Тамбовская область Кирсановский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Уваровщинская средняя общеобразовательная школа
«Утверждена»
Приказ МБОУ «Уваровщинская сош»
От года №
Рабочая программа по учебному предмету
«Информатика»
для 8,9 класса
Составитель: Галкин И. И.
учитель информатики
филиал МБОУ «Уваровщинская сош»
в селе Ленинское
Рассмотрена и рекомендована к утверждению Рассмотрена и рекомендована к утверждению
Методическим советом МБОУ «Уваровщинская сош» МО учителей информатики
Протокол № от МБОУ Уваровщинской сош
Протокол № от
2017 – 2018 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
8 класс (34 часа)
Введение в предмет – 1 час.
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики в 8–9 классах.
Человек и информация – 5 час.(4+1)
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования.
Учащиеся должны знать:
связь между информацией и знаниями человека;
что такое информационные процессы;
какие существуют носители информации;
функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
Первое знакомство с компьютером – 7 час.(4+3)
Начальные сведения об архитектуре компьютера.
Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Учащиеся должны знать:
правила техники безопасности и при работе на компьютере;
состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
типы и свойства устройств внешней памяти;
типы и назначение устройств ввода/вывода;
сущность программного управления работой компьютера;
принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
назначение программного обеспечения и его состав.
Учащиеся должны уметь:
включать и выключать компьютер;
пользоваться клавиатурой;
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
инициализировать выполнение программ из программных файлов;
просматривать на экране каталог диска;
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
использовать антивирусные программы.
Текстовая информация и компьютер – 10 час.(4+6)
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода).
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
Учащиеся должны знать:
способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
Учащиеся должны уметь:
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
Графическая информация и компьютер – 5 час.(3+2)
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.
Учащиеся должны знать:
способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
какие существуют области применения компьютерной графики;
назначение графических редакторов;
назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
Учащиеся должны уметь:
строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
Технология мультимедиа – 6 час.(2+4)
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.
При наличии технических и программных средств: демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора; запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.
Учащиеся должны знать:
что такое мультимедиа;
принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Учащиеся должны уметь:
создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
9 класс (70 часов)
Передача информации в компьютерных сетях – 10 час.(3+7)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Учащиеся должны знать:
что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.
Учащиеся должны уметь:
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
работать с одной из программ-архиваторов.
Информационное моделирование – 5 час.(3+2)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей
Учащиеся должны знать:
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры натурных и информационных моделей;
ориентироваться в таблично организованной информации;
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
Хранение и обработка информации в базах данных – 12 час.(5+7)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Учащиеся должны знать:
что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
что такое логическая величина, логическое выражение;
что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
организовывать поиск информации в БД;
редактировать содержимое полей БД;
сортировать записи в БД по ключу;
добавлять и удалять записи в БД;
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
Табличные вычисления на компьютере – 10 час.(6+4)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Учащиеся должны знать:
что такое электронная таблица и табличный процессор;
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Управление и алгоритмы – 11 час.(5+6)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Учащиеся должны знать:
что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
в чем состоят основные свойства алгоритма;
способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
Учащиеся должны уметь:
при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
Программное управление работой компьютера – 14 час.(6+8)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Учащиеся должны знать:
основные виды и типы величин;
назначение языков программирования;
что такое трансляция;
назначение систем программирования;
правила оформления программы на Паскале;
правила представления данных и операторов на Паскале;
последовательность выполнения программы в системе программирования.
Учащиеся должны уметь:
работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
Информационные технологии и общество 6 час.(3+3)
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.
Учащиеся должны знать:
основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
историю способов записи чисел (систем счисления);
основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
в чем состоит проблема информационной безопасности.
Учащиеся должны уметь:
регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
Пояснительная записка
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ для основной школы (8– 9 классы)», изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010», с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Цели
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
Комплект цифровых образовательных ресурсов.
Программа рассчитана на 102 часа (34 часов в 8 классе и 68 часов в 9 классе).
