СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 8 класс ФГОС

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана к учебнику для 8 класса общеобразовательной школы / Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С.В., Шестакова Л. В. ООО «Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 8 класс ФГОС»

Рассмотрено Согласовано Утверждено

на заседании МО учителей Заместитель директора по УР Директор МБОУ

естественно- математического цикла МБОУ «Макуловская СОШ» «Макуловская СОШ»

Руководитель МО __________ /Зиатдинова С. А./ ___________/Баканова А. Н./

___________/Маханова Т. А./ «____»____________2018 г. Приказ № ____________

Протокол №_______ от «____»_________2018 г.

от «___»_____________2018 г.






Рабочая программа

по информатике в 8 классе (базовый уровень)

учителя информатики

муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Макуловская средняя общеобразовательная школа»

Антоновой Лилии Миннеахметовны






Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №________от

«____»_________2018 г.






2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике для 8 класса разработана на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный закон РФ «Об образовании» №273 от 21 декабря 2012 года, вступил в силу 1 сентября 2013года, с последующими изменениями.

2. Закон РТ «Об образовании» в действующей редакции.

3. Фундаментальное ядро содержания общего образования и Требования к результатам основного общего образования, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте.

4. Федеральный государственный стандарт общего образования 2010 года.

5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2009 года.

6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/2017 учебный год»;

7. Положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования.

8. Примерные программы по учебным предметам. Информатика. 7-9 классы: проект. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011 г.

9. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189, зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ 3.03.2011 № 19993).

10. Программа по информатике к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы / Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С.В., Шестакова Л. В. ООО «Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний

11. Образовательная программа среднего общего образования МБОУ “Макуловская СОШ”;

12.Учебный план МБОУ «Макуловская СОШ» на 2017-18 учебный год;

13.Локальнй акт МБОУ «Макуловская СОШ» «Положение о рабочей программе».


Данная программа в соответствии с Учебным планом и образовательной программой МБОУ «Макуловская СОШ» рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю) и предназначена для изучения информатики в 8 классе на базовом уровне. Используется учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования РФ, авторы - Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С.В., Шестакова Л. В. ООО «Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний








Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Задачи, в соответствии с ФГОС:

- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.








Содержание учебного предмета

1. Передача информации в компьютерных сетях (8 ч., из них 1 ч. контрольная работа)

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

Обучающиеся должны знать:

  • что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;

  • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

  • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;

  • что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW.

Обучающиеся должны уметь:

  • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;

  • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;

  • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;

  • осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы;

  • работать с одной из программ-архиваторов.

2. Информационное моделирование(4 ч., из них 1 ч. контрольная работа)

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.

Обучающиеся должны знать:

  • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;

  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

Обучающиеся должны уметь:

  • приводить примеры натурных и информационных моделей;

  • ориентироваться в таблично организованной информации;

  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;

3. Хранение и обработка информации в базах данных (10 ч., из них 2 ч. контрольные работы)

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Основы алгебры логики: основные операции, общее и частное решение, упрощение по законам логики.

Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.

Обучающиеся должны знать:

  • что такое база данных, СУБД, информационная система;

  • что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

  • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

  • что такое логическая величина, логическое выражение;

  • что такое логические операции, как они выполняются.

Обучающиеся должны уметь:

  • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

  • организовывать поиск информации в БД;

  • редактировать содержимое полей БД;

  • сортировать записи в БД по ключу;

  • добавлять и удалять записи в БД;

  • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

4. Табличные вычисления на компьютере (10 ч., из них 2 ч. контрольные работы)

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.

Обучающиеся должны знать:

  • что такое электронная таблица и табличный процессор;

  • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

  • какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

  • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;

  • графические возможности табличного процессора.

Обучающиеся должны уметь:

  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

  • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;

  • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

  • создавать электронную таблицу для несложных расчетов.


