Министерство образования и науки РФ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Таловская средняя школа» Пенжинского района
Согласовано Заместитель директора по учебной работе: ___________ Рагозина М.М. «___» _______________ 2021 г | Утверждаю Директор МКОУ «Таловская СШ»: _____________ Хусаинова А.С. Приказ № ______ «___» ______________ 2021 г |
Рабочая программа
учебного предмета
«Информатика»
для 11 класса
Учитель: Цыбенова Д.С.,
высшая категория
с. Таловка, 2021 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике для 11 класса составлена на основе ФГОС, ООП ООО и авторской программы Информатика. Базовый уровень. 10–11 классы: примерная рабочая программа / И.Г. Семакин. М.-«БИНОМ», 2016 г
На изучение предмета «Информатика» в 11 классе отводится 1 час в неделю.
Количество часов в год – 34.
Основными видами организации учебного процесса является - урок.
Формы организации учебного процесса: самостоятельная работа, устный опрос, устный ответ, практическая работа, контрольная работа.
УМК:
1.Учебник. Информатика.11 класс: учебник/ И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2019.
2. Задачник-практикум в 2-х частях, под редакцией И.Г. Семакина, М.: Бином. Лаборатория знаний, 2019.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета Личностные результаты
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты
сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
11 класс
Тема 1. Системный анализ
Учащиеся должны знать:
основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема;
основные свойства систем;
что такое системный подход в науке и практике;
модели систем: модель черного ящика, состава, структурная модель;
использование графов для описания структур систем.
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.);
анализировать состав и структуру систем;
различать связи материальные и информационные.
Тема 2. Базы данных
Учащиеся должны знать:
что такое база данных (БД);
основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;
определение и назначение СУБД;
основы организации многотабличной БД;
что такое схема БД;
что такое целостность данных;
этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД;
структуру команды запроса на выборку данных из БД;
организацию запроса на выборку в многотабличной БД;
основные логические операции, используемые в запросах;
правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.
Учащиеся должны уметь:
создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД;
реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;
реализовывать запросы со сложными условиями выборки.
Тема 3. Организация и услуги Интернет
Учащиеся должны знать:
назначение коммуникационных служб Интернета;
назначение информационных служб Интернета;
что такое прикладные протоколы;
основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес;
что такое поисковый каталог: организацию, назначение;
что такое поисковый указатель: организацию, назначение.
Учащиеся должны уметь:
работать с электронной почтой;
извлекать данные из файловых архивов;
осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.
Тема 4. Основы сайтостроения
Учащиеся должны знать:
какие существуют средства для создания web-страниц;
в чем состоит проектирование web-сайта;
что значит опубликовать web-сайт.
Учащиеся должны уметь:
Тема 5. Компьютерное информационное моделирование
Учащиеся должны знать:
понятие модели;
понятие информационной модели;
этапы построения компьютерной информационной модели.
Тема 6. Моделирование зависимостей между величинами
Учащиеся должны знать:
понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины;
что такое математическая модель;
формы представления зависимостей между величинами.
Учащиеся должны уметь:
Тема 7. Модели статистического прогнозирования
Учащиеся должны знать:
для решения каких практических задач используется статистика;
что такое регрессионная модель;
как происходит прогнозирование по регрессионной модели.
Учащиеся должны уметь:
используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов;
осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели.
Тема 8. Модели корреляционной зависимости
Учащиеся должны знать:
что такое корреляционная зависимость;
что такое коэффициент корреляции;
какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа.
Учащиеся должны уметь:
вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в Microsoft Excel).
Тема 9 . Модели оптимального планирования
Учащиеся должны знать:
что такое оптимальное планирование;
что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов;
что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены;
в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана;
какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования.
Учащиеся должны уметь:
решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (надстройка «Поиск решения» в Microsoft Excel).
