СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории 5-9 кл ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории»

Пояснительная записка.


Рабочая программа по истории для 5-9 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/15), программы общеобразовательных учреждений по (всеобщей истории) к предметной линии учебников (А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы)М.: Просвещение, 2016г., рабочей программы курса «История России». 6—9 классы (основная школа) : учеб.пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М. : Просвещение, 2016


УМК:

Всеобщая история:

«История Древнего мира. 5 класс»; учебник для 5 класса общеобразовательных школ, авторы: Вигасин А. А., Годер Г. И, Свенцицкая И. С.. История Древнего мира. 5 класс.-М. "Просвещение", 2016


Всеобщая история:

«История Средних веков. 6 класс»; учебник для 6 класса общеобразовательных школ, авторы: Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. Под редакцией А. А. Сванидзе. 6 класс.- М. "Просвещение", 2016

История России:

«История России. 6 класс»; учебник для 6 класса общеобразовательных школ, авторы: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева под редакцией А.В. Торкунова; Просвещение, 2016 г.

Всеобщая история:

«История нового времени», учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений, авторы: А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина «История нового времени.1506 – 1689 гг. XVI - XVII вв.» М.: Просвещение, 2014.

История России:

«История России. 7 класс»; учебник для 7 класса общеобразовательных школ, авторы: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева под редакцией А.В. Торкунова; Просвещение, 2016 г.


Всеобщая история:

«История нового времени», учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений, авторы: А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина «История нового времени.1506 – 1689 гг. XVI - XVII вв.» М.: Просвещение, 2014.

История России:

«История России. 8 класс»; учебник для 7 класса общеобразовательных школ, авторы: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева под редакцией А.В. Торкунова; Просвещение, 2016 г.


Всеобщая история:

«История нового времени», учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений, авторы: А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина «История нового времени.1800 – 1900 гг. XIX в.» М.: Просвещение, 2014.

История России:

«История России. 9 класс»; учебник для 9 класса общеобразовательных школ, авторы: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева под редакцией А.В. Торкунова; Просвещение, 2016 г.


Срок реализации программы 5 лет (5 - 9 классы)

В соответствии с учебным планом ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Борское на изучение курса «История» в 5-9 классах отведено 374 часа (из расчета 2 часа в 5-8 классах и 3 часа в 9 классе в неделю при 34 учебных неделях ежегодно):

  1. класс - 68 часов

  2. класс - 68 часов

7 класс - 68 часов

8 класс - 68 часов

9 класс - 102 часа.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «История»

Личностные результаты:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты: 

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

- соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями (планируемые результаты):

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

- читать историческую карту с опорой на легенду;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); соотносить единичные исторические факты и общие явления; называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.


Содержание программы по классам


5 класс



ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА (68 ЧАСОВ)

Введение (1 ч.) Что изучает история. Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.


Раздел I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ И ИХ ОТКРЫТИЯ (7 ч.)

Первобытный мир. Первые люди на Земле. Открытия и изобретения древних охотников. Искусство и религия первобытных людей. Первые земледельцы и скотоводы. Освоение металлов. От первобытности к цивилизации. Счет лет в истории.

Раздел II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (19 ч.)

Цивилизации речных долин (5 ч.)

Цивилизации речных долин. «Египет – дар Нила». Страна двух рек. Вавилон при царе Хаммурапи. Древнейшие цивилизации Индии и Китая.

Древний Египет (5 ч.)

Ключ к тайнам древнеегипетской истории. Жизнь в Древнем Египте. История Египта в истории фараонов. Культура Древнего Египта.

Западная Азия в век железа (5 ч.)

Железный век в мировой истории, его предпосылки и преимущества. Финикия. Древняя Палестина. Ассирийская военная держава. Победители Ассирии.

Великие державы Древнего Востока (4 ч.)

Образование державы Маурьев в Индии. Единое государство в Китае. Великая Персидская держава.

Раздел III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (19 ч.)

Древнейшая Греция (3 ч.)

Две истории греческой цивилизации. Греция и Крит в эпоху бронзы. Поэмы Гомера. Боги и герои Эллады.

Рождение античного мира (4 ч.)

Греческие полисы и Великая греческая колонизация. Афинский полис. Древняя Спарта.

Могущество и упадок Афин (5 ч.)

Как начинались греко-персидские войны. Персидское нашествие на Грецию и его итоги. Расцвет демократии в Афинах. Рабы в Древней Греции в V в. до н.э. Пелопоннесская война (431-404 гг. до н.э.). Греко-персидские войны и Пелопоннесская война в истории Афин и Древней Греции, а также в развитии демократических и олигархических форм управления, проблема объединения полисов в единое государство V в. до н.э.

Греческая культура (3 ч.)

Культура как феномен жизни и деятельности человека. Граждане, ученые и атлеты Греции. Архитекторы, скульпторы, поэты Греции. Своеобразие мировоззрения древних греков, его влияние на культуру народа. «Греческий след» в жизни современного человечества.

Македонские завоевания (4 ч.)

Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского (334 – 323 гг. до н.э.). Греческий Восток.


Раздел IV. ДРЕВНИЙ РИМ (22 ч.)

Образование Римской республики (3 ч.)

Римское тысячелетие. Рим под властью царей. Республика римских граждан. Рим во главе Италии. Основные изменения во внутреннем и внешнем положении Рима к III в. до н.э.

Римские завоевания в Средиземноморье (4 ч.)

Предпосылки выхода Рима в III в. до н.э. на широкую международную арену. Основные соперники Рима в борьбе за господство в Западном и Восточном Средиземноморье. Первая война с Карфагеном (264 – 241 гг. до н.э.). Война с Ганнибалом (218 – 201 гг. до н.э.). Рим – завоеватель Средиземноморья.

Гражданские войны в период Римской республики (III вв. до н.э.) (6 ч.)

Внутреннее положение Рима в связи с образованием мощного Средиземноморского государства. Противоречия между римлянами и союзниками, покоренными народами, аристократами и народом; проблемы крестьян и ремесленников в связи с ростом и дешевизной рабского труда, угроза военному могуществу Рима и т.д. Народные трибуны – братья Гракхи. Сулла – первый военный диктатор Рима. Восстание Спартака. Цезарь – повелитель Рима. Падение республики.

Расцвет и могущество Римской империи (конец I в. до н.э. – II в.н.э.) (4 ч.)

Император Октавиан Август. Цезари Рима. Жизнь в Римской империи. Особенности политической, социальной и культурной жизни Рима во времена «республики-империи».

