Образовательные результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности; сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов среднего общего образования по информатике.
№урока | Тема урока | повторение | Содержание урока | Программное и учебно-методическое обеспечение (Материалы, пособия) | Д/з | Требования к уровню подготовки в соответствии с ФК и РК ГОС | Педагогические условия и средства реализации ГОСа | Календарные сроки |
Предметно - информационная составляющая (Знать, понимать) | Деятельностно - коммуникативная составляющая (общеучебные и предметные умения) | Ценностно - ориентационная составляющая | По плану | Фактически |
Раздел 1: ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И БАЗЫ ДАННЫХ - 10 ч |
1. | Системный анализ | якласс | Инструктаж по технике безопасности. Что такое система. Системный эффект. Связи в системе. Структурная модель системы. Модель "Черный ящик". | Учебник. Примеры структурных схем. Модель "Черный ящик". | § 1-2. | Знать основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема; основные свойства систем; что такое «системный подход» в науке и практике | Уметь приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.); выделять подсистемы в заданных объектах | Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания | Репродуктивный, частично-поисковый методы. Межпредметные связи. | | |
2. | Структурная модель предметной области. Информационные системы | якласс | Получение структуры данных в форме табличной модели. Способы получения справочной информации. Примеры ИС ПР 1.1 Задание 3 | Учебник, презентация, РМ, доступ к сайтам ИС. | §3-4. № 2 | Знать: этапы построения структурной модели предметной области, основные признаки ИС, области применения ИС | Уметь представлять информационные модели в графической и табличной формах | Осознавать важность использования ИС в информационном обществе, возможность получения профессии связанной с применением ИТ. | Репродуктивный, частично-поисковый методы. Межпредметные связи. | | |
3. | Проект по системологии | якласс | Проведение системного анализа предметной области (по выбору) и построение структурной модели. ПР 1.2 Задание 2 | Учебник, доступ к сервисам Интернета mind maps. | Реф. | Знать этапы системного анализа | Уметь самостоятельно разрабатывать структурные модели с помощью различных приложений и сервисов Интернета | Формирование навыков системного анализа, построения структурных схем и графов классификаций. Возможность применения навыков в будущей профессии | Частично-поисковый метод. | | |
4. | Базы данных | якласс | Основа информационных систем. Виды моделей данных, используемых в БД. Реляционная модель данных. СУБД. Структура записей (имена и типы полей, главные ключи) для БД. | Учебник, СОК "Изучаем Access 2000» | § 5. Проект | Знать что такое база данных (БД); основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ; определение и назначение СУБД | Уметь определять тип базы данных; приводить примеры реляционных баз данных; задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, проявлять активность в решении познавательных задач. | Понимать, что базы данных являются главным инструментом для структурированного хранения и обработки связанных данных; что основой любой базы данных являются табличные модели. | Репродуктивный метод, лекция с элементами диалога. | | |
5. | Проектирование многотабличной базы данных | якласс | Табличная форма модели данных. Отношения и связи. Схема БД. Целостность данных | Учебник, знакомство с интерфейсами различных СУБД | § 6 | Знать основы организации и этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД; типы отношений и связей в реляционной БД. | Уметь проектировать многотабличную БД средствами конкретной СУБД; осуществлять коллективное взаимодействие для создания баз данных. | Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом; стремление к освоению новых навыков использования компьютера для сбора, хранения и обработки информации. | Частично-поисковый метод. Обучающий компьютерный практикум | | |
6-7. | Создание базы данных | якласс | Построение структуры таблиц и установка связей. Ввод данных в таблицы. | Учебник, среда разработки БД | § 7 | Знать этапы создания БД, осуществлять выбор СУБД для конкретной задачи | Уметь создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД; распределять обязанности по созданию таблиц внутри группы при сетевом взаимодействии в онлайн-офисе | Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом; стремление к освоению новых навыков использования компьютера для моделирования. Рефлексия и оценка результатов работы, | Практическая работа, Частично-поисковый и исследовательский методы. | | |
8. | Запросы как приложения информационной системы | якласс | Запрос на выборку. Средства формирования запросов: Конструктор запросов, структурированный язык запросов. | Учебник, построенная БД на предыдущих уроках | § 8 | Знать структуру команды запроса на выборку данных из БД; организацию запроса на выборку в многотабличной БД | Уметь реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов; осуществлять совместную деятельность в сетевых БД. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | Поиск и открытие нового способа действия. Компьютерный практикум | | |
9. | Логические условия выбора данных | якласс | Условия выбора. Логические величины, выражения, операции. Табличная форма представления условия выбора. | Учебник, ЭОР Создание отчетов в БД | § 9 | Знать основные логические операции, используемые в запросах; правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов | Уметь реализовывать запросы со сложными условиями выборки | Осмысление и конкретизация терминов, понятий, осознание ценности технологии работы с СУБД. | Поиск и открытие нового способа действия. Компьютерный практикум | | |
