Пояснительная записка
Разработка и использование рабочей программы по истории
В целях обеспечения реализации ИКС общеобразовательными организациями области рабочая программа курсов «История Россия» и «Всеобщая история» для IX класса была переработана
При подготовке обновленного варианта рабочей программы была сделана ориентация на Примерную программу учебного предмета «История» в составе Примерной ООП ООО (см. п. 1.2.5.5. История России. Всеобщая история и п. 2.2.2.5. История России. Всеобщая история // Примерная ООП ООО, с. 58-62, 275-316), и на представленную в рекомендациях схему перехода на линейную систему школьного исторического образования.
Синхронизация курсов всеобщей истории и истории России
| Всеобщая история (период, подлежащий к изучению в соответствии с требованиями ИКС) | История России (период, подлежащий изучению в соответствии с требованиями ИКС) |
5 класс | ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА | Народы и государства на территории нашей страны в древности (этот материал допускается изучить в VI классе) |
6 класс | ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. VI – XV вв. | ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ. VIII – XV вв. |
7 класс | ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVI – XVII вв. От абсолютизма к парламентаризму. Первые буржуазные революции | РОССИЯ В XVI – XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ |
8 класс | ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVIII в. | РОССИЯ В КОНЦЕ XVII − XVIII ВЕКАХ: ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ |
9 класс | ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: XIX – НАЧАЛО XX в. Становление и расцвет индустриального общества. До начала Первой мировой войны | РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. |
10 класс | ИСТОРИЯ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ: МИР В ЭПОХУ МИРОВЫХ ВОЙН (1914 – 1945 гг.) | РССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И СОВЕТСКАЯ РОССИЯ В ПЕРИОД ГЛОБАЛЬНЫХ ПОТРЯСЕНИЙ |
11 класс | ИСТОРИЯ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ: «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА» И СОВРЕМЕННЫЙ МИР (1945 – по настоящее время) | СССР И ЕГО РАСПАД. СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ РОССИИ |
В IX классах, продолжающих обучение по Федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089), рабочая программа по истории на 2018/2019 учебный год спроектирована на основе данного Федерального компонента. Однако в содержание программы включен учебный материал, отражающий новые тематические аспекты, предусмотренные ИКС, а хронологические рамки изучения истории скорректированы под новую линейную систему преподавания, синхронизировав курсы российской и всеобщей истории.
Согласно требованиям Федерального компонента 2004 г., и ФГОС общего образования рабочая программа учебного предмета «История» представляет собой единый документ, включающий в себя два модуля – курсы «История России» и «Всеобщая история. В образовательных организациях не перешедших на ФГОС основного общего образования в 9-х классах допустимо составление рабочих программ для 9 класса – как отдельного документа, исходя из количества часов, выделенных на изучение истории в учебном плане образовательной организации.
При выборе учебников актуальным остается вопрос о соблюдении преемственности внутри предметных линий по истории России и всеобщей истории на ступенях основного общего образования (V-IX классы) Наряду с этим п. 2 приказа Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576 определяет: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности, приобретенные до вступления в силу настоящего приказа учебники, которые исключаются из федерального перечня учебников».
С учетом данного положения в 2018/2019 учебном году при переходе в IX классах на линейную модель педагоги могут работать по учебникам истории России, основанным на концентрическом подходе, независимо от их наличия в Перечне. Вместе с тем, при работе по данным учебникам возникают значительные неудобства, связанные с необходимостью учитывать изменения в изучении курса, внесенные ИКС и переходом на линейную систему преподавания.
По курсу всеобщей истории УМК, рассчитанных на линейную систему, в действующем Перечне еще нет, поэтому могут использоваться учебники, соответствующие концентрическому подходу, но при обязательном требовании к синхронизации курсов истории России/всеобщей истории по изучаемым хронологическим периодам
Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Цели курса:
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
1)воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
2)освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
3)овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
4)формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
5)применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Задачи курса:
1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
2) развитие мотивов учебной деятельности;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
в метапредметном направлении:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
в предметном направлении овладение:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5)развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
6)воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Рабочая программа составлена исходя из следующих целей обучения истории в основной школе:
- ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества, многообразии форм исторического бытия и деятельности людей в прошлом;
- выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории и современности;
- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.), применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;
- формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;
- развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, воспитание уважения к истории, культуре, традициям своего и других народов, стремления сохранять и приумножать культурное достояние своей страны и всего человечества.
Содержание отечественной и всеобщей истории изложено в программе в виде двух курсов, что важно для целостного представления о каждом из них. Этому соответствует существующая ныне система раздельных учебников по истории России и истории зарубежных стран. В практике преподавания я использую последовательное изучение курсов. Программа содержит требования к знаниям и умениям учащихся.
В программах предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении отечественной, в том числе региональной, и всеобщей истории, лучшей организации познавательной деятельности школьников.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ НА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ МАТЕРИАЛА
№, п/п | Раздел программы |
IX кл. |
1 2 | Российская империя XIX – начало XX века История нового времени : XIX – начало XX века. Становление и расцвет индустриального общества до начала Первой мировой войны | 44 ч. 22 ч |
Таблица тематического распределения часов
9 класс | | История России XIX-начало века | |
| | Россия в первой четверти XIX века | 8 |
| | Россия во второй четверти XIX века | 9 |
| | Культура и быт в первой половине XIX века | 4 |
| | Россия во второй половине XIX века | 20 |
| | Россия в начале XXвека | 3 |
| | Новая история XIX-начало XX века | |
| | Страны Европы и Северной Америки в первой половине XIX века | 3 |
| | Страны Европы и США во второй половине XIX века | 5 |
| | Страны Латинской Америки, Азии, Африки в новое время | 5 |
| | Развитие культуры в XIX веке | 4 |
| | Международные отношения в последней трети XIX века | 2 |
| | Мир в 1900-1914 гг. | 3 |
Содержание программного материала
История России (XIX - начало XX в.) 9 класс (44 часа)
Россия в первой четверти XIX в.
В начале века. Социально-экономическое развитие. Внутренняя политика Александра I. Попытки проведения реформ; М. М. Сперанский. Внешняя политика: войны со Швецией, Турцией, Ираном. Присоединение Финляндии, Бессарабии, части Кавказа. Участие в войнах против наполеоновской Франции.
Отечественная война 1812 г. (основные сражения, полководцы, герои, итоги войны). Заграничный поход 1812—1814 гг. Роль России в европейской политике.