Учебно-тематический план


Тема

Количество часов

общее

теория

практика

1

Передача информации в компьютерных сетях

8

2

6

2

Информационное моделирование

4

1

3

3

Хранение и обработка информации в базах данных

10

2

8

4

Табличные вычисления на компьютере

10

2

8

5

Повторение

2

0

2

6

Резерв

1

0

1


Итого:

35

7

28


Планируемые результаты освоения


Личностные результаты:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Программа позволяет добиваться следующих результатов для обучающихся по адаптированной программе обучения:


Личностные результаты:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

Предметные результаты:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Учебно-методический комплекс (далее УМК), обеспечивающий обучение курсу информатики, в соответствии с ФГОС, включает в себя:

  • Информатика. Задачник-практикум в 2 т./ Под ред. И.Г.Семакина, Е.К. Хеннера. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

  • Семакин И.Г. Информатика. Программа для основной школы: 7-9 классы/ Семакин И.Г., Цветкова М.С..- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  • Семакин И.Г. Информатика: учебник для 7 класса/ Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  • Семакин И.Г. Информатика: учебник для 8 класса/ Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  • Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Методическое пособие для учителя. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  • Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).

  • Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под. ред. Семакина И.Г. (доступ через авторскую мастерскую на сайте методической службы).






Календарно – тематическое планирование

Тема урока Виды деятельности Дата проведения Домашнее задание Примечание



План Факт

Передача информации в компьютерных сетях. (8 ч.)
1 Введение. ПТБ, ППБ. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей

Аналитическая деятельность:

  • выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;

  • анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;

  • приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;

  • анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации;

  • распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемы пути их устранения.


Практическая деятельность:

  • осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;

  • определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;

  • проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;

создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-страницы, включающей графические объекты.




2 Скорость передачи данных.



3 Входная контрольная работа



4 Электронная почта, телеконференции, обмен файлами Работа с электронной почтой.






5 Интернет Служба World Wide Web. Адресация сети Интернет.



6 Службы WWW. Поиск информации в Интернете




7 Контрольная работа № 1




8 Создание простейшей веб-страниц.




Информационное моделирование (4 ч.)
9 Понятие модели. Назначение и свойства моделей

Аналитическая деятельность:

  • осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;

  • оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;

  • определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.


Практическая деятельность:

  • строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);

  • преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;

  • исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;

  • работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;

  • создавать однотабличные базы данных;

  • осуществлять поиск записей в готовой базе данных;

осуществлять сортировку записей в готовой базе данных




10 Графические информационные модели. Табличные модели



11

Информационное моделирование на компьютере.





12 Контрольная работа 2



Хранение и обработка информации в базах данных (10 ч.)
13

Понятие базы данных. Системы управления базами данных.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • создавать однотабличные базы данных;

  • осуществлять поиск записей в готовой базе данных;

осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.




14

Создание и заполнение баз данных.






15

Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение






16 Основы логики: логические величины и формулы



17 Основные законы логики



18 Условия выбора и простые логические выражения



19 Условия выбора и сложные логические выражения



20 Условия выбора и сложные логические выражения



21 Контрольная работа 3



22 Анализ контрольной работы



Табличные вычисления на компьютере (10 ч.)
23 Системы счисления. Перевод в десятичную систему счисления.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.


Практическая деятельность:

  • создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам;

строить диаграммы и графики в электронных таблицах.




24 Системы счисления. Перевод в десятичную систему счисления



25 Двоичная арифметика



26 Представление чисел в памяти компьютера




27 Контрольная работа 4



28 Обработка числовой информации. Табличный редактор. Создание Книг. Построение таблиц. Построение диаграмм



29 Абсолютные и относительные ссылки. Условные функции



30 Построение графиков и диаграмм. Графическое решение уравнений и систем уравнений.



31 Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели



32 Повторение




33 Итоговая контрольная работа




34 Повторение




35 Повторение





Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

При выполнении контрольной работы все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

90% и более

отлично

70-90%%

хорошо

50-705%%

удовлетворительно

менее 50%

неудовлетворительно



При выполнении практической работы:

грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий.

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки;

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.


