СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории 7 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории 7 класс, Вигасин, Сороко-Цюпа, Торкунов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 7 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Асановская средняя общеобразовательная школа имени Т.К. Борисова»


Рассмотрена

Руководитель ШМО

_______/__________

Протокол №_____от

«__» __________20__г



Принята

на заседании

педагогического совета

протокол №____от

«__» __________20__г



«Утверждаю»

Директор МКОУ

«АСОШ

им. Т.К. Борисова»

_________Крылова Т. Ф.

Приказ №_________от

«__» __________20__г












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по

ИСТОРИИ РОСИИ. ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

7 класс









Составитель:

Моисеева Антонида

Николаевна,

Квалификационная категория:

I категория











2021-2022 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предмета «История России. Всеобщая история» для 7 класса разработана на основе:

  • Приказа Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования» с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г. №1644, от 31.12.2015 г. №1577.

  • авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, Н. И. Шевченко и др. «Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А. А. Вигасина — А. О. Сороко-Цюпы. 5—9 классы». — М.: «Просвещение», 2014;

  • авторской программы «История России. 6—9 классы (основная школа). Рабочая программа и тематическое планирование курса» / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М. : Просвещение, 2016;

  • Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «АСОШ им. Т.К. Борисова»;

  • Учебного плана основного общего образования МКОУ «АСОШ им. Т.К. Борисова» на 2021-2022 учебный год.


Программа ориентирована на использование следующих учебников:

История Нового времени:

- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени начало XVI – конец XVII века для 7 кл. общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2019.

История России:

-История России 7 кл. В 2-х частях. Н.М. Арсентьев, А. А. Данилова, И.В. Курукин, А.Я. Токарева; под редакцией А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2018.

Учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Минпросвещения от 28.12.2018 г. №345)

Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Задачи изучения истории в школе:

• формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

• овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

• воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

• развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

• формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.


Предмет «История России. Всеобщая история» изучается в 7 классе в качестве обязательного предмета в общем объеме 68 часов (при 34 неделях учебного года)






ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования

-личностными результатами являются:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

-метапредметными результатами являются:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


Изучение предметной области «Общественно-научные предметы» должно обеспечить:

  • формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

  • понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;

  • владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;

  • осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;

  • приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.


-предметными результатами изучения предмета «История России. Всеобщая история» являются:

1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в  поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по истории в 7 классе

Выпускник научится:

• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;

• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.








































СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

История Нового времени

Новое время: понятие и хронологические рамки.

Европа в конце ХVначале XVII в.

Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет. Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI — начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка.

Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI — начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование национальных государств в Европе.

Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны.

Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции.

Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.

Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в.

Европейская культура XVI—XVIII вв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Становление театра.

Страны Востока в XVI—XVIII вв.

Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сегуната Токугава в Японии.

Россия В XVI – XVII вв.: от великого княжества к царству. Россия в XVI веке.

Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства.

Органы государственной власти. Приказная система: формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Государство и церковь.

Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой.

Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.

Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов: дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа – формирование органов местного самоуправления.

Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.

Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и неслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.

Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Выходцы из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская Православная церковь. Мусульманское духовенство.

Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ.

Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией:восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: указ об «Урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.

Смута в России

Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в т. ч. в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.

Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.

Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.

Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г.

Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.

Россия в XVII веке

Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством.

Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б.И. Морозова и И.Д. Милославского: итоги его деятельности. Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества.

Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.

Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.

Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина.

Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654-1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656-1658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения с манчжурами и империей Цин.

Культурное пространство

Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч – корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты.

Изменения в картине мира человека в XVI–XVII вв. и повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быту высших слоев населения страны.

Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество.

Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись.

Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в.

Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля - первое учебное пособие по истории.

Региональный компонент

Наш регион в XVI – XVII вв.



























ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКА


  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

  • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

  • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.


























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Тема раздела, урока

Количество часов

Сроки

Тема1. МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ (16 Ч.)

1.

От Средневековья к Новому времени..

1 ч.

06.09

2.

Технические открытия и выход к мировому океану.

1 ч.

08.09

3.

Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия.

1 ч.

13.09

4-5.

Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе.

2 ч.

15.09,

20.09

6.

Дух предпринимательства преобразует экономику.

1 ч.

22.09

7.

Европейское общество в раннее Новое время.

1 ч.

27.09

8.

Повседневная жизнь.

1 ч.

29.09

9.

Великие гуманисты Европы.

1 ч.

04.10

10.

Мир художественной культуры Возрождения.

1 ч.

06.10

11.

Рождение новой европейской науки.

1 ч.

11.10

12.

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.

1 ч.

13.10

13.

Распространение Реформации в Европе. Контрреформация

1 ч.

18.10

14.

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях

1 ч.

20.10

15.

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.

1 ч.

25.10

16.

Контрольно-обобщающий урок по теме «Мир в начале нового времени». (КИМ № 1)

1 ч.

27.10

Тема 2. ПЕРВЫЕ РЕВОЛЮЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ( 6 Ч.)

17.

Анализ контрольной работы. Освободительная война в Нидерландах.

1 ч.

08.11

18.

Парламент против короля. Революция в Англии

1 ч.

10.11

19.

Путь к парламентской монархии.

1 ч.

15.11

20.

Международные отношения в XV-XVII вв.

1 ч.

17.11

21.

Контрольно-обобщающий урок по теме «Первые революции Нового времени.» (КИМ №2)

1 ч.

