СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КУЛЕШОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17 АЗОВСКОГО РАЙОНА
Утверждаю
Директор МБОУ Кулешовской СОШ №17
Азовского района
___________________ /Малиночка И.Н./
Приказ от 27 августа 2018г. № 117
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории
|
Уровень общего образования (класс): основное общее, 5 класс. Количество часов: 5 в, г кл.-68 ч. Учитель: Бондаренко Екатерина Анатольевна Программа разработана на основе: Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений и авторской программы по всеобщей истории: 5 класс – «История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И.С.Свенцицкой; |
|
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по истории предназначена для обучения учащихся 5-х классов и разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования РФ № 1897 от 17.12.2010 г.);
авторской программы по всеобщей истории: 5 класс – «История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И.С.Свенцицкой;
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Кулешовской СОШ № 17 Азовского района;
Учебного плана МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района на 2018 – 2019 уч. год;
Годового календарного учебного графика МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района на 2018-2019 уч.г.
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.
Рабочая программа включает пояснительную записку, календарно – тематическое планирование, учебно – методическое оснащение курса. Календарно – тематическое планирование составлено с учетом требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории. Программа рассчитана на 65 часов. Оставшиеся резервные часы (3 часа) используются по усмотрению учителя.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплекс учителя:
- Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С.. Всеобщая история. История Древнего мира.5 класс/М. «Просвещение»2012-с.302
- История Древнего мира. 5 класс. Материал к каждому уроку. Проблемные задания. Тесты / авт.-сост. Д.И.Савкин. – Волгоград : Учитель. – 114 с.
Цель реализации рабочей программы по «Истории» направлена на формирование у обучающихся общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Программа обеспечивает дифференцированный подход к обучающимся специально-коррекционных классов и направлена на достижение следующих целей:
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- повышение уровня их умственного развития;
- воспитание гражданских качеств и патриотических чувств учащихся;
- приобщение к национальным и мировым культурным традициям;
- освоение знаний о важнейших событиях и процессах всемирной истории;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- воспитание толерантности к представителям данных стран и народностей.
Отличительными особенностями данной программы являются:
- пропедевтический модуль «Что изучает история?»;
- минимальный объём дидактических единиц с целью защиты обучающихся в специально-коррекционных классах от перегрузок и сохранения их психического и физического здоровья;
- соответствие основным направлениям модернизации образования, поскольку делается акцент на роль человеческого фактора, цивилизационную составляющую исторического процесса.
Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применять исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи изучения истории в основной школе:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Общая характеристика учебного предмета
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей.
Программа составлена исходя из следующих целей обучения истории в рамках федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования в основной школе:
- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
- охарактеризовать становления идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные норм, религиозные верования, в частности, особенности мировых религий – буддизма и христианства);
- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у обучающихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Актуальность программы
При составлении рабочей программы был учтён федеральный компонент Государственного образовательного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания образования курса истории. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиальное сообщество. В процессе обучения у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути народов мира важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Наше время характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни, полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связано прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей, и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Место учебного предмета «История» учебном плане.
В Федеральном базисном учебном плане на изучение истории в 5 классе отводится 69 часов из расчета 2 часа в неделю. Учебным планом школы на изучение истории в 5 классе предусмотрено 69 часов в год из расчета 2 часа в неделю за счет вариативной части учебного плана. Фактически в соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района на 2018-2019 учебный год будет проведено: 5 в,г классах 68 часов в связи с государственными праздниками (23.02, 08.03, 09.05, 10.05). Программный материал будет выполнен полностью за счет сокращения часов повторения изученного материала.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированных подходов в процессе усвоения программы.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетание знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.
