СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории. 8 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа к УМК издательства "ДРОФА" в соответствии с ФГОС ООО ис учетом нового ИКС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории. 8 класс»



МБОУ ИСАДСКАЯ СОШ


«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета. Протокол № 1 от

«З1» августа 2018г.


«Проверено»

Заместитель директора по УВР - Ларкина Л. В.

« З1» августа 2018г.


____________________


«Утверждаю»

И. о. директора -

Ларкина Л. В.

« З1» августа 2018г


__________________


Рабочая программа

по истории

для 8 класса

Срок реализации с 01.09.2018 по 31.05.2019г.

2 часа в неделю - всего 70 часов

Программа составлена в соответствии с ФГОС 000, на основании авторских программ М.В.Пономарёва, С.В. Тырина «Всеобщая история. Новая история» и И.Л. Андреева, О.В. Волобуева, Л.М. Ляшенко «История России», учебников для 8 класса Ведюшкина В.А., Бурина С.Н. «Всеобщая история. История Нового времени» и И.Л. Андреева, И.Н. Федорова, И.В. Амосовой «История России XVI - конец XVIl векa»


Учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории Устименко Т. Н.



с. Исады

2018-2019 учебный год

история. 8 класс Пояснительная записка

Рабочая про грамма создана на основе:

      • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);

      • Примерной программы по истории для 5-9 классов;

      • авторской программы по истории для 8 классов ( «Новая история»: под редакцией М.В. Пономарёв, С.В. Тырин; издательство «Дрофа»

      • Историко-культурного стандарта.


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

• Образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов;

• осмысление исторического опыта своей страны и человечества в целом;

• активное и творческое применение исторических знаний в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

• Формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

• овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

• воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

• развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

• формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты:

• осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

• формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;

• складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого, знания об историческом опыте человечества важны для понимания школьниками современных общественных процессов;

• закрепление умения разделять процессы на этапы и звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять и классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

• формирование умения находить адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов деятельности, комбинировать их в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Метапредметные результаты:

• интегративное взаимодействие курсов истории и обществознания позволит учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном сообществе;

• использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширит знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепит умение оперировать статистическим и картографическим материалом;

• формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательной области «Филология» значительно повысит коммуникативный потенциал процесса обучения, позволит учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков;

• знание учащимися исторических основ процесса духовного творчества расширит их возможности при изучении курсов литературы, музыки и мировой художественной культуры, а также духовно-нравственной культуры.

Предметные результаты:

• воспитание патриотизма, гуманизма, уважения к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

• ознакомление учащихся с важнейшими событиями всемирной истории, фактами, биографиями исторических деятелей прошлого и современности, основными процессами развития человеческого общества в их взаимосвязях и хронологической последовательности;

• создание у учащихся представлений об исторических источниках, их особенностях, формирование основ их анализа;

• овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

• развитие способностей к самостоятельному анализу событий прошлого и настоящего, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов, использованию знаний, полученных в ходе изучения курса истории, при анализе и оценке современного состояния общества;

• формирование системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества.

В результате освоения курса

Выпускник научится:

• локализовать во времени основные этапы отечественной истории Нового времени, соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• анализировать информацию различных источников по отечественной истории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной истории периода Нового времени;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной истории Нового времени;

• раскрывать характерные, существенные черты:

а) экономического и социального развития России в Новое время;

б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.);

в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»);

г) представлений о мире и общественных ценностях;

д) художественной культуры Нового времени;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной истории периода Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействия между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время; сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной истории периода Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России в Новое время;

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиции автора и др.);

9• сравнивать развитие России и других стран в Новое время;

объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего

города, края и т. д.

Учебно - тематический план


Наименование темы

Количество часов


Всеобщая история


1.

Введение

1

2.

Индустриальная революция: люди и машины

4

3.

Век Просвещения: философы, короли, художники

6

4.

Новый Свет в XVIII в.: путь к независимости

5

5.

Мир за пределами Европы в XVIII в.

5

6.

Французская революция XVIII в.

6

7

Итоговая к/р по блоку

1


История России


8

Россия в эпоху преобразований Петра I

9

9

Россия в 1725—1762 годах

6

10

Правление Екатерины II и Павла I

15

11.

Наш край в 18 веке.

5

12.

Итоговое повторение

2


Итого

66+ 4 ч. резерв


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (1 ч)

XVIII век — век Просвещения

На заре индустриальной цивилизации (4 ч)

Темпы роста городского населения. Рождение индустриальной цивилизации, ее признаки. Индустриализация. Модернизация. Предпринимательство, неприкосновенность собственности. Расширение политических, юридических и экономических прав и свобод человека в Западной Европе. Западноевропейская литература. «Робинзон Крузо» Даниеля Дефо. «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта. Пьесы Пьера Бомарше. Изобразительное искусство и музыка. Придворные живописцы Антуан Ватто, Франсуа Буше, Оноре Фрагонар и Жан Батист Шарден. Сатирический жанр художника Уильяма Хогарта. Влияние идей Просвещения на искусство Западной Европы. Музыкальное творчество Георга Фридриха Генделя и Иоганна Себастьяна Баха. Революция в музыке, совершенная Вольфгангом Амадеем Моцартом.

Внутреннее положение Англии после «Славной революции». Экономические и политические предпосылки промышленного переворота. «Дело Уилкса» и его значение. «Новые тори». Технические изобретения и создание первых машин. Прялка «Дженни». Изобретение парового двигателя. Паровая машина Джеймса Уатта. Открытия в металлургии. Появление фабрик и замена ручного труда машинным. Социальные и экономические последствия промышленного переворота. Движение луддитов.

Европа в XVIII в. Идеи и политика (6 ч)

Суть эпохи Просвещения. Секуляризация (обмирщение) сознания. Отличительные черты эпохи Просвещения в сравнении с Возрождением и Реформацией. Просветители. Английское Просвещение. Рационализм — основа учения английских просветителей. Идеи общественного договора Джона Локка и Томаса Гоббса и их значение. Особенности французского Просвещения. Вольтер. Шарль Монтескье и идея разделения властей на законодательную (парламент), исполнительную (монарх) и судебную. «Энциклопедия» и энциклопедисты. Политические и идеологические итоги Просвещения. Идеология. Идеи Жана Жака Руссо. Учения французских философов-утопистов. Жан Мелье. Габриель Мабли.

