СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории 11 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка рабочей программы учителя по учебнику под редакцией Торкунова

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 11 класс»



Рабочая программа

среднего общего образования

по истории

на 2020-2021 учебный год

для 11 а класса



Учитель: Молявина Анна Юрьевна

Высшая квалификационная категория









Санкт-Петербург

2020


Учебно-тематическое планирование


по истории

Классы 11-а

Учителя: Молявина А.Ю.

Количество часов

Всего 102 час; в неделю 3 час.

Плановых контрольных работ 4 ч.;

Административных контрольных уроков час.



УМК для ученика:

  • Горинов М. М., Данилов А. А., Моруков М. Ю. и др.История России. 10 класс. В 3-х частях. Часть 2-3, Просвещение, 2020 г.

  • О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа/под ред. А.А. Искандерова/ Всеобщая история. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций, М., Просвещение, 2014

УМК для учителя:

  • Горинов М. М., Данилов А. А., Моруков М. Ю. и др.История России. 10 класс. В 3-х частях. Часть 2-3, Просвещение, 2019 г

  • О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа/под ред. А.А. Искандерова/ Всеобщая история. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций, М., Просвещение, 2014

  • Артасов И. А. История России. Контрольные работы. 10 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, Просвещение 2019

Список электронных образовательных ресурсов

  • http://www.hrono.ru/

  • http://www.rusarchives.ru/

  • http://www.istorik.ru/index.htm

  • https://learningapps.org/myapps.php
























Пояснительная записка

Нормативные документы, определяющие содержание программы:


  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Приказ Минпросвещения России 28.12.2018 N 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» ( с изменениями, утверждёнными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 08.05.2019 г. № 233).

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699. «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

  • Письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 04.05.2016 г №03-20-1587/16-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов».

  • Основная образовательная программа основного общего образования(ФГОС) ГБОУ СОШ № 625 Невского района Санкт-Петербурга.

  • Примерные программы основного общего образования по истории.

  • Положение о рабочей программе учебных предметов ГБОУ СОШ № 625 Невского района Санкт-Петербурга.

  • Учебный план ГБОУ СОШ № 625 Невского района Санкт-Петербурга на 2020-2021 учебный год.

  • Распоряжение Комитета по образованию от 16.04.2020 № 988-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2020/2021 учебном году».

  • Календарный учебный график государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 625 с углубленным изучением математики Невского района Санкт-Петербурга имени Героя Российской Федерации В.Е.Дудкина на 2020-2021 учебный год



Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования и в соответствии с учебным планом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №70 Петроградского района Санкт-Петербурга на 2020-2021 учебный год на изучение предмета «История» по федеральному компоненту выделяется 68 часов. Из регионального компонента учебного плана добавлено дополнительное время на изучение учебного предмета «История» в 11 классе в объеме 1 часа в неделю. Дополнительное время, определенное на изучение учебного предмета «История», используется на изучение отечественной истории, в том числе на повторение блока по Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и блокаде Ленинграда.

Таким образом, рабочая программа в 11 классе рассчитана на 3 часа, итого 102 часа в год (34 часа Всеобщая история, 68 часов История России)



Объем учебного времени

Всеобщая история

История России

102

34 часа

68 часов


Планируемые результаты обучения истории 11 класса:

знать/понимать

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлений;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.


Формы и методы урока

Основной формой организации образовательного процесса является классно-урочная форма.:

На уроке и используются следующие формы учебной работы: индивидуальная, парная, групповая. Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятельности, тестовые работы, система домашних работ.

Технологии:

При организации учебного процесса уделяется внимание здоровьесберегающим технологиям, позволяющие повышать уровень познавательной активности обучающихся.

Методы здоровьесберегающих технологий способствуют эмоциональной уравновешенности школьников, уверенности в собственных возможностях.

Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья обучающихся.

На уроках большое внимание уделяется: ИКТ-технологиям,

- дифференцированному подходу в обучении;

- рациональной организации урока;

- психологической обстановке на занятиях

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков, промежуточной и итоговой аттестации учащихся:

  • устные виды контроля (устный аргументированный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по задан­ной теме; устное сообщение по избранной теме, собеседование; ведение дискуссии);

  • письменные виды контроля (выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, творческой работы, написание эссе, подготовка реферата, тестирование в формате ЕГЭ).

Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она предполагает следующие виды диагностики:

  • Проверочные работы 4

  • Конспекты 5

  • Устные сообщения по плану 6

  • Работа с источниками: 4

  • Итоговая работа по курсу: 1

  • Входная диагностика по истории России


Одним из способов повышения эффективности процесса обучения на базовом уровне и одновременно средством мотивации старшекласников будет использование деятельностного подхода в преподавании предмета. Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся 11 класса общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать и развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность обучающихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Рабочая программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы обучающихся через самостоятельную, дискуссионную, информационную, исследовательскую, проектную деятельность. Предполагается проведение разных типов уроков: лекции, семинары, конференции, лабораторные уроки, практикумы, уроки-исследования, которые способствуют лучшему усвоению учащимися определенной суммы знаний, развитию личности, познавательных способностей.


В условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации учебный план ГБОУ СОШ № 625 Невского района Санкт-Петербурга предусматривает возможные варианты освоения образовательной программы основного общего образования: очную форму обучения, обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с использованием следующих образовательных платформ, электронных ресурсов и инструментов: ЯКласс, Решу.ОГЭ, Решу.ВПР, Zoom, Google, ИАСУ «Параграф». Предполагается использовать следующие виды деятельности: самостоятельная работа с учебником, с научно-популярной литературой, с историческими документами, написание докладов и выступлений, подготовка презентаций, анализ работ и выступлений своих и одноклассников, решение тестов.

Содержание учебного предмета «История»

102 часа

История. Всеобщая история. Новейшая история.

Глава 4. Соревнование социальных систем.

Предпосылки превращения послевоенного мира в двухполюсный (биполярный). Причины и главные черты «холодной войны».

Идеологическое противостояние. «Железный занавес» как символ раскола Европы и мира на две противоборствующие общественно-политические системы. Гонка вооружений и создание военно-политических блоков (НАТО и ОВД) как проявление соперничества двух сверхдержав - СССР и США. Ядерное оружие - равновесие страха и сдерживающий фактор от прямого военного столкновения.

Особенности послевоенного экономического восстановления стран Западной Европы. План Маршалла. Факторы, обусловившие экономический подъем в странах Запада в 1945-1970-е гг. Стабилизация международной валютной системы. Либерализация мировой торговли. Экономическая интеграция в Западной Европе и Северной Америке: общее и особенное. Смешанная экономика как сочетание государственной собственности и регулирования с поощрением частнопредпринимательской инициативы. Государство благосостояния, его основные характеристики. Противоречия экстенсивного типа производства. Завершающая фаза зрелого индустриального общества, ее атрибуты и символы.

Причины экономического кризиса 1974-1975 гг. и 1980-1982 гг. Новый этап научно-технической революции. Предпосылки перехода к постиндустриальному (информационному) обществу, его важнейшие признаки. Изменения в структуре занятости. Информация и знание как важнейшие факторы производства. Роль науки и образования в информационном обществе. Три этапа социально-экономической политики ведущих капиталистических стран Запада в 1970-1990-е гг.: либерально-реформистский, социал-реформистский, консервативно-реформистский. Противоречия социально-экономического развития современных стран в конце XX - начале XXI в. в условиях глобализации и соперничества трех центров современной мировой экономики (США, Европейский союз, Япония).

