СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории 6 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории для 6 класса составлена на основе Федерального госстандарта основного общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 6 класс»

Ростовская область, Милютинский район, х.Степано-Савченский

(территориальный, административный округ (город, район, поселок))

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Степано-Савченская основная общеобразовательная школа.

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)



Утверждаю.

Директор МБОУ Степано-Савченской ООШ

Приказ № _43_от _29.08._2014 од.

________________Т.Н.Буряченко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По________________ история______________

(указать учебный курс, предмет)

Уровень общего образования (класс):___основное общее, 6 класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов:___________70 часов______________-

Учитель:Лесняк Вера Борисовна

Рабочая программа по истории в 6 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории (2008 г.), авторской программы по истории средних веков под редакцией Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского и В.А.Ведюшкина М., «Просвещение» (2007 г.), авторской программы по истории под редакцией А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, М. «Просвещение» 2008г.

(указать примерную программу/ программы, издательство, год издания при наличии)







2014-2015 год




ИСТОРИЯ 6 КЛАСС

( 70 часов, 2 часа в неделю)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории в 6 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории (2008 г.), авторской программы по истории средних веков под редакцией Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского и В.А.Ведюшкина М., «Просвещение» (2007 г.), авторской программы по истории под редакцией А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, М. «Просвещение» 2008г.

Используемый УМК по истории Средних веков:

1.История средних веков: Учебник для 6 класса / Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; под ред. А.А.Сванидзе. М.Просвещение, 2013.

2.Крючкова Е.А. История средних веков. Рабочая тетрадь 6 класс. М.: Просвещение 2013.

3.Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории средних веков. М. «ВАКО» 2008

4. История средних веков: Поурочные планы. Авт.- сост. Н.Ю. Колесниченко. – Волгоград Изд. «Учитель» 2004

5.Несмелова М.Л. Конспекты уроков по истории средних веков. в 2 ч. М: Владос-Пресс.2010.

Используемый УМК по истории России:

1.История России: с древнейших времен до конца XVI века; Учебник для 6 класса / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. М. Просвещение, 2012.

2.Данилов А.А. Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь /История России с древнейших времен до конца XVI века. М. Просвещение. 2013.

3.Симонова Е.В. Поурочные разработки по истории России: 6 класс: к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. С древнейших времен до конца XVI века».- М.: Издательство «Экзамен»,2010.

4.История России. 6 класс. Поурочные планы к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной / в 2 ч./ Сост. М.Н.Назаренко.- Волгоград: Учитель – АСТ. 2003

5. Набатова О.Г. Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI в. 6-7 кл.: Методическое пособие – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007.

Цели и задачи истории Средних веков

Задача курса:

-показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить свысока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.

Основные цели курса:

-сформировать у учащихся целостное представление об истории средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

-осветить экономическое, политическое, социальное и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;

-охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;

-показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали, христианство, ислам).

Цели и задачи курса истории России с древнейших времен до конца XVI века

Основные цели и задачи курса:

- выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;

-ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества, многообразии форм исторического бытия и деятельности людей в прошлом;

-развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приёмами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.)

- формирование ценностных ориентаций и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;

- развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;

- воспитание любви к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, селе;

-стимулирование желания самостоятельного поиска и расширения знаний по истории Отечества, культуре, традициям своего народа.

Общая характеристика учебного предмета

Программа курса истории Средних веков охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию. Курс построен так, что позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным сквозным проблемам средневековья и особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выделить в рамках средневековья его основные этапы.

Стандарт 2004 г. устанавливает хронологические рамки курса истории России в 6 классе по XV век. Тематическое планирование составлено на основе авторской программы А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной История 6-11 классы М. Просвещение 2008, в которой курс истории 6 класса включает материал по XVI век. Вначале изучения курса включен модуль «Народы и государства на территории нашей страны в древности» из резерва в количестве 4 часов.

Место предмета в учебном плане МБОУ Степано-Савченской ООШ

Рабочая программа разработана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса истории в 6 классе выделено 70 часов (35 учебных недель). Программа рассчитана на 2 часа в неделю. Рабочая программа по истории в 6 классе включает историю средних веков (30 часов) и историю России с древнейших времен до конца XVI века (40 часов). Региональный компонент не предусмотрен в программе, так как в учебном плане школы отведено 35 часов (1 час в неделю) на преподавание истории и Дона.



Содержание курса истории средних веков (30 часов)

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.

Западная и Центральная Европа в V-XIII вв. Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Средневековое европейское общество Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства ­– православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Византия и арабский мир. Крестовые походы Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.) Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Государства Европы в XIV-XV вв. Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Культурное наследие Средневековья Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.



Содержание курса истории России с древнейших времен до конца XVI века (40 часов)

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности. Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.

Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.

Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

Российское государство в XVI в.

Развитие страны в XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVI в. Земские соборы.

Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак, Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за Балтийское побережье. Ливонская война. Разгром Ливонского ордена. Опричнина. Становление самодержавия. Сословно-представительная монархия.

Русская культура XVI в.

Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. « Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой».





Тематическое планирование по истории в 6 классе (70 часов)



Раздел программы, тема

Кол-во часов

Контроль


История средних веков

30 часов


1

Введение. Основное содержание истории средних веков

1

Входной контроль


Тема 1.Западная Европа в раннее Средневековье

5



Тема 2. Византия и славянский мир

2



Тема 3. Арабский мир в VI-XI вв.

2



Тема 4. Феодальное общество

1



Тема 5. Средневековый город

2



Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв.

3

Контрольная работа «Становление средневековой Европы»


Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе

6



Тема 8. Германия и Италия в XII-XV вв.

1



Тема 9.Славянские государства и Византия вXIV-XV вв.

2



Тема 10. Культура Западной Европы вXI-XV вв.

2



Тема 11. Культуры и государства Африки и Америки

2



Итоговое повторение

1

Контрольная работа « Наследие истории средних веков в истории человечества»


История России с древнейших времен до конца XVI в.

40 часов



«Народы и государства на территории нашей страны в древности»

4



Тема 1. Восточные славяне

2



Тема 2. Русь в IX- первой половине XII в.

7

Контрольная работа «Русь древняя»


Тема 3. Русь во второй половине XII-XIII в.

8



Тема 4. Образование единого русского государства

7

Контрольная работа «Образование единого государства»


Тема 5. Московское государство в XVI в.

7



Итоговая контрольная работа

1

Контрольная работа


Итоговое повторение и обобщение

4




Общеучебные знания, умения

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, искать оригинальные решения.

Историческое образование играет важную роль в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью развернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспекты. На уроках истории учащиеся могут овладевать монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащиеся могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), умению оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносит их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.



Календарно-тематическое планирование по курсу история (6 класс)




Тема урока

Кол-во

Виды деятельности

Элементы содержания

Основные понятия

Требования к результатам

Виды контроля

Д/з

Дата


1

Основное содержание курса истории средних веков

1

Задание на сравнение хронологических рамок. Работа в рабочей тетради.

Место истории средних веков в истории человечества. Источники знаний об истории Средних веков.

Средневековье

Называть хронологические рамки средневековья. Определять по ленте времени географические пределы средневекового мира.

Входной контроль

Стр. 6-10

02.09


Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье

5








2

Древние германцы и Римская империя.

1

Задание на сравнение богов древних греков и богов германцев

Германские племена. Конец Западной Римской империи. Занятия и верования древних германцев.

Родовая община, соседская община, знать, вожди, государство.

Сравнивать общество древних германцев и общество Римской империи. Что они могли перенять друг у друга.

Задания в рабочей тетради. Интерактивная беседа..

§1

07.09

3

Королевство франков и христианская церковь в V-VIII вв.

1

Сравнить власть короля и власть вождя. Работа с документом

Королевская власть при Хлодвиге. Принятие христианства. Законы франков. Создание империи Карла Великого.

Феод, феодал.

Уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопрос.

Устный опрос, интеллектуальная разминка, карты.

§2

09.09

4

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздроблен.

1

Решение проблемы: В чем причины распада империи Карла Великого и периода феодальной раздроблен.

Возникновение и распад империи Карла Великого.

Раздробленность. Сеньор. Вассал, граф. Герцоги.

Определять на основе изученного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

Задания в рабочей тетради, карточки.

§3

14.09

5

Западная Европа в IX-XI вв.

1

Решение проблемы: Можно ли считать Священную Римскую империю государством и почему?

Королевская власть во Франции. Священная Римская империя. Норманны.

Норманны, придворные.

Уметь объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории.

Устный опрос, карточки, беседа.

§4

16.09

6

Культура Западной Европы в раннее средневековье.

1

Решение проблемы: Чем обучение в монастырской школе отличалось от обучения в современной школе? Работа с документом.

Представление о мире в средние века. Каролингское Возрождение. Литература.

Каролингское Возрождение, пергамен. Жития, хроники, эпические песни.

Уметь работать с различными источниками, дополнительной литературой.

Текущий контроль.Выступления учащихся.

§5

21.09


Тема 2. Византия и славянский мир

2








7

Византия при Юстиниане. Культура Византии.

1

Сравнить образование, науку и архитектуру в Византии и в Западной Европе.

Юстиниан и его правление. Войны Юстиниана. Культура Византии.

Реформа. Император. Храм, мозаика.

Уметь анализировать и сравнивать исторические факты.

Проверка таблицы. Задания в рабочей тетради.

