МБОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа № 2 с УИОП» Хангаласский улус РС (Я)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя к учебникам
Агибалова Е. В., Донской Г. М. «История средних веков»
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., «История России»
Предмет: история
Класс: 6 «а», 6 «б»
Образовательная область: общественно-научные предметы
Учебный год: 2019-2020
Учитель: Егорова Ольга Ивановна
г. Покровск
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по истории разработана на основе:
Основная образовательная программа основного общего образования
Рабочая программа по истории России. 6 класс. Сост. Сорокина Е.Н. – М. ВАКО 2016
Рабочая программа по Истории средних веков. 6 класс. Сост. Н.И. Чеботарева – М. Глобус 2009
II. Общая характеристика учебного предмета
Роль учебного предмета «История» в подготовке шестиклассников к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
История служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании.
Программа курса истории средних веков охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию. Тема «Африка» предполагается для самостоятельного изучения учащимися, так как она не предусмотрена Стандартом основного общего образования
Программа курса история России рассматривает основные направления становления и развития русского государства с 9 по 16 век. Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
Цели и задачи
Задача курса истории средних веков - показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.
Основные цели курса:
. сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
. осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
. охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;
. показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали);
уделить при этом особое внимание истории мировой религии - христианства и ислама.
Основные цели курса истории России:
• выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
• развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
• формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
• развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
• изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.
III. Место учебного предмета «ИСТОРИЯ» в учебном плане
Учебным планом МБОУ «Покровская СОШ №2 с УИОП» 2017-2018 уч.года на учебный предмет «История» в 6 классе отводится 68 часа в год (по 2 ч в неделю, 34 учебные недели).
IV. Содержание программы
6 класс (68 часов)
Что изучает история Отечества. История России - часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Факторы самобытности российской истории. исторические источники по истории нашей Родины.
Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельцев и кочевых племен. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа, Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия. Восточные славяне. Расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения восточных славян с соседними народами и государствами. Образование Древнерусского государства. Предпосылки, причины, значение образования государства у восточных славян. Племенные княжения. Варяги. Принятие христианства: причины, обстоятельства. Христианство и язычество. Владимир Святославович. Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого. Русская Правда. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Любеческий съезд князей. Правление Владимира Мономаха в Киеве. Древняя Русь и ее соседи.
Древнерусская культура. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Иконы. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Живопись (мозаика, фреска). Значение древнерусской культуры. Быт и нравы Древней Руси. Образ жизни князей и бояр. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни крестьян.
Раздробление Древнерусского государства. Социально – экономические и политические причины раздробления древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Последствия раздробленности.
Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Оборона Москвы, разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юга – Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение.
Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище.
Русь и Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.
Русь и Литва. Формирование Литовского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.
Культура русских земель в XII – XIII вв. Общерусское культурное единство и образование местных художественных школ. Накопление научных знаний. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве»
Предпосылки объединения русских земель. Усиление московского княжества. Причины и предпосылки объединения русских земель. Политическая система Руси на рубеже веков. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Власть и церковь. Митрополит Алексий. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой накануне Куликовской битвы. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение.
Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XI в. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.
Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация Ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Завершение политического объединения русских земель, создание единого государства.
Социально – экономическое и политическое развитие Руси в XIV – XV вв. Изменения в политической структуре и управлении. Усиление княжеской власти. Местничество. Кормления. Преобразование в войске. Зарождение поместной системы. Вотчина и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Структура общества. Зарождение феодально-крепостнической системы.
Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Взаимоотношения церкви и князя. Теория «Москва – Третий Рим».
Культура и быт в XIV – XVI вв. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV – начале XVI в. расцвет культуры Руси после Куликовской битвы. Москва – центр складывания русской культуры. Развитие зодчества. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Введение. Живое Средневековье.
