Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Софьинская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю
Директор МБОУ Софьинской
средней общеобразовательной школы
_____________И.А. Волхонская
Приказ №____ от__________2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
8 класс
( базовый уровень )
учебник « Информатика. 7 класс.» Л.Л. Босова, А. Ю. Босова
М.: БИНОМ, 2014
Составитель Галан Игорь Николаевич,
учитель информатики
2018 год
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Информатика» в 8 классе
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования по информатике:
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Планируемые результаты изучения курса информатики по темам:
Раздел 1. Введение в информатику
Обучающийся научится:
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
оперировать единицами измерения количества информации;
оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.
Обучающийся получит возможность:
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.
сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов
научиться строить математическую модель задачи – выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Обучающийся научится:
понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов.
исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.
исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Обучающийся получит возможность научиться:
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.);
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
II. Содержание учебного предмета
34 часа в год, 1 час в неделю
Тема 1. Математические основы информатики (12 часов)
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.
Аналитическая деятельность:
• выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления;
• выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления;
• анализировать логическую структуру высказываний.
Практическая деятельность:
• переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно;
• выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;
• записывать вещественные числа в естественной и нормальной форме;
• строить таблицы истинности для логических выражений;
• вычислять истинностное значение логического выражения.
Тема 2. Основы алгоритмизации (11 часов)
Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Аналитическая деятельность:
• определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
• анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
• определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
• сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Практическая деятельность:
• исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
• преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
• строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
• строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
• строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения
Тема 3. Начала программирования (10 часов)
Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл).
Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.
Аналитическая деятельность:
• анализировать готовые программы;
• определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
• выделять этапы решения задачи на компьютере.
Практическая деятельность:
• программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
• разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
• разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла
III. Тематическое планирование
№ | тема | количество часов | из них: контрольные работы |
1. | Тема 1. Математические основы информатики | 12 | 1 |
2 | Тема 2. Основы алгоритмизации | 11 | 1 |
3. | Тема 3. Начала программирования | 10 | 1 |
4. | Повторение | 1 | |
| Итого | 34 | 3 |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ урока | наименование темы | кол-во часов | дата/8Б кл | дата/8А кл |
план | факт | план | факт |
Тема «Математические основы информатики» | | |
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информационная безопасность. Общие сведения о системах счисления. | 1 | 03.09 | | 06.09 | |
2 | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | 1 | 10.09 | | 13.09 | |
3 | Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления | 1 | 17.09 | | 20.09 | |
4 | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | 1 | 24.09 | | 27.09 | |
5 | Представление целых и вещественных чисел | 1 | 01.10 | | 04.10 | |
6 | Множества и операции с ними. | 1 | 08.10 | | 11.10 | |
7 | Высказывание. Логические операции | 1 | 15.10 | | 18.10 | |
8 | Построение таблиц истинности для логических выражений | 1 | 22.10 | | 25.10 | |
9 | Свойства логических операций | 1 | 12.11 | | 08.11 | |
10 | Решение логических задач | 1 | 19.11 | | 15.11 | |
11 | Логические элементы | 1 | 26.11 | | 22.11 | |
12 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Контрольная работа №1. | 1 | 03.12 | | 29.11 | |
Тема «Алгоритмы и программирование. Основы алгоритмизации». |
13 | Алгоритмы и исполнители | 1 | 10.12 | | 06.12 | |
14 | Способы записи алгоритмов | 1 | 17.12 | | 13.12 | |
15 | Объекты алгоритмов | 1 | 24.12 | | 20.12 | |
16 | Алгоритмическая конструкция следование | 1 | 14.01 | | 27.12 | |
17 | Алгоритмическая конструкция ветвление Полная форма ветвления | 1 | 21.01 | | 10.01 | |
18 | Неполная форма ветвления | 1 | 28.01 | | 17.01 | |
19 | Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы | 1 | 04.02 | | 24.01 | |
20 | Цикл с заданным условием окончания работы | 1 | 11.02 | | 31.01 | |
21 | Цикл с заданным числом повторений | 1 | 18.02 | | 07.02 | |
22 | Алгоритмы управления | 1 | 25.02 | | 14.02 | |
23 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа | 1 | 04.03 | | 21.02 | |
Тема «Алгоритмы и программирование. Начала программирования» |
24 | Общие сведения о языке программирования Паскаль | 1 | 11.03 | | 28.02 | |
25 | Организация ввода и вывода данных | 1 | 18.04 | | 07.03 | |
26 | Программирование линейных алгоритмов | 1 | 01.04 | | 14.03 | |
27 | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор | 1 | 08.04 | | 21.04 | |
28 | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений | 1 | 15.04 | | 04.04 | |
29 | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы | 1 | 22.04 | | 11.04 | |
30 | Программирование циклов с заданным условием окончания работы | 1 | 29.04 | | 18.04 | |
31 | Программирование циклов с заданным числом повторений | 1 | 06.05 | | 25.04 | |
32 | Различные варианты программирования циклического алгоритма | 1 | 13.05 | | 16.05 | |
33 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа | 1 | 20.05 | | 24.05 | |
Повторение пройденного материала (1 час) |
34 | Повторение. | 1 | 27.05 | | 31.05 | |
| Итого | 34 | | | | |
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_________ Грачева Е.А.
«____» __________________2018 г.
Согласовано
на заседании ШМО учителей эстетического,
технологического и физического развития
Протокол от «____» ____________2018 г. №____
Руководитель ШМО_______________ М.А. Ладынина
Приложение 2
Лист корректировки рабочей программы
№ п/п | класс | название раздела, темы | дата проведения по плану | причина корректировки | корректирующие мероприятия | дата проведения по факту |
| | | | | | |
| | | | | | |
|
| | | | | |
|
| | | | | |
|
| | | | | |
|
| | | | | |
|
| | | | | |
|
| | | | | |
|
| | | | | |
|
| | | | | |
11