Малючков О.В.
«29» августа 2012г.
Согласно базисному плану на курс истории отводится 70 часов, из них 24 часа- Всеобщая история, 46 часов- история России
В основе программы обучения всеобщей истории в 11 классе лежит программа курса и тематическое планирование к учебнику Н.В. Загладина «Всеобщая история. Конец XIX – начала XX века. 11 класс», авторы Н.В. Загладин, Х.Т. Загладина, М.: «Русское слово», 2010 год.
Данная программа рассчитана на 40 часов изучения всеобщей истории, поэтому количество часов по программе Всеобщей истории сокращено до 24 часов. Сокращение произведено с учетом интегрированного изучения ряда тем в истории России и Всеобщей истории и не повлияет на полноту изучения нового материала
Воспитание гражданственности, развитие мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин, существующих в современном мире;
Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом развитии;
Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
1. Основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность всемирной истории;
2. Периодизацию всемирной истории;
3. Современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории;
4. Историческую обусловленность современных общественных процессов;
1. Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
2. Критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
3. Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
4. Различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
5. Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
6. Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, форму4лировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения:
7. Представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.
1. Определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
2. Применение навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
3. Соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
4. Осознание себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Программа курса и тематическое планирование к учебнику « Всеобщая история конец XIX – начало XXI века» , 11 класс Н.В. Загладин, Х.Т. Загладина, М.: «Русское слово», 2010 год.
Учебник «Всеобщая история конец XIX – начало XXI века» 11 класс Н.В.Загладин, - М.: «Русское слово», 2010 год.
№ | Тема урока | Краткое содержание | Умения, навыки | Понятия | учебник |
Тема 1. Научно-технический прогресс и новый этап индустриального развития (1 ч.) |
1 | Второй технологический переворот и становление индустриального производства | Причины ускорения научно-технического развития в ХХ веке. Основные достижения второго технологического переворота.Появление монополий и их типы. Изменения в социальной структуре общества с наступлением индустриальной эпохи | работа с таблицей. «Достижения научно- технического прогресса ХХ веке.» Работа со схемой Основные этапы исторического развития | Научно-технический прогресс, НТР, революция в естествознании. | §1,2учебника Всеобщая история |
Тема2. Мир на рубеже XIX-XX веков. Первая мировая война (3 ч.) |
2.1 | Модернизация в странах Европы, США и Японии | Модели и итоги модернизации конца ХIХ — начала ХХ века. Борьба великих держав за рынки, ресурсы и сферы влияния. Создание военно-политических союзов | Характеристики ускоренного иорганичного развития стран Запада. Выявление особенностей, сравнение путей модернизации. Анализ таблицы удельного веса ведущих индустриальных стран в мировом промышленном производстве , работа со схемой «Страны первого и второго эшелонов модернизации» | модернизация индустриализация ускоренное развитие мировой экономический кризис | §3, 4 |
3.2 | Пути развития народов Азии, Африки и Латинской Америки | Колониальный раздел мира и колониальные империи. Влияние колониализма на развитие народов Азии и Африки. Антиколониальные движения в государствах Востока. Особенности развития стран Латинской Америки | дискуссия о влиянии колониализма на развитие покоренных народов. Заполнение таблицы «Последствия колониализма» (положительные, отрицательные). Анализ документов.с картой. Сравнительные характеристики развития государств Азии и Латинской Америки | колониализм колония метрополия доминион протекторат | §5, 6 |
4.3 | Державное соперничество и первая мировая война | Причины и характер войны в Европе. Превращение войны в мировую. Боевые действия в 1914—1917 годах и истощение воюющих стран. Революция 1917 года в Росси вступление в войну США. Капитуляция Германии и ее союзников | Работа с картой и таблицей «соотношении сил на театрах Первой мировой войны». Анализ приведенных в тексте источников. дискуссия о характере и виновниках войны | мировая война Антанта Центральный блок план Шлиффена | §7 |
Тема 3. Теория и практика общественного развития (1ч.) |
5.1 | Реформы и революции в общественном развитии после Первой мировой войны | Изменения в социальной структуры общества. формы социальных отношений и их национальная специфика. Социал-демократическое движение, его ревизионистское и революционное течения. Создание Коминтерна и конфликт между коммунистами и социал-демократами в 1920-е-начале 1930-х годов | .»Работа со схемой «Социальная структура рабочего класса и формы социальных отношений». Выявление причин раскола социал-демократического движения. Анализ документов. Заполнение таблицы «Фракции социал-демократии». | социальные отношения революция реформа социал-демократия марксизм ревизионизм профсоюзы | §8,9 |