Что изучает история Средних веков. Дискуссии ученых о временных границах эпохи Средневековья. Древние германцы и Римская империя. Устройство германских деревень. Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. образование варварских государств. Франки. Хлодвиг. Складывание государства у франков. Сближение образа жизни и культур германцев и римлян. Налоги, суд и военная организация у франков. Складывание крупного землевладения и новых взаимоотношений у франков. Раздел Хлодвигом франкского королевства, Хлодвиг и церковь. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. Карл Великий. Образование и распад империи Карла Великого. Образование Лотарингии, Франции, Германии-Верденский договор. Структура франкского общества. Франция в IX-XI вв. слабость королингов. Король и феодалы. Норманны и их образ жизни. Варяги и народы Восточной Европы. Русь и варяги. Проникновение норманнов в Средиземное море. Утверждение христианства в раннее Средневековье.
Образование Восточной Римской империи – Византии. Устойчивость Византии в борьбе с варварским миром. Византия – наследница Античности и стран Востока. Образование славянского государства. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.
Аравия – родина исламской религии. География, природные условия, образ жизни жителей Аравийского полуострова. Мухаммед – проповедник новой религии. Возникновение и распространение ислама. Образование Арабского государства. Семья и Коран. Влияние ислама на культуру народов покоренных арабами.
В рыцарском замке. Архитектура, устройство и значение рыцарского замка. Рыцарь. Средневековая деревня и ее обитатели. Община, средневековая деревня. Натуральное хозяйство. Формирование средневековых городов. Развитие ремесла. Борьба за городское самоуправление. Горожане и их образ жизни. Крестовые походы. Католическая церковь и еретики. Усиление власти короля. Церковь – крупнейший землевладелец. Крестовые походы. Крестовые походы и крестоносцы. Цели участников Крестовых походов. Различия походов бедноты и феодалов. Последствия первого крестового похода. Значение и итоги крестовых походов.
Как происходило объединение Франции. Укрепление власти короля. Людовик IX Святой. Утверждение единой денежной системы.
Столетняя война. Столетняя война: причины, повод. Основные этапы Столетней войны. Карл VII – новый король Франции. Партизанская война. Жанна д’Арк. Признание подвига национального геройства. Завершение Столетней войны.
Крестьянские восстания во Франции и в Англии. «Черная смерть» и Столетняя война. Положение крестьян. Рост крестьянского недовольства. Жакерия во Франции: ее победы и последствия. Гильом Каль. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Восстановление Франции. Усиление власти французского короля. Завершение объединения Франции. Установление единой власти во Франции. Последствия объединения Франции. Междоусобная война Белой и Алой розы в Англии итоги и последствия. Усилений власти английского короля.
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания - процветающая часть Европы. Мавры. Образование единого испанского государства. Изабелла и Фердинанд.
Усиление власти князей в Германии. Подъем хозяйства в Германии. Причины сохранения раздробленности в Германии. Территориальные потери и приобретения Священной Римской империи.
Гуситское движение в Чехии. Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи. Экономический подъем чешского государства. Гуситское движение в Чехии. Итоги и последствия.
Образование и философия. Расширение границ мира средневекового человека. Возникновение университетов. Развитие знаний о природе. Опыт и наблюдение – методы познания природы в учении Роджера Бэкона. Роль философии в средневековую эпоху.
Средневековая литература и искусство. Влияние развития образования на культуру рыцарства. Трубадуры. Труверы и миннезингеры. Рыцарская литература. Обращение к легендарному герою – королю Артуру. Образы средневекового изобразительного искусства – памятники церковной архитектуры. Романский и готический стили. Скульптура как «Библия для неграмотных». Доступность искусства.
Культура раннего Возрождения в Италии. Первые гуманисты – Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Идеалы гуманизма и искусство раннего Возрождения. Начало открытия индивидуальности человека. Портрет. Живопись. Сандро Боттичелли.
Средневековый Китай. Империя Тан – единое государство. Император – «Сын неба». Население страны – подданные одного господина – императора. Внешняя политика. Индия. Государства и культура. Географическая и этническая разобщенности Индии. Культура – основа единства. Установлении феодальных отношений. Раджи. Особенности религии. Кастовое устройства общества. Междоусобные войны. Ослабление страны. Образование самостоятельных государств на территории страны. Хозяйство и богатства Индии. Наука. Обсерватории. Медицина. Архитектура, скульптура, живопись.
Государства и народы доколумбовой Америки. Население и занятия жителей Северной и Южной Америки. Территория расселения. Образ жизни. Достижения в хозяйстве, изучение природы. Устройства общества. Города и культура. Уникальность культуры доколумбовой Америки.
