АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГО
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16
(АОУ ШКОЛА № 16)
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей математики, информатики, физики, астрономии. Гаджиева Э.И. от __________ № __ | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________________ Костина Г.А. «__»____________ 2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директора школы _________________ Николаев Ю. П. «___»________ 2018 г. |
|
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по информатике
9а, 9б, 9в классы
Составитель: Гаджиева Эльмира
Исрафиловна учитель
высшей категории
2018 год
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) АОУ школа №16 (среднего общего образования (ООП СОО) АОУ школа № 16)
Авторской программы основного общего образования по информатике, авторы И.Г. Семакин, Л.А. Залогова и др. (Информатика. Программы для общеобразовательных организаций. 2-11 классы/сост. М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015).
Учебно-методический комплект, обеспечивающий обучение курсу информатики, в соответствии с ФГОС, включает:
Учебник «Информатика» для 9 класса. Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Задачник-практикум (в 2 томах). Под редакцией И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Методическое пособие для учителя. Авторы: Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), размещенный в Единой коллекции ЦОР: http://school-collection.edu.ru/
Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под ред. И. Г. Семакина (доступ через авторскую мастерскую И. Г. Семакина на сайте методической службы издательства: http://www.metodist.lbz.ru/
Программа рассчитана на изучение информатики в 9 классе в объеме 68 часов в год (2 часа в неделю).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Ученик должен знать:
«Управление и алгоритмы»
что такое кибернетика;
предмет и задачи этой науки;
сущность кибернетической схемы управления с обратной связью;
назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
в чем состоят основные свойства алгоритма;
способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
«Введение в программирование»
основные виды и типы величин;
назначение языков программирования;
что такое трансляция;
назначение систем программирования;
правила оформления программы на Паскале;
правила представления данных и операторов на Паскале;
последовательность выполнения программы в системе программирования
«Информационные технологии и общество»
основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
в чем состоит проблема безопасности информации;
какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов.
«Основы математической логики»
Основные понятия математической логики
Логические операции (их названия, определения, обозначения)
«Кодирование и обработка текстовой информации»
способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
«Кодирование и обработка числовой информации»
что такое электронная таблица и табличный процессор;
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
«Управление и алгоритмы»
при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
выделять подзадачи;
определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
«Введение в программирование»
работать с готовой программой на Паскале;
составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
отлаживать и исполнять программы в системе программирования
«Информационные технологии и общество»
«Основы математической логики»
«Кодирование и обработка текстовой информации»
решать задачи по данной теме
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
«Кодирование и обработка числовой информации»
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, презентаций, текстовых документов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
поиска и отбора информации, в частности, связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией;
подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов;
личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций;
соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание программы соответствует содержанию, изложенному авторами программы И.Г. Семакиным, Л.А. Залоговой, С.В. Русаковым.
«Управление и алгоритмы» 12 часов
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
«Введение в программирование» 24 часа
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
«Основы математической логики» 6 часов
Высказывание. Логические операции. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.
«Кодирование и обработка текстовой информации» 8часов
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)
«Кодирование и обработка числовой информации» 10 часов
Общие сведения о системах счисления. Двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная системы счисления. Правила перевода целых чисел в систему счисления с основанием q.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
«Информационные технологии и общество» 4 часа
Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.
№ урока | Тема урока | Количество часов | Сроки прохождения программы |
По плану | фактически |