Главные идейно-политические направления партийной борьбы во второй половине XX в.: консерватизм, либерализм, а также социалистическое и коммунистическое течения. Изменения в партийно-политической расстановке сил в странах Запада во второй половине XX в. Появление в лагере консервативных сил христианско-демократических партий. Подъем и крах коммунистических партий и международного коммунистического движения. Последовательное увеличение влияния социал-демократов и переход на платформу умеренного реформизма. Факторы возрождения правых экстремистских группировок и партий во второй половине XX в. Неофашизм. Крайности современных националистических движений. Демократизация как вектор исторического развития во второй половине XX - начале XXI в.

Причины появления новых социальных движений и расширения влияния гражданского общества во второй половине XX - начале XXI в. Новые социальные движения в мире: антивоенное движение, новое левое движение молодежи и студентов, экологические, феминистское и этнические движения, культурные связи, группы взаимопомощи и др. Процесс формирования гражданского общества и отражение в нем противоречий перехода к постиндустриальному обществу. Новые социальные движения как движения гражданских инициатив.

Страны и регионы мира во второй половине XXв.: единство и многообразие. Глобализация, тенденции и проблемы современного мира

США. Предпосылки превращения США в центр мировой политики после окончания Второй мировой войны. Принципы внутренней и внешней политики США в 1945-1990-е гг. Отражение в политической истории США общих тенденций развития ведущих стран Запада. Демократы и республиканцы у власти. США - сверхдержава в конце XX - начале XXI в.

Великобритания. «Политический маятник» 1950-1990-х гг.: лейбористы и консерваторы у власти. Социально-экономическое развитие Великобритании. М. Тэтчер - «консервативная революция». Э. Блэр - политика «третьего пути». Эволюция лейбористской партии. Приоритеты внешней политики Великобритании.

Франция. Социально-экономическая и политическая история Франции во второй половине XX в. От многопартийности к режиму личной власти генерала де Голля. Идея «величия Франции» де Голля и ее реализация. Социальные волнения 1968 г. и отставка генерала. Попытка «левого эксперимента» в начале 1980-х гг. Практика сосуществования левых и правых сил у власти - опыт Ф. Миттерана и Ж. Ширака. Внешняя политика Франции. Париж - инициатор европейской интеграции.

Италия. Провозглашение республики. Политическая нестабильность как особенность итальянской партийно-политической системы во второй половине XX в. Реформа избирательной системы. Развал прежних партий и формирование двух блоков: правых и левых сил. Особенности социально-экономического развития Италии.

Германия. Три периода истории Германии во второй половине XX в.: оккупационный режим (1945-1949 гг.), сосуществование ФРГ и ГДР (1949-1990-е гг.), объединенная Германия (с 1990 г.- ФРГ). Историческое соревнование двух социально-экономических и политических систем в лице двух германских государств и его итоги. «Социальное рыночное хозяйство» в ФРГ и создание основ тоталитарного социализма в ГДР. Падение Берлинской стены. Объединение Германии. Социально-экономические и политические проблемы объединенной Германии.

Восточноевропейские страны. Географические и политические параметры понятия «Восточная Европа». Принципы формирования мировой социалистической системы (социалистический лагерь).

Общее и особенное в строительстве социализма в восточноевропейских странах. Утверждение основ тоталитарного социализма, нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере. Политические кризисы в Восточной Германии (1935 г.), в Польше и Венгрии (1956 г.), в Чехословакии (1968 г.). Революции 1989-1990-х гг. в странах Восточной Европы и ликвидация основ тоталитарного социализма. Основные направления преобразований в бывших странах социалистического лагеря, их итоги на рубеже XX-XXI вв.

Страны Азии и Африки в современном мире. Деколонизация. Проблемы выбора путей развития и модернизации общества в освободившихся странах Азии и Африки. Культурно-цивилизационные особенности развития Азиатско-Тихоокеанского региона, индо-буддийско-мусульманского региона в 1970-1990-е гг. Основные модели взаимодействия внешних влияний и исламских традиций в мусульманском мире. Противоречивые итоги социально-экономического и политического развития стран Африки, Азии к концу XX в. Место стран Азии и Африки в системе международных отношений.

Япония. Основные направления реформирования послевоенной Японии и их итоги. Факторы, обусловившие «японское экономическое чудо» во второй половине XX в.

Китай. Гражданская война (1946-1949 гг.) и провозглашение КНР. Восстановление национальной экономики в 1949-1957 гг. «Большой скачок» и его результаты. Мао Цзэдун. Культурная революция 1966-1976 гг. Начало реформ в Китае в 1978 г. Ден Сяопин. Особенности китайской модели реформирования экономики в конце XX в.

Индия. Пути реформирования индийского общества во второй половине XX в. Внешняя политика Индии, ее роль в современном мире.

Латинская Америка. Особенности индустриализации и ее влияние на социально-экономическое развитие стран Латинской Америки во второй половине XX в. Варианты модернизации в странах Латинской Америки. Региональная экономическая интеграция. Демократизация в латиноамериканских странах - тенденция в конце XX - начале XXI в.


Глава 5. Современный мир.

Международные отношения в условиях биполярного мира. Карибский кризис (1962 г.) и его значение при переходе от конфронтации к переговорам. Гонка вооружений и проблема разоружения. Напряженность и разрядка в международных отношениях. Окончание «холодной войны», крах социализма и распад СССР, превращение США в единственную сверхдержаву. Расширение НАТО на Восток и превращение ее в глобальную силовую структуру. Роль ООН в современном мире. Региональная интеграция в мире: американский и европейский варианты. Образование Европейского союза и его расширение на Восток. Угроза международного терроризма. Российско-американские отношения в конце XX - начале XXI в.

Глобализация как явление современного мира, ее основные компоненты. Предпосылки глобализации и ее противоречия. Глобализация в сфере финансов, производства и мировой торговли, ее социально-экономические последствия. Роль государства в условиях глобализации. Формирование глобального информационного и культурного пространства: проблемы и перспективы. Глобальные проблемы современности, пути их решения.

Культура XX века

Культура в первой половине XX в. Революция в естествознании и новая картина мироздания в начале XX в. Кризис рационализма, интерес к проблемам бессознательного и иррационального. Науки об обществе в начале XX в.

Новая художественная система - от модернизма и авангардизма начала XX в. до постмодернизма конца XX - начала XXI в.

Новые идеи и направления в художественной культуре в начале XX в. Стиль модерн (художественные направления - импрессионизм, постимпрессионизм, символизм и др.). Авангард (художественные направления - абстракционизм, футуризм, сюрреализм, дадаизм и др.). Архитектура стиля модерн. Конструктивизм и функционализм в архитектуре.

Символизм в музыке (Р. Вагнер), в литературе (Ш. Бодлер, П. Верлен, С. Маларме), в изобразительном искусстве (О. Бердслей, П. Де Шаванн, Г. Климт, А. Беклин).

Литература критического реализма. Новая драматургия в начале века (Г. Ибсен, А. Чехов, Г. Гауптман). Литература «потерянного поколения» (Э. Хемингуэй, Д. Дос Пасос, Э.-М. Ремарк). Литература авангарда (Д. Джойс, Ф. Кафка, М. Пруст). Антиутопии в литературе (Е. Замятин, А. Платонов, О. Хаксли, Дж. Оруэлл).

Кинематограф в начале XX в. как новый вид массового искусства. Кумиры начала XX в. (Андре Дид, Макс Линдер, Чарлз Чаплин). Наступление тоталитаризма в 1930-е гг. Эмиграция научной и культурной элиты. Нью-Йорк - новый художественный центр мира. Наука и искусство в тоталитарном обществе. Наука на службе войны, искусство на службе у пропаганды.

Культура во второй половине XX в. Научно-техническая революция. Достижения и проблемы. Формирование постиндустриального (информационного) общества. Роль науки, знаний информации и образования в современном мире. Революционное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Персональный компьютер. Интернет.

Новые философские направления: от экзистенциализма до постмодернизма (М. Фуко, Ж- Деррида). Осмысление проблем информационного общества.

