СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории 6 класс 2021-2022

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 6 класс 2021-2022»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №15 имени Героя Советского Союза

Николая Токарева города Евпатории Республики Крым»

_________________________________________________________________________________

ОКПО 00806921, ОГРН 1149102176783, ИНН 9110086920, КПП 911001001

улица Полтавская, дом 8, город Евпатория, Республика Крым, Российская Федерация, 297420

тел., факс +7(36569) 5-08-15, E- mail: [email protected]




РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей
гуманитарных наук

Протокол №  1 от 24.08.2021 г.,

Руководитель МО

_______________Е. Н. Бушовская


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________ Е. Л. Воробьева

«24» 08_ 2021 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «СШ № 15 им. Героя

Советского Союза Н. Токарева»

___________О. С. Соболева

Приказ № 547/01-04 от «25» 08_ 2021 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории

для основного общего образования: 6-Б классы

уровень изучения предмета: базовый






Учитель Карлин А.К.





Год составления программы – 2021

Пояснительная записка


Рабочая программа по истории разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»(с изменениями); Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, с учётом основной образовательной программы МБОУ «СШ № 15 им. Н. Токарева» и учебного плана школы; примерной программы основного общего образования по Истории и авторских учебных программ: Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы (основная школа): учеб. пособие для общеобразо-ват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. – М.: Просвещение, 2016.; Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников учебников А. А. Вигасина – О. С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014.

Программа реализуется через УМК, в который входят: учебник Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для образоват. организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2015; авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера и др. («Всеобщая история, 5-9 классы», издательство «Просвещение», 2011 г.).

Рабочая программа ориентирована на использование учебников: История России. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организации. В 2 ч. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева; под ред. А.В. Торкунова. Москва, Просвещение, 2017 г.; Всеобщая история. История средних веков. 6 класс. Учебник для общеобразоват. орг. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. – М., Просвещение, 2014 г.

В основе программы 6 класса – два курса: «Всеобщая история» и «История России». Данная программа реализует синхронно-параллельное изучение истории. Программа рассчитана на 34 учебные недели, 68 уроков, 2 часа в неделю.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения истории в 6 классе являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;

• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;

• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);

• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);

• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.

В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:

• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;

• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;

• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;

• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.

Предметные результаты изучения истории включают:

• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);

• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI – XVII вв.;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• использование сведений из исторической карты как источника информации;

• овладение представлениями об историческом пути России XVI – XVII вв. и судьбах населяющих её народов;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;

• использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;

• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);

• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;

• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;

• расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;


Содержание учебного предмета


ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ.

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (31 час)


Введение.

Что изучает история Средних веков. По каким источникам ученые изучают историю Средних веков.


Тема 1. Становление средневековой Европы (VI – XI вв.) (5 часов)

Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII веках. Франки захватывают Галлию. Как Хлодвиг управлял государством. Как росли владения знати. Битва при Пуатье и военная реформа Карла Мартела. Кто должен быть королем франков? Христианская церковь в раннее Средневековье. Хлодвиг и христианская церковь. Духовенство и миряне. Монастыри. Искусство рукописной книги. «Семь свободных искусств». Возникновение и распад империи Карла Великого. Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Покорение саксов. Империя Карла Великого. Каролингское возрождение. Как и почему распалась империя Карла Великого. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX – XI веках. Нет войны без пожаров и крови. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Слабость королевской власти во Франции. Образование Священной Римской империи. Англия в раннее Средневековье. Легенда и быль в истории Англии. Кто такие норманны. «Боже, избави нас от ярости норманнов!». Борьба англосаксов с норманнами. Государства норманнов.



Тема 2. Византийская империя и славяне в VI – XI вв. (2 часа)

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Особенности развития Византии. Власть императора. Власть императора. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Вторжение славян и арабов. Культура Византии. Развитие образования. Научные знания. Архитектура и живопись. Культурные связи Византии. Образование славянских государств. Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности. Образование славянских государств.


Тема 3. Арабы в VI – XI вв. (2 часа)

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Природа и занятия Аравии. Племена бедуинов. Мухаммед – основатель ислама. Мораль и право. Завоевания арабов. Правление Аббасидов. Халиф Харун ар-Рашид. Распад халифата. . Культура стран халифата. Образование. Наука. Литература. Искусство. Значение культуры халифата.


