СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории 11 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории  11 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 11 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Асановская средняя общеобразовательная школа имени Т.К. Борисова»




Рассмотрена

Руководитель ШМО

_______/__________

Протокол №_____от

«__» __________20__г



Принята

на заседании

педагогического совета

протокол №____от

«__» __________20__г



«Утверждаю»

Директор МКОУ

«АСОШ

им. Т.К. Борисова»

_________Крылова Т. Ф.

Приказ №___________от

«__» __________20__г











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по

ИСТОРИИ

11 класс









Составитель:

Моисеева Антонида

Николаевна,

Квалификационная категория:

I категория











2021-2022 учебный год




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа предмета «История» для 11 класса разработана на основе:

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.

  • Историко-культурного стандарта;

  • Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории.

  • авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, Н. И. Шевченко и др. «Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А. А. Вигасина — А. О. Сороко-Цюпы. 5—9 классы». — М.: «Просвещение», 2014.

  • авторской программы «История России». 6—10 классы Рабочая программа и тематическое планирование курса» А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М.: Просвещение, 2020.

  • Основной образовательной программы среднего общего образования МКОУ «АСОШ им. Т.К. Борисова»;

  • Учебного плана среднего общего образования МКОУ «АСОШ им. Т.К. Борисова» на 2021-2022 учебный год.


Программа ориентирована на использование следующих учебников:

История Нового времени:

История. История всеобщая. Новейшая история. 10 класс. Базовый и углубленный уровни. О.С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа; под редакцией А.А. Искандерова – М.: Просвещение, 2020 г.

История России:

История России. 10 класс. В 3-х частях. Базовый и углубленный уровни. М.М. Горинов и др.; под редакцией А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2020.

Учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 (ред. от 18.05.2020)


Главной целью школьного исторического образования является формирование у обучающегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Основными задачами реализации программы учебного предмета «История» в старшей школе являются:

1) формирование представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

2) овладение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

3) формирование умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

4) овладение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

5) формирование умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.


Предмет «История» изучается в 11 классе в качестве обязательного предмета в общем объеме 68 часов (при 34 неделях учебного года)









ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования

-личностными результатами являются:

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

-метапредметными результатами являются:

1. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.


-предметными результатами изучения предмета История являются:

1) сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

2) владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

3) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

4) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

5) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике

В результате изучения учебного предмета «История» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

– рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;

– знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;

– определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;

– характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

– представлять культурное наследие России и других стран;

– работать с историческими документами;

– сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;

– критически анализировать информацию из различных источников;

– соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;

– использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;

– использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;

– составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;

– работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;

– читать легенду исторической карты;

– владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;

– демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;

– оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;

– ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

– демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;

– устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;

– определять место и время создания исторических документов;

– проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;

– характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

– понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;

– использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;

– представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;

– соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века;

– анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века;

– обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;

– приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;

– применять полученные знания при анализе современной политики России;

– владеть элементами проектной деятельности.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Новейшая история

Соревнование социальных систем

Начало «холодной войны»

Причины «холодной войны». План Маршалла. Гражданская война в Греции. Доктрина Трумэна. Политика сдерживания. «Народная демократия» и установление коммунистических режимов в Восточной Европе. Раскол Германии. Коминформ. Советско-югославский конфликт. Террор в Восточной Европе. Совет экономической взаимопомощи. НАТО. «Охота на ведьм» в США.

Гонка вооружений. Берлинский и Карибский кризисы

Гонка вооружений. Испытания атомного и термоядерного оружия в СССР. Ослабление международной напряженности после смерти И. Сталина. Нормализация советско-югославских отношений. Организация Варшавского договора. Ракетно-космическое соперничество. Первый искусственный спутник Земли. Первый полет человека в космос. «Доктрина Эйзенхауэра». Визит Н. Хрущева в США. Ухудшение советско-американских отношений в 1960–1961 гг. Д. Кеннеди. Берлинский кризис. Карибский кризис. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах.

Дальний Восток в 40–70-е гг. Войны и революции

Гражданская война в Китае. Образование КНР. Война в Корее. Поражение США и их союзников в Индокитае. Советско-китайский конфликт.

«Разрядка»

Причины «разрядки». Визиты Р. Никсона в КНР и СССР. Договор ОСВ-1 и об ограничении ПРО. Новая восточная политика ФРГ. Хельсинкский акт. Договор ОСВ-2. Ракетный кризис в Европе. Ввод советских войск в Афганистан. Возвращение к политике «холодной войны».

Западная Европа и Северная Америка в 50–80-е годы ХХ века

«Общество потребления». Возникновение Европейского экономического сообщества. Германское «экономическое чудо». Возникновение V республики во Франции. Консервативная и трудовая Великобритания.

Проблема прав человека. «Бурные шестидесятые». Движение за гражданские права в США. Новые течения в обществе и культуре.

Информационная революция. Энергетический кризис. Экологический кризис и зеленое движение. Экономические кризисы 1970-х – начала 1980-х гг. Демократизация стран Запада. Неоконсерватизм. Внутренняя политика Р. Рейгана.

Достижения и кризисы социалистического мира

«Реальный социализм». Волнения в ГДР в 1953 г. ХХ съезд КПСС. Кризисы и восстания в Польше и Венгрии в 1956 г. «Пражская весна» 1968 г. и ее подавление. Движение «Солидарность» в Польше. Югославская модель социализма. Разрыв отношений Албании с СССР.

Строительство социализма в Китае. Мао Цзэдун и маоизм. «Культурная революция». Рыночные реформы в Китае. Коммунистический режим в Северной Корее. Полпотовский режим в Камбодже.

Перестройка в СССР и «новое мышление». Экономические и политические последствия реформ в Китае. Антикоммунистические революции в Восточной Европе. Распад Варшавского договора, СЭВ и СССР. Воссоздание независимых государств Балтии. Общие черты демократических преобразований. Изменение политической карты мира. Распад Югославии и войны на Балканах. Агрессия НАТО против Югославии.