Изменение внутриполитического курса Александра I во второй половине царствования. Выступление декабристов (участники, цели, главные события, их исход).
Россия во второй четверти XIX в.
Внутренняя политика Николая I. Ужесточение контроля над обществом (полицейский надзор, цензура). «Теория официальной народности». Централизация, бюрократизация государственного управления. «Свод законов» Российской империи.
Социально-экономическое развитие. Начало промышленного переворота. Новые явления в промышленности и сельском хозяйстве. Реформа управления государственными крестьянами. Вопрос о крепостном праве.
Течения общественной мысли: славянофилы и западники, сторонники общинного социализма. Петрашевцы.
Народы России. Национальная политика самодержавия. Польский вопрос. Кавказская война.
Внешняя политика. Крымская война (участники, их цели, основные сражения). П. С. Нахимов. В. А. Корнилов. Итоги войны.
Культура и быт в первой половине XIX в.
Развитие образования, его сословный характер. Научные открытия. Основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Литература, золотой век русской поэзии. Становление русской национальной музыкальной школы. Театр. Живопись. Архитектура.
Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.
Родной край в первой половине XIX в. Социально-экономическое развитие. Уроженцы края — участники важнейших событий в жизни страны. Памятники культуры.
Обобщение
Россия на пороге перемен.
Россия во второй половине XIX в.
Реформы 60— 70-х гг. Предпосылки и проекты реформ. Александр И. Отмена крепостного права. Судебная, земская, военная реформы. Изменения в социальной структуре общества.
Особенности модернизации России. Завершение промышленного переворота, его последствия. Развитие внутреннего рынка. Формирование буржуазии. Изменение положения дворянства. Расслоение крестьянства. Рост пролетариата. Начало индустриализации.
Общественное движение. Консервативные, либеральные, радикальные течения в общественной мысли, их представители в 60—80-х гг. XIX в. Народничество (организации, участники, тактика).
Убийство Александра II. Контрреформы 1880-х гг. Либеральное движение. Рабочее движение и российская социал-демократия.
Народы Российской империи. Национальная политика царизма и национальные движения. Восстания в Польше, Литве, Белоруссии в 1860-х гг. Присоединение Казахстана. Завоевание Средней Азии. Освоение Сибири и Дальнего Востока.
Внешняя политика. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Участие России в военных союзах.
Культура России во второй половине XIX в. Достижения российских ученых, их вклад в мировую науку и технику. Развитие образования. Расширение издательского дела. Демократизация культуры. Направления в литературе и искусстве. Реалистическое искусство (литература, театр, живопись). Деятели российской культуры. Российские меценаты. Культурные достижения народов империи. Вклад российской культуры XIX в. в мировую культуру.
Родной край во второй половине XIX в. Изменения на карте края. Облик города, села к концу века. Основные категории населения: предприниматели и рабочие, зажиточные и беднейшие крестьяне и др. Новое в быту.
Итоговое обобщение. Россия и мир на пороге XX в.
)
Россия в начале XX в. (1900-1914 гг.)
Основные направления модернизации страны в начале XX в. Продолжение индустриализации. Реформы СЮ. Витте. Первые монополии. Развитие рынка. Российские предприниматели. Роль иностранных капиталов. Аграрный строй России. Помещичье землевладение. Община.
Самодержавие в начале XX в. Внутренняя и внешняя политика Николая П.
Русско-японская война, ее итоги и влияние на общество.
Общественные движения. Идеи консерватизма, либерализма, социализма в общественной жизни. Оформление политических течений.
Революция 1905—1907 гг. (причины, этапы, главные события). Манифест 17 октября 1905 г. Образование политических партий. Вооруженное восстание в Москве. Политическая реформа 1906 г. Деятельность Государственной думы. Итоги революции.
Реформы П. А. Столыпина. Промышленный подъем.
Культура в начале XX в. Развитие естественных и общественных наук. Стили и течения в искусстве. Серебряный век русской поэзии. Русский авангард. Меценаты. Российская культура начала XX в. — составная часть мировой культуры.
Внешняя политика. Россия и Антанта.
Россия в первой мировой войне. Роль Восточного фронта в войне. Война и российское общество. Кризис режима.
Родной край в начале XX в. События и люди.
Требования к подготовке обучающихся основной 9-летней школы по курсу Отечественная история:
3. Россия в XIX в.(9 класс):
1.1. Называть даты: а) применяемые для периодизации истории России XIX в. (годы царствований, «великих реформ»); б) политической и социальной истории (1825 г., 1861 г.); в) важнейших военных кампаний (1812 г., 1813—1814 гг., 1853— 1856 гг., 1877—1878 гг.).
2.1. Называть: а) место, обстоятельства, участников событий, указанные в п. 1.1; б) крупнейших государственных и общественных деятелей России XIX в.; в) основные течения, организации и участников общественного движения; г) выдающихся представителей и достижения российской науки и культуры; д) полководцев и участников военных кампаний.
Называть и показывать на исторической карте: а) территории, присоединенные к империи в XIX в.; б) центры промышленности и торговли; в) места военных действий и походов.
Описывать условия и образ жизни различных слоев российского общества (дворян, крестьян, мещан, горожан и сельских жителей); народов Российской империи.
Составлять описание памятников: а) зданий и технических сооружений; б) машин; в) предметов быта; г) произведений художественной культуры.
Соотносить факты и общие процессы, явления: а) модернизации, индустриализации; б) политического развития, реформ и контрреформ XIX в.;
в) общественного движения.
Называть характерные, существенные черты:
социально-экономического развития и политического строя России в XIX в.;
положения разных слоев населения;
внутренней и внешней политики самодержавия;
идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных).
Классифицировать события и явления по их принадлежности к: а) дореформенному и пореформенному этапам развития страны; б) основным течениям общественной мысли.
Объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, модернизация, индустриализация, капиталистические отношения, реформа, контрреформа, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничество, социал-демократия, православие, национализм.
Сравнивать: развитие России до и после реформ 60-х гг.; развитие капитализма в России и других странах; позиции, программные положения общественных движений, групп, партий.
Излагать суждения о причинах и последствиях: а) возникновения общественных движений XIX в.; б) отмены крепостного права; в) войн 1812 г., 1853—1856 гг., 1877—1878 гг.; г) присоединения к империи в XIX в. новых территорий и народов.
5.7. Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических
движений, науки и культуры.
Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн.
Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.
