СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«РАДУЖНИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(БУ «Радужнинский политехнический колледж»)
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического
совета БУ «Радужнинский политехнический колледж»
протокол № 26
от «25» июня 2024 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ООДб.08 Информатика
для реализации среднего общего образования в рамках
программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих
по профессии
21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
технологический профиль
на 2024-2025 учебный год.
г. Радужный
2024 год
Программа разработана:
- на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ «17» мая 2012 г. № 413 (в редакции Приказов Минпросвещения России от «12» августа 2022 г. №732);
- в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин (далее – ФГОС) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от «07» июля 2022 N 534.
Организация-разработчик: БУ «Радужнинский политехнический колледж»
Разработчики: Озерова Руфина Кунакбаевна, преподаватель
РАССМОТРЕНА на заседании ПЦК Протокол №15 от «04» июня 2024 года Председатель: ____________ О.В. Исадыкова
| РЕКОМЕНДОВАНА методическим советом Протокол №3 от «24» июня 2024 года Председатель: ____________Л.М. Чернова
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 18
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. 19
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ 25
Информатика
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» предназначена для изучения данной учебной дисциплины в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.
Программа разработана на основе:
1. Примерной программы учебной дисциплины «Информатика» (примерная программа утверждена на заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социально - гуманитарного циклов среднего профессионального образования Протокол № 14 от «30» ноября 2022;
2. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «17» мая 2012 года № 413 (в редакции Приказов Минпросвещения России от «12» августа 2022 г. №732);
3. Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднего звена по профессии 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от «07» июля 2022 N 534.
4. Рабочего учебного плана, разработанного в БУ «Радужнинский политехнический колледж» и утвержденного приказом от «26» июня 2024 года № .
При освоении профессии 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин учебная дисциплина «Информатика» изучается как базовая учебная дисциплина общеобразовательного цикла с учетом профессионального образования. Учебная дисциплина изучается на 1 курсе. Обязательная учебная нагрузка 102 часа.
1.паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Информатика»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего профессионального образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре учебного плана:
Учебная дисциплина «Информатика», является частью предметной области общеобразовательного цикла учебных дисциплин.
1.3. Цели учебной дисциплины и требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Содержание программы учебной дисциплины «Информатика» направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в современном обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом цифровые технологии, в том числе при изучении других дисциплин;
Задачи:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и цифровых технологий при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования цифровых технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
При реализации разделов курса устанавливаются междисциплинарные связи с УД: математика, русский язык, иностранный язык, история, физика.
Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Код и наименование формируемых компетенций | Планируемые результаты освоения дисциплины | |
Общие (личностные и метапредметные) | Дисциплинарные (предметные) | |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; способность их использования в познавательной и социальной практике. | понимать угрозу информационной безопасности, использовать методы и средства противодействия этим угрозам, соблюдать меры безопасности, предотвращающие незаконное распространение персональных данных; соблюдать требования техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения; понимать правовые основы использования компьютерных программ, баз данных и работы в сети Интернет; уметь организовывать личное информационное пространство с использованием различных средств цифровых технологий; - понимание возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных сервисов; - понимать возможности и ограничения технологий искусственного интеллекта в различных областях; иметь представление об использовании информационных технологий в различных профессиональных сферах. |
OK 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
| В области ценности научного познания: - сформированное мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными познавательными учебными действиями: в работа с информацией: - владеть навыками источников получения информации из разных типов, самостоятельно осуществить поиск, анализ, систематизацию интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.
