СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 8 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Курс рассчитан на изучение в VIII классе – 34 учебных часа (из расчета 1 час в неделю).

Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебников «Информатика и ИКТ» для 8 класса.

Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы базового курса информатики, разработанной авторами учебников Семакиным И.Г., Залоговой Л.А., Русаковым С.В., Шестаковой Л.В., содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Имеются некоторые структурные отличия. Так в рабочей программе изучение материала выстроено в соответствии с порядком его изложения в учебниках, что способствует лучшему его освоению учениками. За счет резерва учебного времени, предусмотренного Программой базового курса информатики, в рабочую программу включены уроки итогового тестирования по изученным темам.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 8 класс»

МБОУ «Чериктейская средняя общеобразовательная школа им. В.Ф. Афанасьева - Алданского»


«Рассмотрено» «Согласно» «Утверждаю»

Руководитель МО ЕМЦ Зам.дир УВР Директор

_______ Саввина А.А. ________ Лугинова Л.Е. _______УшницкаяВ.В.

«_____» _____________ 2018г. «____» ___________ 2018г. «______» ___________ 2018г











Рабочая программа по информатике

для 9 класса






Составитель: учитель информатики

Ушницкая Е.П.












2018- 2019 учебный год

Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 9 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009).

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике.

Рабочая программа по информатике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).

После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.

Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.

Цели

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.


Место предмета в базисном учебном плане

Курс рассчитан на изучение в диапазоне от 8 до 9 классов общеобразовательной средней школы. В настоящем курс изучается в объеме: 8 класс 35 часов, 1 час в неделю, 9 класс: 68 часов, 2 часа в неделю.

Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.

В рабочей программе внесены изменения: увеличено количество часов на изучение разделов «Управление и алгоритмы», «Программное управление работой компьютера», так как этот материал всегда вызывает затруднения у учащихся и, кроме того, материал выносится на ЕГЭ, а в 10-11 классах этот материал больше не изучается.

Раздел «Информационные технологии и общество» был изучен в прошлом году этими учащимися за счет уплотнения материала, а высвободившиеся часы отведены на вышеуказанные разделы.

Место курса в решении общих целей и задач на II ступени обучения. Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.

Основным предназначением образовательной области «Информатика» на II ступени обучения базового уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;

- создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы.

Формы контроля ЗУН (ов);

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах;

  • практикум.





СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА


Модуль 1. Управление и алгоритмы 17ч

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Учащиеся должны знать:

  • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

  • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

  • что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

  • в чем состоят основные свойства алгоритма;

  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

Учащиеся должны уметь:

  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.


Модуль 2. Программное управление работой компьютера 38 ч

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Язык программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задач с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

Учащиеся должны знать:

  • основные виды и типы величин;

  • назначение языков программирования;

  • что такое трансляция;

  • назначение систем программирования;

  • правила оформления программы на Паскале;

  • правила представления данных и операторов на Паскале;

  • последовательность выполнения программы в системе программирования.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с готовой программой на языке Паскаль;

  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

  • отлаживать и исполнять программы в системе программирования.


Модуль 3. Табличные вычисления на компьютере 19 ч

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчётной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.

Учащиеся должны знать:

  • что такое электронная таблица и табличный процессор;

  • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

  • какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

  • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;

  • графические возможности табличного процессора.

Учащиеся должны уметь:

  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

  • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;

  • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

  • создавать электронную таблицу для несложных расчетов.


Модуль 4 Информационные технологии 15 ч

Сжатие текстовой информации. Архиваторы. Компьютерные вирусы, антивирусные программы. Растровая и векторная графика. Устройства для ввода графической информации. Сканирование графической информации. Оптическое распознавание текстов. Тестовый процессор. Приемы работы с текстами. Форматирование текстов. Гипертекст.

Учащиеся должны знать:

  • что такое архиватор, компьютерный вирус, антивирусная программа, сканер, гипертекст, форматирование текста;

  • отличие векторной и растровой графики;

  • способы ввода графической информации в ПК;

  • возможности текстового редактора

Учащиеся должны уметь:

  • архивировать и распаковывать текстовые файлы, папки с файлами;

  • обнаруживать и лечить компьютерные вирусы с помощью антивирусных программ;

  • сканировать графическую информацию;

  • осуществлять оптическое распознавание текстов;

  • вводить, редактировать, форматировать тексты, создавать гипертекст




Календарно – тематический план


Тема урока

Кол – во часов

Тип урока

Содержание

Вид контроля

Д/З

Дата

По плану

Факт дата


Глава 1. Управление и алгоритм 17ч


1

Управление и кибернетика

2

Урок изучения нового материала




Возникновение кибернетики, что такое управление, алгоритм управления.

Фронтальный опрос




2

Управление с обратной связью

2

Комбинированный урок

Линейный алгоритм, обратная связь, модель управления с обратной связью, циклы и ветвление в алгоритмах, системы с программным управлением.

Групповой опрос




3

Определение и свойства алгоритма

2

Комбинированный урок

Происхождение понятия «алгоритм», исполнитель алгоритма, алгоритмический язык, свойства алгоритма, определение алгоритма, формальное исполнение алгоритма.