Новые черты во внешней политике европейских стран. Стремление ведущих держав Европы к сохранению стабильности. Причины династических войн. Влияние англо-французского соперничества на развитие международных отношений. Война за испанское наследство и ее итоги. Династическая война за польское наследство. Война за австрийское наследство. Семилетняя война и усиление России. Разделы Польши между Россией, Пруссией и Австрией.

Истоки возникновения социальных учений. Уравнительские социальные учения. Эволюционный и революционный пути развития общества в Новое время. Прогресс. Эволюция. Возникновение основных тенденций в эволюционном направлении социально-политической мысли. Рождение либерализма и консерватизма. Основные положения либерализма. Принципы консерватизма. Просвещенный абсолютизм. Основные черты политики просвещенного абсолютизма.

Просвещенный абсолютизм Екатерины II и Фридриха II. Меркантилизм.

Новый Свет в XVIII в.: путь к независимости (5 ч)

Начало колониального периода. Колонизация англичанами Северной Америки. Английские поселения в Северной Америке: влияние географического положения и природных условий на их повседневную жизнь. Уникальное событие в мировой истории — возникновение новой цивилизации. Этапы создания английских колоний на американской земле. Трудности в освоении новых земель. Религиозный и национальный состав европейских переселенцев. Социальная структура раннего американского общества. Положение фермеров-кочевников, фермеров- арендаторов и сервентов (кабальных слуг). Применение труда негров-рабов. Плантационное хозяйство капиталистического рынка. Социальные противоречия и конфликты. Белые переселенцы и индейцы. Восстания негров-рабов. Восстания колонистов против британских властей. «Американский феномен» — формирование нового народа и государства. Патриотический подъем в колониях. Экономические противоречия между Англией и ее колониями. Бенджамин Франклин. Движение за отмену гербового сбора. «Бостонское чаепитие». Обострение отношений между британской администрацией и колонистами. Метрополия. Первый Континентальный конгресс и начало Войны за независимость. Начальный этап войны. Второй Континентальный конгресс. Создание регулярной армии под командованием Джорджа Вашингтона. Бои за Бостон. Провозглашение независимости Соединенных Штатов Америки. Декларация независимости США. Томас Джефферсон. Идеи Просвещения в Декларации независимости. Значение решения Континентального конгресса о раздаче земли участникам Войны за независимость. Перелом в войне и ее завершение. Союз американцев с Францией, Испанией и Голландией против Англии. Поддержка колонистов со стороны России. Итоги Войны за независимость. Конфедерация. Конституция. Билль о правах. Формирование основ американского общества. Война за независимость как буржуазная революция.

Страны Востока в XVI—XVIII вв. (6 ч)

Возникновение исламского (мусульманского) мира. Исламские страны в раннее Новое время. Основные черты исламской цивилизации. Образование, расцвет и распад Арабского халифата.

Социально-экономическое положение и политический строй Османской империи. Тимары. Правление султана Сулеймана Великолепного — вершина внутреннего и внешнего могущества Османской империи. Завоевания турок-османов. Янычары. Начало упадка Османской империи и его причины. Прекращение военной и религиозной экспансии турок в Европе. Персия (Иран). Политические и культурные традиции Ирана. Попытки Надир-шаха восстановить значение Персии. Соперничество Ирана и Османской империи.

Особенности индийской цивилизации. Индуизм. Кастовый строй. Политическая раздробленность Индии. Раджи и махараджи. Начало завоевания Индии европейцами. Открытие Васко да Гамой морского пути и проникновение в страну португальцев, голландцев, французов и англичан. Причины, способствовавшие завоеванию Индии. Захват Северной Индии тюрками. Образование и распад державы Великих Моголов. Укрепление позиций английской Ост-Индской компании. Фактория. Сипаи. Захват англичанами Бенгалии. Управление захваченными территориями. Ограбление Индии.

Особенности китайской цивилизации. Роль государства в Китае. Конфуцианство. Внешнее и внутреннее положение Китая. Народные восстания и завоевание Китая маньчжурами. Взаимоотношения между китайцами и маньчжурами. Проникновение европейцев в Китай. Миссионеры. Попытки китайских властей «закрыть» страну. Особенности японской цивилизации. Синтоизм и буддизм. Общество и власть в Японии. Социальная структура японского общества. Даймё. Самураи. Внутренняя политика сёгуната Токугава. Проникновение в Японию европейцев. Причины «закрытия» страны. Кризис империи Токугава.

Французская революция XVIII в. (6 ч)

Французское общество и королевская власть накануне революции. Людовик XVI. Кризис французского абсолютизма и собрание сословий — Генеральные штаты. Собрание нотаблей. Причины созыва Генеральных штатов. Провозглашение депутатами третьего сословия Генеральных штатов Национальным собранием. Оноре Мирабо. Провозглашение Национального собрания Учредительным. Мероприятия Национального и Учредительного собраний. Начало Великой французской революции. Взятие Бастилии. Национальная гвардия. Крестьянские выступления. Антифеодальные декреты Учредительного собрания. Декларация прав человека и гражданина и ее значение. Ухудшение экономического положения в стране. Секуляризация церковного имущества. Волнения среди крестьян, солдат и рабочих. Королевская власть и революция. Разгон антимонархических демонстраций в Париже. Санкюлоты. Расстановка социально-политических сил. Террор как метод решения проблем. Возникновение политических клубов (прообраз будущих партий). Якобинский клуб. Виднейшие деятели революции: Оноре Мирабо, Мари Жозеф Лафайет, Максимилиан Робеспьер, Жан Поль Марат, Жорж Дантон. Первая французская конституция. Установление во Франции конституционной монархии. Размежевание политических сил. Клуб фельянов — умеренных сторонников революции. Начало революционных войн. Жирондисты. Военные неудачи французской армии. «Марсельеза». Интервенция Австрии и Пруссии. Свержение монархии. Закон о «подозрительных». Формирование революционной армии Франции и первые победы над интервентами. Провозглашение республики. Монтаньяры. Казнь Людовика XVI и вступление революционной Франции в войну против Англии. Образование антифранцузской коалиции. Крестьянский мятеж против Конвента в департаменте Вандея. «Бешеные» и жирондисты в Конвенте. Свержение власти жирондистов и установление якобинской диктатуры. Начальный этап якобинской диктатуры. Якобинцы у власти. Комитет общественного спасения. Усиление террора. Конституция якобинцев. Ликвидация сохранявшихся феодальных повинностей. Декреты якобинцев. Введение всеобщей воинской повинности. Изгнание интервентов за пределы Франции.