| - владеть представлениями о роли информации и связанных с ней процессов в природе, технике и обществе; понятиями «информация», «информационный процесс», «система», «компоненты системы» «системный эффект», «информационная система», «система управления»; владение методами поиска информации в сети Интернет; уметь критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет; характеризовать большие данные, приводить примеры источников их получения и направления использования; понимать основные принципы устройства и функционирования современных стационарных и мобильных компьютеров; тенденций развития компьютерных технологий; владеть навыками работы с операционными системами и основными видами программного обеспечения для решения учебных задач по выбранной специализации; иметь представления о компьютерных сетях и их роли в современном мире; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений; понимать основные принципы дискретизации различных видов информации; умение определять информационный объем текстовых, графических и звуковых данных при заданных параметрах дискретизации; уметь строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений (префиксные коды); использовать простейшие коды, которые позволяют обнаруживать и исправлять ошибки при передаче данных; - владеть теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять представление заданного натурального числа в различных системах счисления; выполнять преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики; определять кратчайший путь во взвешенном графе и количество путей между вершинами ориентированного ациклического графа; уметь читать и понимать программы, реализующие несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных (в том числе массивов и символьных строк) на выбранном для изучения универсальном языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, C++, С#); анализировать алгоритмы с использованием таблиц трассировки; определять без использования компьютера результаты выполнения несложных программ, включающих циклы, ветвления и подпрограммы, при заданных исходных данных; модифицировать готовые программы для решения новых задач, использовать их в своих программах в качестве подпрограмм (процедур, функций); - уметь реализовать этапы решения задач на компьютере; умение реализовывать на выбранном для изучения языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, C++, С#) типовые алгоритмы обработки чисел, числовых последовательностей и массивов: представление числа в виде набора простых сомножителей; нахождение максимальной (минимальной) цифры натурального числа, записанного в системе счисления с основанием, не превышающим 10; вычисление обобщенных характеристик элементов массива или числовой последовательности (суммы, произведения среднего арифметического, минимального и максимального элементов, количества элементов, удовлетворяющих заданному условию); сортировку элементов массива; уметь создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств и облачных сервисов; умение использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в базе данных; наполнять разработанную базу данных; умение использовать электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных (включая вычисление суммы, среднего арифметического, наибольшего и наименьшего значений, решение уравнений); уметь использовать компьютерно-математические модели для анализа объектов и процессов: формулировать цель моделирования, выполнять анализ результатов, полученных в ходе моделирования; оценивать адекватность модели моделируемому объекту или процессу; представлять результаты моделирования в наглядном виде. |
ПК 1.1. Проверять техническое состояние и работоспособность оборудования для добычи углеводородного сырья. | - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем | понимать угрозу информационной безопасности, использовать методы и средства противодействия этим угрозам, соблюдать меры безопасности, предотвращающие незаконное распространение персональных данных; соблюдать требования техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения; понимать правовые основы использования компьютерных программ, баз данных и работы в сети Интернет; уметь организовывать личное информационное пространство с использованием различных средств цифровых технологий; - понимание возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных сервисов; - понимать возможности и ограничения технологий искусственного интеллекта в различных областях; иметь представление об использовании информационных технологий в различных профессиональных сферах. |
ПК 2.2. Выполнять проверку технического состояния и режима работы оборудования на установках подготовки углеводородного сырья. | - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем | понимать угрозу информационной безопасности, использовать методы и средства противодействия этим угрозам, соблюдать меры безопасности, предотвращающие незаконное распространение персональных данных; соблюдать требования техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения; понимать правовые основы использования компьютерных программ, баз данных и работы в сети Интернет; уметь организовывать личное информационное пространство с использованием различных средств цифровых технологий; - понимание возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных сервисов; - понимать возможности и ограничения технологий искусственного интеллекта в различных областях; иметь представление об использовании информационных технологий в различных профессиональных сферах. |
ПК 4.1. Контролировать техническое состояние и работоспособность установок сбора и подготовки газа на подземных хранилищах газа. | - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем | понимать угрозу информационной безопасности, использовать методы и средства противодействия этим угрозам, соблюдать меры безопасности, предотвращающие незаконное распространение персональных данных; соблюдать требования техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения; понимать правовые основы использования компьютерных программ, баз данных и работы в сети Интернет; уметь организовывать личное информационное пространство с использованием различных средств цифровых технологий; - понимание возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных сервисов; - понимать возможности и ограничения технологий искусственного интеллекта в различных областях; иметь представление об использовании информационных технологий в различных профессиональных сферах. |
1.4. Обоснование особенности структурирования содержания.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования базового уровня.
