СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике для 9 класса

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 9 класса»

Раздел 1. Пояснительная записка

Статус программы

Настоящая рабочая программа базового курса «Информатика» для 9 класса составлена на основании:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, пп.9,10)

  2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577

  3. Годовой календарный график работы МКОУ СОШ № 5 г.п. Нарткала на 2019 – 2020 учебный год, на основе которого в 8 классах устанавливается 34 недельная продолжительность учебного года.

  4. Учебный план МКОУ СОШ № 5 г.п. Нарткала на 2019 – 2020 учебный год.

  5. Положение о рабочей программе МКОУ СОШ № 5 г.п. Нарткала.

  6. Основная образовательная программа среднего общего образования МКОУ СОШ № 5 г.п. Нарткала на 2019 – 2020 учебный год.

  7. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089;

  8. Авторская программа «Информатика. Программа для основной школы 5-6 классы. 7-9 классы» Л.Л.Босовой, А.Ю.Босовой

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение информатики в 9 классе отводится 34 часов (1 час в неделю, 34 учебные недели)

Уровень обучения – базовый.

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

Учебно-методический комплект

  1. Учебник по базовому курсу Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. «Информатика» 9 класс – Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2015 г.;

  2. Рабочая тетрадь для 9 класса. Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ» - Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2015 г;

  3. Набор цифровых образовательных ресурсов для 9 класса: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt9kl.php



Цели и задачи курса

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,

  • умений и способов деятельности в области информатики ;

  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.


Задачи:

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.


Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.

  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;


формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.



Формы и методы контроля достижения планируемых результатов


Виды контроля:

  • входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;

  • промежуточный - осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;

  • проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;

  • итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.



Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а во второй части урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 9 классах 15-25 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.

В 9 классе особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.

Формы обучения:

- учебно-плановые (урок, лекция, семинар, домашняя работа) фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников,

- внеплановые (консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвинутым и дополнительным программам),

- вспомогательные (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания).


Раздел 3. Содержание учебного предмета

Моделирование и формализация – 9 часов

Понятия натурной и информационной моделей

Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач.

Реляционные базы данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

Алгоритмизация и программирование – 10 часов

Этапы решения задачи на компьютере.

Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия. Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

Обработка числовой информации в электронных таблицах -6 часов

Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.

Коммуникационные технологии -7 часов

Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.

Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы.

Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете.

Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.




Раздел 4. Тематическое планирование учебного предмета, курса


Название раздела

Количество часов

Глава 1. «Моделирование и формализация»

9

Глава 2. «Алгоритмизация и программирование»

10

Глава 3. «Обработка числовой информации в электронных таблицах»

6

Глава 4. «Коммуникационные технологии»

7

Итоговое повторение

2

Итого

34


Раздел 5. Календарно-тематическое планирование по информатике в 9 Б, В классах

урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

по плану

по факту

по плану

по факту

Глава 1. «Моделирование и формализация»

Моделирование как метод познания Техника безопасности и организация рабочего места.

1


04.09


Математические модели

1


11.09


Графические модели. Графы. Использование графов при решении задач

1


1809


Табличные модели. Использование таблиц при решении задач

1


25.09


База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных.

1


02.10


Система управления базами данных

1


09.10


Создание базы данных.

1


16.10


Запросы на выборку данных.

1


23.10


Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация».

1


06.11


Глава 2. «Алгоритмизация и программирование»

Этапы решения задачи на компьютере.

1


13.11


Одномерные массивы целых чисел. Описание массива. Использование циклов.

1


20.11


Различные способы заполнения и вывода массива.

1


27.11


Вычисление суммы элементов массива

1


04.12


Последовательный поиск в массиве. Сортировка массива

1


11.12


Решение задач с использованием массивов. Проверочная работа «Одномерные массивы»

1


18.12


Вспомогательные алгоритмы. Исполнитель Робот

1


25.12


Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры

1


15.01


Функции. Алгоритмы управления

1


22.01


Контрольная работа по теме «Алгоритмизация и программирование».

1


29.01


Глава 3. «Обработка числовой информации в электронных таблицах»

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы ЭТ.

1


05.02


Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

1


12.02


Встроенные функции. Логические функции.

1


19.02


Организация вычислений в ЭТ. Сортировка и поиск данных.

1


26.02


Диаграмма как средство визуализации данных. Построение диаграмм.

1


04.03


Контрольная работа по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах».

1


11.03


Глава 4. «Коммуникационные технологии»

Локальные и глобальные компьютерные сети. Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера

1


18.03


Доменная система имён. Протоколы передачи данных.

1


01.04


Всемирная паутина. Файловые архивы.

1


08.04


Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет.

1


15.04


Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта.

1


22.04


Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете.

1


29.04


Контрольная работа по теме «Коммуникационные технологии».

1


06.05


Итоговое повторение

Итоговое тестирование.

1


13.05


Итоговое занятие.

1


20.05

















Календарно-тематическое планирование по информатике в 9 А классе

урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

по плану

по факту

по плану

по факту

Глава 1. «Моделирование и формализация»

Моделирование как метод познания Техника безопасности и организация рабочего места.

1


06.09


Математические модели

1


13.09


Графические модели. Графы. Использование графов при решении задач

1


20.09


Табличные модели. Использование таблиц при решении задач

1


27.09


База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных.

1


04.10


Система управления базами данных

1


11.10


Создание базы данных.

1


18.10


Запросы на выборку данных.

1


25.10


Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация».

1


08.11


Глава 2. «Алгоритмизация и программирование»

Этапы решения задачи на компьютере.

1


15.11


Одномерные массивы целых чисел. Описание массива. Использование циклов.

1


22.11


Различные способы заполнения и вывода массива.

1


29.11


Вычисление суммы элементов массива

1


06.12


Последовательный поиск в массиве. Сортировка массива

1


13.12


Решение задач с использованием массивов. Проверочная работа «Одномерные массивы»

1


20.12


Вспомогательные алгоритмы. Исполнитель Робот

1


27.12


Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры

1


17.01


Функции. Алгоритмы управления

1


24.01


Контрольная работа по теме «Алгоритмизация и программирование».

1


31.01


Глава 3. «Обработка числовой информации в электронных таблицах»

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы ЭТ.

1


07.02


Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

1


14.02


Встроенные функции. Логические функции.

1


21.02


Организация вычислений в ЭТ. Сортировка и поиск данных.

1


28.02


Диаграмма как средство визуализации данных. Построение диаграмм.

1


06.03


Контрольная работа по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах».

1


13.03


Глава 4. «Коммуникационные технологии»

Локальные и глобальные компьютерные сети. Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера

1


20.03


Доменная система имён. Протоколы передачи данных.

1


03.04


Всемирная паутина. Файловые архивы.

1


10.04


Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет.

1


17.04


Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта.

1


24.04


Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете.

1


02.05


Контрольная работа по теме «Коммуникационные технологии».

1


08.05


Итоговое повторение

Итоговое тестирование.

1


15.05


Итоговое занятие.

1


22.05








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!