Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Елмановская основная школа
Рассмотрено На заседании Педагогического совета Протокол № | Согласовано Зам. директора УВР _________Н.Л.Митенкова ___________________ | Утверждено Директор школы __________М.В. Ефимова Приказ от |
Рабочая программа
по информатике
9класс
Составитель программы:
Ковалева Татьяна Александровна учитель математики и информатики
первой квалификационной категории
Д.Елманово
2017 – 2018г
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике составлена на основе:
Примерной программы по предметам. Информатика 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2014г;
Образовательной программы основного общего образования МКОУ Елмановской ОШ;
Учебного плана МКОУ Елмановской ОШ;
Федерального перечня учебников;
Положения о рабочей программе МКОУ Елмановской ОШ.
Цели и задачи курса
Изучение информатики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,
умений и способов деятельности в области информатики ;
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
Задачи:
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Учебно-методическое обеспечение
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 9 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 224 с.: илл. ISBN 978-5-9963-1900-8;
Бородин М. Н. Информатика. УМК для основной школы: 5–6 классы. 7-9 классы. Методическое пособие / Автор-составитель: М. Н. Бородин. - Эл. изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. -108 с.: илл. ISBN 978-5-9963-1462-1;
Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика: Рабочая тетрадь для 9 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. - 136 с.: илл. ISBN 978-5-9963-1560-4;
Босова Л.Л. Пояснительная записка к учебникам «Информатика» для 5-9 классов.
Электронные образовательные ресурсы
http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ Авторская мастерская Босовой Л.Л.
Технологии и формы обучения.
На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);
проблемное обучение;
метод проектов;
ролевой метод.
Основные типы уроков:
Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
Виды контроля:
входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;
промежуточный - осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;
проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;
итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному (образовательному) плану изучение учебного предмета информатика в основной школе предполагается в 5–9 классах.
В 9 классе на изучение информатики отводится 1 час в неделю - общее количество часов 34.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Выпускник получит возможность:
сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
сформировать представление о способах кодирования информации;
преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;
овладеть приѐмами квалифицированного клавиатурного письма;
научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера;
приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;
научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;
расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.
Содержание учебного материала.
Алгоритмизация и программирование(4ч)
Управление и кибернетика Управление с обратной связью. Определение и свойства алгоритма. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Циклические алгоритмы. Ветвление и последовательная детализация.
Введение в программирование (15ч)
Что такое программирование. Алгоритмы работы с величинами. Линейные вычислительные алгоритмы. Алгоритмы с ветвящейся Знакомство с языком Паскаль. Программирование ветвлений на Паскале структурой. Программирование диалога с компьютером. Алгоритм Евклида. Таблицы и массивы. Массивы в Паскале. Одна задача обработки массива. Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива. Сортировка массива. Программирование перевода чисел из одной системы счисления в другую. О языках программирования и трансляторах. История языков программирования.
Информационные технологии (13ч)
Предыстория информатики. История ЭВМ. История программного обеспечения и ИКТ. Информационные ресурсы современного общества. Проблемы формирования информационного общества. Информационная безопасность.
Повторение(2ч)
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1 | Управление и алгоритмы | 4 |
2 | Введение в программирование | 15 |
3 | Информационные технологии | 13 |
4 | Повторение | 2 |
| Всего | 34 |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Формы контроля | Дата проведения |
1. | Инструктаж по технике безопасности Управление и кибернетика Управление с обратной связью. | Беседа | 06.09.17 |
2. | Определение и свойства алгоритма. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. | Фронтальный опрос | 13.09.17 |
3. | Циклические алгоритмы. Ветвление и последовательная детализация. | Тест | 20.09.17 |
4. | Пр.р.№1Составить программу рисования фигур. | Практическая работа | 27.09.17 |
5. | Что такое программирование. Алгоритмы работы с величинами. | Тест. | 04.10.17 |
6. | Линейные вычислительные алгоритмы. Алгоритмы с ветвящейся структурой. | Практическая работа | 11.10.17 |
7. | Знакомство с языком Паскаль. Программирование ветвлений на Паскале. | Практическая работа | 18.10.17 |
8. | Программирование диалога с компьютером. | Практическая работа | 25.10.17 |
9. | Программирование циклов. | Тест | 08.11.17 |
10. | Алгоритм Евклида | Фронтальный опрос | 15.11.17 |
11. | Таблицы и массивы. Массивы в Паскале. | Практическая работа | 22.11.17 |
12 | Одна задача обработки массива. | Практическая работа | 29.11.17 |
13. | Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива. | Практическая работа | 06.12.17 |
14. | Сортировка массива. | Тест | 13.12.17 |
15. | Программирование перевода чисел из одной системы счисления в другую. | Работа с учебником | 20.12.17 |
16. | Сложность алгоритмов | Работа с учебником | 27.12.17 |
17. | О языках программирования и трансляторах | Фронтальный опрос | 10.01.18 |
18. | История языков программирования | Работа с учебником | 17.01.18 |
19. | Повторение. Обобщение и систематизация изученного материала. Подготовка к контрольной работе. | Фронтальный опрос. | 24.01.18 |
20. | Тест №1 «Алгоритмизация и программирование». | Тест. | 31.01.18 |
21. | Предыстория информатики | Работа с учебником | 07.02.18 |
22. | История ЭВМ | | 14.02.18 |
23. | История программного обеспечения и ИКТ | Практическая работа | 21.02.18 |
24. | Информационные ресурсы современного общества | Работа с учебником | 28.02.18 |
25. | Проблемы формирования информационного общества | Работа с учебником | 07.03.18 |
26. | Информационная безопасность. Подготовка к контрольной работе. | Фронтальный опрос | 14.03.18 |
27. | Контрольная работа №2 «Коммуникационные технологии». | Тест | 21.03.18 |
29. | Пр.р. №14. Технологии создания сайта. | Практическая работа | 04.04.18 |
30. | Пр.р. №15. Содержание и структура сайта. | Практическая работа | 11.04.18 |
31. | Пр.р. №17. Размещение сайта в Интернете Пр.р. №16. Оформление сайта. | Практическая работа | 18.04.18 |
32. | Повторение основных понятий курса. | Фронтальный опрос | 25.04.18 |
33. | Итоговая промежуточная аттестация. | тест | 16.05.18 |
34. | Обобщающее повторение курса. | Тест | 23.05.18 |