СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по история для  5 класса по учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 5 класс»



Ростовская область Азовский район с. Семибалки

муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Семибалковская средняя

общеобразовательная школа

Азовского района

«Утверждаю»

Директор МБОУ Семибалковской СОШ

Азовского района

Приказ от «30» августа 2019 г. № ______

__________________ Запара О.А.

м.п.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по курсу «История России. Всеобщая история»

5 класс

на 2019-2020 учебный год




Разработала: Квашина Ольга Викторовна,

учитель высшей квалификационной категории



2019 г.


Пояснительная записка


Рабочая программа по курсу «История России. Всеобщая история» для 5 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015);

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;

  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015);

  • Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).

  • Примерная программа основного общего образо­вания по истории для 5-9 классов образовательных учреждений и авторской программы А.А. Вигасина «История древнего мира» 5класс.

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями, утвержденными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 № 576 , от 28.12.2015 № 1529, от 26.01.2016 № 38, от 21.04.2016 № 459, от 29.12.2016 № 1677, от 08.06.2017 № 535, от 20.06.2017 № 581, от 05.07.2017 № 629);

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Семибалковской СОШ Азовского района.

  • Учебный план МБОУ Семибалковской СОШ Азовского района на 2019-2020 учебный год




Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира» 5 класс, Москва, Просвещение, 2016 г.

Федеральный базисный план отводит 68 часов для обязательного изучения «Истории России. Всеобщей истории» в 5 классе из расчёта 2 часа в неделю.

«История Древнего мира» в соответствии с Годовым календарным учебным графиком МБОУ Семибалковской СОШ Азовского района на 2019-2020 учебный год, Производственным календарем 2020 года реализуется в объеме 68 часов.


Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений и авторской программы по Истории древнего мира. А. А. Вигасина, Г. И. Годера и И.С.Свенцицкой («Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы»).

Курс «История Древнего мира» формирует общую картину исторического развития человечества, представление о явлениях и понятиях на этапе первобытности и античности. Курс даёт возможность осознать огромную рол современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Древнего мира, которые так или иначе вошли в Преподавание курса «История Древнего мира» предполагает подробное изучение истории ряда стран Востока Древнего Рима, глубокое понимание противоречивых процессов, характеризовавших развитие древних цивилизаций, эти процессы и различные их трактовки.


Для учащихся 5 класса «История Древнего мира» это первый систематический

курс Всеобщей истории.

Программа курса охватывает период от древности до падения Западной Римской империи. Учебный курс дает возможность проследить роль древних цивилизаций в складывании основ современного мира.

В программе отражен принцип построения изучения курса: проблемно -хронологический принцип, что позволяет уделить внимание наиболее важным сквозным проблемам древнего мира, и особенностям развития каждого раннего государства, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы.



Целью курса истории Древнего мира является формирование у школьников знаний о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.
В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Задачи курса:

  • достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС по истории;

  • осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой,

  • экономическое развитие древних обществ;

  • показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

  • охарактеризовать становление идей и инстинктов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования);

  • раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов древности оставил

позитивный след в истории человечества;

  • формировать представление об общем и особенном при характеристике
    древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир
    от мира современного.





I. «Планируемые образовательные результаты освоения предмета «История» обучающимися»:

Личностные результаты:


1. Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

2. Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

3. Осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному

поведению в современном обществе;

4. Понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

1. Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и другую;

2. Владение умениями работать с учебной и внешкольной информации (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый

планы, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информацию, в том числе материалы на

электронных носителях;

3. Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщения, эссе, презентация,

реферат);

4. Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия и социальном окружении.


Предметные результаты:

1. Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны всего человечества как необходимой основы

миропонимания и познания современного общества;

2. Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения

событий и явлений прошлого и современности;

3. Умение изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

4. Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории;

5. Готовность применять исторический знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников.

