СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории 9 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 9 класс»







Пояснительная записка




Разработка и использование рабочей программы по истории


В целях обеспечения реализации ИКС общеобразовательными организациями области рабочая программа курсов «История Россия» и «Всеобщая история» для IX класса была переработана

При подготовке обновленного варианта рабочей программы была сделана ориентация на Примерную программу учебного предмета «История» в составе Примерной ООП ООО (см. п. 1.2.5.5. История России. Всеобщая история и п. 2.2.2.5. История России. Всеобщая история // Примерная ООП ООО, с. 58-62, 275-316), и на представленную в рекомендациях схему перехода на линейную систему школьного исторического образования.


Синхронизация курсов всеобщей истории и истории России



Всеобщая история (период, подлежащий к изучению в соответствии с требованиями ИКС)

История России (период, подлежащий изучению в соответствии с требованиями ИКС)

5 класс

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА


Народы и государства на территории нашей страны в древности (этот материал допускается изучить в VI классе)

6 класс

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. VIXV вв.


ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ. VIIIXV вв.

7 класс

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVI XVII вв. От абсолютизма к парламентаризму. Первые буржуазные революции

РОССИЯ В XVI – XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ


8 класс

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVIII в.

РОССИЯ В КОНЦЕ XVII − XVIII ВЕКАХ: ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ

9 класс

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: XIX

НАЧАЛО XX в. Становление и расцвет индустриального общества. До начала Первой мировой войны

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.



10 класс

ИСТОРИЯ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ: МИР В ЭПОХУ МИРОВЫХ ВОЙН (1914 – 1945 гг.)

РССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И СОВЕТСКАЯ РОССИЯ В ПЕРИОД ГЛОБАЛЬНЫХ ПОТРЯСЕНИЙ

11 класс

ИСТОРИЯ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ: «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА» И СОВРЕМЕННЫЙ МИР (1945 – по настоящее время)

СССР И ЕГО РАСПАД. СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ РОССИИ


В IX классах, продолжающих обучение по Федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089), рабочая программа по истории на 2018/2019 учебный год спроектирована на основе данного Федерального компонента. Однако в содержание программы включен учебный материал, отражающий новые тематические аспекты, предусмотренные ИКС, а хронологические рамки изучения истории скорректированы под новую линейную систему преподавания, синхронизировав курсы российской и всеобщей истории.

Согласно требованиям Федерального компонента 2004 г., и ФГОС общего образования рабочая программа учебного предмета «История» представляет собой единый документ, включающий в себя два модуля – курсы «История России» и «Всеобщая история. В образовательных организациях не перешедших на ФГОС основного общего образования в 9-х классах допустимо составление рабочих программ для 9 класса – как отдельного документа, исходя из количества часов, выделенных на изучение истории в учебном плане образовательной организации.

При выборе учебников актуальным остается вопрос о соблюдении преемственности внутри предметных линий по истории России и всеобщей истории на ступенях основного общего образования (V-IX классы) Наряду с этим п. 2 приказа Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576 определяет: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности, приобретенные до вступления в силу настоящего приказа учебники, которые исключаются из федерального перечня учебников».

С учетом данного положения в 2018/2019 учебном году при переходе в IX классах на линейную модель педагоги могут работать по учебникам истории России, основанным на концентрическом подходе, независимо от их наличия в Перечне. Вместе с тем, при работе по данным учебникам возникают значительные неудобства, связанные с необходимостью учитывать изменения в изучении курса, внесенные ИКС и переходом на линейную систему преподавания.

По курсу всеобщей истории УМК, рассчитанных на линейную систему, в действующем Перечне еще нет, поэтому могут использоваться учебники, соответствующие концентрическому подходу, но при обязательном требовании к синхронизации курсов истории России/всеобщей истории по изучаемым хронологическим периодам


Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.


Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.


Цели курса:

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

1)воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

2)освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

3)овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

4)формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

5)применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Задачи курса:

1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

2) развитие мотивов учебной деятельности;

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;


  1. в метапредметном направлении:

  1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  3. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  4. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;



  1. в предметном направлении овладение:

1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;


2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;


3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;


4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;


5)развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;


6)воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в  поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.


Рабочая программа составлена исходя из следующих целей обучения истории в основной школе:

- ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества, многообразии форм исторического бытия и деятель­ности людей в прошлом;

- выработка у школьников представлений об ос­новных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объясне­ния событий истории и современности;

- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следствен­ных связей, целей и результатов деятельности людей и др.), применять исторические знания при рассмотре­нии и оценке современных событий;

- формирование ценностных ориентаций и убежде­ний школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;

- развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, воспитание уважения к истории, культуре, традициям своего и других народов, стремления сохра­нять и приумножать культурное достояние своей стра­ны и всего человечества.