Тема 4 Политическое развитие индустриальных стран (2ч) |
6.1 | Эволюция либеральной демократии | демократизация общественно-политической жизни и рост активности гражданского общества в странах Запада в конце ХIХ — первой половине ХХ века. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта в США и рост масштабов вмешательства государства в экономику. Особенности политического развития Великобритании и Франции в 1920—1930-е годы | работа с понятийным аппаратом работа с историческими документами | либерализм Новый курс великая депрессия | §10 |
7.2 | Фашизм в Италии и Германии. Тоталитаризм как феномен ХХ века | Идеология фашистских партий и установление фашистских режимов в Италии иГермании.Особенности внутренней политики гитлеровского режима. Завоевательная программа фашизма и холокост | Подготовка сообщений, участие в дискуссии о современных концепциях тоталитаризма | Тоталитаризм, авторитаризм, партократия , фашизм | §11-12 |
Тема 5. Мировое развитие и международные отношения в 1920-1940-е годы (3 ч.) |
8.1 | Проблемы войны и мира в 1920-е годы. Милитаризм и пацифизм | Конфликт между странами Антанты и Советской Россией. Лига Наций и создание Версальско-Вашингтонской системы Национально-освободительные движения в колониальных и зависимых странах Азии и Северной Африки в 1920—1930-е годы | анализ исторического документа( устав лиги наций) Оценка Версальского мира и послевоенной колониальной политики стран Запада | Версальско-Вашингтонская система колониализм пацифиз | §13, 14 |
9.2 | Международные отношения в 1930-е годы | Очаги военной опасности в Азии и Европе. Теория и практика создания системы коллективной безопасности в Европе Политика ‚,Умиротворения агрессоров», Мюнхенское соглашение и советско-германский пакт о ненападении. Начальный этап Второй мировой войны (1939—1940) | Работа с учебником, работа с таблицей «Агрессия Японии, Италии и Германии в 1931—1939 годах. самостоятельная оценка пакта о ненападении | система коллективной безопасности, новый курс Коминтерна, политика‚,Умиротворения агрессоров», Мюнхенское соглашение блицкриг Странная война битва за Англию битва за Атлантику | §15,16 |
10.3 | Вторая мировая и Великая Отечественная война | Нападение Германии на СССР и создание антигитлеровской коалиции. Перелом в ходе войны. Открытие второго фронта. Разгром гитлеровской Германии и милитаристской Японии, Итоги Второй мировой войны и роль Советского Союза в победе над фашизмом | Выделение этапов Второй мировой войны и основных театров военных действий характеристика военных действий участие в дискуссии роль СССР во второй мировой войне. Оценка современной западной историографии | Антигитлеровская коалиция Отечественная война ООН | §17 |
Тема 6. Ускорение научно-технического прогресса и становление глобального информационного общества (1 ч.) |
11.1 | Ускорение научно-технического прогресса и становление глобального информационного общества | Технологии новой эпохи и развитие индустрии производства знаний. Возникновение ТНК и ТНБ и их роль в мировой экономике, Глобализация и ее социально-экономические последствия | сообщения учащихся об основных направления научно-технического прогресса и его социальных последствиях оценка исторического процесса-глобализации | НТР информационное общество глобализация транснациональная корпорация , | §21,22 ,23 |
Тема 7. Социальные и этнические процессы в информационном обществе (1ч.) |
12.1 | Социальные и этнические процессы в информационном обществе | изменение структуры рабочего класса. Революция управляющих Средний класс Новые маргинальные слои Межэтнические проблемы Доктрины мультикультурализма и политкорректности | подготовка и участие в дискуссии о причинах и путях решения этнических проблем | синие воротнички белые воротнички мультикультурализм политкорректность | §24, 25 |
Тема 8.Международные отношения после Второй мировой войны (2ч ) |
13.1 | Начало «холодной войны» и становление двухполюсного мира | Причины и предпосылки холодной войны. Создание и развитие системы военно-политических блоков. Крушение колониальной системы: причины и последствия.Военно-политические конфликты холодной войны | систематизация знаний через составление таблицы «формирование системы союзов» подготовка докладаСравнение политики СССР и США в Европе и Азии. | холодная война НАТО Варшавский договор гонка вооружений Карибский кризис | §27, 28 |
14.2 | От разрядки к завершению «холодной войны» | Итоги военного и экономического соревнования СССР и США. Разрядка и ее значение. Кризис в советско-американских отношениях в конце 1970-х — начале 1980-х годов. Новое политическое мышление и завершение холодной войны | Обсуждение сути разрядки и, причин её срыва . Работа с таблицей. | разрядка перестройка Хельсинское совещание ОБСЕ Новое политическое мышление | §29 |
Тема 9.Североатлантическая цивилизация во второй половине ХХ- начале ХХI века (2ч.) |
15.1 | Страны Западной Европы и США в первые послевоенные десятилетия | Становление смешанной экономики в конце 1940-х —1950-е годы. Создание социально ориентированной рыночной экономики в 1950—1960-е г.г. Кризис «общества благосостояния» , конец 1960-х — 1970-е годы, и его проявления | выявления характерных черт исторического явления- формирования «общества благоденствия»и причин его кризиса. Оценка исторического явления. | план Маршалла Социальное государство общество всеобщего благоденствия Новые левыеШведская модель | §30, 31 |
16.2 | Страны Запада на рубеже ХХ - ХХI веков Интеграция в Западной Европе и Северной Америке | Неоконсервативная революция 1980-х годов. Этапы развития и новый облик социал-демократии. США: от третьего пути. к социально ориентированному неоконсерватизму. Старые и новые массовые движения в странах Запада Этапы развития интеграционных процессов в Западной и Центральной Европе .Интеграция в Северной Америке | Сравнение политики государства благоденствия и неоконсерватизма. Анализ документов. Составление учащимися таблицы «Массовые общественно-политические движения» Заполнение таблицы «Основные этапы западноевропейской интеграции». | Неоконсервативная революция Рейганомика Социалистический интернационал Зелёные Интеграция Антиглобализм Атлантизм Европейское Сообщество | §32, 33,34 |
Тема 10. Страны Восточной Европы и государства СНГ ( 2ч.) |
17.1 | Восточная Европа во второй половине ХХ века | Переход стран Восточной Европы в орбиту влияния СССР. Первые кризисы в странах Восточной Европы. Углубление противоречий в восточноевропейских странах в начале 1980-х годов.Восточноевропейские страны после социализма. Кризис в Югославии | выявление причинно-следственных связей (формирование и распад социалистического лагеря) сравнение развития стран западной и восточной Европы оценка исторических процессов | Варшавский договор СЭВ народная демократия Венгерские события Пражская весна доктрина Брежнева социалистический лагерь «Солидарность» | §36 |
18.2 | Государства СНГ в мировом сообществе | Образование СНГ и проблемы интеграции на постсоветском пространстве. Вооруженные конфликты в СНГмиротворческие усилия России. Особенности развития стран СНГ. Характер и причины цветных революций | сравнение развития стран СНГ самостоятельный поиск информации подготовка и выступление с докладами оценка исторических процессов | СНГ ЕврАзЭС ОДКБ Цветные революции | §37 |
Тема 11. Страны Азии Африки и Латинской Америки: проблемы модернизации (3ч.) |
19.1 | Китай и китайская модель развития | Освобождение от колониализма и выбор путей развития КНР после завершения гражданской войны. Внутренняя и внешняя политика КНР в 1950—1970-е годы. Прагматические реформы 1980-х годов и их итоги. Внешняя политика современного Китая | самостоятельный поиск информации подготовка и выступление с докладами характеристика и оценка исторических процессов | Станы социалистической ориентации Движение неприсоединения локальный конфликт Большой скачёк | §38, 39 |
20.2 | Япония и новые индустриальные страны | Японское экономическое чудо и его истоки. Поиски новой модели развития на рубеже ХХ - ХХI веков Опыт развития новых индустриальных стран (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур). Второй эшелон НИС и их проблемы | Работа с текстом учебника, анализ документов. Характеристика послевоенного развития страны и истоков экономического чуда .Сравнение послевоенного развития стран Дальнего Востока и ЮВА | японское экономическое чудо «азиатские тигры азиатские драконы» | §40 |
21.3 | Развивающиеся страны Азии Африки и Латинской Америки | Особенности послевоенного развития Индии, ее превращение в один из мировых центров силы. Исламские страны: общее и особенное Страны Центральной и Южной Африки: и обострение проблем развития | Сравнение развития стран Азии Африки и Латинской Америки самостоятельный поиск информации подготовка и выступление с докладами характеристика и оценка исторических процессов | неоколониальзм ИНК локальный конфликт фундаментализм Лига Арабских государств Организация Африканского единства ОПЕК диктаторский режим перонизм | §41, 42 |
Тема 12. Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетий ( 1ч.) |
22.1 | Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетий | Глобальные угрозы человечеству и поиски путей их преодоления. Международные организации и их роль в современном мире. Политика «глобального лидерства» США и ее последствия. Роль Российской Федерации в современном мире | Характеристика глобальных проблем и глобализации и их оценка участие в дискуссии умение формулировать и аргументировать собственную точку зрения | глобализм однополярный мир глобальное лидерство США Римский клуб Киотский протокол техногенные катастрофы Окинавская хартия | §45,46 |
Тема 13. Духовная жизнь и развитие мировой культуры в ХХ веке (2ч.) |
23.1 | Духовная жизнь и развитие мировой культуры в ХХ веке | Культурная жизнь в первой половине ХХв. Духовная жизнь после Второй мировой войны | работа с учебником поиск информации подготовка и выступление с докладами характеристика и оценка процессов развития современной культуры | массовая культура Кич индустрия досуга абстракционизм поп-арт постмодернизм хеппенинг перформанс инсталляция флэш-моб экуменистическое движение контркультура | §18,19, 20,43, 44 |
24. повторение и обобщение |
1. Программа курса и тематическое планирование к учебнику
« Всеобщая история конец XIX – начало XXI века» , 11 класс Н.В. Загладин, Х.Т. Загладина, М.: «Русское слово», 2009
2. Учебник «Всеобщая история конец XIX – начало XXI века» 11 класс Н.В.Загладин, М. : «Русское слово», 2010
В основе программы обучения истории России в 11 классе лежит программа курса и тематическое планирование к учебнику Н.В. Загладина, С.И. Козленко, С.Т.Минакова, Ю.А. Петрова «История России. XX – начало XXI века», авторы С.И. Козленко, Н.В. Загладин, Х.Т. Загладина, М.: «Русское слово», 2010.