Личностные результаты:
- Представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и обществ, для жизни в современном поликультурном обществе;
- приобщение к истокам культурно – исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
- опыт эмоционально – ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
Метапредметные результаты:
- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;
- умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно – популярной литературе, интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо – поисковой работы в различных формах (таблицах, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);
- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы
Предметные результаты:
- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
- способность применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностных позиций в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далекого прошлого;
- представление о мифах как ограниченной формой мышления и познания людей Древнего мира и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
- Умение датировать события и процессы Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»;
- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частые и общие выводы о результатах своего исследования;
- умение давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментам подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
- уметь различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
- Готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция): · рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; · характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; · на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение: · различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); · соотносить единичные исторические факты и общие явления; · называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; · раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; · сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; · излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Содержание учебного предмета
Название тем, разделов | Основное содержание по темам | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Ведение | Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Счет лет в истории. Хронология – наука об измерении времени. Опыт, культура счета по годам в древних государствах. Изменение счета времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счет лет). Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра. | 1 | Раскрывать значение терминов «история», «век», «исторический источник». Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. |
Раздел I. Жизнь первобытных людей | Тема 1. Первобытные собиратели и охотники. Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди. Древнейшие люди – наши далекие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота – способы добывания пищи. Первое великое открытие человека – овладение огнем. Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный. Родовые общины. Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремесел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа. Появление неравенства и знати. Развитие ремесел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города. Тема 3. Счет лет в истории. Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счет лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия» времени.
| 6 | Комментировать и формулировать понятия: «первобытные люди», «орудия труда», «собирательство». Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособления к природе. Изображать в рисунке собствен-ное представление о первобытном человеке и его образе жизни. Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию расселения первобытных людей. Называть и охарак-теризовать новые изобретения человека для охоты. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. Характеризовать новые способы охоты. Рассказать о наскальной живописи, версиях ее происхождения. Объяснить, как ученые разгадывают загадки древних художников. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Охарактеризовать первобытные верования людей. Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государство. Находить на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия. Выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати. Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов.Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счет времени. Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Уметь определять историческое время по ленте времени. |
Раздел II. Древний Восток. | Тема 4. Древний Египет. Государство на берегах Нила. Местоположение и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной. Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремесла и обмен. Писцы собирают налоги. Жизнь египетского вельможи. О чем могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельможи. Отношения фараона и его вельможей. Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Главные города Древнего Египта: Мемфис, Фивы. Появление наемного войска. Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы – жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мертвых»: мумии, гробница, саркофаг. Фараон – сын солнца. Безграничность власти фараона. Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида Хеопса. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры. Экспозиция древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей. Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний. Математика, астрономия. Изобретение инструментов отсчета времени: солнечный календарь, водяные часы, звездные карты. Хранители знаний – жрецы. Тема 5. Западная Азия в древности. Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт ЮжногоДвуречья. Ирригационное земледелие. Схожесть времени возникновения государств в Междуречье и Нильской долине. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Жрецы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон – главный в Двуречье. Законы царя Хаммурапи. Принцип талиона. Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Виды ремесел. Развитие торговли в городах Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит. Библейские сказания. Ветхий завет. Расселение древнееврейских племен. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племен. Переход к единобожию. Библия и Ветхий завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Библейские мифы и сказания кА исторический и нравственный опыт еврейского народа. Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве. Библейские сказания о героях. Ассирийская держава. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Ассирийское войско. Приспособления для победы над противником. Ассирийское царство – одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Ниневия – столица ассирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшрбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы. Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды. Образование персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Система налогообложения. Войско персидского царя. Город Персеполь – столица великой державы древности. Тема 6. Индия и Китай в древности Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности. Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Деревни среди джунглей. Развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Религия жителей Древней Индии. Древнейшие города. Индийские касты. Миф о происхождении четырех каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество: Варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Знания. Книги. Возникновение буддизма. Объединение Индии царем Ашока. Чему учил китайский мудрец Конфуций. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости. Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при ЦиньШихуане. Завоевательные войны, расширение территории Китая. Великая китайская стена. Деспотия ЦиньШихуана. Свержение наследников ЦиньШихуана. Открытия китайцев: шелк, чай, бумага, компас. Великий шелковый путь.