Содержание отечественной и всеобщей истории из­ложено в программе в виде двух курсов, что важно для целостного представления о каждом из них. Этому со­ответствует существующая ныне система раздельных учебников по истории России и истории зарубежных стран. В практике преподавания я использую последовательное изучение курсов. Программа содержит требования к знаниям и умениям учащихся.

В программах предусмотрены вводные и повтори­тельно-обобщающие уроки, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений, установлению преемственности в изу­чении отечественной, в том числе региональной, и все­общей истории, лучшей организации познавательной деятельности школьников.



























РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ НА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ МАТЕРИАЛА


№, п/п

Раздел программы

IX кл.

1


2

Российская империя XIX – начало XX века

История нового времени : XIX – начало XX века. Становление и расцвет индустриального общества до начала Первой мировой войны

44 ч.


22 ч























Таблица тематического распределения часов



9 класс


История России XIX-начало века




Россия в первой четверти XIX века

8



Россия во второй четверти XIX века

9



Культура и быт в первой половине XIX века

4



Россия во второй половине XIX века

20



Россия в начале XXвека

3



Новая история XIX-начало XX века




Страны Европы и Северной Америки в первой половине XIX века

3



Страны Европы и США во второй половине XIX века

5



Страны Латинской Америки, Азии, Африки в новое время

5



Развитие культуры в XIX веке

4



Международные отношения в последней трети XIX века

2



Мир в 1900-1914 гг.

3









Содержание программного материала


История России (XIX - начало XX в.) 9 класс (44 часа)

Россия в первой четверти XIX в.

В начале века. Социально-экономическое разви­тие. Внутренняя политика Александра I. Попытки проведения реформ; М. М. Сперанский. Внешняя по­литика: войны со Швецией, Турцией, Ираном. При­соединение Финляндии, Бессарабии, части Кавказа. Участие в войнах против наполеоновской Франции.

Отечественная война 1812 г. (основные сраже­ния, полководцы, герои, итоги войны). Заграничный поход 1812—1814 гг. Роль России в европейской по­литике.

Изменение внутриполитического курса Александра I во второй половине царствования. Выступление декабристов (участники, цели, главные события, их исход).

Россия во второй четверти XIX в.

Внутренняя политика Николая I. Ужесточение контроля над обществом (полицейский надзор, цен­зура). «Теория официальной народности». Централи­зация, бюрократизация государственного управле­ния. «Свод законов» Российской империи.

Социально-экономическое развитие. Начало про­мышленного переворота. Новые явления в промыш­ленности и сельском хозяйстве. Реформа управления государственными крестьянами. Вопрос о крепост­ном праве.

Течения общественной мысли: славянофилы и за­падники, сторонники общинного социализма. Петра­шевцы.

Народы России. Национальная политика самодер­жавия. Польский вопрос. Кавказская война.

Внешняя политика. Крымская война (участни­ки, их цели, основные сражения). П. С. Нахимов. В. А. Корнилов. Итоги войны.

Культура и быт в первой половине XIX в.

Развитие образования, его сословный характер. Научные открытия. Основные стили в художествен­ной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Ли­тература, золотой век русской поэзии. Становление русской национальной музыкальной школы. Театр. Живопись. Архитектура.

Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.

Родной край в первой половине XIX в. Социаль­но-экономическое развитие. Уроженцы края — участники важнейших событий в жизни страны. Памят­ники культуры.

Обобщение

Россия на пороге перемен.

Россия во второй половине XIX в.

Реформы 6070-х гг. Предпосылки и проекты ре­форм. Александр И. Отмена крепостного права. Су­дебная, земская, военная реформы. Изменения в со­циальной структуре общества.

Особенности модернизации России. Завершение промышленного переворота, его последствия. Раз­витие внутреннего рынка. Формирование буржуа­зии. Изменение положения дворянства. Расслоение крестьянства. Рост пролетариата. Начало индустри­ализации.

Общественное движение. Консервативные, либе­ральные, радикальные течения в общественной мыс­ли, их представители в 60—80-х гг. XIX в. Народни­чество (организации, участники, тактика).

Убийство Александра II. Контрреформы 1880-х гг. Либеральное движение. Рабочее движение и рос­сийская социал-демократия.

Народы Российской империи. Национальная по­литика царизма и национальные движения. Восста­ния в Польше, Литве, Белоруссии в 1860-х гг. Присо­единение Казахстана. Завоевание Средней Азии. Ос­воение Сибири и Дальнего Востока.