Закат античной цивилизации (5 ч.)

Римская империя и варвары на рубеже II - III вв. Кризис античной цивилизации.

Кризис Римской империи в III веке. Христианство – новая религия старого мира. Рим в период Поздней империи. Падение Западной Римской империи.

Заключение (2 ч.) Из Древнего мира в Средние века.

6 класс

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (28 ЧАСОВ)

Введение (1 ч.). Что такое Средние века. Исторические источники для изучения эпохи Средних веков.

Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) (4ч.)

Картина мира на рубеже Древности и Средневековья: центр и периферия ойкумены глазами жителей Римской империи. Византийская империя, или империя ромеев. Император Юстиниан и его деятельность. Культура Византии.

Византийская империя и славяне в VI-XI вв. (2 ч.)

Римляне и германцы в последние века Древнего мира. «Варвары против варваров». Великое переселение народов и его последствия для Западной Римской империи. Германцы – новые хозяева Европы.

Арабы в VI-XI вв.(1 ч)

Племена Аравийского полуострова: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Арабский халифат и его история. Культура Арабского халифата.

Феодалы и крестьяне. (2 ч.)

Сословия в средневековом европейском обществе. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Вассалитет. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Феодалы и зависимые крестьяне. Крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян.

Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 ч.)

Упадок городов на закате античной цивилизации и в Раннем Средневековье. Средневековый город. Жизнь, быт и труд горожан. Цехи и гильдии. Культура, наука и образование в Средние века.

Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы(2 ч)

Католическая церковь и ее роль главы христианского мира. Ересь и еретики. Монахи и монашеские братства. Фома Аквинский. Государства Европы в XII – XV вв: Священная Римская империя, Франция, Англия. XIV столетие – век потрясений. На востоке Европы.

Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) (6ч.)

Как происходило объединение Франции. Что англичане считают началом своих свобод.

Столетняя в Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии война. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв.

Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. (2 ч.)

Гуситское движение в Чехии. Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

Культура Западной Европы в Средние века. (3ч.)

Образование и философия. Средневеко Научные открытия и изобретения.вая литература. Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии.

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.(2 ч.)

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.

Итоговое повторение.(1ч.)

7 КЛАСС.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (28ЧАСОВ)


Введение (1 ч.) Что такое Новое время? Предпосылки появления понятия «Новое время». Хронологические рамки истории Нового времени, его временная протяженность и периодизация. Место Нового времени во всеобщей истории человечества, его связь с современностью.


Раздел I. РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ. ЕВРОПА В КОНЦЕ XV – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII ВЕКА (20 ч.)


Великие географические открытия (4 ч.)

Предпосылки Великих географических открытий. Великие географические открытия и их последствия. Европейцы в Новом Свете. Завоевание империй инков и ацтеков. Формирование первых колониальных империй.

Технический прогресс, предпринимательство, капитализм (2 ч.)

Повседневная жизнь европейцев в XVI – XVII веках. Развитие техники. Рождение капитализма. Пережитки Средневековья как препятствия для развития капитализма, предпринимательства и технического прогресса в Раннее Новое время.

Европейское Возрождение (4 ч.)

Гуманизм и Возрождение в Италии. Деятели эпохи Возрождения. Эпоха титанов. Искусство Высокого Возрождения. Историческое место и значение эпохи Возрождения в европейской и мировой культуре.

Реформация и Контрреформация в Европе (3 ч.)

Реформация и крестьянская война в Германии. Рождение протестантизма и религиозные войны в Европе XVI столетия. Контрреформация: инквизиция и орден иезуитов. Религиозная палитра Европы в XVI в. и ее влияние на духовную политическую и культурную жизнь европейского общества.

Государства Западной Европы в XVI - первой половине XVII века (5 ч.)

Абсолютизм и его основные признаки в странах Западной Европы в XVI – первой половине XVII в. Образ монарха в европейском обществе в эпоху абсолютизма. Особенности парадного портрета европейских правителей. Церемониал, дворцы и развлечения монархов. Империя Габсбургов в период подъема и заката (XVI – первая половина XVII вв.). Национально-освободительное движение в Нидерландах. Англия при Тюдорах (1485 – 1603 гг.). Франция на пути к абсолютизму. Международные отношения в XVI – XVII веках: на пути к современной Европе. Люди, события, идеи Раннего Нового времени. Религиозный фактор в истории Западной Европы конца XV – первой половины XVII века.

Век разума и мистицизма:европейская культура в конце XV – первой половине XVII века (2 ч.)

Поздний гуманизм» и его противоречия. Начало революции в естествознании. Литература и искусство XVI – первой половины XVII века. Наука и ученые, писатели и художники в контексте исторического развития Западной Европы в XVI – первой половине XVII вв.

Раздел II. Страны Европы и Северной Америки во второй половине XVII в. (7 ч.)

Взлеты и падения монархий (4 ч.)

Французская монархия в зените: Людовик XIV – король-солнце. Английская революция 1640 – 1660 годов. Становление парламентской монархии в Англии. Англия и Франция: два пути развития монархий во второй половине XVII века.

Восток и Запад: две стороны единого мира (3 ч.)

Запад и Восток в эпоху Нового времени: предпосылки географического сближения и экономической экспансии европейцев, причины культурной изоляции и политических конфликтов. Османская империя и Персия на международной арене XVI – XVII вв. Индия на международной арене XVI – XVII вв. «Запретные» страны: Китай и Япония в XVI – XVII веках. «Запад есть Запад, Восток есть Восток»: смогут ли они быть вместе?


Заключение (2 ч.) Мир на заре новой эры. Новое время в истории человечества.


8 КЛАСС.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (28 часов)

Введение (1 ч.) Новое время: XVIII век в истории человечества.


Раздел I. Страны Европы и Северной Америки в ХVIII в. Эпоха Просвещения. (15 ч).


Европа в век Просвещения (5 ч). Экономическое и социальное развитие Европы в ХVIII в.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в.

США в XVIII веке. Война североамериканских колоний за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки; «отцы-основатели».

Французская революция XVIII в (6 ч). Причины, участники революции. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.

Европейская культура второй половины XVII—XVIII вв. (4 ч). Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVII—XVIII вв. (барокко, классицизм). Становление театра. Международные отношения середины XVII—XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских держав.

Раздел II. Страны Востока в XVIII в. (8 ч).

Османская империя: от могущества к упадку. Индия: британские завоевания. Китай в XVIII веке: превращение в зависимую державу. Япония в XVIII веке. Становление колониальной системы.