§6-7

23.09

8

Образование славянских государств.

1

Рассказать о взаимоотн. Византии и Болгарии. Составление плана.

Образование славянских государств.

Вече, князья, союзы племен.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника и составлять план.

Кроссворд. Текст с ошибками. Беседа.

§8

28.09


Тема 3. Арабский мир в VI-XI вв.

2








9

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

1

Работа с картой, рабочей тетрадью.

Древняя Аравия: природа, образ жизни, занятия населения. Ислам и его роль в объединении арабских племен. Завоевательные войны арабов.

Бедуины, ислам, халифат, Коран, хиджра, шариат.

Раскрывать систему управления арабами. Объяснять объединительную роль ислама. Знать основы вероучения ислама.

Интерактивная беседа. Экспресс-опрос.

§9

30.09

10

Культура стран халифата.

1

Сравнить культуру Византийской Империи и стран халифата.

Образование, литература, искусство, медицина.

Альгамбра, арабеска.

Рассказывать о развитии культуры в странах халифата.

Решение кроссворда.

§10

05.10


Тема 4. Феодальное общество

1








11

В рыцарском замке. Средневековая деревня.

1

Составление рассказа «День феодала». Составление сравнительной таблицы..

Жизнь и быт феодалов и крестьян. Кодекс рыцарской чести. Рыцарь как защитник справедливости и веры. Литературные произведения. Натуральное хозяйство.

Замок, дантон, турнир, герб, вотчина, оброк, барщина, натуральное хозяйство, община.

Уметь раскрыть суть феодальных отношений. Описывать условия и образ жизни феодалов и крестьян.

Проверка таблицы, рассказов. Карточки.

§11-12

07.10


Тема 5. Средневековый город.

2








12

Возникновение средневековых городов

1

Описывать средневековый город, сравнить город-коммуну и город-республику.

Происхождение городов. Облик городов. Борьба с сеньорами. Коммуны. Зарождение демократических порядков.

Ремесло, город. Самоуправление, мэр, коммуна, цех, мастер, подмастерье.

Называть причины возникновения городов. Описывать облик средневекового города. Раскрывать систему самоуправления в городе.

Решение исторических задач. Устный опрос.

§13

12.10

13

Горожане и их образ жизни.

1

Сравнить натуральное и товарное хозяйство (общее и особенное).

Городское самоуправление. Городские ремесла и ремесленники. Ремесленные цехи, гильдии. Торговля и ярмарки. Жизнь и быт горожан.

Интеллигенция, патриции, ратуша, сословие. Университет.

Рассказывать о возникновении ремесленных цехов и купеческих гильдий в средние века.

Проверка сравнительной таблицы. Беседа.

§14

14.10


Глава 6. Католическая церковь в XI-XIII вв.

3








14

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

1

Установить последователь

ность и длительность событий.

Разделение церквей. Германские императоры и церковь. Источники богатства церкви. Борьба церкви с еретиками.

Сословие. Десятина, индульгенция, еретики. Ордена монахов.

Объяснять причины раскола церкви, источники богатства церкви. Раскрывать причины возникновения ереси.

Аукцион понятий. Решение исторических задач.

§15

19.10

15

Крестовые походы.

1

Работа с документом. Определить участников всех крестовых походов.

Крестовые походы и их последствия.

Крестоносцы. Духовно-рыцарские ордена.

Раскрывать причины и последствия крестовых походов.

Задания в рабочей тетради. Интерактивная беседа.

§16

21.10

16

Становление средневекового общества

1

Контрольная работа.

Основные положения раздела

Основные понятия

Уметь применять полученные знания на практике

Тест


26.10


Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе

6








17

Как происходило объединение Франции.

1

Задание на классификацию государственной власти по указанным признакам. Перечислить характерные черты политического устройства Франции.

Возвращение французских территорий. Борьба Филиппа II Августа с английскими королями. Генеральные Штаты.

Сословная монархия, Генеральные Штаты.

Объяснять причины усиления королевской власти во Франции. Перечислять характерные черты сословной монархии.

Устный опрос. Задания в рабочей тетради.

§17

28.10

18

Что англичане считают началом своих свобод

1

Выявить общее и особенное в сословно-представительной монархии Франции и Англии.

Нормандское завоевание Англии и его последствия. Причины усиления королевской власти. Английский парламент.

Парламент. Палата общин. Палата лордов. Судебная реформа.

Объяснять причины усиления королевской власти в Англии. Высказывать своё мнение.

Понятийный диктант. Беседа.

§18

02.11

19

Столетняя война

1

Установить последовательн. и длительность Столетней войны. Работа с картой.

Причины поражения французов при Креси и Пуатье.

Крестьяне и феодалы. Поражение англичан. Итоги войны.