22.11

22.

Анализ контрольной работы «Первые революции Нового времени.»

1 ч.

24.11

Тема 3. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ (3 Ч.)

23.

Блистательная Порта: период расцвета и начало упадка.

1 ч.

29.11

24.

Индия, Китай, Япония: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени

1 ч.

01.12

25.

Индия, Китай и Япония. Начало европейской колонизации

1 ч.

06.12

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (1 Ч.)

26.

Итоговый повторительно-обобщающий урок «История Нового времени»

1 ч.

08.12

ИСТОРИЯ РОССИИ.

Тема 4. РОССИЯ В XVI ВЕКЕ. (21 Ч.)

27/1

Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий

1 ч.

13.12

28/2

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

1 ч.

15.12

29/3

Формирование единых государств в Европе и России

1 ч.

20.12

30/4

Российское государство в первой трети XVI в.

1 ч.

22.12

31/5

Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.

1 ч.

27.12

32/6-33/7

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады

2 ч.

29.12, 10.01

34/8-35/9

Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.

2 ч.

12.01, 17.01

36/10-37/11

Внешняя политика России во второй половине XVI в.

2 ч.

19.01

24.01

38/12-39/13

Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»

2 ч.

26.01, 31.01

40/14-41/15

Опричнина

2 ч.

02.02

07.02

42/16

Россия в конце XVI в.

1 ч.

09.02

43/17

Церковь и государство в XVI в.

1 ч.

14.02

44/18-45/19

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.

2 ч.

16.02

21.02

46/20

Р.К. Вхождение Удмуртии в состав Российского государства

1 ч.

28.02

47/21

Контрольно-оценочный урок по теме: «Россия в XVI в» (КИМ № 3)

1 ч.

02.03

Тема 5. СМУТНОЕ ВРЕМЯ. РОССИЯ ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ (21 Ч)

48/22

Анализ контрольной работы. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в.

1 ч.

09.03

49/23-50/24

Смута в Российском государстве

2 ч.

14.03

16.03

51/25

Окончание Смутного времени

1 ч.

21.03

52/26

Экономическое развитие России в XVII в.

1 ч.

23.03

53/27-54/28

Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве

2 ч.

04.04

06.04

55/29

Изменения в социальной структуре российского общества

1 ч.

11.04

56/30

Народные движения в XVII в.

1 ч.

13.04

57/31-58/32

Россия в системе международных отношений

2 ч.

18.04

20.04

59/33

«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России

1 ч.

25.04

60/34

Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол.

1 ч.

27.04

61/35

Народы России в XVII в.

1 ч.

04.05

62/36

Русские путешественники и первопроходцы XVII в.

1 ч.

11.05

63/37

Культура народов России в XVII в.

1 ч.

16.05

64/38

Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в.

1 ч.

18.05

65/39

Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.

1 ч.

23.05

66/40

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Смутное время. Россия при первых Романовых»

1 ч.

25.05

67/41

Контрольно-оценочный урок по теме: «Смутное время. Россия при первых Романовых» (КИМ №4)

1 ч.

28.05

68/42

Анализ контрольной работы. Итоговый урок по теме «История России XVI-XVII вв.»

1 ч.

30.05












ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Материально-техническое обеспечение:

1. Компьютер/Ноутбук

2. Проектор

3. Экран

4. Интерактивная доска.


Учебники

1. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени начало XVI – конец XVII века для 7 кл. общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2019.

2. Н.М. Арсентьев, А. А. Данилова, И.В. Курукин, А.Я. Токарева; под редакцией А.В. Торкунова. «История России» 7 кл. В 2-х частях.– М.: Просвещение, 2018.

Методические пособия

История России

1. Чернова М.Н. Рабочая тетрадь по истории России. 7 класс. В 2 ч. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2017.

2. О. Н. Журавлева. История России. Поурочные рекомендации. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций— М. : Просвещение, 2015.

Новая история

1. А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина, П,А. Баранов Рабочая тетрадь к учебнику «Всеобщая история. История Нового времени», в 2-х частях. М., «Просвещение», 2014 г.

2. А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина «Поурочные разработки по Новой истории. 1500-1800. 7 класс» М., «Просвещение», 2001 г.

3. К.А. Соловьев. «Поурочные разработки по Новой истории. 1500-1800 годы. 7 класс» М., «ВАКО», 2006 г.


Дополнительная литература

1. Серов Б.Н Поурочные разработки по курсу «Государственная символика России. Гимн. Герб. Флаг». М., «ВАКО», 2004 г.

2.Парецкова С.В. Варакина И.И. История. 5-9 классы: повторительно-обобщающие уроки в нетрадиционных формах. Волгоград, «Учитель», 2011 г.

3.Дорожкина Н.И. Современный урок истории. Использование мультимедийных презентаций. М., «ВАКО», 2009 г.

4. А.А. Радугин История России. Россия в мировой цивилизации. Курс лекций. М., «Центр», 1997 г.

5. Энциклопедия «Я познаю мир. История» М., «АСТ», 1996 г.

6. Энциклопедия «Я познаю мир. Культура» М., «АСТ», 1996 г

7. Елманова Н.С,Савичева Е.М. Энциклопедический словарь юного историка. Всеобщая история. М., «Педагогика-пресс», 1993 г.

8. А.О. Ишимова История России в рассказах для детей С-Пб. «Альфа», 1993 г.

9. Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 кл. М., «Айрис-пресс», 2006

10. Белибихина Н.А., Смогленко Н.А., Тихонова О.Г. История. 5-11 классы. Внеклассные мероприятия. Волгоград, «Учитель», 2007 г.

11. Кузнецов И.Н. «История Отечества» в таблицах и схемах. Ростов-на- Дону, «Феникс», 2010 г.

12. Тимофеев А.С. «История в таблицах и схемах» С.-Пб., «Виктория плюс», 2007 г.

13. М. В. Гришкина «История Удмуртии. 7 класс»; учеб. для общеобразоват. учреждений. – Ижевск, «Удмуртия», 2007.


Настенные карты

По истории России

Расширение русского государства в 16 – 17 вв.

Русское государство в 17 в. (1617- 1689 гг.)


Интернет-ресурсы

http://www.school.edu.ru Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.km.ru Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.proshkolu.ru/ школьный интернет-портал, предметные клубы учителей.

http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://ru.wikipedia.org/wiki - свободная энциклопедия

http://his.1september.ru/urok/index.php - Сайт "Я иду на урок истории и обществознания"
создан на основе материалов журнала "История"Издательского дома "Первое сентября"

http://festival.1september.ru - фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://www.moscowkremlin.ru/romanovs.html Династия Романовых

http://www.hrono.ru ХРОНОС — Всемирная история в Интернете

http://www.historic.ru Всемирная история Historic.Ru: Всемирная история

http://www.shm.ru/ Государственный исторический музей

http://hermitage.ru Эрмитаж

http://www.rusmuseum.ru/ Государственный Русский музей

http://www.tretyakov.ru/ Государственная Третьяковская галерея

http://www.kremlin.museum.ru/ Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

http://www.kunstkamera.ru/ Кунсткамера. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого

 http://www.peterhof.ru/ Петергоф

 http://www.spbmuseum.ru/ Государственный музей истории Санкт-Петербурга






































КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Критерии оценки устного ответа

Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.

Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя либо в том случае, если ответ полностью отсутствует


Критерии оценивания письменного ответа

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «3»  ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

 Оценка «2»  ставится, если проблема не раскрыта или дана информация  не в контексте задания


Критерии оценивания результатов тестирования

Оценка "5" - 86-100% выполненных заданий

Оценка "4" – 71-85%

Оценка "3" - 40-70%

Оценка «2» - менее 40%


Нормы оценок работы с исторической картой

Оценка «5» выставляется в том случае, если учащийся

- читает легенду карты, правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;  

- раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;

- правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Оценка «4» выставляется в том случае, если учащийся

- допускает неточности при чтении легенды карты, описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины, затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;

- не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Оценка «3» выставляется в том случае, если учащийся

- допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;

- не соотносит историческую информацию с картой;

- не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.

Оценка «2» выставляется в том случае, если учащийся

- не умеет читать легенду карты;

- не распознает историческую информацию, представленную на карте.





КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Приложение № 1.

Контрольная работа на тему «Мир в начале нового времени»

Вариант -1

1.Какая страна была лидером по исследованию новых земель:

1).Англия, 2)Франция , 3) Португалия, 4) Италия

2.Кто из мореплавателей первым открыл морской путь в Индию:

1) Б. Диаш, 2) Ф. Магеллан, 3) Васко да Гама,4) А.Веспуччи

3.Какой город в Европе называли « воротами Европы»: 1) Лондон, 2) Париж, 3) Берлин , 4) Антверпен

4.Выбери из предложенного списка художников эпохи Возрождения:

1)Т.Мор,2)Ф.Рабле,3)Леонардо да Винчи,4)Сервантес, 5)А.Дюрер,6)Д.Веласкес

5.Какой из перечисленных ученых был знаменитым врачом:

1)Н.Коперник,2)Д.Брунно,3)Г.Галилей,4)У.Гарвей

6.В каком году началась Реформация в Европе: 1) 1517г., 2) 1520г.,3) 1525 г., 4) 1530 г.

7.Назовите год создания ордена иезуитов: 1)1530 г,,2)1540 г,3) 1550 г.,4) 1555 г.

8. С какой страной Англия боролась за морское первенство:

1) Францией,2) Испанией, 3) Голландией, 4)Данией

9.Какой французский король получил прозвище «славный и добрый»:

1)Карл Х, 2) Генрих II , 3) Генрих III , 4) Генрих IV

10.Ришелье был : 1) первым министром ,2) крупным адмиралом,3)банкиром,4) промышленником

11.Установите соответствие между деятелем культуры и областью в которой он творил

ДЕЯТЕЛЬ ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Э.РОТТЕРДАМСКИЙ А. ЖИВОПИСЬ

2.У. ШЕКСПИР Б. ЛИТЕРАТУРА

3. МИКЕЛАНДЖЕЛО В. ФИЛОСОФИЯ

4.ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ Г. СКУЛЬПТОРА

12.Какие четыре из перечисленных событий имели отношение к реформации:

1). 95 тезисов,2) Т.Мюнцер ,3) иезуитов,4)огораживание,5)гуманизм,6)индульгенция

13. Дайте определение понятиям : Мануфактура, Аутодафе, Эдикт

14.Вставьте пропущенные слова в текст: « Дух (1)_________ преобразует и общество.

Увеличивается численность и богатство буржуазии. Значительная часть городского

населения работает по (2)______________ . Это наемные рабочие.