Тема 10. Информационное общество
Учащиеся должны знать:
что такое информационные ресурсы общества;
из чего складывается рынок информационных ресурсов;
что относится к информационным услугам;
в чем состоят основные черты информационного общества;
причины информационного кризиса и пути его преодоления;
какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества.
Тема 11. Информационное право и безопасность
Учащиеся должны знать:
основные законодательные акты в информационной сфере;
суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.
Учащиеся должны уметь:
Содержание учебного предмета
11 класс
1. Информационные системы и базы данных – 10 ч.
Основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема. Основные свойства систем: целесообразность, целостность. «Системный подход» в науке и практике. Отличие естественных и искусственных системы. Материальные и информационные типы связей действующие в системах. Роль информационных процессов в системах. Состав и структура систем управления. Назначение информационных систем. Состав информационных систем. Разновидности информационных систем.База данных – основа информационной системы. Понятие базы данных (БД). Модели данных используемые в БД. Основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ. Определение и назначение СУБД. Основы организации многотабличной БД. Схема БД. Целостность данных. Этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД. Структура команды запроса на выборку данных из БД. Организация запроса на выборку в многотабличной БД. Основные логические операции, используемые в запросах. Правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.
Практика на компьютере: освоение простейших приемов работы с готовой базой данных в среде СУБД: открытие БД; просмотр структуры БД в режиме конструктора; просмотр содержимого БД в режимах Форма и Таблица; добавление записей через форму; быстрая сортировка таблицы; использование фильтра; освоение приемов работы с СУБД в процессе создания спроектированной БД.Освоение приемов реализации запросов на выборку с помощью конструктора запросов; создание формы таблицы; создание многотабличной БД; заполнение таблицы данными с помощью формы; отработка приемов реализации сложных запросов на выборку.
2. Интернет – 10 ч.
Назначение коммуникационных служб Интернета. Назначение информационных служб Интернета. Прикладные протоколы. Основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес. Поисковый каталог: организация, назначение. Поисковый указатель: организация, назначение.
Практика на компьютере: знакомство и практическое освоение работы с двумя видами информационных услуг глобальной сети: электронной почтой и телеконференциями; освоение приемов работы с браузером, изучение среды браузера и настройка браузера; освоение приемов извлечения фрагментов из загруженных Web-страниц, их вставка и сохранение в текстовых документах; освоение приемов работы с поисковыми системами Интернета: поиск информации с помощью поискового каталога; поиск информации с помощью поискового указателя.
Средства для создания web-страниц. Проектирование web-сайта. Публикация web-сайта. Возможности текстового процессора по созданию web-страниц. Знакомство с элементами HTML и структурой HTML-документа.
Практика на компьютере: освоение приемов создания Web-страниц и Web-сайтов с помощью текстового процессора; освоение приемов создания Web-страниц и Web-сайтов на языке HTМL.
3. Информационное моделирование - 12
Компьютерное информационное моделирование. Понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины. Моделирование между величинами. Математическая модель. Формы представления зависимостей между величинами. Использование статистики к решению практических задач. Регрессионная модель. Прогнозирование по регрессионной модели.
Практика на компьютере: освоение способов построения по экспериментальным данным регрессионной модели и графического тренда средствами табличного процессора; освоение приемов прогнозирования количественных характеристик системы по регрессионной модели путем восстановления значений и экстраполяции.
Корреляционная зависимость. Коэффициент корреляции. Возможности табличного процессора для выполнения корреляционного анализа.
Практика на компьютере: получение представления о корреляционной зависимости величин; освоение способа вычисления коэффициента корреляции.
Оптимальное планирование. Ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов. Стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены. Задача линейного программирования для нахождения оптимального плана. Возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования.
Практика на компьютере: получение представления о построении оптимального плана методом линейного программирования; практическое освоение раздела табличного процессора «Поиск решения» для построения оптимального плана.
4. Социальная информатика – 3 ч.
