СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике для 7 класс (Босова Л.Л.).

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 7 класс (Босова Л.Л.).»

  1. АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА

  2. муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

  3. «Средняя школа № 9» города Смоленска

  4. (МБОУ «СШ № 9»)



Рассмотрено

на заседании педагогического совета

протокол № 1 от 29.08.2018 г.

Утверждаю

Директор ________

О.В.Антышева

Приказ № 267 - ОД 29.08.2018 г.

  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  2. по информатике и ИКТ

  3. для 7 класса основного общего образования

  4. Довбыш Марии Константиновны
    учителя математики и информатики, первой категории

  5. Гулеенковой Анастасии Витальевны
    учителя информатики













  1. 2018 год

  2. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящая рабочая программа по информатике и ИКТ для 7 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС ООО).

В соответствии с ФГОС изучение информатики в основной школе должно обеспечить:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель, – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицу, схему, график, диаграмму, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Рабочая программа рассчитана на изучение информатики и ИКТ по 1 часу в неделю, 34 часа в год и предполагает использование УМК Л.Л. Босовой.

В соответствии с требованиями ФГОС для реализации основной образовательной программы основного общего образования предусматривается обеспечение образовательного учреждения современной информационно-образовательной средой.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Организация учебного процесса осуществляется с использованием индивидуальных, групповых, индивидуально-групповых и фронтальных форм.













  1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Название разделов
и тем

Количество часов для изучения

Содержание учебного материала и практические работы, самостоятельная работа учащихся

Формы контроля

1. Информация и информационные процессы

9 часов

Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т.п.

Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций.

Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.

Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.

Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флеш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.

Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации.

Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.

Контрольная работа № 1 по теме «Информация и информационные процессы»

2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации

7 часов

Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера.

Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика.

Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Контрольная работа № 2 по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»

3. Обработка графической информации

4 часа

Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.

Контрольная работа № 3 по теме «Обработка графической информации»

4. Обработка текстовой информации

9 часов

Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.

Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.

Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.

Контрольная работа № 4 по теме «Обработка текстовой информации»

5. Мультимедиа

4 часа

Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.

Звуки и видео изображения. Композиция и монтаж.

Возможность дискретного представления мультимедийных данных.

Проверочная работа по теме «Мультимедиа»

Итоговое занятие

1 час

Повторение основных понятий курса.




  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Название темы

Количество часов

Резерв

1

Информация и информационные процессы

9


2

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

7


3

Обработка графической информации

4


5

Обработка текстовой информации

9


6

Мультимедиа

4


7

Итоговое занятие

1


Итого


34

0

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 7 КЛАССА

(34 часа в год/ 1 час в неделю)

урока

Тема урока

Планируемое домашнее задание

Дата

Корректировка КТП

Примечания

Информация и информационные процессы (9 часов)


Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

Стр. 8-10,
правила техники безопасности




Информация и её свойства

§1.1, с.7-9




Информационные процессы. Обработка информации

§1.2, с.13-17




Хранение и передача информации

§1.2, с.18-23




Всемирная паутина как информационное хранилище

§1.3




Представление информации

§1.4




Дискретная форма представления информации

§1.5




Единицы измерения информации

§1.6




Контрольная работа № 1 по теме «Информация и информационные процессы»





Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (7 часов)


Основные компоненты компьютера и их функции.

§2.1




Персональный компьютер.

§2.2




Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение

§2.3, с.70-74




Системы программирования и прикладное программное обеспечение

§2.3, с.74-77




Файлы и файловые структуры

§2.4




Пользовательский интерфейс

§2.5




Контрольная работа № 2 по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»





Кодирование графической информации (4 часа)


Формирование изображения на экране компьютера

§3.1




Компьютерная графика

§3.2




Создание графических изображений

§3.3




Контрольная работа № 3 по теме «Обработка графической информации»





Обработка текстовой информации (9 часов)


Текстовые документы и технологии их создания

§4.1




Создание текстовых документов на компьютере

§4.2




Прямое форматирование

§4.3, с.159-163




Стилевое форматирование

§4.3, с.159-166




Визуализация информации в текстовых документах

§4.4




Распознавание текста и системы компьютерного перевода

§4.5




Оценка количественных параметров текстовых документов

§4.6




Оформление реферата «История вычислительной техники»





Контрольная работа № 4 по теме «Обработка текстовой информации»





Мультимедиа (4 часа)


Технология мультимедиа.

§5.1




Компьютерные презентации

§5.2




Создание мультимедийной презентации





Проверочная работа по теме «Мультимедиа»





Итоговый урок








Сводная таблица уроков контроля знаний, умений, навыков

Количество контрольных работ

I

II

Год

2

2

4





  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

  • приобретение опыта выполнения индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д, на основе использования информационных технологий;

  • формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями.

  • целенаправленные поиск и использование информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помощью средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

  • формирование (на основе собственного опыта информационной деятельности) представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами.

Метапредметные результаты

  • формирование компьютерной грамотности, т. е. приобретение опыта создания, преобразования, представления, хранения информационных объектов (текстов, рисунков и т. п.) с использованием наиболее широко распространенных компьютерных инструментальных средств;

  • осуществление целенаправленного поиска информации в различных информационных массивах, в том числе электронных энциклопедиях, сети Интернет и т.п., анализ и оценка свойств полученной информации с точки зрения решаемой задачи;

  • умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Предметные результаты

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического и системного мышления, необходимых для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы), с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Большое значение в курсе имеет тема «Коммуникационные технологии», в которой учащиеся знакомятся не только с основными сервисами Интернета, но и учатся применять их на практике.