10. | Контроль знаний по теме "Информационные системы и базы данных" | якласс | Выполнение тестовых заданий различных уровней сложности | КИМ в тестовой форме | Разр. БД " | Знание терминов, понятий, технологии работы с СУБД. | Уметь осуществлять отбор данных с помощью фильтров; анализировать данные в реляционных БД; применять полученные знания для решения КИМ ЕГЭ. | Осмысление и конкретизация терминов, понятий, осознание ценности технологии работы с СУБД; самооценка личных знаний; желание совершенствовать свои знания, умения и навыки. | Урок контроля знаний | | |
Раздел 2: ИНТЕРНЕТ - 10 ч |
11-12. | Организация глобальных сетей. Интернет как глобальная система | якласс | История развития глобальных сетей, аппаратные средства Интернета, система адресация в Интернете, каналы связи. Протоколы TCP и IP. Службы Интернета Службы передачи файлов. WWW и Web-2-сервисы | Учебник, видео-ролики, доступ к Интернету | § 10, 11. | Сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном обществе; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей | Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников | Сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания находить общие цели и сотрудничать для их достижения в сетевом информационном сообществе | Частично-поисковый, исследовательский методы. | | |
13. | Wordl Wide Web - Всемирная паутина | якласс | Что такое WWW. Веб-страница, Веб-сервер, протокол передачи гипертекста, браузер. Поисковая служба Интернета. Поисковые каталоги и указатели. Работа 2.4. Интернет. Работа с поисковыми системами | Учебник, КОЗ, Задания для интернет-серфинга | § 12 | Знать основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес; что такое поисковый каталог: организацию, назначение; что такое поисковый указатель: организацию, назначение. | Уметь работать с электронной почтой; извлекать данные из файловых архивов; осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей. | Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности в сети Интернет. | Репродуктивный, частично-поисковый методы | | |
14. | Основы сайтостроения. Инструменты для разработки сайтов | якласс | Веб-сайт, понятие языка разметки гипертекста, визуальные HTML-редакторы | Учебник, таблица тегов и безопасных цветов, конструктор сайтов KompoZer | § 13 | Знать средства для создания web-траниц; смысл проектирования web-сайта; преимущества и недостатки HTML-редакторов | Структурирование текстовой информации, создание аналитического обзора визуальных HTML-редакторов. | Умение выбрать необходимые инструменты для конкретного задания | Репродуктивный, частично-поисковый методы | | |
15. | Создание сайта "Домашняя страница" | якласс | Изучение интерфейса конструктора сайтов. Глобальные настройки страницы. Работа с текстом, вставка гиперссылок, просмотр и редактирование кода. Добавление изображений | Учебник, доступ к конструкторам сайтов | § 14 | Знать интерфейс KompoZer, параметры глобальных настроек страниц, правила набора, редактирования текстов и изображений | Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность; выбирать успешные стратегии | Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. | Частично-поисковый, исследовательский методы. | | |
16. | Создание сайтов | якласс | Создание сайтов. ПР 2.5. Разработка сайта "Моя семья", ПР 2.6. Разработка сайта "Животный мир" | Учебник, таблица тегов и безопасных цветов, конструктор сайтов KompoZer | Контент сайта | Знать интерфейс KompoZer, параметры глобальных настроек страниц, правила набора, редактирования текстов и изображений | Умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность по разработке сайтов; сотрудничать со сверстниками в команде | Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. | Компьютерный практикум | | |
17-18. | Создание таблиц на страницах | якласс | Приемы вставки таблиц, изменение свойств. Выделение, объединение ячеек, добавление строк и столбцов. Изменение цвета фона ячеек и ширины столбцов. ПР 2.7 Разработка сайта "Наш класс" (начало) | Учебник, таблица тегов и безопасных цветов, конструктор сайтов KompoZer | § 15 | Знать последовательность действий и глобальных настроек для проектирования таблиц | Умение самостоятельно планировать; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность по встраиванию таблиц на страницы сайта | Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. | Проектный, исследовательский методы | | |
19-20. | Создание списков на web-страницах | якласс | Типы списков, способы создания и изменения формата списка. ПР 2.7 Разработка сайта "Наш класс" | Учебник, таблица тегов и безопасных цветов, конструктор сайтов KompoZer | § 15 | Знать последовательность действий и глобальных настроек для встраивания списков разных типов | Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность | Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности | Самостоятельное проектирование и создание сайта | | |
Раздел 3: ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ - 11 ч |
21-22. | Компьютерное информационное моделирование. Моделирование зависимостей между величинами | якласс | Модель, прототип, компьютерная информационная модель, этапы моделирования. Примеры приложений для КИМ | Учебник, примеры компьютерных моделей | § 16, 17 | Знание этапов и инструментов моделирования, характеристик величин, видов зависимостей между величинами | Сформированность навыков системного анализа соответствия модели и моделируемого объекта, способов отображения зависимостей | Сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности | Репродуктивный, частично-поисковый методы | | |