Информационные ресурсы общества. Составные части рынка информационных ресурсов. Виды информационных услуг. Основные черты информационного общества. Причины информационного кризиса и пути его преодоления. Какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества. Основные законодательные акты в информационной сфере. Суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации. Основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.
Практика на компьютере: закрепление навыков создания мультимедийных презентаций; изучение, систематизация и наглядное представление учебного материала на тему «Социальная информатика».
Требования к уровню подготовки выпускников
знать/понимать
Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".
Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
Назначение наиболее распространенных средств автоматизации и информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей.
Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности
Назначение и функции операционных систем.
уметь
Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
Распознавать информационные процессы в различных системах.
Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Календарно-тематическое планирование
11 класс
№ | Тема урока | Дата | Факт |
| I полугодие (16 ч) | | |
| I. Информационные системы и базы данных (10 ч) | | |
1 | Что такое система. Модели систем | 01.09 | |
2 | Пример структурной модели предметной области. Пр.работа 1.1 | 08.09 | |
3 | Что такое информационная система. Пр/работа 1.1. Решение ЕГЭ | 15.09 | |
4 | База данных – основа информационной системы. Решение ЕГЭ | 22.09 | |
5 | Проектирование многотабличной базы данных. Знакомство с СУБД. Практическая работа 1.3 | 29.09 | |
6 | Создание базы данных. Пр. работа 1.4 | 06.10 | |
7 | Запросы как приложения информационной системы. Пр. работа 1.6 | 13.10 | |
8 | Логические условия выбора данных. Пр. работа 1.7 | 20.10 | |
9 | Реализация сложных запросов к базе данных. Пр.работа 1.8. | 03.11 | |
10 | Тест №1 по теме «Информационные системы и базы данных» | 10.11 | |
| | | |
| II. Интернет (10 ч) | | |
11/1 | Организация глобальных сетей. Решение ЕГЭ. Пр. работа 2.1 | 17.11 | |
12/2 | Интернет как глобальная информационная система. Пр.работа 2.2 | 24.11 | |
13/3 | Всемирная паутина. Пр. работы 2.3, 2.4 | 01.12 | |
14/4 | Инструменты для разработки web-сайтов. | 08.12 | |
15/5 | Создание сайта «Домашняя страница». Практическая работа 2.5 | 15.12 | |
16/6 | Создание таблиц на web-странице. Практ. работа 2.6 | 22.12 | |
| | | |
| II полугодие (18 ч) | | |
17/7/1 | Создание списков на web-странице. Практ. работа 2.6 | 12.01 | |
18/8/2 | Разработка сайта «Наш класс» | 19.01 | |
19/9/3 | Разработка сайта «Наш класс» | 26.01 | |
20/10/4 | Тест №2 по теме «Интернет» | 02.02 | |
| | | |
| III. Информационное моделирование (11 ч) | | |
21/1/5 | Компьютерное информационное моделирование | 09.02 | |
22/2/6 | Моделирование зависимостей между величинами | 16.02 | |
23/3/7 | Получение регрессивных моделей. Пр. работа 3.1 | 23.02 | |
24/4/8 | Модели статистического прогнозирования | 02.03 | |
25/5/9 | Прогнозирование. Практическая работа 3.2 | 09.03 | |
26/6/10 | Моделирование корреляционных зависимостей | 16.03 | |
27/7/11 | Корреляционная зависимость. Практическая работа № 3.4 | 06.04 | |
28/8/12 | Расчет корреляционных зависимостей. Прак работа № 3.4 | 13.04 | |
29/9/13 | Модели оптимального планирования | 20.04 | |
30/10/14 | Решение задач оптимального планирования. Пр. работа № 3.6 | 27.04 | |
31/11/15 | Тест №3 по теме «Информационное моделирование» | 04.05 | |
| | | |
| IV. Социальная информатика (3 ч) | | |
32/1/16 | Информационные ресурсы. Информационное общество | 11.05 | |
33/2/17 | Правовое регулирование в информационной сфере | 18.05 | |
34/3/18 | Проблемы информационной безопасности | 25.05 | |