Основной инструментарий для оценивания результатов

Обучение на высоком уровне трудности сопровождается соблюдением меры трудности, которая выражена в контроле ка­чества усвоения. В систему проверки и контроля должны быть включены разнообразные способы контроля, но в любом случае система должна обладать развивающей по отношению к уча­щимся функцией. Для этого необходимо выполнение следую­щих условий:

  • ни одно задание не должно быть оставлено без проверки и оценивания со стороны преподавателя;

  • результаты проверки должны сообщаться незамедли­тельно;

  • школьник должен максимально участвовать в процессе проверки выполненного им задания.

Главное в контроле — не оценка знаний и навыков посредст­вом отметок, а дифференцированное и возможно более точное определение качества усвоения, его особенностей у разных уче­ников данного класса.

Предлагаемая система контроля основана на принципе развивающего обучения: в изучении программного материала идти вперед быстрым темпом. Быстрый темп изучения — это отказ от топтания на месте, от однообразного повторения пройденно­го. Практическая реализация принципа изучения в быстром темпе подразумевает постоянный контроль за знаниями и умениями учащихся, так как без убежденности в полном усвоении материала всеми учениками нет смысла двигаться вперед.







Приложение

Контрольно – измерительные материалы

Контрольная работа №1 «Передача информации в компьютерных сетях»


Контрольная работа №2 «Информационное моделирование»

Вариант 1

А1. Какая модель является вербальной?

а) план помещения;

б) дерево каталогов на компьютере;

в) инструкция к техническому устройству;

г) сиквейн.

А2. Какую модель можно рассматривать как информационную?

а) характеристику с места работы;

б)стиральную машину;

в) игрушку;

А3. Какая форма графической модели применима для отображения процессов, происходящего во время?

а) карта; в) чертеж;

б)схема; г) график;

А4. Визуальное представление информационной модели:

а) словесная модель;

б) графическая модель;

в) логическая модель;

г) табличная модель.

В1. К какому типу относится таблица « Спортивная секция», имеющая поля: Ф.И.О., Дата рождения , Рост, Вес, Артериальное давление?

В2. Какие поля должна иметь таблица, по которой можно определить

  1. Имена мальчиков, увлекающихся футболом;

  2. Возраст детей, увлекающихся английским языком;

  3. Фамилии всех детей, увлекающихся рисованием?

С1. Что такое модель?

С2. Ситуации: чтобы смоделировать цветущую клумбу, вы вырезаете из картинок изображения растений. Укажите: объект моделирования, модель объекта, свойства объекта для моделирование, цель моделирования.

С3. Постройте модель генеалогического древа династии Романовых.

Вариант 2.

А1. Какая модель является графической?

А) глобус;

Б) дерево каталогов на компьютере;

В) модель броуновского движения;

Г) сиквейн.

А2. Какую модель можно рассматривать как натурную?

А) характеристику с места работы;

Б) игрушку;

В)техническую инструкцию к стиральной машине;

г) портфолио учащегося.

А3.Какая форма графической модели применима для отображения составных частей изделия и связей между ними?

А)карта; в)чертеж;

Б)график; г)схема;

А4. Информационной моделью организации учебного процесса в школе является:

А) школьный журнал;

Б) расписание уроков;

В) список учителей школы;

Г) перечень учебников;

В1. К какому типу относится таблица, отражающая наличие связей межу объектами какой – либо системы?

В2. Какие поля должна иметь таблица, по которой можно определить:

  1. Имена девочек, увлекающихся вязанием;

  2. Возраст мальчиков, увлекающихся футболом;

  3. Фамилии всех детей, увлекающихся английским языком?

С1. Укажите этап моделирования.

С2.Ситуация: чтобы расставить в комнате мебель, предварительно вы вырежете ее из бумаги. Укажите: объект моделирования, модель объекта, свойства объекта для моделирования, цель моделирования.













С3. Постройте модель иерахической системы животного мира.

