«Согласовано» Заместитель директора МКОУ «Дружбинская СОШ» по УВР __________________ Ибрагимов Р.Г. «________ »_____________ 2019г. | | «Утверждаю» Директор МКОУ «Дружбинская СОШ » _____________________ Гасаналиев И.Г. «______ »_______________ 2019 г. |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Дружбинская средняя общеобразовательная школа
Каякентского района республики Дагестан
ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ 7 КЛ.
на 2019-2020 учебный год
Учитель: Рамазанов Рамазан Магомедкеримович
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС OOO) утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897, на основании следующих нормативных документов и научно-методических рекомендаций:
Примерные программы по учебным предметам. Информатика. 7-9 классы // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011..
Информатика. Программа для основной школы: 7-9 классы. // Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.)
Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных
для каждого человека и общества в целом.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для
формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей
деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных
предметов.
Большое место в курсе занимает технологическая составляющая, решающая мета-
предметную задачу информатики, определенную в ФГОС: формирование ИКТ-
компетентности учащихся. Упор делается на понимание идей и принципов, заложенных в
информационных технологиях, а не на последовательности манипуляций в средах конкретных программных продуктов. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно-научного мировоззрения.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение информатики в 7 классе согласно базисному (образовательному) учебному отводится 1 час в неделю (всего 35часов).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
В соответствии с ФГОС, курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Важнейшей задачей изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение учащимися информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят в комплекс универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных результатов, т.е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. Поэтому курс несет в себе значительное межпредметное, интегративное содержание в системе основного общего образования.
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты:
1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики.
Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей.
Ученики знакомятся с историей развития средств ИКТ, с важнейшими научными открытиями и изобретениями, повлиявшими на прогресс в этой области, с именами крупнейших ученых и изобретателей. Ученики получают представление о современном уровне и
перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно,
смогут принять участие.
2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учеб-
но-исследовательской, творческой деятельности.
При выполнении заданий проектного характера требуется взаимодействие между
учениками – исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завершении работы предусматривается процедура зашиты проекта перед коллективом класса, которая также направлена на формирование коммуникативных навыков учащихся.
3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной
работы за компьютером, с компьютерной эргономикой. Учебник для 7 класса начинается
с раздела «Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК». В некоторых обу-
чающих программах, входящих в коллекцию ЦОР, автоматически контролируется время
непрерывной работы учеников за компьютером. Когда время достигает предельного зна-
чения, определяемого СанПИНами, происходит прерывание работы программы и учени-
кам предлагается выполнить комплекс упражнений для тренировки зрения. После оконча-
ния «физкульт-паузы» продолжается работа с программой.
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач.
В курсе информатики данная компетенция обеспечивается алгоритмической линией. Алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов
(исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя).
2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
В методику создания любого информационного объекта: текстового документа, базы данных, электронной таблицы, программы на языке программирования, входит обучение правилам верификации, т.е. проверки правильности функционирования созданного
объекта. Осваивая создание динамических объектов: баз данных и их приложений, электронных таблиц, программ, ученики обучаются тестированию. Умение оценивать правильность выполненной задачи в этих случаях заключается в умении выстроить систему
тестов, доказывающую работоспособность созданного продукта.
3. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Формированию данной компетенции в курсе информатики способствует изучение
системной линии. В информатике системная линия связана с информационным моделированием.
4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач.
Формированию данной компетенции способствует изучение содержательных ли-
нии «Представление информации» и «Формализация и моделирование». Информация
любого типа (текстовая, числовая, графическая, звуковая) в компьютерной памяти представляется в двоичной форме – знаковой форме компьютерного кодирования. Поэтому во всех темах, относящихся к представлению различной информации, ученики знакомятся с
правилами преобразования в двоичную знаковую форму.
5. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ
(ИКТ-компетенции).
Данная компетенция формируется содержательными линиями курса «Информационные технологии» и «Компьютерные телекоммуникации».
При изучении учебного предмета «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты:
1.Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
2.Формирование представления об основных изучаемых понятиях и их свойствах;
3.Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
4.Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
5.Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание учебного предмета информатики (7 класс)
1. Человек и информация - 5 ч
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные про-
цессы.
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере:
1. Ввод текстовой и цифровой информации с клавиатуры.
2. Компьютер: устройство и программное обеспечение - 7 ч (4+3)
Начальные сведения об архитектуре компьютера. Основные устройства и их характеристики. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный
пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере:
1.Комплектация персонального компьютера, подключение устройств
2. Пользовательский интерфейс операционной системы; работа с файловой системой
3. Работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Проекты и исследования
Использование антивирусных программ.
3. Текстовая информация и компьютер - 9 ч .
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с
внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы
работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода).
Практика на компьютере
1. Кодирование текстовой информации
2. Основные приемы ввода и редактирования текста в MS Word
3. Работа со шрифтами, приемы форматирования текста
4. Таблицы в текстовом документе
5. Нумерованные и маркированные списки;
6. Вставка объектов в текст (рисунков, формул).
4. Графическая информация и компьютер - 5 ч
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Графические
редакторы и методы работы с ними. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах.
