СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике СПО

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике СПО»

Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)


бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«РАДУЖНИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(БУ «Радужнинский политехнический колледж»)



УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического

совета БУ «Радужнинский политехнический колледж»

протокол № 26

от «25» июня 2024 года




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ООДб.08 Информатика

для реализации среднего общего образования в рамках

программы подготовки

квалифицированных рабочих, служащих

по профессии

21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин

технологический профиль


на 2024-2025 учебный год.





















г. Радужный

2024 год

Программа разработана:

- на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ «17» мая 2012 г. № 413 (в редакции Приказов Минпросвещения России от «12» августа 2022 г. №732);

- в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин (далее – ФГОС) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от «07» июля 2022 N 534.


Организация-разработчик: БУ «Радужнинский политехнический колледж»

Разработчики: Озерова Руфина Кунакбаевна, преподаватель




РАССМОТРЕНА

на заседании ПЦК

Протокол №15

от «04» июня 2024 года

Председатель:

____________ О.В. Исадыкова


РЕКОМЕНДОВАНА

методическим советом

Протокол №3

от «24» июня 2024 года

Председатель:

____________Л.М. Чернова

Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 18

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. 19

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ 25



  1. Пояснительная записка

Информатика

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» предназначена для изучения данной учебной дисциплины в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.

Программа разработана на основе:


1. Примерной программы учебной дисциплины «Информатика» (примерная программа утверждена на заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социально - гуманитарного циклов среднего профессионального образования Протокол № 14 от «30» ноября 2022;


2. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «17» мая 2012 года № 413 (в редакции Приказов Минпросвещения России от «12» августа 2022 г. №732);


3. Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднего звена по профессии 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от «07» июля 2022 N 534.


4. Рабочего учебного плана, разработанного в БУ «Радужнинский политехнический колледж» и утвержденного приказом от «26» июня 2024 года № .


При освоении профессии 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин учебная дисциплина «Информатика» изучается как базовая учебная дисциплина общеобразовательного цикла с учетом профессионального образования. Учебная дисциплина изучается на 1 курсе. Обязательная учебная нагрузка 102 часа.

1.паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Информатика»


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего профессионального образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре учебного плана:

Учебная дисциплина «Информатика», является частью предметной области общеобразовательного цикла учебных дисциплин.

1.3. Цели учебной дисциплины и требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Содержание программы учебной дисциплины «Информатика» направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в современном обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом цифровые технологии, в том числе при изучении других дисциплин;


Задачи:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и цифровых технологий при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования цифровых технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.


При реализации разделов курса устанавливаются междисциплинарные связи с УД: математика, русский язык, иностранный язык, история, физика.
















Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО


Код и наименование формируемых компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины

Общие (личностные и метапредметные)

Дисциплинарные (предметные)

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

В части трудового воспитания:

- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

- готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;

- интерес к различным сферам профессиональной деятельности.

Овладение универсальными учебными

познавательными действиями:

а) базовые логические действия:

- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

- устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

  • определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем

б) базовые исследовательские действия:

- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

- уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;

  • способность их использования в познавательной и социальной практике.

  • понимать угрозу информационной безопасности, использовать методы и средства противодействия этим угрозам, соблюдать меры безопасности, предотвращающие незаконное распространение персональных данных; соблюдать требования техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения; понимать правовые основы использования компьютерных программ, баз данных и работы в сети Интернет;

  • уметь организовывать личное информационное пространство с использованием различных средств цифровых технологий;

- понимание возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных сервисов;

- понимать возможности и ограничения технологий искусственного интеллекта в различных областях; иметь представление об использовании информационных технологий в различных профессиональных сферах.

OK 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности



В области ценности научного познания:

- сформированное мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

Овладение универсальными познавательными учебными действиями: в работа с информацией:

- владеть навыками

источников получения информации из разных типов, самостоятельно осуществить поиск, анализ, систематизацию

интерпретацию информации различных видов и форм представления;

- создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

  • оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.

- владеть представлениями о роли информации и связанных с ней процессов в природе, технике и обществе; понятиями «информация», «информационный процесс», «система», «компоненты системы» «системный эффект», «информационная система», «система управления»; владение методами поиска информации в сети Интернет; уметь критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет; характеризовать большие данные, приводить примеры источников их получения и направления использования;

  • понимать основные принципы устройства и функционирования современных стационарных и мобильных компьютеров; тенденций развития компьютерных технологий; владеть навыками работы с операционными системами и основными видами программного обеспечения для решения учебных задач по выбранной специализации;

  • иметь представления о компьютерных сетях и их роли в современном мире; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;

  • понимать основные принципы дискретизации различных видов информации; умение определять информационный объем текстовых, графических и звуковых данных при заданных параметрах дискретизации;

  • уметь строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений (префиксные коды); использовать простейшие коды, которые позволяют обнаруживать и исправлять ошибки при передаче данных;

- владеть теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять представление заданного натурального числа в различных системах счисления; выполнять преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики; определять кратчайший путь во взвешенном графе и количество путей между вершинами ориентированного ациклического графа;

  • уметь читать и понимать программы, реализующие несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных (в том числе массивов и символьных строк) на выбранном для изучения универсальном языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, C++, С#); анализировать алгоритмы с использованием таблиц трассировки; определять без использования компьютера результаты выполнения несложных программ, включающих циклы, ветвления и подпрограммы, при заданных исходных данных; модифицировать готовые программы для решения новых задач, использовать их в своих программах в качестве подпрограмм (процедур, функций);

- уметь реализовать этапы решения задач на компьютере; умение реализовывать на выбранном для изучения языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, C++, С#) типовые алгоритмы обработки чисел, числовых последовательностей и массивов: представление числа в виде набора простых сомножителей; нахождение максимальной (минимальной) цифры натурального числа, записанного в системе счисления с основанием, не превышающим 10; вычисление обобщенных характеристик элементов массива или числовой последовательности (суммы, произведения среднего арифметического, минимального и максимального элементов, количества элементов, удовлетворяющих заданному условию); сортировку элементов массива;

  • уметь создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств и облачных сервисов; умение использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в базе данных; наполнять разработанную базу данных; умение использовать электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных (включая вычисление суммы, среднего арифметического, наибольшего и наименьшего значений, решение уравнений);

уметь использовать компьютерно-математические модели для анализа объектов и процессов: формулировать цель моделирования, выполнять анализ результатов, полученных в ходе моделирования; оценивать адекватность модели моделируемому объекту или процессу; представлять результаты моделирования в наглядном виде.

ПК 1.1. Проверять техническое состояние и работоспособность оборудования для добычи углеводородного сырья.


- готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;

- интерес к различным сферам профессиональной деятельности,

- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

- устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

  • определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем



  • понимать угрозу информационной безопасности, использовать методы и средства противодействия этим угрозам, соблюдать меры безопасности, предотвращающие незаконное распространение персональных данных; соблюдать требования техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения; понимать правовые основы использования компьютерных программ, баз данных и работы в сети Интернет;

  • уметь организовывать личное информационное пространство с использованием различных средств цифровых технологий;

- понимание возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных сервисов;

- понимать возможности и ограничения технологий искусственного интеллекта в различных областях; иметь представление об использовании информационных технологий в различных профессиональных сферах.

ПК 2.2. Выполнять проверку технического состояния и режима работы оборудования на установках подготовки углеводородного сырья.


- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

- устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

  • определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем


  • понимать угрозу информационной безопасности, использовать методы и средства противодействия этим угрозам, соблюдать меры безопасности, предотвращающие незаконное распространение персональных данных; соблюдать требования техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения; понимать правовые основы использования компьютерных программ, баз данных и работы в сети Интернет;

  • уметь организовывать личное информационное пространство с использованием различных средств цифровых технологий;

- понимание возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных сервисов;

- понимать возможности и ограничения технологий искусственного интеллекта в различных областях; иметь представление об использовании информационных технологий в различных профессиональных сферах.

ПК 4.1. Контролировать техническое состояние и работоспособность установок сбора и подготовки газа на подземных хранилищах газа.


- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

- устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

  • определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем

  • понимать угрозу информационной безопасности, использовать методы и средства противодействия этим угрозам, соблюдать меры безопасности, предотвращающие незаконное распространение персональных данных; соблюдать требования техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения; понимать правовые основы использования компьютерных программ, баз данных и работы в сети Интернет;

  • уметь организовывать личное информационное пространство с использованием различных средств цифровых технологий;

- понимание возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных сервисов;

- понимать возможности и ограничения технологий искусственного интеллекта в различных областях; иметь представление об использовании информационных технологий в различных профессиональных сферах.

1.4. Обоснование особенности структурирования содержания.

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования базового уровня.

Работа по данной программе предусматривает широкое использование активных методов обучения: лекции, семинаров, практикумов, зачетов; самостоятельной работы обучающихся и т.д. направленных на формирование и развитие творческих способностей обучающихся.

В колледже для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ создана безбарьерная среда, все материалы представлены в печатном виде.

1.5. Используемые педагогические технологии, методы обучения.

Педагогические технологии:

-ИКТ;

-интерактивные технологии;

- личностно-ориентированные;

- проблемное обучение (проблемное изложение и поисковая беседа);

- проектные технологии;

- коммуникативно-диалоговые технологии.

Методы обучения:

- наглядный метод;

- объяснительно-иллюстративный метод;

- репродуктивный метод;

- частично поисковый (эвристический);

- исследовательский метод.

1.6. Учебно – методический комплекс.

- ФГОС по профессии 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин;

- примерная программа учебной дисциплины «Информатика»;

- календарно – тематическое планирование;

- раздаточный материал;

- презентации по предмету

- комплект ФОС;

- учебник;

- методические рекомендации по выполнению практических занятий.


  1. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Всего:

102

Во взаимодействии с преподавателем

102

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

80

контрольные работы

-

индивидуальный проект/курсовая работа

-

Промежуточная аттестация по образовательной программе в форме дифференцированного зачета (за счет последнего урока)

2

Самостоятельная работа

-

Консультации

-

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика»


Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),

лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

Объем часов

Формируемые компетенции

1

2

3

4

Базовый модуль с профессионально-ориентированным содержанием

Раздел 1.

Информация и информационная деятельность человека

28


Тема 1.1.

Информация и информационные процессы

Информация и информационные процессы


Понятие «информация» как фундаментальное понятие современной науки. Представление об основных информационных процессах, о системах. Кодирование информации Информация и информационные процессы

2

ОК 02

Тема 1.2.

Подходы к измерению информации

Практическое занятие №1. Подходы к измерению информации

Подходы к измерению информации (содержательный, алфавитный, вероятностный).

Единицы измерения информации. Информационные объекты различных видов.

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.

2

ОК 02

Практическое занятие №2. Передача и хранение информации.

Определение объемов различных носителей информации. Архив информации

2

Тема 1.3.

Компьютер и цифровое представление информации.

Устройство компьютера

Компьютер и цифровое представление информации.


Устройство компьютера. Принципы построения компьютеров. Принцип открытой архитектуры. Магистраль.

Аппаратное устройство компьютера. Внешняя память. Устройства ввода-вывода.

Поколения ЭВМ. Архитектура ЭВМ 5 поколения. Основные характеристики классификация и его назначение, сетевое программное обеспечение компьютеров. Программное обеспечение.

2

ОК 02


Тема 1.4.

Кодирование

информации.

Системы счисления

Практическое занятие №3. Кодирование информации.

Представление текстовых данных: кодовые таблицы символов, объем текстовых данных.

Представление графических данных. Представление звуковых данных. Представление видеоданных.

Кодирование данных произвольного вида.

2



ОК 02

Практическое занятие №4. Системы счисления.

Представление о различных системах счисления, представление вещественного числа в системе счисления с любым основанием, перевод числа из недесятичной позиционной системы счисления в десятичную, перевод вещественного числа из 10 СС в другую СС, арифметические действия в разных СС. Представление числовых данных: общие принципы представления данных, форматы представления чисел.


2



Тема 1.5.

Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики

Профессионально-ориентированное содержание


ОК 02

ПК 1.1

Практическое занятие №5. Элементы комбинаторики.

Основные понятия алгебры логики: высказывание, логические операции, построение таблицы истинности логического выражения. Графический метод алгебры логики.

2

Практическое занятие №6. Элементы теории множеств.

Понятие множества. Мощность множества. Операции над множествами.

2

Практическое занятие №7. Элементы математической логики.

Понятие множества. Мощность множества. Операции над множествами. Решение логических задач графическим способом.

2

Тема 1.6.

Компьютерные сети: локальные сети, сеть Интернет

Профессионально-ориентированное содержание


ОК 01

ОК 02

ПК 2.2

Компьютерные сети: локальные сети, сеть Интернет

Компьютерные сети их классификация. Работа в локальной сети. Топологии локальных сетей. Обмен данными.

2

Тема 1.7.

Службы Интернета

Профессионально-ориентированное содержание


ОК 02

ПК 4.1

Практическое занятие №8. Службы Интернета

Службы и сервисы Интернета (электронная почта, видеоконференции, форумы, мессенджеры, социальные сети). Поисковые системы. Поиск информации профессионального содержания.

2

Практическое занятие №9. Службы Интернета. Цифровые сервисы государственных услуг.

Электронная коммерция. Цифровые сервисы государственных услуг. Достоверность информации в Интернете.

2

Тема 1.8.

Сетевое хранение данных и цифрового контента

Практическое занятие №10. Сетевое хранение данных и цифрового контента

Организация личного информационного пространства. Облачные сервисы. Разделение прав доступа в облачных хранилищах. Соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных данных.

2

ОК 01

ОК 02

Тема 1.9.

Информационная безопасность

Профессионально-ориентированное содержание


ОК 01

ОК 02

ПК4.1

Информационная безопасность.

Информационная безопасность и тренды в развитии цифровых технологий; риски и прогнозы использования цифровых технологий при решении профессиональных задач. Вредоносные программы. Антивирусные программы. Безопасность в Интернете (сетевые угрозы, мошенничество).

2

Раздел 2.

Использование программных систем и сервисов

28


Тема 2.1.

Обработка информации в текстовых процессорах

Практическое занятие №11. Обработка информации в текстовых процессорах.

Текстовые документы. Виды программного обеспечения для обработки текстовой информации.

Создание текстовых документов на компьютере (операции ввода, редактирования, форматирования)

4

ОК 02

Тема 2.2.

Технологии создания структурированных текстовых документов

Профессионально-ориентированное содержание


ОК 02

ПК 1.1

ПК 2.2

Практическое занятие №12. Технологии создания структурированных текстовых документов.

Многостраничные документы. Структура документа. Гипертекстовые документы.

Совместная работа над документом. Шаблоны.

4


Тема 2.3.

Компьютерная графика и мультимедиа

Практическое занятие №13. Компьютерная графика.

Компьютерная графика и её виды. Форматы мультимедийных файлов. Графические редакторы (ПО Gimp, Inkscape).


2


ОК 02

Практическое занятие №14. Компьютерная мультимедиа.

Программы по записи и редактирования звука (ПО АудиоМастер). Программы редактирования видео (ПО Movavi)

2

Тема 2.4.

Технологии обработки графических объектов

Профессионально-ориентированное содержание


ОК 02

ПК 2.2

Практическое занятие №15. Технологии обработки графических объектов. Растровые и векторные изображения.

Технологии обработки различных объектов компьютерной графики (растровые и векторные изображения)

2



Практическое занятие №16. Технологии обработки графических объектов. Обработка звука.

Технологии обработки различных объектов компьютерной графики (обработка звука).

2


Практическое занятие №17. Технологии обработки графических объектов. Монтаж видео.

Технологии обработки различных объектов компьютерной графики (монтаж видео).

2

Тема 2.5.

Представление профессиональной информации в виде презентаций

Профессионально-ориентированное содержание


ОК 02

ПК 2.2

Практическое занятие №18. Представление профессиональной информации в виде презентаций.

Виды компьютерных презентаций. Основные этапы разработки презентации. Анимация в презентации. Шаблоны. Композиция объектов презентации.

4

Тема 2.6.

Интерактивные и мультимедийные объекты на слайде

Профессионально-ориентированное содержание


ОК 02

ПК 2.2

Практическое занятие №19. Интерактивные и мультимедийные объекты на слайде.

Принципы мультимедия. Интерактивное представление информации.

4

Тема 2.7.

Гипертекстовое представление информации

Практическое занятие №20. Гипертекстовое представление информации.

Язык разметки гипертекста HTML. Оформление гипертекстовой страницы. Веб-сайты и веб-страницы.

2


ОК 02

Раздел 3.

Информационное моделирование

46


Тема 3.1.

Модели и моделирование. Этапы моделирования

Модели и моделирование. Этапы моделирования.

Представление о компьютерных моделях. Виды моделей. Адекватность модели. Основные этапы компьютерного моделирования.

2


ОК 02

Тема 3.2.

Списки, графы, деревья

Списки, графы, деревья.

Структура информации. Списки, графы, деревья.


2



ОК 02

Списки, графы, деревья. Алгоритм построения дерева решений.

Алгоритм построения дерева решений.

2

Тема 3.3.

Математические модели в профессиональной области

Профессионально-ориентированное содержание


ОК 02

ПК 2.2

Практическое занятие №21. Математические модели в профессиональной области.

Алгоритмы моделирования кратчайших путей между вершинами (Алгоритм Дейкстры, Метод динамического программирования). Элементы теории игр (выигрышная стратегия).

2

Тема 3.4.

Понятие алгоритма и основные алгоритмические структуры

Практическое занятие №22. Понятие алгоритма.

Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма.



2

ОК 01

Практическое занятие №23. Основные алгоритмические структуры. Основные алгоритмические структуры. Запись алгоритмов на языке программирования (Pascal, Python, Java, C++, С#). Анализ алгоритмов с помощью трассировочных таблиц.

4

Тема 3.5.

Анализ алгоритмов в профессиональной области

Профессионально-ориентированное содержание


ОК 02

ПК 2.2

Анализ алгоритмов в профессиональной области.

Структурированные типы данных. Массивы. Вспомогательные алгоритмы.

2

Задачи поиска элемента с заданными свойствами. Анализ типовых алгоритмов обработки чисел, числовых последовательностей и массивов.

2

Тема 3.6.

Базы данных как модель предметной области

Базы данных как модель предметной области.

Базы данных как модель предметной области. Таблицы и реляционные базы данных.

2


ОК 02

Практическое занятие №24. Базы данных как модель предметной области.

Базы данных как модель предметной области. Таблицы и реляционные базы данных.

4

Тема 3.7.

Технологии обработки информации в электронных таблицах

Практическое занятие №25. Технологии обработки информации в электронных таблицах.

Табличный процессор. Приемы ввода, редактирования, форматирования в табличном процессоре. Адресация. Сортировка, фильтрация, условное форматирование

4


ОК 02

Тема 3.8.

Формулы и функции в электронных таблицах

Практическое занятие №26. Формулы и функции в электронных таблицах.

Формулы и функции в электронных таблицах. Встроенные функции и их использование. Математические и статистические функции. Логические функции. Финансовые функции. Текстовые функции. Реализация математических моделей в электронных таблицах.

6


ОК 02

Тема 3.9.

Визуализация данных в электронных таблицах

Профессионально-ориентированное содержание


ОК 02

ПК 2.2

Практическое занятие №27. Визуализация данных в электронных таблицах.

Визуализация данных в электронных таблицах.


4


Тема 3.10.

Моделирование в электронных таблицах

Профессионально-ориентированное содержание


ОК 02

ПК 2.2

Практическое занятие №28. Моделирование в электронных таблицах.

Моделирование в электронных таблицах (на примерах задач из профессиональной области).

6

Промежуточная аттестация по образовательной программе в форме дифференцированного зачета

2



Всего

102 часа



Во взаимодействии с преподавателем

102 часа



Консультации

-



Самостоятельная работа

-



Уровень освоения данной учебной дисциплины предполагает по отдельным темам курса распределение уровня освоения от 1 до 3.


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).


Виды самостоятельной работы:

Для овладения знаниями: (объем часов, отводимый на выполнение)

Чтение текста (учебника, первоисточника, доп. литературы) – 0,5 часа

Изучение терминологии – 0,5 часа

Составление плана текста – 0,5 часа

Конспектирование текста- 1 час

Работа со словарями и справочниками – 0,5 часа

Ознакомление с нормативными документами – 0,5 часа

Учебно - исследовательская работа - 1 час

Использование аудио- и видеозаписей - 1 час

Использование компьютера - 1 час

Использование Интернета - 1 час

Для закрепления и систематизации знаний:

Работа с конспектом – 0,5 часа

Составление плана конспекта – 0,5 часа

Составление таблицы - 1 час

Составление тематических кроссвордов - 1 час

Ответы на контрольные вопросы - 1 час

Подготовка сообщения - 1 час

Подготовка реферата- 2 часа

Выполнение тематического теста - 1 час

Составление портфолио - 1 час

Работа с контурными картами – 0,5 часа

Консультации - до 2 часов

Для формирования умений:

Решение задач - 1 час

Выполнение упражнений - 1 час

Выполнение чертежей - 1 час

Составление схем - 1 час

Выполнение расчетно – графических работ – 2 часа

Решение ситуационных (профессиональных) задач - 1 час

Подготовка курсовых работ – до 2 часов

Подготовка индивидуальных проектов – до 2 часов

Составление тематической презентации – до 2 часов

Составление портфолио по профессиональной деятельности – до 2 часов

  1. 3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета компьютерной лаборатории информатики.

Оборудование учебного кабинета:

1. Стол учителя 1 шт.

2. Стул учителя - 1 шт.

3. Стул учителя (мягкий, с регулировкой) – 1шт.

4. Шкаф книжный – 2 шт.

5. Шкаф гардеробный - 1 шт.

6. Стол ученический - 13 шт.

7. Стул ученический - 26 шт.

8. Доска классная - 1 шт.

9. Компьютерный стол – 13 шт.

10. Компьютерный стул – 12 шт.

11. Компьютер – 11 шт.

12. Мультимедийная установка - 1 шт.

13. Колонки – 2 шт.

14. Лазерный принтер – 1 шт.

Технические средства обучения:

- компьютеры с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.

- разноуровневый раздаточный материал

- справочный материал

- тренажеры на основные темы курса

- персональные компьютеры

- презентации на основные темы курса

- тестовые задания

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением

- мультимедиа проектор

- интерактивные презентации по основным темам курса

- принтер

- колонки

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Гейн, А.Г.. Информатика. 10 класс. Базовый уровень. ЭФУ / А.Г. Гейн, Н.А. Юнерман — Москва : Просвещение, 2022. — ISBN 978-5-09-099480-4. — URL: https://book.ru/book/948983. — Текст : электронный.

2. Гейн, А.Г.. Информатика. 11 класс. Базовый уровень. ЭФУ / А.Г. Гейн, А.А. Гейн — Москва : Просвещение, 2022. — ISBN 978-5-09-099481-1. — URL: https://book.ru/book/948984. — Текст : электронный.

Дополнительные источники:

  1. Информатика : учебник / Угринович Н.Д. — Москва : КноРус, 2020. — 377 с. — (СПО). — ISBN 978-5-406-07314-8. — URL: https://book.ru/book/932057 — Текст : электронный

  2. Информатика. Практикум : учебное пособие / Угринович Н.Д. — Москва : КноРус, 2020. — 264 с. — (СПО). — ISBN 978-5-406-07320-9. — URL: https://book.ru/book/932058 — Текст : электронный.

Интернет-ресурсы: (проверить ссылки)

    1. www.school-collection.edu.ru

    2. www.klyaksa.net

    3. https://www.uchportal.ru/

    4. https://www.yaklass.ru/

  1. 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала, а также осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных занятий/работ, аудиторных самостоятельных и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (требования к результатам обучения)

(Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета)


Код

формируемых компетенций

Общая/профессиональная компетенция

(ОК, ПК)

Формы и методы контроля

Оценка результатов обучения

1

2

3

4

Личностные и метапредметные:

В части трудового воспитания:

- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

- готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;

- интерес к различным сферам профессиональной деятельности.

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

а) базовые логические действия:

- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

- устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

  • определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем

б) базовые исследовательские действия:

- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

- уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; способность их использования в познавательной и социальной практике.

Предметные:

  • понимать угрозу информационной безопасности, использовать методы и средства противодействия этим угрозам, соблюдать меры безопасности, предотвращающие незаконное распространение персональных данных; соблюдать требования техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения; понимать правовые основы использования компьютерных программ, баз данных и работы в сети Интернет;

  • уметь организовывать личное информационное пространство с использованием различных средств цифровых технологий;

- понимание возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных сервисов;

- понимать возможности и ограничения технологий искусственного интеллекта в различных областях; иметь представление об использовании информационных технологий в различных профессиональных сферах.

ОК 01

Текущий контроль при проведении:

- письменного опроса (самостоятельная работа, тест);

- устного опроса (фронтальный, индивидуальный, групповой);

-практических занятий;

- поиск информации через интернет ресурсы, подготовка сообщений;

- разработка и создание web-сайта.


Промежуточная аттестация в форме экзамена.

- экспертная оценка демонстрируемых качеств в процессе практических и аудиторных занятий;

- оценка результатов внеаудиторной (самостоятельной) работы;

экспертная оценка демонстрации готовности и способности к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;














Личностные и метапредметные:

В области ценности научного познания:

- сформированное мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

Овладение универсальными познавательными учебными действиями: в работа с информацией:

- владеть навыками источников получения информации из разных типов, самостоятельно осуществить поиск, анализ, систематизацию

интерпретацию информации различных видов и форм представления;

- создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

  • оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.

Предметные:

- владеть представлениями о роли информации и связанных с ней процессов в природе, технике и обществе; понятиями «информация», «информационный процесс», «система», «компоненты системы» «системный эффект», «информационная система», «система управления»; владение методами поиска информации в сети Интернет; уметь критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет; характеризовать большие данные, приводить примеры источников их получения и направления использования;

  • понимать основные принципы устройства и функционирования современных стационарных и мобильных компьютеров; тенденций развития компьютерных технологий; владеть навыками работы с операционными системами и основными видами программного обеспечения для решения учебных задач по выбранной специализации;

  • иметь представления о компьютерных сетях и их роли в современном мире; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;

  • понимать основные принципы дискретизации различных видов информации; умение определять информационный объем текстовых, графических и звуковых данных при заданных параметрах дискретизации;

  • уметь строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений (префиксные коды); использовать простейшие коды, которые позволяют обнаруживать и исправлять ошибки при передаче данных;

- владеть теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять представление заданного натурального числа в различных системах счисления; выполнять преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики; определять кратчайший путь во взвешенном графе и количество путей между вершинами ориентированного ациклического графа;

  • уметь читать и понимать программы, реализующие несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных (в том числе массивов и символьных строк) на выбранном для изучения универсальном языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, C++, С#); анализировать алгоритмы с использованием таблиц трассировки; определять без использования компьютера результаты выполнения несложных программ, включающих циклы, ветвления и подпрограммы, при заданных исходных данных; модифицировать готовые программы для решения новых задач, использовать их в своих программах в качестве подпрограмм (процедур, функций);

- уметь реализовать этапы решения задач на компьютере; умение реализовывать на выбранном для изучения языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, C++, С#) типовые алгоритмы обработки чисел, числовых последовательностей и массивов: представление числа в виде набора простых сомножителей; нахождение максимальной (минимальной) цифры натурального числа, записанного в системе счисления с основанием, не превышающим 10; вычисление обобщенных характеристик элементов массива или числовой последовательности (суммы, произведения среднего арифметического, минимального и максимального элементов, количества элементов, удовлетворяющих заданному условию); сортировку элементов массива;

  • уметь создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств и облачных сервисов; умение использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в базе данных; наполнять разработанную базу данных; умение использовать электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных (включая вычисление суммы, среднего арифметического, наибольшего и наименьшего значений, решение уравнений);

уметь использовать компьютерно-математические модели для анализа объектов и процессов: формулировать цель моделирования, выполнять анализ результатов, полученных в ходе моделирования; оценивать адекватность модели моделируемому объекту или процессу; представлять результаты моделирования в наглядном виде.


ОК 02

Текущий контроль при проведении:

- письменного опроса (самостоятельная работа, тест);

- устного опроса (фронтальный, индивидуальный, групповой);

-практических занятий;

- поиск информации через интернет ресурсы, подготовка сообщений;

- разработка и создание web-сайта.


Промежуточная аттестация в форме экзамена.

- экспертная оценка демонстрируемых качеств в процессе практических и аудиторных занятий;

- оценка результатов внеаудиторной (самостоятельной) работы;

экспертная оценка демонстрации готовности и способности к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;












Личностные и метапредметные:

В части трудового воспитания:

- готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;

- интерес к различным сферам профессиональной деятельности,

- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

- устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

  • определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.