Кризис и падение якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Революционный календарь. От термидорианского Конвента к Директории. «Выскочки». Белый и красный террор. Наполеон Бонапарт. Роспуск Конвента и создание Директории. Совет пятисот и Совет старейшин. Франсуа Ноэль Бабёф и «заговор равных». Политика и войны Директории. Господство банкиров и промышленников в период правления Директории. Перелом в ходе войны с европейской коалицией в пользу французской армии. Неудачный поход армии Наполеона в Египет. Установление Консульства. Создание второй антифранцузской коалиции. Поход русских войск под командованием А. В. Суворова в Северную Италию. Переворот 18 брюмера и падение Директории. Консульство Наполеона Бонапарта. Наполеон Бонапарт — полководец и политик. Поражение второй коалиции. Гражданский кодекс Наполеона.


БЛОК 2. ИСТОРИЯ РОССИИ. XVIII ВЕК.

Россия в эпоху преобразований Петра I

Причины и предпосылки преобразований, дискуссии по этому вопросу. Россия и Европа в конце XVII в. Модернизация как жизненно важная национальная задача. Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Стрелецкие бунты. Хованщина.

Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы. Великое посольство и его значение. Сподвижники Петра I. Экономическая политика. Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Оружейные заводы и корабельные верфи. Роль государства в создании промышленности. Основание Екатеринбурга. Преобладание крепостного и подневольного труда. Принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Введение подушной подати.

Социальная политика. Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Указ о единонаследии и Табель о рангах. Противоречия в политике по отношению к купечеству и городским сословиям: расширение их прав в местном управлении и усиление налогового гнета. Положение крестьян. Переписи населения (ревизии).

Реформы управления. Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша), городская и губернская (областная) реформы. Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Усиление централизации и бюрократизации управления. Генеральный регламент. Санкт-Петербург — новая столица.

Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы.

Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Положение конфессий.

Оппозиция реформам Петра I. Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея.

Внешняя политика. Северная война. Причины и цели войны. Неудачи в начале войны и их преодоление. Битва при деревне Лесной и победа под Полтавой. Прутский поход. Борьба за гегемонию на Балтике. Сражения у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир и его последствия. Закрепление России на берегах Балтики. Провозглашение России империей. Каспийский поход Петра I.

Преобразования в области культуры. Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов. Введение нового летоисчисления, гражданского шрифта и гражданской печати. Первая газета «Ведомости». Создание сети школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие Академии наук в Санкт-Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись, портрет в Петровскую эпоху. Скульптура и архитектура. Памятники раннего барокко.

Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства. Новые формы социальной коммуникации в дворянской среде. Ассамблеи, балы, фейерверки, светские государственные праздники. «Европейский» стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин.

Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре.

После Петра Великого: «эпоха дворцовых переворотов»

Причины нестабильности политического строя. Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Создание Верховного тайного совета. Крушение политической карьеры А. Д. Меншикова. «Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. Кабинет министров. Роль Э. Бирона, А. И. Остермана, А. П. Волынского, Б. Х. Миниха в политической жизни страны.

Укрепление границ империи на Украине и на юго-восточной окраине. Переход Младшего жуза в Казахстане под суверенитет Российской империи. Война с Османской империей.

Россия при Елизавете Петровне. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П. И. Шувалова. Создание Дворянского и Купеческого банков. Усиление роли косвенных налогов. Ликвидация внутренних таможен. Распространение монополий в промышленности и внешней торговле. Основание Московского университета. М. В. Ломоносов и И. И. Шувалов.

Россия в международных конфликтах 1740—1750-х годов. Участие в Семилетней войне.

Петр III. Манифест о вольности дворянства. Переворот 28 июня 1762 г.

Россия в 1760—1790-х годах. Правление Екатерины II и Павла I

Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. Идеи Просвещения. «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. Секуляризация церковных земель. Деятельность Уложенной комиссии. Экономическая и финансовая политика правительства. Начало выпуска ассигнаций. Отмена монополий, умеренность таможенной политики. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Положение сословий. Дворянство — «первенствующее сословие» империи. Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и уездах. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городском управлении.

Национальная политика. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. Формирование Кубанского, Оренбургского и Сибирского казачества. Основание Ростова-на-Дону. Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию. Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Укрепление начал толерантности и веротерпимости по отношению к неправославным и нехристианским конфессиям.

Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Крестьяне: крепостные, государственные, монастырские. Усло-вия жизни крепостной деревни. Права помещика по отношению к своим крепостным. Барщинное и оброчное хозяйство. Дворовые люди. Роль крепостного строя в экономике страны.

Промышленность в городе и деревне. Роль государства, купечества, помещиков в развитии промышленности. Крепостной вольнонаемный труд. Привлечение крепостных оброчных крестьян к работе на мануфактурах. Развитие крестьянских промыслов. Рост текстильной промышленности, распространение производства хлопчатобумажных тканей. Начало известных предпринимательских династий (Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы, Демидовы и др.).

Внутренняя и внешняя торговля. Торговые пути внутри страны. Воднотранспортные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и др. Ярмарки и их роль во внутренней торговле. Макарьевская, Ирбитская, Свенская, Коренная ярмарки. Ярмарки на Украине. Партнеры России во внешней торговле в Европе

  • в мире. Обеспечение активного внешнеторгового баланса. Обострение социальных противоречий. Чумной бунт в Москве. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Влияние восстания на внутреннюю политику и развитие общественной мысли.

Внешняя политика России второй половины XVIII в., ее основные задачи. Н. И. Панин и А. А. Безбородко.

Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской империей. П. А. Румянцев, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, победы российских войск под их руководством. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Организация управления Новороссией. Строительство новых городов и портов. Основание Пятигорска, Севастополя, Одессы, Херсона. Г. А. Потемкин. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 г.

Участие России в разделах Речи Посполитой. Политика России в Польше до начала 1770-х годов: стремление к усилению российского влияния в условиях сохранения польского государства. Участие России в разделах Польши вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы. Вхождение в состав России украинских и белорусских земель. Присоединение Литвы и Курляндии. Борьба Польши за национальную независимость. Восстание под предводительством Тадеуша Костюшко.