Работа по данной программе предусматривает широкое использование активных методов обучения: лекции, семинаров, практикумов, зачетов; самостоятельной работы обучающихся и т.д. направленных на формирование и развитие творческих способностей обучающихся.
В колледже для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ создана безбарьерная среда, все материалы представлены в печатном виде.
1.5. Используемые педагогические технологии, методы обучения.
Педагогические технологии:
-ИКТ;
-интерактивные технологии;
- личностно-ориентированные;
- проблемное обучение (проблемное изложение и поисковая беседа);
- проектные технологии;
- коммуникативно-диалоговые технологии.
Методы обучения:
- наглядный метод;
- объяснительно-иллюстративный метод;
- репродуктивный метод;
- частично поисковый (эвристический);
- исследовательский метод.
1.6. Учебно – методический комплекс.
- ФГОС по профессии 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин;
- примерная программа учебной дисциплины «Информатика»;
- календарно – тематическое планирование;
- раздаточный материал;
- презентации по предмету
- комплект ФОС;
- учебник;
- методические рекомендации по выполнению практических занятий.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Всего: | 102 |
Во взаимодействии с преподавателем | 102 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 80 |
контрольные работы | - |
индивидуальный проект/курсовая работа | - |
Промежуточная аттестация по образовательной программе в форме дифференцированного зачета (за счет последнего урока) | 2 |
Самостоятельная работа | - |
Консультации | - |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) | Объем часов | Формируемые компетенции |
1 | 2 | 3 | 4 |
Базовый модуль с профессионально-ориентированным содержанием | |||
Раздел 1. | Информация и информационная деятельность человека | 28 |
|
Тема 1.1. Информация и информационные процессы | Информация и информационные процессы
Понятие «информация» как фундаментальное понятие современной науки. Представление об основных информационных процессах, о системах. Кодирование информации Информация и информационные процессы | 2 | ОК 02 |
Тема 1.2. Подходы к измерению информации | Практическое занятие №1. Подходы к измерению информации Подходы к измерению информации (содержательный, алфавитный, вероятностный). Единицы измерения информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. | 2 | ОК 02 |
Практическое занятие №2. Передача и хранение информации. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации | 2 | ||
Тема 1.3. Компьютер и цифровое представление информации. Устройство компьютера | Компьютер и цифровое представление информации.
Устройство компьютера. Принципы построения компьютеров. Принцип открытой архитектуры. Магистраль. Аппаратное устройство компьютера. Внешняя память. Устройства ввода-вывода. Поколения ЭВМ. Архитектура ЭВМ 5 поколения. Основные характеристики классификация и его назначение, сетевое программное обеспечение компьютеров. Программное обеспечение. | 2 | ОК 02
|
Тема 1.4. Кодирование информации. Системы счисления | Практическое занятие №3. Кодирование информации. Представление текстовых данных: кодовые таблицы символов, объем текстовых данных. Представление графических данных. Представление звуковых данных. Представление видеоданных. Кодирование данных произвольного вида. | 2
| ОК 02 |
Практическое занятие №4. Системы счисления. Представление о различных системах счисления, представление вещественного числа в системе счисления с любым основанием, перевод числа из недесятичной позиционной системы счисления в десятичную, перевод вещественного числа из 10 СС в другую СС, арифметические действия в разных СС. Представление числовых данных: общие принципы представления данных, форматы представления чисел.