Данная программа рассчитана на 40 часов изучения. Согласно базисному плану на курс истории отводится 70 часов, из них 24 часа- Всеобщая история, 46 часов- история России, поэтому количество часов по программе истории России увеличено до 46 часов.
Воспитание гражданственности, развитие мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин, существующих в современном мире;
Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом развитии;
Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
1. Основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной истории;
2. Периодизацию отечественной истории;
3. Современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории;
4. Историческую обусловленность современных общественных процессов;
5. Особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
1. Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
2. Критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
3. Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
4. Различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
5. Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
6. Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения:
7. Представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.
1. Определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
2. Применение навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
3. Соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
4. Осознание себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
2012-2013 г.г.
Программа курса и тематическое планирование к учебнику Н.В.Загладина, С.И. Козленко, С.Т. Минакова, Ю.А. Петрова « История России. XX – начало XXI века». –М.: «Русское слово», 2010 год.
Учебник « История России. XX – начало XXI века». 11 класс Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров. - М.: «Русское слово», 2010 год
№ | Тема урока | Краткое содержание | Краткая характеристика деятельности обучающихся | Понятия , персоналии | учебник |
Тема 1. Тема 1. Российская империя накануне Первой мировой войны (5ч) |
1. | Россия на рубеже 19-20вв. | Особенности географического положения и климатических условий России. Демографические процессы. Социальная структура. Российская модель экономической модернизации. Буржуазия и рабочие. Экономическая политика правительства. Сельское хоз-во: особенности развития. | влияния особенностей территории и населения РИ на развитие страны. Тезисы:«Этнический и религиозный состав населения России. Роль православия.» | Акционерный капитал, монополия, валовой национальный продукт, инвестиция, мировой экономический кризис, ФПГ, протекционизм. А.И.Путилов, С.Ю.Витте, Николай II | §1-2 |
2.. | Кризис империи: русско-японская война и революция 1905-1907гг. | Внутренняя политика правительства в нач.20в. Русско-японская война 1904-1905гг. «Кровавое воскресенье» и начало революции 1905-1907гг. Крестьянские выступления и разложение армии. Манифест 17окт.1905г. Декабрьское вооружённое восстание в Москве. | Характеристика внутренней политики правительства в нач.20в. Сравнение взглядов Витте и Плеве на пути развития России. Развёрнутый план «Русско-японская война 1904-1905гг. Выявление причин революции 1905-1907гг.Оценка Манифеста 17октября 1905г | Традиционно-попечительская политика правительства, полицейский социализм, безобразовцы, «Кровавое воскресенье», черносотенцы. Николай 2, В.К.Плеве, С.В.Зубатов, Г.А.Гапон | §3-4 |
3 | Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905г. | Особенности формирования политических партий России. Основные политические партии. Реформа государственного строя. 1и 2Государственные думы. Третьеиюньский государственный переворот | Заполнение таблицы «Политические партии России начала 19-20в.» Анализ деятельности партий в Гос. думах. | фракция, либерализм, кадеты, октябристы, социал-демократы, большевики, меньшевики, эсеры, третьеиюньский государственный переворот. П.Н.Милюков, А.И.Гучков, В.И.Ленин, В.М.Чернов, | §5 |
4 | Третьеиюньская монархия и реформы П.А.Столыпина. Вологодский край в начале ХХв /РК | П.А.Столыпин и его политика. Реформы Столыпина, итоги правления. Политический кризис 1912-1913гг. | Сравнение состава 3Государственной думы с предыдущими Думами. Дискуссия о значении реформ П.А.Столыпина. | Военно-полевые суды, легальная оппозиция, отруб, хутор, артели, кооперативы, политический кризис.П.А.Столыпин,П.П.Рябушинский. | §6 |
5 | Культура России в конце 19-нач.20в. . | Городская и сельская жизнь.Достижения науки. Идейные искания и художественная культура. | Сравнительная характеристика городской и сельской жизни в России изучаемого периода. Обсуждение важнейших тенденций в развитии культуры | Интеллигенция, декадентство, символизм, акмеизм, футуризм, модерн, абстракционизм, примитивизм, авангард. | §7 |
