СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 9 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 9 класс»




Пояснительная записка



Рабочая программа «Информатика» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010), программы «Информатика» для 9 класса под редакцией Л.Л.Босовой.

Особенности рабочей программы

В 9 классе обучается 1 ученик с задержкой психического развития – ЗПР.

Программа составлена с учётом специфики обучающихся с ОВЗ ЗПР. Для данной категории обучающихся характерны:

  1. Незрелость эмоционально-волевой сферы:

  2. Сниженный уровень познавательной деятельности;

  3. Недостаточная сформированность предпосылок к усвоению новых знаний и предметных понятий;

  4. Отсутствие у большинства обучающихся словесно-логической памяти;

  5. Совершенность мыслительных операций: мышление, память, внимание, восприятие;

  6. Отсутствие умения самостоятельно сравнивать, обобщать, классифицировать новый учебный материал без специальной педагогической поддержки;

  7. Трудности при составлении письменных ответов. У многих обучающихся недостаточно развиты навыки чтения, образно-эмоциональная речевая деятельность.

Календарно-тематическое планирование составлено с учётом реализации коррекционных целей урока наряду с образовательными, развивающими и воспитательными.

Программа по информатике для учащихся с ОВЗ VII вида предусматривает овладение знаниями в объеме базовой программы обязательного учебного курса по информатике, единого для общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Организация коррекционно-развивающего образова­тельного процесса

Коррекционно-развивающий образовательный процесс регламентируется Типовым базисным планом образовательно­го учреждения, утвержденным программами Министерства образования Российской Федерации, программами для массо­вых классов.

Обучение для детей с ОВЗ обучающихся в классах организуется по учебникам массовых общеобразовательных классов.

Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с государствен­ным образовательным стандартом.

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:

-активизация познавательной деятельности учащихся;

- повышение уровня их умственного развития;

- нормализация учебной деятельности;

-коррекция недостатков эмоционально-личностного и соци­ального развития;

-социально-трудовая адаптация.



Среди коррекционных задач особо выделяются и следующие:

- развивать познавательную активность детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обес­печением «эффекта новизны» при решении учебных задач);

- развивать общеинтеллектуальные умения: приемы анали­за, сравнения, обобщения, навыки группировки и классифи­кации;

- осуществлять нормализацию учебной деятельности, воспитывать навы­ки самоконтроля, самооценки;

- развивать словарь, устную монологическую речь детей в единстве с обогащением ребенка знаниями и представления­ми об окружающей действительности;

- осуществлять психокоррекцию поведения ребенка;

- проводить социальную профилактику, формировать навыки общения, правильного поведения.

Домашнее задание дифференцировано: вариант 1 для всех обучающихся, вариант 2 для обучающихся с ЗПР.







Цель и задачи

Цели -

 формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;

 формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;

 пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

 развитие алгоритмического мышления, творческих и познавательных способностей учащихся;

 воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;

 приобретение опыта планирования деятельности, поиска нужной информации, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей.

Задачи



сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно- познавательная задача;

 сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково- символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

 сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

 сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;

 сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

 сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств



Место учебного предмета «Информатика»

В авторской программе Босовой Л.Л. « Информатика» на изучение курса в 8 классе отводится 35 часа, 1 час внеделю.


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Информатика»

В процессе освоения содержания программы учебного предмета достигаются следующие

образовательные результаты:

а) личностные результаты

это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

 наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

 понимание роли информационных процессов в современном мире;

 владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;  ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

 развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

 способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

 готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

 способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

 способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.





б) предметные результаты

включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

 формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

 формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

 развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

 формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

 формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.





в) метапредметные результаты

освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

 владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

 владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

 владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

 владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

 владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

 ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).



Содержание учебного предмета «Информатика» 9 класс



Введение (1ч)



Моделирование и формализация (8ч)


Модели и моделирование. Понятия натурной и информа­ционной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т. д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, гра­фик, диаграмма, формула, чертеж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемо­му объекту и целям моделирования.

Графы, деревья, списки и их применение при моделирова­нии природных и общественных процессов и явлений.

Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических за­дач. Представление о цикле компьютерного моделирования: построение математической модели, ее программная реализа­ция, проведение компьютерного эксперимента, анализ его ре­зультатов, уточнение модели.



Алгоритмизация и программирование (8ч)


Знакомство с табличными величинами (массива­ми). Алгоритм работы с величинами — план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.

Язык программирования. Основные правила одного из про­цедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваива­ние, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.

Этапы решения задачи на компьютере: моделирование — разработка алгоритма — запись программы — программирования.


Обработка числовой информации (6ч)

Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчетов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочении) данных.

Реляционные базы данных. Основные понятия, типы дан­ных, системы управления базами данных и принципы рабо­ты с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.



Коммуникационные технологии (10ч)

Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компью­терных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, ком­пьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.