15. Какие новые черты в экономической жизни общества позволяют говорить о

зарождении капиталистического хозяйства?

Вариант -2

1.Какая страна была лидером по исследованию новых стран :

1) Франция ,2) Англия), 3)Испания, 4) Италия

2.Кто из мореплавателей первым совершил кругосветное путешествие:

1). Х.Колумб, 2) Васко да Гама, 3) Ф.Магеллан , 4) Б.Диаш

3. Каждый купец в Европе почти ежедневно до полудня посещал :

1) церковь, 2) ратушу, 3) мануфактуру, 4) биржу

4.Выбери из предложенного списка лиц деятелей литературы эпохи Возрождения:

1) Т.Мор, 2) Ф.Рабле,3)А.Дюрер,4) Сервантес, 5)Д.Бруно,6)У.Шекспир

5.Какой из перечисленных ученых считал источником знаний разум человека:

1) Р.Декарт,2) Д.Локк, 3)Ф.Бэкон, 4)У.Гарвей

6. В каком году началась крестьянская война в Германии: 1) 1517 г., 2) 1520 г., 3) 1525 г, 4) 1535 г.

7. Назовите основателя ордена иезуитов : 1) Ж.Кальвин, 2) М.Лютер, 3) Т.Мюнцер, 4) И.Лойола

8. С какой страной Испания вела борьбу за морское владычество в ХVI веке:

1) Италия, 2) Франция, 3) Англия ,4) Германия

9. В каком году был во Франции был подписан Нантский эдикт:

1)1558 г., 2) 1568, 3) 1588 г, 4)1598 г

10.Что из перечисленного имеет отношение к Ришелье :

1) был ярым противником реформ, 2)поддержка гугенотов во Франции

3)поощрял развитие промышленности ,торговли ,судоходства, 4) поощрял дуэли между дворянами


11.Установите соответствие именами ученых и их открытиями

УЧЕНЫЕ ОТКРЫТИЯ

1.И.Ньютон А.разработал учение о естественных правах человека

2.Г.Галилей Б. закон всемирного тяготения

3.У.Гарвей В.открыл спутники Юпитера

4. Д.Локк Г. представление о кровообращении

12.Какие три из перечисленных события имеют отношения к правлению английской королевы Елизаветы I :

1) Англия добилась успехов в развитии торговли и мореплавании

2) провозгласила протестантскую церковь

3)обожала пиры и праздники 4)преследовала пуритан

5)была ласковой и доброй правительницей 6) не поддерживала корсаров (пиратов)

13. Дайте определения понятиям : Биржа, Гугенот, Талья-

14.Вставьте пропущенные слова в тексте : «..Однако оставалось и старое(1)_______ ,

не желавшее перемен и старавшееся сохранить свои (2)____________ и старый

хозяйственный уклад.

15.Почему именно в конце ХV -начале Х VI века стали возможны Великие

географические открытия?


Ключи к тестам

Вариант -1

1.3, 2.3, 3.4, 4.3,5,6, 5.4, 6.1, 7.2, 8.2, 9.4, 10.1, 11.ВБГА, 12.1,2,3,6

13.: Мануфактура-крупное предприятие, где существует разделение труда и ручной труд

Аутодафе-приведение в действие приговора инквизиции

Эдикт- особо важный указ короля

14. 1-предпринимательства

2-найму

15.Развитие внутренней торговли, создание международных торговых компаний, бирж свидетельствуют о развитии рыночного хозяйства. Развитие мануфактур, использование наёмного труда.

Вариант -2

1.3, 2.3, 3.4, 4.4,6, 5.1, 6.3, 7.4, 8.3, 9.4, 10.3, 11.БВГА, 12.1,2,4

13: Биржа- место заключения сделок

Гугенот- сторонник протестантов

Талья –основной прямой налог во Франции

14. 1-дворянство

2-привилегии

15. К ХV веку население городов Европы сильно выросло. Быстро развиваются ремесла, торговля, международная торговля. Изобретение новых типов кораблей-каравеллы ,позволило совершать более далекие путешествия при минимуме экипажа и большой вместимости корабля. Появление огнестрельного оружия обезопасило эти путешествия. Больших успехов достигла картография ,карты стали более точными ,а в навигации успешно применяются приборы: компасы и астролябия. Торговля со странами Востока давала баснословные прибыли в 700-800 %.

Критерии оценивания: Вопросы 1-10 оцениваются в 1 балл, 11-12, 14 – в 2 балла, 13, 15- 3 балла

Максимум – 21 балл. 18-21 баллов – «5»; 15-17 баллов – «4»; 8-14 баллов – «3»









Приложение 2

Контрольная работа по теме: «Буржуазные революции Нового времени и международные отношения».

Вариант 1

Часть 1

1.Высший орган государственного управления в Нидерландах

1. Парламент; 2. Сейм; 3. Генеральные штаты; 4. Конгресс.

2.Командующий испанской армией, посланный в Нидерланды для подавления мятежа и получивший права диктатора:

1.Филипп II; 2. Герцог Альба; 3. Карл V; 4.Адмирал Горн.

3.Какие из перечисленных ниже положений привели к испано-нидерландской войне? (укажите ТРИ верных ответа)

1.Зависимость Нидерландов от Испании, воспринимаемая как национальный гнёт;

2.Подписание Утрехтской унии;

3.Религиозная политика Испании – гонения на протестантов; 4.Различия в языке и культуре;

5.Грабительская налоговая политика; 6.Экономическое соперничество Амстердама и Мадрида.

4.К началу XVIII столетия в Англии сложилась двухпартийная политическая система:

1.Католики и пуритане; 2.Левеллеры и диггеры; 3. Тори и виги; 4. Кавалеры и круглоголовые.

5.Как в Англии назывались последователи кальвинизма?

1. Гугеноты; 2. Гёзы; 3. Протестанты; 4. Пуритане.

6.Какие из перечисленных ниже положений явились результатом английских революций в XVII в.? (укажите ТРИ верных ответа)

1.Уничтожение абсолютной монархии; 2.Установление парламентской монархии;

3.Потеря господства на морях; 4.Передача земли крестьянам;

5.Английский народ завоевал ряд личных свобод: свободу слова, собраний, личной неприкосновенности.

7.«Первая общеевропейская война» - это

1.Тридцатилетняя война; 3. Испано-нидерладская война;

2.Северная война; 4. Война за испанское наследство.

8.Тридцатилетняя война закончилась подписанием мира под названием

1. Эльзасский; 2.Лотарингский; 3. Балтийский; 4. Вестфальский.

Часть 2

В1.Установите хронологическую последовательность.

1.Утрехтская Уния; 3. Созыв Долгого парламента в Англии;

2.Казнь короля и установление в Англии республики; 4. Реставрация династии Стюартов в Англии.

В2. Установите соответствие между событиями и датами.

События

А) Северная война;

Б) Семилетняя война;

В) Тридцатилетняя война;

Г) Война за испанское наследство.

Даты

1) 1756 – 1763 гг.;

2) 1618 – 1648 гг.;

3) 1700 – 1721 гг.;

4) 1701 – 1714 гг.

В3.Укажите тип войска, где служат солдаты, о которых пишет немецкий поэт Пауль Флеминг (1609 – 1640)

«Похвальба пехотинца» (извлечение)

…Когда же, побросав оружие и коней,

Противник побежит с оставленных позиций,

Геройская душа взовьется вольной птицей.

Тогда гуляй и пей приятель дорогой!

Карманы набивай добычей даровой!

Смотри, как воинство отважно атакует

Спасенных жителей! Отечество ликует:

Освободили мы любезных земляков

Сначала от врага, затем от кошельков.

На то ведь и война. Не трогает солдата

Вопрос: кому служить? Была б повыше плата!

В4. Дайте определение понятию «Иконоборчество».

Вариант 2

Часть 1. 1.Название династии, к которой принадлежали испанские короли

1.Тюдор; 2.Бурбон; 3. Габсбург; 4. Валуа.

2.Руководитель освободительного движения в Нидерландах

1.Вильгельм Оранский; 2.Вице-адмирал Дрейк; 3. Граф Эгмонт; 4. Томас Кромвель.

3.Утрехтская уния была заключена в 1579 г. Каковы были основные ее положения (укажите ТРИ из них)?

1.Это экономический союз; 2.Это военно-политический союз;

3.Союз предусматривал раздельное ведение войны против Испании;

4.Союз предусматривал унитарное устройство, входящих в него провинций;

5.Союз предусматривал федеративное устройство, входящих в него провинций;

6.Союз предусматривал совместное ведение войны против Испании.

4.Какие из перечисленных ниже положений явились причинами английских революций в XVII в.? (укажите ТРИ верных ответа)

1.Конфликт короля с джентри; 2.Конфликт короля с парламентом;

3.Экономическая политика: поддержка свободного рынка;

4.Экономическая политика: поддержка старой цеховой системы и продажа отдельным лицам и компаниям исключительного права на производство каких-либо товаров и на торговлю;

5.Религиозная политика: преследование пуритан;

6.Религиозная политика: защита англиканской церкви и пуритан.

5.Английский политический деятель, установивший в 1653 -1658 гг. свой протекторат.

1.Джон Лильберн; 2.Джеральд Уинстенли; 3. Вильгельм Оранский;4. Оливер Кромвель.

6.Как назвалась английская партия, основными положениями которой были: нерушимость королевских прав, сохранение старых традиций, сохранений существующего порядка?

1.Тори; 2.Виги; 3. Левеллеры; 4. Кавалеры.

7.В годы Тридцатилетней войны тактику пехотного боя усовершенствовал

1. Император Фердинанд II; 3. Альберт Валленштейн;

2. Король Густав II Адольф; 4. Полководец Тилли.

8.Процесс распада Османской империи начался в 1. XV в.; 2. XVI в.; 3. XVII в.; 4. XVIII в.

Часть 2. В1. Установите хронологическую последовательность.

1.Начало освободительной войны в Нидерландах; 3. Начало правления Стюартов;

2.«Акт единения» между Англией и Шотландией; 4. Сражение при Нейзби в Англии.

В2.Установите соответствие между событиями и датами.

События

А) Освободительная война в Нидерландах;

Б) Революция в Англии;

В) Война за австрийское наследство;

Г) «Славная революция» в Англии.

Даты

1) 1740 – 1748 гг.;

2) 1566 – 1609 гг.;

3) 1640 – 1660 гг.;

4)1688 – 1689г.

В3.Прочтите извлечение из «Новой истории» О.Егера. О каком исторической событии идет речь?