Тема 2. Россия в годы революций и Гражданской войны (4ч) |
6.1 | Россия в Первой мировой войне: конец империи. | Российская дипломатия накануне Первой мировой войны. Начало и характер Первой мировой войны. Подготовка России к войне и планы сторон. Кампания 1914г.,1915г. Отступление русской армии.1916г. Брусиловский прорыв. Война и российское общество. Власть и Дума: последний кризис монархии. | Карта «Первая мировая война»Выявление причин 1 мир. войны, анализ внешнеполитических планов противоборствующих сторон до начала войны. Оценка степени готовности России к войне. | Мировая война, военно-промышленные комитеты, Земгор, «Прогрессивный блок», «министерская чехарда». А.А. Брусилов, Г.Е.Распутин | §8-9 |
7.2 | Февральская революция 1917г | Падение самодержавия. Создание Временного правительства. Апрельский кризис. Большевики и революция. Июньский и июльский кризисы власти. Выступление генерала Корнилова | определение предпосылок и причин Февральской революции 1917г. Сравнительная характеристика кризисов. Характеристика целей и последствий «корниловского мятежа» | Временное правительство, Учредительное собрание, Советы «революционное оборончество», Красная гвардия. А.Ф.Керенский, Л.Г.Корнилов, Г.Е.Львов | §10 |
8.3 | Переход власти к партии большевиков. | Углубление кризиса власти осенью 1917г. Вооружённое восстание в Петрограде. Установление советской власти. Революционно-демократические преобразования. Роспуск Учредительного собрания. Создание РСФСР. Брестский мир | Определение характера первых преобразований большевиков ,оценка влияния событий 1917г. на будущее России, определение значения роспуска Учредительного собрания, оценка первой Конституции Советского государства. | Революционно-демократические преобразования, аннексия, контрибуция, рабочий контроль, социалистическая революция, сепаратный договор.Л.Д.Троцкий, Ф.Э.Дзержинский. | §11 |
9.4 | Гражданская война и военная интервенция. Политика военного коммунизма Край в годы установления советской власти /РК | Начальный этап Гражданской войны и интервенции. Советская республика в кольце фронтов: май1918-март1919г. Политика военного коммунизма. Время решающих сражений. Война с Польшей и поражение белого движения. Причины победы красных и неудачи белого движения. Завершающий этап гражданской войны. Конец 1920-1922г. | выделение основных периодов Гражданской войны, итоги гражданской войны. Сравнение красного и белого движения, причины перехода к политике военного коммунизма, | Гражданская война, интервенция, расказачивание, военный коммунизм, продразвёрстка, карточная система, продотряды, комбеды, трудовая мобилизация, РВС, «буржуазные специалисты», А.М.Каледин, А.И.Деникин, П.Н.Краснов, А.В.Колчак, Фрунзе, Тухачевский, Каменев | §12-13 |
Тема 3. Советское государство и общество в 1920-1930 гг. (8ч) |
10.1 | Новая экономическая политика | Советская Россия после Гражданской войны. НЭП. Первые итоги нэпа. Нэп и разногласия в руководстве партии большевиков. | Определение причин принятия нэпа. Сравнение нэпа с политикой военного коммунизма | Нэп, продналог, акционерные общества, хозрасчёт, нэпманы, кулаки , индустриализация Н.И.Бухарин, Г.Е.Зиновьев, И.В.Сталин, Патриарх Тихон | §14 |
11.2 | Образование СССР и его международное признание. | Предпосылки создания СССР. Образование СССР. Международное положение СССР после Гражданской войны. Белое движение и Коминтерн. Европейская политика СССР в 1920гг. Генуя и Рапалло. | Сравнение предложенных вариантов создания единого государства. Характеристика целей внешней политики советского государства | План автономизации, белая эмиграция, временная стабилизация положения, «дух Рапалло»Г.В.Чичерин, Г.Е.Зиновьев | §15 |
12.3 | Модернизация экономики и укрепление обороноспособности страны в 1930-е г.г. Культурная революция | Цели модернизации, индустриализации. Индустриализация: основные результаты. Коллективизация и её итоги. Модернизация армии. | Составление развёрнутого плана и тезисов | Модернизация, индустриализация, коллективизация, колхоз, МТС, раскулачивание, социалистическое соревнование, стахановцы, пятилетка, ВПК страны двадцатипятитысячники А.Г.Стаханов, Г.К.Орджоникидзе, П.Л.Капица, А.Ф.Иоффе, В.П.Чкалов, И.Д.Папанин | §17-18(кр. посл.п.) |
13. 4. | Культ личности И.В.Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР | Партия большевиков в 1920гг. Причины возвышения Сталина. Идея построения социализма в одной стране. Культ личности и политический террор в СССР 1930гг. Репрессии 1936-38гг. Создание сталинской системы управления и Конституция 1936г. | Характеристика рычагов власти и методов , использованных Сталиным в борьбе со своими соперниками. Оценка этих методов. | Культ личности, «враг народа», политический террор, централизованная система управления.Зиновьев, Каменев, Троцкий, Бухарин, Сталин, Киров. | |