Участие России в борьбе с революционной Францией. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Действия эскадры Ф. Ф. Ушакова в Средиземном море.

Культурное пространство

Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы. Общественные идеи

  • произведениях А. П. Сумарокова, Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина. Н. И. Новиков, материалы о положении крепостных крестьян в его журналах. А. Н. Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву».

Русская культура и культура народов России в XVIII в. Развитие новой, светской культуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с культурой стран Европы. Масонство

  • России. Распространение в России основных стилей и жанров европейской художественной культуры (барокко, классицизм, рококо и др.). Вклад в развитие русской культуры ученых, художников, мастеров, прибывших из-за рубежа. Усиление внимания к жизни и культуре русского народа и историческому прошлому России к концу столетия.

Культура и быт российских сословий. Дворянство, жизнь и быт дворянской усадьбы. Духовенство. Купечество. Крестьянство.

Российская наука в XVIII в. Академия наук в Санкт-Петербурге. Изучение страны — главная задача российской науки. Географические экспедиции. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российско-американская компания. Исследования в области отечественной истории. Изучение российской словесности и развитие литературного языка. Российская академия. Е. Р. Дашкова.

    • В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования.

Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Воспитание «новой породы» людей. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве, Смольного института благородных девиц. Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Московский университет — первый российский университет.

Русская архитектура XVIII в. Строительство Санкт-Петербурга, формирование его городского плана. Регулярный характер застройки Петербурга и других городов. Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга. Переход к классицизму, создание архитектурных ансамблей в стиле классицизма в обеих столицах. В. И. Баженов, М. Ф. Казаков.

Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Академия художеств в Санкт-Петербурге. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия.

Народы России в XVIII веке

Управление окраинами империи. Башкирские восстания. Политика по отношению к исламу. Освоение Новороссии, Поволжья и Южного Урала. Немецкие переселенцы. Формирование черты оседлости.

Россия при Павле I

Основные принципы внутренней политики Павла I. Укрепление абсолютизма через отказ от принципов «просвещенного абсолютизма» и усиление бюрократического и полицейского характера государства и личной власти императора. Личность Павла I ее влияние на политику страны. Указы о наследии престола о трехдневной барщине. Политика Павла I по отношению к дворянству, взаимоотношение со столичной знатью. Меры в области внешней политики и причины дворцового переворота 11 марта 1801 г.

Внутренняя политика. Ограничение дворянских привилегий.

Региональный компонент

Наш регион в XVIII в.

Элементы ИКС:

Понятия и термины:

Модернизация. Реформы. Меркантилизм. Потешные. Гвардия. Империя. Сенат. Коллегии. Синод. Губерния. Крепостная мануфактура. Рекрутские наборы. Ревизия. Прокурор. Фискал. Прибыльщик. Ассамблея. Табель о рангах. Ратуша. Бурмистры. Майорат. Дворцовый переворот. Верховный тайный совет. «Кондиции». «Бироновщина». «Просвещенный абсолютизм». Секуляризация. Уложенная комиссия. Предводитель дворянства. Гильдия. Вооруженный нейтралитет. Барокко. Рококо. Классицизм. Сентиментализм.

Персоналии:

Петр I. Иван V. Царевна Софья. Екатерина I. Петр II. Анна Иоанновна. Анна Леопольдовна. Иоанн VI Антонович. Елизавета Петровна. Петр III. Екатерина II. Павел I.

В.В.Голицын. Ф.Я.Лефорт. П.Гордон. А.Д.Меншиков. Ф.А.Головин. Б.П.Шереметев. Ф.М.Апраксин. Я.В.Брюс. П.П.Шафиров. И.Мазепа. Н.Д.Демидов. Стефан Яворский. Э.И.Бирон. А.И.Остерман. Б.К.Миних. А.П.Волынский. И.И.Шувалов. П.И.Шувалов. А.П. Бестужев-Рюмин. А.Г.Орлов. Г.А. Потемкин. П.А.Румянцев. А.В. Суворов. Ф.Ф.Ушаков. М.И. Кутузов. Е.И. Пугачев. Салават Юлаев. Е.Р.Дашкова.

Феофан Прокопович. А. Нартов. Д. Трезини. В.В. Растрелли. И. Н. Никитин. М.В.Ломоносов. Г.Байер. Г.Миллер. Н.И.Новиков. А.Н.Радищев. В.Н.Татищев. В.Беринг. А.Д.Кантемир. М.М.Херасков. Н.М.Карамзин. Г.Р.Державин. В.К.Тредиаковский. А.П.Сумароков. Д.И.Фонвизин. Ф.Г.Волков. В.И. Баженов. М.Ф.Казаков. В.В.Растрелли. Ф.С.Рокотов. Д.Г.Левицкий. В.Л.Боровиковский. Ф.И.Шубин. И.И. Ползунов. И.П.Кулибин. Д.С.Бортнянский.

События/даты:

1682—1725 — царствование Петра I (до 1696 г. совместно с Иваном V)

