И. о. директора ГБПОУ
«ЖХСТ им. казачьего генерала
В.П. Бондарева»
_____________О.П. Супрунова
«___»____________2023г.
3. положений Федеральной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 № 1014.
общеобразовательных дисциплин ____________ Муртазалиева Д.Р.
Протокол № __ от __________ г.
____________ Туголукова И.Г.
Учебный предмет «Информатика» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена по профессии среднего профессионального образования 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)".
Изучение учебного предмета ОУП.08 Информатика завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета в рамках освоения ППКРС на базе основного общего образования.
Основная цель изучения учебного предмета «Информатика» на базовом уровне для уровня среднего общего образования – обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций выпускника, его готовности к жизни в условиях развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда. В связи с этим изучение информатики в 10–11 классах должно обеспечить:
сформированность представлений о роли информатики, информационных и коммуникационных технологий в современном обществе;
сформированность умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценивания и связь критериев с определённой системой ценностей, проверять на достоверность и обобщать информацию;
сформированность представлений о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе, понимание социального, экономического, политического, культурного, юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов информационных технологий;
принятие правовых и этических аспектов информационных технологий, осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и использование информационных систем, распространение информации;
создание условий для развития навыков учебной, проектной, научно-исследовательской и творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию.
Код | Описание |
Личностные результаты |
1) гражданского воспитания: |
ЛР1 | осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка, соблюдение основополагающих норм информационного права и информационной безопасности; |
ЛР2 | готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам в виртуальном пространстве; |
2) патриотического воспитания: |
ЛР3 | ценностное отношение к историческому наследию, достижениям России в науке, искусстве, технологиях, понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; |
3) духовно-нравственного воспитания: |
ЛР4 | сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе в сети Интернет; |
4) эстетического воспитания: |
ЛР5 | эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества; |
ЛР6 | способность воспринимать различные виды искусства, в том числе основанные на использовании информационных технологий; |
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: |
ЛР7 | сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью, том числе и за счёт соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий; |
6) трудового воспитания: |
ЛР8 | готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; |
ЛР9 | интерес к сферам профессиональной деятельности, связанным с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях информатики и научно-технического прогресса, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; |
ЛР10 | готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; |
7) экологического воспитания: |
ЛР11 | осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей информационно-коммуникационных технологий; |
8) ценности научного познания: |
ЛР12 | сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счёт понимания роли информационных ресурсов, информационных процессов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества; |
ЛР13 | осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе. |
ЛР14 | В процессе достижения личностных результатов освоения программы по информатике у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: |
ЛР15 | саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; |
ЛР16 | внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; |
ЛР17 | эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; |
ЛР18 | социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты. |
Метапредметные результаты |
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: |
1.1. базовые логические действия: |
МР1 | самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне; |
МР2 | устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; |
МР3 | определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; |
МР4 | выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; |
МР5 | разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; |
МР6 | вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; |
МР7 | координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; |
МР8 | развивать креативное мышление при решении жизненных проблем. |
1.2. базовые исследовательские действия: |
МР9 | владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; |
МР10 | овладеть видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; |
МР11 | формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; |
МР12 | ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; |
МР13 | выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; |
МР14 | анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; |
МР15 | давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт; |
МР16 | осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду; |
МР17 | переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; |
МР18 | интегрировать знания из разных предметных областей; |
МР19 | выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения, ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения. |
1.3. работа с информацией: |
МР20 | владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; |
МР21 | создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; |
МР22 | оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам; |
МР23 | использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; |
МР24 | владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. |
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями: |
2.1. общение: |
МР25 | осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; |
МР26 | распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и уметь смягчать конфликты; |
МР27 | владеть различными способами общения и взаимодействия, аргументированно вести диалог; |
МР28 | развёрнуто и логично излагать свою точку зрения. |
2.2. совместная деятельность: |
МР29 | понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; |
МР30 | выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; |
МР31 | принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; |
МР32 | оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; |
МР33 | предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; |
МР34 | осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным. |
3. Овладение универсальными регулятивными действиями: |
3.1. самоорганизация: |
МР35 | самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; |
МР36 | самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; |
МР37 | давать оценку новым ситуациям; |
МР38 | расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; |
МР39 | делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; |
МР40 | оценивать приобретённый опыт; |
МР41 | способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. |
3.2. самоконтроль: |
МР42 | давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; |
МР43 | владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; |
МР44 | оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; |
МР45 | принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности. |
3.3. эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: |
МР46 | принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; |
МР47 | принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; |
МР48 | признавать своё право и право других на ошибку; |
МР49 | развивать способность понимать мир с позиции другого человека. |
Предметные результаты |
ПП01 | владение представлениями о роли информации и связанных с ней процессов в природе, технике и обществе, понятиями «информация», «информационный процесс», «система», «компоненты системы», «системный эффект», «информационная система», «система управления»; |
ПП02 | владение методами поиска информации в сети Интернет, умение критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет; |
ПП03 | умение характеризовать большие данные, приводить примеры источников их получения и направления использования; |
ПП04 | понимание основных принципов устройства и функционирования современных стационарных и мобильных компьютеров, тенденций развития компьютерных технологий; |
ПП05 | владение навыками работы с операционными системами, основными видами программного обеспечения для решения учебных задач по выбранной специализации; |
ПП06 | соблюдение требований техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения, понимание правовых основ использования компьютерных программ, баз данных и материалов, размещённых в сети Интернет; |
ПП07 | понимание основных принципов дискретизации различных видов информации, умение определять информационный объём текстовых, графических и звуковых данных при заданных параметрах дискретизации; |
ПП08 | умение строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений (префиксные коды); |
ПП09 | владение теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять представление заданного натурального числа в различных системах счисления, выполнять преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики; |
ПП10 | умение создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств и облачных сервисов; |
ПП11 | наличие представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире, об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений; |
ПП12 | понимание угроз информационной безопасности, использование методов и средств противодействия этим угрозам, соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных данных; |
ПП13 | владение теоретическим аппаратом, позволяющим определять кратчайший путь во взвешенном графе и количество путей между вершинами ориентированного ациклического графа; |
ПП14 | умение читать и понимать программы, реализующие несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных (в том числе массивов и символьных строк) на выбранном для изучения универсальном языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, C++, C#), анализировать алгоритмы с использованием таблиц трассировки, определять без использования компьютера результаты выполнения несложных программ, включающих циклы, ветвления и подпрограммы, при заданных исходных данных, модифицировать готовые программы для решения новых задач, использовать их в своих программах в качестве подпрограмм (процедур, функций); |
ПП15 | умение реализовывать на выбранном для изучения языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, C++, C#) типовые алгоритмы обработки чисел, числовых последовательностей и массивов: представление числа в виде набора простых сомножителей, нахождение максимальной (минимальной) цифры натурального числа, записанного в системе счисления с основанием, не превышающим 10, вычисление обобщённых характеристик элементов массива или числовой последовательности (суммы, произведения, среднего арифметического, минимального и максимального элементов, количества элементов, удовлетворяющих заданному условию), сортировку элементов массива; |
ПП16 | умение использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять запросы к базам данных (в том числе запросы с вычисляемыми полями), выполнять сортировку и поиск записей в базе данных, наполнять разработанную базу данных, умение использовать электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных (включая вычисление суммы, среднего арифметического, наибольшего и наименьшего значений, решение уравнений); |
ПП17 | умение использовать компьютерно-математические модели для анализа объектов и процессов: формулировать цель моделирования, выполнять анализ результатов, полученных в ходе моделирования, оценивать соответствие модели моделируемому объекту или процессу, представлять результаты моделирования в наглядном виде; |
ПП18 | умение организовывать личное информационное пространство с использованием различных цифровых технологий, понимание возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных сервисов, понимание возможностей и ограничений технологий искусственного интеллекта в различных областях, наличие представлений об использовании информационных технологий в различных профессиональных сферах. |
Общие компетенции |
ОК01 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; |
ОК02 | Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; |
ОК03 | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; |
ОК04 | Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; |
ОК05 | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; |
ОК06 | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; |
ОК07 | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; |
ОК08 | Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; |
ОК09 | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. |
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики.
Эффективность преподавания курса информатики зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью.
- дидактические материалы (задания для практических работ, тесты, дифференцированного зачета и др.);
1) ФГОС СПО по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений в части государственных требований к минимуму содержания и уровня подготовки выпускников, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации № 2 от 10 января 2018 г., зарегистрированный в Минюсте РФ 26 января 2018 г., регистрационный № 49797 (с изменениями от 01.09.2022).
2) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в действующей редакции).
3) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022 № 762 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования" (с изменениями и дополнениями)
4) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Минстерства науки и высшего образования Российской Федерации от 05.08.2020 № 885/390 "О практической подготовке обучающихся» (с изменениями и дополнениями).
5) Приказ Минпросвещения России от 08.11.2021 № 800 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования" (зарегистрировано в Минюсте России 07.12.2021 № 66211) (с изменениями и дополнениями).
6) Примерная образовательная программа по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
7) Письмо Минпросвещения России от 01.03.2023 № 05-592 "Рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования", (технологический профиль)
8) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и наука РФ от 17.05.2012 № 413, зарегистрированный в Миюсте РФ 07.06.2012 № 24480 (с изменениями и дополнениями).
9) Приказ Минпросвещения России от 23.11.2022 № 1014 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования" (зарегистрированный в Минюсте России 22.12.2022 № 71763).
Инфоурок [Режим доступа https://infourok.ru/user/tugolukova-inna-gennadievna, ИСоциальная сеть работников образования [Режим доступа https://nsportal.ru/page/tematicheskie-podborki-materialov] и др.
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в ходе стартовой диагностики, текущей и тематической диагностики (устного опроса, проведения практических занятий, лабораторных занятий, письменных контрольных работ, тестирования), а также в результате выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
В соответствии с учебным планом промежуточная аттестация по учебному предмету предусмотрена в форме дифференцированного зачета. Для контроля и оценки результатов освоения учебного предмета разработан фонд оценочных средств.
Результаты обучения раскрываются через усвоенные знания и приобретенные умения, направленные на формирование общих компетенций.