Литература второй половины XX в. Антифашистская литература. Философская литература (Т. Манн). Литература экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, А. Камю), авангарда (Э. Ионеско), магического реализма латиноамериканских писателей (X. Борхес, Г. Маркес), постмодернизма (У. Эко. «Имя розы», М. Павич. «Хазарский словарь», П. Коэльо. «Алхимик»),

Изобразительное искусство во второй половине XX в. Нью-Йоркская (1945-1960 гг.) и европейская (1945-1960 гг.) художественные школы. Новые художественные направления (поп-арт, гиперреализм, концептуализм и др.). Постмодернизм в архитектуре.

Кинематограф второй половины XX в. Направления и жанры. США - главный поставщик массовой кинематографической продукции. Музыкально-коммерческая индустрия (шоу-бизнес), рок-и поп-музыка. Роль средств массовой информации. Массовая культура и элитарное искусство. Двойственная роль массового искусства.

Глобализация, тенденции и проблемы современного мира

Глобализация как явление современного мира, её основные компоненты. Предпосылки глобализации и её противоречия. Глобализация в сфере финансов, производства и мировой торговли, её социально –экономические последствия. Роль государства в условиях глобализации. Формирование глобального информационного и культурного пространства: проблемы и перспективы. Глобальные проблемы современности, пути их решения.


История России

Глава 4. Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 гг.

Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Послевоенные ожидания и настроения. Представления власти и народа о послевоенном развитии страны. Эйфория Победы. Разруха. Обострение жилищной проблемы. Демобилизация армии. Социальная адаптация фронтовиков. Положение семей «пропавших без вести» фронтовиков. Репатриация. Рост беспризорности и решение проблем послевоенного детства. Рост преступности. Ресурсы и приоритеты восстановления. Демилитаризация экономики и переориентация на выпуск гражданской продукции. Восстановление индустриального потенциала страны. Сельское хозяйство и положение деревни. Помощь не затронутых войной национальных республик в восстановлении западных регионов СССР. Репарации, их размеры и значение для экономики. Советский «атомный проект», его успехи и его значение. Начало гонки вооружений. Положение на послевоенном потребительском рынке. Колхозный рынок. Государственная и коммерческая торговля. Голод 1946–1947 гг. Денежная реформа и отмена карточной системы (1947 г.). Сталин и его окружение. Ужесточение административно-командной системы. Соперничество в верхних эшелонах власти. Усиление идеологического контроля. Послевоенные репрессии. «Ленинградское дело». Борьба с «космополитизмом». «Дело врачей». Дело Еврейского антифашистского комитета. Т.Д. Лысенко и «лысенковщина». Сохранение на период восстановления разрушенного хозяйства трудового законодательства военного времени. Союзный центр и национальные регионы: проблемы взаимоотношений. Положение в «старых» и «новых» республиках. Рост влияния СССР на международной арене. Первые шаги ООН. Начало «холодной войны». «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла». Формирование биполярного мира. Советизация Восточной и Центральной Европы. Взаимоотношения со странами «народной демократии». Создание Совета экономической взаимопомощи. Конфликт с Югославией. Коминформбюро. Организация Североатлантического договора (НАТО). Создание Организации Варшавского договора. Война в Корее.

И.В. Сталин в оценках современников и историков.

Смерть Сталина и настроения в обществе. Смена политического курса. Борьба за власть в советском руководстве. Переход политического лидерства к Н.С. Хрущеву. Первые признаки наступления «оттепели» в политике, экономике, культурной сфере. Начало критики сталинизма. XX съезд КПСС и разоблачение «культа личности» Сталина. Реакция на доклад Хрущева в стране и мире. Частичнаядесталинизация: содержание и противоречия. Внутрипартийная демократизация. Начало реабилитации жертв массовых политических репрессий и смягчение политической цензуры. Возвращение депортированных народов. Особенности национальной политики. Попытка отстранения Н.С. Хрущева от власти в 1957 г. «Антипартийная группа». Утверждение единоличной власти Хрущева.

Культурное пространство и повседневная жизнь. Изменение общественной атмосферы. «Шестидесятники». Литература, кинематограф, театр, живопись: новые тенденции. Поэтические вечера в Политехническом музее. Образование и наука. Приоткрытие «железного занавеса». Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 г. Популярные формы досуга. Развитие внутреннего и международного туризма. Учреждение Московского кинофестиваля. Роль телевидения в жизни общества. Легитимация моды и попытки создания «советской моды». Неофициальная культура. Неформальные формы общественной жизни: «кафе» и «кухни». «Стиляги». Хрущев и интеллигенция. Антирелигиозные кампании. Гонения на церковь. Диссиденты. Самиздат и «тамиздат».

Социально-экономическое развитие. Экономическое развитие СССР. «Догнать и перегнать Америку». Попытки решения продовольственной проблемы. Освоение целинных земель. Научно-техническая революция в СССР. Перемены в научно-технической политике. Военный и гражданский секторы экономики. Создание ракетно-ядерного щита. Начало освоения космоса. Запуск первого спутника Земли. Исторические полеты Ю.А. Гагарина и первой в мире женщины-космонавта В.В. Терешковой. Первые советские ЭВМ. Появление гражданской реактивной авиации. Влияние НТР на перемены в повседневной жизни людей. Реформы в промышленности. Переход от отраслевой системы управления к совнархозам. Расширение прав союзных республик. Изменения в социальной и профессиональной структуре советского общества к началу 1960-х гг. Преобладание горожан над сельским населением. Положение и проблемы рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции. Востребованность научного и инженерного труда. Расширение системы ведомственных НИИ. ХХII Съезд КПСС и программа построения коммунизма в СССР. Воспитание «нового человека». Бригады коммунистического труда. Общественные формы управления. Социальные программы. Реформа системы образования. Движение к «государству благосостояния»: мировой тренд и специфика советского «социального государства». Общественные фонды потребления. Пенсионная реформа. Массовое жилищное строительство. «Хрущевки». Рост доходов населения и дефицит товаров народного потребления. Внешняя политика. Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. Поиски нового международного имиджа страны. СССР и страны Запада. Международные военно-политические кризисы, позиция СССР и стратегия ядерного сдерживания (Суэцкий кризис 1956 г., Берлинский кризис 1961 г., Карибский кризис 1962 г.).

СССР и мировая социалистическая система. Венгерские события 1956 г. Распад колониальных систем и борьба за влияние в «третьем мире». Конец «оттепели». Нарастание негативных тенденций в обществе. Кризис доверия власти. Новочеркасские события. Смещение Н.С. Хрущева и приход к власти Л.И. Брежнева. Оценка Хрущева и его реформ современниками и историками.

Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического курса. Поиски идеологических ориентиров. Десталинизация и ресталинизация. Экономические реформы 1960-х гг. Новые ориентиры аграрной политики. «Косыгинская реформа». Конституция СССР 1977 г. Концепция «развитого социализма». Попытки изменения вектора социальной политики. Уровень жизни: достижения и проблемы. Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии. Рост теневой экономики. Ведомственный монополизм. Замедление темпов развития. Исчерпание потенциала экстенсивной индустриальной модели. Новые попытки реформирования экономики. Рост масштабов и роли ВПК. Трудности развития агропромышленного комплекса. Советские научные и технические приоритеты. МГУ им М.В. Ломоносова. Академия наук СССР. Новосибирский Академгородок. Замедление научно-технического прогресса в СССР. Отставание от Запада в производительности труда. «Лунная гонка» с США. Успехи в математике. Создание топливно-энергетического комплекса (ТЭК).