1725-1727 – Екатерина I

1682-1689 — правление царевны Софьи

1727-1730 – Петр II

1682, 1689, 1698 — восстания стрельцов

1730-1740 – Анна Иоанновна

1686 — Вечный мир с Речью Посполитой

1733-1735 – Война за Польское наследство

1687 — основание Славяно-греко-латинской академии в Москве

1736-1739 – Русско-турецкая война

1687, 1689 — Крымские походы

1741-1743 – Русско-шведская война

1689 — Нерчинский договор с Китаем

1740-1741 – Иоанн Антонович

1695, 1696 — Азовские походы

1741-1761 – Елизавета Петровна

1697-1698 — Великое посольство

1756-1763 – Семилетняя война

1700—1721 — Северная война

1761-1762 – Петр III

1700 — поражение под Нарвой

1762 – Манифест о вольности дворянской

1703, 16 мая — основание С.-Петербурга

1762-1796 – Екатерина II

1705—1706 — восстание в Астрахани

1769-1774 – Русско-турецкая война

1707—1708 — восстание Кондратия Булавина

1770, 26 июня – Чесменское сражение

1708—1710 — учреждение губерний

1770, 21 июля - сражение при Кагуле

1708, сентябрь — битва при д.Лесной

1774 – Кючук-Кайнарджийский мир с Османской империей

1709, 27 июня — Полтавская битва

1787-1791 – Русско-турецкая война

1711 — учреждение Сената; Прутский поход

1788-1790 – Русско-шведская война

1714 — указ о единонаследии

1790, 11 декабря – взятие Измаила

1714, 27 июля — Гангутское сражение

1791 – Ясский мир с Османской империей

1718—1721 — учреждение коллегий

1773-1775 – Восстание Емельяна Пугачёва

1718—1724 — проведение подушной переписи и первой ревизии

1775 – Губернская реформа

1720 — сражение у о. Гренгам

1785 – Жалованные грамоты дворянству и городам

1721 — Ништадтский мир; провозглашение России империей

1783 – Присоединение Крыма к России

1722 — введение Табели о рангах

1772, 1793, 1795 – Разделы Речи Посполитой

1722—1723 — Каспийский (Персидский) поход

1796-1801 – правление Павла I

1725 — учреждение Академии наук в Петербурге;

1799 – Итальянский и Швейцарский походы русской армии























Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Элементы содержания

Виды деятельности учащихся

Метапредметные и предметные рез. обучения

Д/з

Дата

План

факт

XVIII век — век Просвещения

Суть эпохи Просвещения.

Выявлять отличительные черты нового исторического этапа

Составлять тезисный план

Зап. в тетр.

1 с


Тема 1. Индустриальная революция: люди и машины (4 ч)

Промышленный переворот: машинный марш

Промышленный преворот Внутреннее положение страны. Политическая борьба в стране. Начало помышленного ереворота. Развитие промышленного

переворота и его первые итоги

Раскрывать содержание и значение аграрного переворота в Англии;

объяснять значение понятия «промышленный переворот», отмечать его экономические и социальные последствия; систематизировать материал основных изобретений и открытий начального периода промышленного переворота XVIII в. в форме таблицы

Составлять план и таблицу; выделять главное в тексте Называть условия промышленного переворота. Выявлять взаимосвязь аграрной революции и промышленного переворота.

§21,

1 с


Изменения в обществе:

на заре индустриального мира

Изменения в жизни и сознании людей. Темпы роста городского населения. Рождение индустриальной цивили-зации, ее признаки. Индустриализация. Модернизация.

Рассказывать об изменениях в жизни и сознании людей, произошедших в Европе XVIII в., опираясь на текст учебника; характеризовать основные черты индустриальной цивилизации;

раскрывать значение понятия «модернизация», используя примеры из истории стран Западной Европы;

§20

2 с


«Зато читал Адама

Смита…»

Предпринимательство, неприкосновенность собственности

объяснять значение понятий «социальный», «эволюция», «прогресс», «либерализм», «консерватизм», «меркантилизм»


§22

2 с


Люди и машины на заре

индустриального мира (обобщающий урок)


Характеризовать общие черты и особенности промышленного переворота в Западной Европе Высказывать суждения о значении наследия эпохи Просвещения в. для современного общества Выполнять контрольные тестовые задания по истории эпохи промышленного переворота в. по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте)

Систематизировать исторический материал по изученному периоду

Подводить итоги проектной деятельности


3 с


Тема 2. Век Просвещения: философы, короли, художники (6 ч)

Философия Просвещения: «царство Разума»

Английское просвещение. Французское просвещение. Политические и идеологические итоги

Просвещения

Объяснять, в чем заключались основные идеи просветителей и их общественное значение, используя тексты исторических источников; составлять характеристики деятелей Просвещения, высказывать и обосновывать свои оценки значения их деятельности для европейской истории; объяснять значение понятий «секуляризация», «общественный договор», «ветви власти», «энциклопедист, «идеология»

Самостоятельно готовить сообщения по заданной теме, выделять главное и систематизировать выделенное в таблицу

Составлять план и таблицу; выделять главное в тексте

§18

3 с


Общество Просвещения

§20, п 1-2

4 с


«Просвещенный абсолютизм»: мода или всерьез?

Истоки возникновения социальных учений. Эволюционный и революционный пути развития общества. Рождение либерализма и консерватизма. Просвещенный абсолютизм

Объяснять предпосылки возникновения социальных учений в Европе; характеризовать идейные положения либерального и консервативного течений в Европе XVIII в.; давать оценку сущности эволюционного и революционного пути развития общества, высказывать и аргументировать свое отношение к ним; раскрывать значение понятия «просвещенный абсолютизм», опираясь на текст учебника;

§20, п.3-4

4 с


Войны в век Просвещения?..

Новые черты во внешней политике европейских стран. Война за испанское наследство и ее итоги. Новые династические войны. Семилетняя война и усиление России. Разделы Польши

Систематизировать материал международных отношений XVIII в. в форме таблицы; объяснять причины военных конфликтов между европейскими державами в XVIII в.;

характеризовать события и последствия военных действий в ходе Семилетней войны, значение участия России в этом военном конфликте; раскрывать изменения в международных отношениях XVIII в. по сравнению с предыдущим

периодом

§19

1 о


Культура Просвещения: от барокко к классицизму

и новым стилям

Литература XVIII в. Изобразительное искусство и музыка

называть важнейшие произведения литературы, изобразительного искусства, музыки XVIII в., объяснять, в чем состоит их значение в развитии европейской и мировой культуры раскрывать отличия века Просвещения от эпохи Возрождения и гуманизма;


Записи в тетради

1 о


Век Просвещения:

«эпоха необычайная» (обобщающий урок)


Характеризовать общие черты и особенности эпохи Просвещения в Западной Европе Высказывать суждения о значении наследия эпохи Просвещения в. для современного общества Выполнять контрольные тестовые задания по истории эпохи Просвещения в. по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте)

Систематизировать исторический материал по изученному периоду

Подводить итоги проектной деятельности


2 о


Тема 3. Новый Свет в XVIII в.: путь к независимости (5 ч)

Северная Америка:

колонисты за и против метрополии

Начало колониального периода. Новые английские колонии на американской земле. Раннее американское общество. Социальные противоречия и конфликты. Американ-кий феномен». Патриоти-еский подъем в колониях. Обострение конфликта между Англией и колонистами. В пред-верии Войны за независимости

Объяснять основные отличия североамериканских колоний Англии от традиционных колоний других колониальных империй;

систематизировать материал о предпосылках Войны за независимость североамериканских колоний Англии в форме таблицы; раскрывать значение понятия «Бостонское чаепитие

Работать с текстом учебника и дополнительными источниками, сравнивать развитие Англии и колоний


§23

2 о


Война за незави-

симость (1775—1783 гг.)