Заключение (2 ч.) Человечество в XVIII веке. Итоги развития стран мира в XVIII веке.


9КЛАСС.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (34 ЧАС а)

Введение (1 ч.) Новое время: XIX век в истории человечества.

РАЗДЕЛ I. РЕАКЦИЯ И РЕВОЛЮЦИИ В ЕВРОПЕЙСКОМ И МИРОВОМ РАЗВИТИИ (5 ч.)


Империя Наполеона. Народы против Французской империи. Поход в Россию и крушение Французской империи. Священный союз и революционное движение в Европе в 1820-1830-х гг. Освободительное движение в Латинской Америке в первой половине XIX века. Перемены в общественно-политической жизни Европы и Латинской Америки под влиянием революционных войн Франции и крушения империи Наполеона.


РАЗДЕЛ II. СТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ В ЕВРОПЕ (4 ч.)


Незавершенные революции 1848 – 1849 гг. в Европе. Начало воссоединения Италии и объединения Германии. Франко-прусская война (1870 – 1871 гг.) и Парижская коммуна. Роль революций и войн в создании национальных государств и развитии международных отношений в Европе и мире.


РАЗДЕЛ III. ЕВРОПА НА ПУТИ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ. СОЦИАЛЬНЫЕ И ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИТОГИ (3 ч.)

Рост промышленного производства и зарождение рабочего движения в первой половине XIX века. Индустриальные страны во второй половине XIX – начале XX века. Основные направления общественно-политической мысли XIX в.


РАЗДЕЛ IV. ВЕДУЩИЕ СТРАНЫ МИРА В СЕРЕДИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА (5 ч.)

Великобритания и ее доминионы. Гражданская война в США (1861 – 1865 гг.) Страны Западной и Центральной Европы. Государства Южной и Юго-Восточной Европы. Япония на пути модернизации. Страны Европы, Япония и США на политической карте мира в начале ХХ века.

РАЗДЕЛ V. ВОСТОК В ОРБИТЕ ВЛИЯНИЯ ЗАПАДА. ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА (4 ч.)

Индия под властью Великобритании. «Опиумные войны» и закабаление Китая индустриальными державами. Османская империя и Персия в XIX – начале XX века. Завершение колониального раздела мира. Колониализм: последствия для метрополий и колоний. Латинская Америка во второй половине XIX – начале XX века. Восток в орбите влияния Запада: характер и результаты их взаимодействия в XIX – начале ХХ вв.


РАЗДЕЛ VI. ОБОСТРЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА. (2 ч.)

Военно-политические союзы и международные конфликты на рубеже XIX – XX веков.


РАЗДЕЛ VI. НАУКА, КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО В XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА (1 ч.)

Технический прогресс и развитие научной картины мира. Культурное наследие XIX - начала XX века. Достижения и противоречия культурного развития человечества в XIX – начале XX века.


Заключение (1 ч.) Историческое и культурное наследие Нового времени.





6 КЛАСС.

ИСТОРИЯ РОССИИ (40 ЧАСОВ)

Введение (1 ч.) Что изучает история Отечества.

РАЗДЕЛ I. НАРОДЫ И ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ В ДРЕВНОСТИ (3 ч).

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Заселение территории нашей страны. Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы степи. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма. Праславяне. Восточные славяне в древности: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» об образовании Руси.

РАЗДЕЛ II. РУСЬ В IX – НАЧАЛЕ XII ВВ. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО (9 ч).

Соседская община. Город. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I. Крещение Руси. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская Правда». Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства. Культура Руси в домонгольские времена. Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры. Быт и нравы.


РАЗДЕЛ III. РУССКИЕ ЗЕМЛИ И КНЯЖЕСТВА В XII – СЕРЕДИНЕ XV ВВ. (14 ч.)


Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.) Политическая раздробленность Руси. Удельный период: экономические и политические причины политической раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель: Владимиро-Суздальское, Киевское княжество, Галицко-Волынское княжество, Новгородская боярская республика. Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве». Борьба с внешней агрессией в XIII в. Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Золотая Орда. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия нашествия для дальнейшего развития страны. Предпосылки образования Российского государства (вторая половина XIII - середина XV в.) Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого Литовского княжества. Восстановление хозяйства на Руси. Формы землевладения и хозяйства Вотчинное, монастырское, поместное, черносошное землевладение. Начало объединения русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.


РАЗДЕЛ IV. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV (10 ч.)

завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI в. Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Новгорода и Твери. Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики. Русская культура второй половины XIII – XV в. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Формирование культуры Российского государства. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, литературе. Летописание. «Задонщина». Теория «Москва – третий Рим». Феофан Грек. Книгопечатание. Иван Федоров. Московский Кремль. Андрей Рублев.

Итоговое обобщение и повторение (1 ч). История России с древнейших времен до конца XV века.

Региональный компонент. Москва в эпоху средневековья. Быт и культура древней Москвы. (2 ч).


7 КЛАСС.

ИСТОРИЯ РОССИИ (40 ЧАСОВ)

Введение (1 ч.) История Отечества в 7 классе.


РАЗДЕЛ I. РОССИЯ ХVI в. (15 ч.)


Василий III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Развитие страны в XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVI в. Земские соборы. Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение дикого поля. Казачество. Ливонская война. Опричнина. Становление самодержавия. Сословно-представительная монархия. Русская культура XVI в. Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой».

РАЗДЕЛ II. РОССИЯ В КОНЦЕ XVI- НАЧАЛЕ XVII вв. (5 ч)

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Прекращение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601 — 1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы. Смутное время. Причины и суть Смутного времени. Самозванцы. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение В. Шуйского. Восстание И. Болотникова. Лжедмитрий II. Тушинский лагерь. Вторжение Польши и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К. Минин. Д. Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.


РАЗДЕЛ III. РОССИЯ В XVII в. (14 ч)

Россия при первых Романовых. Приказная система. Отмена местничества. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Реформаторская деятельность А. Л. Ордина-Нащокина и В. В. Голицына, царя Федора Алексеевича. Экономическое и социальное развитие. Ликвидация последствий Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Новые явления в экономике. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры Развитие торговых связей. Ярмарки. Формирование всероссийского рынка. Рост городов. Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество. Народы России в XVII в. Освоение Сибири. Социальные движения второй половины XVII в. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина. Степан Разин. Власть и церковь. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Никон. Церковный раскол. Аввакум. Церковный собор 1666—1667 гг. Внешняя политика России в XVII в. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Вхождение Левобережной Украины в состав России на правах автономии. Русско-польская война 1653—1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крымские походы. Завершение присоединения Сибири. Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С. И. Дежнев. В. Д. Поярков. Е. П. Хабаров. Литература. Сатирические повести («О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче»). Автобиографические повести («Житие» протопопа Аввакума). Зодчество. Б. Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитектура. Живопись. Симон Ушаков. Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Повседневный быт и обычаи крестьян.

