СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ.
Системы счисления
Непозиционные и позиционные системы счисления. Алфавит. Основание. Развёрнутая форма записи числа. Перевод в десятичную систему чисел, записанных в других системах счисления.
Римская система счисления.
Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Восьмеричная система счисления. Перевод чисел из восьмеричной системы в двоичную и десятичную системы и обратно. Шестнадцатеричная система счисления. Перевод чисел из шестнадцатеричной системы в двоичную, восьмеричную и десятичную системы и обратно.
Арифметические операции в двоичной системе счисления.
Элементы математической логики
Логические высказывания. Логические значения высказываний. Элементарные и составные высказывания. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Приоритет логических операций. Определение истинности составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний. Логические выражения. Правила записи логических выражений. Построение таблиц истинности логических выражений.
Логические элементы. Знакомство с логическими основами компьютера.
АЛГОРИТМЫ И ПРОГРАМИРОВАНИЕ.
Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Алгоритм как план управления исполнителем.
Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма (словесный, в виде блок-схемы, программа).
Алгоритмические конструкции. Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных.
Конструкция «ветвление»: полная и неполная формы. Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия.
Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла.
Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к требуемому результату при конкретных исходных данных. Разработка несложных алгоритмов с использованием циклов и ветвлений для управления формальными исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник. Выполнение алгоритмов вручную и на компьютере. Синтаксические и логические ошибки. Отказы.
Язык программирования
Язык программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык).
Система программирования: редактор текста программ, транслятор, отладчик.
Переменная: тип, имя, значение. Целые, вещественные и символьные переменные.
Оператор присваивания. Арифметические выражения и порядок их вычисления. Операции с целыми числами: целочисленное деление, остаток от деления.
Ветвления. Составные условия (запись логических выражений на изучаемом языке программирования). Нахождение минимума и максимума из двух, трёх и четырёх чисел. Решение квадратного уравнения, имеющего вещественные корни.
Диалоговая отладка программ: пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод, выбор точки останова.
Цикл с условием. Алгоритм Евклида для нахождения наибольшего общего делителя двух натуральных чисел. Разбиение записи натурального числа в позиционной системе с основанием, меньшим или равным 10, на отдельные цифры.
Цикл с переменной. Алгоритмы проверки делимости одного целого числа на другое, проверки натурального числа на простоту.
Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные. Посимвольная обработка строк. Подсчёт частоты появления символа в строке. Встроенные функции для обработки строк.
Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных данных; определение возможных входных данных, приводящих к данному результату.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение информатики в 8 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета.
Патриотическое воспитание:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области информатики и информационных технологий; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества.
Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.
Гражданское воспитание:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
Ценности научного познания:
сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности научной картины мира;
интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Формирование культуры здоровья:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью; установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Трудовое воспитание:
интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологическое воспитание:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике отражают овладение универсальными учебными действиями — познавательными, коммуникативными, регулятивными.
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания, установленного данной рабочей программой, отражают сформированность у обучающихся умений:
пояснять на примерах различия между позиционными и непозиционными системами счисления;
записывать и сравнивать целые числа от 0 до 1024 в различных позиционных системах счисления (с основаниями 2, 8, 16); выполнять арифметические операции над ними;
раскрывать смысл понятий «высказывание», «логическая операция», «логическое выражение»;
записывать логические выражения с использованием дизъюнкции, конъюнкции и отрицания, определять истинность логических выражений, если известны значения истинности входящих в него переменных, строить таблицы истинности для логических выражений;
раскрывать смысл понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа», понимая разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
описывать алгоритм решения задачи различными способами, в том числе в виде блок-схемы;
составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений и циклов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник;
использовать константы и переменные различных типов (числовых, логических, символьных), а также содержащие их выражения; использовать оператор присваивания;
