СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 7 класс (ФГОС)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка  + календарно -тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 7 класс (ФГОС)»




Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) утвержденным Министерством образования и науки РФ (Приказ №1897 от 17.12.2010 г.).

  • Программой основного общего образования по информатике (7–9 класс) авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С.В., Шестакова Л. В. ООО «Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний».

  • - Федеральным перечнем учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2018-2019 учебный год.

  • - Базисным учебным планом для общеобразовательных организаций Брянской области на 2018-2019 учебный год.

  • -Учебным планом МБОУ СОШ №2 п. Клетня на 2018-2019 учебный год (приказ №106-О от 30.08.2018 года).

Перечень учебно-методического обеспечения
  • Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

  • 1. Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.

  • 3. Информатика и ИКТ : задачник-практикум / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.

  • 4. И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.

  • 5. Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) (включен в Единую коллекцию ЦОР).

Цели учебного предмета.
Сформировать информационную культуру школьника, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией с использованием современных информационных технологий в основной школе.

Задачи:

- формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

- формирование представления о таком понятии как информация, информационные процессы, информационные технологии;

- совершенствовать умения формализации и структурирования информации, выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

- повышение качества преподавания предмета.





Общая характеристика учебного предмета

Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Большое место в курсе занимает технологическая составляющая, решающая метапредметную задачу информатики, определенную в ФГОС: формирование ИКТ-компетентности учащихся. Упор делается на понимание идей и принципов, заложенных в информационных технологиях, а не на последовательности манипуляций в средах конкретных программных продуктов. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно-научного мировоззрения.

Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.

Рабочая программа базового курса информатики ориентирована на использование учебно-методического комплекса авторов Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В., который включает в себя учебники завершенной предметной линии для 7-9 классов.

Учебники являются ядром целостного УМК. Помимо учебников в УМК входят: программа по информатике, методическое пособие для учителя, практикум для учащихся, учебные пособия для подготовки к итоговой аттестации. Консультации, видеолекции и другая полезная для учителя информация доступны в авторской мастерской на сайте методической службы издательства:

(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/);

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Информатика и ИКТ» относится к образовательной области «Математика и информатика».

Согласно базисному учебному плану для общеобразовательных организаций Брянской области на 2018-2019 учебный год и учебному плану МБОУ СОШ №2 п.Клетня на 2018-2019 на изучение информатики в 7 классе (базовый уровень) отводится 1 час в неделю (всего 35 часов в год). Промежуточная аттестация проводится в форме практического тестирования.









Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

В соответствии с ФГОС, курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Важнейшей задачей изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение учащимися информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят в комплекс универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных результатов, т.е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. Поэтому курс несет в себе значительное межпредметное, интегративное содержание в системе основного общего образования.


Личностные результаты

Ученик научится (или получит возможность научиться) критическому отношению к информации и избирательности её восприятия; уважению к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; осмыслению мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; познакомится с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями для профессионального самоопределения,

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД.

  • освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

  • формирование умений ставить цель, планирование достижения этой цели;

  • оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

Познавательные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться:

  • Выполнять поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;

  • использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.

Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, работать в группе.

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

  • как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;

  • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

  • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

  • измерять информационный объем текста (при использовании компьютерного алфавита);

  • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

  • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

  • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

  • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором; сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать;

  • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

  • создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

Обучающиеся получат возможность научиться:

    • различать естественные и формальные языки;

    • определять состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

    • выполнять основные режимы работы текстовых редакторов (ввод, редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);

    • распознавать способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти, назначение графических редакторов, назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа;

    • определять основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
































Содержание тем учебного курса.

  1. Человек и информация - 6 ч (4+2)

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы.

Измерение информации. Единицы измерения информации.

Практика на компьютере:

1. Ввод текстовой и цифровой информации с клавиатуры.

2. Вычисление количества информации с помощью калькулятора.

В результате изучения раздела:

учащиеся должны знать:

  • правила техники безопасности при работе на компьютере;

  • связь между информацией и знаниями человека;

  • что такое информационные процессы;

  • какие существуют носители информации;

  • как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);

  • что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

  • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

  • измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

  • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

  • пользоваться клавиатурой компьютера для ввода данных.

учащиеся получат возможность научиться:

различать естественные и формальные языки

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для эффективного выполнения работ

  1. Компьютер: устройство и программное обеспечение - 6 ч (3+3)

Начальные сведения об архитектуре компьютера. Основные устройства и их характеристики. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.

Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

Практика на компьютере:

1. Комплектация персонального компьютера, подключение устройств

2. Пользовательский интерфейс операционной системы; работа с файловой системой

Проекты и исследования:

Использование антивирусных программ.

В результате изучения раздела:

учащиеся должны знать:

  • состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

  • основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

  • структуру внутренней памяти компьютера, понятие адреса памяти;

  • типы и свойства устройств внешней памяти;

  • типы и назначение устройств ввода/вывода;

  • сущность программного управления работой компьютера;

  • принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

  • назначение программного обеспечения и его состав.

Учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

  • инициализировать выполнение программ из программных файлов;

  • просматривать на экране директорию диска;

  • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

  • использовать антивирусные программы.

Учащиеся получат возможность научиться:

определять состав основных устройств компьютера, их назначение и 6нформациионное взаимодействие

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания принципов различного программного обеспечения.


  1. Текстовая информация и компьютер – 10 ч (4+6)

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода).

Практика на компьютере:

          1. Кодирование текстовой информации

          2. Основные приемы ввода и редактирования текста в MS Word

          3. Работа со шрифтами, приемы форматирования текста

          4. Таблицы в текстовом документе

          5. Нумерованные и маркированные списки;

          6. Вставка объектов в текст (рисунков, формул).

В результате изучения раздела:

учащиеся должны знать:

  • способы представления символьной информации в памяти компьютера;

  • назначение текстовых редакторов (процессоров);

  • основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).


учащиеся должны уметь:

  • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

  • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

  • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

учащиеся получат возможность научиться:

выполнять основные виды работ в текстовом редакторе (редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена), работать с файлами

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения работ на компьютере по подготовке, поиску, обработке информации


  1. Графическая информация и компьютер - 6 ч (3+3)

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Графические редакторы и методы работы с ними. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах.

Практика на компьютере:

  1. Кодирование графической информации

  2. Создание рисунков в векторном графическом редакторе

Проекты и сследования:

Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.

В результате изучения раздела:

учащиеся должны знать:

  • понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

  • области применения компьютерной графики;

  • назначение графических редакторов;

  • назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа

учащиеся должны уметь:

  • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

  • сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

учащиеся получат возможность научиться:

распознавать способы представления изображений в памяти компьютера

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения технологических, конструкторских, экономических задач.


  1. Мультимедиа и компьютерные презентации - 7 ч (2+5)

Понятие мультимедиа, области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

Практика на компьютере:

  1. Cоздание презентаций в Power Point

  2. Презентации, содержащее графические изображения, анимацию, звук, текст

Контрольная практическая работа «Использование гиперссылок, регистров в Power Point»

  1. Создание презентации на заданную тему

Проекты и сследования:

Способы презентации проекта

Учебно-тематический план 7 класс (35 часов)

№ п/п

№ урока в теме

Название разделов и содержание тем

Дата проведения занятия

По плану

По факту

  1. Человек и информация (6)



1

1

Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером Предмет информатики. Роль информации в жизни людей



2

3

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы



3

4

Практическая работа № 1.

Ввод текстовой и цифровой информации с клавиатуры



4

5

Измерение информации. Единицы измерения информации



5

6

Практическая работа № 2 Вычисление количества информации с помощью калькулятора




№ п/п

№ урока в теме

Название разделов и содержание тем

Дата проведения занятия

По плану

По факту

  1. Компьютер: устройство и программное обеспечение (6)



6

1

Начальные сведения об архитектуре компьютера



7

2

Практическая работа № 3 Комплектация персонального компьютера, подключение устройств



8

3

Виды программного обеспечения (ПО). Организация информации на внешних носителях, файлы



9

4

Практическая работа №4 Пользовательский интерфейс операционной системы; работа с файловой системой



10

5

Двоичное представление данных в памяти компьютера



11

6

Практическая работа №5 Использование антивирусных программ




№ п/п

№ урока в теме

Название разделов и содержание тем

По плану

По факту

  1. Текстовая информация и компьютер(10)



12

1

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы

13

2

Практическая работа №6 Кодирование текстовой информации



14

3

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними



15

4

Практическая работа №7 Основные приемы ввода и редактирования текста в MS Word



16

5

Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)



17

6

Практическая работа №8 Работа со шрифтами, приемы форматирования текста



18

7

Таблицы в текстовом документе. Нумерованные и маркированные списки



19

8

Практическая работа №9 Таблицы в текстовом документе



20

9

Практическая работа №10 Нумерованные и маркированные списки



21

10

Практическая работа №11 Вставка объектов в текст (рисунков, формул)



№ п/п

№ урока в теме

Название разделов и содержание тем

Дата проведения занятия

По плану

По факту

  1. Графическая информация и компьютер (6)



22

1

Компьютерная графика: области применения, технические средства



23

2

Практическая работа №12 Кодирование графической информации




24

3

Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения



25

4

Практическая работа №13 Создание рисунков в векторном графическом редакторе




26

5

Растровая и векторная графика



27

6

Практическая работа №14 Редактирование изображений в растровом графическом редакторе




№ п/п

№ урока в теме

Название разделов и содержание тем

По плану

По факту

  1. Мультимедиа и компьютерные презентации(7)



28

1

Понятие мультимедиа, области применения. Представление звука в памяти компьютера



29

2

Компьютерные презентации.



30

3

Практическая работа №15 Cоздание презентаций в Power Point




31

4

Практическая работа №16 Презентации, содержащее графические изображения, анимацию, звук, текст



33

5

Практическая работа №17 Использование гиперссылок, регистров в Power Point



34

6

Практическая работа №18 Создание презентации на заданную тему



35

7

Практическая работа №19 Защита презентации по теме




Итого





8