Африка. Неравномерность развития народов Африки. Территория расселения, занятия, образ жизни народов Центральной Африки. Кочевники пустыни Сахара. Государства Африки, их устройство и культура. Культурное наследие народов Западного Судана. Африканская скульптура. Освоение Африки европейцами.
Наследие Средних веков в истории человечества. Оформление образа жизни, традиций и обычаев, культуры в целом, характерных для Средневековья. Развитие политической системы феодального общества. Общая характеристика возникновения и становления феодальных отношений. Связь политической системы с собственностью на землю. Место церкви в феодальном государстве. Оформление основных черт и признаков демократии. Развитие и утверждение гуманизма в западноевропейской культуре. Великие географические открытия. Развитие образования, науки. Складывание нового образа человека и отношений.
V. Требования к уровню подготовки учащихся
к концу 6 класса
В результате изучения курса история обучающийся должен
Основные ориентиры предмета:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
3. Работа с историческими источниками:
читать историческую карту с опорой на легенду;
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
Результаты освоения предмета:
Личностные:
Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной или освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
историко-географический образ (представление о территории и границах РФ, её географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества); знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• компетентности в реализации основ гражданскойидентичности в поступках и деятельности.
Метапредметные:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные' источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
Ученик получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельнои адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения целии выбирать наиболее эффективный способ;
учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.
Предметные:
локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Ученик получит возможность научиться:
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.
VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | ДЗ | Элементы содержания | Требования к уровню учащихся одготовки | Дата урока | Примечание |
ЗУН |
По плану | Факт. |
Раздел 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности Личностные: Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной или освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; историко-географический образ (представление о территории и границах РФ, её географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества); знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Метапредметные: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей; способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; Предметные: раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков; сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.); давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков. овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. |
| Введение. | введение | Основные понятия: Краткая характеристика курса. История России как часть Всемирной истории. Археология, культурный слой. Вспомогательные исторические дисциплины. | Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | | | |
| Древние люди и их стоянки на территории современной России | §1 | Индоевропейская группа народов, славянская языковая семья, род, родовая община, племя, кочевники, дань, народное ополчение, соседская община, князь, дружина, бояре. | Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Умение работать по карте. | | | |
| Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники | Материал для самостоятель- ной работы и проектной деятельности учащихся | | | |
| Образование первых государств | 2 | Государство, варяги, княжеская власть, дружина, бояре, полюдве, уроки, погосты. Основные теории возникновения государства у восточных славян. | Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение работать по карте. Развивать умение составления схем. | | | |
| Восточные славяне и их соседи | 3 | | | | |
Раздел 2. Русь в IX — первой половине XII в. Личностные: Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной или освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Метапредметные: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей; учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; Предметные: раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков; сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.); умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. |
| Первые известия о Руси. | §4 | | Составлять схемы. Учиться сравнивать, анализировать, делать выводы. | | | |
| Становление Древнерусского государства | 5 | Рюрик, Олег, Аскольд, Дир, Игорь, Ольга, Святослав, 862г., 882г., 904г., 945г. | | | |
| Становление Древнерусского государства | 5 | | | |
| Правление князя Владимира. Крещение Руси | 6 | Крещение Рус, 988г., христианство. | Умение сравнивать (языческая религия славян и христианство). Умение выделять причины, ход, значение исторического события. | | | |