«После подписания мира гонцы были разосланы с этой радостной вестью ко всем частям войска и отдельным отрядам, а особые печатные объявления распространили повсюду весть об этом великом событии. Многие в Германии не хотели верить этому известию и даже утратили сознательное понимание самого слова «мир».

Для большинства населения Германии мирное течение жизни представлялось уже чем-то сказочным, и совершенно несбыточным казался такой обыденный быт, при котором скот мог в полной безопасности стоять в хлеву, гуси, утки и куры – спокойно бродить по двору, путники – беспрепятственно двигаться по большим дорогам, а добрые люди – веселиться под мирным кровом местных гостиниц и харчевен… И вот, наконец, меч возвращался в свои ножны и обильный поток крови и слез должен был иссякнуть!»

В4.Дайте определение понятию «парламентская монархия».







Ключ к тесту «Первые революции Нового времени и международные отношения»

Вариант 1

Вариант 2

Часть 1 1. 3 2. 2 3. 135 4. 3 5. 4 6. 125 7. 1 8. 4

Часть 2 1. 1324, 2. 3124, 3. Наемное войско;

4. религиозное движение, направленное на уничтожение предметов культа (в том числе и икон).

Часть 1 1. 3 2. 1 3. 256 4. 245 5. 4 6. 1 7. 2 8. 3

Часть 2 1. 1342, 2. 2314, 3. Вестфальский мир;

4. государственный строй, при котором верховная власть принадлежит парламенту.


Критерии оценивания: Вопросы Части 1 оцениваются в 1 балл, Часть 2 – в 2 балла. Максимальное количество баллов – 16. 14- 16 баллов – «5»; 11-13 баллов – «4»; 6-10 баллов – «3»


























Приложение 3

Контрольная работа по теме: «Россия в XVI в»

1) Иван IV венчался на царство в: а) 1547г. б) 1549г. в)1550г. г)1552г.

2) После смерти Василия III на престоле оказался Иван IV, который правил

а) 1505-1533г. б) 1533-1584г. в) 1462-1505г. г)1584-1598г.

3) В 1549 году:

а) создано стрелецкое войско б) было отменено местничество в) был созван первый Земский собор

4) Какое событие произошло раньше других

а) Стоглавый собор б) взятие Казани в) начало опричнины г) введение заповедных лет

5) Что произошло позже других событий

а) принятие Судебника Ивана IV б) присоединение Астрахани

в) начало походов Ермака г) окончание Ливонской войны

6) В период правления Ивана IV по форме правления Россия стала

а) сословно-представительной монархией б) неограниченной монархией в) конституционной монархией

7) В результате опричнины

а) был подъем хозяйства страны б) в стране наступили разруха и запустение

в) было ограничено крепостное право

г) оживилась торговля, т.к. Россия получила выход к Балтийскому морю

8) Первыми книгопечатниками на Руси были

а) Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец б) Феофан Грек и Дионисий

в) А.Адашев и А. Курбский г) Макарий и Ф.Колычев

9) Установи правильное соответствие между деятелями и деятельностью

1) митрополит Макарий а) денежная реформа

2) Елена Глинская б) строительство Свияжской крепости

3) Иван Выродков в) провел обряд венчания на царство

4) Ермак Тимофеевич г) походы в Сибирь

5) Андрей Рублев д) руководил строительством Успенского собора

6) Феофан Грек е) расписал купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице

7) Дионисий ж) написал икону Троица

8) Аристотель Фиораванти з) написал иконы и фрески Успенского собора Московского кремля

10) Какие реформы были проведены Избранной радой?

а) создание стрелецкого войска б) учреждение опричнины в) ограничение местничества г) введение заповедных лет д) принятие нового Судебника е) введение патриаршества

11) Какие последствия имела ликвидация Казанского и Астраханского ханств

а) Крымское ханство добровольно вошло в состав России б) началась война с Турцией

в) вся Волга оказалась во владениях России г) укрепилась безопасность Русского государства

д) усилилось крепостное право е) увеличилось число нерусских народов в составе России

12) Каковы были результаты Ливонской войны (выбери правильные ответы)

а) Россия получила выход к Балтийскому морю б) Россия потеряла все земли, завоеванные в Прибалтике

в) были огромные людские потери г) хозяйству страны был нанесен значительный ущерб

д) Россия потеряла город Псков

13. Установите соответствие между терминами и их определениями

А)Земский собор

1. Предметы-символы монархической власти

Б) Челобитная

2. Деревянные настилы, сооружаемые под потолком

В) Регалии

3.Орган при царе, состоявший из представителей различных слоев населения, для решения важных государственных дел

Г) Эпос

4. Письменное прошение, жалоба

Д) Полати

5. Литературное творчество, посвященное политическим вопросам

Е) Публицистика

6. Фольклорное, героическое повествование о богатырях, их подвигах и странствиях

Выполни задания к тексту.

«Поскольку царь был владельцем этого удела, то никаких других собственников с полными правами … быть не могло. Князья, бояре, дворяне, приказные люди, которые не признавали этот порядок, выселялись насильно … а их собственность конфисковывалась… Выселения, конфискации собственности сопровождались террором, обвинениями в заговоре против царя и т.п. Особенно досталось Новгороду, где сохранялись сильные частнособственнические тенденции, существовала влиятельная оппозиция и сопротивление централизации и огосударствлению. Все летописцы свидетельствуют, что царь «громил Великий Новгород» … Погром в Новгороде продолжался более пяти недель…»

14) О каком царе и о каком событии идёт речь в тексте?

