ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и концепция духовно- нравственного воспитания и развития гражданина России с учётом:
Рабочих программ курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (7-9 классы, авторы: И.Г.Семакин, Л.А. Залогова, С.В.Русаков, Л.В. Шестакова.) БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 г.;
Учебника. Информатика 8 класс, авторы: Семакин И. Г., Залогова Л.А., Русаков С,В., Шестаков Л.В., БИНОМ. Лаборатория знаний.2018г.;
Положение о рабочей программе МБОУ – ООШ №20 х. Сальский Кагальник.
Цели:
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами информационных и коммуникативных технологий;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств информационных и коммуникативных технологи в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов.
Задачи:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.
Место предмета в учебном плане
На основании учебного плана на изучение информатики в 8 классе отводится 35 часов из расчёта 1 час в неделю.
В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием на 2019-2020 учебный год на изучение информатики в 8 классе основной школы отводится 35 часов, из расчёта 1 час в неделю.
Авторская программа «Информатика и ИКТ» для основной школы (7 -9 классы, авторы: И.Г.Семакин, Л.А. Залогова, С.В.Русаков, Л.В. Шестакова.) БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 г. рассчитана на 35 часов.
Данная программа будет выполнена за 35 часов.
Ценностные ориентиры содержания курса информатики и информационных технологий в основной школе определяются спецификой информатики и информационных технологий как науки.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания. В качестве объектов ценностей труда и быта рассматривается формирование понимания у школьников необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств; сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
В основе формирования коммуникативных ценностей, лежит процесс общения, грамотная речь, правильное использование предметной терминологии и символики, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ИНФОРМАТИКА"
1.Передача информации в компьютерных сетях
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
2. Информационное моделирование
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей
3. Хранение и обработка информации в базах данных
Понятие базы данных, информационной системы. Основные понятия базы данных: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления базы данных и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование базы данных.
Проектирование и создание однотабличной базы данных.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Табличные вычисления на компьютере
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностными результатами обучения информатике в основной школе являются:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Предметными результатами обучения информатике в основной школе являются:
умение создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей, таблиц, программ;
умение создавать информационные объекты, в том числе для оформления результатов учебной работы
умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
умение выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
умение оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи;
умение искать информацию с применением правил поиска в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
умение пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
Метапредметными результатами обучения информатике в основной школе являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС – 35 часов
№ п/п | Тема | Основные виды деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) | Формы контроля | Дата |
План | Коррекция |
I Четверть (02.09.2019-25.10.2019) |
Глава I. Передача информации в компьютерных сетях - 6 часов |
1. | Как устроена компьютерная сеть. | Умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, | Комбинированная | 04.09 | |
2. | Электронная почта и другие услуги сетей. | Понимание общепредметной сущности понятия компьютерная сеть, что такое электронное письмо, электронная почта | Групповая | 11.09 | |
3. | Аппаратное и программное обеспечение сети. | Представления о технических средствах глобальной сети, протоколах, навыки работы в сети | Фронтальная | 18.09 | |
4. | Интернет и Всемирная паутина. Поисковые серверы. Формирование простых запросов. | Представления об Интернете, понятиях Web-сервер, Web-страница, Web-сайт, понимание универсальности глобальной сети, гиперструктуры WWW, способа организации связи между сайтами | Комбинированная | 25.09 | |
5. | Способы поиска в Интернете. | Знание способов поиска информации в Интернете, способов формирования запросов поисковой системы, понимание сущности телеконференций, языка запросов поисковых серверов | Фронтальная | 02.10 | |
6. | Контрольная работа по теме «Передача информации в компьютерных сетях» | Общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире | Индивидуальная | 09.10 | |
Глава II. Информационное моделирование - 5 часов |
7. | Что такое моделирование. | Общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире; умение приводить примеры хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике | Комбинированная | 16.10 | |
8. | Графические информационные модели. | Умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»; формирования желания выполнять учебные действия. | Групповая | 23.10 | |
II четверть (05.11.2019 – 27.12.2019) |
9. | Табличные модели. | Владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; представление о табличных моделях поиск и выделение необходимой информации, применение табличных моделей | Комбинированная | 06.11 | |
10. | Информационное моделирование на компьютере. | Понимание роли компьютеров в жизни современного человека; способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом систематизированные представления об основных устройствах компьютера и их функциях, моделирование на компьютере | Индивидуальная | 13.11 | |
