«Рассмотрено» Руководитель МО МБОУ «Верхнеуратьминская ООШ» _________/Титова Л.П./ Протокол № от « » августа 2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Верхнеуратьминская ООШ» _________/Волкова И.Л./ « » августа 2019 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Верхнеуратьминская ООШ» ________/Забирова Д.М./ Приказ № от « » августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике для 8 класса
Титовой Лилии Павловны,
учителя математики и информатики
1 квалификационной категории
МБОУ «Верхнеуратьминская ООШ» НМР РТ
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № от
« » августа 2019 г.
2019 - 2020 учебный год
с. Верхняя Уратьма
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Математические основы информатики
Обучающийся научится:
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
Обучающийся получит возможность:
переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.
Основы алгоритмизации
Обучающийся научится:
понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов.
Обучающийся получит возможность:
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.);
Начала программирования
Обучающийся научится:
исполнять линейные алгоритмы, записанные на языке программирования.
исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на языке программирования;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на языке программирования;
разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Обучающийся получит возможность:
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Содержание
Математические основы информатики
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.
Основы алгоритмизации
Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем. Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Начала программирования
Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл). Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.
Календарно-тематическое планирование
Информатика 8 класс, 1 ч в неделю, 35 недель, всего 35 ч. в год
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
1 | Математические основы информатики | 11 | | |
1 | Техника безопасности и организация рабочего места. Вводный контроль. Общие сведения о системах счисления | 1 | | |
2 | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Практическая работа №1. Интерактивный задачник. | 1 | | |
3 | Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Компьютерные системы счисления | 1 | | |
4 | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | 1 | | |
5 | Представление целых и вещественных чисел | 1 | | |
6 | Высказывание. Логические операции | 1 | | |
7 | Построение таблиц истинности для логических выражений | 1 | | |
8 | Свойства логических операций | 1 | | |
9 | Решение логических задач | 1 | | |
10 | Логические элементы. Практическая работа №2. Работа с тренажером «Логика» | 1 | | |
11 | Контрольная работа по теме «Математические основы информатики | 1 | | |
2 | Основы алгоритмизации | 10 | | |
12 | Алгоритмы и исполнители | 1 | | |
13 | Способы записи алгоритмов | 1 | | |
14 | Объекты алгоритмов | 1 | | |
15 | Алгоритмическая конструкция «следование» | 1 | | |
16 | Алгоритмическая конструкция «ветвление» Полная форма ветвления. | 1 | | |
17 | Сокращенная форма ветвления. Практическая работа №3. Построение ветвлений | 1 | | |
18 | Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы. Практическая работа №4. Построение цикла-ПОКА | 1 | | |
19 | Цикл с заданным условием окончания работы. Практическая работа №5. Построение цикла-ДО | 1 | | |
20 | Цикл с заданным числом повторений | 1 | | |
21 | Контрольная работа по теме «Основы алгоритмизации». | 1 | | |
3 | Начала программирования | 11 | | |
22 | Общие сведения о языке программирования Паскаль | 1 | | |
23 | Организация ввода и вывода данных. Практическая работа №5. Первая программа на языке Паскаль | 1 | | |
24 | Программирование линейных алгоритмов. Практическая работа №6. Вычисление площади треугольника. | 1 | | |
25 | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор | 1 | | |
26 | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. | 1 | | |
27 | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Практическая работа №7. Решение квадратного уравнения. | 1 | | |
28 | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Практическая работа №8. Алгоритм получения частного и остатка. | 1 | | |
29 | Программирование циклов с заданным условием окончания работы. | 1 | | |
30 | Программирование циклов с заданным числом повторений. | 1 | | |
31 | Различные варианты программирования циклического алгоритма. Практическая работа №9. Подсчет количества чисел. | 1 | | |
32 | Контрольная работа по теме «Начала программирования». | 1 | | |
4 | Итоговое повторение | 3 | | |
33 | Повторение «Математические основы информатики» | 1 | | |
34 | Итоговое тестирование | 1 | | |
35 | Повторение темы «Основы алгоритмизации». | 1 | | |
6