Вариант

А1

А2

А3

А4

В1

В2

1

Г

а

Г

б

«объект-свойство»

Ф.И.О. Дата рождения

2

б

в

г

б

Двоичная матрица



Контрольная работа №3 «Хранение и обработка информации в базах данных»

Вариант 1

  1. Информационная система - это:

    1. совокупность базы данных и всего комплекса программно-аппаратных средств для ее хранения, изменения и поиска информации

    2. таблица, позволяющая хранить и обрабатывать данные и формулы

    3. прикладная программа для обработки информации пользователя

    4. совокупность данных, организованных по определенным правилам, предназначенная для хранения во внешней памяти компьютера и постоянного применения.

  1. Первичный ключ в реляционной базе данных служит для

  1. Организации новой структуры данных

  2. Указания типа поля

  3. Изменения типа поля

  4. Однозначного выделения записи в базе данных

  1. Строка таблицы, содержащая информацию об одном конкретном объекте, - это:

  1. Поле б. Запись в. Отчет г. Форма

  1. Полем реляционной базы данных является

  1. строка таблицы

  2. корень дерева

  3. граф

  4. столбец таблицы

  5. ветви дерева

  1. Какая база данных содержит обширную информацию самого разного типа?

  1. Иерархическая

  2. Фактографическая

  3. Документальная

  4. Реляционная

  1. Как называется программное обеспечение для работы с базами данных?

  2. Для чего служит запрос в базе данных?

  1. Для уничтожения ненужных записей

  2. Для поиска нужной информации по определенному условию

  3. Для занесения новых записей

  4. Для однозначного выделения записи в базе данных

  1. Определите типы данных и впишите знаки отношений так, чтобы логические выражения были истинными:

Упражнение Управление

587 8921

12.02.2017 01.09.2017

  1. Сформулировать условие отбора, позволяющее получить список картин, написанных после 1870 года и хранящихся в Эрмитаже

  1. (Автор, год = 1870) И Музей = «Эрмитаж»

  2. Год 1870 И Музей = «Эрмитаж»

  3. Год

  4. Музей = «Эрмитаж» ИЛИ Год 1870

  5. Год = 1870 И Музей = «Эрмитаж» ИЛИ Страна = «Россия»

  1. Дана однотабличная БД «Спортсмены».


Спортсмен

Пол

Возраст

Клуб

Спорт

1

Панько Л.П.

ж

22

Спартак

футбол

2

Арбузов А.А.

м

20

Динамо

лыжи

3

Жиганова П.Н.

ж

19

Ротор

футбол

4

Иванов О.Г.

м

21

Звезда

лыжи

5

Седова О.Л.

ж

18

Спартак

биатлон

6

Багаева СИ.

ж

23

Звезда

лыжи

Сформулировать условие поиска, дающее сведения о спортсменках сборной по лыжным видам спорта в возрасте 20 лет.

  1. Пол = «ж» ИЛИ (Спорт = Лыжи ИЛИ Спорт = Биатлон) И Возраст = 20

  2. Пол = «ж» И Спорт = Лыжи И Возраст = 20

  3. Пол = «ж» И Спорт = Лыжи И Спорт = Биатлон И Возраст = 20

  4. Пол = «ж» И (Спорт = Лыжи ИЛИ Спорт = Биатлон) И Возраст = 20

  5. Пол = «ж» И Спорт = Лыжи И Спорт = Биатлон ИЛИ Возраст = 20



11. Сколько в БД «Спортсмены» полей и записей?

  1. 7 полей и 5 записей б. 5 полей и 6 записей

  1. 6 полей и 5 записей г. 5 полей и 7 записей



12. Отсортировав БД «Спортсмены» в порядке возрастания по двум полям: Клуб + Возраст, получим порядок записей:

  1. 1, 4, 2, 5, 3, 6

  2. 3, 4, 5, 6, 1, 2

  3. 4, 6, 1, 5, 2, 3

  4. 2, 4, 6, 3, 5, 1

  5. 2, 1, 6, 5, 4, 3



13. Какие записи БД «Спортсмены» будут выбраны по условию:

Спорт = "лыжи" И НЕ (Пол = "м") ИЛИ Возраст

  1. 2, 3, 4, 5, 6;

  2. 3, 5, 6;

  3. 1, 3, 5, 6;

  4. 2, 3, 5, 6

  5. таких записей нет.