14.5 | Культура и искусство в СССР в 1920-1930 е г.г. Край в в 1920-1930 гг /РК | Разнообразие литературно-художественных группировок в культурной жизни страны в 20-е годы. Архитектура и зрелищные искусства как воплощение новаторских идей. Культурная революция Утверждение метода социалистического реализма в искусстве. Воспитание нового человека. Искусство и государственное строительство. | самостоятельная работа сучебником системетизация знаний и представление их в виде таблицы | «Окна РОСТА», Пролеткульт, Ликбез конструктивизм культурная революция Социалистический реализм, искусство социального оптимизма, красный уголок. | §16, §17-§20 |
15.6 | Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е г. . | Возникновение очагов военной опасности в Азии и Европе. СССР и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. СССР и страны Запада накануне Второй мировой войны. | Хронологическая таблица развития международных событий накануне Второй мировой войны | Очаги военной опасности, коллективная безопасность | §21 |
16.7 | СССР в 1939-1941гг | Советско-германские отношения: пакт о ненападении. Политика СССР в начальный период Второй мировой Подготовка Красной армии к войне | Характеристика политики, проводимой СССР накануне Вов | пакт Молотова-Риббентропа. План «Барбаросса». М.М.Литвинов, В.М.Молотов, Г.К.жуков. | §,22 |
17.8 | П/о урок по теме | | | | |
Тема 4. Великая Отечественная война 1941-1945гг. (5 ч.) |
18-19.1-2 | Начальный период ВОВ. Июнь 1941 – ноябрь 1942г. | Вторжение. Летняя катастрофа 1941г. Мобилизация страны. Смоленское сражение и катастрофа на Украине. Битва под Москвой. Зарождение антигитлеровской коалиции. Боевые действия весной-летом 1942г. Оборона Сталинграда. Оккупационный режим на советской территории. Партизанское движение. «Всё для фронта, всё для победы!» | Составление плана, определение причин, характеристика битвы, тезисный ответ. | ГКО, Ставка Верховного Главнокомандующего, народное ополчение, РОА, оккупационный режим, партизанское движение, ленд-лиз, антигитлеровская коалиция, трудовой фронт.Тимошенко, Сталин, Конев, Панфилов, Чуйков, Ковпак, Сабуров, Туполев, Яковлев, Лавочкин, | §23-24 |
20.3 | Коренной перелом в ВОВ. Ноябрь 1942 - зима 1943г. | Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом. Курская дуга. Завершение коренного перелома в войне. Идеология, культура и война. | Работа со статистическими данными: сравнение соотношения сил СССР и Германии в Московском и Сталинградском сражениях. Работа с документами. Оценка роли Тегеранской конференции для хода борьбы с фашистской Германией и её союзниками. | Коренной перелом, второй фронт, «Окна ТАСС» Н.Ф.Ватутин, К.К.Рокоссовский, А.И.Ерёменко, М.Е.Катуков, Ю.Б.Левитан и др. | §25 |
21.4 | Наступление Красной Армии на заключительном этапе ВОВ | Освобождение Советской земли. Государственная политика на освобождённых территориях. Варшавское восстание. Наступление Красной Армии в Восточной Европе. Открытие второго фронта. Ялтинская конференция. Арденнская и Висло-Одерская операции. Падение Берлина. Капитуляция Третьего Рейха. | Подготовка хронологической таблицы важнейших военных и политических событий конца 1944-весны 1945г. | Депортация, репарации, безоговорочная капитуляция.Р.Я.Малиновский, Ф.И.Толбухин, Г.К.Жуков, И.С.Конев | §26 |
22.5 | Причины, цена и значение Великой Победы. Край в годы ВОВ/РК | Потсдамская конференция и окончание Второй мировой войны. Причины победы. Цена Победы и итоги войны. | Сравнение и анализ соотношения сил СССР и Германии в различные периоды войны; Сообщения о полководцах ВОВ, дискуссия о цене победы и роли СССР в войне | Сталин, Жуков, Конев, Василевский, Рокоссовский | §27 |
Тема 5. Советский Союз в первые послевоенные десятилетия. 1945 – 1964гг (6 ч) |
23.1 | Внешняя политика СССР и начало «холодной войны». | Причины «холодной войны». СССР и «план Маршалла». Создание двух систем союзов. | Обсуждение вопросов: Что такое «холодная война»? В чём состояли причины? Кто, на ваш взгляд, являлся её виновником? Можно ли было избежать «холодной войны»? | Экспансия, «холодная война», локальные конфликты, доктрина Трумэна, «политика сдерживания СССР», «доктрина отбрасывания» | §28 |
24.2 | Советский Союз в последние годы жизни И.В.Сталина. | Переход страны на мирный путь развития. Проблемы сельского хозяйства. Итоги четвёртой пятилетки. Послевоенные репрессии. Характер политического режима в СССР. | Выявление источников быстрого восстановления экономики в послевоенные годы и успешного выполнения четвёртого пятилетнего плана. Характеристика причин и сущности массовых репрессий конца 1940-х – начала 1950-х гг. Дискуссия о характере политического режима в СССР. | Репатриированные, «ленинградское дело», «космополиты», «дело врачей». | §29 |