Народная освободительная война. арбалет.

Излагать причины Столетней войны. Сравнивать армии англичан и французов. Оценивать их боеспособность.

Задания в рабочей тетради.

§19

11.11

20

Крестьянские восстания во Франции и Англии.

1

Задание на сравнение. Работа с документом.

Крестьянские восстания во Франции и в Англии: причины, ход, итоги.

Восстание

Называть причины восстаний. Сравнивать цели и реальные действия. Знать последствия крестьянских выступлений.

Понятийный диктант. Проверка таблицы.

§20

16.11

21

Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии.

1

Определять существенные черты централизованного государства. Выявить общее и особенное в централизованных государствах Франции и Англии.

Завершение объединения Франции. Укрепление королевской власти. Война Алой и Белой розы. Установление сильной центральной власти в Англии. Последствия превращения Англии и Франции в централизованные государства.

Централизованное государство.

Объяснять причины укрепления централизованного государства во Франции. Объяснять, какую роль сыграла война Алой и Белой розы в становлении и укреплении централизован. государства в Англии.

Проверка таблицы. Блиц-опрос.

§21

18.11

22

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

1

Сравнить английский парламент, Генеральные Штаты и Кортесы.

Пиренейские государства6 природа. климат, условия жизни. Занятия. Реконкиста и её хозяйство. Результаты Реконкисты.

Реконкиста. Аутодафе. Инквизиция.

Показывать на карте государства, расположенные на Пиренейском полуострове. Объяснять понятие «реконкиста». Знать причины образования самостоятельных государств: Испания и Португалия.

Проверка таблицы. Интерактивная беседа.

§22

23.11


Тема 8. Германия и Италия в XII-XV вв.

1








23

Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов.

1

Выступление с сообщением. Самостоятельная работа с учебником.

Германские государства. Расцвет итальянских городов.

Тирания, гвельфы и гибеллины.

Уметь самостоятельно работать с учебником. Уметь выступать с сообщением. Почему в Германии не возникло централизованное государство?

Проверка сообщений.

§23-24

25.11


Тема 9 Славянские государства и Византия в XIV-XV веках.

2








24

Гуситское движение в Чехии.

1

Историческое сочинение. Яна Гуса и Яна Жижки. Работа с документом.

Чешское государство. Национальное движение в Чехии. Ян Гус и Ян Жижка. Падение Константинополя. Значение гуситского движения.

Сейм, умеренные, табориты. Гуситы.

Объяснять, почему гуситское движение называют национальным. Рассказать о ходе и результатах гуситского движения.

Проверка сочинений.

§25

30.11

25

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

1

Проблема: Почему Восточная Римская империя просуществовала на тысячу лет больше, чем Западная Римская империя?

Завоевание сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Турки-османы

Уметь работать с текстом учебника

Задания в рабочей тетради. Беседа.

§26

02.12


Тема 10. Культура Западной Европы в XI-XV веках.

2








26

Образование, философия, литература и искусство.

1

Показ презентации

Средневековая наука. Средневековое образование, литература, архитектура. Скульптура. Живопись.

Корпорация, диспут. Схоластика, романский, готический стили. Витражи.

Умение представлять презентацию.

Выступления учащихся

§27-28

07.12

27

Культура раннего Возрождения Италии. Научные открытия и изобретения.

1

Показ презентации

Новое учение о человеке. Первые гуманисты. Искусство раннего Возрождения. Водяной двигатель. Металлургия. Изобретение книгопечатания.

Эпоха Возрождения. Гуманисты. Портрет. Астрономия, алхимия, каравелла. Астролябия.

Умение представлять презентацию.

Выступления учащихся

§29-30

09.12


Тема 11. Культуры и государства Африки и Америки

2








28

Средневековый Китай. Индия.

1

Задание на работу с картой. Раскрыть значение китайской культуры. Задание на выявление последовательности событий. Объяснить влияние индийской культуры на мировую историю.

Борьба с кочевниками. Особенности государствен. и социального строя Китая .Внешняя и внутренняя политика. Культура. Особенности экономического и политического развития Индии. Делийский Султанат. Империя Великих Моголов. Культура.

Империя. Император. Династия, пейзажи.

Раджи. Мавзолей. Брахманы.

Рассказывать о внутренней и внешней политике. Объяснять причины колониальных вторжений, крестьянских выступлений.

Раскрывать политическое устройство индийских княжеств до вторжения мусульман, значение индийской культуры.

Текущий контроль

§31-32

14.12

39

Государства доколумбовой Америки. Африка.

1

Сравнивать политическое и общественное устройство у инков, майя и ацтеков. Описание государствен. устройства жителей Африки.

Государство, религия и общество ацтеков. Страна майя. Империя инков. Особенности развития Южной Африки.