14. Какое поле (или совокупность полей) БД «Спортсмены» является первичным ключом?




Вариант 2

  1. База данных - это:

  1. информация, представленная в определенном виде, позволяющая автоматизировать ее сбор, хранение, обработку

  2. таблица, позволяющая хранить и обрабатывать данные и формулы

  3. прикладная программа для обработки информации пользователя

  4. совокупность данных, организованных по определенным правилам, предназначенная для хранения во внешней памяти компьютера и постоянного применения.

  1. Системы управления базами данных используются, для:

    1. создания БД

    2. сортировки данных

    3. организации доступа к информации в компьютерной сети

    4. создания БД, хранения и поиска в них необходимой информации

  1. Столбец таблицы, содержащий определенную характеристику объекта, - это:

  1. Поле б. Запись в. Отчет г. Ключ

  1. Записью реляционной базы данных является

  1. строка таблицы

  2. корень дерева

  3. дерево

  4. столбец таблицы

  5. ветви дерева

  1. Какая база данных содержит краткие сведения об описываемых объектах, представленные в строго определенном формате?

  1. Иерархическая

  2. Фактографическая

  3. Документальная

  4. Реляционная

  1. В реляционной базе данных информация организована в виде

  1. сети

  2. иерархической структуры

  3. файла

  4. таблицы

  5. дерева

  1. Неверно утверждение:

  1. Запись включает в себя несколько полей

  2. Поле включает в себя несколько записей

  3. Каждое поле базы данных имеет свой размер

  4. Каждое поле имеет имя

  1. Определите типы данных и впишите знаки отношений так, чтобы логические выражения были истинными:

Земледелец Землепроходец

2381 967

24.03.2016 16.05.2015

  1. Сформулировать условие отбора, позволяющее получить список рейсов на Казань, вылетающих по средам не раньше 6 часов утра

  1. Аэропорт назначения = «Казань» и День недели = «Среда» и Время вылета = 6:00

  2. Аэропорт назначения = «Казань» или День недели = «Среда» или Время вылета 6:00

  3. Аэропорт назначения = «Казань» и День недели = «Среда» или Время вылета = 6:00

  4. Аэропорт назначения = «Казань» и День недели = «Среда» и Время вылета 

  5. Аэропорт назначения = «Казань» и День недели = «Среда» и Время вылета  6:00

  1. Дана однотабличная БД «Автомобилисты».


Владелец

Модель

Номер

Дата регистрации

1

Левченко Н.

Волга

И537ИГ-59

15.08.2001

2

Сидоров А.

Жигули

Ф131ФП-59

14.02.2000

3

Горохов И.

Форд

Б171БП-59

27.10.2000

4

Федоров К.

Волга

И138ИП-59

20.05.2001

5

Сидоров А.

Жигули

И321ИП-59

27.10.2000

Какие записи будут удовлетворять условию отбора:

Дата регистрации 13.02.2000 И Модель = Волга

  1. 1, 2

  2. 1, 4

  3. 3, 4, 5

  4. 1, 3, 5

  5. Таких записей нет

11. Сколько в БД «Автомобилисты» полей и записей?

а. 4 поля и 6 записей б. 5 полей и 4 записи

в. 6 полей и 4 записи г. 4 поля и 5 записей

12. Отсортировав БД «Автомобилисты» в порядке возрастания по двум полям Модель + Номер, получим порядок записей:

  1. 1, 4, 2, 5, 3

  2. 3, 4, 5, 1, 2

  3. 4, 1, 5, 2, 3

  4. 3, 5, 2, 4, 1

  5. 2, 1, 5, 4, 3

13. Какие записи БД «Автомобилисты» будут выбраны по условию отбора:

Модель = «Волга» ИЛИ НЕ (Модель = «Жигули»)

        1. 1, 3, 4

        2. 1, 2, 4, 5

        3. 1, 4

        4. 3

        5. таких записей нет

14. Какое поле (или совокупность полей) БД «Автомобилисты» является первичным ключом?