Планируемые результаты изучения учебного курса «История Древнего мира»

обучающийся 5 класса научится:

• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);

• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

обучающийся 5 класса получит возможность научиться:

• давать характеристику общественного строя древних государств;

• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.


Система оценки планируемых результатов

Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.

Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют: - определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету (согласно учебному плану);

- установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования; - осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через фронтальные опросы, самостоятельные, проверочные и контрольные работы, зачеты, тестирование, терминологический диктант, работа с картой и т.п. в рамках урока. Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку. Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками (в форме тестирования, работы с документами и др.).

2. Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля. Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

Критерии оценки устного ответа:

- глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

- твердое знание материала в пределах программных требований – четырьмя баллами;

- неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;

- наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2».

Критерии оценки работы на уроке:

- активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;

- активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;

- неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;

- полное отсутствие активности - отметка «2»;

Критерии оценки тестового задания:

- 85-100% - отлично «5»;

- 66-84% - хорошо «4»

- 50-65% - удовлетворительно «3»;

- менее 50% - неудовлетворительно «2»;


   Нормы оценок работы с историческим источником


Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся

• установил тип источника и время (дату) его появления;

извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;

• сопоставил факты нескольких исторических источников;

• применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и т.д.)

для объяснения содержания исторического источника;

• дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной терминологии;

• привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;

• аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся:

• определил тип источника и историческую эпоху его появления;

• извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;

• сопоставил факты нескольких исторических источников;

• применил контекстные знания для объяснения содержания исторического источника;

• прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии;

• привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился с аргументацией свою позиции.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся:

• не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;

• на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

• попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника;

• не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся:

• не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;

• не увидел проблему и не смог ее сформулировать;

• пересказал текст источника без его комментирования;

• или дал ответ не в контексте задания.


   Нормы оценок работы с исторической картой


Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся:

• читает легенду карты;

• правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;

• раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;

• правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся:

• допускает неточности при чтении легенды карты;

• описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины;

• затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;

• не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся:

• допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;

• не соотносит историческую информацию с картой;

• не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся:

• не умеет читать легенду карты;

• не распознает историческую информацию, представленную на карте;

• отказался работать с контурной картой.

Критерии оценивания решения познавательных и практических задач.

В зависимости от содержащегося в вопросе предписания могут быть востребованы следующие умения:
анализировать информацию о социальных объектах, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками конкретных социальных явлений и обществоведческими понятиями;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (тест, диаграмма и т. п.);
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;
различать в социальной информации факты и мнения, выводы и аргументы;
применять социально-экономические и гуманитарные знания для решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам, доказывать надежность предлагаемого решения;
предвидеть последствия определенных социальных действий.
 Оценка «5» ставится при получении требуемого ответа на основе грамотного применения соответствующих умений и теоретических знаний.

Оценка «4» ставится, если допущены незначительные ошибки.

 Оценка «3» ставится, если задание выполняется с помощью наводящих вопросов

Критерии оценивания письменного ответа

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2.  Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

 

Критерии оценивания исторических диктантов.


«5»

ошибки отсутствуют

«4»

1-2

ошибки

«3»

3-5

ошибки или 40-60% правильных ответов

«2»

6 и более ошибок или 15-39% правильных ответов


Критерии оценки сообщения или проекта:

-глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;

- привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;

- выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа на дополнительные вопросы – тремя баллами;

- полное отсутствие работы - отметка «2»;

Критерии выведения четвертных и годовых оценок: как среднеарифметическая отметка всех текущих (четвертных) отметок с округлением по правилам математического округления.





ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Необходимость изучения истории в школе обусловливается ее познавательными и мировоззренческими направлениями. Главная задача школьного исторического образования – формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно ориентированной личности.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Основные содержательные линии рабочей программы в 5 классе реализуются в рамках курса «Всемирной истории».

Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном обществе.

Формы организации учебной деятельности: практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы, дискуссии.

