Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) утвержденным Министерством образования и науки РФ (Приказ №1897 от 17.12.2010 г.).
Программой основного общего образования по информатике (7–9 класс) авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С.В., Шестакова Л. В. ООО «Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний».
- Федеральным перечнем учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2018-2019 учебный год.
- Базисным учебным планом для общеобразовательных организаций Брянской области на 2018-2019 учебный год.
-Учебным планом МБОУ СОШ №2 п. Клетня на 2018-2019 учебный год (приказ №106-О от 30.08.2018 года).
Перечень учебно-методического обеспечения
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
1. Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
3. Информатика и ИКТ : задачник-практикум / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
4. И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
5. Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) (включен в Единую коллекцию ЦОР).
Цели учебного предмета.
Сформировать информационную культуру школьника, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией с использованием современных информационных технологий в основной школе.
Задачи:
- формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления о таком понятии как информация, информационные процессы, информационные технологии;
- совершенствовать умения формализации и структурирования информации, выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- повышение качества преподавания предмета.
Общая характеристика учебного предмета
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Большое место в курсе занимает технологическая составляющая, решающая метапредметную задачу информатики, определенную в ФГОС: формирование ИКТ-компетентности учащихся. Упор делается на понимание идей и принципов, заложенных в информационных технологиях, а не на последовательности манипуляций в средах конкретных программных продуктов. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно-научного мировоззрения.
Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.
Рабочая программа базового курса информатики ориентирована на использование учебно-методического комплекса авторов Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В., который включает в себя учебники завершенной предметной линии для 7-9 классов.
Учебники являются ядром целостного УМК. Помимо учебников в УМК входят: программа по информатике, методическое пособие для учителя, практикум для учащихся, учебные пособия для подготовки к итоговой аттестации. Консультации, видеолекции и другая полезная для учителя информация доступны в авторской мастерской на сайте методической службы издательства:
(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/);
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Информатика и ИКТ» относится к образовательной области «Математика и информатика».
Согласно базисному учебному плану для общеобразовательных организаций Брянской области на 2018-2019 учебный год и учебному плану МБОУ СОШ №2 п.Клетня на 2018-2019 на изучение информатики в 7 классе (базовый уровень) отводится 1 час в неделю (всего 35 часов в год). Промежуточная аттестация проводится в форме практического тестирования.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
В соответствии с ФГОС, курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Важнейшей задачей изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение учащимися информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят в комплекс универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных результатов, т.е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. Поэтому курс несет в себе значительное межпредметное, интегративное содержание в системе основного общего образования.
Личностные результаты
Ученик научится (или получит возможность научиться) критическому отношению к информации и избирательности её восприятия; уважению к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; осмыслению мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; познакомится с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями для профессионального самоопределения,
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД.
освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
формирование умений ставить цель, планирование достижения этой цели;
оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться:
Выполнять поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.
Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, работать в группе.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
измерять информационный объем текста (при использовании компьютерного алфавита);
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором; сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать;
строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
Обучающиеся получат возможность научиться:
различать естественные и формальные языки;
определять состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
выполнять основные режимы работы текстовых редакторов (ввод, редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);
распознавать способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти, назначение графических редакторов, назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа;
определять основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Содержание тем учебного курса.
Человек и информация - 6 ч (4+2)
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы.
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере:
1. Ввод текстовой и цифровой информации с клавиатуры.
2. Вычисление количества информации с помощью калькулятора.
В результате изучения раздела:
учащиеся должны знать:
правила техники безопасности при работе на компьютере;
связь между информацией и знаниями человека;
что такое информационные процессы;
какие существуют носители информации;
как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
учащиеся должны уметь:
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
пользоваться клавиатурой компьютера для ввода данных.
учащиеся получат возможность научиться:
различать естественные и формальные языки
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для эффективного выполнения работ
Компьютер: устройство и программное обеспечение - 6 ч (3+3)
Начальные сведения об архитектуре компьютера. Основные устройства и их характеристики. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере:
1. Комплектация персонального компьютера, подключение устройств
2. Пользовательский интерфейс операционной системы; работа с файловой системой
Проекты и исследования:
Использование антивирусных программ.
В результате изучения раздела:
учащиеся должны знать:
состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
структуру внутренней памяти компьютера, понятие адреса памяти;
типы и свойства устройств внешней памяти;
типы и назначение устройств ввода/вывода;
сущность программного управления работой компьютера;
принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
назначение программного обеспечения и его состав.
Учащиеся должны уметь:
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
инициализировать выполнение программ из программных файлов;
просматривать на экране директорию диска;
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
использовать антивирусные программы.
Учащиеся получат возможность научиться:
определять состав основных устройств компьютера, их назначение и 6нформациионное взаимодействие
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания принципов различного программного обеспечения.
Текстовая информация и компьютер – 10 ч (4+6)
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода).