| 18 | Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору. Характеризовать местоположение государства с помо-щью исторической карты и ее легенды. Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Оценивать достижения культуры.Учиться работать в малой группе над общим заданием. Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III.Характеризовать религию древних египтян. Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Подготовить презентации в PowerPoint по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). Рассказать о внутреннем устройстве пирамиды.Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах. Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам.Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). Анализировать достижения в земледелии. Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца.Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. Прокомментировать письменность Двуречья и выделить ее особые признаки.Выделять основные понятия параграфа (не более пяти), раскрывающие его суть. Составлять кроссворд по теме урока. Характеризовать свод законов Хаммурапи. Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях ее жителей. Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен. Объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами. Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям. Объяснять, почему Библия – наиболее читаемая книга с древности и до наших дней.Решать развивающие и проблемные задачи с использованием мультимедиа-, видео-, и аудиоресурсов. Выделять в дополнитель-ном тексте к параграфу главное и второстепенное. Уметь форму-лировать оценку поступка (Самсона, Давида). Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи.Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. Перечислять дости-жения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле. Находить аргументы к крылатой фразе: «Рукописи не горят». Определять причины падения Ассирийской державы.Работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы. Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию). Рассказывать кратко легенды о персидских царях.Рассказывать о местоположении Индии, особенностях ее ландшафта и климата. Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии. Объяснять, каких животных почитали индийцы и почему. Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру.Составлять простой план пунктов параграфа по выбору. Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы – хранители знаний. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма. Подготовить сообщение о жизни Будды. Перечислять достижения древних индийцев.Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом определять и формулировать особенности китайской религии. Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости.Рассказывать об отношениях Китая с соседями. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Выделять своеобразие древней китайской цивилизации, проявившееся в ее достижениях. Составлять кроссворды по тематике урока.Выполнять задания на понимание, осмысление изученного мате-риала с учетом просмотра фрагментов видеофильма, изучения мультимедиаресурсов. Показывать по карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой, объектами на их территории. Перечислять наиболее известные сооружения на территории Вавилона, Палестины, Древнего Египта, Китая. Называть материал для письма в Египте, Двуречье, Китае и Индии. |
Раздел III. Древняя Греция. | Тема 7. Древнейшая Греция. Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство. Кносский дворец. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы о Тесее и Минотавре, Дедале и Икаре. Микены и Троя. «Архитектура великанов». Каменные львиные ворота. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племен и его последствия. Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне. Поэмы «Илиада» и «Одиссея». Мораль поэмы. Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя Одиссея. Мораль поэмы. Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Миф о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов – городов-государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милеет). Создание греческого алфавита. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Местоположение и природа Аттики. Дефицит земли. Перенаселенность Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, виноградарство, оливководство. Знать и демос в Афинском полисе. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса. Зарождение демократии в Афинах. Демос восстает против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах. Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта – военный лагерь. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Черного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада – колыбель греческой культуры. Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия – город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль Олимпийских игр. Победа греков над персами в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга. Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Вторжение персов в Элладу. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев и царя Леонида. Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром персов при Платеях. Причины победы греков. Тема 9. Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии. Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление вполиса власти демоса – демократии. В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины – крупнейший центр ремесла и торговли. В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Район Керамик. Посуда с краснофигурными и чернофигурными рисунками. Агора – главная площадь Афин. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий. В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие ученые о природе человека. Скульптура. Обучение красноречию. В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актеры. Театральные представления: трагедии и комедии. Воспитательная роль театральных представлений. Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в V в. до н.э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета Пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла. Тема 10. Македонские завоевания в IV веке до н.э. Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции – македонского царства. Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Аристотель – учитель Александра. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее. Гибель Филиппа. Александр – царь Македонии и Греции. Поход Александра Македонского на Восток. Первые победы: река Граник. Победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию – начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском. В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы А.Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская. Фаросский маяк – одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. | 20 | Определять и комментировать местоположение Критского царс-тва, Эгейского моря. Называть отличительные признаки Критской культуры. Работать с картой, заданиями рабочей тетради. Расска-зывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст.Показывать на карте местоположение Микен. Выделять отличия между микенской и критской культурами. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. На ленте времени обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Определить, какое событие произошло раньше других и на сколько по сравнению с другими.Рассказывать легенду о жизни Гомера, раскрывать кратко суть поэмы Гомера «Илиада». Характеризовать образы основных героев «Илиады». Самостоятельно выполнять задания рабочей тетради по теме урока.В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку. Выделять основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея. Читать текст с пометками на полях: понятно, известно, непонятно, неизвестно.Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами. Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнивать пантеон богов египтян и греков. Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков. Выполнять задания по техникам диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка».Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятие ее населения. Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом. Перечис-лять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским.Показать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни основной массы народа. Сравнивать законы Драконта и Солона. Уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. Давать оценку поступкам Солона, его противникам и единомышленникам.Показать на карте и рассказать о местоположении Спарты. Характеризовать основные группы населения и их положение. Составлять рассказ о жизни и традициях спартанцев.Объяснять причины греческой колонизации, ее географию. Выделять общее, что связывало греческие колонии. Сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации. Комментировать наряд греков.Составлять развернутый план одной части параграфа. Составлять «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа. Использовать мультимедиаресурсы для подготовки сообщения на уроке. Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени.Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении. Рассказывать о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о Марафонской битве.Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне. Группировать факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу, инсценировать события одного из сражений. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа: -о создании военного флота; -о Фермопильском сражении; -о Саламинской битве. Сравнивать военную и торговую гавани. Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека. Характеризо-вать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих поли-сах. Использовать информацию видеофильма, электр-х изданий, презентаций для составления собственного рассказа о гаванях.Рассказывать о наиболее значимых частях Афин. Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях. Составлять план виртуальной экскурсии по Акрополю. Создавать короткую презентацию в PowerPoint об одном из храмов Акрополя совместно с родителями или старшеклассниками. Составлять кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока).Сравнивать типы школ и систему обучения в них. Последователь-но рассказывать о каждой из школ. Объяснять назначение каждой из школ. Пояснять, почему греки придавали большое значение умению доступно излагать мысли. Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям.Объяснять причины особой любви греков к представлениям. Называть отличительные признаки комедии и трагедии. Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона». Оценивать роль современного театра для общества.Самостоятельно подготавливать тематические сообщения по выбору. Называть заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин. Поиск информации в Интернете об единомышленниках, друзьях Перикла. Группировать информацию о демократических преобразованиях во время руководства полисом Перикла.Показывать на карте и объяснять местонахождение Македонии. Характеризовать политические методы Филиппа Македонского. Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македон-ских. Объяснять причины потери независимости Греции. Разъяс-нять причины, по которым Демосфен не был услышан в Греции.Используя карту и ее легенду, рассказывать о военных событиях, походах А.Македонского на Восток. Характеризовать ситуацию на Востоке, которая способствовала победам А.Македонского. Оценивать поступки А.Македонского, его противников.Называть причины распада державы А.Македонского. Показывать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы. Рассказывать об Александрии – центре эллинистического мира. Сравнивать Александрию и Афины.Называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателей Греции. Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры. Характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии. |
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ. | Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией Местоположение и природа Италии. Пестрота населения Древней Италии. Древний Рим. Легенда об основании Рима. Ромул – первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятие римлян. Верования. Управление ранним Римом. Отказ римлян от царской власти. Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы – ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев. Устройство Римской республики. Плебеи – полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. Карфаген – преграда на пути к Сицилии. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах. Тактика Ганнибала и тактика римлян. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье. Установление господства Рима во всем восточном Средиземноморье. Рост римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа. Смерть Ганнибала. Средиземноморье – провинция Рима. Рабство в древнем Риме. Завоевательные походы Рима – главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, быту римлян. Раб – «говорящее орудие». Гладиаторские игры – любимое зрелище римлян. Амфитеатры.