4. Россия в начале XX в.
1.1. Называть:
Дату первой российской революции XX в., создания Государственной думы, реформ Столыпина, русско-японской основные периоды отечественной истории XX в. и этапы наиболее масштабных событий.
1.2. Указывать последовательность событий в рамках того или иного периода.
2.1. Называть: а) место, обстоятельства, участников событий, указанные в п. 1.1.1; б) крупнейших государственных и общественных деятелей XX в.; в) основные политические течения, партии, организации, их наиболее известных представителей; г) выдающихся представителей и достижения отечественной науки и культуры начала XX в.; д) известных полководцев, участников военных событий.
Показывать на исторической карте: а) территорию России в начале XX века, б) промышленные центры, крупнейшие стройки; в) места военных сражений.
Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (при работе с документами и другими историческими материалами).
Сравнивать данные разных источников —факты, цифры, оценки, выявлять общее и различия.
Рассказывать (устно или письменно) о наиболее значительных событиях отечественной истории начала XX в. и их участниках.
Описывать условия и образ жизни людей разного социального положения в отечественной истории начала XX в.
Составлять описание: а) зданий, технических сооружений, машин; б) предметов быта; в) памятников художественной культуры.
Соотносить факты и общие процессы и явления: изменения политического строя России в начале XX в.; внутренней и внешней политики; модернизации, индустриализации; развития общественной мысли, художественной культуры.
Называть характерные, существенные черты:
5.2.1. политических режимов (самодержавия, советской власти, постсоветского строя); явлений политической жизни страны;
экономического и социального развития, государственной политики в разные периоды XX в.;
развития духовной культуры общества в разные периоды его истории;
внешней политики, наиболее значительных военных событий.
Систематизировать исторический материал, составлять таблицы, схемы.
Объяснять значение понятий: революция, большевизм, анархизм, либерализм, Дума, столыпинские реформы,
Излагать суждения о причинах и последствиях: российской революции 1905—1907гг.
Объяснять, в чем состояли результаты деятельности государственных и политических деятелей, представителей общественных движений, науки и культуры.
Всеобщая история
История нового времени: XIX- начало XX в. 9 кл. (22 часа)
Страны Европы и Северной Америки в первой половине XIX в.
Общие тенденции развития европейских стран. Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий. Распространение социалистических идей. Возникновение рабочего движения.
Европа в эпоху наполеоновских войн. Империя Наполеона во Франции. Кодекс Наполеона. Войны империи. Поход в Россию. Падение империи. Венский конгресс, его решения. Политическая карта Европы после 1815 г.
Франция. Реставрация монархии. Революция 1830 г.
Великобритания. Завершение промышленного переворота. Парламентская реформа 1832 г. Чартистское движение.
Германия, Австрийская империя, Италия. Особенности экономического и политического развития. Социальные противоречия. Национальное возрождение и освободительное движение народов, входивших в состав Австрийской империи.
Революции 1848—1849 гг. в Европе. Революционные события во Франции, Германии, Австрийской империи, Италии. Итоги и уроки революций.
Страны Европы и США во второй половине XIX в.
Великобритания. «Мастерская мира». Рабочее движение; тред-юнионы. Викторианская эпоха. Расширение колониальной империи, колониальная полит
Франция. Вторая империя. Завершение промышленного переворота. Колониальные войны. Начало франко-германской войны. Свержение монархии. Парижская коммуна. Третья республика.
Объединение Италии. Положение в итальянских землях в 1850-е гг. Планы объединения Италии: К. Кавур, Дж. Гарибальди. Поход «тысячи». Образование объединенного королевства.
Германия. Пруссия во главе объединительного движения. О. Бисмарк. Итоги франко-германской войны. Провозглашение Германской империи.
Соединенные Штаты Америки во второй половине XIX в. Север и Юг: экономическое и политическое развитие, взаимоотношения. Движение за отмену рабства. Гражданская война 1861—1865 гг. А. Линкольн. Реконструкция Юга. Демократы и республиканцы.
Итоги экономического и политического развития стран Европы и США к концу XIX в. Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Технический прогресс. Монополистический капитализм. Империализм.
Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение; профсоюзы. Возникновение социалистических партий; I и II Интернационал. Движения за гражданские права (антирасистское движение, движение за женское равноправие).
Страны Латинской Америки, Азии, Африки в новое время
Латинская Америка. Владения европейских государств в Латинской Америке. Колониальное общество. Экономическое развитие. Освободительная борьба. С. Боливар. Провозглашение независимых государств. США и Латинская Америка.
Япония. Преодоление раздробленности и образование централизованного государства. Сегунат Токугава. Сословия, их место в обществе (занятия, быт, традиции). Самоизоляция страны. Революция 1868 г. и ее последствия. Модернизация.
Китай. Завоевание Китая маньчжурами. Империя Цинь. «Закрытие» Китая. Опиумные войны. Движение тайпинов.
Индия. Держава Великих Моголов и ее распад. Проникновение европейцев. Установление британского колониального господства. Восстание сипаев 1857—1859 гг.
Африка. Политическая карта Африки в новое время. Колониальные захваты. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов.
Развитие культуры в XIX в.
Научные открытия и технические изобретения. «Век пара и электричества». Развитие транспорта и средств связи. Градостроительство. Изменения в быту.
Демократизация образования (всеобщее начальное обучение, техническое образование). Книгоиздание. Публицистика.
Художественная культура: от романтизма к реализму. Литература (Дж. Байрон, В. Гюго, Г. Гейне, О. де Бальзак, Ч. Диккенс). Живопись (Ф. Гойя, Э. Делакруа, Г. Курбе, импрессионисты). Музыка (Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Дж. Верди). Театр. Рождение кинематографа.
Международные отношения в последней трети XIX в.
Борьба народов Юго-Восточной Европы за освобождение от турецкого владычества; война 1877— 1878 гг. Оформление колониальных империй великих держав. Начало борьбы за передел мира. Складывание военно-политических союзов великих держав.
Итоговое обобщение
Хронологические рамки и основные периоды новой истории. Становление и развитие индустриального общества. Неравномерность развития стран и регионов и проблемы модернизации. Развитие общественных идей и движений в новое время.
Новейшая история ( начало XX в.)
Введение
Мир к началу XX в. (политическая карта мира; индустриальное и традиционные общества в разных регионах и странах; научный и технический прогресс, достижения и проблемы общественного развития).
Мир в 1900-1914 гг.
