Пояснительная записка
Рабочая программа «Информатика» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010), программы «Информатика» для 9 класса под редакцией Л.Л.Босовой.
Особенности рабочей программы
В 9 классе обучается 1 ученик с задержкой психического развития – ЗПР.
Программа составлена с учётом специфики обучающихся с ОВЗ ЗПР. Для данной категории обучающихся характерны:
Незрелость эмоционально-волевой сферы:
Сниженный уровень познавательной деятельности;
Недостаточная сформированность предпосылок к усвоению новых знаний и предметных понятий;
Отсутствие у большинства обучающихся словесно-логической памяти;
Совершенность мыслительных операций: мышление, память, внимание, восприятие;
Отсутствие умения самостоятельно сравнивать, обобщать, классифицировать новый учебный материал без специальной педагогической поддержки;
Трудности при составлении письменных ответов. У многих обучающихся недостаточно развиты навыки чтения, образно-эмоциональная речевая деятельность.
Календарно-тематическое планирование составлено с учётом реализации коррекционных целей урока наряду с образовательными, развивающими и воспитательными.
Программа по информатике для учащихся с ОВЗ VII вида предусматривает овладение знаниями в объеме базовой программы обязательного учебного курса по информатике, единого для общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Организация коррекционно-развивающего образовательного процесса
Коррекционно-развивающий образовательный процесс регламентируется Типовым базисным планом образовательного учреждения, утвержденным программами Министерства образования Российской Федерации, программами для массовых классов.
Обучение для детей с ОВЗ обучающихся в классах организуется по учебникам массовых общеобразовательных классов.
Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:
-активизация познавательной деятельности учащихся;
- повышение уровня их умственного развития;
- нормализация учебной деятельности;
-коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
-социально-трудовая адаптация.
Среди коррекционных задач особо выделяются и следующие:
- развивать познавательную активность детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);
- развивать общеинтеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;
- осуществлять нормализацию учебной деятельности, воспитывать навыки самоконтроля, самооценки;
- развивать словарь, устную монологическую речь детей в единстве с обогащением ребенка знаниями и представлениями об окружающей действительности;
- осуществлять психокоррекцию поведения ребенка;
- проводить социальную профилактику, формировать навыки общения, правильного поведения.
Домашнее задание дифференцировано: вариант 1 для всех обучающихся, вариант 2 для обучающихся с ЗПР.
Цель и задачи
Цели -
формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
развитие алгоритмического мышления, творческих и познавательных способностей учащихся;
воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
приобретение опыта планирования деятельности, поиска нужной информации, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей.
Задачи
сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно- познавательная задача;
сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково- символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств
Место учебного предмета «Информатика»
В авторской программе Босовой Л.Л. « Информатика» на изучение курса в 8 классе отводится 35 часа, 1 час внеделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Информатика»
В процессе освоения содержания программы учебного предмета достигаются следующие
образовательные результаты:
а) личностные результаты
это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
б) предметные результаты
включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
в) метапредметные результаты
освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Содержание учебного предмета «Информатика» 9 класс
Введение (1ч)
Моделирование и формализация (8ч)
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т. д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертеж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле компьютерного моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.
Алгоритмизация и программирование (8ч)
Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами — план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование — разработка алгоритма — запись программы — программирования.
Обработка числовой информации (6ч)
Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчетов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочении) данных.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Коммуникационные технологии (10ч)
Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.
Итоговое повторение (2ч)
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов | Количество контр.работ | Количество лаб. и практ. работ |
1 | Введение | 1 | | |
2 | Моделирование и формализация | 8 | - | 4 |
3 | Алгоритмизация и программирование | 8 | - | 6 |
4 | Обработка числовой информации | 6 | - | 5 |
5 | Коммуникационные технологии | 10 | - | 5 |
6 | Итоговое повторение. | 2 | - | |
| Итого | 35 | - | 20 |
Информационно-образовательный ресурс
ФГОС основного общего образования утвержден приказом Минобнауки России от 17.12.2010 № 1897
Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей МКОУ «Вяткинская СОШ», утверждена приказом № 29а от 25.05.2016г.
Основная образовательная программа основного общего образования (ФГОС) МКОУ «Вяткинская СОШ» (утверждена приказом директора школы №28-а от 31.08.2018г.