Предметные:

  • понимать угрозу информационной безопасности, использовать методы и средства противодействия этим угрозам, соблюдать меры безопасности, предотвращающие незаконное распространение персональных данных; соблюдать требования техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения; понимать правовые основы использования компьютерных программ, баз данных и работы в сети Интернет;

  • уметь организовывать личное информационное пространство с использованием различных средств цифровых технологий;

- понимание возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных сервисов;

- понимать возможности и ограничения технологий искусственного интеллекта в различных областях; иметь представление об использовании информационных технологий в различных профессиональных сферах.

ПК 1.1.



Текущий контроль при проведении:

- письменного опроса (самостоятельная работа, тест);

- устного опроса (фронтальный, индивидуальный, групповой);

-практических занятий;

- поиск информации через интернет ресурсы, подготовка сообщений;

- разработка и создание web-сайта.


Промежуточная аттестация в форме экзамена.

- экспертная оценка демонстрируемых качеств в процессе практических и аудиторных занятий;

- оценка результатов внеаудиторной (самостоятельной) работы;

экспертная оценка демонстрации готовности и способности к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;









Личностные и метапредметные:

В части трудового воспитания:

- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

- устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

  • определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.

Предметные:

  • понимать угрозу информационной безопасности, использовать методы и средства противодействия этим угрозам, соблюдать меры безопасности, предотвращающие незаконное распространение персональных данных; соблюдать требования техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения; понимать правовые основы использования компьютерных программ, баз данных и работы в сети Интернет;

  • уметь организовывать личное информационное пространство с использованием различных средств цифровых технологий;

- понимание возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных сервисов;

- понимать возможности и ограничения технологий искусственного интеллекта в различных областях; иметь представление об использовании информационных технологий в различных профессиональных сферах.


ПК 2.2.


Текущий контроль при проведении:

- письменного опроса (самостоятельная работа, тест);

- устного опроса (фронтальный, индивидуальный, групповой);

-практических занятий;

- поиск информации через интернет ресурсы, подготовка сообщений;

- разработка и создание web-сайта.


Промежуточная аттестация в форме экзамена.

- экспертная оценка демонстрируемых качеств в процессе практических и аудиторных занятий;

- оценка результатов внеаудиторной (самостоятельной) работы;

экспертная оценка демонстрации готовности и способности к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;




Личностные и метапредметные:

В части трудового воспитания:

- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

- устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

  • определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.

Предметные:

  • понимать угрозу информационной безопасности, использовать методы и средства противодействия этим угрозам, соблюдать меры безопасности, предотвращающие незаконное распространение персональных данных; соблюдать требования техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения; понимать правовые основы использования компьютерных программ, баз данных и работы в сети Интернет;

  • уметь организовывать личное информационное пространство с использованием различных средств цифровых технологий;

- понимание возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных сервисов;

- понимать возможности и ограничения технологий искусственного интеллекта в различных областях; иметь представление об использовании информационных технологий в различных профессиональных сферах.

ПК 4.1.


Текущий контроль при проведении:

- письменного опроса (самостоятельная работа, тест);

- устного опроса (фронтальный, индивидуальный, групповой);

-практических занятий;

- поиск информации через интернет ресурсы, подготовка сообщений;

- разработка и создание web-сайта.


Промежуточная аттестация в форме экзамена.

- экспертная оценка демонстрируемых качеств в процессе практических и аудиторных занятий;

- оценка результатов внеаудиторной (самостоятельной) работы;

экспертная оценка демонстрации готовности и способности к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;





Разработчики:

БУ «Радужнинский

политехнический колледж» преподаватель Озерова Р.К..

Эксперты:

БУ «Радужнинский

политехнический колледж» преподаватель Зиянгирова Л.Г

  1. ЛИСТ
  2. изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу


Дополнения и изменения в рабочую программу на 2024/2025 учебный год УД ООДб.08 Информатика для профессии 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин.


изменения, дата внесения изменения

Раздел программы

Стр.

 1.









Основание:

Например: появление нового учебника; актуализация основных\дополнительных источников.

 

Ф.И.О. лица внесшего изменения

 




ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ


№ _____ Дата_____________