Тема 13. Гражданские войны в Риме. Возобновление и обострение противоречий между различными группами и римским обществом после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потери имущества бедняками. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Гракха. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх - продолжатель дела брата. Гибель Гая. Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших. Оформление армии восставших. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших. Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наемную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти. Диктатура Цезаря. Брут и Цезарь Убийство Цезаря в сенате. Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антонио и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Превращение римского государства в империю. Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры. Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов. Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актер на императорском троне. Массовое восстание в армии и гибель Нерона. Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Идея равенства всех людей перед богом. Расцвет римской империи во II веке. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна. Военные успехи Траяна – последние завоевания римлян. Переход к обороне границ римской империи. Вечный город и его жители. Все дороги ведут в Рим. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме. Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. Римская империи при Константине. Укрепление границ империи. Вторжение варваров. Рим и варвары. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столица за счет архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Взятие Рима варварами. Разделение римской империи на два самостоятельных государства. Вторжение готов в Италию. Взятие Рима Аларихом – вождем готов. Падение Западной Римской империи. Конец эпохи античности.
| 17 | Сравнивать природные условия Греции и Рима. Соотносить время возникновения Рима и событий, происходивших в Греции. Рас-сказывать легенды, связанные с историей Рима. Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима. Использовать карты, мультимедиаресурсы, другие источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме.Исследовать по карте, мультимедиаресурсам территории, завоеванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины ее возникновения. Выделять причины побед римского войска, в том числе над Пирром. Сравнивать территориальные приобретения Рима во II-III вв. до н.э.Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом. Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме. Выделять и называть преимущества легиона в отношении фаланги. Представлять сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента.Называть причины карфагенских войн. Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне. Показывать по карте и комментировать поход Ганнибала. Характеризовать цели, поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами.Работать с картой в процессе изучения событий, обеспечивающих господство Рима в Средиземноморье. Охарактеризовать способы подчинения государств власти Рима. Рассказывать о падении Македонского царства и его значении для эллинистического мира, для Рима. Составлять простой план параграфа.Выделять в тексте главное о рабстве в Древнем Риме. Доказывать бесправное положение рабов в Риме. Объяснять причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян.Устанавливать причины гражданских войн в Риме. Называть причины, которые заставили Т.Гракха выступить в защиту бедняков. Работать в малых группах, систематизируя информа-цию. Высчитывать, сколько лет римляне жили в мире. Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищенных римлян.Прослеживать движение войска Спартака по карте, комменти-ровать события и поступки. Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса. Разрабатывать краткосрочный проект на темы: «Поход Спартака в Альпы»; «Красс против Спартака».Составлять рассказ, используя понятия: наемная армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель. Анализировать действия и поступки Ю.Цезаря. Объяснять позиции Красса, Помпея и Сената в отношении Ю.Цезаря.Определять причины поражения сторонников республики. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (на выбор). Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть. Объяснять причины завершения гражданских войн в Риме. Характеризовать правление Октавиана Августа. Рассказывать о судьбах знаменитых греков.