Латинская Америка в 1950–1990-е гг.

Положение стран Латинской Америки в середине ХХ века. Революция на Кубе.

Страны Азии и Африки в 1940–1990-е гг.

Колониальное общество. Роль итогов войны в подъеме антиколониальных движений в Тропической и Южной Африке. Крушение колониальной системы и ее последствия. Выбор пути развития.

Арабские страны и возникновение государства Израиль. Антиимпериалистическое движение в Иране. Суэцкий конфликт. Арабо-израильские войны и попытки урегулирования на Ближнем Востоке. Палестинская проблема. Модернизация в Турции и Иране. Исламская революция в Иране. Кризис в Персидском заливе и войны в Ираке.

Обретение независимости странами Южной Азии. Д. Неру и его преобразования. Конфронтация между Индией и Пакистаном, Индией и КНР. Реформы И. Ганди. Индия в конце ХХ в. Индонезия при Сукарно и Сухарто. Страны Юго-Восточной Азии после войны в Индокитае.

Япония после Второй мировой войны. Восстановление суверенитета Японии. Проблема Курильских островов. Японское экономическое чудо. Кризис японского общества. Развитие Южной Кореи. «Тихоокеанские драконы».

Современный мир

Глобализация конца ХХ – начала XXI вв. Информационная революция, Интернет. Экономические кризисы 1998 и 2008 гг. Модернизационные процессы в странах Азии. Рост влияния Китая на международной арене. Демократический и левый повороты в Южной Америке. Международный терроризм. Война в Ираке. «Цветные революции». «Арабская весна» и ее последствия. Постсоветское пространство: политическое и социально-экономическое развитие, интеграционные процессы, кризисы и военные конфликты. Россия в современном мире.

История России

Апогей и кризис советской системы. 1945–1991 гг. «Поздний сталинизм» (1945–1953)

Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Послевоенные ожидания и настроения. Представления власти и народа о послевоенном развитии страны. Эйфория Победы. Разруха. Обострение жилищной проблемы. Демобилизация армии. Социальная адаптация фронтовиков. Положение семей «пропавших без вести» фронтовиков. Репатриация. Рост беспризорности и решение проблем послевоенного детства. Рост преступности. Ресурсы и приоритеты восстановления. Демилитаризация экономики и переориентация на выпуск гражданской продукции. Восстановление индустриального потенциала страны. Сельское хозяйство и положение деревни. Помощь не затронутых войной национальных республик в восстановлении западных регионов СССР. Репарации, их размеры и значение для экономики. Советский «атомный проект», его успехи и его значение. Начало гонки вооружений. Положение на послевоенном потребительском рынке. Колхозный рынок. Государственная и коммерческая торговля. Голод 1946–1947 гг. Денежная реформа и отмена карточной системы (1947 г.). Сталин и его окружение. Ужесточение административно-командной системы. Соперничество в верхних эшелонах власти. Усиление идеологического контроля. Послевоенные репрессии. «Ленинградское дело». Борьба с «космополитизмом». «Дело врачей». Дело Еврейского антифашистского комитета. Т.Д. Лысенко и «лысенковщина». Сохранение на период восстановления разрушенного хозяйства трудового законодательства военного времени. Союзный центр и национальные регионы: проблемы взаимоотношений. Положение в «старых» и «новых» республиках. Рост влияния СССР на международной арене. Первые шаги ООН. Начало «холодной войны». «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла». Формирование биполярного мира. Советизация Восточной и Центральной Европы. Взаимоотношения со странами «народной демократии». Создание Совета экономической взаимопомощи. Конфликт с Югославией. Коминформбюро. Организация Североатлантического договора (НАТО). Создание Организации Варшавского договора. Война в Корее.

И.В. Сталин в оценках современников и историков.

«Оттепель»: середина 1950-х – первая половина 1960-х

Смерть Сталина и настроения в обществе. Смена политического курса. Борьба за власть в советском руководстве. Переход политического лидерства к Н.С. Хрущеву. Первые признаки наступления «оттепели» в политике, экономике, культурной сфере. Начало критики сталинизма. XX съезд КПСС и разоблачение «культа личности» Сталина. Реакция на доклад Хрущева в стране и мире. Частичная десталинизация: содержание и противоречия. Внутрипартийная демократизация. Начало реабилитации жертв массовых политических репрессий и смягчение политической цензуры. Возвращение депортированных народов. Особенности национальной политики. Попытка отстранения Н.С. Хрущева от власти в 1957 г. «Антипартийная группа». Утверждение единоличной власти Хрущева.

Культурное пространство и повседневная жизнь. Изменение общественной атмосферы. «Шестидесятники». Литература, кинематограф, театр, живопись: новые тенденции. Поэтические вечера в Политехническом музее. Образование и наука. Приоткрытие «железного занавеса». Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 г. Популярные формы досуга. Развитие внутреннего и международного туризма. Учреждение Московского кинофестиваля. Роль телевидения в жизни общества. Легитимация моды и попытки создания «советской моды». Неофициальная культура. Неформальные формы общественной жизни: «кафе» и «кухни». «Стиляги». Хрущев и интеллигенция. Антирелигиозные кампании. Гонения на церковь. Диссиденты. Самиздат и «тамиздат».

Социально-экономическое развитие. Экономическое развитие СССР. «Догнать и перегнать Америку». Попытки решения продовольственной проблемы. Освоение целинных земель. Научно-техническая революция в СССР. Перемены в научно-технической политике. Военный и гражданский секторы экономики. Создание ракетно-ядерного щита. Начало освоения космоса. Запуск первого спутника Земли. Исторические полеты Ю.А. Гагарина и первой в мире женщины-космонавта В.В. Терешковой. Первые советские ЭВМ. Появление гражданской реактивной авиации. Влияние НТР на перемены в повседневной жизни людей. Реформы в промышленности. Переход от отраслевой системы управления к совнархозам. Расширение прав союзных республик. Изменения в социальной и профессиональной структуре советского общества к началу 1960-х гг. Преобладание горожан над сельским населением. Положение и проблемы рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции. Востребованность научного и инженерного труда. Расширение системы ведомственных НИИ. ХХII Съезд КПСС и программа построения коммунизма в СССР. Воспитание «нового человека». Массовое жилищное строительство. «Хрущевки». Рост доходов населения и дефицит товаров народного потребления. Внешняя политика. Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. Поиски нового международного имиджа страны. СССР и страны Запада. Международные военно-политические кризисы, позиция СССР и стратегия ядерного сдерживания (Суэцкий кризис 1956 г., Берлинский кризис 1961 г., Карибский кризис 1962 г.).

