10
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15 села Преображенского
Буденновского района»
| УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СОШ №15 с. Преображенского ____________/С.И. Красницкий_/ Приказ № 99 ОД от «30» августа 2017 г. |
Рабочая программа
по истории
в 10 классе
Принята педагогическим советом
МОУ СОШ №15 с. Преображенского
Протокол от «30» августа 2017 г. № 1
Программу составила:
учитель Гайворонская Анна Сергеевна,
соответствие занимаемой должности «Учитель»
с. Преображенское
Буденновский район
2017 год
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета.
Историческое образование на ступени среднего общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.
Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени полного среднего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.
Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.
Реализация программы исторического образования базового уровня на ступени полного среднего образования предполагает определенную специфику межпредметных связей. «История» входит в состав предметов, определенных базисным учебным планом как обязательные. Тем самым, предполагается изучение курса истории учащимися, получающими углубленную подготовку в рамках самых различных профилей. Кроме того, с учетом небольшого объема учебного времени, отведенного на изучение истории на базовом уровне, принципиально важны межпредметные связи с курсом обществознания. Предполагается не только использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь обоих предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности учащихся.
Общая характеристика рабочей программы.
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по истории (Сборник нормативных документов. История. М.: Дрофа, 2004),
Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень) М.,2012 (http://window.edu.ru/resource/207/37207/files/10-1-s.pdf),
Программы курса «История». Базовый уровень. 10-11 классы / авт.-сост. Л.А. Пашкина.
Учебников:
- Загладин Н.В.,Симония Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века.10кл. Русское слово. 2009
- Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России с древнейших времен до конца XIX в» ч. 1, 2. 10 класс «Русское слово — учебник», 2015.
Учебно-методических пособий:
Козленко С.И. Методические рекомендации по использованию учебников Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России с древнейших времен до конца XIX в» ч. 1, 2. 10 класс «Русское слово — учебник», 2015.
- Загладин С.В, С.И. Козленко, Х.Т. Загладина.. Методические рекомендации по использованию учебников Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века.10кл.. Всемирная история. 11 класс Русское слово. 2015
С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории Примерная программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для 10 класса базового уровня:
10 часов отведено для резервной части рабочей программы.
Рабочая программа составлена из расчета 70 часов на изучение курса истории России и всеобщей истории в 10 классе (38 часов – история России, 32 часов - всеобщая история), 2 часа в неделю.
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Задачи программы: показать основные линии исторического движения к современному миру, объяснить учащимся, как разные исторические эпохи связаны с современностью, как историческое наследие Востока и Запада живет в дне сегодняшнем. Актуализация исторического материала предоставляет школьникам возможность не только рационально, но и эмоционально сделать исторический опыт частью личного опыта, почувствовать себя звеном в цепи поколений.
Важнейшими задачами исторического образования являются формирование у учащихся гражданской позиции, национальной идентичности, воспитание патриотизма, толерантности. Обучающиеся должны также освоить периодизацию отечественной истории и высказывать собственное суждение по данным вопросам, уметь вести поиск информации в исторических источниках, анализировать их, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями, реконструировать исторические события, давать характеристику историческим деятелям и составлять их биографию.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Содержание тем учебного предмета
Раздел I. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (С древнейших времён до середины XIX века) (24 часа)
Тема 1. Человечество на заре своей истории 4 часа. Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.
Тема 2. Европа и Азия в Средние века 6 часов. Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.
Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Ранняя христианская церковь. Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья. Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.
Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья. Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.
Тема 3.Новое время: эпоха европейского господства 14 часов. Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества. От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы. Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу. Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв. Культурное наследие Нового времени. Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
ИСТОРИЯ РОССИИ (С древнейших времён до середины XIX в) (46 часов)
Тема 1. Происхождение славян. Их соседи и враги(2 часа) Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.
Тема 2. Древняя Русь (5 часов). Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы. Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
Тема 3. От Руси к России (13 часов). Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси. Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе. Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси. Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви. Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.
Тема 4. Россия в XVII столетии (8 часов). Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим». Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.
Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны. Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.
Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество. Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт. Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.
Тема 5. Россия в XVIII столетии (8 часов). Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.
Тема 6. Россия в XIX столетии (8 часов). Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации. Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война. Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба.