Культурное пространство и повседневная жизнь. Повседневность в городе и в деревне. Рост социальной мобильности. Миграция населения в крупные города и проблема «неперспективных деревень». Популярные формы досуга населения. Уровень жизни разных социальных слоев. Социальное и экономическое развитие союзных республик. Общественные настроения. Трудовые конфликты и проблема поиска эффективной системы производственной мотивации. Отношение к общественной собственности. «Несуны». Потребительские тенденции в советском обществе. Дефицит и очереди.

Идейная и духовная жизнь советского общества. Развитие физкультуры и спорта в СССР. Олимпийские игры 1980 г. в Москве. Литература и искусство: поиски новых путей. Авторское кино. Авангардное искусство. Неформалы (КСП, движение КВН и др.). Диссидентский вызов. Первые правозащитные выступления. А.Д. Сахаров и А.И. Солженицын. Религиозные искания. Национальные движения. Борьба с инакомыслием. Судебные процессы. Цензура и самиздат.

Внешняя политика. Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и конфронтацией. Возрастание международной напряженности. «Холодная война» и мировые конфликты. «Доктрина Брежнева». «Пражская весна» и снижение международного авторитета СССР. Конфликт с Китаем. Достижение военно-стратегического паритета с США. Политика «разрядки». Сотрудничество с США в области освоения космоса. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Ввод войск в Афганистан. Подъем антикоммунистических настроений в Восточной Европе. Кризис просоветских режимов. Л.И. Брежнев в оценках современников и историков.

Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической сферах. Резкое падение мировых цен на нефть и его негативные последствия для советской экономики. М.С. Горбачев и его окружение: курс на реформы. Антиалкогольная кампания 1985 г. и ее противоречивые результаты. Чернобыльская трагедия. Реформы в экономике, в политической и государственной сферах. Законы о госпредприятии и об индивидуальной трудовой деятельности. Появление коммерческих банков. Принятие закона о приватизации государственных предприятий. Гласность и плюрализм мнений. Политизация жизни и подъем гражданской активности населения. Массовые митинги, собрания. Либерализация цензуры. Общественные настроения и дискуссии в обществе. Отказ от догматизма в идеологии. Концепция социализма «с человеческим лицом». Вторая волна десталинизации. История страны как фактор политической жизни. Отношение к войне в Афганистане. Неформальные политические объединения. «Новое мышление» Горбачева. Отказ от идеологической конфронтации двух систем и провозглашение руководством СССР приоритета общечеловеческих ценностей над классовым подходом. Изменения в советской внешней политике. Односторонние уступки Западу. Роспуск СЭВ и организации Варшавского договора. Объединение Германии. Начало вывода советских войск из Центральной и Восточной Европы. Завершение «холодной войны». Отношение к М.С. Горбачеву и его внешнеполитическим инициативам внутри СССР и в мире. Демократизация советской политической системы. XIX конференция КПСС и ее решения. Альтернативные выборы народных депутатов. Съезды народных депутатов – высший орган государственной власти. Первый съезд народных депутатов СССР и его значение. Образование оппозиционной Межрегиональной депутатской группы. Демократы «первой волны», их лидеры и программы. Раскол в КПСС. Подъем национальных движений, нагнетание националистических и сепаратистских настроений. Проблема Нагорного Карабаха и попытки ее решения руководством СССР. Обострение межнационального противостояния: Закавказье, Прибалтика, Украина, Молдавия. Позиция республиканских лидеров и национальных элит. Последний этап «перестройки»: 1990–1991 гг. Отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Становление многопартийности. Кризис в КПСС и создание Коммунистической партии РСФСР. Первый съезд народных депутатов РСФСР и его решения. Б.Н. Ельцин – единый лидер демократических сил. Противостояние союзной (Горбачев) и российской (Ельцин) власти. Введение поста президента и избрание М.С. Горбачева Президентом СССР. Учреждение в РСФСР Конституционного суда и складывание системы разделения властей. Дестабилизирующая роль «войны законов» (союзного и республиканского законодательства). Углубление политического кризиса.

Усиление центробежных тенденций и угрозы распада СССР. Провозглашение независимости Литвой, Эстонией и Латвией. Ситуация на Северном Кавказе. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Дискуссии о путях обновлении Союза ССР. План «автономизации» – предоставления автономиям статуса союзных республик. Ново-Огаревский процесс и попытки подписания нового Союзного договора. «Парад суверенитетов». Референдум о сохранении СССР и введении поста президента РСФСР. Избрание Б.Н. Ельцина президентом РСФСР. Превращение экономического кризиса в стране в ведущий политический фактор. Нарастание разбалансированности в экономике. Государственный и коммерческий секторы. Конверсия оборонных предприятий. Введение карточной системы снабжения. Реалии 1991 г.: конфискационная денежная реформа, трехкратное повышение государственных цен, пустые полки магазинов и усталость населения от усугубляющихся проблем на потребительском рынке. Принятие принципиального решения об отказе от планово-директивной экономики и переходе к рынку. Разработка союзным и российским руководством программ перехода к рыночной экономике. Радикализация общественных настроений. Забастовочное движение. Новый этап в государственно-конфессиональных отношениях.

Августовский политический кризис 1991 г. Планы ГКЧП и защитники Белого дома. Победа Ельцина. Ослабление союзной власти и влияния Горбачева. Распад КПСС. Ликвидация союзного правительства и центральных органов управления, включая КГБ СССР. Референдум о независимости Украины. Оформление фактического распада СССР и создание СНГ (Беловежское и Алма-Атинское соглашения). Реакция мирового сообщества на распад СССР. Решение проблемы советского ядерного оружия. Россия как преемник СССР на международной арене. Горбачев, Ельцин и «перестройка» в общественном сознании.

М.С. Горбачев в оценках современников и историков.


Глава 5. Российская Федерация

Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Взаимодействие ветвей власти на первом этапе преобразований. Предоставление Б.Н. Ельцину дополнительных полномочий для успешного проведения реформ. Правительство реформаторов во главе с Е.Т. Гайдаром. Начало радикальных экономических преобразований. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Ваучерная приватизация. Долларизация экономики. Гиперинфляция, рост цен и падение жизненного уровня населения. Безработица. «Черный» рынок и криминализация жизни. Рост недовольства граждан первыми результатами экономических реформ. Особенности осуществления реформ в регионах России.

От сотрудничества к противостоянию исполнительной и законодательной власти в 1992–1993 гг. Решение Конституционного суда РФ по «делу КПСС». Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации. Апрельский референдум 1993 г. – попытка правового разрешения политического кризиса. Указ Б.Н. Ельцина № 1400 и его оценка Конституционным судом. Возможность мирного выхода из политического кризиса. «Нулевой вариант». Позиция регионов. Посреднические усилия Русской православной церкви. Трагические события осени 1993 г. в Москве. Обстрел Белого дома. Последующее решение об амнистии участников октябрьских событий 1993 г. Всенародное голосование (плебисцит) по проекту Конституции России 1993 года. Ликвидация Советов и создание новой системы государственного устройства. Принятие Конституции России 1993 года и ее значение. Полномочия президента как главы государства и гаранта Конституции. Становление российского парламентаризма. Разделение властей. Проблемы построения федеративного государства. Утверждение государственной символики.