и рождение США

Начальный этап войны. Провозглашение независимости США. Перелом в войне и ее завершение. Итоги Войны за независимость

Рассказывать о важных событиях войны североамериканских колоний за независимость, используя историческую карту; составлять характеристики активных участников борьбы за независимость, «отцов-основателей» США; объяснять, в чем заключалось историческое значение образования Соединенных Штатов Америки; раскрывать значение понятий и терминов «Декларация независимости США», «Билль о правах», «конституция», «конфедерация»

Знать последствия американской революции, работать со схемой государственного устройства США

§24

3 о


§25

3 о


Латинская Америка:

под властью европейцев

Целостное представление о социально-экономичес-ком, политическом и культурном, включая религиозное, развитии колоний Португалии и Испании на протяжении

XVIII в., образы национально-освободи-тельных восстаний

и их лидеров в разных странах Латинской Америки;

Формулировать теоретические выводы о сходствах и различиях в

историческом развитии колоний Северной и Латинской Америки в XVIII в., обусловивших поражение освободительного движения и неудачные попытки добиться независимости; понимание исторической значимости и ценности восстаний для национального самосознания граждан современных латиноамериканских стран.

Аналитическое чтение учебника, выполнение познавательных

заданий, оформление результатов лабораторно-

практической работы в формате опорного конспекта/

кластера/фишбоуна или другого условно-графического

средства.

Записи в тетради

4 о


XVIII в. в Новом Свете

(обобщающий урок)


обобщение и сопоставление условий борьбы за независимость американс-ких колоний Англии и колоний

Испании и Португалии; определение исторического значения итогов Войны

за независимость, образования США и принятия Конституции для других стран и регионов мира в Новое время;

— обоснование на конкретных исторических примерах влияния идей Просвещения на ход всеобщей истории в

XVIII в.


4 о


К/р





5.о


Тема 4. Мир за пределами Европы в XVIII в. (5 ч)

Османская империя

и Персия: в тени Европы

Образные и целостные представления об исторических путях развития Османской империи и Персии в XVIII в., о противоречиях их внутреннего и между-народного положения в связи с европейской колониальной по литикой и собственными проблемами в сфере полити-ки, экономики, военного дела, религии.

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

— ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

— устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

— резюмировать главную идею текста;

— критически оценивать содержание и форму текста

• Умение самостоятельно определять цели обучения,

ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной

деятельности, развивать мотивы и интересы своей

познавательной деятельности

• умение определять понятия, создавать обобщения,

устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

устанавливать причинно-следственные связи,

строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать

знаки и символы, модели и схемы для решения учебных

и познавательных задач

§26

5 о


Индия: как лев победил

тигра

Образные представления об историческом пути развития Индии в первой половине XVIII в., за-кончившемся превра-щением страны в коло-нию Великобритании;

• актуализация понятия «колониальная политика»

систематизировать знания о пред-посылках и причинах упадка империи Великих Моголов и ее превращении в колонию Великобритании, понимание причин победы Англии в борьбе с Францией и другими европейскими

странами за господство в Индии

§27

2 н


Китай и Япония: «посторонним вход воспрещен»?

Образные представления об историческом пути развития Китая и Японии в XVIII в., о периодах правления отдельных императоров, означавших яркие эпохи в истории Китая, о реформаторской политике сегунов и способах защиты обеих стран от силивавшегося влияния европейцев;

Обобщать выводы о сходствах и различиях во внутренней и внешней политике Китая и Японии в XVIII в., в том числе в политике самоизоляции и ее противоречивых последствиях. Определять понятие «политика самоизоляции»;

§28

2 н


Африка, Австралия,

Океания: «белых пятен» в XVIII в.

становится меньше

Представления о путях развития Африки, Австра-лии и Океании после Великих географических открытий и активизации колониальной политики европейских стран в новых направлениях;

Определять понятия «колониальная политика», «колония», «метрополия»;

• обобщать выводы о характере освоения европейцами «белых пятен» на карте мира в XVIII в., ее противоречиях и последствиях как для местных народов, так и для переселенцев из Старого Света.


3 н


Азия, Африка и

Австралия в XVIII в.: «ответы»

Европе (обобщающий урок)


обобщать разные вариантоы исторического развития в XVIII в. крупнейших держав Востока (Османская империя, Персия, Индия, Китай и Япония) и «новых земель

» (Африка со своими региональными различиями, Австралия и Океания) в аспекте их реакции (ответов) на усиление европейского проникновения

Записи в тетр

3 н


Тема 5. Французская революция XVIII в. (6 ч)

Почему во Франции

в 1789 г. началась революция?..

Франция в середине

XVIII в.: социально-экономическое и политическое развитие. Людовик XVI. Созыв Генеральных Штатов. Учредительное собрание. 14 июля 1789г. Революция охватывает всю страну

Характеризовать причины и предпосылки Французской революции; рассказывать о начале Французской революции, используя свидетельства исторических источников; излагать основные идеи Декларации прав человека и гражданина, объяснять значение документа для истории того времени

Раскрывать значение понятий: революция, нотабли, сословия, Генеральные штаты, санкюлоты, террор, жирондисты, фельяны, интервенция, монтаньяры. Знать хронологию событий начального этапа революции. Уметь составлять хронологическую таблицу. Соотносить общие исторические процессы, выявлять существенные черты исторических событий по заданному признаку. Отвечать на проблемные вопросы.

§1

4 н


Революция

на подъеме: от монархии

к республике

Декларация прав человека и гражданина. Конститу-

ция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Казнь Людовика XVI.

Характеризовать основные течения в лагере революции, политические идеи их участников; систематизировать материал о событиях Французской революции в форме таблицы;

составлять характеристики деятелей революции, высказывать и аргументировать суждения об их роли в революции;

§2

4 н


§3

1 д


Якобинская диктатура:

война и гильотина

Контрреволюционные

мятежи. Якобинская диктатура. Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской дик­татуры. От Конвента к Директории

Раскрывать значение понятий: диктатура, Революционный календарь. Высказывать суждение, почему жирондисты не сумели удержаться у власти. Анализировать деятельность Комитета общественного спасения. Находить причины падения якобинской диктатуры. Соотносить общие исторические процессы, выявлять существенные черты исторических событий по заданному признаку.