Страны Европы и США в 1900—1914 гг. Экономическое развитие. От подъема конца XIX в. к кризису начала XX в. Консервативные, либеральные, радикальные партии в начале века. Социально-политические реформы в странах Западной Европы и США (Д. Ллойд Джордж, Д. Джолитти, Т. Рузвельт).
Страны Азии и Латинской Америки в 1900— 1917 гг. Традиционные общественные отношения и проблемы модернизации. Япония: быстрое экономическое развитие, начало внешнеполитической экспансии. Подъем освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Революции начала XX в. в Азии: Турция, Иран, Китай. Мексиканская революция 1910—1917 гг.
Культура начала XX в. Духовная культура периода смены эпох: предчувствие потрясений и перемен. Отход от традиций реалистического искусства. Декаданс. Модерн. Авангардизм.
Первая мировая война. Начало борьбы за передел мира. Первая мировая война: причины, участники, театры боевых действий, итоги.
Требования по курсу Всеобщая история:
3. История Нового времени (9 класс)
1.1. Называть: а) хронологические рамки нового времени; б) даты важнейших событий — великих географических открытий и колониальных захватов, реформации, социальных движений, реформ и революций XIX в.
2.1. Называть:
место, обстоятельства, участников, итоги событий, указанные в п. 1.1.6;
правителей, государственных деятелей, политических лидеров, оказавших значительное влияние на развитие своих стран, мира в целом;
представителей общественной мысли, науки и культуры.
Показывать на исторической карте государства-метрополии и колонии, многонациональные империи.
Описывать: а) условия жизни людей разного социального положения в странах Европы, Америки, Востока; б) достижения науки и техники в новое время, их влияние на труд и быт людей.
Составлять описание памятников: а) жилых и общественных зданий, технических сооружений и машин; б) предметов быта; в) памятников художественной культуры.
Соотносить факты и общие процессы индустриального развития стран; социальных движений нового времени; становления гражданского общества.
Называть характерные, существенные черты:
политического устройства стран Европы, Америки, Азии, Африки в новое время;
международных отношений нового времени;
развития духовной культуры стран Европы и Востока.
5.4. Объяснять значение понятий: реформация, абсолютизм, Просвещение, промышленный переворот, утопический социализм, консерватизм, либерализм, радикализм, индустриальное общество, империализм, монополия, колониализм, модернизация.
Излагать суждения о причинах и последствиях социальных движений, реформ и революций, войн нового времени.
Объяснять, в чем состояли цели, результаты, значение деятельности наиболее известных политических и общественных лидеров, представителей науки и культуры нового времени.
4. Новейшая история в начале XX в.
Называть даты важнейших, поворотных событий истории XX в., связанных с образованием новых государств, со сменой политических режимов, с реформами, революциями, войнами.
Указывать последовательность событий в рамках того или иного периода.
2.1. Называть:
место, участников, результаты событий, указанные в п. 1.1;
политических и общественных деятелей, оказавших значительное воздействие на судьбы народов и государств в начале XX в.;
выдающихся представителей науки и культуры в начале XX в.
3. Называть и показывать на исторической карте:
государства, появившиеся на карте мира в начале XX в.;
территории, охваченные локальными войнами;
Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (при работе с документами и другими историческими материалами).
Сравнивать данные разных источников, выявляя сходство и различие информации.
Рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях и их участниках (ответ на экзамене, реферат).
Описывать условия жизни людей в разных регионах современного мира.
Составлять описание памятников современной эпохи: а) зданий, технических сооружений и устройств; б) предметов быта; в) произведений художественной культуры.
Соотносить факты и общие процессы: движений за национальное и социальное самоопределение; модернизации; выбора путей и моделей развития.
Называть характерные, существенные черты:
политических режимов, существовавших в начале XX в.,— демократических, авторитарных, тоталитарных;
социальных отношений в разных регионах мира, сочетания в них традиций и современности;
освободительных, социальных, этнонациональных, религиозных движений XX в.;
наиболее значительных течений в культуре в начале XX в.
Систематизировать исторический материал: составлять таблицы, схемы.
Объяснять значение понятий: социал-демократия, коммунистическое движение, фашизм, национал-социализм, авторитаризм, тоталитаризм, геноцид, расизм, движение Сопротивления, раскол мира на две системы, «холодная война», гонка вооружений, распад колониальной системы, международная интеграция, мировое сообщество, научно-техническая революция, информационное общество, средства массовой информации, массовая культура, глобальные проблемы человечества.
Сравнивать: политические системы, существовавшие в разных странах в отдельные периоды; опыт модернизации в разных странах (реформы и революции).
Излагать суждения о причинах возникновения и последствиях: освободительных, социальных и этнонациональных движений в начале XX в.; международных конфликтов и войн.
Объяснять, в чем состояли цели и результаты действий политических лидеров и масс в наиболее значительных событиях истории начала XX в.
