Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Гиагинского района
Рабочая программа
по информатике
8 класс
на 2021-2022 учебный год
Составлена
учителем математики, информатики
первой категории
Полиной С.В.
п. Новый 2021
Рабочая программа по информатике в 8 классе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике составлена на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;
2. Закона Республики Адыгея от 27 декабря 2013 г. № 264 «Об образовании в Республике Адыгея» ;
3. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №7 Гиагинского района;
4. Учебного плана муниципального общеобразовательного учреждения Гиагинского района «Средняя общеобразовательная школа №7» п.Новый на 2021-2022 учебный год;
5. Положения о структуре, порядке и утверждении рабочих программ МБОУ СОШ №7 Гиагинского района;
6 Примерной программы для 7-9 классов общеобразовательных учреждений (Информатика 7-9 классы. /(сост. И.Г.Семакин, М.С.Цветкова — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
7. Учебника: «Информатика» для 8 класса. Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л.А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2016.
На изучение алгебры в 8 классе отводится 35 часов в год (1ч. в неделю).
Цели программы:
• освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
• овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
• воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
• приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности
Основная задача базового уровня состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Количество учебных часов в соответствии с учебным планом
I четверть | 9 часов |
I I четверть | 7 часов |
I I I четверть | 11 часов |
IV четверть | 8 часов |
Всего | 35 часов |
Содержание программы
Передача информации в компьютерных сетях – 8 ч.
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Выполнение итоговой самостоятельной работы по выполнению поиска в Интернете.
Учащиеся должны знать:
что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.
Учащиеся должны уметь:
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
работать с одной из программ-архиваторов.
Информационное моделирование – 7 ч.
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей
Учащиеся должны знать:
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры натурных и информационных моделей;
ориентироваться в таблично организованной информации;
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
Хранение и обработка информации в базах данных – 8ч.
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Выполнение итоговой самостоятельной работы по созданию базы данных «Видеотека».
Учащиеся должны знать:
что такое база данных, система управления базами данных (СУБД), информационная система;
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
что такое логическая величина, логическое выражение;
что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
организовывать поиск информации в БД;
редактировать содержимое полей БД,
сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД;
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
Табличные вычисления на компьютере – 12 ч.
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Учащиеся должны знать:
что такое электронная таблица и табличный процессор;
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Итоговое повторение 1 ч.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | д/з | Дата |
план | факт |
Глава 1. Передача информации в компьютерных сетях (8 ч.) |
1 | Т/б в кабинете. Как устроена компьютерная сеть | §1 | | |
2 | Электронная почта и другие услуги компьютерных сетей | §2 | | |
3 | Аппаратное и программное обеспечение сети | §3 | | |
4 | Интернет и Всемирная паутина | §4 | | |
5 | Способы поиска информации в Интернете | §5 | | |
6 | Передача информации по техническим каналам связи. | с.32-34 | | |
7 | Архивирование и разархивирование файлов | с. 35-37 | | |
8 | Контрольная работа №1 по теме «Передача информации в компьютерных сетях» | повторить Г1. | | |
Глава 2. Информационное моделирование (7ч.) |
9 | Что такое моделирование | §6 | | |
10 | Графические информационные модели. | §7 | | |
11 | Табличные модели | §8 | | |
12 | Информационное моделирование на компьютере | §9 | | |
13 | Системы, модели, графы. | с.62-67 | | |
14 | Объектно-информационные модели. | с.68-77 | | |
15 | Контрольная работа №2 по теме «Информационное моделирование» | повторить Г.2 | | |
Глава 3. Хранение и обработка информации в базах данных (10 ч.) |
16 | Основные понятия | §10 | | |
17 | Что такое система управления базами данных | §11 | | |
18 | Создание и заполнение баз данных | §12 | | |
19 | Основы логики: логические величины и формулы | §13 | | |
20 | Условия выбора и простые логические выражения | §14 | | |
21 | Условия выбора и сложные логические выражения | §15 | | |
22 | Сортировка, удаление и добавление записей | §16 | | |
23 | Контрольная работа №3 по теме «Хранение и обработка информации в базах данных» | повторить Г.3 | | |
Глава 4. Табличные вычисления на компьютере (10ч.) |
24 | История чисел и систем счисления | §17 | | |
25 | Перевод чисел и двоичная арифметика | §18 | | |
26 | Числа в памяти компьютера | §19 | | |
27 | Что такое электронная таблица | §20 | | |
28 | Правила заполнения таблицы | §21 | | |
29 | Работа с диапазонами. Относительная адресация | §22 | | |
30 | Деловая графика. Условная функция | §23 | | |
31 | Логические функции и абсолютные адреса | §24 | | |
32 | Электронные таблицы и математическое моделирование | §25 | | |
33 | Пример эмитационной модели | §26 | | |
34 | Контрольная работа №4 по теме «Табличные вычисления на компьютере» | повторить Г.4 | | |
35 | Итоговый тест | | | |