Итоги радикальных преобразований 1992–1993 гг. Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений в 1990-е гг. Подписание Федеративного договора (1992) и отдельных соглашений центра с республиками. Договор с Татарстаном как способ восстановления федеративных отношений с республикой и восстановления территориальной целостности страны. Взаимоотношения Центра и субъектов Федерации. Опасность исламского фундаментализма. Восстановление конституционного порядка в Чеченской Республике. Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики. Роль иностранных займов. Проблема сбора налогов и стимулирования инвестиций. Тенденции деиндустриализации и увеличения зависимости экономики от мировых цен на энергоносители. Сегментация экономики на производственный и энергетический секторы. Положение крупного бизнеса и мелкого предпринимательства. Ситуация в российском сельском хозяйстве и увеличение зависимости от экспорта продовольствия. Финансовые пирамиды и залоговые аукционы. Вывод денежных активов из страны. Дефолт 1998 г. и его последствия. Повседневная жизнь и общественные настроения россиян в условиях реформ. Общественные настроения в зеркале социологических исследований. Представления о либерализме и демократии. Проблемы формирования гражданского общества. Свобода СМИ. Свобода предпринимательской деятельности. Возможность выезда за рубеж. Безработица и деятельность профсоюзов. Кризис образования и науки. Социальная поляризация общества и смена ценностных ориентиров. Безработица и детская беспризорность. «Новые русские» и их образ жизни. Решение проблем социально незащищенных слоев. Проблемы русскоязычного населения в бывших республиках СССР.

Новые приоритеты внешней политики. Мировое признание новой России суверенным государством. Россия – правопреемник СССР на международной арене. Значение сохранения Россией статуса ядерной державы. Взаимоотношения с США и странами Запада. Подписание Договора СНВ-2 (1993). Присоединение России к «большой семерке». Усиление антизападных настроений как результат бомбежек Югославии и расширения НАТО на Восток. Россия на постсоветском пространстве. СНГ и союз с Белоруссией. Военно-политическое сотрудничество в рамках СНГ. Восточный вектор российской внешней политики в 1990-е гг. Российская многопартийность и строительство гражданского общества. Основные политические партии и движения 1990-х гг., их лидеры и платформы. Кризис центральной власти. Президентские выборы 1996 г. Политтехнологии.

«Семибанкирщина». «Олигархический» капитализм. Правительства В.С. Черномырдина и Е.М. Примакова. Обострение ситуации на Северном Кавказе. Вторжение террористических группировок с территории Чечни в Дагестан. Выборы в Государственную Думу 1999 г. Добровольная отставка Б.Н. Ельцина.

Б.Н. Ельцин в оценках современников и историков.

Политические и экономические приоритеты. Первое и второе президентства В.В. Путина. Президентство Д.А. Медведева. Президентские выборы 2012 г. Избрание В.В. Путина президентом. Государственная Дума. Многопартийность. Политические партии и электорат. Федерализм и сепаратизм. Восстановление единого правового пространства страны. Разграничение властных полномочий центра и регионов. Террористическая угроза. Построение вертикали власти и гражданское общество. Стратегия развития страны. Экономическое развитие в 2000-е годы. Финансовое положение. Рыночная экономика и монополии. Экономический подъем 1999–2007 гг. и кризис 2008 г. Структура экономики, роль нефтегазового сектора и задачи инновационного развития. Сельское хозяйство. Россия в системе мировой рыночной экономики. Человек и общество в конце XX – начале XXI в. Новый облик российского общества после распада СССР. Социальная и профессиональная структура. Занятость и трудовая миграция. Миграционная политика. Основные принципы и направления государственной социальной политики. Реформы здравоохранения. Пенсионные реформы. Реформирование образования и науки и его результаты. Особенности развития культуры. Демографическая статистика. Снижение средней продолжительности жизни и тенденции депопуляции. Государственные программы демографического возрождения России. Разработка семейной политики и меры по поощрению рождаемости. Пропаганда спорта и здорового образа жизни. Олимпийские и паралимпийские зимние игры 2014 г. в Сочи. Повседневная жизнь. Качество, уровень жизни и размеры доходов разных слоев населения. Общественные представления и ожидания в зеркале социологии. Постановка государством вопроса о социальной ответственности бизнеса.

Модернизация бытовой сферы. Досуг. Россиянин в глобальном информационном пространстве: СМИ, компьютеризация, Интернет. Массовая автомобилизация.

Внешняя политика в конце XX – начале XXI в. Внешнеполитический курс В.В. Путина. Постепенное восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях. Современная концепция российской внешней политики в условиях многополярного мира. Участие в международной борьбе с терроризмом и в урегулировании локальных конфликтов. Центробежные и партнерские тенденции в СНГ. СНГ и ЕврАзЭС. Отношения с США и Евросоюзом. Вступление России в Совет Европы. Деятельность «большой двадцатки». Переговоры о вступлении в ВТО. Дальневосточное и другие направления политики России.

Культура и наука России в конце XX – начале XXI в. Повышение общественной роли СМИ как «четвертой власти». Коммерциализация культуры. Ведущие тенденции в развитии образования и науки. Система платного образования. Сокращение финансирования науки, падение престижа научного труда. «Утечка мозгов» за рубеж. Основные достижения российских ученых и невостребованность результатов их открытий. Религиозные конфессии и повышение их роли в жизни страны. Предоставление церкви налоговых льгот. Передача государством зданий и предметов культа для религиозных нужд. Особенности развития современной художественной культуры: литературы, киноискусства, театра, изобразительного искусства. Процессы глобализации и массовая культура.


Требования к уровню подготовки обучающихся.

Требования к результатам обучения предполагают реализа­цию деятельностного, компетентностного и личностно ориен­тированного подходов в процессе усвоения программы.

Результатами образования являются компетентности, за­ключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельно­сти, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.

Предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающе­гося, а личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований.


Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

  • познавательный интерес к прошлому своей страны;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей совре­менного общества, уважение прав и свобод человека;

  • изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

  • уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

  • уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

  • следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • формирование коммуникативной компетентности;

  • обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других;

  • расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;

  • осмысление социально-нравственного опыта предше­ствующих поколений, способность к определению своей по­зиции и ответственному поведению в современном обществе.

Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

  • формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулиро­вать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современ­ные источники информации, в том числе материалы на элек­тронных носителях;

  • привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

  • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;

  • применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

  • решать творческие задачи, представлять ре­зультаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

  • определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

  • активно применять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме;

  • критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историче­ском пути народов как необходимой основой миропонима­ния и познания общества;

  • способность применять понятийный аппарат историче­ского знания;

  • умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в исто­рии;

  • готовность применять исторические знания для выяв­ления и сохранения исторических и культурных памятни­ков своей страны и мира.

  • знать имена выдающихся деятелей XIX в., важнейшие факты их биографии;

  • основные этапы и ключевые события всеобщей исто­рии периода XIX в.

  • важнейшие достижения культуры и системы ценно­стей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей исто­рии с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • использовать текст исторического источника при отве­те на вопросы и решении различных учебных задач, срав­нивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории рассе­ления народов, границы государств, города, места значи­тельных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фак­тов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстратив­ного материала учебника, фрагментов исторических источ­ников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экс­курсиях, рефератов;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических про­цессов, явлений и событий; группировать исторические яв­ления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

  • использовать приобретённые знания и умения в прак­тической деятельности и повседневной жизни для понима­ния исторических причин и исторического значения собы­тий и явлений современной жизни, для высказывания соб­ственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социаль­ного поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми дру­гой культуры, национальной и религиозной принадлежности.


Система оценки планируемых результатов


Виды контроля:

Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.

Тематический контроль - осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих уроках и подготавливает к контрольным мероприятиям: устным и письменным зачетам.

Итоговый контроль - проводится в конце каждой четверти и в конце учебного года.

Формы организации текущего контроля

-Устный опрос (беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте).

-Самостоятельная работа - небольшая по времени (10 —25 мин) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Цель - проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях.

-Контрольная работа используется с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы.

-Тестовые задания.

-Графические работы - рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Их цель - проверка умения учащихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространственной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания.

-Практические работы.

-Проверочные работы.

-Диагностические работы.

-Терминологический диктант.

Нормы оценок: Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники знаний, текст учебного пособия, рассказ учителя, наглядный материал, научно-популярную и художественную литературу, различного рода источники и документы, кинофильмы и другую информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам, умение правильно анализировать явления окружающей жизни и т.д.

Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.

Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.

Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений не сделано.




Поурочно – тематическое планирование

История, 102 часа

П\П


Тема урока


Дата проведения


Практика


Контроль



Планируемые результаты обучения

план


факт


1-8

Повторение (Великая Отечественная война; блокада Ленинграда)



Работа с аудиовизуальными источниками

Входная диагностика

Фронтальный опрос

Оборона Ленинграда. Начало блокады Ленинграда (8 сентября).

Крупнейшие сражения Великой Отечественной войны.

Нацистский оккупационный режим и сопротивление врагу.

Массовые преступления гитлеровцев против народов СССР на временно оккупированных территориях.

Человек и война: единство фронта и тыла. Героизм и трагедия гражданского населения Ленинграда. Бомбардировки города.

«Дорога жизни». Трудовой подвиг блокадного Ленинграда.

Промышленные предприятия в годы блокады. Роль женщин и подростков в производстве. Дети блокадного Ленинграда.

Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 года. Операции «Искра», «Январский гром» и полное снятие блокады Ленинграда (1944).

Победный салют в Ленинграде.

Значение героического сопротивления Ленинграда. Акция «Бессмертный полк» в Санкт-Петербурге. История семьи в истории Родины, города.

Решающий вклад СССР в победу антигитлеровской коалиции.

Примеры подвигов солдат Великой Отечественной войны, героев-подпольщиков, партизан, тружеников тыла.

Итоги Великой Отечественной войны. Окончание и итоги Второй мировой войны. Послевоенное мироустройство. Истоки «холодной воины».

Причины и цена победы СССР в борьбе с фашизмом.

Противодействие попыткам фальсификации истории и умаления подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Дни воинской славы в России.

9

Введение в новейшую историю.




Фронтальный опрос

иметь представление о тенденциях международных отношений в 50-80-е гг


знать политические итоги второй мировой войны; противоречия между союзниками по антигитлеровской коалиции; различные точки зрения на причины возникновения «холодной войны», ее последствия для международных отношений и внутренних процессов; причины начала разрядки международной напряженности, ее противоречия; дискуссии среди политиков и историков по вопросам международной политики сверхдержав и истоков «холодной войны»; суть Карибского кризиса; понятия: «холодная война», гонка вооружений, железный занавес, биполярный мир, страны «социалистической ориентации»; региональные конфликты, просоветский режим, разрядка международной напряженности, ядерный паритет, ограничение стратегических вооружений, государства «третьего мира»;


уметь характеризовать решения союзников в отношении Германии; исследовать несложные реальные связи и зависимости; определять сущностные характеристики изучаемого объекта; самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; проводить комплексный поиск информации в источниках разного типа; развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации.
















уметь характеризовать экономическое, политическое развитие стран; исследовать несложные реальные связи и зависимости; определять сущностные характеристики изучаемого объекта; самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; проводить комплексный поиск информации в источниках разного типа; развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);











10-11

Начало «холодной войны». Международные отношения в 1945-первой половине 1950х



12

Международные отношения в 1950-1980е гг.




Фронтальный опрос

13

Завершение эпохи индустриального общества. 1945-1970е гг. «Общество потребления»




Фронтальный опрос

14-15

Кризисы 1970-1980е гг. Становление постиндустриального информационного общества



Работа с документами

Фронтальный опрос

16-17

Экономическая и социальная политика. Неоконсервативный поворот. Политика «третьего» пути




Фронтальный опрос

18-19

Политическая борьба. Гражданское общество. Социальные движения.



Работа с документами

Фронтальный опрос

20

Соединенные Штаты Америки




Проект

21

Великобритания




Проект

22

Франция




Проект

23

Италия




Проект

24

Германия




Проект

25

Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы




Фронтальный опрос

26

Латинская Америка




Проект

27

Страны Азии и Африки




Фронтальный опрос

28

Мусульманские страны. Турция. Иран. Египет. Индонезия




Проект

29

Китай. Индия. Япония. Новые индустриальные страны




Проект

30

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Соревнование социальных систем»




Тест

31

Контрольная работа по теме: «Соревнование социальных систем»




Тест

32-33

Глобализация и новые вызовы 21 века



Работа с документами, работа с аудиовизуальными источниками

Фронтальный опрос

иметь представление о послевоенных изменениях в экономике и политике стран Запада; о вступлении стран Запада в постиндустриальную стадию развития; о проблемах модернизации;


знать социально- экономические процессы в странах Запада;, роль НТР в изменениях в обществе; социально-политические противоречия в западноевропейском обществе и пути их решения; итоги развития стран Запада к началу 90-х; особенности развития и место стран «третьего мира» в современном мире; пути развития освободившихся стран; истоки внутренних и международных конфликтов в «третьем мире»; понятия: концепция «государства благосостояния»; «общество потребления», неоконсерватизм, эмбарго, монетаристкая политика, постиндустриальное общество, прозападная модернизация, «новые индустриальные страны», вестернизация, исламская революция, политика «большого скачка», китайская «культурная революция»;


уметь характеризовать процесс формирования экономической политики в рамках концепции «государства благосостояния»; давать характеристику идейно-политическим течениям в обществе стран Запада; характеризовать основные группы стран «третьего мира»; анализировать различные подходы к историографии к проблеме НТР и формирования постиндустриальной цивилизации; участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения; оценивать роль личности в истории стран Востока; проводить комплексный поиск информации в источниках разного типа;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации.

34-35

Международные отношения в конце 20-начале 21 века



Работа с документами, работа с аудиовизуальными источниками

Фронтальный опрос

36-37

Постсоветское пространство: политическое развитие, интеграционные процессы и конфликты




Круглый стол

38-39

Культура во второй половине 20-начале 21 века



Работа с аудиовизуальными источниками

Проект

40-41

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Современный мир»




Тест

42

Итоговая контрольная работа по теме: «Новейшая история»




Тест

43-44

Место и роль СССР в послевоенном мире




Фронтальный опрос

Восстановление и развитие экономики. Изменения в политической системе в послевоенные годы. Идеология, наука и культура в послевоенные годы. Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР. Внешняя политика СССРв условиях начала «холодной войны». Смена политического курса.

Послевоенный Ленинград.

Влияние последствий войны на советскую систему и общество.

Представления власти и народа о послевоенном развитии страны.

Демилитаризация экономики и переориентация на выпуск

гражданской продукции. Сельское хозяйство и положение деревни.

Помощь не затронутых войной национальных республик

в восстановлении западных регионов СССР. Репарации, их размеры и значение для экономики. Начало гонки вооружений. Голод 1946- 1947 гг. Денежная реформа и отмена карточной системы (1947).

Сталин и его окружение. Ужесточение административно-командной системы. Послевоенные репрессии. «Ленинградское дело». Борьба с «космополитизмом». «Дело врачей». Дело Еврейского антифашистского комитета. Т. Лысенко и «лысенковщина».

Сохранение трудового законодательства военного времени.

Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР.

Начало «холодной войны». Формирование биполярного мира.

Взаимоотношения со странами «народной демократии». Создание СЭВ. Конфликт с Югославией. Коминформбюро. Организация Североатлантического договора (НАТО). Создание Организации Варшавского договора. Война в Корее. И.В. Сталин в оценках современников и историков. 1945-1953 годы как «поздний сталинизм».

Послевоенный Ленинград. Восстановление промышленных и культурных объектов города. Культурное пространство

послевоенного города.