Внешняя политика. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Участие России в военных союзах.

Культура России во второй половине XIX в. До­стижения российских ученых, их вклад в мировую науку и технику. Развитие образования. Расширение издательского дела. Демократизация культуры. На­правления в литературе и искусстве. Реалистическое искусство (литература, театр, живопись). Деятели российской культуры. Российские меценаты. Культурные достижения народов империи. Вклад россий­ской культуры XIX в. в мировую культуру.

Родной край во второй половине XIX в. Измене­ния на карте края. Облик города, села к концу века. Основные категории населения: предприниматели и рабочие, зажиточные и беднейшие крестьяне и др. Новое в быту.

Итоговое обобщение. Россия и мир на поро­ге XX в.

)

Россия в начале XX в. (1900-1914 гг.)

Основные направления модернизации страны в начале XX в. Продолжение индустриализации. Ре­формы СЮ. Витте. Первые монополии. Развитие рынка. Российские предприниматели. Роль ино­странных капиталов. Аграрный строй России. Поме­щичье землевладение. Община.

Самодержавие в начале XX в. Внутренняя и внешняя политика Николая П.

Русско-японская война, ее итоги и влияние на об­щество.

Общественные движения. Идеи консерватизма, либерализма, социализма в общественной жизни. Оформление политических течений.

Революция 19051907 гг. (причины, этапы, глав­ные события). Манифест 17 октября 1905 г. Образо­вание политических партий. Вооруженное восстание в Москве. Политическая реформа 1906 г. Деятель­ность Государственной думы. Итоги революции.

Реформы П. А. Столыпина. Промышленный подъ­ем.

Культура в начале XX в. Развитие естественных и общественных наук. Стили и течения в искусстве. Серебряный век русской поэзии. Русский авангард. Меценаты. Российская культура начала XX в. — со­ставная часть мировой культуры.

Внешняя политика. Россия и Антанта.

Россия в первой мировой войне. Роль Восточного фронта в войне. Война и российское общество. Кри­зис режима.

Родной край в начале XX в. События и люди.

Требования к подготовке обучающихся основной 9-летней школы по курсу Отечественная история:

3. Россия в XIX в.(9 класс):

1.1. Называть даты: а) применяемые для пери­одизации истории России XIX в. (годы царствова­ний, «великих реформ»); б) политической и социаль­ной истории (1825 г., 1861 г.); в) важнейших воен­ных кампаний (1812 г., 1813—1814 гг., 1853— 1856 гг., 1877—1878 гг.).

2.1. Называть: а) место, обстоятельства, участни­ков событий, указанные в п. 1.1; б) крупнейших го­сударственных и общественных деятелей России XIX в.; в) основные течения, организации и участни­ков общественного движения; г) выдающихся пред­ставителей и достижения российской науки и культуры; д) полководцев и участников военных кампа­ний.

  1. Называть и показывать на исторической карте: а) территории, присоединенные к империи в XIX в.; б) центры промышленности и торговли; в) места военных действий и походов.

  1. Описывать условия и образ жизни различных слоев российского общества (дворян, крестьян, мещан, горожан и сельских жителей); народов Российской империи.

  2. Составлять описание памятников: а) зданий и технических сооружений; б) машин; в) предметов быта; г) произведений художественной культуры.

  1. Соотносить факты и общие процессы, явле­ния: а) модернизации, индустриализации; б) политического развития, реформ и контрреформ XIX в.;
    в) общественного движения.

  2. Называть характерные, существенные черты:

  1. социально-экономического развития и по­литического строя России в XIX в.;

  2. положения разных слоев населения;

  3. внутренней и внешней политики самодер­жавия;

  4. идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикаль­ных).

  1. Классифицировать события и явления по их принадлежности к: а) дореформенному и пореформенному этапам развития страны; б) основным течениям общественной мысли.

  2. Объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, модернизация, индустриализация, капиталистические отношения, реформа, контрреформа, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничество, социал-демокра­тия, православие, национализм.

  1. Сравнивать: развитие России до и после реформ 60-х гг.; развитие капитализма в России и других странах; позиции, программные положения общественных движений, групп, партий.

  2. Излагать суждения о причинах и последствиях: а) возникновения общественных движений XIX в.; б) отмены крепостного права; в) войн 1812 г., 1853—1856 гг., 1877—1878 гг.; г) присоединения к империи в XIX в. новых территорий и народов.

5.7. Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных де­ятелей, представителей социальных и политических
движений, науки и культуры.

  1. Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн.

  2. Высказывать и аргументировать свою оцен­ку событий и личностей.


4. Россия в начале XX в.

