министерство образования и науки Амурской области
государственное профессионально образовательное автономное учреждение Амурской области
«Амурский колледж сервиса и торговли»
Рабочая программа УЧЕБНОЙ дисциплины
ИСТОРИЯ
для специальностей
базового уровня
15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
Белогорск
2014
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
УТВЕРЖДЕНО
научно-методическим советом
Протокол № ____ от «____» ___________ 20___ г.
Председатель ______________ Т.М. Пузикова
Рассмотрена на заседании ПЦК ОГСЭ
Протокол № ___ от «___» ___ 2014 г.
Председатель ПЦК ______________ /В.В.Асташов/
Автор: А.В.Самарин
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации программы учебной дисциплины | 10 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 11 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина История является дисциплиной общего гуманитарного и социально-экономического цикла основной профессиональной образовательной программы по указанной специальности.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Программа учебной дисциплины История ориентирована
на достижение следующей цели:
формирование представлений об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX – начала XXI вв.
решение следующих задач:
рассмотреть основные этапы развития России на протяжении последних десятилетий XX – начала XXI вв.;
показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на развитие современной России;
сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире;
показать целесообразность учета исторического опыта последней четверти XX века в современном социально-экономическом, политическом и культурном развитии России.
В результате освоения учебной дисциплины История обучающийся должен:
уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
знать:
основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
Формируемые компетенции
Код | Содержание компетенции |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
ПК 3.1 | Участвовать в планировании работы структурного подразделения. |
ПК 3.2 | Участвовать в организации работы структурного подразделения. |
ПК 3.3 | Участвовать в руководстве работой структурного подразделения. |
ПК 3.4 | Участвовать в анализе процесса и результатов работы подразделения, оценке экономической эффективности производственной деятельности. |
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 58 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 10 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 58 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | |
практические занятия | 44 |
экскурсии | |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа студента (всего) | 10 |
в том числе: | |
Творческие работы. Работа с источником исторических знаний | 8 |
Работа с таблицами | 2 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ИСТОРИЯ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
РАЗДЕЛ 1. РАЗВИТИЕ СССР И ЕГО МЕСТО В МИРЕ В 80-е гг. ХХ ВЕКА | 14+4СР | |
Тема 1.1. Основные тенденции развития СССР в начале 80-х гг. ХХ века | Содержание учебного материала | 6+2СР | 3 |
Внутренняя и внешняя политика государственной власти в СССР начала 80-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики. | 2 |
Практические занятия | 4 | |
ПР 1. Культурное развитие народов Советского Союза. Правозащитное и диссидентское движение ПР 2. Внешняя политика СССР в 80-е гг. ХХ в. | |
Самостоятельная работа. | 2 |
Подготовка индивидуального комментария к плакатам социальной направленности за 1977-1986 гг. для определения их актуальности в рассматриваемый период | |
Тема 1.2. Реставрация капитализма в странах Восточной Европы | Содержание учебного материала | 8+2СР | 3 |
Внутренняя и внешняя политика СССР в годы «перестройки». Политическая история стран социалистического выбора на рубеже ХХ-ХХI вв. | - |
Практические занятия | 8 | |
ПР 3. Политическое развитие стран Восточной Европы в к. ХХ – н. ХХI вв. ПР 4. Сущность и основные этапы «перестройки» в СССР. ПР 5. Демократизация общественной жизни и рост национального самосознания ПР 6. Российская Федерация как правопреемница Советского Союза | - |
Самостоятельная работа. | 2 |
Заполнение таблицы с определением схожих и различных черт проблемы Ольстера в Великобритании, Страны басков в Испании, Квебека в Канаде и пр. с проблемами на территории СНГ – в Приднестровье, Абхазии, Северной Осетии, Нагорном Карабахе и др. | |
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ И МИР В КОНЦЕ ХХ – НАЧАЛЕ ХХI ВЕКОВ | 34+6СР | |
Тема 2.1. Постсоветское пространство и мировое сообщество в конце ХХ – начале ХХI веков | Содержание учебного материала | 12+2СР | 3 |
Россия на постсоветском пространстве. Политическое развитие государств – участников СНГ. Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Международная интеграция и политические ориентиры России | - |
Практические занятия | 12 | |
ПР 7. Локальные конфликты на постсоветском пространстве ПР 8. Взаимоотношения РФ со странами ближнего зарубежья. ПР 9. Внутренняя политика России на Северном Кавказе. ПР 10. Федеративные отношения в современной России ПР 11. Внешняя политика России в к. ХХ – н. ХХI вв. ПР 12. Российская культура и образование в условиях глобализации | |
Самостоятельная работа | 2 |
Решение проблемной задачи «Создание союзных государств России с соседними странами: необходимость и вероятность, перспективы и проблемы». | |
Тема 2.2. Культурное развитие РФ | Содержание учебного материала | 10+2СР | 3 |
Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры». Вклад РФ в общемировую культуру современности | - |
Практические занятия | 10 |
ПР 13. Массовая культура в современной России ПР 14. Светский характер республики и межконфессиональное общение в России ПР 15. Проблема национальной самоидентификации в глобальном мире ПР 16. Нравственные ориентиры в динамике глобализации ПР 17. Научный и культурный потенциал современной России | | |
Самостоятельная работа | 2 |
Сочинение по теме: «Духовный мир молодых россиян» | |
Тема 2.3. Перспективы развития РФ в современном мире | Содержание учебного материала | 12+2СР | 3 |
Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе. Приватизация государственного сектора и развитие конкурентной среды в экономике. Проблема построения правового государства в РФ и мире. Социальное развитие современного общества | 2 |
Практические занятия | 10 | |
ПР 18. Экономическое развитие России в н. ХХI в. ПР 19. Концепция евразийства и суверенной демократии ПР 20. Научная мысль в современной России ПР 21. Развитие частного сектора в российской экономике ПР 22. Проблема построения правового государства в России | |
Самостоятельная работа | 2 |
Разработка обоснованного прогноза востребованности конкретных профессий и специальностей для российской экономики на ближайшие несколько лет. | |
ВСЕГО | 48+10СР |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины имеется учебный кабинет истории.
