Раздел 1. Пояснительная записка
Статус программы
Настоящая рабочая программа базового курса «Информатика» для 9 класса составлена на основании:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, пп.9,10)
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577
Годовой календарный график работы МКОУ СОШ № 5 г.п. Нарткала на 2019 – 2020 учебный год, на основе которого в 8 классах устанавливается 34 недельная продолжительность учебного года.
Учебный план МКОУ СОШ № 5 г.п. Нарткала на 2019 – 2020 учебный год.
Положение о рабочей программе МКОУ СОШ № 5 г.п. Нарткала.
Основная образовательная программа среднего общего образования МКОУ СОШ № 5 г.п. Нарткала на 2019 – 2020 учебный год.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089;
Авторская программа «Информатика. Программа для основной школы 5-6 классы. 7-9 классы» Л.Л.Босовой, А.Ю.Босовой
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение информатики в 9 классе отводится 34 часов (1 час в неделю, 34 учебные недели)
Уровень обучения – базовый.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Учебно-методический комплект
Учебник по базовому курсу Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. «Информатика» 9 класс – Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2015 г.;
Рабочая тетрадь для 9 класса. Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ» - Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2015 г;
Набор цифровых образовательных ресурсов для 9 класса: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt9kl.php
Цели и задачи курса
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,
умений и способов деятельности в области информатики ;
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
Задачи:
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Формы и методы контроля достижения планируемых результатов
Виды контроля:
входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;
промежуточный - осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;
проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;
итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а во второй части урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 9 классах 15-25 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
В 9 классе особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.
Формы обучения:
- учебно-плановые (урок, лекция, семинар, домашняя работа) фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников,
- внеплановые (консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвинутым и дополнительным программам),
- вспомогательные (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания).
Раздел 3. Содержание учебного предмета
Моделирование и формализация – 9 часов
Понятия натурной и информационной моделей
Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач.
Реляционные базы данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Алгоритмизация и программирование – 10 часов
Этапы решения задачи на компьютере.
Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия. Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Обработка числовой информации в электронных таблицах -6 часов
Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
Коммуникационные технологии -7 часов
Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.
Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы.
Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете.
Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.
Раздел 4. Тематическое планирование учебного предмета, курса
№ | Название раздела | Количество часов |
| Глава 1. «Моделирование и формализация» | 9 |
| Глава 2. «Алгоритмизация и программирование» | 10 |
| Глава 3. «Обработка числовой информации в электронных таблицах» | 6 |
| Глава 4. «Коммуникационные технологии» | 7 |
| Итоговое повторение | 2 |
| Итого | 34 |
Раздел 5. Календарно-тематическое планирование по информатике в 9 Б, В классах
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
по плану | по факту | по плану | по факту |
Глава 1. «Моделирование и формализация» |
| Моделирование как метод познания Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | | 04.09 | |
| Математические модели | 1 | | 11.09 | |
| Графические модели. Графы. Использование графов при решении задач | 1 | | 1809 | |
| Табличные модели. Использование таблиц при решении задач | 1 | | 25.09 | |
| База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. | 1 | | 02.10 | |
| Система управления базами данных | 1 | | 09.10 | |
| Создание базы данных. | 1 | | 16.10 | |
| Запросы на выборку данных. | 1 | | 23.10 | |
| Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация». | 1 | | 06.11 | |
Глава 2. «Алгоритмизация и программирование» |
| Этапы решения задачи на компьютере. | 1 | | 13.11 | |
| Одномерные массивы целых чисел. Описание массива. Использование циклов. | 1 | | 20.11 | |
| Различные способы заполнения и вывода массива. | 1 | | 27.11 | |
| Вычисление суммы элементов массива | 1 | | 04.12 | |
| Последовательный поиск в массиве. Сортировка массива | 1 | | 11.12 | |
| Решение задач с использованием массивов. Проверочная работа «Одномерные массивы» | 1 | | 18.12 | |
| Вспомогательные алгоритмы. Исполнитель Робот | 1 | | 25.12 | |
| Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры | 1 | | 15.01 | |
| Функции. Алгоритмы управления | 1 | | 22.01 | |
| Контрольная работа по теме «Алгоритмизация и программирование». | 1 | | 29.01 | |
Глава 3. «Обработка числовой информации в электронных таблицах» |
| Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы ЭТ. | 1 | | 05.02 | |
| Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. | 1 | | 12.02 | |
| Встроенные функции. Логические функции. | 1 | | 19.02 | |
| Организация вычислений в ЭТ. Сортировка и поиск данных. | 1 | | 26.02 | |
| Диаграмма как средство визуализации данных. Построение диаграмм. | 1 | | 04.03 | |
| Контрольная работа по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах». | 1 | | 11.03 | |
Глава 4. «Коммуникационные технологии» |
| Локальные и глобальные компьютерные сети. Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера | 1 | | 18.03 | |
| Доменная система имён. Протоколы передачи данных. | 1 | | 01.04 | |
| Всемирная паутина. Файловые архивы. | 1 | | 08.04 | |
| Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. | 1 | | 15.04 | |
| Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. | 1 | | 22.04 | |
| Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете. | 1 | | 29.04 | |
| Контрольная работа по теме «Коммуникационные технологии». | 1 | | 06.05 | |
Итоговое повторение |
| Итоговое тестирование. | 1 | | 13.05 | |
| Итоговое занятие. | 1 | | 20.05 | |
Календарно-тематическое планирование по информатике в 9 А классе
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
по плану | по факту | по плану | по факту |
Глава 1. «Моделирование и формализация» |
| Моделирование как метод познания Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | | 06.09 | |
| Математические модели | 1 | | 13.09 | |
| Графические модели. Графы. Использование графов при решении задач | 1 | | 20.09 | |
| Табличные модели. Использование таблиц при решении задач | 1 | | 27.09 | |
| База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. | 1 | | 04.10 | |
| Система управления базами данных | 1 | | 11.10 | |
| Создание базы данных. | 1 | | 18.10 | |
| Запросы на выборку данных. | 1 | | 25.10 | |
| Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация». | 1 | | 08.11 | |
Глава 2. «Алгоритмизация и программирование» |
| Этапы решения задачи на компьютере. | 1 | | 15.11 | |
| Одномерные массивы целых чисел. Описание массива. Использование циклов. | 1 | | 22.11 | |
| Различные способы заполнения и вывода массива. | 1 | | 29.11 | |
| Вычисление суммы элементов массива | 1 | | 06.12 | |
| Последовательный поиск в массиве. Сортировка массива | 1 | | 13.12 | |
| Решение задач с использованием массивов. Проверочная работа «Одномерные массивы» | 1 | | 20.12 | |
| Вспомогательные алгоритмы. Исполнитель Робот | 1 | | 27.12 | |
| Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры | 1 | | 17.01 | |
| Функции. Алгоритмы управления | 1 | | 24.01 | |
| Контрольная работа по теме «Алгоритмизация и программирование». | 1 | | 31.01 | |
Глава 3. «Обработка числовой информации в электронных таблицах» |
| Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы ЭТ. | 1 | | 07.02 | |
| Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. | 1 | | 14.02 | |
| Встроенные функции. Логические функции. | 1 | | 21.02 | |
| Организация вычислений в ЭТ. Сортировка и поиск данных. | 1 | | 28.02 | |
| Диаграмма как средство визуализации данных. Построение диаграмм. | 1 | | 06.03 | |
| Контрольная работа по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах». | 1 | | 13.03 | |
Глава 4. «Коммуникационные технологии» |
| Локальные и глобальные компьютерные сети. Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера | 1 | | 20.03 | |
| Доменная система имён. Протоколы передачи данных. | 1 | | 03.04 | |
| Всемирная паутина. Файловые архивы. | 1 | | 10.04 | |
| Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. | 1 | | 17.04 | |
| Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. | 1 | | 24.04 | |
| Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете. | 1 | | 02.05 | |
| Контрольная работа по теме «Коммуникационные технологии». | 1 | | 08.05 | |
Итоговое повторение |
| Итоговое тестирование. | 1 | | 15.05 | |
| Итоговое занятие. | 1 | | 22.05 | |