Контрольная работа № 4 по теме «Системы счисления»

Вариант № 1

Задание 1. Выполните арифметические действия (сложение и умножение) со следующей группой чисел:

а) 10111011012 и 1111112;

б) 10101110110102 и 110011012;

Результаты подсчетов переведите в десятичную систему счисления!

Задание 2. Выполните арифметические действия (умножение и деление) со следующей группой чисел:

а)1100000000012 и 1112;

б)101100100012 и 1012;

Результаты подсчетов переведите в десятичную систему счисления!

Задание 3. Переведите данные числа в восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления.

а)10101010101102;

б)1010111010101111012;

в)1010001110011012.

Задание 4. Переведите данные числа из десятичной системы счисления в двоичную:

а)12310;

б)15110;

в)7710;

г)9610.


Критерии оценивания. Контрольная работа содержит 20 примеров на подсчеты. За каждый пример Вы получаете 0,25 баллов.

20 правильных ответов – оценка «5» (5 баллов);

15 – 19 правильных ответов – оценка «4) (3,75 – 4, 75 баллов);

10 – 14 правильных ответов – оценка «3» (2,5 – 3,5 баллов);

Менее 10 правильных ответов – оценка «2» (

Контрольная работа №4 по теме «Системы счисления»

Вариант № 2

Задание 1. Выполните арифметические действия (сложение и умножение) со следующей группой чисел:

а) 11101110102 и 110011012;

б) 111011110111012 и 1000001111012;

Результаты подсчетов переведите в десятичную систему счисления!

Задание 2. Выполните арифметические действия (умножение и деление) со следующей группой чисел:

а)1000111000112 и 1012;

б)1111011001012 и 1112;

Результаты подсчетов переведите в десятичную систему счисления!

Задание 3. Переведите данные числа в восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления.

а)1101110101011012;

б)100000110101100101102;

в)100010100010101102.

Задание 4. Переведите данные числа из десятичной системы счисления в двоичную:

а)14710;

б)11110;

в)5610;

г)9810.


Критерии оценивания. Контрольная работа содержит 20 примеров на подсчеты. За каждый пример Вы получаете 0,25 баллов.

20 правильных ответов – оценка «5» (5 баллов);

15 – 19 правильных ответов – оценка «4) (3,75 – 4, 75 баллов);

10 – 14 правильных ответов – оценка «3» (2,5 – 3,5 баллов);

Менее 10 правильных ответов – оценка «2» (







Итоговая контрольная работа

1. Двоичный код каждого символа при кодировании текстовой информации (в кодах ASCII) занимает в памяти персонального компьютера:

  1. 1 байт

  2. 1 Кб

  3. 2 байта

  4. 1 бит

  1. В 5Кбайт?

  1. 1024 байт

  2. 5000 бит

  3. 5120 байт

  4. 5120 Мбайт

  1. Иден­ти­фи­ка­тор не­ко­то­ро­го ре­сур­са сети Ин­тер­нет имеет сле­ду­ю­щий вид: http://www.ftp.ru/index.html

  1. Какая часть этого иден­ти­фи­ка­то­ра ука­зы­ва­ет на про­то­кол, ис­поль­зу­е­мый для пе­ре­да­чи ре­сур­са?

  1. 1. www

  2. 2. ftp

  3. 3. http

  4. 4. html

  1. 4 . В элек­трон­ной таб­ли­це зна­че­ние фор­му­лы =СУММ(А5:D5) равно 6. Чему равно зна­че­ние фор­му­лы =СРЗНАЧ(А5:С5), если зна­че­ние ячей­ки D5 равно 9? Пу­стых ячеек в таб­ли­це нет.