Формы контроля: тестирование; задания на выявление операционных жизненных ситуаций; моделирование жизненных ситуаций.

Основные формы организации учебных занятий: познавательные уроки; викторины; урок-экскурсия в прошлое; комбинированные уроки, уроки деятельностной направленности: уроки «открытия» нового знания;  уроки рефлексии;  уроки развивающего контроля.

Педагогические технологии:

1.Коммуникативные технологии на ситуативной основе

2.Технология проблемного обучения.

3.Технология проектно-исследовательской деятельности.

4.Информационно-коммуникативные технологии.


  1. Содержание учебного предмета «История Древнего мира».

Введение

Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Пред­ставление о письменных источниках.

Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».

Тема I. Жизнь первобытных людей.

Первобытные собиратели и охотники

Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от

животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собира­тельство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирате­лей. Понятия «человек разумный», «родовая община».

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

Первобытные земледельцы и скотоводы

Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении произ­водящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гон­чарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледель­цев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «ста­рейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земле­дельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представле­ние о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».

Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появ­ление городов, государств, письменности).


Тема 2. Древний Восток.

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодо­родие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оро­сительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фара­он», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фара­онов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.

Города — Мемфис, Фивы.

Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.

Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рель­еф», «скульптурный портрет», «роспись».

Особенности древнеегипетского письма. Материалы для пись­ма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (мате­матика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы.

Произ­ведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папи­рус», «свиток».

Достижения древних египтян (земледелие, основанное на оро­шении; каменное строительство; скульптурный портрет; письмен­ность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представле­ние о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Западная Азия в древности

Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, пло­дородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для пись­ма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.

Города шумеров Ур и Урук.

Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «рос­товщик».

Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые шко­лы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказа­ния о Гильгамеше.

Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и олив-ководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побере­жья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. По­нятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Егип­та). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские преда­ния о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царст­во и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

Начало обработки железа. Последствия использования желез­ных орудий труда.

Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покорен­ных областей). Город Персеполь.

Индия и Китай в древности

Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяй­ство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Рели­гиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; ве­ра в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буд­дизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при ЦиньШихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение наро­да. Свержение наследников ЦиньШихуана. Шелк. Великий шел­ковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.

Тема 3. Древняя Греция.

Древнейшая Греция

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жиз­ни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Ми­кены, Тиринф, Пилос, Афины.

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фре­ска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

Микенское царство. Каменное строительство (Микенская кре­пость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселе­ние островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским цар­ством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и геро­ях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфа­вита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Воз­никновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».

Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприят­ные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и вино­града. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение дол­гового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание вы­борного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два ца­ря — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колони­зации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с ме­стным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состя­заний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на во­енную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трех­сот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сраже­ние в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населенияАфинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Поло­жение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.

Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Пале­стра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу че­ловека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.

Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Тра­гедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспи­тательная роль театральных представлений.

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Со­вет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение пла­ты за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Македонские завоевания в IV в. до н. э.

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Ма­кедонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.

Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Сократ и Де­мосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра,

Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III. Поход в Египет. Обо­жествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвраще­ние в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Ма­кедонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — круп­нейший торговый и культурный центр Восточного Средиземно­морья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Гре­ческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Повторение

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление уп­равления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с уп­равлением в Афинах. Особенности афинской демократии.

Тема 5. Древний Рим.

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По.

Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «вестал­ка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. На­шествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Вой­на с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный три­бун», «право вето».

Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. При­нятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Орга­низация войска. Понятие «легион».

Рим — сильнейшая держава Средиземноморья

Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македо­нии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «про­винция».

Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник раб­ства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».

Гражданские войны в Риме

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный за­кон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель де­ла брата. Гибель Гая.

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения вос­ставших.

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. За­воевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (пере­ход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран»,«диктатор».

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Ок-тавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.

Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республи­канских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».

Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».

Римская империя в первые века нашей эры.

Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Об­раз жизни германских племен. Предки славянских народов. Поня­тие «варвары».

Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Се­нека. Восстание в армии и гибель Нерона.

Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рас­сказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии. Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей пе­ред Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие коло­ната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».

Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.

Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.

Падение Западной Римской империи

Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Призна­ние христианства. Основание Константинополя и перенесение сто­лицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в про­винциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийст­во Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.

Итоговое повторение

Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о на­родовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.

Вклад народов древности в мировую культуру.


тематическое планирование

курса «История Древнего мира» - 5класс

урока

Раздел, тема, количество часов

Основные виды деятельности учащихся, формы занятий

1-2

Введение 2ч

Раскрывать значение понятий: история, век, исторический источник. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю


Раздел I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

3-5

Первобытные собиратели и охотники 3ч

Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство.

Устно описывать первые орудия труда.

Сравнивать первобытного и современного человека.

Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе.

С помощью рисунка изображать собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни

Называть и характеризовать новые изобретения человека для охоты; новые способы охоты.

Разрабатывать сценарий охоты на крупного зверя.

Выделять признаки родовой общины

Рассказывать о наскальной живописи, версиях её происхождения.

Объяснять, как учёные разгадывают загадки древних художников.

Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.

Характеризовать верования первобытных людей

6-8

Первобытные земледельцы и скотоводы 3ч

Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте.

Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.

Выделять и комментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла.

Обозначать последствия появления

гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины.

Схематически изображать и комментировать управление родовой общиной и племенем.

Характеризовать религиозные верования древнего человека Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища,

государства.

Находить на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия.

Выявлять и сравнивать признаки родовой и соседской общин.

Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней

знати.

Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия.


Раздел II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК

9-16

Древний Египет 8ч

Самостоятельно готовить тематическое сообщение к уроку (по выбору).

Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды.

Устанавливать причинно-следственные связи между природными условиями и занятиями древних египтян

Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной

литературы, электронных изданий.

Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Оценивать достижения культуры

Работать с картой в малых группах по единому заданию.

Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке.

Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III

Характеризовать религию древних египтян.

Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян.

Творчески разрабатывать сюжеты для инсценировки на уроке по теме параграфа

Искать в Интернете информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов.

Подготавливать презентации в Power Point по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями).

Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды

Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах.

Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса.

Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам

Анализировать достижения в земледелии.

Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца

Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте).


17-23

Западная Азия в древности 7ч

Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья.

Комментировать письменность Двуречья и выделять её особенные признаки

Выделять основные понятия параграфа (не более пяти), раскрывающие его суть.

Составлять кроссворд по теме урока.

Характеризовать свод законов Хаммурапи.

Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены законами богов

Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей.

Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников.

Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библе, Сидоне, Тире

Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племён.

Объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами.

Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям.

Объяснять, почему Библия наиболее читаемая книга с древности и до наших дней

Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное.

Давать оценку поступку (Самсона, Давида). Обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала.

Перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле.

Находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят».

Определять причины падения Ассирийской державы

Работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы.

Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей .

Кратко рассказывать легенды о персидских царях

24-28

Индия и Китай

в древности 5ч

Рассказывать о местоположении Индии, особенностях её ландшафта и клмата.

Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии.

Объяснять, каких животных почитали индийцы и почему. Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру

Составлять простой план пунктов параграфа (по выбору).

Рассказывать о жизни и обучении брахмана.

Доказывать, что брахманы – хранители знаний. Сравнивать основные положения

брахманизма и буддизма.

Готовить сообщение о жизни Будды.

Перечислять достижения древних индийцев

Находить на карте и комментировать местоположение Китая.

Определять и формулировать особенности китайской религии.

Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию

учтивости

Рассказывать об отношениях Китая с соседями.

Объяснять причины возведения Великой Китайской стены.

Выделять своеобразие древней китайской цивилизации, проявившееся в её достижениях.

Составлять кроссворды по тематике урока

Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала.

Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой, объектами на их территории.

Перечислять наиболее известные сооружения на территории Вавилона, Палестины, Древнего Египта, Китая.

Называть материал для письма в Египте, Двуречье, Китае, Индии


Раздел III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

29-33

Древнейшая Греция 5ч

Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря.

Называть отличительные признаки критской культуры.

Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст

Показывать на карте местоположение Микен.

Выделять отличия между микенской и критской культурами. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям.

На «ленте времени» обозначать падение Вавилона, объединение Китая Цинь Шихуаном, Троянскую войну.

Определять, какое событие произошло раньше других и на сколько по сравнению с другими

Рассказывать легенду о жизни Гомера.

Кратко раскрывать суть поэмы Гомера «Илиада».

Характеризовать образы основных героев «Илиады». Самостоятельно выполнять задания рабочей тетради по теме урока Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея. Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами. Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнить пантеон богов египтян и греков.

Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков.

Выполнять задания по техникам диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка»

34-40

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием 7ч

Находить на карте и устно комментировать местоположение Аттики, занятия её населения.

Объяснять значение понятий: полис, демос.

Выделять признаки греческого полиса.

Характеризовать греческий демос, общество в целом.

Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским

Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», её роль в улучшении жизни основной массы народа.

Сравнивать законы Драконта и Солона.

Уметь вести диалог с напарником по заданию, предложенному учителем.

Давать оценку поступкам Солона, его противникам и единомышленникам

Показывать на карте местоположение Спарты.

Характеризовать основные группы населения и их положение. Составлять рассказ о жизни и традициях спартанцев

Объяснять причины греческой колонизации, её географию.

Выделять общее, что связывало греческие колонии.

Сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации. Описывать одежду грека

Составлять развёрнутый план одной части параграфа.

Составлять «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа.

Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени

Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении.

Рассказывать о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне.

Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне.

Группировать факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу.

41-45

Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии 5ч

Сравнивать военную и торговую гавани.

Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека.

Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах.

Рассказывать о наиболее значимых частях Афин.

Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин.

Составлять план виртуальной экскурсии по Акрополю.

Создавать короткую презентацию в Power Point об одном из храмов Акрополя совместно с родителями; кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока) Сравнивать типы школ и систему обучения в них.

Последовательно рассказывать о каждой из школ.

Объяснять назначение каждой из школ.

Пояснять, почему греки придавали большое значение умению доступно излагать мысли.

Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям

Объяснять причины особой любви греков к представлениям.

Называть отличительные признаки комедии и трагедии.

Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона».

Оценивать роль современного театра для общества

Самостоятельно подготавливать тематические сообщения (по выбору).

Называть заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин. Проводить поиск информации в Интернете о единомышленниках, друзьях Перикла.

Систематизировать информацию о демократических преобразованиях во время руководства полисом Перикла

46-49

Македонские завоевания в IV в. до н. э. 4ч

Показывать на карте и объяснять местонахождение Македонии.

Характеризовать политические методы Филиппа Македонского.

Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонских.

Объяснять причины потери независимости Грецией.

Разъяснять причины, по которым Демосфен не был услышан в Греции

Используя карту и её легенду, рассказывать о военных событиях похода Александра Македонского на Восток.

Характеризовать ситуацию на Востоке, которая способствовала победам Александра Македонского.

Оценивать поступки Александра Македонского, его противников

Называть причины распада державы Александра Македонского. Показывать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы.

Рассказывать об Александрии – центре эллинистического мира. Сравнивать Александрию и Афины

Называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателя Греции.

Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры.

Характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии


Раздел IV. ДРЕВНИЙ РИМ

50-52

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией 3ч

Сравнивать природные условия Греции и Рима.

Соотносить время возникновения Рима с событиями, происходившими в Греции.

Рассказывать легенды, связанные с историей Рима.

Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима.

Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения.