| 2
| ||
Тема 1.5. Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики | Профессионально-ориентированное содержание |
| ОК 02 ПК 1.1 |
Практическое занятие №5. Элементы комбинаторики. Основные понятия алгебры логики: высказывание, логические операции, построение таблицы истинности логического выражения. Графический метод алгебры логики. | 2 | ||
Практическое занятие №6. Элементы теории множеств. Понятие множества. Мощность множества. Операции над множествами. | 2 | ||
Практическое занятие №7. Элементы математической логики. Понятие множества. Мощность множества. Операции над множествами. Решение логических задач графическим способом. | 2 | ||
Тема 1.6. Компьютерные сети: локальные сети, сеть Интернет | Профессионально-ориентированное содержание |
| ОК 01 ОК 02 ПК 2.2 |
Компьютерные сети: локальные сети, сеть Интернет Компьютерные сети их классификация. Работа в локальной сети. Топологии локальных сетей. Обмен данными. | 2 | ||
Тема 1.7. Службы Интернета | Профессионально-ориентированное содержание |
| ОК 02 ПК 4.1 |
Практическое занятие №8. Службы Интернета Службы и сервисы Интернета (электронная почта, видеоконференции, форумы, мессенджеры, социальные сети). Поисковые системы. Поиск информации профессионального содержания. | 2 | ||
Практическое занятие №9. Службы Интернета. Цифровые сервисы государственных услуг. Электронная коммерция. Цифровые сервисы государственных услуг. Достоверность информации в Интернете. | 2 | ||
Тема 1.8. Сетевое хранение данных и цифрового контента | Практическое занятие №10. Сетевое хранение данных и цифрового контента Организация личного информационного пространства. Облачные сервисы. Разделение прав доступа в облачных хранилищах. Соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных данных. | 2 | ОК 01 ОК 02 |
Тема 1.9. Информационная безопасность | Профессионально-ориентированное содержание |
| ОК 01 ОК 02 ПК4.1 |
Информационная безопасность. Информационная безопасность и тренды в развитии цифровых технологий; риски и прогнозы использования цифровых технологий при решении профессиональных задач. Вредоносные программы. Антивирусные программы. Безопасность в Интернете (сетевые угрозы, мошенничество). | 2 | ||
Раздел 2. | Использование программных систем и сервисов | 28 |
|
Тема 2.1. Обработка информации в текстовых процессорах | Практическое занятие №11. Обработка информации в текстовых процессорах. Текстовые документы. Виды программного обеспечения для обработки текстовой информации. Создание текстовых документов на компьютере (операции ввода, редактирования, форматирования) | 4
| ОК 02 |
Тема 2.2. Технологии создания структурированных текстовых документов | Профессионально-ориентированное содержание | | ОК 02 ПК 1.1 ПК 2.2 |
Практическое занятие №12. Технологии создания структурированных текстовых документов. Многостраничные документы. Структура документа. Гипертекстовые документы. Совместная работа над документом. Шаблоны. | 4
| ||
Тема 2.3. Компьютерная графика и мультимедиа | Практическое занятие №13. Компьютерная графика. Компьютерная графика и её виды. Форматы мультимедийных файлов. Графические редакторы (ПО Gimp, Inkscape).
| 2
| ОК 02 |
Практическое занятие №14. Компьютерная мультимедиа. Программы по записи и редактирования звука (ПО АудиоМастер). Программы редактирования видео (ПО Movavi) | 2 | ||
Тема 2.4. Технологии обработки графических объектов | Профессионально-ориентированное содержание |
| ОК 02 ПК 2.2 |
Практическое занятие №15. Технологии обработки графических объектов. Растровые и векторные изображения. Технологии обработки различных объектов компьютерной графики (растровые и векторные изображения) | 2
| ||
Практическое занятие №16. Технологии обработки графических объектов. Обработка звука. Технологии обработки различных объектов компьютерной графики (обработка звука). | 2
| ||
Практическое занятие №17. Технологии обработки графических объектов. Монтаж видео. Технологии обработки различных объектов компьютерной графики (монтаж видео). | 2 | ||
Тема 2.5. Представление профессиональной информации в виде презентаций | Профессионально-ориентированное содержание |
| ОК 02 ПК 2.2 |
Практическое занятие №18. Представление профессиональной информации в виде презентаций. Виды компьютерных презентаций. Основные этапы разработки презентации. Анимация в презентации. Шаблоны. Композиция объектов презентации. | 4 | ||
Тема 2.6. Интерактивные и мультимедийные объекты на слайде | Профессионально-ориентированное содержание |
| ОК 02 ПК 2.2 |
Практическое занятие №19. Интерактивные и мультимедийные объекты на слайде. Принципы мультимедия. Интерактивное представление информации. | 4 | ||
Тема 2.7. Гипертекстовое представление информации | Практическое занятие №20. Гипертекстовое представление информации. Язык разметки гипертекста HTML. Оформление гипертекстовой страницы. Веб-сайты и веб-страницы. | 2
| ОК 02 |
Раздел 3. | Информационное моделирование | 46 |
|
Тема 3.1. Модели и моделирование. Этапы моделирования | Модели и моделирование. Этапы моделирования. Представление о компьютерных моделях. Виды моделей. Адекватность модели. Основные этапы компьютерного моделирования. | 2
| ОК 02 |
Тема 3.2. Списки, графы, деревья | Списки, графы, деревья. Структура информации. Списки, графы, деревья.