Календарно-тематическое планирование
истории
9 класс (ИСТОИЯ РОССИИ XIX-начало XX в)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Форма урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся (учащиеся должны знать/уметь) | Информ. сопровождение | Дата проведения |
По плану | По факту |
| РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (21 ч) | | | |
1 | Введение. Россия на рубеже веков | 1 | Урок изучения нового материала | Урок - беседа | Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй. | Называть основные социальные, национальные, конфессиональные группы общества Российской империи, давать характеристику | | 05.09 | |
| Тема 1. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX в. (5 часов) | | | |
2 | Внутренняя политика в 1801-1811 гг. М. М. Сперанский | 1 | Урок изучения нового материала | Урок - рассказ с элементами беседы | Внутренняя политика Александра I. Негласный комитет. «Указ о вольных хлебопашцах». Учреждение министерств. Попытки проведения реформы | Знать понятия: либерализм, самодержавие, реформа, разделение властей, политические права, избирательное право. Называть: годы царствования Александра I, характерные черты внутренней политики Александра I. Определять предпосылки и содержание проектов М. М. Сперанского; причины их неполной реализации и последствия принятых решений | | 07.09 | |
| Внешняя политика в 1801-1812 гг. | 1 | Комбинированный | Урок - беседа | Внешняя политика. войны со Швецией, Турцией, Ираном. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и русско-французский союз. Континентальная блокада | Знать: понятия коалиция, конвенция, сейм. Называть основные цели, задачи и направления внешней политики страны; показывать на карте, оценивать ее результативность | | | |
3 | Отечественная воина 1812 г. | 1 | Комбинированный | Лекция с элементами беседы | Отечественная война 1812 г. Причины, планы сторон, ход военных действий. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России | Отечественная война, Партизаны. Знать хронологические рамки Отечественной воины 1812 г.; планы сторон, характер войны, основные этапы; полководцев и участников войны; называть и показывать по карте основные сражения | | 14.09 | |
| Заграничный поход русской армии. Россия и образование Священного Союза. | 1 | Комбинированный | Урок - беседа | Заграничный поход 1812-1914 гг. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз | Битва народов, Восточный вопрос, Венский конгресс, Священный союз. Объяснять цели и результат заграничного похода 1812-1814 гг.; называть основные направления внешней политики страны в новых условиях | | 19.09 | |
4 | Внутренняя политика в 1814-1825 гг. Социально- экономическое развитие | 1 | Комбинированный | Лекция с элементами беседы | Противоречивость внутренней политики в 1815-1825 гг. Усиление консервативных тенденций А. А. Аракчеев. Аракчеевщина. Тарифный устав, военные поселения | Гражданские свободы, автономия. Объяснять причины и последствия изменения внутриполитического курса Александра I; давать оценку внутренней политики Называть характерные черты социально-экономического развития; объяснять причины экономического кризиса 1812-1815 гг. | | 21.09 | |
| Тема 2. Общественные движения начала XIX в. Движение декабристов (3 часа) | | | |
| Общественные движения начала XIX в. Движение декабристов | 1 | Урок изучения нового материала | работа в группах | Тайные общества Северное и Южное, их программы. Движение декабристов. Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка. Суд над декабристами | Общественное движение, либерализм, тайное общество, конституция Называть причины возникновения общественного движения; основы идеологии, основные этапы развития общественного движения. Объяснять цели и результат деятельности декабристов; оценивать историческое значение восстания декабристов | | 26.09 | |
| Тема 3. Внутренняя политика Николая I. (2 часа) | | | |
5 | Внутренняя политика Николая I | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с документами. | Внутренняя политика Николая I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III Отделение полиции. А. X. Бенкендорф. | Свод законов, государственные крестьяне, обязанные крестьяне, жандарм. Кодификация законов. Знать годы царствования Николая I; называть характерные черты внутренней политики Николая I | | 28.09 | |
| Социально- экономическое развитие. Крепостнический характер экономики и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. | 1 | Урок –изучение нового материала | практикум. Работа с документами | Противоречия хозяйственного развития. «Манифест о почетном гражданстве», «Указ об обязанных крестьянах» | Кризис крепостнической системы, «капиталистые» крестьяне, промышленный переворот. Называть характерные черты социально-экономического развития; знать финансовую политику Е. Ф. Канкрина. Реформа Киселева П.Д. | | 03.10 | |
| Тема 4. Общественная мысль во второй четверти XIX в (2 часа) | | | |
6 | Общественная мысль во второй четверти XIX в: Официальная государственная идеология. Западники и славянофилы. Утопический социализм. | 1 | Урок - изучение нового материала | практикум. Работа с документами | Общественная мысль: государственная идеология, западники и славянофилы, утопический социализм. Н. М. Карамзин. «Теория официальной народности». П. А. Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы | Западники, славянофилы, общинный социализм. Называть существенные черты идеологии и практики общественных движений; сравнивать позиции западников и славянофилов, высказывать свою оценку | | 05.10 | |
| Тема 5. Внешняя политика Николая 1 (3 часа). | | | |
7 | Внешняя политика Николая I. Присоединение Кавказа. | 1 | Урок - изучение нового материала | Урок –рассказ с элементами беседы | «Международный жандарм». Внешняя политика России. Россия и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война | Называть основные направления внешней политики страны. Причины кризиса в международных отношениях со странами Запада | | 10.10 | |
| Крымская война. | 1 | комбинированный урок | Урок – рассказ | Крымская война. Причины, участники. Оборона Севастополя, его герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения | Знать даты, причины, характер войны; показывать на карте места военных действий; объяснять значение и итоги Парижского мирного договора | | 12.10 | |
| Тема 6. Российская культура первой половины XIX в. (3 часа) | | | |
8 | Российская культура первой половины XIX в. Образование и наука. | 1 | Урок изучения нового материала | семинар. Работа в группах. | Создание системы общеобразовательных учреждении. Достижения науки. Н. И. Лобачевский. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями Сословность образования | Называть выдающихся представителей и достижения российской науки | | 17.10 | |
| Российская культура первой половины XIX в. Художественная культура. Демократические тенденции в культурной жизни на рубеже XIX-XX вв. | 1 | комбинированный урок | Работа в группах с документами. | Достижения культуры и искусства. Основные стили в художественной культуре. «Золотой век» русской поэзии. Демократические тенденции в культурной жизни на рубеже XIX-XX вв. | Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, русский ампир, русско-византийский стиль Называть выдающихся представителей и достижения российской культуры | | 19.10 | |
15 | Тема 7. Родной край в перовой половине XIX в. | 1 | Урок –изучение нового материала | лекция | | | | 24.10 | |
16 | Россия на пороге перемен | 1 | Повторительно-обобщающий урок. | | | | | 26.10 | |
| РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в (21 ч) | | | |