Майя, ацтеки, инки, амулет.

Раскрывать особенности общественного и политического строя народов. Выявлять общее и особенное.

Проверка таблицы. Устный опрос. Кроссворды.

§33-34

16.12

30

Наследие истории средних веков в истории человечества.

1

Контрольная работа «Наследие истории средних веков в истории человечества»

Систематизиров. и обобщить материал по изученному периоду.

Основные понятия.

Уметь работать с тестовыми заданиями.

Тест.


21.12


Народы и государства на территории нашей страны в древности

4








31

Что изучает история Отечества.

1

Запись положений лекции

История России как часть всемирной истории. Что изучает история Отечества. Источники знаний о прошлом.

История России как часть всемирной истории. Археология, культурный слой. Вспомогательные исторические дисциплины.

Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Беседа.

С.4-6.

23.12

32

Вспомогательные исторические дисциплины.

1

Запись положений лекции

Вспомогательные исторические дисциплины и их содержание.

Палеография, археология, ономастика, геральдика, сфрагистика, хронология, метрология, генеалогия.

Знать содержание и умение характеризовать вспомогательные исторические дисциплины.

Беседа

Записи в тетради

28.12

33

Города – государства северного Причерноморья

1

Запись положений лекции

Скифское царство и упадок Причерноморских государств. Тюркские народы и их государства на территории нашей Родины. Жители лесной полосы восточной Европы.

Города – государства. Греческие колонии Северного Причерноморья – Ольвия, Пантикапей, Херсонес, Фанагория и др. Дань, плуг, тюрки, финно – угры, хазары, скифы.

Умение сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи.

Понятийный диктант Подготовка кратких сообщений на заданную тему.

Записи в тетради

11.01

34

Язычество и другие религии.

1

Подготовка сообщений о богах.

Славянские языческие боги. Языческие праздники. Распространение христианства на Руси. Укоренение ислама в Средней Азии. Иудаизм.

Перун, Даждьбог, Волос, Хорс и др. Праздники – Новый год, Масленица, Ивана Купала (22 июня), Пробуждение земли ( 22 марта), праздник Жатвы (22 сентября). Иисус Христос, Библия, Коран, Мухаммед, Аллах, Яхве, Талмуд.

Умение выступать с сообщением

Сообщения о славянских богах, славянских праздниках.

Записи в тетради

13.01


Тема1. Восточные славяне в древности

2








35

Восточные славяне.

1

Работа с документом.

Происхождение и расселение восточных славян. Занятия, быт и нравы, общественный строй, верования.

Индоевропейская группа народов, род, семья, община, племя, народное ополчение.

Умение сравнивать. Устанавливать причинно – следственные связи, работать по карте.

Задания в рабочей тетради. Беседа.

§1

18.01

36

Соседи восточных славян

1

Заполнение таблицы, контурной карты.

Тюркский и Аварский каганаты, Хазарский каганат, Волжская Булгария и Византия.

Колонизация, дань.

Умение работать с текстом учебника самостоятельно, делать сообщения, работать с картой.

Проверка таблицы. Устный опрос.

§2

20.01


Тема 2. Русь в IX-первой половине XII в.

7








37

Формирование Древнерусского государства.

1

Работа с документом. Составление схемы. Работа с картой.

Предпосылки и причины создания Древнерусского государства. Новгород, Киев.

Государство, полюдье, варяги.

Умение устанавливать причинно – следственные связи, работать с картой. Развивать умение составления схемы.

Исторический диктант, проверка схемы..

§3

25.01

38

Первые киевские князья

1

Историческое сочинение. Составление таблицы.

Правление Олега, Игоря, Ольги, Святослава.

Погосты. Уроки, 862 г , 882г, 904г, 945г.

Умение работать с документом, исторической картой. Учиться сравнивать, анализировать, делать выводы.

Проверка таблицы, рабочая тетрадь. Историческое сочинение

§4

27.01

39

Владимир Святославович. Принятие христианства.

1

Работа с документом, заполнение таблицы

Причины принятия христианства. Значение принятия христианства.

988г. , христианство, епископ, ересь, митрополит, церковный устав

Умение сравнивать (язычество и христианство). Умение выделять причины, ход, значение исторического события.

Проверка таблицы. Решение творческих задач.

§5

01.02

40

Расцвет Древнерусского государства

1

Самост. работа (в форме теста) Анализ документа, работа с контурной картой.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда».

Феодальные усобицы, вира, боярин, вотчина, посадник, наместник.

Умение определять предпосылки для расцвета государства. Уметь раскрывать социальную сущность «Русской правды».

Тестирование

§6

03.02

41

Культура Древней Руси

1

Самостоятельная работа с учебником.

Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество, письменность, литература, зодчество. Изобразительное искусство.