СССР и мировая социалистическая система. Венгерские события 1956 г. Распад колониальных систем и борьба за влияние в «третьем мире». Конец «оттепели». Нарастание негативных тенденций в обществе. Кризис доверия власти. Новочеркасские события. Смещение Н.С. Хрущева и приход к власти Л.И. Брежнева. Оценка Хрущева и его реформ современниками и историками.

Наш край в 1953–1964 гг.


Советское общество в середине 1960-х – начале 1980-х

Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического курса. Поиски идеологических ориентиров. Десталинизация и ресталинизация. Экономические реформы 1960-х гг. Новые ориентиры аграрной политики. «Косыгинская реформа». Конституция СССР 1977 г. Концепция «развитого социализма». Попытки изменения вектора социальной политики. Уровень жизни: достижения и проблемы. Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии. Рост теневой экономики. Ведомственный монополизм. Замедление темпов развития. Исчерпание потенциала экстенсивной индустриальной модели. Новые попытки реформирования экономики. Рост масштабов и роли ВПК. Трудности развития агропромышленного комплекса. Советские научные и технические приоритеты. МГУ им М.В. Ломоносова. Академия наук СССР. Новосибирский Академгородок. Замедление научно-технического прогресса в СССР. Отставание от Запада в производительности труда. «Лунная гонка» с США. Успехи в математике. Создание топливно-энергетического комплекса (ТЭК).

Культурное пространство и повседневная жизнь. Повседневность в городе и в деревне. Рост социальной мобильности. Миграция населения в крупные города и проблема «неперспективных деревень». Популярные формы досуга населения. Уровень жизни разных социальных слоев.

Идейная и духовная жизнь советского общества. Развитие физкультуры и спорта в СССР. Олимпийские игры 1980 г. в Москве. Литература и искусство: поиски новых путей. Авторское кино. Авангардное искусство. Неформалы (КСП, движение КВН и др.). Диссидентский вызов. Первые правозащитные выступления. А.Д. Сахаров и А.И. Солженицын. Религиозные искания. Национальные движения. Борьба с инакомыслием. Судебные процессы. Цензура и самиздат.

Внешняя политика. Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и конфронтацией. Возрастание международной напряженности. «Холодная война» и мировые конфликты. «Доктрина Брежнева». «Пражская весна» и снижение международного авторитета СССР. Конфликт с Китаем. Достижение военно-стратегического паритета с США. Политика «разрядки». Сотрудничество с США в области освоения космоса. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Ввод войск в Афганистан. Подъем антикоммунистических настроений в Восточной Европе. Кризис просоветских режимов. Л.И. Брежнев в оценках современников и историков.

Наш край в 1964–1985 гг.


Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991)

Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической сферах. Резкое падение мировых цен на нефть и его негативные последствия для советской экономики. М.С. Горбачев и его окружение: курс на реформы. Антиалкогольная кампания 1985 г. и ее противоречивые результаты. Чернобыльская трагедия. Реформы в экономике, в политической и государственной сферах. Законы о госпредприятии и об индивидуальной трудовой деятельности. Появление коммерческих банков. Принятие закона о приватизации государственных предприятий. Гласность и плюрализм мнений. Политизация жизни и подъем гражданской активности населения. Массовые митинги, собрания. Либерализация цензуры. Общественные настроения и дискуссии в обществе. Отказ от догматизма в идеологии. Концепция социализма «с человеческим лицом». Вторая волна десталинизации. История страны как фактор политической жизни. Отношение к войне в Афганистане. Неформальные политические объединения. «Новое мышление» Горбачева. Отказ от идеологической конфронтации двух систем и провозглашение руководством СССР приоритета общечеловеческих ценностей над классовым подходом. Изменения в советской внешней политике. Односторонние уступки Западу. Роспуск СЭВ и организации Варшавского договора. Объединение Германии. Начало вывода советских войск из Центральной и Восточной Европы. Завершение «холодной войны». Отношение к М.С. Горбачеву и его внешнеполитическим инициативам внутри СССР и в мире. Демократизация советской политической системы. XIX конференция КПСС и ее решения. Альтернативные выборы народных депутатов. Съезды народных депутатов – высший орган государственной власти. Первый съезд народных депутатов СССР и его значение. Последний этап «перестройки»: 1990–1991 гг. Отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Становление многопартийности. Кризис в КПСС и создание Коммунистической партии РСФСР. Первый съезд народных депутатов РСФСР и его решения. Б.Н. Ельцин – единый лидер демократических сил. Противостояние союзной (Горбачев) и российской (Ельцин) власти. Введение поста президента и избрание М.С. Горбачева Президентом СССР. Учреждение в РСФСР Конституционного суда и складывание системы разделения властей. Дестабилизирующая роль «войны законов» (союзного и республиканского законодательства). Углубление политического кризиса.

Усиление центробежных тенденций и угрозы распада СССР. Провозглашение независимости Литвой, Эстонией и Латвией. Ситуация на Северном Кавказе. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Дискуссии о путях обновлении Союза ССР. План «автономизации» – предоставления автономиям статуса союзных республик. Ново-Огаревский процесс и попытки подписания нового Союзного договора. «Парад суверенитетов». Референдум о сохранении СССР и введении поста президента РСФСР. Избрание Б.Н. Ельцина президентом РСФСР. Превращение экономического кризиса в стране в ведущий политический фактор. Разработка союзным и российским руководством программ перехода к рыночной экономике. Радикализация общественных настроений. Забастовочное движение. Новый этап в государственно-конфессиональных отношениях.