| 2
| ОК 02 |
Списки, графы, деревья. Алгоритм построения дерева решений. Алгоритм построения дерева решений. | 2 | ||
Тема 3.3. Математические модели в профессиональной области | Профессионально-ориентированное содержание | | ОК 02 ПК 2.2 |
Практическое занятие №21. Математические модели в профессиональной области. Алгоритмы моделирования кратчайших путей между вершинами (Алгоритм Дейкстры, Метод динамического программирования). Элементы теории игр (выигрышная стратегия). | 2 | ||
Тема 3.4. Понятие алгоритма и основные алгоритмические структуры | Практическое занятие №22. Понятие алгоритма. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма.
| 2 | ОК 01 |
Практическое занятие №23. Основные алгоритмические структуры. Основные алгоритмические структуры. Запись алгоритмов на языке программирования (Pascal, Python, Java, C++, С#). Анализ алгоритмов с помощью трассировочных таблиц. | 4 | ||
Тема 3.5. Анализ алгоритмов в профессиональной области | Профессионально-ориентированное содержание |
| ОК 02 ПК 2.2 |
Анализ алгоритмов в профессиональной области. Структурированные типы данных. Массивы. Вспомогательные алгоритмы. | 2 | ||
Задачи поиска элемента с заданными свойствами. Анализ типовых алгоритмов обработки чисел, числовых последовательностей и массивов. | 2 | ||
Тема 3.6. Базы данных как модель предметной области | Базы данных как модель предметной области. Базы данных как модель предметной области. Таблицы и реляционные базы данных. | 2
| ОК 02 |
Практическое занятие №24. Базы данных как модель предметной области. Базы данных как модель предметной области. Таблицы и реляционные базы данных. | 4 | ||
Тема 3.7. Технологии обработки информации в электронных таблицах | Практическое занятие №25. Технологии обработки информации в электронных таблицах. Табличный процессор. Приемы ввода, редактирования, форматирования в табличном процессоре. Адресация. Сортировка, фильтрация, условное форматирование | 4
| ОК 02 |
Тема 3.8. Формулы и функции в электронных таблицах | Практическое занятие №26. Формулы и функции в электронных таблицах. Формулы и функции в электронных таблицах. Встроенные функции и их использование. Математические и статистические функции. Логические функции. Финансовые функции. Текстовые функции. Реализация математических моделей в электронных таблицах. | 6
| ОК 02 |
Тема 3.9. Визуализация данных в электронных таблицах | Профессионально-ориентированное содержание | | ОК 02 ПК 2.2 |
Практическое занятие №27. Визуализация данных в электронных таблицах. Визуализация данных в электронных таблицах.
| 4
| ||
Тема 3.10. Моделирование в электронных таблицах | Профессионально-ориентированное содержание | | ОК 02 ПК 2.2 |
Практическое занятие №28. Моделирование в электронных таблицах. Моделирование в электронных таблицах (на примерах задач из профессиональной области). | 6 | ||
Промежуточная аттестация по образовательной программе в форме дифференцированного зачета | 2 |
| |
| Всего | 102 часа |
|
| Во взаимодействии с преподавателем | 102 часа |
|
| Консультации | - |
|
| Самостоятельная работа | - |
|
Уровень освоения данной учебной дисциплины предполагает по отдельным темам курса распределение уровня освоения от 1 до 3.