Программой предусмотрено проведение:
практических работ – 15 (в 8 классе), 35 (в 9 классе);
контрольных работ – 3 (в 8 классе), 6 (в 9 классе).
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Изучение основного курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе в VIII классе – 34 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю и IX классе – 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
3. Контроль реализации программы
№ | Тематика | Вид | Дата проведения |
8 класс |
1 | Количество информации | Тематический контроль | |
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | Тематический контроль | |
3 | Коммуникационные технологии | Тематический контроль | |
9 класс |
1 | Кодирование графической информации | Тематический контроль | |
2 | Кодирование и обработка текстовой информации | Тематический контроль | |
3 | Кодирование и обработка числовой информации | Тематический контроль | |
4 | Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования | Тематический контроль | |
5 | Моделирование и формализация | Тематический контроль | |
6 | Итоговая | Итоговый контроль | |
4. Требования к уровню подготовки по данному предмету Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ 8 класс
знать/понимать
виды информационных процессов;
примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации;
принцип дискретного (цифрового) представления информации;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями;
проверять свойства объектов;
пользоваться персональным компьютером
выполнять и строить простые алгоритмы
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения.
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
предпринимать меры антивирусной безопасности
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов):
в базах данных,
в компьютерных сетях,
в некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках),
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде программ (в том числе в форме блок-схем);
создания личных коллекций информационных объектов;
организации индивидуального информационного пространства,
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке,
использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам
для оформления результатов учебной работы;
9 класс
знать/понимать
программный принцип работы компьютера;
пользоваться персональным компьютером
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения.
уметь
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования;
осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
проводить проверку правописания;
использовать в тексте таблицы, изображения;
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы,
создавать и использовать таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах),
переходить от одного представления данных к другому;
создавать записи в базе данных;
объяснять структуру основных алгоритмических конструкций и уметь использовать их для построения алгоритмов;
знать основные типы данных и операторы (процедуры) для одного из языков программирования;
уметь разрабатывать и записывать на языке программирования типовые алгоритмы;
уметь создавать проекты с использованием визуального объектно-ориентированного программирования;
приводить примеры моделирования и формализации;
приводить примеры систем и их моделей;
уметь строить информационные модели из различных предметных областей и исследовать их на компьютере.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей,
создания простейших моделей объектов и процессов в виде (электронных) таблиц,
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания простейших моделей объектов и процессов в виде программ (в том числе в форме блок-схем);
5. Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов |
Всего | 8 класс | 9 класс |
1 | Информация и информационные процессы | 9 | 9 | |
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 7 | 7 | |
3 | Кодирование и обработка текстовой информации | 9 | | 9 |
4 | Кодирование и обработка числовой информации | 10 | | 10 |
5 | Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | 15 | | 15 |
6 | Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование | 20 | | 20 |
7 | Моделирование и формализация | 10 | | 10 |
8 | Коммуникационные технологии | 16 | 16 | |
9 | Информационное общество | 3 | | 3 |
| Повторение, резерв времени | 6 | 2 | 1 |
| ВСЕГО: | 102 | 34 | 68 |
8. Литература и средства обучения по информатике и ИКТ для 8 – 9 классов
В состав учебно-методического комплекса по основному курсу «Информатика и ИКТ» входят:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
Н.Д. Угринович. Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
М.Н. Бородин. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2 – 11 классы: методическое пособие /– М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Комплект цифровых образовательных ресурсов;
Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, тесты и методические материалы для учителей;
Перечень официальных документов:
Государственный образовательный стандарт /Вестник образования. 2004г. № 5. (Сайт Федерального агенства по образованию http:\\www.ed.gov.ru\ob-edu\noc\rub\standart\)
Федерации, реализующих образовательные программы общего образования/Вестник образования.2004г. № 10. (Сайт Федерального агенства по образованию http:\\www.ed.gov.ru\ob-edu\noc\rub\standart\)
Дополнительные материалы и интерактивные тесты для проверки усвоения материала находятся в Интернете по адресу: http://iit.metodist.ru
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; микрофон.
