СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории. 5 класс.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории Древнего мира. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Рассчитана на 68 часов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории. 5 класс.»

МБОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа № 2 с УИОП» Хангаласский улус РС (Я)













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

к учебнику Вигасина А.А.

«История Древнего мира»






Предмет: история

Класс: 5«а», «б»

Образовательная область: общественно-научные предметы

Учебный год: 2019-2020

Учитель: Егорова Ольга Ивановна






г. Покровск



I. Пояснительная записка

Рабочая программа по истории разработана на основе:

        • Основная образовательная программа основного общего образования

        • Рабочая программа по истории Древнего мира . 5 класс. Сост. Сорокина Е.Н. – М. ВАКО 2014



II. Общая характеристика учебного предмета


Программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. Место и роль исторического знания в образовании мо­лодого поколения обусловлены его познавательными и миро­воззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исто­рического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.

В современной России образование вообще и историчес­кое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характери­зуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустри­альном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколе­ния. Речь идет о способностях выпускников школы ориенти­роваться в потоке социальной информации; видеть и творчес­ки решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профес­сиональной сфере и социуме в широком смысле, в том чис­ле в полиэтнической, поликультурной среде и др.

Цели и задачи

-образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных прио­ритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески приме­няющего исторические знания в учебной и социальной дея­тельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи изучения истории в основной школе:

•формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной са­моидентификации в окружающем мире;

овладение учащимися знаниями об основных этапах раз­вития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нрав­ственной сферах при особом внимании к месту и роли Рос­сии во всемирно-историческом процессе;

воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;



III. Место учебного предмета «ИСТОРИЯ» в учебном плане


Учебным планом МБОУ «Покровская СОШ №2 с УИОП» 2017-2018 уч.года на учебный предмет «История» в 5 классе отводится 68 часов в год (по 2 ч в неделю, 34 учебные недели).

IV. Структура программы

Разделы

Кол-во часов

1

Глава 1 Жизнь первобытных людей

8

2

Глава 2 Народы и государства Древнего Востока

18

3

Глава 3 Древняя Греция

22

4

Глава 4 Древний Рим

18


Всего

66



V. Содержание программы

5 класс (66 часов)


Жизнь первобытных людей

Предки человека. Выделение человека из мира животных. Условия жизни древнейших людей, их отличие от животных и современных людей. Древнейшие орудия труда. Овладение огнем и его роль в развитии человека. Человек разумный.

Расселение людей по земле. Охота и соби­рательство. Важнейшее значение охоты в жиз­ни людей. Понятие каменный век. Орудия ка­менного века. Великое оледенение. Загонная охота на мамонтов и других крупных животных. Потепление на земле. Изобретение лука и стрел, топора, плота и лодки. Пещерная живопись. Что такое искусство. Возникновение религиозных представлений. Первобытная магия. Идолы и колдуны. Мифы. Образование родовых общин. Племя. Орга­низация родоплеменной власти. Вожди и советы старейшин. Приручение животных. Воз­никновение скотоводства из охоты, земледелия — из собирательства. Мотыжное земледелие. Развитие ремесел. Гончарное керамическое ре­месло и ткачество. Как считали время в древности. Наша эра. Счет лет до нашей эры. Понятие дата. Обозна­чение дат на линии времени.

Народы и государства Древнего Востока

Местоположение и природные условия стра­ны. Южный и Северный Египет (Дельта). Раз­ливы Нила. Труд земледельцев. Ирригационные сооружения. Папирус. Иероглифическая пись­менность египтян. Объединение Южного и Северного Египта. Мемфис — столица едино­го государства. Природные условия и население. Южное Междуречье (Двуречье). Шумеры. Разливы Евфрата и Тигра. Города из глиняных кирпичей. Город Ур. Храмовая архитектура (зиккураты). Клинопись. Глиняные книги. Поэма о Гильгамеше. Сказание о потопе.

Возвышение Вавилона. Законы Хаммура­пи — важный исторический источник. Откры­тие памятника, его структура. Понятие закон. Вавилонское общество по законам Хаммурапи. Значение законов Хаммурапи.

Возникновение цивилизации в Древней Ин­дии и Китае. Страна между Гималаями и океа­ном. Природные условия и население. Древней­шие города в долине Инда. Археологические на­ходки. Недешифрованная письменность. Мес­тоположение и природа Китая. Хуанхэ — «река, надрывающая сердце». Первые государ­ства в Китае.