| Тема 1. Великие реформы 60-70 годов XIX в. (3 часов) | | | |
17 | Александр II. Отмена крепостного права. | 1 | Урок изучения нового материала | Лекция с элементами беседы | Александр II. Накануне отмены крепостного права. Отмена крепостного права. Положение 19 февраля 1861 г. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных крестьян | Временнообязанные крестьяне, отрезки, уставные грамоты, мировые посредники. Называть предпосылки отмены крепостного права; излагать причины отмены крепостного права; называть альтернативные варианты отмены крепостного права; знать основные положения крестьянские реформы; объяснять значение отмены крепостного права | | 07.11 | |
18 | Великие реформы 1860-70 г.г. | 1 | Урок изучения нового материала | | Судебная, земская, военная реформы. Значение реформ 60-70-х гг. XIX в. в истории России | Земство, куриальная система выборов, суд присяжных Называть основные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной реформ; реформы в области просвещения; приводить оценки характера и значения соц. реформ. | | 09.10 | |
19 | Социально- экономическое и политическое развитие после отмены крепостного права | 1 | Урок изучения нового материала | | Особенности модернизации России. Кризис самодержавия. Политика лавирования. М.Т. Лорис-Меликов. Убийство Александра II | Отработочная система, промышленный переворот, класс, индустриальное общество. Называть основные направления эконом. политики государства; объяснять причины замедления темпов роста промышленного производства; | | 14.11 | |
| Тема 2. Общественные движения второй половины XIX в. (5 часов) | | | |
20 | Общественные движения второй половины XIX в. | 2 | комбинированный урок | Урок -беседа | Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне.. А. И. Герцен, Н. И. Огарев «Полярная звезда», «Колокол» Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. «Современник» Радикальные течения. Теория революционного народничества. «Хождение в народ», «Земля и воля». М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев | Либералы, консерваторы. Либеральные, консервативные течения. Земское движение. Народничество, революционеры, разночинцы, анархисты, «Хождение в народ», революционный террор. Называть существенные черты идеологии и практики консерватизма и либерализма, радикального общественного движения | | 16.11 | |
21 | Национальная политика в царствование Александра II. | 1 | Изучение нового материала | лекция | Польское восстание 1863 г. Рост национального самосознания на Украине и в Белоруссии. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос. «Культурническая русификация» народов Поволжья. | Автономия, восстание. Называть даты событий, объяснять причины и называть итоги восстаний. | | 21.11 | |
| Тема 3. Внешняя политика Александра II. (2 часа) | | | |
22 | Внешняя политика Александра II | 1 | Изучение нового материала | Работа с текстом учебника | Внешняя политика 60-70-х гг. Завершение Кавказской войны | Союз трех императоров, «Священная война» Называть цель и основные направления внешней политики 60-70-х гг. | | 23.11 | |
23 | Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | 1 | комбинированный урок | рассказ с элементами беседы | Русско-турецкая война | Балканский кризис, национально-освободительная война Знать даты русско-турецкой войны, ее причины и характер; показывать на карте места военных действий; знать полководцев и участников; объяснять значение и итоги Сан-Стефанского мирного договора; победы России в войне с Турцией | | 28.11 | |
| Тема 4. Социально-экономическое и политическое развитие России в правление Александра III (5 часов). | | |
24 | Внутренняя политика Александра III. Контрреформы 1880-х гг. | 1 | комбинированный урок | Работа с текстом учебника | Александр III. Консервативная политика Александра III. К. П. Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения | Реакционная политика. Называть основные черты внутренней политики Александра III | | 30.11 | |
25 | Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX-XX вв. С. Ю. Витте. | 1 | комбинированный урок | Работа с текстом учебника | Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Промышленный подъем на рубеже XIX-XX вв. Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. Обострение социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. | Протекционизм, винная монополия, сословия, классы, имущественное расслоение. Называть основные черты экономической политики Александра III; объяснять в чем состояли цели и результаты деятельности политических деятелей | | 05.12 | |
26 | Внешняя политика Александра III Россия в военно-политических блоках. | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с текстом учебника | Внешняя политика России в конце XIX в. Присоединение Средней Азии. | Называть цели и основные направления внешней политики Александра III | | 07.12 | |
| Тема 5. Общественное движение в 80—90-х гг. (1 час) | | | |
27 | Общественное движение в 80-90-х гг. | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с текстом учебника | Распространение марксизма. Г. В. Плеханов. «Освобождение труда». В. И. Ленин «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» | Марксизм. Земское движение. Идеология народничества Называть организации и участников общественного движения; называть существенные черты идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных) | | 12.12 | |
| Тема 6. Российская культура второй половины XIX в. (2 часа) | | | |
28-29 | Российская культура второй половины XIX в. | 2 | изучение нового материала | Работа с документами | Развитие образования, естественных и общественных наук. Российская культура XIX в. Д.И.Менделеев. Художественное искусство. Архитектура. Живопись. Театр. | Называть выдающихся представителей и достижения российской науки | | 14.12 19.12 | |
| Тема 7. Российская империя в начале XX века (15 часов) | | | |
30 | Российская империя на рубеже веков и ее место в мире | 1 | изучение нового материала | лекция | Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже Х1Х-ХХ вв. | Геостратегическое положение, индустриальное общество, модернизация Показывать на карте территорию Российской империи, называть особенности процесса модернизации в России начала XX в.; сравнивать темпы и характер модернизации в России и других странах | | 21.12 | |
31 | Россия в международных отношениях начала XX в. | 1 | интегрированный урок | лекция | Военно-политические блоки. Нарастание международной напряженности. Миротворческая инициатива русского императора. Международная конференция в Гааге | Агрессия, аннексия, гегемония, контрибуция, эскалация. Называть основные направления внешней политики Антанта, Тройственный Союз | | 25.12 | |
32 | Тема 8. Родной край во второй половине XIX -начале ХХ в. в. | 1 | интегрированный комбинированный урок | лекция | | . | | 28.12 | |
33 | Вводный урок: Российская империя. Промышленный подъем на рубеже XIX-XX вв. Государственный капитализм. Формирование монополий. | | Вводный урок | лекция | Империя, самодержавие, монархия, династия Романовых, модернизация, темпы развития. | Показывать на карте территорию государства, называть особенности процесса модернизации, Сравнивать темпы и характер модернизации в России с др. странами. | | 15.01 | |
34-35 | Обострение социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Общественно – политическое развитие России в нач.XX в. | 2 | Комбинированный урок | Урок-лекция | Самодержавие, политическая система, «полицейский социализм», революционные партии, их программы. | Называть характерные черты самодержавия, уметь характеризовать многопартийную систему, революционные партии , их программы. | | 18.01 23.01 | |