Выделять причины побед римского войска, в том числе над Пирром.

Сравнивать территориальные приобретения Рима в III и II вв. до н. э.

Сравнивать устройство Римской республики с греческим полисом.

Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или

Риме.

Выделять и называть преимущества легиона по сравнению с фалангой.

Представлять сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента

53-55

Рим – сильнейшая держава Средиземноморья 3ч

Называть причины карфагенских войн.

Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне.

Показывать по карте и комментировать поход Ганнибала. Характеризовать цели, поступки Ганнибала.

Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами

Работать с картой в процессе изучения событий, обеспечивших господство Рима в Средиземноморье.

Характеризовать способы подчинения государств власти Рима.

Рассказывать о падении Македонского царства и его значении для эллинистического мира, Рима.

Составлять простой план параграфа

Выделять в тексте главное о рабстве в Древнем Риме.

Доказывать бесправное положение рабов в Риме.

Объяснять причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян

56-59

Гражданские войны в Риме

Устанавливать причины гражданских войн в Риме.

Называть причины, которые заставили Тиберия Гракха выступить в защиту бедняков.

Работать в малых группах, систематизируя информацию.

Высчитывать, сколько лет римляне жили в мире.

Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян

Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступки восставших.

Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса. Разрабатывать краткосрочные проекты на темы «Поход Спартака в Альпы»; «Красс против Спартака»

Составлять рассказ, используя понятия: наёмная армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель.

Анализировать действия и поступки Юлия Цезаря.

Объяснять позиции Красса, Помпея и сената в отношении Юлия Цезаря

Определять причины поражения сторонников республики.

Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (на выбор).

Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть.

Объяснять причины завершения гражданских войн в Риме.

Характеризовать правление Октавиана Августа.

Рассказывать о судьбах знаменитых римлян

60- 65

Римская империя в первые века нашей эры 6ч

Показывать на карте территории расселения народов, попавших под

власть империи.

Комментировать иллюстрации на страницах учебника.

Составлять задания, вопросы, обмениваться ими.

Рассказывать о племенах – соседях Римской империи и их взаимоотношениях

Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в I в. н. э.

Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме.

Анализировать причины крайнего своеволия Нерона

Рассказывать об условиях появления христианского учения.

Давать объяснение причинам распространения христианства. Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан.

Объяснять, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни

Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба. Характеризовать период правления императора Траяна.

Рассказывать о достижениях империи во II в. н. э.

Выделять причины ослабления империи и перехода к обороне границ.

Доказывать, что римляне строили на века

Проводить виртуальную экскурсию по Риму (с использованием презентации, интернет-ресурсов).

Аргументированно доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим».

Составить рассказ от лица простого римлянина, богатого римлянина, торговца, сенатора об одном дне в Риме

66-67

Падение Западной Римской империи 2ч

Объяснять причины перемен во внутреннем положении империи.

Сравнивать положение на границах империи в I в. н. э. и при императоре Константине.

Обосновывать факт переноса столицы империи.

Комментировать последствия утверждения христианства государственной религией.

Составлять рассказ о Риме с опорой на иллюстрации к параграфу

Обозначать причины раздела империи на две части.

Рассказывать об исторических деятелях и их поступках.

Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей.

Высказывать предположения о том,

почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую империю

68

Повторительно-обобщающий урок по теме «История древнего мира» 1ч


Показывать на карте этапы расширения границ Рима.

Воспроизводить легенды и их нравственный контекст.

Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам.

Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни.

Решать кроссворды, выполнять проблемно-развивающие задания, инсценировать сюжеты античной истории







КАЛЕНДАРНО-тематическое планирование

по «ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА» 5 класс 2019-2020 учебный год

урока

Тема раздела/
урока

Кол. часов

Вид контроля


Дата

Д/З

план

факт

Введение (2 ч) I четверть – 16 ч.




1.

Введение. Откуда мы знаем, как жили предки современных народов.

1


03.09



2.