25.3 | Первые попытки реформ и ХХ съезд КПСС. | Необходимость смены курса. Первые шаги по пути отказа от прежних методов управления. Переход политического лидерства к Н.С.Хрущёву. ХХ съезд КПСС. | Выявление объективных и субъективных причин изменения внутренней и внешней политики страны. Сравнительный анализ взглядов Л.П.Берия и Г.М.Маленкова по вопросам внутренней и внешней политики СССР. Характеристика значения ХХ съезда КПСС | Десталинизация, реабилитация,освоение целины .Л.П.Берия,Г.М.Маленков,Н.С.Хрущёв. | §30 |
26.4 | Изменения во внешней политике СССР | Мирные инициативы СССР. ХХ съезд КПСС о новых теоретических положениях относительно развития отношений со странами «капиталистического лагеря». Углубление военно-блокового противостояния. СССР и страны Восточной Европы. СССР и конфликты в Азии, Африке и Латинской Америке. | Дискуссия на тему: Можно ли считать провозглашённый курс на мирное сосуществование отказом СССР от «холодной войны»? Раскрытие связи кризисов политических режимов в странах В.Европы с внутриполитическими событиями в СССР. | Мирное сосуществование Берлинская стена, сверхдержава. | §31 |
27.5 | Советское общество конца 1950-начала 1960-х гг. Край в годы реформ Н.С.Хрущёва /РК | Противоречивые тенденции во внутренней политике СССР после ХХ съезда КПСС. Борьба за власть в конце 1950-х гг. Экономика и политика в конце 1950-х – начале 1960-х гг. Административные реформы. | Раскрытие противоречивых тенденций в КПСС в оценке Сталина. Характеристика форм борьбы за власть в СССР после ХХ съезда КПСС. Составление и заполнение табл. «Успехи и неудачи социально-экономического развития СССР в годыправления Н.С.Хрущёва». | Н.С.Хрущёв,Ю.А.Гагарин, В.Н.Терешкова | §32 |
28.6 | Духовная жизнь в СССР в 1940-1960-е гг. | Развитие культуры и науки в первые послевоенные годы. Духовная жизнь в период «оттепели». Отступление от «оттепели». | Раскрытие духовной атмосферы в СССР в послевоенную эпоху. Анализ существования двух пластов культуры – официального и неофициального. Выявление причин, способствующих формированию неофициального искусства. | «Оттепель», А.И.Солженицын А.Твардовский | §33 |
Тема 6. СССР в годы «коллективного руководства» (6ч.) |
29.1 | Политика и экономика: от реформ к «застою». | Система «коллективного руководства». Экономические реформы 1960-х гг. и их итоги. Проблемы «застоя» в экономике. | Сравнительный анализ политики Брежнева и Хрущёва. Характеристика экономических реформ 1960-х гг. и их результатов. Определение причин «застоя» в экономике стран, | Хозрасчёт, «общество потребления», «застой» в экономике, «нефтедоллары» «система «коллективного руководства». Л.И.Брежнев, А.Н.Косыгин. | §34 |
30.2 | СССР на международной арене. 1960-1970-е гг. | Начало распада «социалистического лагеря». СССР и международные конфликты. Переход к политике разрядки международной напряжённости. Разрядка: опыт теоретического осмысления. | Анализ взаимосвязи внутренней и внешней политики Характеристика политики разрядки в международных отношениях. Дискуссия о её сущности. Выявление причин срыва политики разрядки. | Доктрина Брежнева, политика разрядки, паритет стратегических сил. | §35 |
31.3 | Формирование духовной оппозиции в СССР середины 1960-середины 1980-х гг. | Партийный аппарат и общество. Идеология инакомыслия. . | Оценка правозащитного движения в СССР | Общество развитого социализма, самиздат, правозащитная деятельность.М.А.Суслов, А.Д.Сахаров, А.Д.Синявский, Ю.М.Даниэль, И.Р.Шафаревич | §36 |
32.4 | Углубление кризисных явлений в СССР. | Провал политики разрядки. Политика Ю.В.Андропова. | Выявление причин провала политики разрядки, рассуждения о том, насколько он был неизбежен? Раскрытие влияния на внешнее и внутренне положение СССР событий в АфганистанеДискуссия о роли Ю.В.Андропова в истории страны. | Теневая экономика, бартер, коррупция. Ю.В.Андропов, К.У.Черненко | §37 |
33.5 | Наука, литература и искусство. Спорт.1960-1980-е г.г. Край в середине 1960-х-середине 1980-х г.г./ РК | Наука и техника. Развитие отечественной литературы. Театр и киноискусство. Эстрада. Спорт в СССР | Подготовка и выступление с презентациями | .Шукшин, Б.Ш.Окуджава, Г.П.Вишневская, | §38 |
34.6 | П/о урок по теме | | | | |
Тема 7. Перестройка и распад СССР (4ч) |