Летопись. Фольклор, былина, житие, миниатюра

Умение выделять главное. Ценностное ориентирование древнерусского общества.

Рабочая тетрадь, блиц-опрос

§7

08.02

42

Быт и нравы Древней Руси

1

Самостоятельная работа с учебником

Повседневная жизнь, военное дело, одежда. Жилище.

Образ жизни, слобода, хоромы. «Повесть временных лет»

Умение самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное.

Хронологический диктант. Рабочая тетрадь.

§8

10.02

43

Русь Древняя

1

Контрольная работа

Основные положения темы

Основные понятия

Умение применять полученные знания на практике

Тестирование


15.02


Тема 3. Русь во второй половине XII-XIII вв.

8








44

Начало раздробленности Древнерусского государства

1

Работа с картой. Работа с документом.

Политическая раздробленность Руси. Экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Любечский съезд. Правление Владимира Мономаха.

Уделы, экономика, эксплуатация. Раздробленность, рать.

Уметь определять социально – экономические и политические причины раздробленности. Выделять последствия раздробленности. Развивать умения работы с картой.

Устный опрос. Заполнение контурной карты.

§9

17.02

45-46

Главные политические центры Руси

2

Конференция

Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель.

Республика, мятеж, мужи.

Умение выделять общее и особенное в социально – экономическом, политическом и культурном развитии удельных земель.

Выступление с сообщением

§10-11

22.02

24.02

47

Нашествие с Востока

1

Работа с документом, картой.

Чингисхан и объединение монгольских племён. Монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь, сопротивление завоевателям.

Монголо – татары, Чингисхан, Батый, 1223г., 1237 – 1238гг, 1239-1240гг.

Умение работать по карте, определять причины завоевательных походов монголо – татар, заполнять таблицу.

Рабочая тетрадь, опрос.

§12

01.03

48

Борьба Руси с западными завоевателями

1

Работа с документом. Подготовка сообщений.

Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище.

1240г., 1242г. Рыцарский Орден, крестовый поход, крестоносцы, Александр Невский, Невская битва, Ледовое побоище.

Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, причинно – следственные связи, роль личности.

Опрос. Сообщения.

§13

03.03

49

Русь и Золотая Орда

1

Работа с документом. Составление схемы

Ордынское владычество, повинности населения, борьба народа против ордынского владычества.

Баскак, владычество, выход, резиденция, ярлык.

Уметь определять сущность и последствия монголо – татарского ига. Работать с документами.

Вопросы, задания, рабочая тетрадь

§14

10.03

50

Русь и Литва

1

Работа с картой, составление хронологической таблицы

Особенности Юго – Западной Руси. Русь и Великие княжества Литовские в XI – XV вв.


Уметь работать с картой, составлять хронологическую таблицу

Составление таблицы, заполнение контурной карты

§15

15.03

51

Культура русских земель

1

Викторина. Презентация.

Особенности и развитие культуры

Архитектурный ансамбль, аскетизм, канон, уникальный

Уметь выделять общее и особенное в произведениях культуры каждого удельного княжества. Учиться сравнивать.

Задания в рабочей тетради.

§16

17.03


Тема 4. Образование единого русского государства

7








52

Предпосылки объединения русских земель, усиление Московского княжества

1

Работа с картой, с документом. Задания на выявление причинно-следственных связей.

Москва – центр собирания русских земель. Восстановление хозяйства на Руси. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы.

Порядок наследования престола, вотчинное , монастырское, помещичье и церковное землевладение.

Уметь анализировать историческую карту, выделять предпосылки объединения русских земель, причины возвышения московского княжества.

Опрос, задания.

§17

31.03

53

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

1

Презентация. Историческое сочинение.

Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Куликовская битва, рать, Сергей Радонежский, манёвр.

Уметь выделять главное, определять роль личности в истории.

Рабочая тетрадь, задания. Историческое сочинение.

§18

05.04

54

Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV века.

1

Работа с документом. Историческое сочинение.

Московское княжество и его политика. Иван III, Василий III.


Уметь кратко излагать исторический материал, работать с документом.

Опрос. Задания..

§19

07.04

55

Создание единого русского государства и конец ордынского ига.

1

Решение проблемных заданий. Работа с документом.

Объединение русских земель, конец зависимости русских от Орды. Распад Золотой Орды.

Централизованное государство, дворяне, поместье.

Уметь устанавливать причинно- следственные связи, изменения в жизни страны. Уметь выделять исторические закономерности.

Проблемные задания. Рабочая тетрадь

§20

12.04

56

Московское государство в конце XV- начале XVI века

1

Работа с картой, схемой, рабочая тетрадь.

Завершение объединения русских земель. Становление центральных органов управления и власти. Судебник 1497 г. традиционный характер экономики.

