фрагментом текста. Печать документа.






14

Практическая работа: Редактирование готового текста.






15

Практическая работа: Набор и редактирование текста.






16

Практическая работа: Форматирование текста. Работа со шрифтами. Поиск и замена текста.






17

Практическая работа: работа с формулами.






18

Дополнительные возможности текстовых процессоров
Системы перевода и распознавания текста. Программы-переводчики. Сканирование машинописного и рукописного текста.






19

Практическая работа: Сканирование и распознавание текста Форматирование и редактирование текста. Использование дополнительных возможностей.






20

Контрольная работа №2 по теме: Текстовая информация и компьютер.






Графическая информация и компьютер (7 ч.)3+4

21

Компьютерная графика. Виды графики. Технические средства компьютерной графики: монитор, видеопамять и дисплейный процессор, устройства ввода изображения в компьютер.

1

-развитие эстетического восприятия окружающего мира;

-использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения,

проявления человеколюбия и добросердечности,

через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных

ситуаций для обсуждения в классе;

-применение на уроке интерактивных форм работы с учениками: интеллектуальных

игр, дидактического театра для стимулирования познавательной мотивации школьников;

дискуссий, содействующие учащимся в обретении опыта ведения конструктивного

диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат детей командной работе и

взаимодействию с другими учениками;





22

Растровая и векторная графика. Как кодируется изображение.

1





23

Практическая работа: Интерфейс графического редактора. Построение изображения с использованием различных графических примитивов. Работа с фрагментами изображения.

1





24

Практическая работа: Поворот и отображение рисунка. Работа с текстом в графическом редакторе.

1










25

Практическая работа: Работа с изображением в растровом редакторе.

1





26

Практическая работа: Итоговая работа в растровом редакторе.

1





27

Контрольная работа №3: Итоговая работа в растровом редакторе.

1





Технология мультимедиа (6 ч.)2+4

28

Понятие мультимедиа. Области использования.

Компьютерные презентации. Виды презентаций. Этапы создания презентаций. Программные средства для разработки презентаций.

1

инициирование и поддержка

исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ими индивидуальных и

групповых исследовательских проектов, что даст

школьникам возможность приобрести навыки

самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.





29

Аналоговый и цифровой звук

Технические средства мультимедиа.

1





30

Практическая работа: Проектирование презентации на произвольную тему.

1





31

Практическая работа: Создание презентации на произвольную тему.

Демонстрация презентации.

1





32

Практическая работа: Создание презентации, содержащей гиперссылки

1





33

Контрольная работа №4 по теме: Технология мультимедиа.

1





34

резерв

1






35

резерв

1










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!