36 | Внешняя политика России. Русско-японская война 1904-1905 гг. | 1 | Комбинированный урок | Работа с текстом учебника | Агрессия, аннексия, гегемония, контрибуция. | Называть основные направления внешней политики России, хронологические рамки войны, причины, характер войны, причины поражения, последствия. | | 25.01 | |
37 | Революция 1905-1907 гг. Манифест 17 октября. Государственная Дума. | 1 | Комбинированный урок | Работа с текстом учебника | Революция, «Зубатов-ский социализм», петиция, Кровавое воскресенье. | Излагать причины и последствия революции, уметь составлять хронологическую таблицу. | | 30.01 | |
38 | Аграрная реформа П.Столыпина. | 1 | Изучения нового материала | Работа с текстом учебника | Аграрная реформа, отруб, хутор, кооперация. | Характеризовать уровень развития с/х в России, составить таблицу: «Аграрная реформа и ее результаты» | | 01.02 | |
39-40 | Изменения в политической системе Российской империи в 1907 -1914 гг. Государственная Дума. Политические течения и партии. | 2 | Комбинированный урок | Работа с текстом учебника | Конституционная монархия, парламент, политические партии, их программы, тактика, социалисты, либералы, консерваторы. | Объяснять понятия, сравнивать программы партий, составить схему «Система центрального управления в Российской. империи», уметь соотносить названия партий и их лидеров. | | 06.02 08.02 | |
41-42 | Светский, рациональный характер культуры: наука и образование, литература и искусство. Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры. Демократические тенденции в культурной жизни на рубеже XIX-XX вв. «Серебряный век» русской культуры. | 2 | Комбинированный урок | Работа в группах | Ренессанс, декаданс, импрессионизм, модерн, символизм, акмеизм, футуризм. | Называть выдающихся представителей российской культуры и их достижения. | | 13.02 15.02 | |
43 | Россия накануне Первой мировой войны. | | Повторительно-обобщающий урок | Урок-семинар | Мировая война, кризис власти, противоречия: социальные, экономические, политические, Антанта, Тройственный союз. | Называть причины мировой войны | | 20.02 | |
44 | Итоговое повторение по теме: «Россия и мир на пороге XX века». | | Повторительно-обобщающий урок | Урок контроля знаний | | | | 22.02 | |
9 класс (ИСТОИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ XIX- начало XX в.)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Форма урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся (учащиеся должны знать/уметь) | Информ. сопровождение | Дата проведения |
По плану | По факту |
| РАЗДЕЛ 1 СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ( 11 ч) | | | |
| Тема 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху. ( 6 ч) | | | |
1 | Переход от аграрного к индустриальному обществу в Европе Технический прогресс в Новое время. Монополистический капитализм | 1 | Урок изучения нового материала | рассказ с элементами беседы | Признаки традиционного и индустриального общества. Развитие техники. Новые технологии. Модернизация — процесс разрушения традиционного общества. Основные черты индустриального общества | Промышленный переворот, капитализм, монополистический капитализм, экономический кризис перепроизводства. Называть основные черты капитализма. Объяснять причины и последствия экономических кризисов перепроизводства. | | 27.02 | |
2 | Промышленный переворот и его социальные последствия. | 1 | Комбинированный | Работа с текстом учебника | Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах. | Понятия: Промышленный переворот, Миграция, эмиграция, иммиграция, элита, «рабочая аристократия». Объяснять причины изменения социальной структуры общества, миграционных процессов. Называть изменения в положении социальных слоев. Уметь делать сообщения. | | 01.03 | |
3 | Возникновение научной картины мира | 1 | Комбинированный | Работа с текстом учебника | Создание научной картины мира. Развитие образования | Называть основные черты новой научной картины мира, представителей науки | | 06.03 | |
4 | Художественная культура XIX в. | 1 | Комбинированный | Работа в группах | Литература и искусство Нового времени | Романтизм, критический реализм, натурализм, импрессионизм постимпрессионизм, карикатура. Называть основные направления художественной культуры, представителей культуры | | 13.03 | |
5-6 | Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма | 2 | Комбинированный | лекция | Консервативное и либеральное течения в общественно- политической жизни. Социалистические учения, марксизм | Либерализм, консерватизм, утопический социализм, марксизм, анархизм. Называть особенности консервативных и радикальных учений в обществе. Указывать причины их возникновения. | | 15.03 | |
| Тема 2. Строительство Новой Европы ( 5 ч) | | | |
7 | Первая империя во Франции. Наполеон Бонапарт. Священный союз | 1 | Комбинированный | рассказ | Наполеон Бонапарт. Наполеоновская империя. Наполеоновские войны Итоги наполеоновских войн. Венский конгресс. Священный Союз. | Плебисцит, амнистия, авторитарный режим, рекрутский набор, Венский конгресс, Священный союз. Называть основные черты режима Наполеона. Называть причины завоевательных войн. Работать с историческим документом. Знать причины ослабления империи Наполеона. Называть (показывать на карте) основные военные сражения. Знать основные решения и последствия Венского конгресса, составлять таблицу | | 20.03 | |
8 | Англия: Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв. | 1 | Комбинированный | рассказ | Социально-экономические отношения и государственный строй. Общественные движения: чартисты, тред- юнионы | Хартия, чартизм, тред-юнион, «мастерская мира». Объяснять цели и результат чартистского движения; называть и показывать на карте основные направления внешней политики; уметь работать с историческим документом | | 22.03 | |
9 | Европейские революции XIX века: Франция: революция 1848 г. Вторая империя | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Практикум. | Июльская монархия Революция 1848 г. Вторая республика. Режим Второй империи | Финансовая аристократия, Авторитарный режим Определять характер политического устройства; объяснять причины политического кризиса. Объяснять причины и итоги европейских революций | | 03.04 | |
10 | Национальные идеи и образование единых государств в Германии и Италии. | 1 | Комбинированный | рассказ с элементами беседы | Образование Северо- германского союза. О. фон Бисмарк. Национальное объединение Италии | Канцлер, Северо-германский союз. Называть правителей и государственных деятелей Выделять общие черты и различия национального объединения Германии и Италии; уметь устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы и обобщения. | | 05.04 | |
11 | Франко-прусская война О. Бисмарк. Парижская Коммуна | 1 | Комбинированный | рассказ с элементами беседы | Франко-прусская война.Парижская Коммуна | Оппозиция, коммунары, версальцы, реванш. Называть причины и последствия войны для Франции и Германии, мира в целом. Делать выводы и прогнозы возможного развития международных отношений | | 10.04 | |
| РАЗДЕЛ II. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (ч) | | |
| Тема 1. Страны Западной Европы на рубеже XIX—XX вв. Пути модернизации и социальных реформ (4 ч) | | |
12 | Германская империя в конце XIX -начале XX вв. | 1 | Урок изучения нового материала | рассказ с элементами беседы | Особенности индустриального развития. Социальный реформизм | Милитаризация, лицензия, пангерманизм, шовинизм Знать государственное устройство; особенности индустриализации; основные черты национализма; характер внешней политики. Показывать на карте колонии | | 12.04 | |