Оборудование учебного кабинета:
Учебно-наглядные средства обучения:
I. Картографическая наглядность:
СССР в 1946-1991гг. Содружество Независимых Государств
Развитие народного хозяйства СССР в 1981-1985гг.
Пищевая промышленность СССР на 1984 год
Народное хозяйство СССР в 1959-1975гг.
Основные стройки десятой пятилетки в СССР (1976-1980гг.)
Территориально-административное деление РФ в 1996 году
II. Исторические источники:
Хрестоматия по истории СССР – М.: Просвещение, 1980г.
Технические средства обучения:
персональный компьютер
телевизор
Программное обеспечение к ПК:
прикладная программа: «Консультант+»,
электронный учебник «История России ХХ век», Данилов А.А.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
История России, 1945-2007 гг.: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. /Под ред. Данилова А.А., Уткина А.И., Филиппова А.В. – М.: Просвещение, 2008. – 367 с.
История современной России, 1991-2003: учеб. пособие /В.И. Короткевич. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. – 293 с.
Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред. Алексашкиной Л.Н. – М.: Просвещение, 2007. - 432 с.
Дополнительные источники:
Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998. – 254 с.
Большая энциклопедия России: Современная Россия. М.: ИДДК, 2007. MDF. eBook (компьютерное издание). 99 Мб
Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ - начала ХХI века. /Д.А. Ванюков. М.: Мир книги, 2007. - 240 с.
Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России : теоретико-правовые и конституционные основы / Г.В. Дегтев;
МГИМО (ун-т) МИД РФ, Междунар. ин-т упр. – М. : Юристъ, 2005. – 237 с.
Дроздов Ю. Россия и мир. Куда держим курс. /Ю.Дроздов. – М.: Артстиль-полиграфия, 2009. - 352 с.
Изосимов Ю.Ю. Справочное пособие по отечественной истории современного периода. 1985-1997 гг. /Ю.Ю. Изосимов. – М.: Аквариум, 1998. – 217 с.
Кузык Б.Н.Россия и мир в XXI веке / Б.Н. Кузык. Издание второе. – М.: Институт экономических стратегий, 2006. – 544с.
Леонов Н. Закат или рассвет? Россия: 2000–2008. /Н.Леонов. М., 2008. – 545 с.
Нарочницкая Н.А. Россия и русские в современном мире. М.: Алгоритм, 2009. – 416 с.
Печенев В.А. «Смутное время» в новейшей истории России (1985-2003): ист. свидетельства и размышления участника событий / В. Печенев. - М.: Норма, 2004. – 365 с.
Россия и страны мира. 2008. Статистический сборник. М.: Росстат, 2008. – 361 С.
Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России. /В.Ю. Сурков. М.: Современный гуманит. университет, 2007. – 49 с.
Шубин А. Мировой порядок. Россия и мир в 2020 году. /А.Шубин. М.: Европа, 2005. – 232 c.
Интернет-ресурсы:
http://school-collection.edu.ru
http://www.hrono.ru
http://www.historic.ru
http://pish.ru
http://som.fio.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины 4.1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, терминологических диктантов, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, докладов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения (контрольные точки) |
ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ: |
ОК 1, ОК 3-10, ПК 3.1-3.4 | Наблюдение за работой студентов на уроках, практических занятиях |
УМЕТЬ: |
ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально - экономических, политических и культурных проблем. | 1. Домашние задания творческого характера 2. Практические работы №1-22 3. Подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера. |
ЗНАТЬ: |
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира; назначение и направления деятельности ООН, НАТО, ЕС и др. международных организаций ; роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. | Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения индивидуальных заданий, домашних заданий, заслушивание докладов, тестирование, просмотр презентаций. Промежуточный контроль – дифференцированный зачёт. |
6