§4

1 д


Франция в 1795—

1799 гг.: когда революция за-

кончилась?

Термидорианский

переворот. Войны Директории. Н.Бонапарт. Военные успехи Франции.

Государственный переворот

Раскрывать значение понятий: консул, консульство кодекс. Знать хронологию событий. Давать характеристику исторической личности по предложенному плану (Нельсон, Бонапарт). Высказывать суждение, что отличало внутреннюю политику Бонапарта в период Консульства.

§5

2 д


Французская револю-

ция как символ XVIII в.? (обоб-

щающий урок)




2 д


Век Просвещения —

век Европы?..(к/р)




3 д


Россия в эпоху преобразований Петра I (9 часов)

Россия на пороге великих потрясений

Хронология и сущность нового этапа российской истории. Источники по

Российской истории XVIII

Актуализировать знания по курсу

истории России XVI—XVII вв.

Характеризовать источники

по российской истории XVIII в.

Планировать деятельность по изучению истории России XVII I в.


введение

3 д


Предпосылки и начало преобразований

Обучение и воспитание Петра I. Окружение царя. Царские увлечения, их

значение для последующего

развития страны.

Азовские походы. Великое посольство. Начало реформ

Характеризовать геополитическое

положение России на рубеже XVII — XVIII вв. (используя историческую карту) Объяснять, в чем заключались

предпосылки петровских преобразований Начать составление характеристики Петра I

Характеризовать окружение юного Петра I

Давать оценку Азовских походов и Великого посольства Уметь обосновать выбор варианта ответа на главный вопрос урок

§1

4 д


Северная война

«Нарвская конфузия». Реорганизация армии.

Первые победы. Полтав-ская битва. Прутский поход. Победы русского флота. Ништадтский мир. Провозглашение России империей. Каспийский поход

Рассказывать о причинах, этапах,

основных событиях и итогах Северной войны (используя историческую карту)

Продолжать составление характеристики (исторического портрета) Петра I

Объяснять причины неудач русской армии в начале войны и причины победы России в войне

Давать оценку внешнеполитической деятельности Петра I


§2

2 я


§3

2 я


Реформы Петра I

Влияние военного фактора. Идеология реформ. Реформы государственного управления. Утверждение

абсолютизма. Церковная реформа. Военная реформа. Налоговая реформа. Социальные

преобразования. Реформы в области экономики

Характеризовать важнейшие политические, военные, социальные

и экономические преобразования

Петра I и систематизировать

материал в форме таблицы «Петровские преобразования»

Продолжать составление

характеристики Петра I


Объяснять влияние Северной войны на рефор-мы Давать харак-теристику идеологии реформ Исполь-зовать тексты исторических источников (отрывки из петровских указов, Табели о рангах и др.) для характеристики социально-экономической политики

§4

3 я


§5

3 я


Власть и общество

в годы реформ

Цена реформ. Народные восстания в Петровскую эпоху. Оппозиция рефор-

мам в верхах общества

Показывать на исторической карте

районы народных движений

Характеризовать причины,

участников и итоги восстаний

Продолжать составление

характеристики Петра I

Сравнивать народные движения первой четверти XVIII в. и

аналогичные движения XVII в.


§6

4 я


Преобразоваия в культуре.

Итоги реформ

Личность царя. Изменения в культуре. Европеизация

быта дворянства.

Санкт-Петербург — новая

столица России. Петр I как

традиционалист и новатор

Завершить систематизацию

материала в таблице «Петровские

преобразования». Составлять описание нравов и быта Петровской эпохи с использованием информации из исторических источников («Юности честное зерцало», изобразительные материалы и др.)

Оценивать петровские преобразования в сфере культуры и их последствия

Объяснять значение Кунсткамеры, Академии наук, первой научной библиотеки для развития науки и образования

§7

4 я


Повторение

и контроль

Итоги уроков


Участвовать в дискуссии о значении деятельности Петра I для российской истории Выполнять контрольные тестовые задания по периоду правления Петра I (по образцу ОГЭ,

в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности

Систематизировать исторический материал по изученному периоду



1 ф


Россия в 1725—1762 годах (6 часов)

Россия

после Петра

Дворцовые перевороты:

причины и сущность.

Роль гвардии. Екатерина I

и Петр II

Объяснять, почему период дворцовых переворотов В. О. Ключевский назвал этапом, когда «Россия отдыхала от Петра» Объяснять причины и последствия первых дворцовых переворотов

Систематизировать материал о дворцовых переворотах

(в форме таблицы)


§8

1 ф


Царствование Анны Иоанновны

«Затейка “верховников”»

и причины ее неудачи.

«Бироновщина».

Внутренняя политика.

Внешняя политика. Император Иван Антонович

Называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Анны Иоанновны, давать ей оценку Давать определения понятий: Кондиции, фаворит

Составлять характеристику

(исторический портрет) Анны Иоанновны

§9

2 ф


Правление

Елизаветы

Петровны

Дворцовый переворот 1741 г. Характер новой императрицы. Внутренняя политика. Социальная политика. Деятельность

М. В. Ломоносова

Характеризовать внутреннюю политику Елизаветы Петровны

Описывать изменения в положении

отдельных сословий в период

правления Елизаветы Петровны

Составлять характерис-тики (исторические порт-реты) Елизаветы Петровны, М. В. Ломоносова; объяс-нять значение деятельности

Ломоносова для русской науки и культуры

§10

2 ф


§11

3 ф


Внешняя

политика России в 1741— 1762 гг.

Россия среди европейских

государств. Семилетняя

война

Характеризовать геополитическое

положение России в середине XVIII в.

Объяснять причины участия России

в Семилетней войне


Рассказывать об участии России в Семилетней войне, важнейших сражениях и итогах войны (используя материалы интернет-сайта

«Семилетняя война»: http://

syw-cwg.narod.ru/ и другие

источники информации)

§12

3 ф


Повторение

и контроль


Выполнять контрольные тестовые

задания по периоду дворцовых

переворотов (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте)

Подводить итоги проектной

деятельности

Систематизировать исторический материал по изученному периоду

Участвовать в дискуссии о значении «эпохи дворцовых переворотов» для российской истории


4 ф


Правление Екатерины II и Павла I (15 часов)

Восшествие

на престол

Екатерины II

Происхождение Екатерины II, приезд в Россию. Царствование Петра III.