13 | Великобритания: Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв. Создание колониальных империй и начало борьбы за передел мира. | 1 | Комбинированный | рассказ.. | Особенности экономического развития. Колониальные захваты | гомруль, лейбористская партия, Антанта Называть особенности развития капитализма в Англии; показывать на карте колонии. Называть правителей и государственных деятелей | | 17.04 | |
14 | Европейские революции XIX в. Франция: Третья республика. Монополистический капитализм. | 1 | Комбинированный | Работа с учебником и картами. | Франция - светское Государство. Реваншизм Конституционная монархия. «Лоскутная империя» | Называть особенности развития капитализма; основные реформы. Показывать на карте колонии. Называть правителей и государственных деятелей | | 19.04 | |
15 | Австро-Венгрия. Народы Юго-Восточной Европы в XIX в. | 1 | Комбинированный | лекция | Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознания народа. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое устройство Австро-Венгрии. | Называть особенности развития и характер внешней политики особенности развития Австро-Венгрии. Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы | | 24.04 | |
| Тема 2. Две Америки ( 3 ч) | | | |
16 | Гражданская война в США. А.Линкольн. | 1 | Урок изучения нового материала | видеоурок | Гражданская война. Отмена рабства | гомстед, расизм, реконструкция, аболиционизм. Называть особенности промышленного переворота, основу хозяйства Юга, называть правителей и государственных деятелей, основные этапы и итоги гражданской войны, показывать на карте места военных сражений | | 26.04 | |
17 | США в конце XIX в. Монополистический капитализм. | 1 | Комбинированный | лекция | Особенности экономического развития. Монополистический капитализм. Внешняя политика | Олигархия, резервация, прогрессивная эра, «дипломатия доллара». Объяснять причины успешного развития США; выявлять причины и последствия социальных противоречий; определять характер внешней политики США. Показывать на карте основные направления | | 03.05 | |
18 | Провозглашение независимых государств в Латинской Америке в XIX в. | 1 | Комбинированный | лекция | Образование независимых государств | Объяснять причины освободительного движения в колониях; особенности развития экономики региона; показывать на карте | | 08.05 | |
| Тема 3. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма (2 ч) | | | |
19 | Начало модернизации в Японии. | 1 | Комбинированный | рассказ | Реформы Мэйдзи | Называть причины реформ и их последствия. Объяснять особенности экономического развития. Описывать изменения в образе жизни общества. Определять причины и характер внешней политики | | 15.05 | |
20 | Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв: Китай, Индия. | 1 | Комбинированный | рассказ | «Открытие» Китая Особенности колониального режима в Индии | Тайпины, ихэтуани, политика самоусиления. ИНК. Объяснять особенности развития Китая, Индии, причины превращения Китая в полуколонию; составлять сравнительную таблицу | | 17.05 | |
| Тема 4. Международные отношения в Новое время ( 2 ч) | | | |
21 | Политическое развитие стран мира в начале XX в. Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв. Обострение противоречий в развитии индустриального общества | 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Политические партии и главные идеологические направления партийной борьбы: консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. Рабочее движение. | Социал-демократы, консерватизм, либерализм, социализм, марксизм Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы. Понятия: общественно-политические течения и движения. Консерватизм, либерализм, социализм. Составить сравнительную таблицу | | 22.05 | |
22 | Международные отношения в Новое время. Создание колониальных империй и начало борьбы за передел мира. Культурное наследие Нового времени. Изменение взгляда человека на общество и природу. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-XX вв. | 1 | Урок изучения нового материала (интегрированный) | Лекция. Работа с картой | Создание колониальных империй и начало борьбы за передел мира. Главные причины и суть «нового империализма». Завершение территориального раздела мира, борьба за передел сфер влияния. Локальные конфликты. Рост националистических настроений Развитие научной картины мира в XIX в. Изменение взглядов на природу и общество на рубеже ХХ вв. Демократизация образования. Изменения в быту. Градостроительство. Развитие транспорта и связи. Основные течения в художественной культуре XIX - начала XX вв. Духовный кризис индустриального общества. Декаданс | Тройственный союз, Тройственное согласие, Называть основные международные противоречия Знать: причины мировых воин начала XX в., военные блоки Образование военно-политических союзов. Гонка вооружений. Романтизм, реализм, модерн, символизм, авангардизм. Уметь работать с дополнительной литературой, обобщать, систематизировать материал | | 24.05 | |
| | | | |
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Класс | Учебник, год издания, автор | Методические пособия для учителя | Методические материалы для обучающихся | ЭОР |
9 кл. 8 9 | История Нового времени, 8 класс Год: 2007 Автор: Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Издательство: Просвещение История России, XIX век. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений./А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.-10-е изд.-М.:Просвещение,2009. История России. XX — нач. XXI века. Учебник. 9 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г., М.: Просвещение, 2010. Загладин Н.В. Новейшая история зарубежных стран. XX век: Учебник для школьников 9 класса. — М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово — PC», 2009 г. | Тематическое и поурочное планирование по Новой истории 1800-1913 8 класс М.: Просвещение, 2006г. Тематическое и поурочное планирование 8 класс М.:Просвещение 2006г. Тематическое и поурочное планирование 9 класс М.:Просвещение 2006г. Загладин Н.В., Загладина Х.Т., Ермакова И.А. Новейшая история 20 в.: Пособие для учителя. М.,2001. | Энциклопедия «Новая и новейшая история»; Юдовская, А. Я. Новая история 1500-1800 гг.: рабочая тетрадь / А. Я. Юдовская; Запорожец, Н. И. Книга для чтения по истории средних веков: пособие для учащихся / Н. И. Запорожец; под ред. А. А. Сванидзе. - М.: Просвещение, 1999. Пособие для обучающихся включает тестовые задания по истории России к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс" (М.: Просвещение), рекомендованному Министерством образования и науки Российской Федерации Пособие включает тестовые задания по истории России к учебнику Н.В. Загладина, С.Т. Минакова, С.И. Козленкова, Ю.А. Петрова "История Отечества. ХХ век. 9 класс" (М.: Русское слово), допущенному Министерством образования и науки РФ | Энциклопедия Истории России 862-1917 АО Коминфо оссия,Москва E-mail: sale@nd/.ru WWW.nd.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/. Медиатека. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды ( 2001-2005 годы) Энциклопедия Истории России 862-1917 АО Коминфо оссия,Москва E-mail: sale@nd/.ru WWW.nd.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/. Энциклопедия Истории России 862-1917 АО Коминфо оссия,Москва E-mail: sale@nd/.ru WWW.nd.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/. CD диск: Россия на рубеже третьего тысячелетия Республиканский мультимедиа центр |