АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9» г. Смоленска
(МБОУ «СШ № 9»)
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от 29.08.2018 г. | Утверждаю Директор ________ О.В.Антышева Приказ № 267 - ОД 29.08.2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике и информационно-коммуникативным технологиям
для 9 классов основного общего образования
Довбыш Марии Константиновны
учителя математики и информатики, первой категории
Гулеенковой Анастасии Витальевны
учителя информатики
2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 9 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень).
Рабочая программа рассчитана на изучение информатики и ИКТ по 1 часу в неделю, т.е. на 34 часа в год, с использованием современных цифровых технологий и без них, самостоятельно или в совместной деятельности: фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Программа ориентирована на использование учебника Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ»: учебник для 9 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Изучение информатики и информационно-коммуникативных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
– освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
– овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
– развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
– воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
– выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Рабочая программа предназначена для реализации в 9 классе общеобразовательной школы.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Название разделов и тем | Количество часов для изучения | Содержание учебного материала и практические работы, самостоятельная работа учащихся | Формы контроля |
Моделирование и формализация | 8 часов | Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и экономических явлений, при хранении и поиске данных. Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении практических задач. Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных. Аналитическая деятельность: различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни; осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования; оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи; приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира. Практическая деятельность: строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов); преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации; исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей; работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей; создавать однотабличные базы данных; осуществлять поиск записей в готовой базе данных; осуществлять сортировку записей в готовой базе данных. | Проверочная работа по теме: «Моделирование и формализация» Проверочная работа по теме: «Алгоритмизация и программирование» |
Алгоритмизация и программирование | 9 часов | Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы. Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования. Аналитическая деятельность: анализировать готовые программы; определять по программе, для решения какой задачи она предназначена; выделять этапы решения задачи на компьютере. Практическая деятельность: программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений; разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций; разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла; разрабатывать программы, содержащие подпрограмму; разрабатывать программы для обработки одномерного массива: нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве; подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию; нахождение суммы всех элементов массива; нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве; сортировка элементов массива и пр. |
Обработка числовой информации в электронных таблицах | 6 часов | Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Выполнение алгоритмов компьютером. Основные алгоритмические структуры. Знакомство со средой Pascal (QBasic). Программа: структура, написание. Переменная: имя, тип, значение. Программирование линейных алгоритмов. Программирование алгоритмов с «ветвлением». Программирование циклов. Одномерные массивы. | Проверочная работа по теме: главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах» |
Коммуникационные технологии (10 ч) | 10 часов | Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. Аналитическая деятельность: выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей; анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации; анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации. Практическая деятельность: осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума; определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками; проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций; создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-странички, включающей графические объекты; проявлять избирательность в работе с информацией, исходя из морально-этических соображений, позитивных социальных установок и интересов индивидуального развития | Проверочная работа по теме: «Коммуникационные технологии» |
Итоговое занятие | 1 час | Повторение изученного | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Количество часов | Резерв |
1 | Моделирование и формализация | 8 | |
2 | Алгоритмизация и программирование | 9 | |
3 | Обработка числовой информации в электронных таблицах | 6 | |
4 | Коммуникационные технологии | 10 | |
| Итоговое занятие | 1 | |
Итого | | 34 | 0 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 9 КЛАССА
(1 час в неделю, 34 часа в год)
№ урока | Тема урока | Планируемое домашнее задание | Дата | Корректировка КТП | Примечания |
| Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места | | | | |
Моделирование и формализация (8 часов) |
| Моделирование как метод познания | | | | |
| Знаковые модели | | | | |
| Построение графических моделей | | | | |
| Построение табличных моделей | | | | |
| База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных | | | | |
| Система управления базами данных | | | | |
| Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере | | | | |
| Проверочная работа по теме: «Моделирование и формализация» | | | | |
Алгоритмизация и программирование (9 часов) |
| Решение задач на компьютере | | | | |
| Одномерные массивы целых чисел | | | | |
| Описание, заполнение, вывод массива | | | | |
| Вычисление суммы элементов массива | | | | |
| Последовательный поиск в массиве | | | | |
| Сортировка массива | | | | |
| Конструирование алгоритмов | | | | |
| Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль | | | | |
| Проверочная работа по теме: «Алгоритмизация и программирование» | | | | |
Обработка числовой информации (15 часов) |
| Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы | | | | |
| Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки | | | | |
| Встроенные функции. Логические функции | | | | |
| Сортировка и поиск данных | | | | |
| Построение диаграмм и графиков | | | | |
| Проверочная работа по теме: главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах» | | | | |
Коммуникационные технологии (9 часов) |
| Локальные и глобальные компьютерные сети | | | | |
| Как устроен Интернет IP-адрес компьютера | | | | |
| Доменная система имён. Протоколы передачи данных | | | | |
| Всемирная паутина. Файловые архивы | | | | |
| Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет | | | | |
| Технологии создания сайта | | | | |
| Содержание и структура сайта | | | | |
| Оформление сайта | | | | |
| Проверочная работа по теме: «Коммуникационные технологии» | | | | |
| Итоговое занятие | | | | |
Сводная таблица уроков контроля знаний, умений, навыков
Количество контрольных работ |
I | II | год |
2 | 2 | 4 |
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ,
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
приобретение опыта выполнения индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д, на основе использования информационных технологий;
знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества;
формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями.
целенаправленные поиск и использование информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помощью средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
анализ информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных системах;
формирование (на основе собственного опыта информационной деятельности) представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами.
Метапредметные результаты
формирование компьютерной грамотности, т. е. приобретение опыта создания, преобразования, представления, хранения информационных объектов (текстов, рисунков, алгоритмов и т. п.) с использованием наиболее широко распространенных компьютерных инструментальных средств;
осуществление целенаправленного поиска информации в различных информационных массивах, в том числе электронных энциклопедиях, сети Интернет и т.п., анализ и оценка свойств полученной информации с точки зрения решаемой задачи;
целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии и собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика» межпредметный характер.
Предметные результаты
понимание роли информационных процессов в современном мире;
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического и системного мышления, необходимых для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, с ветвлением и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы), с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Большое значение в курсе имеет тема «Коммуникационные технологии», в которой учащиеся знакомятся не только с основными сервисами Интернета, но и учатся применять их на практике.