Итоговое обобщение и повторение (2 ч). История России в XVI-XVII вв.

8 КЛАСС.

ИСТОРИЯ РОССИИ (40ЧАСОВ)


Введение (1 ч.) История Отечества в 8 классе.


РАЗДЕЛ I. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIIIв. (21ч.)

Тема 1. Преобразования Петра I. (12 ч).

Преобразования первой четверти XVIII в. Петр I. Предпосылки петровских преобразований. Великое посольство 1697— 1698 гг. Создание регулярной армии и флота. Упразднение Боярской думы и приказной системы. Учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тайной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления. Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреждение Святейшего Правительствующего синода. Подчинение церкви государству. Образование Российской империи. Абсолютизм. Реформы в экономике. Политика протекционизма и меркантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Заводское строительство. Ремесленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. Подушная подать. Развитие путей сообщения. Социальные движения. Причины народных восстаний в Петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений. Цена и последствия реформ Петра I. Северная война 1700—1721 гг. «Нарвская конфузия». Полтавская битва. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир. Восточное направление внешней политики. Прутский поход. Каспийский поход. Итоги внешней политики Петра I. Изменения в культуре. Культура «верхов» и культура «низов». Распространение просвещения, научных знаний. Я. В. Брюс. Л. Ф. Магницкий. Развитие техники. А. К. Нартов. Создание Академии наук, Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библиотеки. Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Д. Трезини. В. В. Растрелли. Изобразительное искусство. Гравюра. А. Ф. Зубов. Светская живопись. И. Н. Никитин. Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.

Тема 2. Россия в 1725-1762 гг. (9 ч).

Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Елизавета Петровна. Внутренняя политика. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. «Конференция при высочайшем дворе». Расширение привилегий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфактурного производства. Учреждение Дворянского и Купеческого банков. Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1757—1762 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков.


РАЗДЕЛ II. РОССИЯ В 1762-1801 гг. (17 ч)

Тема 1. Внутренняя политика правителей второй половины XVIII в. (8 ч.)

Екатерина II. Особенности внутренней политики. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Вольное экономическое общество. Уложенная комиссия. Расширение прав и привилегий дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутренней политики в 70—90-е гг. XVIII в.: причины и последствия. Губернская (областная) реформа. Ужесточение крепостничества. Оформление сословного строя. Экономическое развитие. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-промышленные компании. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.

Развитие общественной мысли. Проникновение либеральных идей в Россию. Н. И. Новиков. А. Н. Радищев. Борьба самодержавия с вольнодумством.

Социальные движения. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева. Причины войны. Е.И. Пугачев и его программа. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны. Внутренняя политика Павла I.

Павел I. Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Репрессивная политика.

Тема 2. Россия в войнах второй половины XVIII в. (5 ч).

Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причерноморья. Греческий проект Екатерины II. Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение новых территорий: Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Русско-шведская война 1787—1791 гг. и ее значение. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Внешняя политика Павла I.

Тема 3. Культура и быт во второй половине XVIII в. (4 ч).

Светский, рациональный характер культуры. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Московского университета (1745 г.). Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. М. И. Шеин. Г. В. Рихман. В. Н. Татищев. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинников. Освоение Русской Америки. Развитие техники. И. Ф. и М. И. Моторины. И. И. Ползунов. К. Д. Фролов. И. П. Кулибин. Литература. Новое стихосложение. В. К. Тредиаковский. Драматургия. А. П. Сумароков. Русские просветители. Д. И. Фонвизин. Г. Р. Державин. А. Н. Радищев. Н. И. Новиков. Русский сентиментализм. Н. М. Карамзин. Театр. Ф. Г. Волков. Крепостные театры. П. И. Ковалева-Жемчугова. Музыка. Д. С. Бортнянский. В. А. Пашкевич. Е. И. Фомин. Русская народная музыка. Изобразительное искусство. Историческая живопись. А. П. Лосенко. Г. И. Угрюмое. Портрет. А. П. Антропов. И. П. и Н. И. Аргуновы. Ф. С. Рокотов. В. Л. Боровиковский. Зарождение русской скульптуры. Ф. И. Шубин. Архитектура. Барокко. В. В. Растрелли (Зимний дворец, Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе). Русский классицизм. В. И. Баженов (Дом Пашкова, Царицынский ансамбль, Гатчинский и Павловский дворцы). М. Ф. Казаков (здание Сената в Московском Кремле, Московский университет, Петровский дворец, дом князей Долгоруких в Москве). И. Е. Старов (Александро-Невская лавра, Таврический дворец). Начало ансамблевой застройки городов. Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.

Итоговое повторение (2 ч.) Обобщение по курсу «История России в XVIII в.»



9 КЛАСС

ИСТОРИЯ РОССИИ ( 68 ЧАСОВ)


РАЗДЕЛ I. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (19 ч)

Введение. Россия на рубеже веков (1 ч). Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй.

Тема 1. Внутренняя и внешняя политика в первой половине XIX в. (7 ч)

Внутренняя политика в 1801—1811 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. Александр I. Проект Ф. Лагарпа. «Негласный комитет». Указ о «вольных хлебопашцах». Реформа народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике. Реформы М. М. Сперанского. М.М. Сперанский. «Введение к уложению государственных законов». Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка Сперанского: причины и последствия.

Внешняя политика в 1801—1812 гг. Международное положение России в начале века. Основные пели и направления внешней политики. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза.

Отечественная война 1812 г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков.

Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813—1825 гг. Начало заграничного похода, его цели. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Россия и образование Священного Союза. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка. Россия — мировая держава.

Внутренняя политика в 1814—1825 гг. Причины изменения внутриполитического курса Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 1820-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.

Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812—1815 гг. Аграрный проект А.А.Аракчеева. Развитие промышленности и торговли.

Тема 2. Общественные движения начала XIX в. Движение декабристов. (2 ч.)

Общественные движения. Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские организации. Движение декабристов. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева. Власть и общественные движения.

Династический кризис 1825 г. Восстание декабристов. Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Восстание Черниговского полка на Украине. Историческое значение и последствия восстания декабристов.

