№ урока | Тема по Всеобщая история История России | Требование к уровню подготовки обучающихся | Дата проведения |
| | | |
Раздел 1. Введение ( 4 ч.) | | | |
1-2 | История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества. | Обобщить систематический курс истории 5-9 классов определить роль и место России в истории человечества выделить и характеризовать географическое , почвенное климатическое и иные особенности и их влияние на историческую судьбу России , на ход ее истории | | | | |
3-4 | История России - часть всемирной истории. | Изучить многообразие понятие «истории» и современные подходы к его пониманию, сущность исторического пространства , его эволюцию, взаимосвязи общества и природы в истории человечества. | | | | |
Раздел 2. Древнейшая история человечества. (4 ч.) | | | |
5 | Происхождение человека и общества. | Уяснить общую характеристику этапов расселения древнего человека на территории нашей страны ,связь человека и биосферы , а также климатических и географических условий с развитием человека и общества. | | | | |
6 | Древнейшая история нашей Родины. | Понимать принципы и способы периодизации всемирной и отечественной истории. | | | | |
7 | Неолитическая революция. | Определить сущность и значение неолитической революции. Объяснение процесса перехода от присваивающего к производящему типу хозяйства. Комментарии к схемам учебника «От первобытности к ранней государственности». | | | | |
8 | Индоевропейцы. Исторические корни славян. | Изучить родословную народов Евразии, место предков славян среди индоевропейцев, первое нашествие, появление восточного славянства, историю Восточной Европы в эпоху Великого переселения народов. | | | | |
Раздел 3. Цивилизации Древнего мира и Средневековья (26ч.) | | |
9 | Архаичные цивилизации. | Знать факторы и формы возникновения государства. знать основные черты восточной деспотии. знать социальную иерархию древнего восточного общества. | | | | |
10 | Цивилизации Древнего Востока. | Выяснить предпосылки формирования древнейших цивилизаций | | | | |
11-12 | Античные цивилизации Средиземноморья. | Знать факторы формирования античных цивилизаций Средиземноморья, влияние природно- климатических условий на процесс их становления и развития цивилизации | | | | |
13 | Становление христианско - средневековой цивилизации | Рассказать об исторических событиях и их участниках. составлять биографические справки. | | | | |
14 | Возникновение исламской цивилизации. | Читать историческую карту с опорой на легенду. уметь показать последовательность возникновения и развития исторических явлений, характеризовать деятельность важнейших для рассматриваемых вопросов исторических личностей. | | | | |
15 | Восточные славяне в VIII-IX вв. Появление государства Русь. Первые русские князья. | Показать учащимся, что существуют разные точки зрения на вопрос о прародине славян. Учащиеся узнают, где селились предки славян, кто был их соседями, какими были их взаимоотношения. выявить предпосылки возникновения государства у восточных славян; показать, что оно возникло в результате длительного развития восточнославянских племен. Рассмотреть процесс расселения восточнославянских племён на территории Брянщины. | | | | |
16 | Древнерусское государство при Святославе и Владимире. | Продолжить формирование понятия «государство» через рассказ о политике князя Игоря и княгини Ольги; на примере походов Святослава показать основные направления внешней политики Руси определить основные направления политики князя Владимира, показать значение его деятельности для укрепления государства на Руси; на основании знаний учащихся выяснить общие черты и различия между язычеством и христианством; показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси.. | | | | |
17 | Правление Ярослава Мудрого. Развитие феодальных отношений при Ярославичах. | Доказать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Киевской Руси в XII в.; подчеркнуть значение деятельности Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; раскрыть сущность Русской Правды как важного исторического источника, первого письменного свода законов на Руси. | | | | |
18 | Русь при внуках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. | Изучить Складывание нового устройства общества. Формирование зависимого крестьянства. Теория трех сословий и ее значение. Феод и установление вассальных отношений. Понятие феодализма. Сеньоры и вассалы. Феодальная иерархия. | | | | |
19 | Политическая раздробленность Руси. Северовро-Восточная Русь 12-13вв.. | Рассмотреть явления, объясняющие распад единого государства; показать действие объяснительных тенденций; показать особенности Галицко-Волынского княжества. | | | | |
20 | Культура Руси в Х - начале ХI в. Зарождение русской цивилизации. | Обобщить и закрепить знания о чертах русской цивилизации (в сравнении с западноевропейской) и процессах, происходивших на Руси в Х — начале XIII в. | | | | |
21-22 | Феодальное общество в Западной Европе. | Выяснить признаки и принципы феодальной системы . характеризовать сословно – корпоративный строй. | | | | |
23 | Монголо-татарское нашествие на Русь. | Определить характер, особенности и цели монгольского государства; раскрыть причины успехов завоевательных походов монголо-татар; показать героический характер обороны русских княжеств; выяснить историческое значение борьбы Руси против монголо-татарских завоевателей. | | | | |
24 | Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. | Обобщить и закрепить знания о причинах и результатах возникновения единого Русского государства. | | | | |
25 | Москва - центр объединения русских земель. | Уяснить историческую необходимость объединения русских земель в единое государство, закономерность этого процесса. | | | | |
26 | Образование единого государства России. Иван 3. | Уяснить какова причины феодальной войны на Руси, предпосылки , причины и историческое значение образование единого русского централизованного государства с центром в Москве. Вхождение Брянщины в состав государства. | | | | |
27 | Социально-экономическое развитие Российского государства в XV в. Роль церкви в государственном строительстве. | Понимать причины подъема, определить главные тенденции в сфере хозяйства , экономики и социальных отношений на русских землях в XV в | | | | |
28 | Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII-XV вв. | Познакомить учащихся с основными достижениями , памятниками, образцами русской культуры XIV-XV в. | | | | |