| Русское государство при Ярославе Мудром | 7 | Феодальные усобицы, вира, видок, тиун, послух, гривна, «Русская Правда». | Уметь определять предпосылки для расцвета государства. Уметь раскрыть социальную сущность «Русской Правды». | | | |
| Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах | 8 | | | |
| Общественный строй и церковная организация на Руси | 9 | Былины, миниатюра, древнерусская литература, житие, деревянное зодчество, мозаика, икона, фреска, летопись. | Уметь анализировать и выделять главное. Уметь делать выводы на основе исторических фактов. | | | |
| Культурное пространство Европы и культура Древней Руси | 10 | : Вотчина, береста, патриотизм. | Ценностное ориентирование древнерусского общества. | | | |
| Повседневная жизнь населения | 11 | | | | | |
| Повторительно-обобщающий урок по теме « Русь в IX — первой половине XII в» | §4-11 | | : Знать все понятия по теме «Русь древняя». Уметь анализировать и выделять главное. Уметь делать выводы на основе исторических фактов. Уметь работать самостоятельно. | | | |
Раздел 3. Русь в середине ХII — начале XIII в. Личностные: Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной или освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Метапредметные: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей; учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; Предметные: раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков; сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.); умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. |
| Политическая раздробленность в Европе и на Руси | 12 | Феодальная раздробленность, удельные княжества. | Уметь определять социально-экономические и политические причины раздробленности. Выделять последствия раздробленности. Сводить знания в таблицы. | | | |
| Владимиро-Суздальское княжество | 13 | Раздробленность, удел, упадок Киева, междоусобные войны. Образование самостоятельных княжеств и земель. Последствия феодальной раздробленности. | Уметь выделять общее и особенное в социально-экономическом, политическом, культурном развитии удельных земель. | | | |
| Новгородская республика | 14 | | | |
| Южные и юго-западные русские княжества | Материал для самостоятель- ной работы и проектной деятельности учащихся | | | |
| Повторительно-обобщающий урок по теме . Русь в середине ХII — начале XIII в. | 12-14 | | | | | |
Раздел 4. Русские земли в середине XIII — XIV в. Личностные: Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной или освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Метапредметные: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей; учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; Предметные: раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков; сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.); умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. |
| Монгольская империя и изменение политической картины мира | 15 | Монголо-татары, Чингисхан, Батый, 1223г., 1237-1238гг., 1239-1240гг. | Уметь работать по карте. Определять причины завоевательных походов монголо-татар. | | | |
| Батыево нашествие на Русь | 16 | 1240г., 1242г., Рыцарский Орден, крестовый поход, крестоносцы, Александр Невский, Невская битва, Ледовое побоище. | Уметь работать с текстом учебника, выделять причинно-следственные связи, роль личности. | | | |
| Северо-Западная Русь между Востоком и Западом | 17 | Баскак, иго, ярлык, агрессия, эксплуатация, ордынское владычество | Уметь определять сущность и последствия монголо-татарского ига. Работать с документами. Уметь составлять хронологическую таблицу, опираясь на текст учебника, изложение учителя, карты. | | | |
| Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура | 18 | | | |
| Литовское государство и Русь | 19 | | | |
| Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси | 20 | Порядок наследования престола. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. | | | | |
| Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва | 21 | Сергей Радонежский, Дмитрий Донской, Куликовская битва, полк, рать | | | | |
| Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в.. | 22 | Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школе. «Слово о полку Игореве». | Уметь выделять общее и особенное в произведениях культуры каждого удельного княжества. Уметь сравнивать, анализировать исторические источники, делать выводы. | | | |
| Повторительно-обобщающий урок по теме « Русские земли в середине XIII — XIV в.» | §15-22 | Урок применения знаний (практикум | знать все понятия по теме «Политическая раздробленность на Руси». Уметь анализировать и выделять главное. Уметь делать выводы на основе исторических фактов. Уметь работать самостоятельно. | | | |
Глава 5. Формирование единого Русского государства Личностные: историко-географический образ (представление о территории и границах РФ, её географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества); знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций; образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников; уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Метапредметные: планировать пути достижения целей; способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные' источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; Предметные: использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.; проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья; составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории; раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; |