Программные средства
Операционная система Windows Vista.
Пакет офисных приложений OpenOffice.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
Простой редактор Wев-страниц.
6. Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ 8 класс
№ | Тема урока, практическое занятие | Глава, параграф, страницы | Вид контроля | Дата Проведения (по плану/фактически) |
1. Информация и информационные процессы (9 часов) |
| Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе. | § 1.1.1. – 1.1.2. Стр. 8-12 | | |
| Информация в обществе и технике. | § 1.1.3 – 1.1.4 Стр. 12-17 | | |
| Информация и информационные процессы. Практическая работа № 1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера». | Стр. 126. | | |
| Кодирование информации с помощью знаковых систем. | § 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3., Стр. 18-25 | | |
| Количество информации. Практическая работа № 2 «Перевод единиц измерения количества информации» | § 1.3.1 Стр. 26-28 | | |
| Определение количества информации. | § 1.3.2. Стр. 28-30 | | |
| Алфавитный подход к определению количества информации. | § 1.3.3. Стр. 30-32 | | |
| Решение задач по теме «Количество информации». | § 1.3 Стр. 26-32 | | |
| Контрольная работа № 1 «Количество информации».Тестирование | | | |
2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 часов) |
| Устройство компьютера. Практическая работа № 3 «Определение разрешающей способности мыши». Практическая работа № 4 «Форматирование дискеты». | § 2.1-2.2 Стр.33-49. Стр. 134 Стр. 133 | | |
| Файлы и файловая система. Практическая работа № 5 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера». | § 2.3 Стр. 50-58 Стр. 130 | | |
| Программное обеспечение компьютера. | § 2.4 Стр. 58-62 | | |
| Графический интерфейс операционных систем Практическая работа № 6 «Установка даты и времени». | § 2.5-2.6 Стр. 63-69 Стр. 137 | | |
| Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Практическая работа № 7 «Защита от вирусов». | § 2.7 Стр. 69-72 Стр. 140 | | |
| Правовая охрана программ и данных. Защита информации. | § 2.8. Стр. 72-78 | | |
| Контрольная работа № 2 «Компьютер как универсальное устройство обработки информации». Тестирование. Зачётная практическая работа : глава 2 «Компьютер как универсальное устройство обработки информации». | | | |
3. Коммуникационные технологии (16 часов) |
| Передача информации. | § 3.1. Стр. 80-81 | | |
| Локальные компьютерные сети. Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети. | § 3.2 Стр. 81-84 Стр. 143 | | |
| Глобальная компьютерная сеть Интернет. Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету». | § 3.3 Стр. 84-94 Стр. 144 | | |
| Глобальная компьютерная сеть Интернет. Практическая работа № 10 «География Интернета». | § 3.3 Стр. 84-94 Стр. 149 | | |
| Информационные ресурсы Интернет. Всемирная паутина. Практическая работа № 11 «Путешествие во всемирной паутине». | § 3.4 Стр. 94-98 Стр. 151 | | |
| Информационные ресурсы Интернет. Электронная почта. Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой». | § 3.4 Стр. 98-100 Стр. 155 | | |
| Файловые архивы. Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета». | § 3.4 Стр. 100-102 Стр. 158 | | |
| Информационные ресурсы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. | § 3.4 Стр. 102-106 | | |
| Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете». | § 3.5 Стр. 107–110 Стр. 161 | | |
| Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. | § 3.7 Стр. 113 -117 | | |
| Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. | § 3.7 Стр. 117-119 | | |
| Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах. | § 3.7 Стр. 119-123 | | |
| Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». | Стр. 165 | | |
| Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». | Стр. 165 | | |
| Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». | Стр. 165 | | |
| Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». | Стр. 165 | | |
| Контрольная работа № 3 «Коммуникационные технологии». Тестирование. Зачётная практическая работа «Коммуникационные технологии». | | | |
| Повторение по теме: «Информация и информационные процессы» | | | |
7. Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ 9 класс
№ урока | Тема урока, практическое занятие | Глава, параграф, страницы | Вид контроля | Дата Проведения (по плану/фактически) |
1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (15 часов) |
| Техника безопасности в кабинете информатики. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. | §1.1.1 стр. 10 | | |
| Растровые изображения на экране монитора. | §1.1.2. стр. 14-15 | | |
| Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Практическая работа № 1 «Кодирование графической информации». | §1.3 стр. 15-20 стр. 175-177 | | |
| Растровая и векторная графика. | §1.2 стр. 21-24 | | |
| Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. | §1.3.1,1.3.2 стр.28-31 | | |
| Работа с объектами в векторных графических редакторах. Практическая работа № 2 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе». | §1.3.3 стр. 32-35 стр. 179-183 | | |
| Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах. Практическая работа № 3 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе» | §1.3.4 стр. 35-37 стр.177-179 | | |
| Растровая и векторная анимация. Практическая работа №4 (часть 1) «Создание GIF - анимации». | §1.4 стр. 37-40 стр. 183-188 | | |
| Растровая и векторная анимация. Практическая работа №4 (часть 2) «Создание flash-анимации». | §1.4 стр. 37-40 стр. 183-188 | | |
| Кодирование и обработка звуковой информации. | §1.5 стр. 40-45 | | |
| Практическая работа №5 «Кодирование и обработка звуковой информации» | стр. 188-191 | | |
| Цифровое фото и видео. Практическая работа №6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу». | §1.6 стр. 45-49 стр. 191-193 | | |
| Цифровое фото и видео. Практическая работа №7 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа». | §1.6 стр. 45-49 стр. 193-196 | | |
| Решение задач по теме «Кодирование графической информации» | | | |
| Контрольная работа № 1 по теме «Кодирование графической информации». Тестирование | | | |
2. Кодирование и обработка текстовой информации (9 часов) |
| Кодирование текстовой информации. Практическая работа №8 «Кодирование текстовой информации». | §2.1 стр. 49-52, стр.196-199 | | |
| Создание документов в текстовых редакторах. Сохранение и печать документов. | §2.2, 2.4 стр. 52-54, 59-61 | | |
| Ввод и редактирование документа. Практическая работа №9 «Вставка в документ формул». | §2.3 стр.54-59, стр. 199-201 | | |
| Форматирование документа, символов, абзацев. Практическая работа №10 «Форматирование символов и абзацев». | §2.5.1, 2.5.2 стр. 61-66, стр. 201-203 | | |
| Нумерованные и маркированные списки. Практическая работа №11 «Создание и форматирование списков». | §2.5.3 стр. 66-67, стр. 204-207 | | |
| Таблицы. Практическая работа №12 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными». | § 2.6 стр. 67-70, стр. 207-211 | | |
| Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа №13 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря». | §2.7 стр. 70-71 стр. 211-212 | | |
| Системы оптического распознавания документа. Практическая работа №14 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа». | §2.8 стр. 71-74 стр. 212-213 | | |
| Контрольная работа № 2 по теме «Кодирование и обработка текстовой информации» Тестирование, зачётная практическая работа | | | |
3. Кодирование и обработка числовой информации (10 часов) | |
| Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа №15 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора». | §3.1.1 стр. 75-80 стр. 214-215 | | | |
| Арифметические операции в позиционных системах счисления. | §3.1.2 стр. 80-82 | | |
| Двоичное кодирование чисел в компьютере. | §3.1.3 стр. 82-84 | | |
| Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. | §3.2.1 стр. 84-87 | | |
| Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа №16 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах». | §3.2.2, 3.2.3 стр. 87-91 стр. 216-218 | | |
| Встроенные функции. Практическая работа №17 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах». | §3.2.4 стр. 91-93 стр. 218-220 | | |
| Построение диаграмм и графиков. Практическая работа №18 «Построение диаграмм различных типов». | §3.3 стр. 93-97 стр. 220-228 | | |
| Базы данных в электронных таблицах. | §3.4.1 стр. 97-100 | | |
| Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Практическая работа №19 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах». | §3.4.2 стр. 100-105 стр. 228-232 | | |
| Контрольная работа № 3 по теме «Кодирование и обработка числовой информации» Тестирование, зачётная практическая работа | | | |
4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (20 часов) |
| Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. | §4.1.1 стр.105-108 | | |
| Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. | §4.1.2, 4.1.3 стр. 108-113 | | |
| Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». | §4.2.1, 4.2.2, стр. 113-117 | | |
| Алгоритмическая структура «цикл». | §4.2.3 стр. 117-119 | | |
| Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. | §4..3, 4.4 стр. 119-124 | | |
| Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. | §4.5 стр. 124-128 | | |
| Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Практическая работа №20 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования» | §4.6 стр. 128-133, стр. 233-239 | | |
| Практическая работа №21 «Проект «Переменные». | стр. 239-242 | | |
| Практическая работа №22 «Проект «Калькулятор». | стр. 242-246 | | |
| Практическая работа №23 Проект «Строковый калькулятор». | стр. 246-249 | | |
| Практическая работа №24 Проект «Даты и время». | стр. 249-252 | | |
| Практическая работа №25 Проект «Сравнение кодов символов». | стр. 252-255 | | |
| Практическая работа №26 Проект «Отметка». | стр. 255-257 | | |
| Практическая работа №27 Проект «Коды символов». | стр. 258-260 | | |
| Практическая работа №28 Проект «Слово-перевертыш». | стр. 261-263 | | |
| Графические возможности Basic | §4.7 стр. 133-138 | | |
| Практическая работа №29 Проект «Графический редактор». | стр. 263-267 | | |
| Практическая работа №30 Проект «Системы координат». | стр. 267-269 | | |
| Практическая работа №31 Проект «Анимация». | стр. 270-272 | | |
| Контрольная работа №4 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования» Тестирование, зачётная практическая работа | | | |
5. Моделирование и формализация (10 часов) |
| Окружающий мир как иерархическая система. | §5.1 стр. 138-142 | | |
| Моделирование как метод познания. | §5.2.1 стр. 142-145 | | |
| Материальные и информационные модели. | §5.2.2 стр. 145-148 | | |
| Формализация и визуализация моделей. | § 5.2.3 стр. 148-152 | | |
| Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. | §5.3 стр. 152-154 | | |
| Построение и исследование физических моделей. Практическая работа №32 Проект «Бросание мячика в площадку» | §5.4 стр. 154-157 стр. 273-279 | | |
| Приближенное решение уравнений. Практическая работа №33 Проект «Графическое решение уравнений» | §5.5 стр. 157 стр. 279-283 | | |
| Экспертные системы распознавания химических веществ. Практическая работа №34 Проект «Распознавание удобрений» | §5.6 стр. 157-161, стр. 283-285 | | |
| Информационные модели управления объектами. Практическая работа №35 Проект «Модели систем управления» | §5.7 стр. 161-164 стр. 286-291 | | |
| Контрольная работа №5 по теме «Моделирование и формализация» Тестирование, зачётная практическая работа | | | |
6. Информационное общество (3 часа) |
| Информационное общество. | §6.1 стр. 164-169 | | |
| Информационная культура. | §6.2 стр. 169-171 | | |
| Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. | §6.3 стр. 171-174 | | |
| Контрольная работа №6 (итоговая). | | | |
Тамбовская область Кирсановский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Уваровщинская средняя общеобразовательная школа
Календарно – тематический план по учебному предмету «Информатика» для 7 класса
на 2019-2020 учебный год (приложение к рабочей программе по учебному предмету «Информатика» на 2019-2020 уч. год
Учитель информатики Галкин И. И.
Рассмотрен и утверждён на заседании
МО учителей информатики
Протокол № от
Тамбовская область Кирсановский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Уваровщинская средняя общеобразовательная школа
Календарно – тематический план по учебному предмету «Информатика» для 9 класса
на 2016-2017 учебный год (приложение к рабочей программе по учебному предмету «Информатика» на 2012-2017 уч. год), утверждённый приказом от №
Учитель информатики Галкин И. И.
Рассмотрен и утверждён на заседании
МО учителей информатики
Протокол № от