АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9» г. Смоленска
(МБОУ «СШ № 9»)
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от 29.08.2018 г. | Утверждаю Директор ________ О.В.Антышева Приказ № 267 - ОД 29.08.2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике и ИКТ
для 8 классов основного общего образования
Довбыш Марии Константиновны
учителя математики и информатики, первой категории
Гулеенковой Анастасии Витальевны
учителя информатики
2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по информатике и ИКТ для основной общеобразовательной школы 8 класс составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).
В соответствии с требованиями ФГОС для реализации основной образовательной программы основного общего образования предусматривается обеспечение образовательного учреждения современной информационно-образовательной средой.
В соответствии с ФГОС изучение информатики в 8 классе должно:
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями. Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций. Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Рабочая программа рассчитана на изучение информатики и ИКТ по 1 часу в неделю, всего 34 часа в год и предполагает использование УМК Л.Л. Босовой.
В соответствии с требованиями ФГОС для реализации основной образовательной программы основного общего образования предусматривается обеспечение образовательного учреждения современной информационно-образовательной средой.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Название разделов и тем | Количество часов для изучения | Содержание учебного материала и практические работы | Формы контроля |
Математические основы информатики | 13 часов | Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности. | Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы» |
Основы алгоритмизации | 10 часов | Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем. Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов. | Контрольная работа № 2 «Компьютер – универсальное устройство обработки информации» |
Начала программирования | 10 часов | Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл). Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль. | Контрольная работа №3 «Кодирование и обработка текстовой информации» |
Итоговое занятие | 1 час | Повторение основных понятий курса. | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Количество часов | Резерв |
| Математические основы информатики | 13 | |
| Основы алгоритмизации | 10 | |
| Начала программирования | 10 | |
| Итоговое занятие | 1 | |
Итого | | 34 | 0 |
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 8 КЛАСС
(1 час в неделю, 34 часа в год)
№ урока | Тема урока | Планируемое домашнее задание | Дата | Корректировка КТП | Примечания |
| Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места | | | | |
Математические основы информатики (13 часов) |
| Общие сведения о системах счисления | | | | |
| Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | | | | |
| Восьмеричная и шестнадцатеричная система счисления. Компьютерные системы счисления | | | | |
| Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | | | | |
| Представление целых чисел | | | | |
| Представление вещественных чисел | | | | |
| Высказывание. Логические операции | | | | |
| Построение таблиц истинности для логических выражений | | | | |
| Свойства логических операций | | | | |
| Решение логических задач | | | | |
| Логические элементы | | | | |
| Проверочная работа по теме: «Математические основы информатики». | | | | |
Основы алгоритмизации (10 часов) |
| Алгоритмы и исполнители | | | | |
| Способы записи алгоритмов | | | | |
| Объекты алгоритмов | | | | |
| Алгоритмическая конструкция следование | | | | |
| Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления | | | | |
| Неполная форма ветвления | | | | |
| Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы | | | | |
| Цикл с заданным условием окончания работы | | | | |
| Цикл с заданным числом повторений | | | | |
| Проверочная работа по теме «Основы алгоритмизации» | | | | |
Начала программирования |
| Общие сведения о языке программирования Паскаль | | | | |
| Организация ввода и вывода данных | | | | |
| Программирование линейных алгоритмов | | | | |
| Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор | | | | |
| Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений | | | | |
| Программирование циклов с заданным условием продолжения работы | | | | |
| Программирование циклов с заданным условием окончания работы | | | | |
| Программирование циклов с заданным числом повторений | | | | |
| Различные варианты программирования циклического алгоритма | | | | |
| Проверочная работа по теме «Начала программирования» | | | | |
| Итоговое занятие | | | | |
Сводная таблица уроков контроля знаний, умений, навыков
Количество контрольных работ |
I | II | Год |
1 | 2 | 3 |
ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
приобретение опыта выполнения индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д, на основе использования информационных технологий;
знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества;
формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями.
целенаправленные поиск и использование информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помощью средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
анализ информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных системах;
формирование (на основе собственного опыта информационной деятельности) представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами.
Метапредметные результаты
формирование компьютерной грамотности, т. е. приобретение опыта создания, преобразования, представления, хранения информационных объектов (текстов, рисунков, алгоритмов и т. п.) с использованием наиболее широко распространенных компьютерных инструментальных средств;
осуществление целенаправленного поиска информации в различных информационных массивах, в том числе электронных энциклопедиях, сети Интернет и т.п., анализ и оценка свойств полученной информации с точки зрения решаемой задачи;
целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии и собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика» межпредметный характер.
Предметные результаты
понимание роли информационных процессов в современном мире;
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического и системного мышления, необходимых для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, с ветвлением и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы), с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Большое значение в курсе имеет тема «Коммуникационные технологии», в которой учащиеся знакомятся не только с основными сервисами Интернета, но и учатся применять их на практике.