Боярская Дума. Кормление, местничество, пожилое, поместье. Помещик, налоги. окольничий

Умение определять изменения в социально – экономическом развитии. Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы.

Задания в рабочей тетради. Устный опрос. Карточки.

§21

14.04

57

Церковь и государство в XV- начале XVI века

1

Самостоятельная работа с текстом учебника.

Церковь в русском государстве. Роль церкви в общественной жизни страны

Ереси, иосифляне, нестяжатели, теория «Москва – третий Рим».

Уметь определять причины изменения в положении Русской православной церкви. Причины появления ереси.

Опрос, задания, понятийный диктант.

§22

19.04

58

Образование единого государства

1

Выполнение контрольной работы.

Основные положения темы

Основные понятия

Уметь применять на практике полученные знания

Контрольная работа «Образование единого государства»


21.04


Тема 5. Московское государство в XVI веке

7








59

Иван Грозный. Реформы Избранной Рады

1

Работа с документом. Составление таблицы-схемы.

Условия развития страны в XVI веке. Территория, население, характер экономики. Становление централизованного государства и самодержавной власти. Иван грозный. Реформы 50-60 х гг. Земские соборы.

Избранная Рада. Централизованное государство. Земский Собор, приказы, стрельцы. Дворяне, судебник, царь, сословная монархия.

Уметь устанавливать причинно – следственные связи, выявление исторической закономерности. Роль личности в истории.

Устный опрос, рабочая тетрадь. Проверка таблицы.

§23

26.04

60

Внешняя политика Ивана IV

1

Работа с картой. Составление хронологической таблицы.

Московские государства и Великое княжество Литовское. Расширение территории государства. Завоевание Поволжья и Западной Сибири. Ливонская война.

Ливонская война. Засечная черта, наёмник. Казаки,Речь Посполитая.

Уметь выбирать главное при составлении хронологической таблицы. Видеть причинно – следственные связи.

Понятийный диктант. Рабочая тетрадь

§24

28.04

61

Усиление власти Ивана Грозного

1

Историческое сочинение.

Опричнина (причины, ход, последствия).

Опричнина, земщина. Приказы, террор, самодержавие.

Уметь выделить главную суть опричнины. Устанавливать причины, последствия. Уметь анализировать исторические источники.

Решение познавательных задач. Историческое сочинение

§25

03.05

62

Опричнина

1

Ролевая игра (суд над опричниной)

Положительные и отрицательные последствия опричнины для страны.

Опричнина

Уметь выступать в роли действующих лиц.

Выступления учащихся


05.05

63

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI вв.

1

Самост. Работа. Работа с документом.

Особенности развития русской культуры. Просвещение. Начало книгопечатания. Устное народное творчество. Литература.

Публицистика, энциклопедия. «Задонщина».

Изучать, сравнивать, анализировать, давать характеристику литературным произведениям.

Тест. Опрос.

§26

10.05

64

Архитектура и живопись в XIV-XVI вв.

1

Создание презентации.

Зодчество. Строительство шатровых храмов. Русская живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв.

Шатровый стиль.

Умение давать характеристику произведениям искусства.

Беседа. Рабочая тетрадь.

§27

12.05

65

Быт XV-XVI вв.

1

Самостоятельная работа с текстом учебника

Города. Русская изба, одежда, еда.

Административные здания, кафтан, харчевня, полати.

Умение работать самостоятельно с учебником, рабочей тетрадью.

Опрос, задания

§28

17.05

66

Итоговая контрольная работа

1

Контрольная работа.

Основные положения курса

Основные понятия

Уметь применять полученные знания на практике

Тест.


19.05


Итоговое повторение

4








67

Древняя Русь

1

Поиск нужной информации. Самостоятельная работа.

Возникновение древнерусского государства. Политическая раздробленность. Борьба против иноземных захватчиков.

Государство, феодальная раздробленность

Уметь применять полученные знания на практике, работать с картой. Устанавливать причинно-следственные связи.

Фронтальный опрос, тестирование, викторина.


24.05

68

Московская Русь

1

Поиск нужной информации. Самостоятельная работа

Предпосылки и причины создания единого централизованного государства. Московское государство в XVI в.

Централизованное государство

Уметь применять полученные знания на практике

Фронтальный опрос, тестирование, кроссворд.


26.05

69

Путешествие по Руси

1

Виртуальное путешествие

Основные положения изученного курса истории

Основные понятия, даты

Уметь применять полученные знания на практике

Викторина


31.05

70

История России с древности до XVI в.

1

Игра «Что? Где? Когда?

Ключевые положения курса

Основные события, даты, личности







Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса

История Средних веков

Для учащихся:

1.История средних веков: Учебник для 6 класса / Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; под ред. А.А.Сванидзе. М.Просвещение, 2010.