Учебный план МКОУ «Вяткинская СОШ»
Годовой календарный учебный график МКОУ «Вяткинская СОШ»
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Информатика. Программы для общеобразовательных организаций. 2-11 классы./сост. М.Н.Бородин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 576с.: ил. – (Программы и планирование).
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
Информатика: методическое пособие для 7-9 классов/Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М.: Бином Лаборатория знаний., 2015 – 472с.:ил.
4. Информатика 9 класс: самостоятельные и контрольные работы/Л.Л.Босова, А.Ю.Босова и др. – М.: Бином Лаборатория знаний, 2018 – 112с.: ил.
1Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; аудио и видеомагнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Звуковой редактор.
Простая система управления базами данных.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения
Простой редактор Web-страниц
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1 | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | Работа с учебником. |
| Моделирование и формализация | 8 | |
2 | Моделирование как метод познания. | 1 | Подготовка ответов на заданные учителем вопросы. Составление схемы. |
3 | Знаковые модели. | 1 | Подготовка ответов на заданны учителем вопросы. Выполнение практических заданий. |
4 | Графические модели. | 1 | Рассказ на основе информации учебника. |
5 | Табличные модели. | 1 | Подготовка ответов на заданные учителем вопросы. Выполнение практических заданий. |
6 | База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных | 1 | Подготовка ответов на заданные учителем вопросы. Работа в парах. |
7 | Система управления базами данных. | 1 | Индивидуальная работа. |
8 | Создание базы данных. Запросы на выборку данных. | 1 | Работа в парах. |
9 | Обобщение и систематизация основных понятий темы "Моделирование и формализация". Проверочная работа. | 1 | Урок контроля за знаниями. |
| Алгоритмизация и программирование | 8 | |
10 | Решение задач на компьютере. | 1 | Работа в парах. |
11 | Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. | 1 | Подготовка ответов на заданные учителем вопросы. Выполнение практических заданий. |
12 | Вычисление суммы элементов массива. | 1 | Подготовка ответов на заданные учителем вопросы. Составление схемы. |
13 | Последовательный поиск в массиве. | 1 | Рассказ на основе информации учебника. |
14 | Сортировка массива. | 1 | Рассказ на основе информации учебника. |
15 | Конструирование алгоритмов. | 1 | Подготовка ответов на заданные учителем вопросы. |
16 | Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. | 1 | Подготовка ответов на заданные учителем вопросы. |
17 | Алгоритмы управления. Обобщение и систематизация основных понятий темы "Алгоритмизация и программирование". Проверочная работа. | 1 | Урок контроля за знаниями. |
| Обработка числовой информации | 6 | |
18 | Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы. | 1 | Рассказ на основе информации учебника. Практическая работа. |
19 | Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. | 1 | Составление схемы. |
20 | Встроенные функции. Логические функции. | 1 | Работа с учебником. Практическая работа. |
21 | Сортировка и поиск данных. | 1 | Подготовка ответов на заданные учителем вопросы. |
22 | Построение диаграмм и графиков | 1 | Подготовка ответов на заданные учителем вопросы. Практическая работа. |
23 | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». Проверочная работа. | 1 | Урок контроля за знаниями. |
| Коммуникационные технологии | 10 | |
24 | Локальные и глобальные компьютерные сети | 1 | Подготовка ответов на заданные учителем вопросы. Рассказ на основе информации учебника. |
25 | Как устроен Интернет. IP-адрес | 1 | Работа в парах с учебником. |
26 | Доменная система имён. Протоколы передачи данных | 1 | Подготовка ответов на заданные учителем вопросы. Рассказ на основе информации учебника. |
27 | Всемирная паутина. Файловые архивы | 1 | Рассказ на основе информации учебника. Презентация. |
28 | Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет | 1 | Подготовка ответов на заданные учителем вопросы. Рассказ на основе информации учебника. |
29 | Технологии создания сайта | 1 | Выполнение практических заданий. |
30 | Содержание и структура сайта | 1 | Подготовка ответов на заданныеучителем вопросы. |
31 | Оформление сайта | 1 | Подготовка ответов на заданныеучителем вопросы. Практическая работа. |
32 | Размещение сайта в Интернете | 1 | Выполнение практических заданий. |
33 | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии». Проверочная работа. | 1 | Урок контроля за знаниями. |
| Итоговое повторение | 2 | |
34 | Основные понятия курса. | 1 | Подготовка ответов на заданные учителем вопросы. |
35 | Итоговое тестирование. | 1 | Выполнение тестовых заданий. |
лист внесения изменений в программу
Название темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |