СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории, 8 класс, адаптивная школа, надомное обучение.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории»

История Отечества 8 класс (обучение на дому)


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29. 12. 2012г. за № 273.

Рабочая программа курса истории составлена в соответствии с программой И.М.Бгажноковой (Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 классы. – М.: «Просвещение», 2014 г.) и учебником «История России».8 класс: для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/Б.П.Пузанов, О.И.Бородина. –Гуман. изд.центр ВЛАДОС, Москва, 2014.

В предмете «История Отечества» заложены необходимое содержание и средства для формирования нравственного сознания развивающейся личности, для усвоения и накопления социального опыта, а также для развития дефицитарных (при умственной отсталости) высших психических функций: логических форм памяти, аналитического мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания. Такой подход реализует принцип доступности, способствует формированию познавательного и нравственного опыта учащегося.

Цель. Формировать у обучающихся способность изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности.

Задачи:  

  • усваивать важнейшие факты истории;

  • создавать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;

  •  усваивать доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;

  • овладевать умением применять знания по истории в жизни;

  •  вырабатывать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.


  1. Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения обучающимися.

Программа по истории Отечества включает следующие разделы:

ПОВТОРЕНИЕ

Возникновение и укрепление Киевской Руси. Крещение Руси. Расцвет Русского государства при Владимире Красное Солнышко, Ярославе Мудром. Причины упадка Руси после смерти Ярослава. Монгольское нашествие, борьба русского народа против Золотой Орды. Объединение и возвышение Московских земель. Правление Ивана Грозного. Смутное время. Великий собор (1613), избрание царя из рода бояр Романовых.

Раздел 1. Российская империя в VII-XIX вв.

Тема 1. Эпоха Петра I (1682-1725)

Дата рождения Петра I, его семейное окружение, детские занятия, первый учитель - Н. Зотов.

Тяготы семейных раздоров в период правления Софьи. Потешные полки в селе Преображенском как стимул к военным занятиям и образованию юного Петра. Подавление бунта стрельцов, борьба за власть с Софьей. Строительство флота, неудачный поход в Крым. Взятие Азова.

Великое посольство, учеба Петра за границей. Опальные грамоты Софьи стрельцам, расправа Петра с бунтовщиками. Военные походы Петра I: завоевание северных и южных территорий (обзорно).

Строительство Петербурга.

Деятельность Петра I по просвещению народа: открытие «цифирных школ», навигацких, инженерных, горных школ, медицинских училищ, Морской академии. Первая русская газета «Ведомости», «комедиальный» театр, опера и др.

Титулование Петром Великим, отцом Отечества. Кончина Петра I, роль личности и дел Петра Великого для последующей истории России.

Словарь: посольство, опальные грамоты, стрельцы, летосчисление от Рождества Христова, Сенат, Синод, император, Санкт-Петербург.

Тема 2. Российская империя после Петра I

Эпоха дворцовых кризисов после смерти Петра I: Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна (общие представления). Поддержка Анной Иоанновной науки, просвещения, открытие Московского университета. Труды М. В. Ломоносова. Экспедиция В. Беринга к Аляске. Усиление немецкого влияния при дворе Анны Иоанновны. Обнищание крестьян на фоне роскоши царского двора: охота, наряды, шутовские свадьбы и др.

Царствование Елизаветы Петровны - возврат к русским традициям и гуманности в правлении: отсутствие смертной казни и пыток, отстранение иноземцев от государственного управления, учреждение в столицах и крупных городах общеобразовательных и специальных учреждений, облегчение во­инской повинности. Следование заветам Петра Великого, его учеников и последователей в Сенате: графа Бестужева-Рюмина, графов Шуваловых, Воронцовых и др.

Словарь: экспедиция, доимки, казна, потехи, граф.

Тема 3. Россия при Екатерине II, (1762-1796)

История прихода к власти Екатерины II. Личность Ека­терины: разностороннее образование, доброжелательность, внимание к людям, трудолюбие, любовь к порядку, уважение русской культуры. Достижения в государственном правлении Екатерины II: создание новых законов о вреде жестоких наказаний и пыток, о «рукоделии» (ремеслах), о необходимости справедливого распределения государственных повинностей между поданными, прощение и возврат на земли беглых людей, привлечение на свободные земли иноземных переселенцев для пользы России, ограничение монастырей и церквей в землях и доходах в пользу учебных и богоугодных заведений. Развитие промышленности, торговли, ремесел, высших училищ, народных училищ, расцвет городов - Одессы, Николаева, Екатеринославля, Рыбинска и др. (обзорно).

Внешняя политика 34-летнего правления Екатерины II: превращение южных степей в Новороссию, присоединение Крымского ханства, победа армии А. В. Суворова под Фокшанами и Рымником, взятие Измаила, утверждение международного авторитета России в качестве первой военной державы в Европе (обзорно).

Смерть Екатерины Великой, приход к власти Павла I.

Словарь: государственные повинности, беглые люди, богоугодные заведения, международный авторитет, держава.

Тема 4. Культура России XVIII в.

Знакомство с развитием науки и образования на примерах деятельности М. В. Ломоносова, Е. Р. Дашковой, И. И. Ползунова, И. П. Кулибина и др. Изучение культуры России на примерах облика россиян, уклада их жизни, развития живописи, литературы, архитектуры по произведениям В. Л. Боровиковского, Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, А. Н. Радищева, Д. И. Фонвизина, И. А. Крылова, Н. М. Карамзина, В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, Д. Кваренги (выборочно). Архитектурный облик городов России: Москвы, Санкт­ Петербурга, Ярославля, Новгорода, Киева и др. Развитие театра и театрального искусства. Свод правил нравственного поведения «Юности честное зерцало»(обзорно, на примерах).

Словарь: архитектурный облик, нравственное поведение, меценатство.


Раздел II. Российская империя в XIX в.

Тема 1. Государственное и политическое развитие России в первой четверти XIX в.

Правление Павла I (1796-1801): военные реформы, ограничение привилегий дворянства, подготовка к войне с преж­ними союзниками.

Геополитическое положение России: изменение территории; национальный состав населения и национальные отношения. Россия и страны Европы (обзорно).

Убийство Павла I. Правление Александра I (1801-1825). Личность «благословенного» царя. Реформы государственного управления, учреждение министерств. Указ царя «О вольных хлебопашцах». Освобождение крестьян с землей за выкуп. Франция и Россия в период правления Наполеона. Недовольство политикой Александра I внутри России.

Отечественная война 1812 г. Личность Наполеона Бона­парта, его планы по отношению к России. Покорение французской армией стран Западной Европы. Вторжение армии Наполеона в Россию. Пожар в Москве, Бородинская битва.

Личность М. И. Кутузова. Герои Отечественной войны 1812 г. Народное и партизанское движение в победе над фран­цузами. Походы русской армии, освобождение стран Западной Европы от армии Наполеона. Тяжелое положение России после войны: стихийные крестьянские волнения, усиление внутренней реакции, аракчеевщина. Зарождение в России революционных идей, их содержание. Возникновение тайных дворянских обществ.

Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт­- Петербурге. Исторические уроки движения декабристов.

Словарь: союзники, вольные хлебопашцы, выкуп, стихийные волнения, реакция, декабристы.

Тема 2. Россия эпохи Николая I (1825-1855)

Разгром движения декабристов. Царствование Николая I как время жестокого подавления свободомыслия, демократии. Введение цензурного устава. Законодательная основа российского общества, усложнение бюрократической системы как опоры самодержавия. Обострение крестьянских про­блем: кризис в сельском хозяйстве, упадок помещичьих хозяйств. Начало промышленного переворота в России: переход от мануфактуры к фабрике, замена ручного труда машинным. Строительство первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом. Денежная реформа. Промышленность России (обзорно).

Внешняя политика России: война с Турцией за влияние на Черном море, на Балканах и Кавказе. Военные действия России на Кавказе. Борьба России за закрытие для Турции входа в Черное море. Крымская война (1853-1856), разгром турецкого флота в Синопской бухте русской эскадрой адмира­ла П. С. Нахимова. Причины объединения Англии, Франции, Италии против России. Герои и защитники Севастополя. Причины поражения России: кризис самодержавия, гнет крепостного строя, промышленная отсталость в сравнении с Европой.

Словарь: свободомыслие, демократия, самодержавие, бюрократическая система.

Тема 3. Культура России в первой половине XIX в. (обзорно, на конкретных примерах) (4 ч)

Открытие университетов. Учебное заведение для детей дворян - Царскосельский лицей. Развитие издательского дела, книготорговли, открытие библиотек. Золотой век русской литературы: А. С. Грибоедов, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь. Москва и Петербург- центры культурной жизни (Александринский театр, Малый театр, Большой театр). Географические открытия: первое кругосветное путешествие Ю. Ф. Лисянского и И. Ф. Крузенштерна, открытие Антарктиды М. П. Лазаревым и Ф. Ф. Беллинсгаузеном, открытия в Арктике.

Музыкальная культура: М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский и др.

Живопись: интерес к человеку, его внутреннему миру: О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, В. Л. Боровиковский, А. Г. Венецианов, П. А. Федотов и др.

Словарь: лицей, издательское дело, географические открытия, золотой век.

Раздел III. Эпоха великих реформ

Тема I. «Царь-освободитель».

Правление императора Александра (1856-1881). Отмена крепостного права. Земская реформа, собрания гласных (депутатов), земские управы.

Городская реформа: утверждение «городового положения», утверждение городской думы (распорядительный орган). Судебная реформа: введение адвокатуры, мирового суда, отмена телесных наказаний.

Военные реформы: введение всеобщей воинской повинности вместо рекрутского набора. Обострение общественно-политической обстановки: крестьянские, студенческие волнения, терроризм (покушение на царя), репрессивные меры со стороны власти.

Внешняя политика: преодоление последствий Крымской войны. Укрепление России на Черном море. Политика России в Средней Азии.

Окончательное присоединение Кавказа к России. Русско­-турецкая война (1877 -1878). Ухудшение отношений с Германией. Русская колонизация Дальнего Востока.

Тема 2. Александр III (миротворец) (1881-1894)

Приход к власти императора Александра III. Суд над народовольцами. Издание манифеста «О незыблемости» Политика самодержавия: русификация окраин, распространение православия, ограничение демократических введений в губернском, городском управлении, компетенции судов. Введение цензуры на печатные издания.

Экономическая политика Александра III (обзорно): ускорение хозяйственного развития страны, поддержка и укрепление позиций дворянства, перевод всех крестьян на выкупные платежи, развитие налоговой системы, банков, рост торгово-промышленной буржуазии. Отток крестьянства в город на заработки. Развитие промышленного строительства, транспортного сообщения, торговли, внешнего рынка.

Словарь: крепостное право, терроризм, буржуазия, колонизация.

Тема 3. Культура России во второй половине XIX в.

Успехи в области технических и естественных наук: И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Д. И. Менделеев, К. А. Тимирязев, С. В. Ковалевская, А. С. Попов, А. Ф. Можайский и др.

Русские географические открытия и путешественники: П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков.

Великие имена: И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, П. И. Чайковский, П. М. Третьяков и его картинная галерея.

Словарь: земская школа, естественные науки, путешественники, картинная галерея.

Раздел IV. Российская империя конца XIX - начала ХХ в. (до февраля 1917 г.)

Тема 1. Царствование Николая II (1894-1917)

Личность царя Николая II. Политика Николая II и его окружения. Высшие и центральные органы управления страной при Николае II: Государственный совет, Совет министров, особые совещания, Сенат, Святейший синод, Министерство внутренних дел, Министерство финансов, царская администрация на местах (гражданские и военные губернаторы, градоначальники, судебный персонал, предводители дворянства). Избирательный закон, роль выборщиков. Учреждение Государственной думы.

Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX-XX вв., промышленный подъем: развитие металлургии, железнодорожного машиностроения, строительство железных дорог. Неравномерное развитие отдельных промышленных районов. Финансовые проблемы России: внешние долги, привлечение иностранного капитала к освоению природных ресурсов России. Аграрная реформа П. А. Столыпина.

Сельскохозяйственное производство России, его особенности и удельный вес в мировом экспорте. Влияние мирового экономического кризиса 1900 г. на экономику России.

Словарь: администрация, губернатор, экономический кризис.

Тема 2. Россия в начале ХХ в.

Кризис промышленности 1900-1903 гг., безысходное положение российской деревни, упадок центральной власти. Обострение социальной и политической обстановки в стране в начале ХХ в.

Формирование политических партий. Личность В. И. Ульянова (Ленина), его идеи о переустройстве жизни общества. Первая русская революция 1905-1907 гг. Расстрел рабочих 9 января 1905 г. Восстание на броненосце «Потемкин». Октябрьская всероссийская политическая стачка, её значение. Манифест 17 октября. Историческое значение первой русской революции. III Государственная дума, её деятельность.

Приоритеты внешней политики Российской империи: Балканский регион, Черное море, Дальний Восток.

Русско-японская война (1904-1905). Поражение под Порт- Артуром. Цусимское сражение. Содействие России в создании союза Балканских государств. Участие России в Первой мировой войне. Перегруппировка сил германской армии в начале 1915 г., потеря русской армией своих завоеваний.

Обзорно: военные поражения как причина политического кризиса в российском обществе. Февральская революция. Подписание манифеста об отречении Николая II от власти. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Кризис власти. Судьба семьи Николая II.

Словарь: кризис власти, демонстрация, забастовка, манифест, отречение.

Тема 3. Культура России в конце XIX - начале ХХ в.