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Виды самостоятельной работы:
Для овладения знаниями: (объем часов, отводимый на выполнение) |
Чтение текста (учебника, первоисточника, доп. литературы) – 0,5 часа Изучение терминологии – 0,5 часа |
Составление плана текста – 0,5 часа |
Конспектирование текста- 1 час |
Работа со словарями и справочниками – 0,5 часа |
Ознакомление с нормативными документами – 0,5 часа |
Учебно - исследовательская работа - 1 час |
Использование аудио- и видеозаписей - 1 час |
Использование компьютера - 1 час |
Использование Интернета - 1 час |
Для закрепления и систематизации знаний: |
Работа с конспектом – 0,5 часа |
Составление плана конспекта – 0,5 часа |
Составление таблицы - 1 час |
Составление тематических кроссвордов - 1 час |
Ответы на контрольные вопросы - 1 час |
Подготовка сообщения - 1 час |
Подготовка реферата- 2 часа |
Выполнение тематического теста - 1 час |
Составление портфолио - 1 час Работа с контурными картами – 0,5 часа Консультации - до 2 часов |
Для формирования умений: |
Решение задач - 1 час |
Выполнение упражнений - 1 час |
Выполнение чертежей - 1 час |
Составление схем - 1 час |
Выполнение расчетно – графических работ – 2 часа |
Решение ситуационных (профессиональных) задач - 1 час |
Подготовка курсовых работ – до 2 часов |
Подготовка индивидуальных проектов – до 2 часов |
Составление тематической презентации – до 2 часов |
Составление портфолио по профессиональной деятельности – до 2 часов |
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета компьютерной лаборатории информатики.
Оборудование учебного кабинета:
1. Стол учителя 1 шт.
2. Стул учителя - 1 шт.
3. Стул учителя (мягкий, с регулировкой) – 1шт.
4. Шкаф книжный – 2 шт.
5. Шкаф гардеробный - 1 шт.
6. Стол ученический - 13 шт.
7. Стул ученический - 26 шт.
8. Доска классная - 1 шт.
9. Компьютерный стол – 13 шт.
10. Компьютерный стул – 12 шт.
11. Компьютер – 11 шт.
12. Мультимедийная установка - 1 шт.
13. Колонки – 2 шт.
14. Лазерный принтер – 1 шт.
Технические средства обучения:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.
- разноуровневый раздаточный материал
- справочный материал
- тренажеры на основные темы курса
- персональные компьютеры
- презентации на основные темы курса
- тестовые задания
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением
- мультимедиа проектор
- интерактивные презентации по основным темам курса
- принтер
- колонки
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Гейн, А.Г.. Информатика. 10 класс. Базовый уровень. ЭФУ / А.Г. Гейн, Н.А. Юнерман — Москва : Просвещение, 2022. — ISBN 978-5-09-099480-4. — URL: https://book.ru/book/948983. — Текст : электронный.
2. Гейн, А.Г.. Информатика. 11 класс. Базовый уровень. ЭФУ / А.Г. Гейн, А.А. Гейн — Москва : Просвещение, 2022. — ISBN 978-5-09-099481-1. — URL: https://book.ru/book/948984. — Текст : электронный.
Дополнительные источники:
Информатика : учебник / Угринович Н.Д. — Москва : КноРус, 2020. — 377 с. — (СПО). — ISBN 978-5-406-07314-8. — URL: https://book.ru/book/932057 — Текст : электронный
Информатика. Практикум : учебное пособие / Угринович Н.Д. — Москва : КноРус, 2020. — 264 с. — (СПО). — ISBN 978-5-406-07320-9. — URL: https://book.ru/book/932058 — Текст : электронный.
Интернет-ресурсы: (проверить ссылки)
www.school-collection.edu.ru
www.klyaksa.net
https://www.uchportal.ru/
https://www.yaklass.ru/
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала, а также осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных занятий/работ, аудиторных самостоятельных и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (требования к результатам обучения) (Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета)
| Код формируемых компетенций Общая/профессиональная компетенция (ОК, ПК) | Формы и методы контроля | Оценка результатов обучения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Личностные и метапредметные: В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; способность их использования в познавательной и социальной практике. Предметные: понимать угрозу информационной безопасности, использовать методы и средства противодействия этим угрозам, соблюдать меры безопасности, предотвращающие незаконное распространение персональных данных; соблюдать требования техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения; понимать правовые основы использования компьютерных программ, баз данных и работы в сети Интернет; уметь организовывать личное информационное пространство с использованием различных средств цифровых технологий; - понимание возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных сервисов; - понимать возможности и ограничения технологий искусственного интеллекта в различных областях; иметь представление об использовании информационных технологий в различных профессиональных сферах. | ОК 01 | Текущий контроль при проведении: - письменного опроса (самостоятельная работа, тест); - устного опроса (фронтальный, индивидуальный, групповой); -практических занятий; - поиск информации через интернет ресурсы, подготовка сообщений; - разработка и создание web-сайта.