Тема 3. Внутренняя политика Николая I. (2 ч.)

Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Усиление социальной базы самодержавия. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом (полицейский надзор, цензура). Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод законов Российской империи. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями. III-е отделение царской канцелярии. Социально-экономическое развитие. Крепостнический характер экономики и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Первые железные дороги. Новые явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П.Д.Киселева. Рост городов.

Тема 4. Общественная мысль во второй четверти XIX в (2 ч.)

Особенности общественного движения 1830—50-х гг. Консервативное движение. Официальная государственная идеология: Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движение. Западники (Т.Н. Грановский С.М. Соловьев) и славянофилы (И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские). Революционное движение. А.И. Герцен и Н.П. Огарев Петрашевцы. Утопический социализм: теория «общинного социализма».

Тема 5. Внешняя политика Николая I. (2 ч.)

Внешняя политика в 1826—1849 гг. Участие России в подавлении революционных движений в европейских странах. Русско-иранская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828 —1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России.

Народы России. Национальная политика самодержавия. Польский вопрос. Присоединение Кавказа. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля.

Крымская война 1853—1856 гг. Обострение восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.

Тема 6. Российская культура первой половины XIX в. (3 ч.)

Развитие образования в первой половине XIX в., его сословный характер.

Научные открытия. Открытия в биологии И. А. Двигубского, И. Е. Дядьковского, К. М. Бэра. Н. И. Пирогов и развитие военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические открытия М. В. Остроградского. Н.И.Лобачевский. Вклад в развитие физики Б. С. Якоби и Э. X. Ленца. А. А. Воскресенский, Н. Н. Зимин и развитие органической химии.

Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Дальневосточные экспедиции Г. И. Невельского и Е. В. Путятина. Русское географическое общество.

Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Литература. В. А. Жуковский. К. Ф. Рылеев. А. И. Одоевский. Золотой век русской поэзии. А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов. Критический реализм. Н. В. Гоголь. И. С. Тургенев. Д. В. Григорович. Драматургические произведения А. Н. Островского.

Театр. П. С. Мочалов. М. С. Щепкин. А. Е. Мартынов.

Музыка. Становление русской национальной музыкальной школы. А. Е. Варламов. А. А. Алябьев. М. И. Глинка. А. С. Даргомыжский. Живопись. К. П. Брюллов. О. А. Кипренский. В. А. Тропинин. А. А. Иванов. П. А. Федотов. А. Г. Венецианов. Архитектура. Русский ампир. Ансамблевая застройка городов. А.Д.Захаров (здание Адмиралтейства). А. Н. Воронихин (Казанский собор). К. И. Росси (Русский музей, ансамбль Дворцовой площади). О. И. Бове (Триумфальные ворота в Москве, реконструкция Театральной и Красной площадей). Русско-византийский стиль. К. А. Тон (храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата).

Демократические тенденции в культурной жизни на рубеже XIX-XX вв. Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.


РАЗДЕЛ II. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (21 ч.)


Тема 1. Великие реформы 1860-70 гг.(5 ч)

Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х гг. XIX в. Настроения в обществе. Александр II . Начало правления Александра II. Смягчение политического режима. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич. Отмена крепостного права. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.

Либеральные реформы 60— 70-х гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Значение реформ. Незавершенность реформ. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 70—80-х гг. «Конституция» М.Т. Лорис-Меликова.

Тема 2. Общественные движения второй половины XIX в. (2 ч)

Общественное движение. Особенности российского либерализма середины 50-х—начала 60-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы. М. Н. Катков.

Рост революционного движения в пореформенный период. Н. Г. Чернышевский. Революционное народничество (М. А. Бакунин, П.Л.Лавров, П. Н.Ткачев). Народнические организации второй половины 1860-х—начала 1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Убийство Александра II.

Тема 3. Внешняя политика Александра II. (3 ч)

Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики России в 1860—1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.

Русско-турецкая война 1877—1878 гг.: причины, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. И. В. Гурко. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.

Тема 4. Социально-экономическое и политическое развитие России в правление Александра III (5 ч)

Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III.. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Контрреформы 1880-х гг. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.

Экономическое развитие страны в 80—90-е гг. Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование классов индустриального общества Формирование буржуазии. Рост пролетариата.

Промышленный подъем на рубеже XIX-XX вв. Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. Деятельность Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С. Ю. Витте. Золотое десятилетие русской промышленности. Состояние сельского хозяйства.

Положение основных слоев российского общества. Обострение социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения русского крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.

Внешняя политика Александра. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Россия в военно-политических блоках. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.

Тема 5. Общественное движение в 8090-х гг. (3 ч)

Общественное движение в 80—90-х гг. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.

Тема 6. Российская культура второй половины XIX в. (3 ч)

Развитие образования и науки во второй половине XIX в. Подъем российской демократической культуры. Просвещение во второй половине XIX в. Школьная реформа. Развитие естественных и общественных наук. Д.И.Менделеев. Успехи физико-математических, прикладных и химических наук. Географы и путешественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука.

Литература и журналистика. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература.

Искусство. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.

Развитие и взаимовлияние культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.

Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

Итоговое повторение (2 ч.) Обобщение по курсу «История России в XIX в.»


Тематическое планирование по истории. 5 класс.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (68ч.)

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Первобытные собиратели и охотники.

3

3

Первобытные земледельцы и скотоводы.

3

4

Счет лет в истории.

1

5

Древний Египет

8

6

Западная Азия в древности.

7

7

Индия и Китай в древности.

5

8

Древнейшая Греция.

5

9

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

7

10

Возвышение Афин в V в. до н.э

5

11

Македонские завоевания в IV в. до н.э.

4

12

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

3

13

Рим – сильнейшая держава Средиземноморья

3

14

Гражданские войны в Риме.

4

15

Римская империя в первые века нашей эры.

2

16

Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

5

17

Итоговое повторение

2


Итого:

68


Тематическое планирование по истории. 6 класс.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (28ч.)

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Становление средневековой Европы (VI-XI вв.)

4

3

Византийская империя и славяне в VI-XI вв.

2

4

Арабы в VI-XI вв.

1

5

Феодалы и крестьяне

2

6

Средневековый город в Западной и Центральной Европе

2

7

Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы

2

8

Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.)

6

9

Славянские государства и Византия в XIV-XV вв.

2

10

Культура Западной Европы в Средние века

3

11

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

2

12

Итоговое повторение

1


Итого:

28

ИСТОРИЯ РОССИИ. (40 ч.)

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Введение (1 ч.)

1

2

Народы и государства на территории нашей страны в древности

5

3

Русь в IX — первой половине XII в. (11 ч)


11

4

Русь в середине ХII — начале XIII в. (5 ч)


5

5

Русские земли в середине XIII — XIV в. (10 ч)


10

6

Формирование единого Русского государства


8

Итого:

40


Тематическое планирование по истории. 7 класс.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (28ч.)

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация.

19

2

Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях).

8

3

Итоговое повторение

1


Итого:

28

ИСТОРИЯ РОССИИ. (40 ч.)

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Россия в XVI в.

20

2

Смутное время. Россия при первых Романовых

20

Итого:

40


Тематическое планирование по истории. 8 класс.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (28ч.)

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Мир в на рубеже XVII-XVIII вв.

2

2

Эпоха Просвещения. Время преобразований.

18

3

Страны Востока в XVIII вв

2

4

Международные отношения в 18 в

2

5

Итоговое повторение

4


Итого:

28

ИСТОРИЯ РОССИИ. (40 ч.)

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Введение (1 ч.)

1

2

Россия в эпоху преобразований Петра I.

13

3

Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов

6

4

Российская империя при Екатерине II.

9

5

Россия при Павле I.

2

6

Культурное пространство Российской империи в XVIII в.

9

Итого:

40



Тематическое планирование по истории. 9 класс.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (34ч.)

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Введение. Мир на рубеже XVIII–XIX вв

1

2

Становление индустриального общества.

6

3

Строительство новой Европы.

11

4

Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества

5

5

Две Америки

3

6

Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма.

4

7

Международные отношения: обострение противоречий.

1

8

Новейшая история: понятие и периодизация.

2

19

Итоговое повторение

1


Итого:

34

ИСТОРИЯ РОССИИ. (68ч.)

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Россия в первой четверти XIX в.

13

2

Россия во второй четверти XIX в.

10

3

Россия в эпоху Великих реформ

12

4

Россия в 1880—1890-е гг.

10

5

Россия в начале XX в

23

Итого:

68















Календарно-тематическое планирование

учебного материала по курсу « Всеобщая история»


5 класс

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Сроки

Введение. 1 час

1

Вводное занятие. Что изучает история

1

Первобытные собиратели и охотники. 3часа

2

Древнейшие люди

1

3

Родовые общины охотников и собирателей

1

4

Возникновение искусства и религиозных верований

1

Первобытные земледельцы и скотоводы. 3часа

5

Возникновение земледелия и скотоводства

1

6

Появление неравенства и знати

1

7

Повторительно-обобщающий урок. Значение эпохи первобытности для человечества

1

Счет лет в истории.1 час

8

Историческая хронология

1

Древний Египет. 8часов

9

Государство на берегах Нила

1

10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1

11

Жизнь египетского вельможи

1

12

Военные походы фараонов

1

.

13

Религия древних египтян

1

14

Искусство Древнего Египта

1

15

Письменность и знания древних египтян

1

16

Повторительно-обобщающий урок. Достижения древних египтян

1

Западная Азия в древности. 7часов

17

Древнее Двуречье

1

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

19

Финикийские мореплаватели

1

20

Библейские сказания

1

21

Древнееврейское царство

1

.

22

Ассирийская держава

1

23

Персидская держава «царя царей»

1

Индия и Китай в древности. 5часов

24

Природа и люди Древней Индии

1

25

Индийские касты

1

.

26

Чему учил китайский мудрец Конфуций

1

27

Первый властелин единого Китая

1

28

Повторительно-обобщающий урок. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру

1

Древнейшая Греция. 5часов

29

Греки и критяне

1

30

Микены и Троя

1

31

Поэма Гомера «Илиада»

1

32

Поэма Гомера «Одиссея»

1

33

Религия древних греков

1

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. 7часов

34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1

35

Зарождение демократии в Афинах

1

36

Древняя Спарта

1

37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

1

.

38

Олимпийские игры в древности

1

39

Победа греков над персами в Марафонской битве

1

40

Нашествие персидских войск на Элладу

1

Возвышение Афин в V в. до н.э.5часов

41

В гаванях афинского порта Пирей

1

.

42

В городе богини Афины

1


43

В афинских школах и гимнасиях

1

.

44

В афинском театре

1

45

Афинская демократия при Перикле

1

Македонские завоевания в IV в. до н.э. 4часа

46

Города Эллады подчиняются Македонии

1

47

Поход Александра Македонского на Восток

1

48

В Александрии Египетской

1

49

Повторительно-обобщающий урок. Вклад древних эллинов в мировую культуру

1

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. 3часа

50

Древний Рим

1

51

Завоевание Римом Италии

1

52

Устройство Римской республики

1

.

Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. 3часа

53

Вторая война Рима с Карфагеном

1

54

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

1

55

Рабство в Древнем Риме

1

Гражданские войны в Риме. 4часа

56

Земельный закон братьев Гракхов

1

57

Восстание Спартака

1

58

Единовластие Цезаря

1

59

Установление империи

1

Римская империя в первые века нашей эры.5часов.

60

Соседи Римской империи

1

61

В Риме при императоре Нероне

1

62

Первые христиане и их учение

1

63

Расцвет Римской империи во II в. н.э.

1

64

Вечный город и его жители

1

Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.2часа

65

Римская империя при Константине

1

66

Взятие Рима варварами

1

Итоговое повторение. 2часа

67-68

Повторительно-обобщающий урок. Признаки цивилизации Греции и Рима

2



6 класс (28 ч.)

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Сроки

Введение. 1час


1

Введение. Живое Средневековье

1

Становление средневековой Европы (VI-XI вв.). 4часа


2

Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв.

1

3

Возникновение и распад империи Карла Великого

1

4

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв.

1

5

Англия в раннее Средневековье

1

Византийская империя и славяне в VI-XI вв. 2часа


6

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии

1

7

Образование славянских государств

1

Арабы в VI-XI вв. 1час


8

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата


Феодалы и крестьяне. 2часа


9

Средневековая деревня и ее обитатели

1

10

В рыцарском замке

1

Средневековый город в Западной и Центральной Европе. 2часа


11

Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни

1

12

Торговля в Средние века

1

Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. 2часа


13

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

1

14

Крестовые походы

1

Образование централизованных государств в Западной Европе

(XI-XV вв.).6часов

15

Как происходило объединение Франции

1

16

Что англичане считают началом своих свобод

1

17

Столетняя война

1

18

Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии

1

19

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

1

20

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв.

1

Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. 2часа


21

Гуситское движение в Чехии

1

22

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

1

Культура Западной Европы в Средние века. 3часа


23

Образование и философия. Средневековая литература.

1

О

24

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии

1

25

Научные открытия и изобретения.

1

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. 2часа


26

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

1

27

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.

1

Итоговое повторение. 1час


28

Повторительно-обобщающий урок «Наследие Средних веков в истории человечества»

1

ИСТОРИЯ РОССИИ

6 класс (40 ч.)

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Сроки

Введение (1 ч.)

29

Наша Родина Россия

1


Тема I. Народы и государства

на территории нашей страны в древности (5 ч)

30

Древние люди и их стоянки

на территории современной России

1

31

Неолитическая революция.

Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

1

32

Образование первых государств

1

33

Восточные славяне и их соседи

1

34

Повторительно-обобщающий урок по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности»

1


Тема II. Русь в IX — первой половине XII в. (11 ч)


35

Первые известия о Руси

1

36-37

Становление Древнерусского государства

2

38

Правление князя Владимира. Крещение Руси

1

.

39

Русское государство при Ярославе Мудром

1

40

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

1

41

Общественный строй и церковная организация на Руси

1

42

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси

1

43

Повседневная жизнь населения

1

44

Повторительно-обобщающий урок по теме «Место и роль Руси в Европе.»

1

45

История и культура родного края в древности

1


Тема III. Русь в середине ХII — начале XIII в. (5 ч)


46

Политическая раздробленность в Европе и на Руси

1

47

Владимиро-Суздальское княжество

1

48

Новгородская республика

1

49

Южные и юго-западные русские княжества

1

50

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в середине ХII — начале XIII в.»

1


Тема IV. Русские земли в середине XIII — XIV в. (10 ч)


51

Монгольская империя и изменение политической картины мира

1

.

52

Батыево нашествие на Русь

1

53

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

1

54

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

1

.

55

Литовское государство и Русь

1

.

56

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

1

57

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская

битва

1

58

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в.

1

59

Родной край в истории и культуре Руси

1

60

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в середине XIII — XIV в.»

1


Тема V. Формирование единого Русского государства (8 ч)


61

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

1

62

Московское княжество в первой половине XV в.

1

63

Распад Золотой Орды и его последствия

1

64

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

1

65

Русская православная церковь в XV — начале XVI в.

1

66

Человек в Российском государстве второй половины XV в.

1

67

Формирование культурного пространства единого Российского государства

1

68

История и культура родного края

1



7 класс (28 ч.)

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Сроки

Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. 19часов

1

Введение. От Средневековья к Новому времени.

1

2

Технические открытия и выход к Мировому океану.

1

3-4

Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия.

2

5

Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе

1

6-7

Дух предпринимательства преобразует экономику

2

8

Европейское общество в раннее Новое время.

Повседневная жизнь

1

9

Великие гуманисты Европы

1

10

Мир художественной культуры Возрождения.

1

11

Рождение новой европейской науки.

1

12-13

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.

2

14-15

Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.

2

16

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море

1

17-18

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.

2

19

Повторительно-обобщающий урок «Мир в начале нового времени»

1

Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях). 8часов

20-22


Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций.

3

23-25

Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии.

3

26-27

Международные отношения в XVI – XVIII вв.


2

Итоговое повторение. 1час


28

Повторительно-обобщающий урок по курсу «История Нового времени. XVI-XVII вв.»

1

7 класс (40ч.)

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Сроки

Тема I. Россия в XVI в. 20 часов


29

Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий

1

30

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

1

31

Формирование единых государств в Европе и России

1

32

Российское государство в первой трети XVI в.

1

33-34

Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. Начала правления Ивана IV. Реформы Избранной рады

2

35

Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири

в середине XVI в.

1

36-37

Внешняя политика России во второй половине XVI в.

2

38-39

Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые». Народы России во второй половине XVI в.

2

40-41

Опричнина

2

42-43

Россия в конце XVI в.

2

44-45

Церковь и государство в XVI в.

2

46-47

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.

2

48

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI в.»

1

.

Тема II. Смутное время. Россия при первых Романовых (20 ч)


49

Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в.

1

50-51

Смута в Российском государстве

2

52

Окончание Смутного времени

1

53

Экономическое развитие России в XVII в.

1

54

Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве

1

55

Изменения в социальной структуре российского общества

1

56

Народные движения в XVII в.

1

57

Россия в системе международных отношений

1

58

«Под рукой» российского государя: вхождение Украины

в состав России

1

59

Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол

1

60

Русские путешественники и первопроходцы XVII в.

1

61-62

Культура народов России в XVII в.

2

63-64

Народы России в XVII в.

2

65-66

Повторительно-обобщающие уроки по теме: «Смутное время» «Россия при первых Романовых»

2

67-68

Итоговое повторение «Россия в 16-17 вв.»

2


8 класс (28 ч.)

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Сроки

Мир в на рубеже XVII-XVIII вв. 2часа


1

Введение. Мир на рубеже XVII-XVIII вв.

1

2

Европейское общество в начале XVIII в.

1

Эпоха Просвещения. Время преобразований. 18часов


3-4

Великие просветители Европы

2

5-6

Мир художественной культуры Просвещения

2

7-8

На пути к индустриальной эре

2

9-10

Промышленный переворот в Англии

2

11-12

Английские колонии в Северной Америке

2

13-14

Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки.

2

15

Франция в XVIII в.

1

16

Причины и начало Великой французской революции.

1

17

Великая французская революция. От монархии к республике

1

18-19

Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.

2

а

20

Обобщающее занятие «Эпоха Просвещения. Время преобразований»

1

Страны Востока в XVIII вв. 2часа


21-22

Традиционные общества Востока.

Начало европейской колонизации

2

Международные отношения в 18 в. 2часа


23

Международные отношения в XVIII в.

1

24

Европейские конфликты и дипломатия

1

Итоговое повторение. 4часа


25

Мир на рубеже XVIII–XIX вв.

1

26

От традиционного общества к обществу индустриальному.

1

27-28

Повторительно-обобщающий урок по курсу «История Нового времени. 18 вв.»

2

8 класс (40ч.)

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Сроки

Введение. 1 час


29

У истоков российской модернизации

1


Тема I. Россия в эпоху преобразований Петра I. 13 часов


30

Россия и Европа в конце XVII в.

1

31

Предпосылки Петровских реформ

1

32

Начало правления Петра I

1

33

Великая Северная война 1700—1721 гг.