Начало ликвидации безграмотности: воскресные школы, рабочие курсы, «народные дома», народные университеты. народные университеты. Серебряный век русской культуры: И. А. Бунин, М. Горький. А. А. Блок, И. Е. Репин, В. А. Серов, М. А. Врубель, И. И. Левитан и др. Музыкальное искусство: Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин и др. Открытие МХАТа. Оперное и балетное искусство: М. М. Фокин, А. П. Павлова, Ф. И. Шаляпин, В. Ф. Нижинский и др. Появление кинематографа, первый российский фильм «Оборона Севастополя» (1911). (Содержание раздела представить на образцах примеров из литературы, музыки, живописи.)

3.Место учебного предмета в учебном плане.

Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» в общеобразовательных курсах содержит предмет Истории Отечества. На изучение данного предмета в учебном плане отводится 0,5 часа в неделю.

В учебном году на курс истории отводится 17 часов. Из них:

I ч. – ч III ч. – ч II ч. – ч IV ч. – ч

4.Планируемые результаты освоения программы.


Основные требования к умениям учащегося

2-й уровень

Учащийся должен уметь:

• объяснять значение слов и понятий;

• устанавливать причины:

борьбы за престол между Софьей и Петром I;

возникновения волнений и бунта стрельцов;

поездки Петра I и представителей дворянства на учебу за границу;

введения новшеств Петром I в жизнь российского общества;

создания новой столицы России;

деятельности Петра I по просвещению народа;

создания «Наказа» Екатерины II;

благополучия общества и международного признания России в период правления Екатерины Великой;

• анализировать и сравнивать деятельность Петра I и Екатерины II на благо Российского государства;

• описывать:

личностные характеристики и деловые качества исторических персонажей: Петра I, Софьи, Екатерины II;

быт и нравы в обществе, принятые в период правления Петра I, Анны Иоанновны, Екатерины II;

прогрессивные действия, направленные на укрепление государства, развитие образования, культуры;

• по датам определять век.

Учащийся должен знать:

• хронологические сведения:

период правления Петра I (1682-1725);

основание Петербурга (1703);

период царствования Екатерины II (1762-1796).

2-й уровень (предполагается сокращение объема требований по сравнению с 1-м уровнем).

Учителю рекомендуется использовать опорные вопросы, словарные слова, конкретные задания для осуществления контроля за усвоением знаний (см. образец примерных требований к программе 7 класса).

5. Тематический план по истории в 8 классе

п/п

Тема урока

Количество часов

Сроки

Наглядность

Словарная работа


Повторение





1

Правление Ивана Грозного. Смутное время.

1


иллюстрации

царь сословия

2

Великий собор (1613), избрание царя из рода бояр Романовых.

1


иллюстрации

церковный собор


Российская империя в VII-XIX вв





3

Дата рождения Петра I, его семейное окружение, детские занятия, первый учитель

1


иллюстрации


4

Строительство флота, неудачный поход в Крым. Взятие Азова.

1


иллюстрации

верфь струг бомбардир

5

Великое посольство, учеба Петра за границей.

1


иллюстрации

султан

6

Военные походы Петра I: завоевание северных и южных территорий.

1


иллюстрации, карта

Регулярная армия рекрут лоцман

7

Строительство Петербурга.

1


иллюстрации

Кронштадт

8

Деятельность Петра I по просвещению народа

1


иллюстрации


9

Титулование Петром Великим, отцом Отечества.

1


иллюстрации

Император империя


Российская империя после Петра I





10

Царствование Елизаветы Петровны

1


иллюстрации

Дворцовые перевороты фавориты


Россия при Екатерине II





11

История прихода к власти Екатерины II. Личность Ека­терины.

1


иллюстрации

Городская дума городничий наместник


Культура России XVIII в.





12

Знакомство с развитием науки и образования.

1


иллюстрации

Паровая машина семафор


Российская империя в XIX в.





13

Правление Павла I (1796-1801) Отечественная война 1812 г.

1


иллюстрации

Выкуп министерство генерал


Россия эпохи Николая I





14

Царствование Николая I как время жестокого подавления свободомыслия, демократии.

1


иллюстрации

Казармы жандармы


Эпоха великих реформ





15

Правление императора Александра (1856-1881). Отмена крепостного права.

1


иллюстрации

Манифест сельский сход сельский староста

16

Экономическая политика Александра III

1


иллюстрации

Кредит экспорт импорт

17

Обострение социальной и политической обстановки в стране в начале ХХ в.


1


иллюстрации



6. Учебно-методическое обеспечение.

- История России. 8 класс: учеб. для специальных (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида /. Б.П.Пузанов, О.И.Бородина. –Гуман. изд.центр ВЛАДОС, Москва, 2012.

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. в 2 сб./ под ред. И.М. Бгажноковой. – Москва «Просвещение», 2014.

7. Материально-технические средства.

1.ЭОР.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!