Трудовой год крестьян-земледельцев. Шадуфы. Древнеегипетские ремесленники. Жизнь простого египтянина. В усадь­бе вельможи. Быт, одежда, развлечения. Жречество и его роль в жизни страны. Ис­торические свидетельства о народном вос­стании в Египте. Египетское войско и освобождение страны от власти гиксосов. Фивы — столица Египта. Правление Хатшепсут, фараона-женщины. За­воевания Тутмоса III. Поход на Мегиддо. Ограб­ление завоеванных стран. Фараон Эхнатон и победители жрецы. Последующее ослабление Египта.

Особенности древнеегипетской скульптуры и живописи. Большой сфинкс. Древнеегипет­ская религия и мифология. Боги египтян. Миф об Осирисе и Исиде. Научные знания египтян в области математики, астрономии, медицины. Понятие культура.

Местоположение и географические особен­ности страны. Финикийские города Библ, Си-дон, Тир. Занятия населения. Торговля и пират­ство. Финикийские колонии. Основание Кар­фагена. Путешествия финикийцев. Плавание вокруг Африки. Создание финикийцами алфа­вита, его особенности и значение.

Местоположение страны. Создание и орга­низация армии. Ассирийские завоевания. Раз­рушение Вавилона Синаххерибом. Управление Ассирийской державой. Ограбление завоеван­ных стран. Ниневия и библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ниневии.

Арийское проникновение в Индию. Начало железного века в Индии. Образование госу­дарств. Освоение джунглей в долине Ганга. Брахманизм и индийские варны. Держава Маурьев при царе Ашоке. Будда и возникновение буддизма.

Начало железного века в Китае. Расширение территории древнекитайской цивилизации. Причины и условия объединения страны. За­воевания ЦиньШихуана и его правление. Борь­ба с гуннами. Строительство Великой китай­ской стены. Великий шелковый путь. Изобре­тения древних китайцев.

Завоевание Киром Великим Мидии, Лидии и Вавилона. Завоевание Египта Камбизом. Борьба за власть в Персидской державе. Приход к влас­ти Дария I. Персидская держава при Дарий I. Организация сатрапий. Налоговая система. Стро­ительство дорог (Царская дорога). Развитие тор­говли. Чеканка Дарием золотой монеты.

Древняя Греция

Географическое положение и природа Гре­ции. Северная, Средняя и Южная Греция (Пе­лопоннес). Коринфский перешеек. Фермопиль­ское ущелье. Эгейское море и его острова. Остров Крит. Миф о Тесее и Минотавре. Архео­логические открытия на Крите, в Греции и в Малой Азии. Троянская война. Вторжение до­рийцев.

«Темные века» в истории Греции и слепой поэт Гомер, певец на пирах басилеев. Содержа­ние поэм. «Илиада» — поэма о Троянской вой­не. Другие предания о Троянской войне: гибель Ахиллеса и троянский конь. Приключения Одиссея. На острове циклопов и возле острова сирен. Возвращение к Пенелопе.

Древнегреческие боги и герои. Олимпийская религия. Земледельческие культы. Мифы о бо­гах и героях. Миф о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Подвиги Геракла.

Рабство и работорговля. Роль рабского тру­да в ремесленном производстве. Афинский Ке­рамик. Правовое положение рабов. Развитиеторговли. Пирей — главные морские ворота Афин, центр международной торговли.

Противостояние Афин и Спарты. Причины и начало войны. Никиев мир. Алкивиад и Сицилий­ская экспедиция афинян. Персидская помощь Спарте. Война на море. Алкивиад — стратег-ав-тократор. Битва при Аргинусских островах. Ли-сандр и победа спартанцев. Итоги войны.

Воспитание гражданина. Роль простого че­ловека в государственном управлении. Школа в Древней Греции. Гимнасий. Ученые и фило­софы: Геродот, Гиппократ, Демокрит, Аристо­тель. Олимпийские игры: происхождение, орга­низация и программа. Знаменитые греческие атлеты. Виды спортивных состязаний.

Местоположение Македонского царства. Приход к власти и преобразования Филиппа II. Македонская фаланга. Оратор Демосфен и его борьба против македонской агрессии. Установ­ление власти Македонии над Грецией. Битва при Херонее и Коринфский конгресс. Убийство царя Филиппа и приход к власти Александра.

Начало Восточного похода. Битва при Иссе. Осада Тира и основание Александрии. Битва с Дарием III при Гавгамелах и ее результаты. Поход в Среднюю Азию и в Индию. Причины побед греко-македонского войска. Образование державы Александра Македонского.