Августовский политический кризис 1991 г. Планы ГКЧП и защитники Белого дома. Победа Ельцина. Ослабление союзной власти и влияния Горбачева. Распад КПСС. Ликвидация союзного правительства и центральных органов управления, включая КГБ СССР. Референдум о независимости Украины. Оформление фактического распада СССР и создание СНГ (Беловежское и Алма-Атинское соглашения). Реакция мирового сообщества на распад СССР. Решение проблемы советского ядерного оружия. Россия как преемник СССР на международной арене. Горбачев, Ельцин и «перестройка» в общественном сознании.

М.С. Горбачев в оценках современников и историков.

Наш край в 1985–1991 гг.

Российская Федерация в 1992–2012 гг.

Становление новой России (1992–1999)

Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Взаимодействие ветвей власти на первом этапе преобразований. Предоставление Б.Н. Ельцину дополнительных полномочий для успешного проведения реформ. Правительство реформаторов во главе с Е.Т. Гайдаром. Начало радикальных экономических преобразований. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Ваучерная приватизация.

От сотрудничества к противостоянию исполнительной и законодательной власти в 1992–1993 гг. Решение Конституционного суда РФ по «делу КПСС». Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации. Апрельский референдум 1993 г. – попытка правового разрешения политического кризиса. Указ Б.Н. Ельцина № 1400 и его оценка Конституционным судом. Возможность мирного выхода из политического кризиса. «Нулевой вариант». Позиция регионов. Посреднические усилия Русской православной церкви. Трагические события осени 1993 г. в Москве. Обстрел Белого дома. Последующее решение об амнистии участников октябрьских событий 1993 г. Всенародное голосование (плебисцит) по проекту Конституции России 1993 года. Ликвидация Советов и создание новой системы государственного устройства. Принятие Конституции России 1993 года и ее значение.

Итоги радикальных преобразований 1992–1993 гг. Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений в 1990-е гг. Подписание Федеративного договора (1992) и отдельных соглашений центра с республиками.. Взаимоотношения Центра и субъектов Федерации. Опасность исламского фундаментализма. Восстановление конституционного порядка в Чеченской Республике. Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики. Роль иностранных займов. Проблема сбора налогов и стимулирования инвестиций. Тенденции деиндустриализации и увеличения зависимости экономики от мировых цен на энергоносители. Сегментация экономики на производственный и энергетический секторы. Положение крупного бизнеса и мелкого предпринимательства. Ситуация в российском сельском хозяйстве и увеличение зависимости от экспорта продовольствия. Финансовые пирамиды и залоговые аукционы. Вывод денежных активов из страны. Дефолт 1998 г. и его последствия. Повседневная жизнь и общественные настроения россиян в условиях реформ. Общественные настроения в зеркале социологических исследований. Представления о либерализме и демократии. Проблемы формирования гражданского общества. Свобода СМИ. Свобода предпринимательской деятельности. Возможность выезда за рубеж. Безработица и деятельность профсоюзов. Кризис образования и науки. Социальная поляризация общества и смена ценностных ориентиров.

Новые приоритеты внешней политики. Мировое признание новой России суверенным государством. Россия – правопреемник СССР на международной арене. Значение сохранения Россией статуса ядерной державы. Взаимоотношения с США и странами Запада. Подписание Договора СНВ-2 (1993). Присоединение России к «большой семерке». Усиление антизападных настроений как результат бомбежек Югославии и расширения НАТО на Восток. Россия на постсоветском пространстве. СНГ и союз с Белоруссией. Военно-политическое сотрудничество в рамках СНГ. Восточный вектор российской внешней политики в 1990-е гг. Российская многопартийность и строительство гражданского общества. Основные политические партии и движения 1990-х гг., их лидеры и платформы. Кризис центральной власти. Президентские выборы 1996 г. Политтехнологии.

«Семибанкирщина». «Олигархический» капитализм. Правительства В.С. Черномырдина и Е.М. Примакова. Обострение ситуации на Северном Кавказе. Вторжение террористических группировок с территории Чечни в Дагестан. Выборы в Государственную Думу 1999 г. Добровольная отставка Б.Н. Ельцина.

Б.Н. Ельцин в оценках современников и историков.

Наш край в 1992–1999 гг.

































ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКА


  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

  • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

  • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.




























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


№ п/п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Сроки

I. АПОГЕЙ И КРИЗИС СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ. 1945-1991 ГГ.

СОРЕВНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ. (34 Ч.)

1.

Место и роль СССР в послевоенном мире.

1 ч.

03.09

2.

Восстановление и развитие экономики.

1 ч.

08.09

3.

Изменения в политической системе в послевоенный период.

1 ч.

10.09

4.

Идеология, наука и культура в послевоенные годы.

1 ч.

15.09

5.

Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР.

1 ч.

17.09

6-7

Начало «холодной войны». Международные отношения в 1945-первой половине 1950-х гг.

2 ч.

22.09, 24.09

8.

Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны»

1 ч.

29.09

9.

Послевоенная повседневность.

1 ч.

01.10

10.

Смена политического курса.

1 ч.

06.10

11-12.

Экономическое и социальное развитие в 1950-середине 1960-х гг.

2 ч.

08.10, 13.10

13.

Культурное пространство в 1950-середине 1960-х гг.

1 ч.

15.10

14.

Политика мирного сосуществования 1950-певрой половине 1960-х гг.

1 ч.

20.10

15.

Политическое развитие страны в 1960-х – середине 1980-х гг.

1 ч.

22.10

16.

Социально-экономическое развитие страны в 1960-х – середине 1980-х гг.

1 ч.

27.10

17.

Национальная политика и национальные движения в 1960-х – середине 1980-х гг.

1 ч.

29.10

18.

Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг.

1 ч.

10.11

19.

Международные отношения в 1950-1980-е гг.

1 ч.

12.11

20.