| Русские земли на политической карте Европы и мира в на- чале XV в. | 23 | Предпосылки объединения единого государства, политика московских князей. Междоусобные войны | Уметь анализировать историческую карту: определять территории крупнейших княжеств и территории, утраченные Русью. Выделять предпосылки объединения русских земель. Причина возвышения Московского княжества. | | | |
| Московское княжество в первой половине XV в. | 24 | Предпосылки образования единого государства. Централизованное государство, служивые люди, дворяне, поместье. Ханство, «Стояние на Угре». | Уметь выделять главное. Уметь делать выводы из события. Определять роль личности в истории. | | | |
| Распад Золотой Орды и его последствия | 25 | Умение излагать исторический материал. | | | |
| Московское государство и его соседи во второй половине XV в. | 26 | Вотчинно-поместные землевладения и положение крестьян. Феодально-зависимые крестьяне, судебник, привилегии, служилое казачество, Юрьев день. | Уметь устанавливать причинно-следственные связи: изменения в жизни страны. | | | |
| Русская православная церковь в XV — начале XVI в. | Материал для самостоятель- ной работы и проектной деятельности учащихся | Становление автокефальной церкви. Ереси. Нестяжатели, иосифляне. Теория «Москва – третий Рим». | Уметь определять причины изменения в положении Русской православной церкви. Причины появления ереси. | | | |
| Человек в Российском государстве второй половины XV в. | Материал для самостоятель- ной работы и проектной деятельности учащихся | Характерные черты в развитии культуры Руси 14 – 16 вв. Зодчество, литература, письменность, особенности быта и занятий разных слоев населения русского общества. | Изучать, сравнивать, анализировать, давать характеристику произведениям искусства. | | | |
| Формирование культурного пространства единого Российского государства | 27 | Описывать быт различных слоёв населения, опираясь на иллюстрации учебника, материалы, найденные в Интернете | | | |
| Итоговое повторение «Русь 9-15 века» | §1-27 | | | | | |
Раздел 1. Раннее Средневековье. Личностные: Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной или освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; историко-географический образ (представление о территории и границах РФ, её географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества); знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций; Метапредметные: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Предметные: локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории; использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.; проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья; объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков; сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.); давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков. овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; |
| Вводный урок | введение | | Называть хронологические рамки «средневековья». Определять по ленте времени географические пределы средневекового мира | | | |
| Древние германцы и Римская империя | §1 | Великое переселение народов | Сравнивать общество древних германцев и общество Римской империи. Что они могли перенять друг у друга | | | |
| Империя Карла Великого. Феодальная раздробленность | §2 | Феодальная раздробленность, Феод Феодал Вассал | Определять на основе изученного материала причины и следствия важнейших исторических событий | | | |
| Культура Западной Европы в раннее средневековье | §9 | Каролингское возрождение | Уметь работать с раз личными источниками дополнительной Информации | | | |
| Образование славянских государств | §10 | | Уметь самостоятельно работать с текстом учебника и составлять план | | | |
| Средневековая деревня и ее обитатели | §8 | Повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство | Описывать условия и образ жизни, занятия средневекового зависимого крестьянина | | | |
| Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад | §13-15 | Ислам, Коран, Шариат, Халиф, Имам Везир Сунниты Шииты Мечети, Медресе минарет | Раскрывать систему управления арабами. Объяснять объединительную роль ислама. Знать основы вероучения ислама и обязанности | | | |
| В рыцарском замке | §7 | Замок, паж, рыцарь, латы, забрало, турнир, герб, девиз | Уметь раскрыть суть феодальных отношений. Описывать условия и образ жизни, занятия средневекового феодала. Используя текст и иллюстрации учебника, составлять описание феодала | | | |
| Повторительно – обобщающий урок | §1-10 | | Обобщать и структурировать пройденный материал | | | |
Раздел 2. Расцвет средневековья Личностные: историко-географический образ (представление о территории и границах РФ, её географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества); знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций; образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников; уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; Метапредметные: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; Предметные: локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории; использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.; объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков; сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.); давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков. |