        1. -2;

        2. -1;

        3. 3;

        4. 1.

        1. 5. Метеорологическая станция ведет наблюдение за влажностью воздуха. Результатом одного измерения является целое число от 0 до 100 процентов, которое записывается при помощи минимально возможного количества бит. Станция сделала 80 измерений. Определите информационный объем результатов наблюдений.

  1. 80 бит

  2. 70 байт

  3. 80 байт

  4. 560 байт

  1. 6 Реляционная БД задана таблицей:

    1. Ф.И.О.

    1. Пол

    1. Возраст

    1. Клуб

    1. Спорт

    1. 1

    1. Панько

    1. жен

    1. 22

    1. Спарта

    1. Футбол

    1. 2

    1. Саньков

    1. Муж

    1. 20

    1. Динамо

    1. Лыжи

    1. 3

    1. Иванова

    1. Жен

    1. 19

    1. Ротор

    1. Футбол

    1. 4

    1. Петров

    1. Муж

    1. 21

    1. Звезда

    1. Лыжи

    1. 5

    1. Сидорова

    1. Жен

    1. 18

    1. Спарта

    1. Биатлон

    1. 6

    1. Сидова

    1. Жен

    1. 23

    1. Звезда

    1. лыжи

  2. Какие записи будут выбраны по условию: Спорт = «футбол» И Пол = «жен» ИЛИ Возраст20 ?

  3. А) 2, 3, 4, 5, 6; В) 3, 5, 6; С) 1, 3, 4, 6; D) 2, 3, 5, 6; Е) таких записей нет.

  1. 7. Структура электронного адреса?

  1. Имя почтового ящика @ адрес почтового сервера.

  2. Имя почтового ящика, адрес почтового сервера.

  3. Имя, фамилия, отчество пользователя.

  1. 4. Имя, фамилия, отчество, название своего сайта в Интернете

  1. 8. Выберите верную запись формулы для электронной таблицы:

    1. C3+4*D4;

    1. =A2*A3-A4;

    2. A5B5+23;

    1. =C1+2*C2.

    1. 9. В реляционной БД информация организована в виде:

    2. А) сети; В) иерархической структуры; С) файла; D) дерева; Е) прямоугольной таблицы.

    1. 10. Что делает невозможным подключение компьютера к глобальной сети:

  1. тип компьютера

  2. состав периферийных устройств

  3. отсутствие дисковода

  4. отсутствие сетевой карты

    1. 11. На ри­сун­ке при­ве­ден фраг­мент элек­трон­ной таб­ли­цы. Опре­де­ли­те, чему будет равно зна­че­ние, вы­чис­лен­ное по сле­ду­ю­щей фор­му­ле =СУММ(B1:C4)+F2*E4–A3 (2 балла)

        1. A

        1. B

        1. C

        1. D

        1. E

        1. F

        1. 1

        1. 1

        1. 3

        1. 4

        1. 8

        1. 2

        1. 0

        1. 2

        1. 4

        1. -5

        1. -2

        1. 1

        1. 5

        1. 5

        1. 3

        1. 5

        1. 5

        1. 5

        1. 5

        1. 5

        1. 5

        1. 4

        1. 2

        1. 3

        1. 1

        1. 4

        1. 4

        1. 2

       

    2.  

        1. 20;

        2. 29;

        3. 39;

        4. 4

    3. 12. Ка­ко­ва долж­на быть про­пуск­ная спо­соб­ность ка­на­ла (бит/сек), чтобы за 2 ми­ну­ты можно было пе­ре­дать файл раз­ме­ром 30 Кбайт? (2 балла)

              1. 2048 бит/сек

              2. 2000 байт/сек

              3. 4096 бит/сек

              4. 1500 бит/сек

    1. Критерии оценивания:

    2. Возможное число баллов – 14

    3. ( по 1 баллу за каждый пример 1- 10, по 2 балла 11-12).

    4. 0-6 – «2»

    5. 6 -8– «3»

    6. 9 -10 –«4»

    7. 12-14 –«5»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!