1 | Управление и алгоритмы (12 ч) Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 3.09-7.09 | |
2 | Управление и кибернетка. Управление с обратной связью | 1 | 3.09-7.09 | |
3 | Определение и свойства алгоритма | 1 | 10.09-14.09 | |
4 | Графический учебный исполнитель | 1 | 10.09-14.09 | |
5 | Практическая работа № 1. Графический исполнитель Стрелочка | 1 | 17.09-21.09 | |
6 | Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. | 1 | 17.09-21.09 | |
7 | Практическая работа № 2. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы | 1 | 24.09-28.09 | |
8 | Циклические алгоритмы | 1 | 24.09-28.09 | |
9 | Практическая работа № 3. Циклические алгоритмы | 1 | 1.10-5.10 | |
10 | Ветвление и последовательная детализация алгоритма. | 1 | 1.10-5.10 | |
11 | Практическая работа № 4. Ветвление | 1 | 15.10-19.10 | |
12 | Обобщение и систематизация знаний по теме. Тест по теме Управление и алгоритмы | 1 | 15.10-19.10 | |
13 | Введение в программирование (24) Введение в программирование. Знакомство с языком Паскаль. | 1 | 22.10-26.10 | |
14 | Структура программы. Операторы ввода-вывода. | 1 | 22.10-26.10 | |
15 | Операторы ввода-вывода. Практическая работа № 5 | 1 | 29.10-2.11 | |
16 | Переменные: имя, тип, значение. Линейный алгоритм. | 1 | 29.10-2.11 | |
17 | Линейный алгоритм. Практическая работа № 6 | 1 | 06.11-09.11 | |
18 | Линейные алгоритмы. Практическая работа № 7 | 1 | 06.11-09.11 | |
19 | Линейные алгоритмы. Практическая работа № 8 | 1 | 12.11-16.11 | |
20 | Алгоритмы с ветвящейся структурой. | 1 | 12.11-16.11 | |
21 | Программирование ветвлений на Паскале. | 1 | 26.11-30.11 | |
22 | Программирование ветвлений на Паскале. Практическая работа № 8 | 1 | 26.11-30.11 | |
23 | Программирование циклов Практическая работа № 9 | 1 | 03.12-07.12 | |
24 | Программирование циклов Практическая работа № 10 | 1 | 03.12-07.12 | |
25 | Программирование циклов Практическая работа № 11 | 1 | 10.12-14.12 | |
26 | Программирование циклов Практическая работа № 12 | 1 | 10.12-14.12 | |
27 | Сочетание циклов и ветвлений. Алгоритм Евклида | 1 | 17.12-21.12 | |
28 | Использование алгоритма Евклида при решении задач. | 1 | 17.12-21.12 | |
29 | Таблицы и массивы. | 1 | 24.12-28.12 | |
30 | Массивы в Паскале. | 1 | 24.12-28.12 | |
31 | Обработка массивов. | 1 | 09.01-11.01 | |
32 | Обработка массивов. | 1 | 09.01-11.01 | |
33 | Обработка массивов. | 1 | 14.01-18.01 | |
34 | Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива. | 1 | 14.01-18.01 | |
35 | Сортировка массива. | 1 | 21.01-25.01 | |
36 | Обобщение и систематизация знаний по теме. | 1 | 21.01-25.01 | |
37 | Основы математической логики (6 ч) Основные понятия. | 1 | 28.01-01.02 | |
38 | Логические операции. | 1 | 28.01-01.02 | |
39 | Логические операции. | 1 | 04.02-08.02 | |
40 | Решение задач по теме «Логика» | 1 | 04.02-08.02 | |
41 | Решение задач по теме «Логика» | 1 | 11.02-15.02 | |
42 | Обобщение и систематизация знаний. Самостоятельная работа. | 1 | 11.02-15.02 | |
43 | Кодирование и обработка текстовой информации. (9 ч) Кодирование текстовой информации. | 1 | 25.02-01.03 | |
44 | Решение задач по теме «Кодирование текстовой информации». | 1 | 25.02-01.03 | |
45 | Решение задач по теме «Кодирование текстовой информации». Самостоятельная работа. | 1 | 04.03-07.03 | |
46 | Текстовые редакторы. | 1 | 04.03-07.03 | |
47 | Работа с текстовым редактором. Форматирование символов. Практическая работа № 10 | 1 | 11.03-15.03 | |
48 | Работа с текстовым редактором. Форматирование текста. Практическая работа № 11 | 1 | 11.03-15.03 | |
49 | Списки. Практическая работа № 12 | 1 | 18.03-22.03 | |
50 | Таблицы Практическая работа № 13 | 1 | 18.03-22.03 | |
51 | Формулы. Практическая работа № 14 | 1 | 25.03-29.03 | |
52 | Кодирование и обработка числовой информации (11 ч.) Представление числовой информации с помощью систем счисления. | 1 | 25.03-29.03 | |
53 | Перевод чисел в позиционных системах счисления. | 1 | 08.04-12.04 | |
54 | Перевод чисел в позиционных системах счисления. | 1 | 08.04-12.04 | |
55 | Арифметические операции в позиционных системах счисления. | 1 | 15.04-19.04 | |
56 | Арифметические операции в позиционных системах счисления. Самостоятельная работа. | 1 | 15.04-19.04 | |
57 | Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. | 1 | 22.04-26.04 | |
58 | Основные типы и форматы данных. Практическая работа № 15 | 1 | 22.04-26.04 | |
59 | Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. | 1 | 29.04-03.05 | |
60 | Встроенные функции. Практическая работа № 16. | 1 | 29.04-03.05 | |
61 | Встроенные функции. Практическая работа № 16. | 1 | 06.05-10.05 | |
62 | Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Практическая работа № 17. | 1 | 06.05-10.05 | |
63 | Информационные технологии и общество (4 часа) Предыстория информатики. История ЭВМ, программного обеспечения и ИКТ | 1 | 13.05-17.05 | |
64 | Информационные ресурсы современного общества. | 1 | 13.05-17.05 | |
65 | Проблемы формирования информационного общества. | 1 | 20.05-24.05 | |
66 | Информационная безопасность. | 1 | 20.05-24.05 | |
67-68 | Повторение. | 2 | 27.05-31.05 | |
25