Промежуточная аттестация в форме экзамена. | - экспертная оценка демонстрируемых качеств в процессе практических и аудиторных занятий; - оценка результатов внеаудиторной (самостоятельной) работы; экспертная оценка демонстрации готовности и способности к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
|
Личностные и метапредметные: В области ценности научного познания: - сформированное мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными познавательными учебными действиями: в работа с информацией: - владеть навыками источников получения информации из разных типов, самостоятельно осуществить поиск, анализ, систематизацию интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. Предметные: - владеть представлениями о роли информации и связанных с ней процессов в природе, технике и обществе; понятиями «информация», «информационный процесс», «система», «компоненты системы» «системный эффект», «информационная система», «система управления»; владение методами поиска информации в сети Интернет; уметь критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет; характеризовать большие данные, приводить примеры источников их получения и направления использования; понимать основные принципы устройства и функционирования современных стационарных и мобильных компьютеров; тенденций развития компьютерных технологий; владеть навыками работы с операционными системами и основными видами программного обеспечения для решения учебных задач по выбранной специализации; иметь представления о компьютерных сетях и их роли в современном мире; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений; понимать основные принципы дискретизации различных видов информации; умение определять информационный объем текстовых, графических и звуковых данных при заданных параметрах дискретизации; уметь строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений (префиксные коды); использовать простейшие коды, которые позволяют обнаруживать и исправлять ошибки при передаче данных; - владеть теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять представление заданного натурального числа в различных системах счисления; выполнять преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики; определять кратчайший путь во взвешенном графе и количество путей между вершинами ориентированного ациклического графа; уметь читать и понимать программы, реализующие несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных (в том числе массивов и символьных строк) на выбранном для изучения универсальном языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, C++, С#); анализировать алгоритмы с использованием таблиц трассировки; определять без использования компьютера результаты выполнения несложных программ, включающих циклы, ветвления и подпрограммы, при заданных исходных данных; модифицировать готовые программы для решения новых задач, использовать их в своих программах в качестве подпрограмм (процедур, функций); - уметь реализовать этапы решения задач на компьютере; умение реализовывать на выбранном для изучения языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, C++, С#) типовые алгоритмы обработки чисел, числовых последовательностей и массивов: представление числа в виде набора простых сомножителей; нахождение максимальной (минимальной) цифры натурального числа, записанного в системе счисления с основанием, не превышающим 10; вычисление обобщенных характеристик элементов массива или числовой последовательности (суммы, произведения среднего арифметического, минимального и максимального элементов, количества элементов, удовлетворяющих заданному условию); сортировку элементов массива; уметь создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств и облачных сервисов; умение использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в базе данных; наполнять разработанную базу данных; умение использовать электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных (включая вычисление суммы, среднего арифметического, наибольшего и наименьшего значений, решение уравнений); уметь использовать компьютерно-математические модели для анализа объектов и процессов: формулировать цель моделирования, выполнять анализ результатов, полученных в ходе моделирования; оценивать адекватность модели моделируемому объекту или процессу; представлять результаты моделирования в наглядном виде.
| ОК 02 | Текущий контроль при проведении: - письменного опроса (самостоятельная работа, тест); - устного опроса (фронтальный, индивидуальный, групповой); -практических занятий; - поиск информации через интернет ресурсы, подготовка сообщений; - разработка и создание web-сайта.