1

34

Реформы управления Петра I

1

35

Экономическая политика Петра I

1

36

Российское общество в Петровскую эпоху

1

.

37

Церковная реформа. Положение традиционных конфессий

1

38

Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам

1

39

Перемены в культуре России в годы Петровских реформ

1

40

Повседневная жизнь и быт при Петре I

1

41

Значение петровских преобразований в истории страны

1

42

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I»

1


Тема II. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов. 6 часов


43-44

Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762)

2

.

45

Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг.

1

.

46

Внешняя политика России в 1725—1762 гг.

1

47

Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг.

1

48

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия при наследниках Петра I»

1


Тема III. Российская империя при Екатерине II. 9 часов


49

Россия в системе международных отношений

1

50

Внутренняя политика Екатерины II

1

51

Экономическое развитие России при Екатерине II

1

52

Социальная структура российского общества второй половины XVIII в.

1

53

Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва

1

54

Народы России. Религиозная и национальная политика

Екатерины II

1

55

Внешняя политика Екатерины II

1

56

Начало освоения Новороссии и Крыма

1

57

Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская империя при Екатерине II»

1


Тема IV. Россия при Павле I. 2 часа


58

Внутренняя политика Павла I

1

59

Внешняя политика Павла I

1

Тема V. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. 9 часов


60

Общественная мысль, публицистика, литература

1

61

Образование в России в XVIII в.

1

62

Российская наука и техника в XVIII в.

1

63

Русская архитектура XVIII в.

1

64

Живопись и скульптура

1

65

Музыкальное и театральное искусство

1

66

Народы России в XVIII в.

1

67

Перемены в повседневной жизни российских сословий

1

68

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Культурное пространство Российской империи в XVIII в»

1






9 класс (34ч.)

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Сроки

Введение. Мир на рубеже XVIII–XIX вв. 1 час


1

От традиционного общества к обществу индустриальному

1

Становление индустриального общества. 6 часов

2

Индустриальная революция: достижения и проблемы.

1

3

Индустриальная революция: новые проблемы и новые ценности

1

4

Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность

1

5

Наука: создание научной картины мира

1

6

XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира. 1

1

7

Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство

1

Строительство новой Европы. 11 часов

8-9

Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс

2

10-11

Великобритания: сложный путь к величию и процветанию

2

12-13

Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису

2

14-15

Франция: революция 1848 г. и Вторая империя.

2

16

Германия: на пути к единству

1

17

«Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»

1

18

Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна

1

Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества. 5 часов


19

Германская империя: борьба за «место под солнцем».

1

20

Великобритания: конец Викторианской эпохи.

1

21

Франция: Третья республика.

1

22

Италия: время реформ и колониальных захватов

1

23

От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса.

1

Две Америки. 3 часа


24

США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики

1

25

США: империализм и вступление в мировую политику.

1

26

Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен.

1

Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма. 4 часа

27

Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника».

1

28

Китай: сопротивление реформам

1


29

Индия: насильственное разрушение традиционного общества.

1

30

Африка: континент в эпоху перемен

1


Международные отношения: обострение противоречий. 1 час


31

Международные отношения на рубеже XIX–XX вв. Обострение колониальных противоречий

2

Новейшая история: понятие и периодизация. 2 часа



32

Индустриальное общество в начале XX в. «Новый империализм». Предпосылки Первой мировой войны.

1

33

Политическое развитие в начале XX в

1

Итоговое повторение. 1 час



34

Повторительно-обобщающий урок по курсу «История Нового времени. 1800—1900»

1



9 класс (68ч.)

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Сроки

Тема I. Россия в первой четверти XIX в. (13 ч)

35

Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.

1

36

Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского

1

37

Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг.

1

38-39

Отечественная война 1812 г.

2

40

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика

Александра I в 1813—1825 гг.

1

41

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней

политике Александра I в 1815—

1825 гг.

1

42

Национальная политика

Александра I

1

43

Социально-экономическое

развитие страны в первой четверти XIX в.

1

44-45

Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов

2

46

Повторение-обобщение по теме:«Россия в первой четверти XIX в.»

1


47

Зачёт по теме: «Россия в первой

четверти XIX в.»

1



Тема II. Россия во второй четверти XIX в. (10 ч)


48

Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I

1

49

Социально-экономическое

развитие страны во второй четверти XIX в.

1

50

Общественное движение при Николае I

1

51

Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны

1

52

Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг.

1

53

Крымская война 1853—1856 гг.

1

54-55

Культурное пространство

империи в первой половине XIX в.

2

56

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XIX в.»

1

57

Зачёт по теме: «Россия во второй четверти XIX в.»

1



Тема III. Россия в эпоху Великих реформ (12 ч)


58

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

1

59-60

Александр II: начало правления. Крестьянская реформа

1861 г.

2

61-62

Реформы 1860—1870-х гг.:

социальная и правовая модернизация

2

63

Социально-экономическое развитие страны в пореформенный

период

1

64-65

Общественное движение при Александре II и политика правительства

2

66

Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе

1

67

Внешняя политика АлександраII. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.

1

68

Повторение – обобщение потеме: «Россия в эпоху Великих

реформ».

1


69

Зачёт по теме: «Россия в эпоху

Великих реформ».

1



Тема IV. Россия в 1880—1890-е гг. (10 ч)


70

Александр III: особенности внутренней политики

1

71

Перемены в экономике и социальном строе

1

72

Общественное движение при Александре III

1

73

Национальная и религиозная политика Александра III

1

74

Внешняя политика Александра III

1

75-76

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

2

77

Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в.

1

в.

78

Повторение-обобщение по теме:«Россия в 1880-1890-е гг.»

1


79

Зачёт по теме: «Россия в 1880-1890-е гг.»

1



Тема V. Россия в начале XX в. (23ч.)


80

Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития.

1

81

Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв.

1

82-83

Николай II: начало правления.

2

84-85

Политическое развитие страны в

1894-04 гг

2


86-87

Внешняя политика Николая II.

2

88

Русско-японская война 1904—1905 гг.

1


89-91

Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг.

3

92-93

Социально-экономические реформы П. А. Столыпина

2

94-95

Политическое развитие страны в 1907—1914 гг.

2

96-97

Серебряный век русской культуры

2

98

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия на рубеже XIX-XX вв»

1

99

Тестирование по теме: «Россия в

начале ХХ в.»

1


100-101

Итоговое повторение по курсу:

«Российская империя в 19-

начале 20 вв.»

2


102

Итоговая контрольная работа по

курсу: «Российская империя в

XIX – начале ХХ вв.»

1