Практика на компьютере
1. Кодирование графической информации
2. Создание рисунков в векторном графическом редакторе
3.Знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
Проекты и исследования
Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
5. Мультимедиа и компьютерные презентации - 6 ч (2+4)
Понятие мультимедиа, области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере:
1. Cоздание презентаций в Power Point
2. Презентации, содержащее графические изображения, анимацию, звук, текст
3. Использование гиперссылок, регистров в Power Point
4. Создание презентации на заданную тему
Проекты и исследования
Способы презентации проекта
Тематический план учебного предмета информатики 7 класса
№ п/п | Учебная тема | Всего |
1. | Человек и информация | 5 |
2. | Компьютер: устройство и программное обеспечение | 7 |
3. | Текстовая информация и компьютер | 9 |
4. | Графическая информация и компьютер | 5 |
5. | Мультимедиа и компьютерные презентации | 6 |
6. | Резерв | 3 |
| Итого | 35 |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Общее число часов: 35 ч.
Тема № | Основное содержание по темам | Характеристика деятельности ученика |
Тема №1. Человек и информация (5часов) | Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы Измерение информации. Единицы измерения информации. Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита. Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире. Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные приемы редактирования. | Аналитическая деятельность: оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.); приводить примеры данных: тексты, числа; классифицировать информационные процессы по принятому основанию; выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах; анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций управления. Практическая деятельность: оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт); производить описание непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных. освоение клавиатуры, работа с тренажером. |
Тема №2 Компьютер: устройство и программное обеспечение (7часов) | Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс. Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ. | Аналитическая деятельность: анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств; анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации; определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач; анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера; определять основные характеристики операционной системы; анализировать назначение встроенных в технические устройства и производственные комплексы компьютеры; осуществлять выбор носителей в зависимости от объема данных и скоростях доступа. Практическая деятельность: получать информацию о характеристиках компьютера; оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.); оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме; соблюдать технику безопасности и правила работы на компьютере. |
Тема№3Текстовая информация и компьютер (9часов). | Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода) Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок. | Аналитическая деятельность: анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов; форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц). вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения; выполнять коллективное создание текстового документа; создавать гипертекстовые документы; выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251); использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов. |
Тема №4 Графическая информация и компьютер (5 часов) | Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними. Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре). сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора. | Аналитическая деятельность: анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе; создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора; создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. |
Тема №5 Мультимедиа и компьютерные презентации (6часов) | Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации. Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст, демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора; | Аналитическая деятельность: анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации). |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
учебного предмета информатика
- Информатика. Программа для основной школы: 7-9 классы. // Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.)
- Учебник «Информатика» для 7 класса.Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
- Задачник-практикум (в 2 томах) под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. 2013
- Методическое пособие для учителя (авторы: М.С. Цветкова, О.Б. Богомолова.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2013
-Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).
-Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под. ред. Семакина И.Г. (доступ через авторскую мастерскую на сайте методической службы).
Материально-техническое обеспечение
Помещение кабинета информатики, его оборудование (мебель и средства ИКТ) удовлетворяют требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).
Для организации образовательного процесса используется кабинет информатики, в котором установлен
В кабинете информатики установлен компьютерный класс: 1 рабочее место преподавателя и 6 рабочих мест учащихся, снабженных стандартным комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), привод для чтения и записи компакт-дисков, аудио/видео входы/выходы. Все компьютеры подключены к внутришкольной сети и глобальной сети Интернет.
И следующее периферийное оборудование:
принтер (черно-белой печати, формата А4);
мультимедийный проектор;
интерактивная доска;
устройства для ввода визуальной информации (сканер);
акустические колонки в составе рабочего места преподавателя;
оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет.
Для освоения основного содержания учебного предмета «Информатика» используется следующее программное обеспечение:
операционная системаWindows7
файловый менеджер (в составе операционной системы);
почтовый клиент (в составе операционной системы);
браузер (в составе операционной системы);
мультимедиа проигрыватель (в составе операционной системы);
антивирусная программаDoctor Web;
программа-архиватор Zip;
программа-переводчик;
система оптического распознавания текстаFineReader.10;
клавиатурный тренажер;
виртуальные компьютерные лаборатории;
интегрированное офисное приложениеMicrosoftOffice, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы; систему управления базами данных
звуковой редактор;
система автоматизированного проектирования;
система программирования;
геоинформационная система;
редактор Web-страниц.
(Все программные средства, установленные на компьютерах в кабинете информатики, лицензионные или свободно распространяемые).
Планируемые результаты изучения информатики в 7 классе
Тема 1. Человек и информация.
Обучающийся научится:
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
оперировать единицами измерения количества информации;
оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
составлять запросы для поиска информации в Интернете;
Обучающийся получит возможность:
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.
познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
Тема 2Компьютер: устройство и программное обеспечение
Обучающийся научится:
называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
оперировать объектами файловой системы;
Обучающийся получит возможность:
научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
Тема 3. Текстовая информация и компьютер
Обучающийся научится:
применять основные правила создания текстовых документов;
использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
создавать и форматировать списки;
создавать формулы;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
Обучающийся получит возможность:
создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, формулы, рисунки;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.
Тема 4. Графическая информация и компьютер
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность:
видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.