15) Используя текст и знания из курса истории, назовите год, когда состоялся погром Новгорода, а также известных жертв террора.


Ключи:

1 А 2 Б 3 В 4 А 5 В 6. А 7 Б 8 А 9. 1-в 2-а 3-б 4-г 5-ж 6-е 7-з 8-д 10. АВД 11. В, Г, Е 12. Б

13. А-3 Б-4 В-1 Г-6 Д-2 Е-5 14. ИВАН 4 15. 1569. ПИМЕН

Критерии оценивания: Вопросы 1-8, 12 – оцениваются в 1 балл, 10,11, 14- 2 балла, 9, 13, 15 – 3 балла.

Максимальное количество баллов – 24.

20-24 баллов – «5»; 17-19 баллов – «4»; 10-16 баллов – «3».









































Приложение 4

Контрольная работа по теме «Смутное время. Россия при первых Романовых»

Вариант № 1

Часть 1

К каждому заданию этой части даны несколько ответов, из которых только один верный.

А1.Какое из перечисленных событий произошло в 1613 году?

а) избрание на царство Бориса Годунова б) начало польской интервенции

в) освобождение Москвы от поляков г) избрание на царство Михаила Романова

А2. Что из названного произошло в XVII веке?

а) церковный раскол б) Ливонская война в) Северная война г) создание Священного Синода

А3. Во время царствования Алексея Михайловича произошло

а) присоединение Казани б) присоединение Аляски

в) завоевание Крыма г) воссоединение Украины с Россией

А4.Какое из положений содержалось в Соборном уложении 1649 года?

а) объявление крепостного состояния крестьян наследственным

б) запрещение передавать поместья по наследству

в) установление Юрьева дня г) введение опричнины

А5.Что из названного было одной из главных причин городских восстаний в XVII веке?

а) недовольство городских низов деятельностью приказной системы

б) ухудшение положения городских низов из-за введения новых налогов

в) преследование старообрядцев г) введение в городах цехов и гильдий

А6. Что из названного было последствием церковной реформы XVII веке, проведённой Никоном?

а) учреждение патриаршества б) церковный раскол

в) секуляризация церковных земель г) учреждение Синода

А7. Итогом заключения «Вечного мира» с Польшей (1686 г.) было

а) Россия получила Левобережную Украину и Киев

б) Россия получила выход к Балтийскому морю

в) Речь Посполитая отказалась от Правобережной Украины

г) Речь Посполитая вернула России Новгород

А8.Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя церковного деятеля, о котором идёт речь.

«Вышедший из крестьян и ставший монахом, он благодаря своим недюжинным способностям далеко продвинулся в церковной иерархии; к моменту вступления на престол Алексея он был архимандритом Новоспасского монастыря. Молодой набожный царь, безусловно, находился под сильным влиянием этого талантливого православного проповедника. У них возникли тесные отношения. И в результате при поддержке Алексея Михайловича он в 1649 г. стал Новгородским митрополитом, а в 1652 г. – патриархом».

а) Филарет б) Иов в) Аввакум г) Никон

А9. Стиль архитектуры XVII века – это

а) «нарышкинское барокко» б) ампир в) классицизм г) модерн

А10. Жанр литературы, возникший в XVII веке

а) летопись б) автобиография в) былина г) повесть

Часть 2

Задания части В требуют ответ в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать в бланк ответа.

В1. Составил первый «Чертёж реки Амур» __________________________

В2. Личносвободные крестьяне, владевшие общинными землями и нёсшие государственные

повинности - _______________________ крестьяне

В3. Расположи в хронологической последовательности следующие события

а) венчание на царство Михаила Романова б) Смоленская война

в) церковная реформа г) принятие Соборного уложения

В4. Установите соответствие

Деятельность

Исторический деятель

1) обратился к русскому царю с просьбой принять Украину в состав Российского государства

а) протопоп Аввакум

2) возглавил движение старообрядцев

б ) Алексей Михайлович

3) при его правлении было принято Соборное уложение

в) Богдан Хмельницкий

4) открыл пролив между Азией и Америкой

г) Семён Дежнёв

В5. Кто изображён на рисунке?

Часть 3

Задания части 3 предполагают развёрнутый ответ на бланке ответов №2.

Прочтите отрывок из текста современного историка и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение знаний по курсу истории Российского государства.

«В конце XVII века в развитии русской архитектуры появился новый стиль… Его отличительными чертами были многоярусность, устремлённость ввысь, многоцветная богатая отделка зданий (в частности, декоративной резьбой по белому камню, цветными изразцами, раскраской фасадов)».

С1. Назовите стиль архитектуры, о котором идёт речь в отрывке.

С2. На основе текста назовите не менее трёх отличительных особенностей данного архитектурного

стиля.

С3. Назовите фамилию боярского рода, в честь которого был назван данный архитектурный стиль.

С4. Назовите здания, построенные в XVII веке в данном архитектурном стиле.


Вариант № 2

Часть 1

К каждому заданию этой части даны несколько ответов, из которых только один верный.

А1. Какое событие произошло в 1612 году?

а) избрание на царство Бориса Годунова б) начало польской интервенции

в) освобождение Москвы от поляков г) избрание на царство Михаила Романова

А2. Что из названного произошло в XVII веке?