Политика разрядки международной напряженности

1 ч.

17.11

21.

Завершение эпохи индустриального общества. 1945-1970- е гг.

1 ч.

19.11

22.

Кризисы 1970-1980 гг. Становление постиндустриального информационного общества.

1 ч.

24.11

23.

Экономическая и социальная политика. Неоконсервативный поворот.

1 ч.

26.11

24.

Политическая борьба. Гражданское общество. Социальные движения

1 ч.

01.12

25.

СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ.

1 ч.

03.12

26.

Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг.

1 ч.

08.12

27.

Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки.

1 ч.

10.12

28.

Реформы политической системы.

1 ч.

15.12

29.

Новое политическое мышление и перемены во внешней политике.

1 ч.

17.12

30-31.

Национальная политика и подъем национальных движений. Распад СССР.

2 ч.

22.12, 24.12

32.

Р/К Удмуртия во второй половине XX века

1 ч

29.12

33.

Контрольно-обобщающий урок по теме «Советский Союз во второй половине XX века» (КИМ №1)

1 ч.

12.01

34.

Анализ контрольной работы по теме «Советский Союз во второй половине XX века»

1 ч.

14.01

СТРАНЫ МИРА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX В. (7 ч.)

35.

Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция.

1 ч.

19.01

36.

Италия, Германия.

1 ч.

21.01

37.

Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы.

1 ч.

26.01

38.

Латинская Америка.

1 ч.

28.01

39.

Страны Азии и Африки. Деколонизация и выбор путей развития.

1 ч.

02.02

40.

Мусульманские страны. Турция. Иран. Египет. Индонезия.

1 ч.

04.02

41.

Китай, Индия, Япония.

1 ч.

09.02

II. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ. (22 Ч.)

42-43.

Российская экономика на пути к рынку

2 ч.

11.02, 16.02

44-45.

Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг.

2 ч.

18.02, 25.02

46-47.

Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е гг.

2 ч.

02.02, 04.02

48-49.

Духовная жизнь страны в 1990-е гг.

2 ч.

09.02, 11.02

50-51.

Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е гг.

2 ч.

16.02, 18.02

52-53.

Политическая жизнь России в начале XXI в.

2 ч.

23.02, 25.02

54-55.

Экономика России в начале XXI в.

2 ч.

06.04, 08.04

56-57.

Повседневна и духовная жизнь России в начале XXI в.

2 ч.

13.04, 15.04

58-59.

Внешняя политика России в начале XXI в.

2 ч.

20.04, 22.04

60.

Россия в 2008-2018 гг.

1 ч.

27.04,

61.

Р/К Удмуртия в конце XX-начале XXI в.

1 ч.

29.04

62.

Контрольно-обобщающий урок по теме «Российская Федерация» (КИМ №2)

1 ч.

04.05

63.

Анализ контрольной работы по теме «Российская Федерация».

1 ч.

06.05

III. СОВРЕМЕННЫЙ МИР (5 Ч.)

64.

Глобализация и новые вызовы XXI в.

1 ч.

11.05

65.

Международные отношения в конце XX – начале XXI в.

1 ч.

13.05

66.

Постсоветское пространство: политическое развитие, интеграционные процессы и конфликты.

1 ч.

18.05

67.

Культура во второй половине XX в.

1 ч.

20.05

68.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Итоги 20 века: достижения и проблемы»

1 ч.

21.05































ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Материально-техническое обеспечение:

1. Компьютер/Ноутбук

2. Проектор

3. Экран

4. Интерактивная доска.


Учебно-методическое обеспечение:

1. История России. 10 класс. В 3-х частях. Базовый и углубленный уровни. М.М. Горинов и др.; под редакцией А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2020.

2.История.Истрия всеобщая. Новейшая история. 10 класс. Базовый и углубленный уровни. О.С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа; под редакцией А.А. Искандерова – М.: Просвещение, 2020 г.


История России

  1. История. Всеобщая история. Новейшая история. Поурочные рекомендации. 10 класс. М. Л. Несмелова, Е.Г. Середнякова, А. О. Сороко-Цюпа – М.: «Просвещение», 2017 г.

  2. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—10 классы. А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М.: Просвещение, 2020.

  3. Истрия России. Поурочные рекомендации. 10 класс. Т.П. Андреевская – М.:«Просвещение», 2015 г.


Дополнительная литература

1. Серов Б.Н Поурочные разработки по курсу «Государственная символика России. Гимн. Герб. Флаг». М.: «ВАКО», 2004 г.

2.Парецкова С.В. Варакина И.И. История. 5-9 классы: повторительно-обобщающие уроки в нетрадиционных формах. Волгоград: «Учитель», 2011 г.

3.Дорожкина Н.И. Современный урок истории. Использование мультимедийных презентаций. М.:«ВАКО», 2009 г.

4. А.А. Радугин История России. Россия в мировой цивилизации. Курс лекций. М., «Центр», 1997 г.

5. Энциклопедия «Я познаю мир. История» М., «АСТ», 1996 г.

6. Энциклопедия «Я познаю мир. Культура» М., «АСТ», 1996 г

7. Елманова Н.С,Савичева Е.М. Энциклопедический словарь юного историка. Всеобщая история. М., «Педагогика-пресс», 1993 г.

8. Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 кл. М., «Айрис-пресс», 2006

9. Белибихина Н.А., Смогленко Н.А., Тихонова О.Г. История. 5-11 классы. Внеклассные мероприятия. Волгоград, «Учитель», 2007 г.

10. Н.И. Чеботарева Задания для подготовки к олимпиадам. История России. 9-11 класс. – Волгоград, «Учитель», 2008

11. Кузнецов И.Н. «История Отечества» в таблицах и схемах. Ростов-на- Дону, «Феникс», 2010 г.

12. Тимофеев А.С. «История в таблицах и схемах» С.-Пб., «Виктория плюс», 2007 г.

Настенные карты

По всеобщей истории:

1. Европа после первой мировой войны (1918-1923 гг.)

2. Западная Европа с 1924 по 1939 гг.