Счет лет в истории.


1

Решение познавательных и проблемных задач

05.09


Стр. 29-32,

пересказывать

Глава 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч.)




3.

Древнейшие люди.

1


10.09


§ 1, нарисовать орудия труда

4.

Родовые общины охотников и собирателей.

1


12.09


§ 2, пересказывать

5.

Возникновение искусства и религии.

1


17.09


§ 3, пересказывать

Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч.)




6.

Возникновение земледелия и скотоводства.

1


19.09


§ 4, пересказывать

7.

Появление неравенства и знати.

1


24.09


§1-5, повторить

8.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Жизнь первобытных людей».

1

Проверочная работа: «Первобытнообщинное общество».

26.09



Древний Египет (8 ч.)





9.

Государство на берегах Нила.

1


01.10


§ 6, пересказывать

10.

Быт земледельцев и ремесленников.

1


03.10


§ 7, пересказывать

11.

Жизнь египетского вельможи.

1


08.10


§ 8, пересказывать

12.

Военные походы фараонов.

1


10.10


§ 9, пересказывать

13.

Религия древних египтян.

1


15.10


§ 10, пересказывать

14.

Искусство Древнего Египта.

1


17.10


§ 11, пересказывать

15.

Письменность и знания древних египтян.

1


22.10


§ 6-12, повторить

16.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет»

1

Тест по теме «Древний Египет».

24.10




Западная Азия в древности (7 ч.)

II четверть – 16ч.


17.

Древнее Двуречье

1


05.11


§ 13 пересказывать

18.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1


17.11


§ 14 пересказывать

19.

Финикийские мореплаватели.

1


12.11


§ 15 пересказывать

20.

Палестина. Древние евреи.

1


14.11


§ 16 пересказывать

21.

Древнееврейское царство.

1


19.11


§ 17 пересказывать

22.

Ассирийская держава.

1


21.11


§ 18 пересказывать

23.

Персидская держава «царя царей».

1

Тест

26.11


§ 19 пересказывать

Индия и Китай в древности. (5ч).




24.

Природа и население Древней Индии.

1


28.11


§ 20 пересказывать

25.

Индийские касты.

1


03.12


§ 21 пересказывать

26.

Древний Китай. Учение Конфуция.

1


05.12


§ 22 пересказывать

27.

Первый властелин единого Китая.

1


10.12


§13-23 повторить

28.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Восток»

1

Тест по теме «Древний Восток».

12.12



Древнейшая Греция (5 ч.)




29.

Природа и население Древней Греции.

1


17.12


§24 пересказывать

30.

Критское и Микенское царства.

1


19.12


§ 25 пересказывать

31.

Поэма Гомера «Иллиада».

1


24.12


§ 26, пересказывать

32

Поэма Гомера «Одиссея».

1


26.12


§ 27, пересказывать




III четверть 20 ч.




33.

Религия древних греков.

1

Проверочная работа

14.01


§28, проект «Боги Древней Греции»

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч.)




34.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1


16.01


§ 29 пересказывать

35.

Зарождение демократии в Афинах.

1


21.01


§ 30 пересказывать

36.

Древняя Спарта.

1


23.01


§ 31 пересказывать

37.

Греческие колонии.

1


28.01


§ 32 пересказывать

38.

Олимпийские игры.

1

Проверочная работа

30.01


§ 33 пересказывать

39-40.

Греко-персидские войны.

2


04, 06.02


§ 34-35 заполнить таблицу

Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 ч.)




41.

В гаванях Афинского порта Пирей.

1


11.02


§ 36 пересказывать

42.

В городе богини Афины.

1


13.02


§ 37 пересказывать

43.

В афинских школах и гимнасиях

1

Проверочная работа

18.02


§ 38 пересказывать

44.

В театре Диониса.

1


20.02


§ 39 пересказывать

45.

Афинская демократия при Перикле.