2.Крючкова Е.А. История средних веков Рабочая тетрадь 6 класс. М.: Просвещение 2012

Для учителя:

1.История средних веков: Учебник для 6 класса / Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; под ред. А.А.Сванидзе. М. Просвещение, 2010.

2.Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории средних веков. М. «ВАКО» 2008

3. История средних веков: Поурочные планы. Авт.- сост. Н.Ю. Колесниченко. – Волгоград Изд. «Учитель» 2004

4.Несмелова М.Л. Конспекты уроков по истории средних веков. в 2 ч. М: Владос-Пресс.2002.

5.Брандт М.Ю. История средних веков. Тесты. 6 кл.: учебно-метод. пособие. М.: Дрофа. 2006

6. Методические рекомендации к урокам по истории средних веков под ред. Г.М.Донского М. Просвещение, 2009.

Мультимедийные пособия по истории Средних веков в 6 классе

Электронный учебник: Всеобщая история 5-6 классы

Интернет-ресурсы

Настенные исторические карты







История России с древнейших времен до конца XV века

Для учащихся:

1.История России: с древнейших времен до конца XVI века; Учебник для 6 класса / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. М. Просвещение, 2012.

2.Данилов А.А. Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь /История России с древнейших времен до конца XVI века. М. Просвещение. 2013.

Для учителя:

1.История России: с древнейших времен до конца XVI века; Учебник для 6 класса / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. М. Просвещение, 2012.

2.Симонова Е.В. Поурочные разработки по истории России: 6 класс: к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. С древнейших времен до конца XVI века».- М.: Издательство «Экзамен»,2006.

3.История России. 6 класс. Поурочные планы к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной / в 2 ч./ Сост. М.Н.Назаренко.- Волгоград: Учитель – АСТ. 2003

4. Набатова О.Г. Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI в. 6-7 кл.: Методическое пособие – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. Интернет-ресурсы

Настенные исторические карты

Презентации

Результаты



При изучении курса истории Средних веков в 6 классе ученики должны:

знать/понимать:

- основные этапы и ключевые события средневековой истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

-социальные, экономические и конфессиональные особенности развития средневекового общества, его менталитета, его культуры;

-выдающихся личностей;

-историческую и географическую карты;

-средневековые визуальные и письменные источники; мировые музыкальные и библиотечные коллекции средневекового искусства;

-имена выдающихся исследователей Средневековья;

-крупнейшие города, культурные и религиозные центры;

уметь:

-рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывать знания необходимых дат, факторов, терминов;

-анализировать исторические события на основе текста учебника;

-соотносить даты события с веком, общие исторические процессы и отдельные факторы; определять последовательность и длительность важнейших событий средневековой истории, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений, событий;

-выявлять общее и особенное в развитии государств, социальных групп, цивилизаций;

-определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

-«читать» визуальное изображение, его символику, отвечать на вопросы по поводу произведения, сопоставлять визуальные и письменные источники с целью выявления новых сведений, дополнения, углубления, критической проверки;

-пользоваться справочной и научной литературой, словарями



В результате изучения истории России с древнейших времен до конца XVI в. в 6 классе ученик должен:

знать/понимать:

- основные этапы и ключевые события истории России с древнейших времен до конца XVI века; выдающихся деятелей отечественной истории;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

- изученные виды исторических источников;

уметь:

- соотносить даты событий отечественной истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной истории;

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений);

- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять причинно- следственные связи;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России данного периода, достижениям культуры;

- высказывать собственные суждения об историческом наследии народов России;

- использовать полученные знания в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;

- применять полученную из различных источников дополнительную информацию для более глубокого осмысления ключевых событий истории Отечества.



Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания.

Самостоятельная работа (в форме теста)

Контрольная работа

Понятийный диктант,

Хронологический диктант

Урок дает возможность применять разнообразные методы обучения, сочетать индивидуальную, групповую и фронтальную работу учащихся. Ведущими в курсе истории 6 класса являются следующие типы уроков: комбинированный, уроки изучения нового материала, уроки обобщения и систематизации изученного, урок-практикум, урок-игра. Текущий контроль успеваемости - систематическая проверка знаний учащихся, проводится на текущих занятиях в соответствии с рабочей учебной программой.

Текущий контроль знаний обучающихся в 6 классе осуществляется через опросы, самостоятельные работы и тесты в рамках урока.

Критерии и нормы устного ответа по истории

Оценка «5» ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.

Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов. Полностью не усвоил материал.

Оценка письменных (тестовых) работ

В письменных контрольных работах учитывается также, какую часть работы выполнил ученик.

«2» - 0-49 % заданий;

«3» - 50-69% заданий;

«4» - 70-89% заданий;

«5» - 90-100% заданий












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!