Тема 4. Феодалы и крестьяне (2 часа)

Средневековая деревня и ее обитатели. Господская земля и крестьянские наделы. Феодал и зависимые крестьяне. Крестьянская община. Как жили крестьяне. Труд крестьян. Натуральное хозяйство. В рыцарском замке. Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Воспитание рыцаря. Развлечения рыцарей. «Позор и срам мне страшны – не кончина».


Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (4 часа)

Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Изменения в общественной жизни. Возникновение в Европе множества городов. Борьба городов с сеньорами. Мастерская городского ремесленника. Цехи – союзы ремесленников. Цехи и развитие ремесла. Торговля в Средние века. «Что с возу упало, то пропало». Расширение торговых связей. Ярмарки и банки. Горожане и их образ жизни. Городские бедняки и богачи. Как жили горожане. Взгляд из города.


Тема 6. Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы (2 часа)

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Первое сословие. Богатство церкви. Разделение церквей. Борьба пап за светскую власть. Против чего выступали еретики. Как церковь боролась с еретиками. Инквизиция. Нищенствующие ордены монахов. Крестовые походы. В Палестину! Крестовый поход бедноты. Крестовые походы феодалов. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Ближнего Востока против крестоносцев. Третий крестовый поход. Четвертый крестовый поход. Конец крестовых походов на Восток и их последствия.

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV вв.) (6 часов)

Как происходило объединение Франции. Кто был заинтересован в объединении страны. Первые успехи объединения. Филипп IV Красивый и его конфликт с папой. Генеральные штаты. Что англичане считают началом своих свобод. Нормандское завоевание. Борьба короля с крупными феодалами. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Что привело к первому созыву парламента. Английский парламент влияет на дела в государстве. Столетняя война. Причины войны и повод к ней. Армии двух стран. Поражение французских войск. Продолжение войны. Захваты англичан во Франции в начале XV века. Народная героиня Жанна д`Арк. Гибель Жанны д`Арк. Конец Столетней войны. Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии. Завершение объединения Франции. Франция – централизованное государство. Последствия объединения Франции. Война Алой и Белой розы в Англии. Правление Генриха VII (1485-1509). Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Жизнь евреев в Испании. Инквизиция в Испании. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XV веках. Почему Германия не объединилась в единое государство. На арену выходят Лев и Медведь. Князья становятся независимыми правителями. Городские республики в Италии. Гвельфа и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции.


Тема 8. Славянские государства в Византии в XIV – XV вв. (2 часа)

Гуситское движение в Чехии. Чехия в XIV веке. Жизнь и смерть Яна Гуса. Начало вооруженной борьбы. Гуситы. Крестовые походы против гуситов. Народное войско. Конец Гуситских войн. Значение гуситского движения. Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Балканские страны перед завоеванием. Первые завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.

Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века. (4 часа)

Образование и философия. Представления средневекового человека о мире. Переводы с греческого и арабского. Средневековые университеты. Схоластика. Пьер Абеляр и Бернар Клервоский. Великий схоласт XIII века. «Удивительный доктор». Средневековая литература. Литература раннего Средневековья. Рыцарская литература. Городская литература. Данте. Средневековое искусство. Архитектура. Скульптура. Живопись. Культура раннего Возрождения в Италии. «Любители мудрости» и возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Воспитание нового человека. Первые гуманисты. Искусство раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения. Развитие практических знаний. Первые механизмы. Новое в металлургии и обработке металлов. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания.


Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (2 часа)

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Правление династии Тан и Сун в Китае. Китай под властью монголов. Великие изобретения средневекового Китая. Образование и научные знания. Литература и искусство Китая. Индийские княжества. Вторжение мусульман в Индию. Страна сказочных богатств. Наука и искусство средневековой Индии. Средневековая Япония. Культура средневековой Японии. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Занятия жителей Америки. Как жили майя. Ацтеки. Государство инков. Народы и государства Африки. Культура народов Африки.



ИСТОРИЯ РОССИИ

ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XVI В. (37 часов)


Введение (1 час)

Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.


Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности (3 часов)

Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.

Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э. Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финно-угры, кочевые племена. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян.

Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальне го Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат.

Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских общин.

Крым в древности. Археологические культуры: Ямная, Кеми-Обинская, Катакомбная, Белозерская, Черняховская («праславяне»). Киммерийцы, тавры, скифы, сарматы. Славяне и сарматы: встреча двух миров.


Тема 2. Русь в IX-первой половине XII в. (11 часов)

Образование государства Русь. Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства.

Перенос столицы в Киев. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси. Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хожение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоёв населения.

Русь в конце X – начале XII в. Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель. Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и её роль в жизни общества. Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения.

Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.

Таврика в VIII-XI вв. Тмутараканское княжество. Начало хазарского проникновения в Крым. Крым в эпоху иконоборчества. Возникновение пещерных городов. Византийские владения в Крыму. Поход князя Владимира Святославовича на Херсонес. Крещение князя Владимира в Херсонесе в 988г. Установление контроля русскими князьями над Восточным Крымом. Тмутараканское русское княжество: территория, основные занятия населения. Крупнейшие города: Тмутаракань (Тамань), Корчев (Керчь), Судак. Прекращение существования Тмутараканского княжества и отток русского населения из Крыма.


Тема 3. Русь в середине ХII – начале XIII вв. (5 часов)

Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель – самостоятельных государств. Изменения в политическом строе.

Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов. Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации.

Международные связи русских земель. Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».


Тема 4. Русские земли в середине XIII – XIV вв. (8 часов)

Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса. Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения. Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита. Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства. Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв. Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.

Крымский улус Золотой Орды. Первое появление Чингисхана в Северном Причерноморье и в Крыму. Полное завоевание Крыма. Создание Крымского Юрта. Солхат – центр Улуса. Бей и мурзы. Распространение ислама. Мечеть хан Узбека в Солхате. Генуэзцы в Крыму. Княжество Феодоро.

Тема 5. Формирование единого Русского государства (8 часов)

Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в. Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель.

Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством. Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства. Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси. Расширение международных связей Московского государства. Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль. Повседневная жизнь и быт населения.

Крымское ханство. Образование Крымского ханства. Хаджи – Гирей – основатель династии Гиреев. Внешняя политика первых Гиреев. Тесный союз с Московским государством. Вторжение на полуостров турок-османов. Вассальная зависимость Крымского ханства от империи Османов.

Итоговое повторение (1 час)


Тематическое планирование


Учебная тема

Количество часов

Количество обязательных видов работ

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.)

5


Тема 2. Византийская империя и славяне в VI -IX вв.

2


Тема 3. Арабы в VI -XI вв.

2


Тема 4. Феодалы и крестьяне

2


Тема 5. Средневековый город в Западной и центральной Европе

4

1

Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы

2


Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе

6


Тема 8. Славянские государства в Византии в XIV-XV вв.

2


Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века

4


Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

2


Всего

31

1

ИСТОРИЯ РОССИИ

Введение

1


Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности

3


Тема 2. Русь в IX- первой половине XII в.

11

1

Тема 3. Русь в середине XII- начале XIII вв.

5


Тема 4. Русские земли в середине XIII- XIV вв.

8


Тема 5. Формирование единого Русского государства

8

1

Итоговое повторение

1


Всего

37

2

ИТОГО

68

3

Календарно-тематическое планирование

6 класс

п/п

Тема урока

Класс

Дата проведения

Основные виды учебной деятельности

обучающихся

план

факт

план

факт

1.


Введение. Живое средневековье. Человек и история. Наша Родина – Россия.

6-б



Применяют термины: история, исторический источник, археология, архивы, хроники, фрески; характеризуют особенности истории как науки.

2.


Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) * (5 часов)

Образование варварских королевств. Государство франков.

6-б



Показывают на карте территории варварских королевств;

рассказывают об образовании варварских королевств на территории Западной Римской империи, используя текст и историческую карту учебника; объясняют причины усиления Франкского государства, используя названия «Салическая правда», «ленивые короли», «майордом», «римский папа», «династия Каролингов».

3.


Христианская церковь в раннее Средневековье.

6-б



Научатся определять термины: династия, графы, титул, классы, аббаты, монастыри. Получат возможность научиться: составлять план рассказа одного из пунктов параграфа, называть отличия власти короля от власти военного вождя, определять роль и значение церкви в деле укрепления королевской власти

4.


Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

6-б



Составляют исторический портрет Карла Великого, используя информацию учебника и дополнительные материалы; высказывают суждения, за какие заслуги короля Карла называли Великим; показывают на карте направления походов Карла Великого и территорию Франкской империи; определяют сходство и различие в управлении Франкским государством при Хлодвиге и Карле.

5.


Феодальная раздробленность в Западной Европе в IX – XI вв.

6-б



Научатся определять термины: домен, империя, миссионеры, датские деньги. Получат возможность научиться: анализировать причины слабости королевской власти во Франции, сопоставлять правду и вымысел в легендах о короле Артуре.

6.


Англия в раннее Средневековье.

6-б



Научатся определять термины: англы, саксы, кельты, бритты, норманны, викинги. Получат возможность научиться: определять специфику государственного устройства Англии и анализировать военные реформы.

7.


Тема 2. Византийская империя и славяне в VI -IX вв. (2 часа)

Византия при Юстиниане. Культура Византии

6-б



Научатся определять термины: евразийское государство, скипетр, крестово-купольный храм, мозаика, смальта, фрески, канон. Получат возможность научиться: определять специфику государственного устройства Византии и анализировать причины ослабления Византийской империи.

8.


Образование славянских государств

6-б



Научатся определять термины: вече. Получат возможность  научиться: называть  важнейшие достижения  византийской культуры  и ее вклад в мировую культуру, определять влияние христианства на развитие византийской культуры.

9.


Тема 3. Арабы в VI –XI вв. (2 часа)

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

6-б



Характеризуют природу и население Аравии, Мекку; определяют роль пророка Мухаммеда в утверждении ислама в Аравии; определяют основы исламского вероучения; рассказывают о завоевательных походах арабов; характеризуют внутреннюю жизнь Арабского халифата, мусульманскую культуру; определяют причины распада Арабского халифата.

10.


Культура стран Арабского халифата.

6-б



11.


Тема 4. Феодалы и крестьяне (2 часа)

Средневековая деревня и её обитатели.

6-б



Научатся определять термины: феодальная вотчина, барщина, оброк, натуральное хозяйство. Получат возможность научиться: анализировать фрагмент исторического источника и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников.

12.


В рыцарском замке.

6-б



Научатся определять термины: замок, донжон, палица, кольчуга, забрало, оруженосец, турнир, герольд, герб, девиз.

Получат возможность научиться: описывать снаряжение рыцаря и рыцарский замок, объяснять смысл рыцарских девизов.

13.


Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (4 часа)

Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни.

6-б



Научатся определять термины: коммуны, шедевр, цехи, гильдии, товарное хозяйство, ярмарки, ростовщики, банки, самоуправление, подмастерье.

14.


Торговля в Средние века.

6-б



Научатся определять термины: патриции, бюргеры, интеллигенция, мистерии. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника, называть города, возникшие в период Средневековья, проводить сравнительные характеристики жизни людей в городе и деревне.

15.


Урок обобщения и систематизации знаний по пройденным темам.

6-б




16.


Урок контроля знаний по темам «Становление средневековой Европы (VI-XI вв.)», «Византийская империя и славяне в VI -IX вв.», «Арабы в VI -XI вв.».

6-б



Выполнять контрольные задания различной степени сложности.

17.


Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы (2 часа)

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

6-б



Научатся определять термины: сословия, десятина, реликвии, мощи, индульгенция, фанатизм, церковный собор, еретики, инквизиция, монашеские ордена. Получат возможность научиться: излагать подготовленную информацию, называть основные различия между православной и католической церковью.

18.


Крестовые походы.

6-б



Научатся определять термины: крестоносцы, крестовые походы, тамплиеры, госпитальеры, магистры.

Получат возможность научиться: называть причины и послед-ствия крестовых походов, давать им собственную оценку.

19.


Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности** (3 часа)

Древнейшие люди и их стоянки на территории современной России. Неолитическая революция. Первые скотоводы, земле-дельцы, ремесленники.

6-б



Актуализировать знания о роли природы в жизни общества, о происхождении человека и возникновении первых государств. Давать определение понятия археологическая культура. Объяснять особенности жизни людей в периоды палеолита, мезолита и неолита. Характеризовать особенности неолитической революции и последствия использования металлов.

20.


Образование первых государств.

6-б



Научатся определять термины: дань, плуг. Получат возможность научиться: составлять развернутый план изложения темы, показывать на карте первые государства соседей восточных славян.

21.


Восточные славяне и их соседи. Крым в древности.

6-б



Характеризовать территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия (используя историческую карту). Описывать жизнь и быт, верования славян и их соседей. Анализировать отрывки из арабских источников о славянах и русах; установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии.

22.


Тема 2. Русь в IX-первой половине XII вв. (11 часов)

Первые известия о Руси

6-б



Научатся определять термины. Получат возможность научиться: составлять развернутый план изложения темы.

23.


Становление Древнерусского государства

6-б



Научатся определять термины: государство, дружина, князь, воевода. Получат возможность научиться: показывать на карте путь «из варяг в греки» и русские города, называть ключевые черты племенного управления, извлекать полезную информацию из исторических источников.

Научатся определять термины: монархия, дань, уроки, погосты, реформа, полюдье, путь «из варяг в греки».

Получат возможность научиться: характеризовать политику первых русских князей, значение реформ княгини Ольги и внешней политики Святослава


24.


Становление Древнерусского государства

6-б



25.


Правление князя Владимира. Крещение Руси

6-б



Научатся определять термины: оборонительная система, митрополит, устав. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источников, характеризовать политику Владимира Святославовича, понимать значение принятия христианства для дальнейшего развития государства.

26.


Русское государство при Ярославе Мудром

6-б



Научатся определять термины: правда, посадники, вотчины, смерды, закупы, рядовичи, холопы. Получат возможность научиться: определять причины междоусобиц, характеризовать политику Ярослава Мудрого, называть группы зависимого населения Руси.

27.


Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

6-б



Научатся определять термины: «Правда Ярославичей», половцы, эксплуатация Получат возможность научиться: характеризовать политику Владимира Мономаха, называть причины политической раздробленности, извлекать полезную информацию из исторических источников.

28.


Общественный строй и церковная организация на Руси.

6-б



Научатся определять термины: бояре, вотчина, духовенство, епископ, закупы, рядовичи, смерды, резиденция, митрополит.

Получат возможность научиться: свободно излагать подготовленные сообщения по теме., характеризовать положение зависимых слоев населения, церковную организацию Руси.

29.


Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. Таврика в VIII-XI вв. Тмутараканское княжество.

6-б



Научатся определять термины: былины, зодчество, фрески, мозаика, зернь, скань, эмаль. Получат возможность научиться: давать характеристику культуры Древней Руси, устанавливать причинно-следственные связи между христианством и культурными ценностями, характеризовать черты культуры стран Европы, выделять особенности культуры Руси.

30.


Повседневная жизнь населения

6-б



Научатся определять термины: лихие люди, скоморохи, гусляры, шишаки, хоромы, терем, изба, слобода, сени, зипуны, порты, онучи, епанча. Получат возможность научиться: составлять рассказ «Один день жизни крестьянина (горожанина, князя, ремесленника) описывать жилища, одежду, быт различных слоев населения.

31.


Урок обобщения и систематизации знаний по темам «Русь в IX – первой половине XII вв.».

6-б



Научатся определять термины, изученные по теме «Русь в IX – первой половине XII в.».

Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры.


32.


Урок контроля знаний по темам «Русь в IX –первой половине XII вв.»

6-б



Выполнять контрольные задания различной степени сложности.

33.


Тема 3. Русь в середине XII-начале XIII вв. (6 часов)

Политическая раздробленность в Европе и на Руси

6-б



Научатся определять термины: «Правда Ярославичей», половцы, эксплуатация. Получат возможность научиться: называть причины политической раздробленности, извлекать полезную информацию из исторических источников.

34.


Владимиро-Суздальское княжество

6-б



Научатся определять имена выдающихся владимиро-суздальских князей. Получат возможность научиться: характеризовать государственно- политическое устройство княжества и показывать Владимиро-Суздальское княжество на карте, определять направления деятельности владимиро-суздальских князей

35.


Новгородская республика

6-б



Научатся определять термины: боярская республика, посадник, вечевой колокол, владыка, тысяцкий. Получат возможность научиться: свободно излагать подготовленные сообщения по теме, сравнивать политическое устройство Владимиро-Суздальского княжества Новгородского республики.

36.


Южные и юго-западные русские княжества

6-б



Научатся определять термины: боярская республика, посадник, вечевой колокол, владыка, тысяцкий. Получат возможность научиться: свободно излагать подготовленные сообщения по теме, сравнивать политическое устройство Владимиро-Суздальского, Новгородского и Галицко-Волынского княжеств.

37.


Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Русь в середине XII – начале XIII вв.»

6-б



Научатся определять термины, изученные в теме «Русь в середине ХII – начале XIII в.». Получат возможность научиться: определять причины раздробленности Руси, положительные и отрицательные последствия раздробленности, характеризовать личности и деятельность наиболее значимых правителей периода раздробленности.

38.


Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (6 часов)

Как происходило объединение Франции.

6-б



Научатся определять термины: денежный оброк, средние слои, Генеральные штаты, парламент, сословно- представительная монархия. Получат возможность научиться: называть группы населения, которые выступали за усиление королевской власти; объяснять причины, по которым крестьяне не приглашались к участию в работе Генеральных штатов.

39.


Что англичане считают началом своих свобод

6-б



Научатся определять термины: суд присяжных, хартия, реформы, верхняя и нижняя палата парламента. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника, аргументировано объяснять, почему англичане считают Великую хартию вольностей началом своих свобод.

40.


Столетняя война

6-б



Научатся определять термины: партизанская война. Получат возможность научиться: называть причины, важнейшие битвы и итоги Столетней войны; давать личностную характеристику Жанны д'Арк.

41.


Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии

6-б



Научатся определять термины: централизованное государство, диалект. Получат возможность научиться: определять цели, средства и итоги борьбы королей Людовика XI и Карла Смелого, давать их личностную характеристику.

42.


Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

6-б



Научатся определять термины: Реконкиста, аутодафе.

Получат возможность научиться: называть слои населения Испании, участвовавшие в Реконкисте, христианские государства, возникшие на Пиренейском полуострове; давать оценку политике испанских королей.

43.


Государства оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII– XV вв.

6-б



Научатся определять термины: булла. Получат возможность научиться: объяснять причины раздробленности Германии и анализировать обстоятельства, ставшие причиной упадка власти императоров.

44.



Тема 8. Славянские государства в Византии в XIV-XV вв. (2 часа)

Гуситское движение в Чехии

6-б



Научатся определять термины: гуситы, умеренные, табориты, сейм. Получат возможность научиться: называть причины, по которым Ян Гус критиковал католическую церковь; анализировать причины побед гуситов и определять причины их поражения и итоги гуситского движения.

45.


Завоевание турками-османами Балканского полуострова

6-б



Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

46.


Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века (4 часа)

Образование, философия. Средневековая литература.

6-б



Научатся определять термины: корпорации, университет, декан, ректор, магистры, диспуты, схоластика, трубодуры, труверы, миннизингеры, ваганты, готика. Получат возможность научиться: называть выдающихся деятелей культуры XI-XV вв.

47.


Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии

6-б



Научатся определять термины: Возрождение, гуманисты. Получат возможность научиться: называть различные подходы (феодальный и гуманистический) к понятию благородство», основные идеи гуманистов.

48.


Научные открытия и изобретения

6-б



49.


Урок обобщения и систематизации знаний по темам «Образование централизованных государств в Западной Европе», «Славянские государства в Византии в XIV-XV вв.»,

6-б



Выполнять контрольные задания различной степени сложности.

50.



Тема 4. Русские земли в середине XIII- XIV вв. (8 часов)

Монгольская империя и изменение политической картины мира.

6-б



Научатся: показывать на карте территорию Монгольской империи. Получат возможность научиться: характеризовать причины военных успехов Чингисхана, выделять положительные и отрицательные последствия монгольских завоеваний и создания Монгольской империи для народов Евразии.

51.



Батыево нашествие на Русь

6-б



Научатся определять термины: стан, фураж, иго, дань. Получат возможность научиться: показывать на карте направления походов Батыя, характеризовать последствия монголо-татарского нашествия на Русь, выделять основные события в хронологическом порядке.

52.



Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

6-б



Научатся определять термины: орден крестоносцев, ополченцы, даты Невской битвы и Ледового побоища, имена соратников и противников А. Невского. Получат возможность научиться: рассказывать о Ледовом побоище с опорой на карту, делать вывод об историческом значении побед А. Невского.

53.



Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. Крымский улус Золотой Орды. Генуэзцы в Крыму. Княжество Феодоро.

6-б



Научатся определять термины: баскаки, ордынский выход, ярлык, резиденция. Получат возможность научиться: называть политические и экономические признаки зависимости Руси от Золотой Орды и самостоятельно делать вывод о последствиях этой зависимости, извлекать полезную информацию из исторических источников.

54.


Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

6-б



Получат возможность научиться: называть предпосылки объединения Русского государства, давать оценку личности и политике Ивана Калиты, самостоятельно делать выводы о причинах возвышения Москвы.

55.


Литовское государство и Русь

6-б



Получат возможность научиться: составлять варианты рассказа о Литовском княжестве, делать вывод о значении присоединения Литовского княжества к Русскому государству.

56.


Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

6-б



Научатся определять термины: передовой, засадный полк. Получат возможность научиться: делать вывод о неизбежности столкновения Руси с Ордой, реконструировать события Куликовской битвы с опорой на карту, характеризовать личность и деятельность князя Д. Донского, выделять значение победы на Куликовом поле для дальнейшего объединения русских земель вокруг Москвы.

57.


Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII- XIV вв.

6-б



Научатся определять термины: культурные традиции, поучения, зодчество, аскетизм, каноны. Получат возможность научиться: давать общую характеристику русской культуры XIII – XIV в веков, называть выдающиеся памятники культуры XIII – XIV в, извлекать полезную информацию из литературных источников.

58.


Тема 5. Формирование единого Русского государства (8 часов)

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

6-б



Научатся определять термины: централизация. Получат возможность научиться: определять место Руси в развитии истории и культуры европейских стран.

59.


Московское княжество в первой половине XV в.

6-б



Научатся определять термины: поместье, помещик, служилые люди. Получат возможность научиться: выделять изменения в системе землевладения, характеризовать развитие ремесла и торговли, понимать значение политики Василия I для дальнейшего развития Руси, работать с картой.

60.


Распад Золотой Орды и его последствия. Крымское ханство.

6-б



Научатся проводить исследования, создавать иллюстративный текст или электронную презентацию на заданную тему, давать определения понятиям: транзитная торговля, ясак. Получат возможность научиться выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения, характеризовать взаимоотношения государств, образовавшихся после распада Золотой Орды с Русью.

61.


Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

6-б



Научатся: показывать на карте территории, присоединенные к Московскому княжеству. Получат возможность научиться: делать выводы об исторических предпосылках свержения монголо-татарского ига.

62.


Русская православная церковь в XV – начале XVI вв. Человек в Российском государстве второй половины XV в.

6-б



Научатся определять термины: автокефалия, догмат, ересь, митрополит. Получат возможность научиться: характеризовать значение русской православной церкви, давать оценку роли великих московских князей в укреплении позиций Русской православной церкви. Научатся проводить исследования, создавать иллюстративный текст или электронную презентацию на заданную тему, давать определения понятиям: казаки, посадские люди, пожилое, привилегии, чин. Получат возможность научиться выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения.


63.


Формирование культурного пространства единого Российского государства.

6-б



Научатся: называть самые значительные памятники архитектуры указанного периода, извлекать полезную информацию из литературных источников. Получат возможность научиться: давать общую характеристику русской архитектуры XIV-XVI вв.

64.


Повторение, обобщение и систематизация знаний по темам «Русские земли в середине XIII – XIV вв.», «Формирование единого Русского государства».

6-б



Научатся определять термины, изученные по теме «Русские земли в середине XIII – XIV вв.», «Формирование единого Русского государства». Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры.

65.


Урок контроля знаний по темам «Русские земли в середине XIII – XIV вв.», «Формирование единого Русского государства».

6-б



Выполнять контрольные задания различной степени сложности.

66.


Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (2 часа)

Средневековая Азия: Индия, Китай, Япония.

6-б



Научатся определять термины: Великий шелковый путь, раджа, варны. Получат возможность научиться: называть народы Азии, Африки и Америки, особенности их цивилизаций.

67.


Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.

6-б



68.


Итоговое повторение. Историческое и культурное наследие Средневековья.

6-б



Научатся определять термины, изученные в курсе «Средние века». Получат возможность научиться: называть главные события древней истории, основные достижения культуры и значение средневековых цивилизаций в мировой истории

* Названия разделов, тем и уроков по всеобщей истории - курсив.

**Названия разделов, тем и уроков по истории России - печатный шрифт



Приложение 1

План корректировки тем

6 класс

Тема урока

Дата проведения


Причина

отставания

Пути ликвидации отставаний

КТП

Факт






















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!