| Формирование средневековых городов | §16 | Коммуна, самоуправление, мастер, шедевр, цехи, гильдии, товарное хозяйство, фактории, ростовщики, банк. | Называть причины возникновения городов в Средние века. Описывать облик средневекового города. Раскрывать систему самоуправления в городе | | | |
| Горожане и их образ жизни | §17,18 | Патриции, бюргеры, ратуша, интеллигенция, мистерия, городское сословие | Рассказывать о возникновении ремесленных цехов и купеческих гильдий в Средние века | | | |
| Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики | §20,21 | Католическая, православная церкви, индульгенция, десятина, реликвии, мощи еретики, инквизиция, отлучение от церкви, ордена францисканцев доминиканцев | Объяснять причины раскола христианской церкви на католическую и православную, источники богатства церкви. Раскрывать причины возникновения ереси | | | |
| Крестовые походы | §22,23 | Орден тамплиеров, госпитальеров, Тевтонский орден | Раскрывать причины и последствия крестовых походов | | | |
| Повторительно – обобщающий урок | §16-23 | | Обобщать и структурировать пройденный материал | | | |
| Как происходило Объединение Франции | §24 | Централизованное государство, Генеральные штаты | Объяснять причины усиления королевской власти во Франции. Перечислять характерные черты сословной монархии | | | |
| Что англичане считают началом своих свобод | §25,26 | Хартия, парламент | | | | |
| Столетняя война | §27,29 | Партизанская война | Излагать причины Столетней войны. Сравнивать армии англичан и французов, оценивать их боеспособность | | | |
| Крестьянские восстания во Франции и Англии | §27,28 | Жакерия | Называть причины, воззвание восстания крестьян в Англии и Франции. Сравнивать цели и реальные действия крестьян в Англии и Франции. Знать последствия крестьянских выступлений | | | |
| Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии | §30 | | Объяснять причины укрепления централизованного государства во Франции. Объяснять, какую роль сыграла война Алой и Белой розы в становлении и укреплении централизованного государства в Англии | | | |
| Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове | §31 | Реконкиста кортесы | Показывать на карте государства, расположенные на Пиренейском полуострове. Объяснять понятие «реконкисты» и рассказывать о ее ходе. Знать причины образования самостоятельных государств: Испания и Португалия | | | |
| Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов | §32,33 | Булла, кантоны, курфюрст Гвельфы, гибеллины | Уметь анализировать, сравнивать изученный материал, выделять общее и особенное | | | |
| Гуситское движение в Чехии | §34,35 | уния | Объяснять, почему гуситское движение называют национальным. Рассказать о ходе и результатах гуситского движения | | | |
| Повторительно – обобщающий урок | §24-35 | | Обобщать и структурировать пройденный материал | | | |
| Завоевание турками- османами Балканского полуострова | | янычар | Уметь работать с текстом учебника | | | |
| Образование, культура и наука Средневековья | | Университеты, рационализм, мистика, схоластика Книгопечатание, Возрождение, гуманизм | Рассказывать о содержании средневековой литературы, объяснять ее сословный характер. Раскрывать особенности средневековой архитектуры, скульптуры, живописи | | | |
| Культура раннего Возрождения Италии | | Романский и готический стиль | Уметь работать с различными источниками информации | | | |
| Средневековый Китай. Индия. Государство и культура. | | пагоды Варны, касты | Рассказывать о внутренней и внешней политике династии Манн Объяснять причины колониальных вторжения в Китай. Объяснять причины естьянских выступлений и гражданской смуты. Рассказывать о культуре Китая, ее общечеловеческой значимости Раскрывать политическое устройство индийских княжеств до вторжения мусульман; значение индийской культуры | | | |
| Государства и народы доколумбовой Америки | | Майя, ацтеки, инки, бушмены | Рассказывать о возникновении государства у ацтеков, религии и государственном устройстве. Рассказывать о религии и гос. устройстве у майя и инков, о культуре доколумбовой Америки, объяснить ее значение. Раскрывать особенности политического и общественного устройства индийских этносов Америки в канун вторжения европейцев | | | |
| Итоговое повторение | | | Уметь работать с тестовыми заданиями | | | |
| Итоговое повторение | | | | | | |
| Итоговое повторение | | | | | | |
VIi. Учебно-методический комплект
Агибалова Е. В., Донской Г. М. Учебник. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. - М.: Просвещение, 2012.
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., История России. 6 класс в 2 частях– М.: Просвещение, 2016.
Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2007 (электронный вариант для учителя)
1С: образовательная коллекция: История Средних веков 6 класс (электронный вариант для учителя)
1С: образовательная коллекция: История России 1 часть (электронный вариант для учителя)
Соловьев К.А., Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца 17 в: 6 класс. М.2011 (для учителя)
Итоги года: | | Причины отставания: |
По учебному плану: | | | |
По рабочей программе: | | | |
Дано фактически: | | | |
Корректировка: | | | |
| | | |
| | | |
| | | |