Показывать на карте территорию расселения народов, попавших под власть империи. Комментировать иллюстрации на страницах учебника. Составлять задания, вопросы, обмениваться ими. Рассказывать о племенах – соседях Римской империи и их взаимоотношениях.Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в I в. н.э. Осуществлять отбор аргументов в пользу версии о пожаре в Риме. Анализировать причины крайнего своеволия Нерона.Рассказывать об условиях появления христианского учения. Объяснять причины распространения христианства. Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан. Объяснять, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни.Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба. Характеризовать период правления императора Траяна. Рассказывать о достижениях империи во втором веке. Выделять причины ослабления империи и перехода к обороне границ. Доказывать, что римляне строили на века. Сравнивать новизну в строительном деле Рима и современность.Инсценировать виртуальную экскурсию по Риму (с использова-нием презентации, Интернет-ресурсов, электронных изданий). Аргументировано доказывать смысл утверждения, что «все доро-ги ведут в Рим». Составить рассказ от лица простого римлянина, богатого римлянина, торговца, сенатора, об одном дне в Риме.Объяснять причины перемен во внутреннем положении империи. Сравнивать положение на границах империи в первом веке и при императоре Константине. Обосновывать факт переноса столицы империи . Комментировать последствия утверждения христи-анства государственной религией. Составлять рассказ о Риме с опорой на иллюстрации к параграфу.Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об исторических деятелях и их поступках. Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиций общечеловеческих ценностей. Высказывать предположения о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую империю.Показывать на карте этапы расширении границ Рима. Воспроиз-водить легенды и их нравственный контекст. Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни, повседневности. Решать кроссворды, проблемно-развивающие задания, инсценировать сюжеты. |
Планируемые результаты:
Ученик научится:
-определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н.э, н.э.);
-использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
-проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
-описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры, рассказывать о событиях древней истории;
-раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного строя древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.) б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и поданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
-объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
-давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Ученик получит возможность научиться:
-давать характеристику общественного строя древних государств;
-сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
-видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
-высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории
Календарно – тематическое планирование по истории Древнего мира 5 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Домашнее задание |
1 | Введение: «Что изучает история?» | 1 | 01.09.18 | | Стр. 8, записи в тетради |
2 | Древнейшие люди | 1 | 04.09.18 | | § 1. |
3 | Родовые общины охотников и собирателей. | 1 | 08.09.18 | | § 2. (раб.тетрадь стр. 4-5.) |
4 | Возникновение искусства и религии. | 1 | 11.09.18 | | § 3. |
5 | Возникновение земледелия и скотоводства. | 1 | 15.09.18 | | § 4. |
6 | Появление неравенства и знати | 1 | 18.09.18 | | § 5. Раб. Тетрадь стр. 8-12 |
7 | Счёт лет в истории | 1 | 22.09.18 | | Стр. 28-30. |
8 | Государство на берегах Нила | 1 | 25.09.18 | | § 6. |
9 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | 1 | 29.09.18 | | § 7. |
10 | Жизнь египетского вельможи | 1 | 02.10.18 | | § 8. Раб.тетр. стр. 18-19 |
11 | Военные походы фараонов | 1 | 06.10.18 | | § 9. Раб.тетр стр. 20-23 |
12 | Религия древних египтян. В царстве Осириса. | 1 | 09.10.18 | | § 10. раб.тетр. стр. 24-26 |
13-14 | Культура Древнего Египта. Искусство древних египтян. Письменность и знания древних египтян | 2 | 13.10.18 16.10.18 | | § 11; 12. Раб.тетр. стр. 27-30 |
15 | Повторительно-обобщающий урок : «Древний Египет» | 1 | 20.10.18 | | Раб. Тетр. Стр. 31-35 |
16 | Древнее Двуречье. | 1 | 23.10.18 | | § 13. Рабочая тетрадь задания 45-47. |
17 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | 27.10.18 | | § 14. Рабочая тетрадь задания 54-56 стр. 44-45. |