3. Вторая мировая война (1939-1945 гг.)

4. Политическая карта мира

По истории России

  1. Первая мировая война 1914-1918 гг.

  2. Подготовка Великой Октябрьской социалистической революции. Март-октябрь 1917 г.

  3. Великая Октябрьская социалистическая революция. Триумфальное шествие советской власти ( ноябрь 1917 г. –февраль 1918 г. )

  4. Иностранная военная интервенция и гражданская война в СССР (февраль 1918 – март 1919 г.)

  5. Иностранная военная интервенция и гражданская война в СССР в 1919-1920 гг.

  6. Разгром 2-го похода Антанты (октябрь 1919-март 1920 гг.)

  7. Великая Октябрьская социалистическая революция и гражданская война

  8. Культурное строительство СССР за годы советской власти

  9. Индустриальное развитие СССР за годы предвоенных пятилеток (1928 – 1940 гг.)

  10. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

  11. Восстановление и развитие народного хозяйства СССР в 1946-1960-е гг.

  12. Народное хозяйство СССР в 1961-1985 гг.

  13. Россия и сопредельные государства


Интернет-ресурсы


http://www.school.edu.ru - Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.proshkolu.ru/ - школьный интернет-портал, предметные клубы учителей.

http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://ru.wikipedia.org/wiki - свободная энциклопедия

http://his.1september.ru/urok/index.php - Сайт "Я иду на урок истории и обществознания"

http://festival.1september.ru - фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://www.moscowkremlin.ru/romanovs.html - Династия Романовых

http://www.hrono.ru ХРОНОС — Всемирная история в Интернете

http://www.historic.ru Всемирная история Historic.Ru: Всемирная история

http://www.shm.ru/ Государственный исторический музей

http://www.1941 -1945.ru Великая Отечественная война: краткое описание, биографии полководцев

http://blokada.otrok.ru Ленинград. Блокада. Подвиг

http://www.praviteli.org Правители России и Советского Союза

http://www.oldgazette.ru Старые газеты: история СССР, войны и предвоенного периода

http://www.coldwar.ru Холодная война: история и персоналии



































КОНТРОРЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Приложение №1

Контрольная работа по теме «Советский Союз во второй половине XX века»

Вариант I.

Часть А

1) Период руководства И.В.Сталина закончилось в

а) 1945 г                    б) 1948 г                          в) 1953 г                                   г) 1955 г

2) Период руководства Н.С.Хрущева

а) 1948-1956 гг         б) 1953-1964 гг               в) 1956-1966 гг                        г) 1958-1965 гг

3)  Решение о роспуске СЭВа было принято в Будапеште в

а) 1990 г                   б) 1991 г                           в) 1999 г                                   г) 1998 г

4) В 1961 году произошли события

а) принятие Конституции СССР, запуск первого искусственного спутника Земли

б) полет Юрия Гагарина, принятие новой программы КПСС

в) начало перестройки, приход к власти М.С.Горбачева

г) приход к власти Н.С.Хрущева, ХХ съезд КПСС

5) После смерти И.В.Сталина центральными фигурами политического руководства СССР стали

а) М.А.Суслов, Л.И.Брежнев              б) В.М. Молотов, А.А.Жданов

в) Г.М.Маленков, Л.П.Берия               г) А.Н.Косыгин, А.Шелепин

6) «Кукурузная эпопея» связана с деятельностью

а) Л.И.Брежнева              б) А.Н.Косыгина в) А.А.Громыко                г) Н.С.Хрущева

7) Инакомыслящий человек, не разделяющий господствующую идеологию, называется

а) диссидент                 б) компромат                в) ренегат                      г) бюрократ

8) Период руководства государством Л.И.Брежнева характеризует понятие

а) «коллективизация»               б) «диссидентство»             в) «гласность»               г) «ликбез»

9) Проведение политики перестройки предполагало

а) проведение выборов в органы власти на безальтернативной основе

б) установление всеобщего контроля государства в духовной сфере

в) роспуск КПСС и полное прекращение ее деятельности

г) превращение СССР в правовое государство

10) Экономическая политика, проводимая в период руководства М.С.Горбачева, привела к

а) росту темпов промышленного развития б) формированию частного сектора в экономике

в) отказу от закупок продовольствия за границей г)  широкому внедрению наукоемких производств

Часть В.

1. Установите соответствие между цитатой и автором:

1) «Вся власть Советам!»                                                                             а) Л.Д.Троцкий

2) «Ликвидировать кулачество как класс!»                                                б) Л.И.Брежнев

3) «Догнать и перегнать Америку!»                                                            в) В.И.Ленин

4) «Экономика должна быть экономной!»                                                  г) И.В.Сталин

                                                                                                                         д) Н.С.Хрущев

2.    Установите соответствие межу периодом и его хронологическими рамками:

1) «оттепель»                             а) 1921-1928

2) «перестройка»                       б) 1928-1941

3) «эпоха застоя»                       в) 1953-1964

4) «нэп»                                      г) 1964-1985

                                                    д) 1985-1991

3. Какие три из перечисленных мер относятся к реформам 1965 года в области сельского хозяйства?

а) увеличение финансирования сельского хозяйства б) ликвидация МТС

в) повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию

г) преобразование колхозов в совхозы д) принятие программы химизации и мелиорации

е) установление пенсий колхозникам

Часть С.

1. Перечислите трех политических деятелей, бывших у власти в период с октября 1964 года по март 1985 года, при этом соблюдая их порядок правления.

Вариант II.

Часть А.

1. Попытка ЦК КПСС отстранить Хрущева от власти произошла в

а) 1949 г               б) 1957 г                        в) 1960 г                                  г) 1964 г

2. В 1956 г произошло событие

а) Карибский кризис                б) создание СЭВ            в) XX съезд КПСС        г) смерть И.В.Сталина

3. В 1977 г. произошло событие

а) начало проведения реформы в промышленности                    б) первый полет человека в космос

в) окончание правления Н.С.Хрущева                            г) принятие «брежневской» Конституции

4. Подписание в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе состоялось в

а) 1975 г                 б) 1963 г                  в) 1985 г                   г) 1991 г

5. Первый этап постсталинского периода охватывает время:

а) июнь 1948 – февраль 1953                 б) март 1953 – октябрь 1964

в) октябрь 1964 – март 1985                   г) март 1985 – 1991 г

6. Во время второго этапа постсталинского периода у власти был:

а) Н.С.Хрущев          б) М.С.Горбачева           в) Б.Н.Ельцин                г) Л.И.Брежнев

7.  В каком году в СССР прошло испытание первой водородной бомбы?

а) 1953г                      б) 1954 г                      в) 1963 г                           г) 1965 г

8. Смерть Брежнева приходится наа) 1979 г                    б) 1980 г                          в) 1982 г                        г) 1989 г

9. Кому принадлежит написание книги «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира»?

а) Л.И.Брежнев              б) М.С. Горбачев                в) Ю.В.Андропов       г) К.У.Черненко

10.  Решение о роспуске СЭВ  было принято в Будапеште в

а) 1990 г             б) 1991 г                 в) 1999 г                          г) 1998 г

Часть В.

1. Установите соответствие между именами исторических деятелей и событиями, к которым они имеют отношение:

а) Ю.А.Гагарин                            1) испытание первой советской атомной бомбы

б) А.Н.Косыгин                            2) разрешение свободной выдачи паспортов колхозникам

в) Г.М.Маленков                          3) первый полет человека в космос

г) А.А.Сахаров                             4) проведение экономической реформы в промышленности

                                                       5) диссидентское движение

2. Расположите следующие фамилии в хронологическом порядке, исходя из их периода руководства страной. Запишите получившуюся последовательность из четырех букв.

а) Ю.В.Андропов                  б) М.С.Горбачев               в) Б.Н.Ельцин                    г) Л.И.Брежнев

3. Какие три из перечисленных ниже события произошли в период перестройки?

а) учреждение должности Президента СССР

б) отказ государства от оплаты внешних и внутренних долгов (дефолт)

в) принятие Конституции РФ г) провозглашение суверенитета России д) проведение приватизации

е) попытка государственного переворота (создание ГКЧП)

Часть С.

1. Перечислите трех политических деятелей, бывших у власти в период с октября 1964 года по март 1985 года, при этом соблюдая их порядок правления.


Ответы:.

Вариант I. Часть А: 1-в 2-б 3-б 4-б 5-в 6-г 7-а 8-б 9-г 10-б Часть В: 1-1в2г3д4б 2-1в2д3г4а 3АВД

Вариант II. Часть А: 1б 2в 3г 4а 5б 6г 7а 8в 9б 10б Част В 1- а3б4в2г5 2 ГАБВ 3 АГЕ

Критерии оценивания:

Задания Части А оцениваются в 1 балл, Части В – в 2 балла, Часть С – 3 балла

Максимальный балл: 19

19-17- оценка «5», 16-13 – оценка «4», 12-8 – оценка «3», менее - оценка «2»






Приложение №2

Контрольная работа по теме «Российская Федерация»

Вариант I.

Часть А.

1) Первые после распада СССР выборы в Государственную думу РФ состоялись в

а) 1990 г             б) 1991 г                  в) 1993 г                       г) 1995 г

2) Президент РФ В.В.Путин был первый раз избран на этот пост в

а) 1999 г                 б) 2000г                   в) 2001 г                            г) 2002 г

3)  Названием экономической политики, основанной на ограничении денежной эмиссии является

а) монетаристская политика           б) эмиссионная политика            в) рецессия              г) дефолт

4) Понятие «ближнее зарубежье» для современной России включает в себя

а) страны Скандинавии                                                        б) страны Прибалтики

в) Соседние государства вдоль южной границы России   г) бывшие союзные республики СССР

5) Открытое столкновение между президентом и Верховным советом РФ произошло в

а) сентябре 1993 года                                            б) конце ноября 1993 года    

в) январе 1994 года                                                 г) начале октября 1993 года

6) Экономическую ситуацию в РФ, сложившуюся в августе 1998 г., характеризует понятие

а) ускорение                  б) дефолт                в) ваучеризация                 г) кредитный бум

7) Кто считается вторым президентом Российской Федерации?
а) М.С.Горбачев                       б) Б.Н.Ельцин                     в) В.В.Путин                    г) Д.А.Медведев

8) Экономическое положение России к 1998-1999 гг. характеризовалось

а) стабильностью цен на товары и услуги                          б) бездефицитным бюджетом

в) низким уровнем инфляции                                               г) огромным внешним долгом

9) Итогом приватизации государственной собственности в России (1992-1994гг) стало:

а) появление широкого слоя мелких и средних собственников

б) создание эффективного хозяйственного механизма

в) переход большей части предприятий в частные руки

г) возникновение небольшого числа крупных финансово-промышленных групп

10) Экономический кризис августа 1998 г был спровоцирован

а) резким падением производства в промышленности

б) значительным падением цен на нефть на мировом рынке

в) снижением добычи и экспорта нефти и газа

г)возникшими в стране финансовыми трудностями, из-за чего не была выплачена внешняя задолженность

Часть В.

1. Установите соответствие между периодами и их хронологическими рамками:

а) «эпоха застоя»                                        1) 1992-1998 гг

б) «апогей сталинизма»                             2) 1953-1964 гг

в) «оттепель»                                              3) 1964-1985 гг

г) «шоковая терапия»                                4) 1945-1953 гг

                                                                     5) 1985-1991 гг

2.  Какие три из перечисленных ниже черты характеризуют в целом постсоветский период?