Промежуточная аттестация в форме экзамена. | - экспертная оценка демонстрируемых качеств в процессе практических и аудиторных занятий; - оценка результатов внеаудиторной (самостоятельной) работы; экспертная оценка демонстрации готовности и способности к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
|
Личностные и метапредметные: В части трудового воспитания: - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем. Предметные: понимать угрозу информационной безопасности, использовать методы и средства противодействия этим угрозам, соблюдать меры безопасности, предотвращающие незаконное распространение персональных данных; соблюдать требования техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения; понимать правовые основы использования компьютерных программ, баз данных и работы в сети Интернет; уметь организовывать личное информационное пространство с использованием различных средств цифровых технологий; - понимание возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных сервисов; - понимать возможности и ограничения технологий искусственного интеллекта в различных областях; иметь представление об использовании информационных технологий в различных профессиональных сферах. | ПК 1.1.
| Текущий контроль при проведении: - письменного опроса (самостоятельная работа, тест); - устного опроса (фронтальный, индивидуальный, групповой); -практических занятий; - поиск информации через интернет ресурсы, подготовка сообщений; - разработка и создание web-сайта.
Промежуточная аттестация в форме экзамена. | - экспертная оценка демонстрируемых качеств в процессе практических и аудиторных занятий; - оценка результатов внеаудиторной (самостоятельной) работы; экспертная оценка демонстрации готовности и способности к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
|
Личностные и метапредметные: В части трудового воспитания: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем. Предметные: понимать угрозу информационной безопасности, использовать методы и средства противодействия этим угрозам, соблюдать меры безопасности, предотвращающие незаконное распространение персональных данных; соблюдать требования техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения; понимать правовые основы использования компьютерных программ, баз данных и работы в сети Интернет; уметь организовывать личное информационное пространство с использованием различных средств цифровых технологий; - понимание возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных сервисов; - понимать возможности и ограничения технологий искусственного интеллекта в различных областях; иметь представление об использовании информационных технологий в различных профессиональных сферах. | ПК 2.2.
| Текущий контроль при проведении: - письменного опроса (самостоятельная работа, тест); - устного опроса (фронтальный, индивидуальный, групповой); -практических занятий; - поиск информации через интернет ресурсы, подготовка сообщений; - разработка и создание web-сайта.
Промежуточная аттестация в форме экзамена. | - экспертная оценка демонстрируемых качеств в процессе практических и аудиторных занятий; - оценка результатов внеаудиторной (самостоятельной) работы; экспертная оценка демонстрации готовности и способности к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
|
Личностные и метапредметные: В части трудового воспитания: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем. Предметные: понимать угрозу информационной безопасности, использовать методы и средства противодействия этим угрозам, соблюдать меры безопасности, предотвращающие незаконное распространение персональных данных; соблюдать требования техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения; понимать правовые основы использования компьютерных программ, баз данных и работы в сети Интернет; уметь организовывать личное информационное пространство с использованием различных средств цифровых технологий; - понимание возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных сервисов; - понимать возможности и ограничения технологий искусственного интеллекта в различных областях; иметь представление об использовании информационных технологий в различных профессиональных сферах. | ПК 4.1.
| Текущий контроль при проведении: - письменного опроса (самостоятельная работа, тест); - устного опроса (фронтальный, индивидуальный, групповой); -практических занятий; - поиск информации через интернет ресурсы, подготовка сообщений; - разработка и создание web-сайта.
Промежуточная аттестация в форме экзамена. | - экспертная оценка демонстрируемых качеств в процессе практических и аудиторных занятий; - оценка результатов внеаудиторной (самостоятельной) работы; экспертная оценка демонстрации готовности и способности к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
|
Разработчики:
БУ «Радужнинский
политехнический колледж» преподаватель Озерова Р.К..
Эксперты:
БУ «Радужнинский
политехнический колледж» преподаватель Зиянгирова Л.Г
Дополнения и изменения в рабочую программу на 2024/2025 учебный год УД ООДб.08 Информатика для профессии 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин.
№ изменения, дата внесения изменения | Раздел программы | Стр. |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Основание: Например: появление нового учебника; актуализация основных\дополнительных источников.
| ||
Ф.И.О. лица внесшего изменения
|
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ _____ Дата_____________