23-24. | Модели статистического прогнозирования | якласс | Статистика и статистические данные. Пример из области медицинской статистики. Регрессионная модель. Метод наименьших квадратов. Прогнозирование по Регрессионной модели. ПР 3.1, 3.2 | Учебник, табличный процессор | §18 | Знать что такое статистика, регрессионная модель, статистические величины, экстраполяция; для чего используется метод наименьших квадратов | Умение самостоятельно составлять планы; осуществлять, контролировать и корректировать учебную деятельность со статистическими данными; выбирать успешные стратегии для восстановления значений и экстраполяционных расчетов. | Готовность и способность к самостоятельной деятельности по обработке статистических данных, понимание значимости владения ИКТ для применения в быту и профессиональной деятельности | Исследование регрессионной модели; межпредметные связи | | |
25. | Проект на получение регрессионных зависимостей | 1 | ПР 3.3. Проектное задание на получение регрессионных зависимостей. | Учебник, табличный процессор | | Знание характеристик построения регрессионных зависимостей. Сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса) | Освоение приемов прогнозирования. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения | Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе; проявление интереса к профессии статиста | Исследовательский метод, межпредметные связи | | |
26-27. | Моделирование корреляционных зависимостей | 2 | Корреляционные зависимости между величинами. Корреляционный анализ. Построение регрессионной модели и вычисление коэффициента корреляции. ПР 3.4. | Учебник, табличный процессор | § 19 | Знать что такое корреляционная зависимость; что такое коэффициент корреляции; какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа. | Уметь вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в Microsoft Excel). | Готовность и способность к самостоятельной деятельности по обработке статистических данных в электронных таблицах | Исследовательский метод, межпредметные связи | | |
28. | Проект по теме «Корреляционные зависимости» | 1 | Парные измерения значений величин. Линейная корреляция. Самостоятельный анализ в моделировании Корреляционных зависимостей | Учебник, табличный процессор | | что такое корреляционная зависимость; коэффициент корреляции; возможности ЭТ для выполнения корреляционного анализа. | Уметь вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в Microsoft Excel). | Готовность и способность к самостоятельной деятельности по обработке статистических данных | Исследовательский метод, межпредметные связи | | |
29. | Модели оптимального планирования | 1 | Постановка задачи планирования. Задача о школьном кондитерском цехе. Целевая функция. Математическое программирование. | Учебник, табличный процессор | § 20 | Знать что такое оптимальное планирование; что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов; что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены; в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана; | Знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную | Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе | Репродуктивный, частично-поисковый методы | | |
30-31. | Проект по теме «Оптимальное планирование» | 2 | Контрольное тестирование. Самостоятельная работа над проектом | Учебник, табличный процессор, тест "Информационное моделирование" | | Знать какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования. | Уметь решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора («Поиск решения» в Microsoft Excel). | Осознание качества и уровня усвоения знаний, самооценка достигнутых результатов. | Контроль знаний. Исследовательский метод, межпредметные связи | | |
Раздел 4: СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА - 2 ч |
32. | Информационные ресурсы. Информационное общество | 1 | Что такое Информационные ресурсы, национальные Информационные ресурсы. Рынок Информационных ресурсов и услуг. Информационные революции. Основные черты информационного общества. Развитие и массовое использование ИКТ. Изменения в сфере образования. Опасности информационного общества | Учебник, презентация, РМ, доступ к сайтам ИС. | § 21, 22. | Знать: что такое информационные ресурсы общества; из чего складывается рынок информационных ресурсов; что относится к информационным услугам; в чем состоят основные черты информационного общества; причины информационного кризиса и пути его преодоления; какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием ИО | Развитие способностей ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения. | Концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. Умение проводить анализ полученных результатов. | Репродуктивный, частично-поисковый методы | | |
33 | Информационное право и безопасность | 2 | Законодательство РФ об информационном праве и безопасности Преступления в сфере компьютерной информации. Проблема информационной безопасности. Решение задач | Учебник, доступ к ресурсам Интернета. | § 23, 24. | Знать роль и место ИТ в современном обществе, законодательные акты в информационной сфере, суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации. | Умение полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание. Овладение методами публичного выступления, умениями задавать вопросы, отвечать на вопросы сверстников. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права. | Заслушивание и обсуждение докладов. Дискуссия. Интернет-серфинг | | |