Древний Рим

Местоположение Рима и Италии. Латинские племена. Легенда об основании Рима. Ромул и Рем. Римские цари, сенат и народное собрание.Патриции и плебеи. Реформа царя Сервия Тул­лия. Изгнание царя Тарквиния Гордого и уста­новление республики.

Государственное устройство. Римские кон­сулы. Борьба плебеев с патрициями и основа­ние народного трибуната. Права и обязаннос­ти народных трибунов. Римский сенат. Орга­низация римской армии. Легион. Жрецы рим­ских богов: понтифики, авгуры, фециалы.

Завоевание Римом Италии. Нашествие гал­лов. Разграбление Рима галлами и оборона Ка­питолия. Борьба римлян с самнитами. Завое­вание Южной Италии. Война с царем Пирром. Римская политика «разделяй и властвуй». Организация римлянами управления Италией.

Карфаген и его владения. Карфагенский флот и наемная армия. Первая Пуническая вой­на. Строительство римского военного флота. Изобретение римлянами абордажных мостиков («воронов»). Захват римлянами Сицилии. Под­готовка сторон к новой войне. Захваты Гамиль-кара в Испании. Завоевание Гаем Фламинием севера Апеннинского полуострова.

Римские завоевания во II веке до н.э. Подчи­нение Греции и гибель Македонии. Поражение державы Селевкидов. Третья Пуническая вой­на. Разрушение Коринфа и Карфагена. Образо­вание провинций и управление ими. Ограбле­ние римлянами завоеванных стран. Обогаще­ние римской знати. Триумфы римских полко­водцев.

Начало периода гражданских войн в Рим­ской республике. Последствия римских завое­ваний. Разорение крестьян и ослабление рим­ской армии. Земельный закон Тиберия Гракха и гибель реформатора. Борьба и гибель Гая Грак­ха. Итоги и значение деятельности Гракхов.

Возрастание роли полководцев в Римской республике. Союз трех полководцев: образова­ние триумвирата Помпея, Красса и Цезаря. Возвышение Цезаря и гибель Красса. Борьба Цезаря и Помпея. Битва при Фарсале. Дикта­тура Цезаря. Заговор Брута и Кассия. Убийство Цезаря в мартовские иды сторонниками арис­тократической республики.

Положение в Риме после убийства Цезаря. Последние республиканцы и наследники Цеза­ря. Второй триумвират. Проскрипции и гибель Цицерона. Битва при Филиппах. Самоубийство Кассия и Брута. Борьба за власть Октавиана и Антония. Битва при Акции и захват римляна­ми Египта. Падение республики.

Рим — столица империи. Пантеон. Колизей. Акведуки Рима. Триумфальные арки. Дворцы, особняки, многоэтажные дома. Устройство рим­ского дома. В цирке и в термах. В провинциях империи. Строительство дорог. Предоставление прав гражданства свободному населению импе­рии. Жизнь в деревне. Римский колонат.

Ухудшение положения империи. Римляне и варвары. Великое переселение народов. Восста­ние готов на Дунае и битва при Адрианополе. Император Феодосии I. Разделение империи на Западную и Восточную. Деятельность Стилихо-на. Взятие Рима готами во главе с Аларихом. Нашествие гуннов. Битва на Каталаунских по­лях («Битва народов»). Разграбление Рима ван­далами и падение Западной Римской империи.



VI. Требования к уровню подготовки учащихся

к концу 5 класса


Основные ориентиры предмета:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

  • соотносить год с веком, устанавливать последователь­ность и длительность исторических событий.

  1. Знание исторических фактов, работа с фактами:

    • характеризовать место, обстоятельства, участников, ре­зультаты важнейших исторических событий;

  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду;

  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобрази­тельных и др.);

  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.


Результаты освоения предмета:

Личностные:

Выпускник научится:

  • Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной или освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

  •  освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

  •  ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

  •  основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

Выпускник получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

  •  готовности к самообразованию и самовоспитанию;

  •  морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  •  эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.


Метапредметные:

Выпускник научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  •  планировать пути достижения целей;

  • устанавливать целевые приоритеты;

  • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

  •  работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  •  осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  •  создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  •  давать определение понятиям;

  •  устанавливать причинно-следственные связи;

  •  объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;


Выпускник получит возможность научиться:

  •  самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

  • построению жизненных планов во временной перспективе;

  •  основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

  •  учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;

  •  учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  •  брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

  •  в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

  •  ставить проблему, аргументировать её актуальность;

  •  самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

  •  выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;


Предметные:


  • Выпускник научится:

  •  определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);

  •  использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

  •  проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

  •  описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

  •  раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

  •  объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

  •  давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.


