МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Составитель: Магомедова П.Б.
Согласовано Зам. директора по УР Абдурашидов К._____________ «___»__________2019 г | Утверждаю Директор МКОУ «Зиранинская СОШ» Расулов Х. М. _____________ «___»______________ 2019 г. |
Рабочая программа
по истории
7класс
на 2019/2020 учебный год
«ЗИРАНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для изучения курса История России (являющегося составной частью предмета ИСТОРИЯ) в 7 классе, составлена в соответствии с положениями Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по истории для 5-10 классов, авторской программы по Истории России к предметной линии учебников И.Л.Андреева, И.Н. Фёдоров и др. издательства «Дрофа»1.
Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история». Данная рабочая программа направлена на изучение курса «История России» (7 класс).
Программа предполагает использование следующего учебника по Истории России:
«История России. XVI – конец XVII века. 7 класс» И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров, И.В. Амосова – М.: Дрофа, 2016
Общая характеристика курса "История России"
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом базовых принципов школьного исторического образования, целей и задач изучения истории в основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 6 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Базовые принципы школьного исторического образования:
идея преемственности исторических периодов, в том числе непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования территории государства и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;
рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории;
познавательное значение российской истории;
формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.
Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.
Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;
многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
антропологический подход, формирующий личностное, эмоционально окрашенное восприятие прошлого;
историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта.
Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
Курс «История России» даёт представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.
Цели изучения курса "История России"
в рамках учебного предмета "История"
Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Задачи изучения истории в основной школе:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Календарно-тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности
История России
7 класс (40 часов2)
№ | Тема урока | кол-во часов | Основное содержание по темам | Домашнее задание (инвариантная часть) |
1. | Введение | 1 | Хронология и сущность нового этапа российской истории. Источники по российской истории XVI—XVII столетий. Как работать с учебником. | С. 3-5 |
2. | Василий III и его время: начало правления, завершение объединения земель вокруг Москвы | 1 | Личность Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. | с. 6-9, 14 |
3 | Василий III и его время: внешняя политика, окончание правления | 1 | Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства. Скандальный развод. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. | с. 10-15 |
4 | Российское государство и общество: трудности роста | 1 | Территория и население. Особенности социально-экономического развития. Организация власти. Правление Елены Глинской. Боярское правление: борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. | §3 |
5 | Урок-практикум по теме «Начало реформ Ивана IV. Избранная рада» | 1 | Венчание Ивана IV на царство. Восстание в Москве. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов. Дискуссии о характере народного представительства. | § 4 |
6 | Строительство царства | 1 | Реформы середины XVI в. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Реформа центрального управления. Земская реформа, формирование органов местного самоуправления. Военная реформа. | § 5-6 |
7 | Урок - лабораторная работа по теме «Строительство царства» | 1 | Работа с документами по следующему содержанию: Реформы середины XVI в. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Военная реформа. | § 5-6, рабочий лист |
8 | Урок-практикум по теме «Внешняя политика Ивана IV» | 1 | Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Строительство засечных черт на южных границах государства. Основание Орла. | § 7, схема |
9. | Опричнина | 1 | 19Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Влияние опричнины на внешнюю политику России. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. | с. 51-57 |
10. | Урок-дискуссия по теме «Итоги правления Ивана IV» | 1 | Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ. Поражение России в Ливонской войне. Начало закрепощения крестьян, указ о «заповедных летах». | с. 57- 63 |
11 | Русская культура в XVI веке | | Публицистика. Литература. Начало книгопечатания. | § 10 |
12 | Урок-практикум «Русская культура в XVI веке» | 1 | Выполнение практических заданий по теме «Русская культура в XVI веке». Развитие архитектуры. Иконопись. Произведения декоративно-прикладного искусства. Народная культура | рабочий лист |