Итоговое повторение (2ч)



Тематическое планирование



п/п

Название темы

Количество часов

Количество контр.работ

Количество лаб. и практ. работ

1

Введение

1



2

Моделирование и формализация

8

-

4

3

Алгоритмизация и программирование

8

-

6

4

Обработка числовой информации

6

-

5

5

Коммуникационные технологии

10

-

5

6

Итоговое повторение.

2

-



Итого

35

-

20



Информационно-образовательный ресурс

  • Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса

ФГОС основного общего образования утвержден приказом Минобнауки России от 17.12.2010 № 1897

Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей МКОУ «Вяткинская СОШ», утверждена приказом № 29а от 25.05.2016г.



Основная образовательная программа основного общего образования (ФГОС) МКОУ «Вяткинская СОШ» (утверждена приказом директора школы №28-а от 31.08.2018г.

Учебный план МКОУ «Вяткинская СОШ»

Годовой календарный учебный график МКОУ «Вяткинская СОШ»





  • Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  • Информатика. Программы для общеобразовательных организаций. 2-11 классы./сост. М.Н.Бородин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 576с.: ил. – (Программы и планирование).

  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

  • Информатика: методическое пособие для 7-9 классов/Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М.: Бином Лаборатория знаний., 2015 – 472с.:ил.

  • 4. Информатика 9 класс: самостоятельные и контрольные работы/Л.Л.Босова, А.Ю.Босова и др. – М.: Бином Лаборатория знаний, 2018 – 112с.: ил.



1Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; аудио и видеомагнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

Программные средства

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Звуковой редактор.

  • Простая система управления базами данных.

  • Программа-переводчик.

  • Система оптического распознавания текста.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Система программирования.

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Программа интерактивного общения

  • Простой редактор Web-страниц





















Тематическое планирование





п/п

Тема

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся


1

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места.


1

Работа с учебником.


Моделирование и формализация


8


2

Моделирование как метод познания.

1

Подготовка ответов на заданные учителем вопросы.

Составление схемы.

3

Знаковые модели.

1

Подготовка ответов на заданны учителем вопросы.

Выполнение практических заданий.

4

Графические модели.

1

Рассказ на основе информации учебника.

5

Табличные модели.

1

Подготовка ответов на заданные учителем вопросы.

Выполнение практических заданий.

6

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных

1

Подготовка ответов на заданные учителем вопросы. Работа в парах.

7

Система управления базами данных.

1

Индивидуальная работа.

8

Создание базы данных. Запросы на выборку данных.

1

Работа в парах.

9

Обобщение и систематизация основных понятий темы "Моделирование и формализация". Проверочная работа.

1

Урок контроля за знаниями.


Алгоритмизация и программирование


8


10

Решение задач на компьютере.

1

Работа в парах.

11

Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива.

1

Подготовка ответов на заданные учителем вопросы.

Выполнение практических заданий.

12

Вычисление суммы элементов массива.

1

Подготовка ответов на заданные учителем вопросы.

Составление схемы.

13

Последовательный поиск в массиве.

1

Рассказ на основе информации учебника.

14

Сортировка массива.

1

Рассказ на основе информации учебника.

15

Конструирование алгоритмов.

1

Подготовка ответов на заданные учителем вопросы.


16

Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль.

1

Подготовка ответов на заданные учителем вопросы.

17

Алгоритмы управления. Обобщение и систематизация основных понятий темы "Алгоритмизация и программирование". Проверочная работа.

1

Урок контроля за знаниями.


Обработка числовой информации


6


18

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы.

1

Рассказ на основе информации учебника. Практическая работа.

19

Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

1

Составление схемы.

20

Встроенные функции. Логические функции.

1

Работа с учебником. Практическая работа.

21

Сортировка и поиск данных.

1

Подготовка ответов на заданные учителем вопросы.

22

Построение диаграмм и графиков

1

Подготовка ответов на заданные учителем вопросы. Практическая работа.

23

Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». Проверочная работа.

1

Урок контроля за знаниями.


Коммуникационные технологии


10


24

Локальные и глобальные компьютерные сети

1

Подготовка ответов на заданные учителем вопросы.

Рассказ на основе информации учебника.

25

Как устроен Интернет. IP-адрес

1

Работа в парах с учебником.

26

Доменная система имён. Протоколы передачи данных

1

Подготовка ответов на заданные учителем вопросы.

Рассказ на основе информации учебника.

27

Всемирная паутина. Файловые архивы

1

Рассказ на основе информации учебника.

Презентация.

28

Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет

1

Подготовка ответов на заданные учителем вопросы.

Рассказ на основе информации учебника.

29

Технологии создания сайта

1

Выполнение практических заданий.

30

Содержание и структура сайта

1

Подготовка ответов на заданныеучителем вопросы.


31

Оформление сайта

1

Подготовка ответов на заданныеучителем вопросы.

Практическая работа.

32

Размещение сайта в Интернете

1

Выполнение практических заданий.

33

Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии». Проверочная работа.

1

Урок контроля за знаниями.


Итоговое повторение

2


34

Основные понятия курса.

1

Подготовка ответов на заданные учителем вопросы.

35

Итоговое тестирование.

1

Выполнение тестовых заданий.





















































лист внесения изменений в программу

Название темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!