Выпускник получит возможность научиться:

  •  давать характеристику общественного строя древних государств;

  •  сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

  •  видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

  •  высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.


VII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


 № урока

Тема урока
 

Д/З

Дата урока

Примечание

План

Факт.


Глава 1 Жизнь первобытных людей

Введение.

§ 1




Древние люди.

§ 1, 2




Общины охотников и собирателей.

§ 2




Возникновение искусства и религии.

§3




Возникновение земледелия и скотоводства.

§ 4




Появление неравенства и знати.

§ 5




Счет лет в истории.

Глава 3




Повт. – обобщ. урок. «Древний человек»

§ 1-5




Глава 2 Народы и государства Древнего Востока

Государство на берегах Нила.

§ 6




Земледельцы и ремесленники в Египте.

§ 7




Жизнь египетского вельможи.

§ 8




Военные походы фараонов.

§ 9




Религия древних египтян.

§ 10




Искусство Древнего Египта.

§11




Письменность и знания древних египтян.

§ 12




Повт. – обобщ. урок. «Древний Египет»

§ 6-12




Древнее Двуречье.

§ 13




Законы Хаммурапи.

§14




Финикийские мореплаватели.

§ 15




Библейские сказания.

§16




Царство Давида и Соломона

§17




Ассирийская держава.

§18




Персидская держава «царя царей».

§19




Древняя индия. Касты.

§ 20, 21




Китайский мудрец Конфуций.

§ 22,23




Повт. – обобщ. урок. «Государства Востока»

§ 13 – 23




Глава 3 Древняя Греция

Древнейшая Греция. Греки и критяне.

§ 24




Микены и Троя.

§ 24




Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

§ 25




Религия древних греков.

§ 26,




Земледельцы Аттики теряют землю.

§ 27




Демократия в Афинах.

§ 28




Древняя Спарта.

§ 29




Греческие колонии.

§30




Повт. – обобщ. урок. «Древнейшая Греция»

§31




Олимпийские игры.

§ 32




Марафонская битва.

§ 24-32




Нашествие персов на Элладу.

§ 33




Греческие города Пирей и Афины.

§ 34




В афинских школах и гимнасиях.

§ 35




В театре Диониса.

§ 36 , 37




Афинская демократия при Перикле.

§ 38




Усиление Македонии.

§ 39




Походы Александра Македонского.

§ 40




Александрия Египетская.

§ 41




Повт. – обобщ. урок. «Расцвет греческих городов»

§42




Глава 4 Древний Рим

Древнейший Рим.

§ 43




Завоевание Римом Италии.

§ 33-43




Устройство Римской республики.

§ 44




Войны Рима с Карфагеном.

§ 45




Покорение Средиземноморья.

§ 46




Рабство в Риме.

§ 47




Земельный закон братьев Гракхов.

§ 48




Восстание Спартака.

§ 49




Повт. – обобщ. урок. «Становление Римского государства»

§ 50




Единовластие Цезаря.

§ 51




Установление в Риме империи.

§ 44-51




Император Нерон.

§ 52




Соседи Римской империи.

§ 53




Первые христиане.

§ 54




Расцвет империи во 2-м веке.

§ 55




«Вечный город» и его жители.

§ 56




Повт. – обобщ. урок. «Римская империя»

§ 57




Римская империя при Константине.

§ 58




Взятие Рима готами.

§ 52-58




Восточная Римская империя

§ 59




Итоговое повторение

§ 1-23




Итоговое повторение

§ 24-59




























VIii. Учебно-методический комплект

  1. Учебник Вигасин А.А. «История Древнего мира». 5 кл, М., «Просвещение», 2016 г.

  2. Годер Г.И. и др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. 5 кл., М., «Просвещение», 2010 г. (для учителя)

  3. Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, М., Дрофа, ДИК, 2007 г. (электронная версия) (для учителя)

  4. Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М., «Просвещение», 2003 г

  5. Универсальные поурочные разработки по истории древнего мира. 5 класс, М. ВАКО, 2011(для учителя)



Итоги года:

Причины отставания:

По учебному плану:

68



По рабочей программе:

66



Дано фактически:




Корректировка:




Программа пройдена %:





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!