АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9» города Смоленска
(МБОУ «СШ № 9»)
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от 29.08.2018 г. | Утверждаю Директор ________ О.В. Антышева Приказ № 267 - ОД 29.08.2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике и ИКТ
для 5 класса основного общего образования
Довбыш Марии Константиновны
учителя математики и информатики, первой категории
Гулеенковой Анастасии Витальевны
учителя информатики
2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Информатика и ИКТ» для учащихся 5 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Данная рабочая программа предусматривает использование УМК Л.Л. Босовой и А.Ю. Босовой.
Программа рассчитана на 17 часов (0,5 часа в неделю).
Изучение в 5 классе пропедевтического курса информатики направлено на достижение следующих целей:
формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
развитие алгоритмического мышления, творческих и познавательных способностей учащихся;
воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
приобретение опыта планирования деятельности, поиска нужной информации, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования.
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов, структурированных по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.
Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит, в свою очередь, основой разработки контрольных измерительных материалов.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Название разделов и тем | Количество часов для изучения | Содержание учебного материала и практические работы, самостоятельная работа учащихся | Формы контроля |
1. Информация вокруг нас | 1 час | Изучение структуры учебника «Информатика 5 класс». Понятие «Информация» на бытовом уровне. Виды информации. Формы представления информации. Информатика как наука. Информация вокруг нас. Практическая работа Знакомство учеников с учебником. Знакомство с компьютерным классом. Техника безопасности, правила поведения и организация рабочего места в компьютерном классе. | |
2.Компьютер для начинающих | 6 часов | Как устроен компьютер. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Рабочий стол. Управление мышью. Управление компьютером. Главное меню и запуск программ. Компьютерный практикум Практическая работа № 1. Знакомство с клавиатурой Практическая работа №2. Освоение мыши Практическая работа № 3. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню | |
3. Действия с информацией | 5 часов | Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Текст как форма представления информации. Представление информации в форме таблиц. Изменение формы представления и систематизация информации. Компьютерный практикум Практическая работа №4. Ввод текста Редактирование текста. Практическая работа № 5. Форматирование текста | |
4.Информационные технологии | 4 часа | Компьютерная графика. Графический редактор. Редактирование рисунка. Изменение формы представления информации. Создание движущихся изображений. Компьютерный практикум Практическая работа № 6. Инструменты графического редактора. Практическая работа № 7. Раскраска Практическая работа № 8. Обработка информации Практическая работа № 9. Создаем анимацию | |
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Количество часов | Резерв |
1 | Информация вокруг нас | 1 | |
2 | Компьютер для начинающих | 5 | |
3 | Действия с информацией | 6 | |
4 | Информационные технологии | 4 | |
Итого | | 16 | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 5 КЛАССА
(17 часов в год/ 0,5 часа в неделю)
№ урока | Тема урока | Планируемое домашнее задание | Дата | Корректировка КТП | Примечания |
Информация вокруг нас (1час) |
| Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас | §1, стр. 13-15 | | | |
Компьютер для начинающих (5 часов) |
| Как устроен компьютер | §2 | | | |
| Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Практическая работа № 1. Знакомство с клавиатурой | §3 | | | |
| Рабочий стол. Управление мышью | §4(стр25-27), стр.101 | | | |
| Управление компьютером | §4 (стр.25-26) | | | |
| Главное меню и запуск программ | §4(стр.28-33) | | | |
Действия с информацией (6 часов) |
| Хранение информации. Носители информации | §5 | | | |
| Передача информации | §6 | | | |
| Кодирование информации | §7 | | | |
| Текст как форма представления информации. Практическая работа №2 «Создание текстового документа» | §8, стр.113 | | | |
| Представление информации в форме таблиц | §9 | | | |
| Изменение формы представления и систематизация информации | §10, стр. 127 | | | |
Информационные технологии (4 часа) |
| Компьютерная графика. Графический редактор | §11, стр.143 | | | |
| Редактирование рисунка. Практическая работа №3. «Создание изображения» | §11, стр.149,150 | | | |
| Изменение формы представления информации | §12 (стр.86-92) | | | |
| Создание движущихся изображений | §12, стр. 176-178 | | | |
| Итоговый урок | | | | |
Сводная таблица уроков контроля знаний, умений, навыков
Количество практических работ |
I | II | Год |
1 | 2 | 3 |
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
Коммуникативные УУД:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме;
Предметные результаты
умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
Программой предусмотрено проведение непродолжительных проверочных работ (10-15 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся или проектную деятельность; работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель.