СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ для 9 класса

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа по информатике и ИКТ представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ для 9 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Борисоглебского городского округа

Борисоглебская средняя общеобразовательная школа № 3


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

для 9 класса

уровень: базовый

Автор: Литвинова Юлия Николаевна,

учитель информатики

2018 - 2019 учебный год



Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Нормативными документами для составления программы являются:

  • Авторской программы Босовой Л.Л., Босовой А.Ю. (Информатика и ИКТ: учебная программа и поурочное планирование 8-9 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012).

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Информатика и ИКТ. (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089)

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016/17 учебный год (приказ Министерства образования и науки России от 31. 03. 2014 № 253 с изменениями 26.01.2016 года)

  • Федеральный базисный учебный план для основного общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 №1312)

  • Областной базисный учебный план (Приложение к приказу ГУОиН от 01.07.2004г.№02-678)

  • Образовательная программа основного общего образования МБОУ БГО СОШ №3.


Статус документа

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ и учитывает авторские методические рекомендации. Программа предусматривает изучение предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся.


Структура документа

Рабочая программа по информатике и ИКТ представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.


Общая характеристика учебного предмета

Информатика — это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию. В содержании курса информатики и ИКТ для 9 класса основной школы акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализации общеобразовательного потенциала предмета. Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующей цели и задач.

Цель: формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Задачи:

  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т. д.;

  • развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.




Раздел 2. Учебно-тематический план


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Математические основы информатики.

18

2

Алгоритмы и программирования.

20

3

Использование программных систем и сервисов.

30


Итого

68


























Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


  1. Математические основы информатики (18 ч.)

Элементы теории множеств. Множество. Определение количества элементов во множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения. Диаграммы Эйлера–Венна.

Моделирование как метод познания. Модели и моделирование. Этапы построения информационной модели. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Классификация информационных моделей. Графы. Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе. Длина (вес) ребра и пути. Понятие минимального пути. Матрица смежности графа (с длинами ребер). Дерево. Корень, лист, вершина. Поддерево. Высота дерева. Уровень вершины. Математическое моделирование. Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного) моделирования. Отличие математической модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания объекта. Использование компьютеров при работе с математическими моделями. Компьютерные эксперименты. Примеры использования математических (компьютерных) моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проверка на простых примерах (тестирование), проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.

Цель: развитие умений строить математическую модель задачи — выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.

  1. Алгоритмы и программирования (20 ч.)

Разработка алгоритмов и программ на изучаемом языке программирования (одном из перечня: школьный алгоритмический язык, Паскаль, Python, Java, C, C#, C++). Табличный тип данных (массив). Примеры задач обработки данных: заполнение числового массива в соответствии с формулой или путем ввода чисел; нахождение суммы элементов данной конечной числовой последовательности или массива; нахождение минимального (максимального) элемента массива. Знакомство с алгоритмами решения этих задач. Реализации этих алгоритмов на изучаемом языке программирования из приведенного выше перечня. Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов. Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др. Понятие об этапах разработки программ: составление требований к программе, выбор алгоритма и его реализация в виде программы на выбранном алгоритмическом языке, отладка программы с помощью выбранной системы программирования, тестирование. Анализ алгоритмов. Определение возможных результатов работы алгоритма для исполнителей Робот, Черепашка, Чертежник при заданной исходной обстановке; выявление возможных входных данных, приводящих к данному результату.

Цель: развитие умений создавать на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определенными индексами; суммирование элементов массива с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элемента массива и др.).

  1. Использование программных систем и сервисов (30 ч.)

Базы данных. Базы данных. Таблица как представление отношения. Поиск данных в готовой базе. Электронные (динамические) таблицы. Электронные (динамические) таблицы. Формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации; преобразование формул при копировании. Выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировка) его элементов; построение графиков и диаграмм. Компьютерные сети. Компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи. Адресация в сети Интернет. Доменная система имен. Работа в информационном пространстве. Виды деятельности в сети Интернет. Интернет - сервисы: почтовая служба; справочные службы, поисковые службы, службы обновления программного обеспечения и др. Поиск информации в сети Интернет. Средства и методика поиска информации. Построение запросов; браузеры. Компьютерные энциклопедии и словари. Компьютерные карты и другие справочные системы. Рекомендации, повышающие безопасность работы в сети Интернет. Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в сети Интернет. Сайт. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция и др. Базовые представления о правовых и этических аспектах работы в сети Интернет. Личная информация, способы ее защиты.




































Раздел 4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения курса информатики и ИКТ 9-го класса учащиеся должны уметь:

  • оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;

  • оценивать мощность множеств, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;

  • определять количество элементов в множествах, полученных из двух базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;

  • использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути) и деревьями (корень, лист, высота дерева);

  • описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно);

  • выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию;

  • пользоваться различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);

  • записывать на изучаемом языке программирования (Паскаль) алгоритмы решения простых задач обработки одномерных числовых массивов;

  • анализировать алгоритмы для исполнителей Робот, Черепаха, Чертежник;

  • использовать основные способы графического представления числовой информации (графики, круговые и столбчатые диаграммы);

  • использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов;

  • анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;

  • проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;

  • использовать приемы безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет - сервисов и т. п.;

  • развить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

  • соблюдать этические нормы при работе с информацией и выполнять требования законодательства Российской Федерации в информационной сфере.













Раздел 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Данная программа предназначена в помощь учителю, работающему в 7–9 классах по учебно-методическому комплекту (УМК) по информатике для 5–9 классов (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).

В состав УМК входят:

  1. Электронное методическое приложение — авторская мас­терская в виде сайта в Интернете с методическими рекомендациями, видеолекциями и электронной почтой и форумом для свободного общения с авторским коллективом УМК учителей и родителей (http://metodist.lbz.ru/ authors/informatika/3/).

  2. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. (http://metodist.lbz.ru/iumk/informatics/files/bosova-7-9-met.pdf)

  3. Информатика. 7–9 классы: примерная рабочая программа / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова (http://metodist.lbz.ru/iumk/informatics/files/bosova-7-9-prog.pdf)

  4. Авторская программа Босовой Л.Л., Босовой А.Ю. (Информатика и ИКТ: учебная программа и поурочное планирование 8-9 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012).

  5. Учебник для 9 класса;

  6. Рабочие тетради (в 2 ч) для 9 класса;

  7. Сборник задач и упражнений для 7–9 классов;

  8. Практикум для 7–9 классов;

  9. Сборники самостоятельных и контрольных работ для 7–9 классов;

  10. Комплект плакатов для 7–9 классов;

  11. Электронные приложения к учебникам в авторской мастерской Л. Л. Босовой на сайте http://metodist.Lbz.ru



ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«ИНФОРМАТИКА И ИКТ»


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечания

По плану

фактически

1

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информационная безопасность.

1




2

Актуализация изученного материала по теме «Количественные характеристики информационных процессов».

1




3

Актуализация изученного материала по теме «Математические основы информатики».

1




4

Решение задач на компьютере.

1




5

Одномерные массивы целых чисел. Описание массива. Использование циклов.

1




6

Различные способы заполнения и вывода массива.

1




7

Вычисление суммы элементов массива.

1




8

Последовательный поиск в массиве.

1




9

Сортировка массива.

1




10

Решение задач с использованием массивов.

1




11

Проверочная работа «Одномерные массивы».

1




12

Анализ алгоритмов для исполнителей.

1




13

Последовательное построение алгоритма.

1




14

Разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот.

1




15

Вспомогательные алгоритмы. Исполнитель Робот.

1




16

Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры.

1




17

Функции.

1




18

Робототехника. Управление роботом.

1




19

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование».

1




20

Контрольная работа по теме «Алгоритмы и программирование».

1




21

Моделирование как метод познания.

1




22

Словесные модели.

1




23

Математические модели.

1




24

Графические модели. Графы.

1




25

Использование графов при решении задач.

1




26

Табличные модели.

1




27

Использование таблиц при решении задач.

1




28

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация». Проверочная работа.

1




29

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных.

1




30

Система управления базами данных.

1




31

Создание базы данных. Запросы на выборку данных.

1




32

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация».

1




33

Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация».

1




34

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы.

1




35

Основные режимы работы ЭТ.

1




36

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

1




37

Встроенные функции.

1




38

Логические функции.

1




39

Организация вычислений в ЭТ.

1




40

Сортировка и поиск данных.

1




41

Диаграмма как средство визуализации данных.

1




42

Построение диаграмм.

1




43

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка числовой информации в электронных таблицах».

1




44

Контрольная работа по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах».

1




45

Локальные и глобальные компьютерные сети.

1




46

Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера.

1




47

Доменная система имён. Протоколы передачи данных.

1




48

Всемирная паутина. Файловые архивы.

1




49

Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет.

1




50

Безопасность в Интернете.

1




51

Технологии создания сайта.

1




52

Содержание и структура сайта.

1




53

Оформление сайта.

1




54

Размещение сайта в Интернете.

1




55

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Коммуникационные технологии».

1




56

Контрольная работа по теме «Коммуникационные технологии».

1




57

Информация и информационные процессы.

1




58

Файловая система персонального компьютера.

1




59

Системы счисления и логика.

1




60

Таблицы и графы.

1




61

Обработка текстовой информации.

1




62

Передача информации и информационный поиск.

1




63

Вычисления с помощью электронных таблиц.

1




64

Обработка таблиц: выбор и сортировка записей.

1




65

Алгоритмы и исполнители.

1




66-67

Программирование.

2




68

Итоговое тестирование.

1









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!