а) превращение образования и науки в движущую силу развития общества

б) периодические парламентские, президентские и местные выборы

в) постепенная стабилизация курса рубля по отношению к доллару

г) увеличение в экономике доли наукоемких производств

д) процесс формирования гражданского общества

е) решение всех социальных проблем общества

3. Установите соответствие между событиями внешней политики и руководителями государства, при которых происходили эти события:

а) Карибский кризис                                                                                 1) Н.С.Хрущев

б) ввод советских войск в Афганистан                                                   2) М.И.Горбачев

в) создание программы «Партнерство во имя мира»                            3) И.В.Сталин

г) разрыв дипломатических отношений с Югославией                        4) Л.И.Брежнев

                                                                                                                    5) Б.Н.Ельцин

Часть С.

1. Объясните термин «шоковая терапия» в экономике. Кто и когда ее проводил в России?


Вариант II.

Часть А.

1.  На новый президентский срок Б.Н.Ельцин был избран в

а)1992г               б)1999г                      в) 1994г                             г) 1996 г

2. Открытое столкновение между президентом и Верховным советом РФ произошло в

а) сентябре 1993 года                 б) начале октября 1993 года

в) конце ноября 1993 года         г) январе 1994 года

3. Лидером какой партии являлся и является В.В.Жириновский?

а) «Демократическая Россия»        б) КПРФ                 в) ЛДПР                       г) «Яблоко»

4. Протокол о принципах взаимоотношений между Россией и Чечней был подписан

а) 2 декабря 1995 г        б) 31 августа 1996г           в) 5 марта 1996 г           г) 1 июля 1996г

5.Приватизационный процесс в Российской Федерации начался в

а) 1992 году            б)  1990 году                 в) 2000 году                  г) 2011 году

6. Экономическая политика, которая основана на ограничении денежной эмиссии:

а) эмиссионная политика         б) рецессия          в) монетаристская политика            г) застой

7. В течение 1990-х гг произошел прорыв в области

а) промышленности                                              б) культуры

в) отношений с ведущими странами Запада      г) внутренней политики

8. К моменту вторых президентских выборов «рейтинг» и популярность Б.Н.Ельцина

а) упали                                                              б) немного выросли

в) не изменились за первый срок                     г) на момент выборов оказались довольно высокими

9.  Вторым президентом Российской Федерации считается
а) Д.А.Медведев           б) В.В.Путин           в) М.С.Горбачев                    г) Б.Н.Ельцин

10. Первые после распада СССР выборы в Государственную думу РФ состоялись в

а) 1990 г             б) 1991 г                    в) 1993 г                                          г) 1995 г

Часть В.

1. Установите соответствие между событиями внешней политики и руководителями государства, при которых происходили эти события:

а) Карибский кризис                                                                               1) Н.С.Хрущев

б) ввод советских войск в Афганистан                                                 2) М.И.Горбачев

в) создание программы «Партнерство во имя мира»                          3) И.В.Сталин

г) разрыв дипломатических отношений с Югославией                      4) Л.И.Брежнев

                                                                                                                   5) Б.Н.Ельцин

2. Какие три из перечисленных ниже черты характеризуют период президентства В.В.Путина?

а) установление цензуры средства массовой информации

б) укрепление позиций России на международной арене

в) провозглашение курса на построение социалистического правового государства

г) приоритетное развитие военной промышленности

д) осуществление программы национальных проектов в области здравоохранения и образования

е) привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику

Часть С.

1. Назовите политических деятелей, занимавших пост президента РФ в период с 1991 года по настоящее время.


Ответы:

Вариант I Часть А: 1в 2б 3а 4г 5г 6б 7в 8г 9в 10г Часть В: 1- а-3 2- б-4 в-2 г-1 2-бвд

Вариант II. Часть А. 1г 2б 3в 4б 5а 6в 7в 8а 9б 10 в Часть В: 1- а-1 б-4 в-5 г-3 2-БДЕ

Критерии оценивания:

Задания Части А – оцениваются в 1 балл, Части В – в 2 балла, Часть С – в 3 балла.

Максимальный балл: 17

17-15 – оценка «5», 14-11- оценка «4» 10-8-оценка «3», менее 8 – оценка «2»





Приложение №3

ТЕМЫ ПРОЕКТОВ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ


  1. «Фотофакт»: эпоха в документах». Основываясь на фотодокументах, фотографиях из семейных архивов, подберите материалы, раскрывающие своеобразие эпохи. (видеофильм, презентация).

  2. «Человек не выявляет себя в истории: он пробивается сквозь нее» (Р. Тагор). Подберите информацию об исторических личностях, которые, на ваш взгляд, являются символами эпохи, сыграли выдающуюся роль в истории нашей страны. (альманах, доклад, реферат, презентация).

  3. «Моя семья в истории страны». Соберите и запишите воспоминания родных, знакомых, близких старшего поколения. (репортаж, Книга памяти).

  4. «Мы и есть времена» (Августин). Проведите социологическое мини-исследование по оценке соотечественниками различных исторических периодов, событий. (интернет-проект, презентация итогов исследования).

  5. «В искусстве обмануть нельзя» (А.П. Чехов). Подберите цитаты из книг, фрагменты кинофильмов, песен, картины и т.д., которые, на ваш взгляд, наиболее убедительно представляют важнейшие периоды XX века, их своеобразие (электронный альбом).

  6. «На край в истории России». Подберите материалы, раскрывающие вклад вашей малой родины в достижения страны в XX – начале XXI века (интернет-газета, статья, видеоряд, экспозиция).

  7. «Помни войну…». Узнайте, какие войсковые подразделения были сформированы в годы Великой Отечественной войны на территории вашего региона. Подготовьте материал для интернет-страницы.

  8. «Укрощение огня». Используя дополнительную литературу и Интернет, изучите материалы о развитии советской ракетной техники в 1940-х – 190-х гг. и о ее создателях (презентация).

  9. «Советская повседневность». Соберите фотографии и другие материалы по темам: «сталинские дома», «хрущёвки», «брежневки». Опишите характерные элементы интерьера и вкуса людей тех времен. (презентация-экскурсия).

  10. «Россия сегодня». Подберите и проанализируйте материалы средств массовой информации, рассказывающие об основных проблемах и достижениях современной России. (подготовка тематического классного часа, буклет).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!