а) Смоленская война б) Ливонская война

в) принят указ об «урочных летах» г) введение патриаршества в России

А3. Во время царствования Алексея Михайловича произошло

а) произошёл церковный раскол б) было учреждено патриаршество

в) Русь приняла православие г) был учреждён Синод

А4. В каком документе провозглашались отмена «урочных лет и бессрочных сыск беглых крестьян»?

а) Соборное уложение 1649г. б) Судебник 1497г. в) Судебник 1550г. г) указ «об урочных летах»

А5. Что из названного было одной из причин бунтов 1648г. и 1662 г. в Москве?

а) введение новых пошлин и денег

б) ликвидация городского самоуправления

в) введение рекрутской повинности для посадского населения

г) предоставление иностранным купцам преимущества в торговле

А6. Что из названного было одной из причин церковного раскола в XVII веке?

а) проведение царём секуляризации церковных земель

б) решение об исправлении церковных текстов

в) учреждение патриаршества

г) обострение борьбы между нестяжателями и иосифлянами

А7.Понятие «вечный мир» связано с отношениями России в XVII веке с

а) Турцией б) Польшей в) Украиной г) Швецией

А8. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, с кем из церковных деятелей связаны описанные события.

«Сосланный в Ферапонтов монастырь на Белоозеро в чине монаха, он на пять лет пережил своего «собинного друга» Алексея Михайловича. Все годы, проведённые в монастыре, он надеялся на возобновление былой дружбы царя, который по-человечески переживал разрыв и гонения на него, неоднократно испрашивал благословения для себя и своей семьи».

а) Филарет б) Иов в) Аввакум г) Никон

А9. Жанр литературы, возникший в XVII веке

а) летопись б) повесть в) былина г) сатирическая повесть

А10. Новый жанр в архитектуре XVII веке

а) «дивное узорочье» б) романтизм в) классицизм г) ампир

Часть 2

Задания части В требуют ответ в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать в бланк ответа.

В1. В 1648 году __________________открыл пролив между Азией и Америкой.

В2. В XVII веке зародилось _____________________ сословие.

В3. Расположи в хронологической последовательности следующие события

а) включение в состав России Украины б) царствование Бориса Годунова

в) освобождение Москвы от поляков г) окончательное подавление восстания Степана Разина

В4. Установите соответствие

Понятие

Определение понятия

1) парсуна

а) произведение, в котором обличались феодальные порядки, крючкотворство, продажность чиновников, волокита.

2 новое направление в архитектуре XVII века

б ) «нарышкинское барокко»

3) сатирическая повесть

в) светский портрет

4)житие

г) биографическая повесть

В5. Кто изображён на рисунке?

Часть 3

Задания части 3 предполагают развёрнутый ответ на бланке ответов №2.

Прочтите отрывок из текста современного историка и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение знаний по курсу истории Российского государства.

«Накануне великого поста 1653г. он рассылает по всем церквам «Память», специальный указ, в котором в директивной форме, без объяснений предписывалось: «…не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны» и «ещё и тремя бы персты ести крестилися». «Память» вызвала сначала замешательство, а потом открытый протест «провинциальных боголюбцев».

С1. О каком событии идёт речь в отрывке? О каком историческом деятеле идёт речь в отрывке?

С2. Используя текст отрывка и знания по истории приведите не менее трёх примеров церковных

традиций и обрядов, которые предполагалось изменить в ходе реформы.

С3. Кто возглавил протест «провинциальных боголюбцев»?

С4. Как стали называть сторонников и противников реформы церкви?







Ключ к тесту


1 вариант

2 вариант

Баллы

Часть 1


А1

Г

В

1б.

А2

А

А

1б.

А3

Г

А

1б.

А4

А

А

1б.

А5

Б

А

1б.

А6

Б

Б

1б.

А7

А

Б

1б.

А8

Г

Г

1б.

А9

А

Г

1б.

А10

Б

А

1б.

Часть 2


В1

Ерофей Павлович Хабаров

Семён Иванович Дежнёв

2б.

В2

Черносошные

Дворянское

2б.

В3

1.а 2.б 3.г 4.в

1.б 2.г 3.а 4.в

За каждый правильный ответ 1б.

Максимум 4б.

В4

1.в 2.а 3.б 4.г

1.в 2.б 3.а 4.г

За каждый правильный ответ 1б.

Максимум 4б.

В5

Степан Разин

Богдан Хмельницкий

2б.

Часть 3


С1

«Нарышкинское барокко»

- Церковный раскол или

Церковная реформа Никона

- патриарх Никон

1в. - 2б.

2в. – за каждый ответ 1б. Максимум 2б.

С2

-многоярусность

- устремлённость ввысь

- многоцветная отделка зданий


- многоголосие во время службы

- крещение двумя перстами

- поклоны на коленях

- исправление церковных книг

За каждый правильный ответ 1б.

1в. - Максимум 3б.

2в. - Максимум 4б.

С3

Нарышкины

Протопоп Аввакум

2б.

С4

- церковь Покрова в Филях

- колокольня Новодевечьего монастыря

-никонианцы

-старообрядцы

За каждый правильный ответ 2б.

Максимум 4б.

Максимальное

Количество

баллов

35 баллов

38 баллов




Перевод баллов в отметки

1вариант: 30-35 б. – «5» 2 вариант: 33-38 б. – «5»

25-29 б. – «4» 27-32 б. – «4»

20-24 б. – «3» 21-26 б. – «3»

0-19 б. – «2» 0 – 20 б. – «2»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!