Календарно-тематический план
Дата | № п/п | Тема урока | Кол-во часов |
по плану | по факту |
| | 1 | История в системе гуманитарных наук. | 1 |
| | | Древнейшая стадия истории человечества | 2 |
| | 2 | У истоков рода человеческого. Неолитическая революция. | 1 |
| | 3 | Древневосточные цивилизации. | 1 |
| | | Цивилизации Древнего мира | 4 |
| | 4 | Города-государства Греции и Италии. | 1 |
| | 5 | Борьба за господство над Средиземноморьем. Античная Греция. | 1 |
| | 6 | Возвышение и закат Античной цивилизации | 1 |
| | 7 | Наступление «варваров» в Евразии. Духовное наследие древних обществ. | 1 |
| | | Традиционное (аграрное) общество Средневековья. | 23 |
| | 8 | Славянские земли Y-IX веках. | 1 |
| | 9 | Р.к. Наш край в древности. Древние тюрки в Евразии. | 1 |
| | 10 | Волжская Булгария: становление государственности. Принятие ислама. | 1 |
| | 11 | Раннее Средневековье в западной и центральной Европе. | 1 |
| | 12 | Расцвет и кризис европейского средневекового общества. | 1 |
| | 13 | Экспансия ислама. | 1 |
| | 14 | Меняющийся облик мира. | 1 |
| | 15 | Образование государства у восточных славян | 1 |
| | 16 | Первые русские князья. Византия и Русь. Князь Владимир I. Крещение Руси. | 1 |
| | 17 | Р.к «Ставрополье в XI-первой чет-верти ХП в». Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. | 1 |
| | 18 | Культура Руси ГХ-ХШ веков. | 1 |
| | 19 | Материальная и духовная культура Волжской Булгарии | 1 |
| | 20 | Русь в период политической раздробленности. | 1 |
| | 21 | Модели политического и социально-экономиче ского развития русских земель. | 1 |
| | 22 | Монгольские завоевания в Азии и русские земли. Русь и Золотая Орда . | 1 |
| | 23 | Западная Европа вXI-XIIIв. Крестовые походы и Русь Александр Невский. | 1 |
| | 24 | Москва - центр объединения русских земель. Дмитрий Донской. | 1 |
| | 25 | Иван III-государь всея Руси. Русь между Востоком и Западом. | 1 |
| | 26 | Р.к. Культура и быт XIV-XV веков. | 1 |
| | 27 | Иван IV. Внутренняя политика. | 1 |
| | 28 | Казанское ханство. | 1 |
| | 29 | Русь и мир в средние века. | 1 |
| | | Начало нового времени. | 13 |
| | 30 | Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки | 1 |
| | 31 | Абсолютизм в Западной Европе и России. | 1 |
| | 32 | Внешняя политика Ивана Грозного. | 1 |
| | 33 | Российская колонизация Среднего Поволжья. | 1 |
| | 34 | Кризис Российского государства в 80-90-е гг. XVI в. | 1 |
| | 35 | Р.к. Культура русских земель в XIV-XV вв. | 1 |
| | 36 | Смута и её последствия Тридцатилетняя война | 1 |
| | 37 | Р.к. Край в Смутное время и после него. | 1 |
| | 38 | Социально-экономическое и политическое развитие России при первых Романовых | 1 |
| | 39 | XVII - «бунташный» век». | 1 |
| | 40 | Внутренняя и внешняя политика царя Алексея Михайловича. | 1 |
| | 41 | Российская культура XVI – XVII вв. Р.к. «Культура XVI – XVII вв». | 1 |
| | 42 | Российское государство и мир в начале нового времени. | 1 |
| | | Новое время: эпоха модернизации. | 10 |
| | 43 | Внутренняя политика Петра 1. | 1 |
| | 44 | Внешняя политика Петра 1. | 1 |
| | 45 | Буржуазная революция в Англии .XVII в. | 1 |
| | 46 | Эпоха Просвещения и просвещённый абсолютизм. | 1 |
| | 47 | Эпоха дворцовых переворотов. | 1 |
| | 48 | Золотой век Екатерины II | 1 |
| | 49 | Экономическое развитие и население России во второй половине ХУШ в. | 1 |
| | 50 | Народные восстания в России. От Булавина до Пугачева. | 1 |
| | 51 | Р.к. Культура России ХVШ в. | 1 |
| | 52 | Казанская губерния в XVIII в. | 1 |
| | | Время потрясений и перемен (конец XVIII-начало XIXв.) | 18 |
| | 53 | Война за независимость в Северной Америке | 1 |
| | 54 | Великая французская революция и её последствия для Европы. | 1 |
| | 55 | Наполеоновские войны . | 1 |
| | 56 | Внешняя политика России в первой половине XIX в. Отечественная война 1812 года. | 1 |
| | 57 | Р.к. Край в Отечественной войне 1812 г. Декабристы. | 1 |
| | 58 | Внутренняя политика Александра I. | 1 |
| | 59 | Реакция и революция в Европе в 1820-1840-х гг. | 1 |
| | 60 | Промышленный переворот в Англии и его последствия. | 1 |
| | 61 | Страны Востока в XV-XVIII вв.: от экспансии к зависимости. | 1 |
| | 62 | Эволюция международных отношений в конце XV- середине XIX вв. | 1 |
| | 63 | Р.к. Наука и искусство в XVIII-XIX вв. | 1 |
| | 64 | Правление Николая I | 1 |
| | 65 | Общественная жизнь России при Николае I | 1 |
| | 66 | Крымская война | 1 |
| | 67 | Социально-экономическое развитие Казанской губернии в первой половине XIX в. | 1 |
| | 68 | Р.к. «Культура нашего края в первой половине XIX в». | 1 |
| | 69 | Российская культура в XVIII – первой половине XIX в. | 1 |
| | 70 | Меняющийся облик мира и России. | 1 |
РАССМОТРЕНО
на заседании МО __________________
Протокол
от «___» августа 2017 г. № 1
Руководитель ШМО _____________/Г.И.Литвишкина/
СОГЛАСОВАНО
Зам по УВР № 15 с. Преображенского
______________/Л.Г.Валантырь /
« » августа 2017г.