Дворцовый переворот 1762 г. Опасности первых лет царствования. Политика

«просвещенного абсолютизма». «Философ

на троне». Экономические

преобразования. Уложенная комиссия. «Наказ» Екатерины II

Давать определение понятия «просвещенный абсолютизм»,

соотносить его с понятиями абсолютизм и Просвещение

Объяснять причины созыва и роспуска Уложенной комиссии

Рассказывать об основных мероприятиях и особенностях политики

«просвещенного абсолютизма» в России

Составлять характеристику

(исторический портрет) Петра III

Начать составление характеристики (исторического портрета)

Екатерины II

§13

4 ф


§14

1 м


Пугачевское

восстание

Причины восстания и его

начало. Личность Е. И. Пугачева. Ход восстания.

Поражение восстания и причины поражения

Показывать на исторической карте

территорию и ход восстания под

предводительством Е. Пугачева

Раскрывать причины восстания, его

значение и особенности, причины

поражения


Давать характеристику личности Е. Пугачева (используя учебник,

материалы интернет-сайта «Емельян Пугачев»: http://emelyan.ru/ и другие источники информации

§15

1 м


Российская империя в 1775—1796 гг.

Местные реформы. Жалованные грамоты дворянству и городам.

Распространение прогрессивных идей.

М. М. Щербатов, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев

Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества (в том числе с использованием материалов по истории края) Характеризовать положение крестьян во второй половине XVIII в. Характеризовать внутреннюю

политику Екатерины II после

Пугачевского восстания


Сопоставлять социальную политику при Петре I и Екатерине II Анализировать отрывки из жалованных грамот дворянству и городам для оценки прав и ривилегий

дворянства и высших слоев городского населения

Продолжить составление характеристики Екатерины II

§16

2 м


§17

2 м


К/р





3 м


Внешняя политика

Екатерины II

Основные направления внешней политики.

Русско-турецкие войны и их итоги. Русское военное искусство. А. В. Суворов.

Участие России в разделах Речи Посполитой. Борьба с

революционной Францией

Раскрывать цели, задачи и итоги

внешней политики России в последней трети XVIII в.

Показывать на карте территории,

вошедшие в состав Российской

империи в последней трети XVIII в.,

места сражений в русско-турецких

войнах

Высказывать суждения о том, что

способствовало победам русских

войск


Оценивать деятельность А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова; составлять их исторические портреты

Давать характеристику деятельности А. В. Суворова (используя материалы интернет-сайтов

«Адъютант»: http://adjudant.ru/suvorov/suvorov00.htm и «Александр Васильевич Суворов: http://knsuvorov.ru/ Завер-шить составление характе-ристики Екатерины II

§18

3 м


§19

1 а


Внутренняя

и внешняя политика

Павла I

Кончина Екатерины II. Лич-

ность и взгляды Павла I. Внутренняя и внешняя политика. Участие России

в антифранцузской коали-ции. Заговор против Павла I. Убийство императора

Характеризовать основные

мероприятия внутренней и внешней политики Павла I

Объяснять причины заговора

против Павла I и свержения царя


Составлять характеристику Павла I Дополнить исторические портреты

А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова

§20

1 а


§21

2 а


Культура России второй половины XVIII в

Идеи Просвещения и русская культура. Образование. Наука и технические изобретения. Живопись, скульптура,

архитектура, их особенности. Развитие литературы. Рождение

русского театра

Характеризовать основные тенденции развития образования и науки Участвовать в подготовке выставки

«Культурное наследие родного

края в XVIII в.» Характеризовать вклад народов России в мировую культуру XVIII в. Характеризовать особенности

жизни и быта отдельных слоев русского общества, традиции и новации XVIII в.

Приводить примеры западного

влияния на быт и нравы населения

России в XVIII в. Проводить поиск информации для участия в ролевой игре «Путешествие по русскому городу конца

XVIII в.» (вариант: «Путешествие

в дворянскую усадьбу XVIII в.»)

Проводить поиск иформа-ции для подготовки сообще-ний о деятелях культуры XVIII в. Систематизировать материал о достижениях российской науки Составлять описание отдельных памятников куль-туры XVIII в. Систематизи-ровать материал о достиже-ниях культуры (в форме

таблицы) Готовить сообще-ние / презентацию о жизни и быте отдельных сословий

в том числе по истории края)

Использовать для характе-ристики жизни отдельных слоев русского общества XVIII в. материалы интер-

нет-сайтов «Российский мемуарий» (http://elcocheingles.com/), «Русские мемуары» (http://memoirs.ru/), Общества изучения русской усадьбы (http://oiru.org/)

§22

2 а


§23

3 а


Быт россиян

в XVIII в.

Особенности жизни россий-

ских крестьян в XVIII в. Роль и значение общины в жизни крестьян. Новые

традиции в жизни горожан.

Образ жизни дворянства,

его ценностные установки

§24

3 а


Россия в конце

XVIII в.

Территория и население. Многонациональный

характер Российской империи. Сословия и клас-

сы. Экономическое и политическое развитие

Характеризовать геополитическое

положение Российской империи

в конце XVIII в.

Объяснять особенности Российской империи как многонационального государства


Систематизировать и обобщать информацию о социально-экономическом и политическом развитии России в XVIII в. Высказывать суждения о причинах успехов России в XVIII столетии

§25

4 а


Повторение

и контроль


Систематизировать исторический

материал по изученному периоду

Характеризовать общие черты и особенности развития России и государств Западной Европы во второй половине XVIII в. Высказывать сждения о значении исторического наследия второй половины XVIII в. для современного общества

Выполнять контрольные тестовые задания по истории России второй

половины XVIII в. (по образцу ОГЭ) Подводить итоги проектной деятельности


4 а


Наш край в 18 веке. (7 часов)

Рязанский край и Петр I





1 м


Учреждение губернии





2 м


Общество и хозяйство.





2 м


Культура Рязанского края





3 м


Культура Рязанского края





3 м


Итоговая К/р





4 м


Работа над ошибками





4 м


70

Резерв













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!