Тестирование, взаимопроверка




4

Графический учебный исполнитель

1

Комбинированный урок

Назначение и возможности ГРИС, простые команды ГРИС, линейные программы для ГРИС

Фронтальный опрос




5

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы

1

Комбинированный урок

Вспомогательные алгоритмы, обращение и описание вспомогательного алгоритма, метод исследования детализации и срочный метод

Фронтальный опрос




6

Циклические алгоритмы

4

Комбинированный урок

Поэлементный контроль




7

Ветвление и последовательная детализация алгоритмов

4

Урок закрепления изученного материала


Команда цикла, цикл в процедуре, блок-схемы алгоритмов, цикл с предисловием

Самоконтроль

Практическая работа




8

Контрольная работа по теме: «Управление и алгоритмы»

1

Урок систематизации и обобщения знаний








ГЛАВА 2. ПРОГРАМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАБОТОЙ КОМПЬЮТЕРА (38 ч.)


9

Что такое программирование

2

Урок изучения нового материала

Программисты, язык программирования, система программирования

Фронтальный опрос




10

Алгоритмы работы с величинами

2

Урок изучения нового материала

Величины: константы и переменные, система команд, команда присваивания, команда ввода/вывода

Фронтальный опрос




11

Линейные вычислительные алгоритмы

1

Комбинированный урок

Присваивание, свойства присваивания; обмен значениями двух переменных; описание линейного вычислительного алгоритма

Фронтальный опрос




12

Знакомство с языком Паскаль

1

Комбинированный урок

Возникновение и назначение Паскаля, структура программы на Паскле, операторы ввода/вывода, присваивания, правила записи арифметических выражений

Фронтальный опрос




13

Алгоритмы с ветвящейся структурой

1

Комбинированный урок

Представление ветвлений на АЯ. Трассировка ветвящихся алгоритмов, сложные ветвящиес

Тестирование




14

Программирование ветвлений на Паскале

6

Комбинированный урок

Оператор ветвления на Паскале, программирование полного и неполного ветвления, программирование вложенных ветвлений, логические операции

Поэлементный контроль, практическая работа




15

Программирование диалога с компьютером

6

Урок закрепления изученного материала

Диалог с компьютером, пример программирования диалога

Самоконтроль, практическая работа




16

Программирование циклов

1

Комбинированный урок

Этапы решения расчетной задачи на компьютере, задача о перестановке букв, программирование цикла на Паскале, отладка и тестирование программ

Фронтальный опрос




17

Решение задач на компьютере – программирование простых алгоритмов

1

Комбинированный урок


Самоконтроль




18

Алгоритм Эвклида

4

Комбинированный урок

Наибольший общий делитель, идея алгоритма Эвклида, описание алгоритм Эвклида блок-схемой, программа на АЯ на Паскале


Поэлементный контроль, практическая работа




19

Таблицы и массивы

1

Комбинированный урок

Массив, описание и ввод значений в массив на алгоритмическом языке.

Фронтальный опрос, тестирование




20

Массивы в Паскале

4

Комбинированный урок

Описание и обработка массива на Паскале, цикл с параметром на Паскале, форматы вывода

Поэлементный контроль, практическая работа




21

Решение задач на компьютере – программирование простых алгоритмов

1

Комбинированный урок

Самоконтроль




22

Одна задача обработки массива

2

Урок закрепления изученного материала

Случайные числа, датчик случайных чисел на Паскале, алгоритм поиска числа в массиве.


Самоконтроль




23

Решение задач на компьютере – программирование простых алгоритмов

4

Комбинированный урок

Самоконтроль




24

Контрольная работа по теме «Программное управление работой компьютера»

1

Урок проверки и оценки знаний

Контрольная работа





ГЛАВА 3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБЩЕСТВО (13 ч.)



25

Предыстория информатики

2

Урок изучения нового материала

История средств хранения, передачи и обработки информации, машина Бэббиджа

Фронтальный опрос




26

История чисел и систем счисления

2

Урок изучения нового материала

Непозиционные системы древности и позиционные системы

Фронтальный опрос




27

История ЭВМ

1

Урок изучения нового материала

Счетно-перфорационные и линейные машины, начало эпохи ЭВМ, четыре поколения ЭВМ, перспективы пятого поколения

Тестирование




28

История программного обеспечения и ИКТ

3

Комбинированный урок

Структура ПО, история системы программирования, история системного и прикладного ПО

Фронтальный опрос, взаимопроверка




29

Информационные ресурсы современного общества

1

Комбинированный урок

Информационные ресурсы, национальный информационные ресурсы, виды национальных информационных ресурсов

Фронтальный опрос




30

Проблемы формирования информационного общества

2

Комбинированный урок

Информационное общество, информатизация, цели информатизации, информационные преступления и информационная безопасность.

Фронтальный опрос




31

Контрольная работа по теме «Информационные технологии и общество»

1

Урок проверки и оценки знаний






32

Итоговое повторение

1











Итого:

68 ч






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!