использовать при разработке программ логические значения, операции и выражения с ними;
анализировать предложенные алгоритмы, в том числе определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык), реализующие несложные алгоритмы обработки числовых данных с использованием циклов и ветвлений, в том числе реализующие проверку делимости одного целого числа на другое, проверку натурального числа на простоту, выделения цифр из натурального числа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Количество часов | Цифровые образовательные ресурсы |
| Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Информационная безопасность | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3066/start/ |
| Общие сведения о системах счисления | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/1515/start/ https://uchi.ru/homeworks/teacher/new?stage=init&s=7&p=8&titlePath=13056&titlePath=13057 |
| Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3257/start/ https://uchi.ru/homeworks/teacher/new?stage=init&s=7&p=8&titlePath=13056&titlePath=13058 |
| Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3358/start/ https://uchi.ru/homeworks/teacher/new?stage=init&s=7&p=8&titlePath=13056&titlePath=13059 |
| Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | 1 | https://uchi.ru/homeworks/teacher/new?stage=init&s=7&p=8&titlePath=13056&titlePath=13060 |
| Множества и операции с ними | 1 | https://uchi.ru/homeworks/teacher/new?stage=init&s=7&p=8&titlePath=13056&titlePath=13061 |
| Представление целых и вещественных чисел | 1 | https://uchi.ru/homeworks/teacher/new?stage=init&s=7&p=8&titlePath=13056&titlePath=13062 |
| Элементы комбинаторики. Правила суммы и произведения | 1 | https://uchi.ru/ |
| Высказывание. Логические операции | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3256/start/ https://uchi.ru/homeworks/teacher/new?stage=init&s=7&p=8&titlePath=13056&titlePath=13063 |
| Построение таблиц истинности для логических выражений | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3255/start/ |
| Свойства логических операций. Решение логических задач | 1 | https://uchi.ru/homeworks/teacher/new?stage=init&s=7&p=8&titlePath=13056&titlePath=13066 |
| Логические элементы | 1 | https://uchi.ru/homeworks/teacher/new?stage=init&s=7&p=8&titlePath=13056&titlePath=13067 |
| Контрольная работа № 1 «Математические основы информатики» | 1 | https://uchi.ru/ |
| Алгоритмы и исполнители. Практическая работа № 1 «Основы алгоритмизации. Исполнитель Водолей» | 1 | https://uchi.ru/homeworks/teacher/new?stage=init&s=7&p=8&titlePath=13068&titlePath=13069 |
| Способы записи алгоритмов | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3065/start/ |
| Объекты алгоритмов. Алгоритмическая конструкция «следование». Практическая работа № 2 «Основы алгоритмизации. Исполнитель Чертёжник» | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3064/start/ |
| Объекты алгоритмов. Алгоритмическая конструкция «следование». Практическая работа № 2 «Основы алгоритмизации. Исполнитель Чертёжник» | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3064/start/ |
| Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3254/start/ |
| Неполная форма ветвления | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3254/start/ https://uchi.ru/homeworks/teacher/new?stage=init&s=7&p=8&titlePath=13072&titlePath=13074 |
| Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы. Практическая работа № 3 «Основы алгоритмизации. Исполнитель Робот» | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3467/start/ |
| Цикл с заданным условием окончания работы | 1 | https://uchi.ru/homeworks/teacher/new?stage=init&s=7&p=8&titlePath=13072&titlePath=13077 |
| Цикл с заданным числом повторений. Практическая работа № 4 «Основы алгоритмизации. Исполнитель Черепаха» | 1 | https://uchi.ru/homeworks/teacher/new?stage=init&s=7&p=8&titlePath=13072&titlePath=13078 |
| Контрольная работа № 2 «Алгоритмы и элементы программирования. Основы алгоритмизации» | 1 | https://uchi.ru/ |
| Общие сведения о языке программирования Паскаль | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3063/start/ https://uchi.ru/homeworks/teacher/new?stage=init&s=7&p=8&titlePath=13079&titlePath=13080 |
| Организация ввода и вывода данных | 1 | https://uchi.ru/homeworks/teacher/new?stage=init&s=7&p=8&titlePath=13079&titlePath=13081 |
| Программирование линейных алгоритмов | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3468/start/ |
| Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3117/start/ |
| Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений | 1 | https://uchi.ru/homeworks/teacher/new?stage=init&s=7&p=8&titlePath=13079&titlePath=13084 |
| Программирование циклов с заданным условием продолжения работы | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3062/start/ |
| Программирование циклов с заданным условием окончания работы | 1 | https://uchi.ru/homeworks/teacher/new?stage=init&s=7&p=8&titlePath=13079&titlePath=13086 |
| Программирование циклов с заданным числом повторений | 1 | https://uchi.ru/homeworks/teacher/new?stage=init&s=7&p=8&titlePath=13079&titlePath=13087 |
| Различные варианты программирования циклического алгоритма | 1 | https://uchi.ru/homeworks/teacher/new?stage=init&s=7&p=8&titlePath=13079&titlePath=13087 |
| Контрольная работа № 2 «Начала программирования» | 1 | https://uchi.ru/ |
| Промежуточная аттестация. Итоговый тест | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3061/start/ |
| Всего: | 34 | |