11. | Контрольная работа по теме «Информационное модулирование». | Умение строить табличные модели понимание назначения основных устройств персонального компьютера, умение решать информационные задачи с помощью табличной модели. | Индивидуальная | 20.11 | |
Глава III. Хранение и обработка информации в базах данных - 9 часов |
12. | Основные понятия. | Понятие важности информационных систем, баз данных понимание назначения баз данных и информационных систем и назначения элементов реляционных баз данных | Комбинированная | 27.11 | |
13. | Что такое система управления базами данных. | Понимание назначения систем управления базами данных, представление о системах управления базами данных как программного обеспечения для работы с базами данных | Групповая | 04.12 | |
14. | Создание и заполнение баз данных. | Понимание необходимости упорядоченного хранения больших массивов данных, представления о структуре баз данных, типах и форматах полей баз данных, заполнении баз данных информацией | Групповая | 11.12 | |
15. | Знакомство с системой управления базами данных. Создание и редактирование базы данных | Понимание и соблюдение этапов создания баз данных, умение редактирования баз данных | Фронтальная | 18.12 | |
16. | Основы логики: логические величины и формулы. | Представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации, понимание основ логики | Индивидуальная | 25.12 | |
III Четверть (09.01.2020 – 20.03.2020) |
17. | Условия выбора и простые логические выражения. | систематизированные представления о простых запросах, умения выделять условия для создания запросов, отвечающих необходимым для поиска в базе данных условиям | Комбинированная | 15.01 | |
18. | Условия выбора и сложные логические выражения. | знание сфер применения баз данных; способность применять теоретические знания для решения практических задач; интерес к изучению вопросов, связанных с базами данных | Индивидуальная | 22.01 | |
19. | Сортировка, удаление и добавление записей. | систематизированные представления об инструментах создания графических изображений; развитие основных навыков и умений использования графических редакторов | Индивидуальная | 29.01 | |
20. | Контрольная работа по теме «Хранение и обработка информации в базах данных» | основные навыки и умения использования систем управления базами данных для решения практических задач | Индивидуальная | 05.02 | |
Глава IV. Табличные вычисления на компьютере – 12 часов |
21. | История чисел и систем счисления. | систематизированные представления о позиционных и непозиционных системах счисления. | Групповая | 12.02 | |
22. | Перевод чисел и двоичная арифметика. | представления о выполнении перевода чисел из одной позиционной системы счисления в другую и выполнении арифметических операций в двоичной системе счисления | Фронтальная | 19.02 | |
23. | Числа в памяти компьютера. | представление о кодировании целых, вещественных чисел в памяти компьютера, об особенностях работы компьютера с вещественными числами | Комбинированная | 26.02 | |
24. | Что такое электронная таблица. | представление о структуре электронной таблицы, данных в электронной таблице, режимах отображения данных | Групповая | 04.03 | |
25. | Правила заполнения таблицы. | умения использования средств создания электронных таблиц и подготовки таблиц к расчетам | Индивидуальная | 11.03 | |
26. | Работа с диапазонами. Относительная адресация. | навыки работы с программным обеспечением, поддерживающим работу с электронными таблицами, умение работать с диапазонами | Групповая | 18.03 | |
IV Четверть (30.03.2020 – 29.05.2020) |
27. | Деловая графика. Условная функция. | знание основных принципов представления информации в электронных таблицах, как в электронных таблицах реализуются логические операции при записи условных функций, умения строить с помощью электронной таблицы различные типы диаграмм | Индивидуальная | 01.04 | |
28. | Логические функции и абсолютные адреса. | умения работы с электронными таблицами; умения использовать логические операции при записи условных функций; умения правильно указывать адреса ячеек, навыки выполнения вычислительных операций в электронных таблицах | Комбинированная | 08.04 | |
29. | Электронные таблицы и математическое моделирование. | умения работы с электронными таблицами; умения использовать логические операции при записи условных функций; умения правильно указывать адреса ячеек. | | 15.04 | |
30. | Контрольная работа по теме «Табличные вычисления на компьютере» | систематизированные представления об основных понятиях, связанных с обработкой электронных таблиц, об этапах математического моделирования, основные навыки и умения использования инструментов создания электронных таблиц для решения практических задач | Индивидуальная | 22.04 | |
31. | Пример имитационной модели. | систематизированные представления об основных понятиях, связанных с технологией создания и применения электронной таблицы; умения с имитационными моделями | Индивидуальная | 29.04 | |
32. | Итоговая контрольная работа | систематизированные представления об основных понятиях, связанных с электронными таблицами | Индивидуальная | 06.05 | |
Повторение - 3 часа |
33. | Обобщение по теме «Передача информации в компьютерных сетях». | навыки концентрации внимания, понимание значимости информационной деятельности для современного человека | Индивидуальная | 13.05 | |
34. | Обобщение по теме «Информационное модулирование». | понимание роли компьютеров в жизни современного человека; способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом, умение концентрироваться при выполнении теста | Индивидуальная | 20.05 | |
35. | Обобщение по теме «Хранение и обработка информации в базах данных». | способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров | Индивидуальная | 27.05 | |
Рассмотрено Согласовано
Руководителем МО учителей предметников Заместитель директора по УВР
_____________/Петренко С.Е./ ______________/Бунечко Е.В./
«_____»___________2019 г
«____» ___________2019г