29 | Кризис традиционного общества в Западной Европе (XIV - XVв.) | | | | | |
30-31 | Повторительно-обобщающие уроки «Цивилизации Древнего мира и Средневековья». | Знать основные факты и понятия раздела. Знать основные факты и события истории Брянского края. | | | | |
32 | Приход к власти Ивана VI. Реформы 1550 гг. | Подвести учащихся к пониманию условий, влиявших на складывание характера Ивана IV; раскрыть сущность основных реформ Избранной рады и цели их проведения. | | | | |
33 | Внешняя политика Ивана IV. | Сформировать представления о направлениях внешней политики России и характере ее проведения Иваном IV; продолжить работу по формированию картографических навыков учеников при изучении вопросов внешней политики. | | | | |
34 | Опричнина . В преддверии смуты | Подвести учащихся к пониманию причин падения правительства Избранной рады и введения опричнины; дать представление о характере опричнины, методах ее проведения и ее последствиях. дать представление о последствиях опричнины, начале закрепощения крестьян в России; показать, как шло присоединение Сибири; познакомить учащихся с ситуацией, сложившейся после смерти Ивана Грозного; дать характеристику его преемника. | | | | |
Раздел 4.Россия и мир в новое время (34ч.) | | |
35 | Начало Смуты. Кризис общества и государства в России. | Уяснить причины Смуты , которая явилась во многом последствием опричнины и вызванного ею экономическую и социального кризиса в стране. Брянщина в годы смутного времени. | | | | |
36 | Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны. | Характеризовать внутреннюю политику царей Михаила и Алексея Романовых. Понимать причины реформ государственного управления и формирования сословий. | | | | |
37 | Восстановление самодержавия. Новые черты жизни России. | Делать выводы о том, почему в России не реализовалась западная модель государственного устройства, а выбор был сделан в пользу самодержавной власти. Выделять главное из текста, формулировать и доказывать свое мнение | | | | |
38 | Социальные движения в России во второй половине XVII в. | Делать выводы о том, почему в России не реализовалась западная модель государственного устройства, а выбор был сделан в пользу самодержавной власти. Выделять главное из текста, формулировать и доказывать свое мнение | | | | |
39 | Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича.(1629-1676) | Знать основные направления внешней политики. Определять причины войн, показывать на карте театр военных действий. Составлять устный рассказ о вхождении . Украины в состав России | | | | |
40 | Культура России XV -XVII вв. | Выделять особенности развития отечественной культуры, готовить сообщения о выдающихся представителях и достижениях отечественной культуры. Учиться анализировать сообщения одноклассников | | | | |
41-42 | Повторительно-обобщающие уроки «Россия в средневековом мире» | Определить уровень освоения учащимися основных положений раздела, включая материал по истории Брянского края. | | | | |
43 | Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки. | Знать ход и значение Великих географических открытий, начало процесса завоевания и освоения Америки. | | | | |
44 | Западная Европа (XVI-начало XVII в.): новый этап развития. | Уметь показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений, соотносить единичные исторические факты и общие явления. | | | | |
45 | Кризис сословного строя в Европе. | Устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, существенное в изучаемом материале. | | | | |
46 | Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм. | Раскрывать значение понятий «Эпоха просвещения», «Просвещённый абсолютизм». | | | | |
47-48 | Эпоха Петра I. Северная война. | Давать характеристику состояния России накануне решающих перемен. Выделять главное в тексте учебника. Знать хронологию Северной войны. Уметь показывать основной театр военных действий. Объяснять причины войны и ее необходимость. Рассказывать об архитектуре Петербурга, становлении русского флота. Использовать литературные произведения дл\я рассказа об исторических событиях. Брянщина и Сепверная война. | | | | |
49-50 | Реформы Петра I. | Характеризовать экономическое состояние России при ПетреI Давать объяснение перестройке экономической структуре страны, сравнивать положение сословий в петровскую эпоху с прежним положением | | | | |
51-52 | Окончание Северной войны. Конец правления Петра Великого. Личность Петра Великого. | | | | | |
53 | Эпоха дворцовых переворотов. | Знать причины дворцовых переворотов, хронику событий и действующих лиц. Учиться обобщать знания, делать выводы. Доказывать свои суждения. Работать с дополнительной литературой | | | | |
54-55 | Золотой век Екатерины II. | Анализ политики Екатерины II (выделение целей, подведение итогов) Работа с документами развитие умений работать с текстом. | | | | |
56 | Социальные движения в России в XVII- XVIII вв. | Объяснять причины, итоги, различные оценки восстания - Давать собственные аргументированные суждения. Уметь показывать на карте район восстания. | | | | |
57-58 | Буржуазные революции в середине XVIII - начале XIX в. | Уметь искать необходимую информацию в одном или нескольких источниках. показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений. | | | | |
59-60 | Рождение современных идеологий. | Получить знания об основных идеях просветителей, о предлагавшихся ими моделях общества. Углубить представления о гражданском обществе и правовом государстве. | | | | |
61-62 | Страны Западного полушария в первой половине XIX в. | Выделять общее и особенное в истории стран Западного полушария в первой половине XIX века. | | | | |
63-64 | Колониализм и кризис традиционного общества в странах Востока. | Выделять общее и особенное в истории стран Востока в первой половине XIX века. | | | | |
65-66 | Повторительно-обобщающие уроки «Государственно - социальная система России XVIII - XIX в. | Знать основные факты и понятия раздела и истории Брянщины. | | | | |
67 | Культурное наследие Нового времени. | Систематизировать и представлять материал , характеризующий культурное и философское наследие нового времени | | | | |
68 | Культура народов России XVIII в. | Знать выдающихся представителей и достижения российской науки и искусства. | | | | |
69-70 | Итоговое повторение по курсу. | | | | |