35.1 | Политика перестройки в сфере экономики. | Продолжая курс Ю.В.Андропова. По пути экономических реформ. Дискуссия о путях реформирования сложившейся экономической системы. Трения между союзными республиками и союзным центром власти. | Сравнительный анализ политики Андропова и Горбачёва.Характеристика перестройки и ускорения. Выявление итогов перестройки и ускорения, причин того, почему они не принесли ожидаемого результата. | Перестройка, стратегия ускорения, реструктуризация экономики, конверсия, кризис потребления. М.С.Горбачёв | §39 |
36.2 | Развитие гласности и демократии в СССР. | Расширение гласности. Переосмысление прошлого и будущего. Политический раскол советского общества. | Сравнение «оттепели» хрущёвского времени и политики гласности Горбачёва Дискуссия о неизбежности политического раскола общества, | Демократия, гласность, политический плюрализм, номенклатура, демократическая трансформация общества, державно-патриотические взгляды, правовое государство. Б.Н.Ельцин | §40 |
37.3 | Новое политическое мышление: достижения и проблемы. | Необходимость поиска новых решений. Концепция нового политического мышления. Инициативы в военной области. СССР и перемены в Азии. Распад системы союзов СССР. | Оценка деятельности М.С.ГорбачёваДискуссии об итогах политики, основанной на новом политическом мышлении. | Новое политическое мышление. | §41 |
38.4 | Кризис и распад советского общества. Край в годы перестройки/РК | Причины кризиса в межнациональных отношениях в СССР. Развитие кризиса Союза. Попытка переворота в стране. Распад СССР. | Выявление основных причин обострения отношений в СССР к началу 1990-х гг. Дискуссия: «Распад СССР – закономерное явление или цепь случайностей?» | Самопровозглашённое государство, суверенитет, федерация, конфедерация, СНГ | §42 |
Тема 8. Россия на рубеже ХХ – ХХI вв. ( 6 ч.), |
39.1 | Курс реформ и политический кризис 1993 г.г. | Опыт «шоковой терапии» Политический и конституционный1993 г. На грани гражданской войны. Новая Конституция России. Итоги выборов 1993 г. | Характеристика состояния экономики России после распада СССР.Заполнение таблицы Переход экономики страны на рельсы рыночного хозяйства, Анализ событий осени 1993 г.: причины конфронтации между исполнительной и законодательной ветвями власти. Характеристика Конституции Российской Федерации 1993 | Приватизация Шоковая терапия Конституционный кризис | §43, |
40.2 | Общественно-политические проблемы России во второй половине 1990-х гг. | Обострение межнациональных отношений и начало чеченского конфликта. Выборы 1995 и 1996гг., их влияние на развитие страны. Попытки коррекции курса реформ. Дефолт и его последствия. | Определение причин усиления сепаратистских стремлений и национализма в России начала 1990-х Характеристика политики федерального центра в сложившихся условиях. Раскрытие сущности чеченской проблемы. Определение причин необходимости коррекции хода реформ, сущности этой коррекции и ее результатов. Анализ причин, сущности и последствий дефолта | Дефолт сепаратизм национализм ваххабизм | § 44 |
41.3 | Россия на рубеже веков: по пути стабилизации. Новый этап в развитии Российской Федерации | Вторая чеченская война. Парламентские и президентские выборы 1999—2000 т. 2003 и 2004 гг. Итоги курса стабилизации 2000—2004 гг. Национальные проекты и их значение. Создание госкорпораций, реформа системы управления. Новая стратегия развития страны. Парламентские (2007и 2011) и президентские (2008и 2012) выборы и их итоги | Сравнительиый анализ характера действий федеральных сил в Чечне во время первой и второй чеченских войн. Формулирование выводов об итогах парламентских и президентских выборов 1999—2000 гг. Характеристика расстановки политических сил и динамика ее перемен. Итоги выборов 2003 и 2004 гг. | «вертикаль власти» Счётная палата коррупция естественные монополии Национальные проекты госкорпорации | §45 §46 |
42.4 | Внешняя политика Российской Федерации | Международное положение Российской Федерации после распада СССР. Россия и Запад: поиск взаимопонимания, Смена приоритетов российской дипломатии. Россия и страны СНГ. Россия на международной арене в начале XXI в. | Сравнение задач внешнеполитической деятельности, которые ставились в СССР в 1980-х — начале 1990-х гг. и в новой России. Выявление причин изменений. Составление тезисов ответа на вопрос: Успехи и проблемы во внешней политике России в 1990-е гг Характеристика основных проблем взаимоотношений России и стран СНГ | СНГ НАТО Таможенный Союз ОДКБ | §47 |
43.5 | Духовная жизнь России к началу XXIв. Край на рубеже веков /РК | Изменения в духовной жизни. Русская православная церковь в новой России. Театр, музыка, кино. Живопись, архитектура, скульптура. Спорт в Российской Федерации. Государственная политика в области культуры | Доклады- презентации и их обсуждение | Патриарх попса элитарная культура | §48-49 |
44.6 | П/о урок по теме | | | | |
45-46 | П/о по курсу истории |
.