Практика на компьютере:
Кодирование текстовой информации
Основные приемы ввода и редактирования текста в MS Word
Работа со шрифтами, приемы форматирования текста
Таблицы в текстовом документе
Нумерованные и маркированные списки;
Вставка объектов в текст (рисунков, формул).
В результате изучения раздела:
учащиеся должны знать:
способы представления символьной информации в памяти компьютера;
назначение текстовых редакторов (процессоров);
основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
учащиеся должны уметь:
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
учащиеся получат возможность научиться:
выполнять основные виды работ в текстовом редакторе (редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена), работать с файлами
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения работ на компьютере по подготовке, поиску, обработке информации
Графическая информация и компьютер - 6 ч (3+3)
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Графические редакторы и методы работы с ними. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах.
Практика на компьютере:
Кодирование графической информации
Создание рисунков в векторном графическом редакторе
Проекты и сследования:
Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.
В результате изучения раздела:
учащиеся должны знать:
понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
области применения компьютерной графики;
назначение графических редакторов;
назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа
учащиеся должны уметь:
учащиеся получат возможность научиться:
распознавать способы представления изображений в памяти компьютера
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения технологических, конструкторских, экономических задач.
Мультимедиа и компьютерные презентации - 7 ч (2+5)
Понятие мультимедиа, области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере:
Cоздание презентаций в Power Point
Презентации, содержащее графические изображения, анимацию, звук, текст
Контрольная практическая работа «Использование гиперссылок, регистров в Power Point»
Создание презентации на заданную тему
Проекты и сследования:
Способы презентации проекта
Учебно-тематический план 7 класс (35 часов)
№ п/п | № урока в теме | Название разделов и содержание тем | Дата проведения занятия |
По плану | По факту |
Человек и информация (6) | | |
1 | 1 | Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером Предмет информатики. Роль информации в жизни людей | | |
2 | 3 | Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы | | |
3 | 4 | Практическая работа № 1. Ввод текстовой и цифровой информации с клавиатуры | | |
4 | 5 | Измерение информации. Единицы измерения информации | | |
5 | 6 | Практическая работа № 2 Вычисление количества информации с помощью калькулятора | | |
№ п/п | № урока в теме | Название разделов и содержание тем | Дата проведения занятия |
По плану | По факту |
Компьютер: устройство и программное обеспечение (6) | | |
6 | 1 | Начальные сведения об архитектуре компьютера | | |
7 | 2 | Практическая работа № 3 Комплектация персонального компьютера, подключение устройств | | |
8 | 3 | Виды программного обеспечения (ПО). Организация информации на внешних носителях, файлы | | |
9 | 4 | Практическая работа №4 Пользовательский интерфейс операционной системы; работа с файловой системой | | |
10 | 5 | Двоичное представление данных в памяти компьютера | | |
11 | 6 | Практическая работа №5 Использование антивирусных программ | | |
№ п/п | № урока в теме | Название разделов и содержание тем | По плану | По факту |
Текстовая информация и компьютер(10) | | |
12 | 1 | Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы |
13 | 2 | Практическая работа №6 Кодирование текстовой информации | | |
14 | 3 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними | | |
15 | 4 | Практическая работа №7 Основные приемы ввода и редактирования текста в MS Word | | |
16 | 5 | Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода) | | |
17 | 6 | Практическая работа №8 Работа со шрифтами, приемы форматирования текста | | |
18 | 7 | Таблицы в текстовом документе. Нумерованные и маркированные списки | | |
19 | 8 | Практическая работа №9 Таблицы в текстовом документе | | |
20 | 9 | Практическая работа №10 Нумерованные и маркированные списки | | |
21 | 10 | Практическая работа №11 Вставка объектов в текст (рисунков, формул) | | |
№ п/п | № урока в теме | Название разделов и содержание тем | Дата проведения занятия |
По плану | По факту |
Графическая информация и компьютер (6) | | |
22 | 1 | Компьютерная графика: области применения, технические средства | | |
23 | 2 | Практическая работа №12 Кодирование графической информации | | |
24 | 3 | Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения | | |
25 | 4 | Практическая работа №13 Создание рисунков в векторном графическом редакторе | | |
26 | 5 | Растровая и векторная графика | | |
27 | 6 | Практическая работа №14 Редактирование изображений в растровом графическом редакторе | | |
№ п/п | № урока в теме | Название разделов и содержание тем | По плану | По факту |
Мультимедиа и компьютерные презентации(7) | | |
28 | 1 | Понятие мультимедиа, области применения. Представление звука в памяти компьютера | | |
29 | 2 | Компьютерные презентации. | | |
30 | 3 | Практическая работа №15 Cоздание презентаций в Power Point | | |
31 | 4 | Практическая работа №16 Презентации, содержащее графические изображения, анимацию, звук, текст | | |
33 | 5 | Практическая работа №17 Использование гиперссылок, регистров в Power Point | | |
34 | 6 | Практическая работа №18 Создание презентации на заданную тему | | |
35 | 7 | Практическая работа №19 Защита презентации по теме | | |
Итого | | |
8