13 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Создание Московского царства» | 1 | Повторение, обобщение и контроль по теме «Создание Московского царства» | с. 74-75, повторить… |
14 | Кризис власти на рубеже XVI-XVII веков | 1 | Федор Иоаннович и Борис Годунов. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Царствование Бориса Годунова | § 11 |
15 | Начало Смуты. Самозванец на престоле | 1 | Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Причины и суть Смутного времени. Голод 1601—1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца. Воцарение Василия Шуйского | § 12 |
16 | Разгар Смуты. Власть и народ | 1 | Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М. В. Скопина-Шуйскогои Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска. Начало патриотического подъема. «Семибоярщина». Первое ополчение и его неудача | § 13 |
17 | Окончание Смуты. Новая династия | 1 | Второе ополчение. Освобождение Москвы в 1612 г. Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией, утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени. | §14 |
18 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Смута в России» | 1 | Повторение, обобщение и контроль по теме «Смута в России» | с. 110-111, повторить… |
19 | Социально-экономическое развитие России в XVII веке | 1 | Территория и население. Экономические последствия Смуты и их преодоление. Развитие сельского хозяйства и ремесел. Возникновение мануфактур. Торговля. Рост городов | §15 |
20 | Сословия XVII века: «верхи» общества | 1 | Бояре и дворяне. Требования дворянства. Служилые люди «по прибору». Духовенство | §16 |
21 | Сословия XVII века: «низы» общества | 1 | Владельческие и черносошные крестьяне. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Экономическая политика | § 17 |
22 | Государственное устройство России в XVII веке | 1 | Образ власти. Боярская дума. Приказная система. Местное управление. Военная реформа | § 18 |
23 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Богатырский век» | 1 | Повторение, обобщение и контроль по теме «Богатырский век» | с. 144-145, повторить… |
24 | Внутренняя политика царя Алексея Михайловича | 1 | Начало правления Алексея Михайловича. Соляной бунт и его последствия. Псковское восстание | §19 |
25 | Формирование абсолютизма | | Падение роли Земских соборов. Соборное уложение 1649 г. и его значение. Абсолютизм. Окружение царя Алексея Михайловича | § 20 |
26 | Церковный раскол | 1 | Церковь в первой половине XVII в. Патриарх Никон. Никониане и старообрядцы. Конфликт Никона с царем. Церковный собор 1666—1667 гг. Гонения на старообрядцев | § 21-22 |
27 | Урок-практикум по теме «Церковный раскол» | 1 | Работа с документами, изображениями, видеофрагментами по теме «Церковный раскол» | рабочий лист |
28 | Народный ответ | 1 | Причины и особенности народных волнений. Городские восстания, Медный бунт. Восстание под предводительством Степана Разина. Значение выступления Разина | § 23 |
29 | Урок систематизации и обобщения знаний по теме «Бунташный век» | 1 | Систематизация, обобщение и контроль по теме «Бунташный век» | с. 182-183, повторить… |
|
30 | Внешняя политика России в XVII веке | 1 | Международное положение Русского государства. Русская дипломатия в XVII в. Россия и Речь Посполитая. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Войны с Османской империей и Крымским ханством. Отношения с Калмыцким ханством | § 24-25 |
31 | Урок-практикум по теме «Внешняя политика России в XVII веке» | 1 | Работа с документами, изображениями, видеофрагментами по теме «Внешняя политика России в XVII веке» | рабочий лист |
32 | Освоение Сибири и Дальнего Востока | 1 | Причины и характер продвижения русских на восток. Народы Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы. Взаимоотношения с Китаем | § 26 |
|
33 | Политика Фёдора Алексеевича Романова | 1 | Царь Федор Алексеевич. Реформы органов управления. Военные и социально-экономические изменения. Духовная и культурная жизнь | § 27 |
34 | Борьба за власть в конце XVII века | 1 | Стрелецкое восстание 1682 г. Правление царевны Софьи. Приход к власти Петра I. Россия накануне петровского времени | § 28 |
35 | Культура Руси в XVII веке | 1 | Усиление светского характера культуры. Литература. Архитектура. Изобразительное искусство. Просвещение и образование, основание Славяно-греко-латинской академии | § 29 |
36 | Мир человека XVII века | 1 | Особенности мировоззрения русских людей XVII в. А. Л. Ордин-Нащокин. Перемены в быте. Интерес к западной культуре, начало распространения западных обычаев | § 30 |
37 | Повторительно-обобщающий урок по теме «В канун великих реформ» | 1 | Повторение, обобщение и контроль по теме «В канун великих реформ» | с. 234-235 |
| |
38 | Итоговое повторение и обобщение | 1 | Повторение, обобщение и контроль по теме «История России в XVI-XVII вв.» | с. 236-238, проекты |
39. | Орловский край в XVI-XVII вв. | 1 | Создание г. Орла. Население Орловского края. Орловский край в основных событиях XVI-XVII вв. | творческие отчеты или сообщения (презентации) |
40. | Итоговый урок Защищаем проекты3 | 1 | Защита проектов по теме «Народы России в XVI-XVII веках» | |
1 История России. 6-10 классы: рабочая программа/И.Л. Андреев, О.В. Волобуев, Л.М. Ляшенко и др. - М.: Дрофа, 2016. — 124 с.
2
3