45

Восстановление и развитие экономики



Работа с документом

Фронтальный опрос

46

Изменения в политической системе в послевоенные годы




Фронтальный опрос

47-48

Идеология, наука и культура в послевоенные годы



Работа с аудиовизуальными источниками

Фронтальный опрос

49

Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР




Фронтальный опрос

50-51

Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны»




Фронтальный опрос

52

Послевоенная повседневность



Работа с аудиовизуальными источниками

Фронтальный опрос

53

Смена политического курса




Фронтальный опрос

Экономическое и социальное развитие в середине 1950 - середине1960-х гг. Политика мирного сосуществования в 1950-х – первой половине 1960-х гг. Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х - середине 1960-х гг. Начало реабилитации жертв

политических репрессий. Неофициальная культура. Ленинград в 1950-х - первой половине 1960-х гг.

Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за власть

в советском руководстве. Переход политического лидерства

к Н.С.Хрущеву. Начало критики сталинизма. XX съезд КПСС

и разоблачение «культа личности» Сталина. Реакция на доклад Хрущева в стране и мире. Частичная десталинизация: содержание и противоречия. Внутрипартийная демократизация. Начало реабилитации жертв массовых политических репрессий и смягчение политической цензуры. Возвращение депортированных народов.

Утверждение единоличной власти Хрущева. Культурное

пространство и повседневная жизнь: новые тенденции.

«Шестидесятники». Поэтические вечера в Политехническом музее. Образование и наука. Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 года. Популярные формы досуга. Развитие внутреннего и международного туризма. Роль телевидения в жизни общества.

Неофициальная культура. Неформальные формы общественной жизни. Стиляги. Хрущев и интеллигенция. Самиздат и «тамиздат». Диссиденты.

Социально-экономическое развитие СССР. Попытки решения продовольственной проблемы. Освоение целинных земель.

Перемены в научно-технической политике. Начало освоения

космоса. Запуск первого спутника Земли. Исторические полеты

Ю.А. Гагарина и В.В. Терешковой. Реформы в промьппленности.

Изменения в социальной и профессиональной структуре советского

общества к началу 1960-х гг. Преобладание горожан над сельским

населением. Положение и проблемы рабочего класса, колхозного

крестьянства и интеллигенции. XXII Съезд КПСС и программа построения коммунизма в СССР. Воспитание «нового человека».

Бригады коммунистического труда. Общественные формы

управления. Социальные программы. Реформа системы образования.

Пенсионная реформа. Массовое жилищное строительство.

«Хрущевки». Рост доходов населения и дефицит товаров народного потребления.

Внешняя политика: от конфронтации к диалогу. Международные

военно-политические кризисы, позиция СССР и стратегия ядерного сдерживания. СССР и мировая социалистическая система.

Венгерские события 1956 г. Распад колониальных систем и борьба

за влияние в «третьем мире». Нарастание негативных тенденций в обществе. Новочеркасские события. Смещение Н.С. Хрущева и приход к власти Л.И. Брежнева. Оценка Хрущева и периода «оттепели» современниками и историками.

Ленинград в 1954-1964 гг.



54

Экономическое и социальное развитие в середине 1950-середине 1960



Работа со статистическим материалом

Фронтальный опрос

55-56

Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-середине 1960



Работа с аудиовизуальными источниками

Фронтальный опрос

57

Политика мирного сосуществования 1950-первой половине 1960




Фронтальный опрос

58

Политическое развитие в 1960х-середине 1980




Фронтальный опрос

Политическое развитие в 1960-х - середине 1980-х гг. Социально-экономическое развитие страны в 1960-х - середине 1980-х гг.


Национальная политика и национальные движения в 1960-х -

середине 1980-х гг. Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х - первой половине 1980-х гг. Политика

разрядки международной напряжённости. СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ. Ленинград в середине 1960-х - начале 1980-х гг.

Л.И. Брежнев, его окружение и смена политического курса.

Десталинизация и ресталинизация. Экономические реформы 1960-х гг. Конституция СССР 1977 г. Концепция «развитого социализма».

Уровень жизни: достижения и проблемы. Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии. Рост теневой экономики. Советские научные и технические приоритеты. МГУ им М.В.Ломоносова. Академия наук СССР. Новосибирский Академгородок. Замедление научно-технического прогресса в СССР.

Создание топливно-энергетического комплекса (ТЭК).

Идейная и духовная жизнь советского общества. Олимпийские игры 1980 года в Москве. Литература и искусство. Авторское кино.Авангардное искусство. Диссидентский вызов. Первые правозащитные выступления. А.Д. Сахаров и Л. И. Солженицын.

Религиозные искания. Борьба с инакомыслием. Цензура.

Новые вызовы внешнего мира. «Холодная война» и мировые

конфликты. «Доктрина Брежнева». Пражская весна и снижение международного авторитета СССР. Конфликт с Китаем. Достижение

военно-стратегического паритета с США. Политика разрядки.

Сотрудничество с США в области освоения космоса. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки.

Ввод войск в Афганистан. Кризис просоветских режимов.

Л. И. Брежнев в оценках современников и историков.

Нарастание кризисных явлений в социально-экономической

и идейно-политической сферах. Ю.В. Андропов.

Ленинград в 1964-1985 гг.

Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг. Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки. Реформа политической

системы. Новое политическое мышление и перемены во внешней политике. Национальная политика и подъём национальных движений. Распад СССР. Наш регион в 1985-1991 гг.

Курс на реформы. М.С. Горбачёв и его окружение. Чернобьшьская трагедия. Реформы в экономике, в политической и государственной

сферах. Антиалкогольная кампания 1985 г. и её противоречивые результаты. Законы о госпредприятии и об индивидуальной трудовой деятельности. Принятие закона о приватизации государственных предприятий. Гласность и плюрализм мнений. Политизация жизни

и подъём гражданской активности населения. Массовые митинги, собрания. Либерализация цензуры. Общественные настроения и дискуссии в обществе. Концепция «социализма с человеческим лицом». Вторая волна десталинизации История страны как фактор политической жизни.

Изменения в советской внешней политике. Отношение к войнев Афганистане. «Новое мышление» Горбачёва. Провозглашениеприоритета общечеловеческих ценностей над классовым подходом.

Односторонние уступки Западу. Роспуск СЭВ и ОВД. Объединение Германии. Начало вывода советских войск из Центральной и Восточной Европы. Завершение «холодной войны». Отношение к М.С.Горбачёву и его внешнеполитическим инициативам внутри СССР и в мире. Демократизация советской политической системы.

XIX конференция КПСС и её решения. Альтернативные выборы народных депутатов. Первый съезд народных депутатов СССР.

Образование оппозиционной Межрегиональной депутатской группы.

Демократы «первой волны», их лидеры и программы. Раскол в КПСС и создание Компартии РСФСР. Подъём национальных движений, нагнетание националистических и сепаратистских настроений.

Проблема Нагорного Карабаха и попытки её решения руководством СССР. Обострение межнационального противостояния: Закавказье, Прибалтика, Украина, Молдавия. Позиция республиканских лидеров и национальных элит. Отмена 6-й статьи Конституции СССР. Становление многопартийности. Кризис

в КПСС. Первый съезд народных депутатов РСФСР.

Противостояние союзной и российской власти. Введение поста Президента СССР и избрание М.С.Горбачёва. Избрание Б.П.Ельцина Президентом РСФСР. Учреждение в РСФСР Конституционного суда и складывание системы разделения властей.». Усиление

центробежных тенденций. Ситуация на Северном Кавказе.

Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Дискуссии о путях обновления Союза ССР. План автономизации.

Пово-Огаревский процесс. «Парад суверенитетов». Референдум о сохранении СССР и введении поста Президента РСФСР.

Нарастание разбалансированности в экономике. Государственный и коммерческий секторы. Конверсия оборонных предприятий.

Введение карточной системы снабжения. Реалии 1991 года

и усталость населения от проблем на потребительском рынке.