18 | Финикийские мореплаватели | 1 | 07.11.18 | | § 15. |
19 | Библейские сказания. Царство Давида и Соломона. | 2 | 10.11.18 13.11.18 | | § 16-17. |
20 | Ассирия - военная держава | 1 | 17.11.18 | | § 18. Раб.тет. стр. 38-40 |
21 | Персидская держава царя царей | 1 | 20.11.18 | | §19. Вопросы стр. 90 |
22 | Природа и люди Древней Индии | 1 | 24.11.18 | | § 20. Раб.тетр. стр. 62 |
23 | Индийские касты | 1 | 27.11.18 | | §21. Вопросы стр. 104 |
24 | Чему учил китайский мудрец Конфуций. | 1 | 24.11.18 | | § 22-23. Вопросы стр. 108 |
25 | Первый властелин единого Китая | 1 | 27.11.18 | | § 23. |
26 | Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру. | 1 | 01.12.18 | | Раб. Тетр. Стр.63-69 |
27 | Древнейшая Греция. Греки и Критяне. | 1 | 04.12.18 | | § 24. Рабочая тетрадь 2 часть задания 1-5. |
28 | Микены и Троя | 1 | 08.12.18 | | § 25. Рабочая тетрадь 2 часть задания 6-8. |
29 | Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея» | 2 | 11.12.18 15.12.18 | | § 26-27. Рабочая тетрадь задание 9. |
30 | Религия древних греков. | 2 | 18.12.18 22.12.18 | | § 28. Рабочая тетрадь задание 10-14. |
31 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. | 1 | 25.12.18 | | § 29. Рабочая тетрадь рабочая тетрадь задания 16-17. |
32 | Зарождение демократии в Афинах | 1 | 29.12.18 | | § 30. Рабочая тетрадь задания 18-21 |
33 | Древняя Спарта. | 1 | 15.01.19 | | § 31. Раб. тетрадь задания 22-26. |
34 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. | 1 | 19.01.19 | | § 32. Рабочая тетрадь задания 27-30. |
35 | Олимпийские игры в древности. | 1 | 22.01.19 | | § 33. Рабочая тетрадь задания 31-33. |
36 | Победа греков над персами в марафонской битве. | 1 | 26.01.19 | | § 34-35. рабочая тетрадь задания 34-35. |
7 | Нашествие персидских войск на Элладу. | 1 | 29.01.19 | | |
38 | В гаванях Афинского порта Пирей. | 1 | 02.02.19 | | § 36. Раб.тетрадь задания 36.-3 9. |
39 | В городе богини Афины. | 1 | 05.02.19 | | § 37. Рабочая тетрадь задания 36-39. |
40 | В Афинских школах и гимнасиях. | 1 | 09.02.09 | | § 38. |
41 | В театре Диониса | 1 | 12.01.09 | | § 39. Раб. тетрадь Задания 40-41 |
42 | Афинская демократия при Перикле | 1 | 16.01.19 | | § 40. Раб. тетрадь задания 42-43 |
43 | Города Эллады подчиняются Македонии. | 1 | 19.01.19 | | § 41; 42. |
44 | Поход А.Македонского на Восток. | 1 | 26.01.19 | | § 42. |
45 | В Александрии Египетской. | 1 | 02.03.19 | | § 43. Задания 44 |
46 | Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. | 1 | 05.03.19 | | Повторить основные даты и понятия. |
47 | Древнейший Рим. | 1 | 09.03.19 | | § 44. Раб. тетрадь Задания 56-57 |
48 | Завоевание Римом Италии. | 1 | 12.03.19 | | § 45. Раб. тетрадь Задания 58-59 |
49 | Устройство Римской республики. | 1 | 16.03.19 | | § 46 Раб. тетрадь Задания 60-63 |
50 | Пунические войны. Вторая война Рима с Карфагеном | 1
| 19.03.19 | | § 47. Раб. тетрадь Задания 64-67 |
51 | Установление господства Рима во всём Средиземноморье. | 1 | 23.03.19 | | § 48 Раб. тетрадь Задания 68 |
52 | Рабство в Риме | 1 | 02.04.19 | | § 49 Раб. тетрадь Задания 69 |
53 | Земельные реформы братьев Гракхов. | 1 | 06.09.19 | | § 50 Раб. тетрадь Задания 71-72 |
54 | Восстание Спартака | 1 | 09.04.19 | | § 51 Раб. тетрадь Задания 74 |
55-56 | Единовластие Цезаря. | 2 | 13.04.19 16.04.19 | | § 52 Раб. тетрадь Задания 75 |
57-58 | Гибель республики и создание империи | 2 | 20.04.19 23.04.19 | | § 53 - § 54 |
59 | Императорский Рим. Соседи Римской империи в первые века до н.э. | 1 | 27.04.19 | | § 55 |
60 | В Риме при императоре Нероне | 1 | 30.04.19 | | § 56 Раб. тетрадь Задания 76-78 |
61 | Первые христиане и их учение | 1 | 04.05.19 | | § 57 Раб. тетрадь Задания 83. |
62 | Расцвет римской империи | 1 | 07.05.19 | | § 58 |
63 | «Вечный город» и его жители. | 1 | 11.05.19 | | § 59 |
64 | Римская империя при Константине. | 1 | 14.05.19 | | § 60 Раб. тетрадь Задания 84-86 |
65 | Взятие Рима варварами. | 1 | 18.05.19 | | Повторить основные события, даты, понятия |
66 | Текущий контроль по теме: «Рим и Римская империя» | 1 | 21.05.19 | | |
67-68 | Повторение и обобщение материала по истории Древнего мира. | 2 | 25.05.19 28.05.19 | | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей истории, обществознания, географии, биологии, химии и искусства МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района _______2018г. №_______ _________________/Н.А.Карташова/ |
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________ /Л.В.Зёмина/ __________________________2018г. |