1

Проверочная работа

25.02


§ 40 пересказывать

Македонские завоевания в IV в. до н.э. (4 ч.)




46.

Города Эллады подчиняются Македонии.

1


27.02


§ 41 пересказывать

47.

Поход Александра Македонского на Восток.

1


03.03


§ 42 пересказывать

48.

В Древней Александрии Египетской.

1


05.03


§ 29-43 повторить

49.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Греция».

1

Тест по теме «Древняя Греция».

10.03



Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3ч)




50.

Древнейший Рим.

1


12.03


§ 44 пересказывать

51.

Завоевание Римом Италии.

1


17.03


§ 45 пересказывать

52.

Устройство Римской республики.

1

Составление плана

19.03


§ 46 составить краткий план

4 четверть Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч.)

IV четверть – 16ч.

53.

Вторая война Рима с Карфагеном.

1


31.03


§ 47 пересказывать

54.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье.

1


02.04


§ 48 пересказывать

55.

Рабство в Древнем Риме.

1

Составление плана

07.04


§ 49 пересказывать

Тема 15. Гражданские войны в Римской республике (4 ч.)




56.

Земельный закон братьев Гракхов.

1


09.04


§ 50 пересказывать

57.

Восстание Спартака.

1

Тест

14.04


§ 51 пересказывать

58.

Единовластие Цезаря в Риме.

1


16.04


§ 52 пересказывать

59.

Установление империи в Риме.

1


21.04


§ 53 пересказывать

Римская империя в первые века нашей эры (6 ч.)




60.

Соседи Римской империи.

1

Составление плана

23.04


§ 54 составить план п. 4

61.

Итоговый тест за курс 5 класса.

1

Итоговый тест

28.04



62.

Рим при императоре Нероне.

1


30.04


§ 55 пересказывать

63.

Первые христиане и их учение.

1


07.05


§ 56 пересказывать

64.

Расцвет Римской империи во 2-м веке.

1


12.05


§ 57 пересказывать

65.

«Вечный город» и его жители.

1


14.05


§ 58 пересказывать

Падение Западной Римской империи (2ч+1 ч.)




66.

Римская империя при Константине.

1


19.05


§ 59 пересказывать

67.

Взятие Рима готами.

1


21.05


§ 60 пересказывать

68.

Повторительно-обобщающий урок по теме «История Древнего мира».

1

Защита проектов «Семь чудес света»

26.05






Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:


ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011

3. Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011

4. Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы - Наталья Шевченко, Алексей Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2011

5. История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2016

6. Арасланова О.В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина и др. - М.: ВАКО, 2008. – 284 с.

7. Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М.: Просвещение - 2007.

8. Книга для чтения по истории древнего мира / под ред. А. И. Немировского. - М., 1998;

9. Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие. – М, Творческий центр «Сфера», 2003.

10. Петрович В.Г. и др. Уроки истории в 5 классе – М.: Творческий центр, 2004

11. Брандт М.Ю. Тесты. История древнего мира. 5 класс – М.: Дрофа, 2009


ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

  1. Персональный компьютер

  2. Аудиоколонки

  3. Видеопроектор

  4. Экран


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Основные Интернет-ресурсы

http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»

http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»

http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»

http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)

http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

Дополнительные Интернет-ресурсы

http://www.historia.ru– электронный журнал «Мир истории»

http://www.historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека

http://www.historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов

http://www.istrodina.com - сайт журнала «Родина»

http://www.lib-history.info - историческая библиотека

http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.




«Рассмотрено и рекомендовано к утверждению»

Протокол заседания МО учителей гуманитарного цикла

МБОУ Семибалковской СОШ Азовского района

от 30.08.2019 года № 1

___________ Черенкова Е.Г.

подпись руководителя МО Ф.И.О.





«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

_______________ Квашина О.В.

подпись Ф.И.О.

30.08.2019 года




Лист корректировки рабочей программы


№ урока

Название темы

Дата проведения

по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту

Способ корректировки




















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!