Принятие решения о переходе к рынку. Радикализация

общественных настроений. Горбачёв и перестройка в общественном сознании. Августовский политический кризис 1991 г. Планы ГКЧП

и защитники Белого дома. Победа Ельцина. Распад КПСС.

Референдум о независимости Украины. Ликвидация СССР

И создание СНГ. Реакция мирового сообщества на распад СССР.

Россия как преемник СССР на международной арене. Решение проблемы советского ядерного оружия.

Наш регион в 1985-1991 гг. Возвращение исторического названия

городу.

Российская экономика на пути к рынку. Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг. Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е гг. Духовная жизнь страны в 90-е гг. Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е гг. Санкт-Петербург в 1992-1999 гг. Б.Н.Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Взаимодействие ветвей власти на первом этапе преобразований. Правительство реформаторов во главе с Е.Т.Гайдаром. Начало радикальных экономических

преобразований. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Ваучерная приватизация. Особенности осуществления реформ в регионах России. От сотрудничества к противостоянию исполнительной и

законодательной власти в 1992-1993 гг. Решение Конституционного суда РФ по «делу КПСС». Нарастание политико-конституционного

кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации. Апрельский референдум 1993 г. - попытка правового разрешения политического кризиса. Указ Б.Н. Ельцина No 1400 и его оценка Конституционным

судом. Возможность мирного выхода из политического кризиса. «Пулевой вариант». Позиция регионов. Посреднические усилия Русской православной церкви. Трагические события осени 1993 года в Москве. Обстрел Белого дома. Последующее решение об амнистии участников октябрьских событий 1993 г. Всенародное голосование

(плебисцит) но проекту Конституции России 1993 г. Ликвидация Советов и создание новой системы государственного устройства.

Принятие Конституции России 1993 г. и её значение.

Итоги радикальных преобразований 1992-1993 гг. Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений Договор с Татарстаном как способ восстановления федеративных отношений с республикой и восстановления территориальной целостности страны. Опасность исламского фундаментализма.

Восстановление конституционного порядка в Чеченской Республике.

Корректировка курса реформ. Роль иностранных займов. Проблема сбора налогов и стимулирования инвестиций. Тенденции деиндустриализации и увеличения зависимости экономики от мировых цен на энергоносители. Сегментация экономики на производственный и энергетический секторы. Положение крупного бизнеса и мелкого предпринимательства. Ситуация в сельском хозяйстве. Финансовые пирамиды и залоговые аукционы.

Вывод денежных активов из страны. Дефолт 1998 года и его

последствия. Повседневная жизнь и общественные настроения россиян. Проблемы формирования гражданского общества. Свобода СМИ, предпринимательской деятельности. Кризис образования

и науки. Социальная поляризация общества и смена ценностных ориентиров. Безработица и детская беспризорность. «Новые русские» и их образ жизни. Решение проблем социально незащищённых слоев. Проблемы русскоязычного населения в бывших республиках СССР.

Новые приоритеты внешней политики. Мировое признание новой России суверенным государством. Значение сохранения Россией статуса ядерной державы. Взаимоотношения с США и странами Запада. Подписание Договора СНВ-2 (1993). Присоединение России

к «Большой семёрке». Россия на постсоветском пространстве. СНГ и союз с Белоруссией. Военно-политическое сотрудничество в рамках СНГ. Восточный вектор внешней политики в 1990-е гг.

Многопартийность и строительство гражданского общества.

Основные политические партии и движения 1990-х гг., их лидеры и платформы. Кризис центральной власти. Президентские выборы 1996 года. «Олигархический» капитализм. Правительства

В.С.Черномырдина и Е. М. Примакова. Обострение ситуации

на Северном Кавказе. Вторжение террористических группировок с территории Чечни в Дагестан. Добровольная отставка Б.Н. Ельцина. Б. П. Ельцин в оценках современников и историков.

Санкт-Петербург в 1992-1999 гг.

59

Социально-экономическое развитие страны в 1960-1980х гг




Фронтальный опрос

60

Национальная политика и национальные движения в 1960-середине 1980х гг




Фронтальный опрос

61-62

Культурная пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-первой половине 1980х гг.



Работа с аудиовизуальными источниками

Фронтальный опрос

63-64

Политика разрядки международной напряженности




Фронтальный опрос

65

СССР и мир в начале 1980х гг. предпосылки реформ




Фронтальный опрос

66

Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991



Работа со статистическим материалом

Фронтальный опрос

67-68

Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки




Фронтальный опрос

69-70

Реформа политической системы



Работа с документами

Фронтальный опрос

71

Новое политическое мышление и перемены во внешней политике




Фронтальный опрос

72

Национальная политика и подъем национальных движений. Распад СССР




Фронтальный опрос

73-74

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Апогей и кризис советской системы 1945-1991»




Тест

75

Контрольная работа по теме: «Апогей и кризис советской системы 1945-1991»




Тест

76

Российская экономика на пути к рынку




Фронтальный опрос

77-78

Политическое развитие РФ в 1990-е



Работа с аудиовизуальными источниками

Фронтальный опрос

79

Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е




Фронтальный опрос

80-81

Духовная жизнь страны в 1990-е



Работа с аудиовизуальными источниками

Фронтальный опрос

82-83

Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е




Фронтальный опрос

84

Политическая жизнь России в начале 21 века




Фронтальный опрос

Политическая жизнь России в начале XXI века. Экономика России в начале XXI века. Повседневная и духовная жизнь. Внешняя политика России в начале XXI века. Россия в 2008-2018 гг.

Санкт-Петербург в 2000-е гг.

Современная Россия: вызовы времени и задачи модернизации.

Политические и экономические приоритеты. Первое и второе

президентства В.В.Путина. Президентство Д.А.Медведева.

Президентские выборы 2012 и 2018 гг. Избрание В.В.Путина

Президентом. Государственная Дума. Многопартийность.

Политические партии и электорат. Федерализм и сепаратизм.

Разграничение властных полномочий Центра и регионов.

Террористическая угроза. Стратегия развития страны.

Экономическое развитие в 2000-е гг. Экономический подъём 1999-2007 гг. и кризис 2008 г. Роль нефтегазового сектора и задачи инновационного развития. Основные принципы и направления государственной социальной политики. Реформы здравоохранения.

Пенсионные реформы. Реформирование образования и науки.

Особенности развития культуры. Демографическая статистика.

Государственные программы демографического возрождения России. Разработка семейной политики и меры по поощрению рождаемости. Олимпийские и параолимпийские зимние игры 2014 года в Сочи.

Воссоединение Крыма с Россией.

Внешняя политика в конце XX - начале XXI в. Постепенное

восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях. Современная концепция российской внешней политики в условиях многополярного мира. Участие в международной борьбе с терроризмом и в урегулировании локальных конфликтов. СПГ и ЕАЭС. Отношения с США и Евросоюзом. Вступление России в Совет Европы. Деятельность «Большой двадцатки». Вступление России в ВТО. Дальневосточное и другие направления политики России.

Ведущие тенденции в развитии образования и науки. Основные достижения российских учёных. Религиозные конфессии и повышение их роли в жизни страны. Особенности развития

современной художественной культуры. Процессы глобализации и массовая культура.

Санкт-Петербург в 2000-е гг.

85

Экономика России в начале 21 века



Работа со статистическим материалом

Фронтальный опрос

86-87

Повседневная и духовная жизнь



Работа с аудиовизуальными источниками

Фронтальный опрос

88

Внешняя политика России в начале 21 века



Работа с аудиовизуальными источниками

Фронтальный опрос

89-90

Россия в 2008-2018 гг.



Работа с аудиовизуальными источниками

Фронтальный опрос

91-92

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Российская Федерация»




Тест

93

Итоговая контрольная работа по теме: «История России»




Тест

94

Всероссийская проверочная работа




ВПР

95-102

Итоговое повторение




Игра





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!