Тема 5. Мультимедиа
Обучающийся научится:
использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций;
создавать презентации с графическими и звуковыми объектами;
создавать интерактивные презентации с управляющими кнопками, гиперссылками;
Обучающийся получит возможность:
научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора.
Учебно-тематический план 7 класс по информатике (35 часов)
№ п/п | № урока в теме | Название разделов и содержание тем | Всего часов план /факт | Виды деятельности | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личные результаты | ИКТ- компетентность | Оценка результатов |
1.Человек и информация 5ч. |
1 | 1 | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания. Правила техники безопасности. | 1 | анализ предлагаемой информации; получение представления о возможностях передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи | умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой ин- формации и личную информационную без- опасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды | выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет- ресурсы и другие базы данных | освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ | как правильно и безопасно вести себя при работе с компьютером; | |
2 | 2 | Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. | 1 | Устный опрос |
3 | 3 | Информационные процессы. Работа с тренажером клавиатуры. | 1 | Фронтальный опрос |
4 | 4 | Работа с тренажёром клавиатуры | 1 | Практическая работа |
5 | 5 | Измерение информации. Единицы измерения информации | 1 | разноуровневые инструкц. карточки |
2.Компьютер: устройство и программное обеспечение 7ч. |
6 | 1 | Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации | 1 | построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера | повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ | развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | умение слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность, план работы | развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ | Устный опрос |
7 | 2 | Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти. | | |
8 | 3 | Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции. | 1 | Практическая работа |
9 | 4 | Пользовательский интерфейс Знакомство с интерфейсом операционной системы, установленной на ПК | 1 | Терминологический диктант |
10 | 5 | Файлы и файловые структуры. | 1 | Практическая работа |
11 | 6 | Работа с файловой структурой операционной системы | 1 | Самостоятельная работа |
12 | 7 | Итоговое тестирование по темам Человек и информация, Компьютер: устройство и ПО | 1 | Защита проект |
3.Текстовая информация и компьютер 9ч. |
13 | 1 | Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы | 1 | использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.) | формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов | умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий | развитие творческой активности, самостоятельности в принятии решений в различных ситуациях | приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности | Тестирование |
14 | 2 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры | 1 | разноуровневые инструкц. карточки |
15 | 3 | Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста | 1 | взаимооценивание |
16 | 4 | Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать документа. | 1 | Практическая работа |
17 | 5 | Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены | 1 | Взаимо опрос в парах |
18 | 6 | Работа с таблицами | 1 | Практич. работа |
19 | 7 | Дополнительные возможности текстового процессора: орфографический контроль, стили и шаблоны, списки, графика, формулы в текстовых документах, перевод и распознавание текстов | 1 | тестирование |
20 | 8 | Итоговое практическое задание на создание и обработку текстовых документов | 1 | Практич. работа |
21 | 9 | Итоговое тестирование по теме Текстовая информация и компьютер | 1 | разноуровне- вые инструкц. карточки |
4.Графическая информация и компьютер5ч. |
22 | 1 | Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики. | 1 | приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера | преобразование информации из одной формы представления в другую без потери ее смысла и полноты | овладение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности и др | получение опыта использования методов и средств информатики для исследования и со- здания раз- личных графических объектов | понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений | Устный опрос |
23 | 2 | Графические редакторы растрового типа Работа с растровым графическим редактором | 1 | Практическая работа |
24 | 3 | Кодирование изображения Работа с растровым графическим редактором | 1 | Самостоятельная работа |
25 | 4 | Работа с векторным графическим редактором | 1 | разноуровневые инструкц. карточки |
26 | 5 | Технические средства компьютерной графики Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе | 1 | Терминолог.диктант |
5.Мультимедиа и компьютерные презентации 6ч. |
27 | 1 | Понятие о мультимедиа. Компьютерные презентации | 1 | совершенствование опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных) | использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений | умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов | организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств | умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, Интернет и др.) | Устный опрос |
28 | 2 | Создание презентации с использованием текста, графики и звука. | 1 | тестирование |
29 | 3 | Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа. | 1 | Практическая работа |
30 | 4 | Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с применением записанного звука и изображения (либо с созданием гиперссылок). | 1 | Практическая работа |
31 | 5 | Тестирование по темам «Компьютерная графика» и «Мультимедиа» | 1 | Контрольная работа |
32 | 6 | Итоговое тестирование по курсу 7 класса | 1 | разноуровневые инструкц. карточки |
33-35 | | Резерв | | |
| | итого | 35ч. | | | | | | |
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевойввод с микрофона и др.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы, система управления базами данных
Звуковой редактор.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Простой редактор Web-страниц
Перечень учебно-методического обеспечения
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический ком-
плект, включающий:
1. Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и
ИКТ: учебник для 7 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
3. Информатика и ИКТ : задачник-практикум / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хен-
нера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
4. И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса
«Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
5. Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) (включен в Единую коллекцию)
Литература:
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический ком-
плект, включающий:
1. Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и
ИКТ: учебник для 7 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
3. Информатика и ИКТ : задачник-практикум / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хен-
нера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
4. И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса
«Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
1