1.1. Называть:

  1. Дату первой российской революции XX в., создания Государственной думы, реформ Столыпина, русско-японской основные периоды отечественной истории XX в. и этапы наиболее масштабных событий.

1.2. Указывать последовательность событий в рамках того или иного периода.

2.1. Называть: а) место, обстоятельства, участни­ков событий, указанные в п. 1.1.1; б) крупнейших государственных и общественных деятелей XX в.; в) основные политические течения, партии, органи­зации, их наиболее известных представителей; г) вы­дающихся представителей и достижения отечествен­ной науки и культуры начала XX в.; д) известных полковод­цев, участников военных событий.

  1. Показывать на исторической карте: а) тер­риторию России в начале XX века, б) промышленные центры, крупнейшие стройки; в) места военных сражений.

  2. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (при работе с документами и другими историческими материалами).

  3. Сравнивать данные разных источников —факты, цифры, оценки, выявлять общее и различия.

  1. Рассказывать (устно или письменно) о наибо­лее значительных событиях отечественной истории начала XX в. и их участниках.

  2. Описывать условия и образ жизни людей раз­ного социального положения в оте­чественной истории начала XX в.

  3. Составлять описание: а) зданий, техниче­ских сооружений, машин; б) предметов быта; в) памятников художественной культуры.

  1. Соотносить факты и общие процессы и явле­ния: изменения политического строя России в начале XX в.; внутренней и внешней политики; модернизации, ин­дустриализации; развития общественной мысли, художественной культуры.

  2. Называть характерные, существенные чер­ты:

5.2.1. политических режимов (самодержавия, со­ветской власти, постсоветского строя); явлений поли­тической жизни страны;


  1. экономического и социального развития, го­сударственной политики в разные периоды XX в.;

  2. развития духовной культуры общества в разные периоды его истории;

  3. внешней политики, наиболее значительных военных событий.

  1. Систематизировать исторический материал, составлять таблицы, схемы.

  2. Объяснять значение понятий: революция, большевизм, анархизм, либерализм, Дума, столыпинские реформы,

  3. Излагать суждения о причинах и последствиях: российской революции 1905—1907гг.

  4. Объяснять, в чем состояли результаты деятельности государственных и политических деяте­лей, представителей общественных движений, науки и культуры.



Всеобщая история

История нового времени: XIX- начало XX в. 9 кл. (22 часа)


Страны Европы и Северной Америки в первой половине XIX в.

Общие тенденции развития европейских стран. Развитие индустриального общества. Промышлен­ный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Оформление консервативных, либеральных, ради­кальных политических течений и партий. Распрост­ранение социалистических идей. Возникновение ра­бочего движения.

Европа в эпоху наполеоновских войн. Империя Наполеона во Франции. Кодекс Наполеона. Войны империи. Поход в Россию. Падение империи. Вен­ский конгресс, его решения. Политическая карта Ев­ропы после 1815 г.

Франция. Реставрация монархии. Революция 1830 г.

Великобритания. Завершение промышленного пе­реворота. Парламентская реформа 1832 г. Чартист­ское движение.

Германия, Австрийская империя, Италия. Осо­бенности экономического и политического развития. Социальные противоречия. Национальное возрожде­ние и освободительное движение народов, входивших в состав Австрийской империи.

Революции 1848—1849 гг. в Европе. Революцион­ные события во Франции, Германии, Австрийской империи, Италии. Итоги и уроки революций.

Страны Европы и США во второй половине XIX в.

Великобритания. «Мастерская мира». Рабочее движение; тред-юнионы. Викторианская эпоха. Рас­ширение колониальной империи, колониальная по­лит

Франция. Вторая империя. Завершение промыш­ленного переворота. Колониальные войны. Начало франко-германской войны. Свержение монархии. Парижская коммуна. Третья республика.

Объединение Италии. Положение в итальянских землях в 1850-е гг. Планы объединения Италии: К. Кавур, Дж. Гарибальди. Поход «тысячи». Образо­вание объединенного королевства.

Германия. Пруссия во главе объединительного движения. О. Бисмарк. Итоги франко-германской войны. Провозглашение Германской империи.

Соединенные Штаты Америки во второй полови­не XIX в. Север и Юг: экономическое и политическое развитие, взаимоотношения. Движение за отмену рабства. Гражданская война 1861—1865 гг. А. Лин­кольн. Реконструкция Юга. Демократы и республи­канцы.

Итоги экономического и политического разви­тия стран Европы и США к концу XIX в. Заверше­ние промышленного переворота. Индустриализация. Технический прогресс. Монополистический капита­лизм. Империализм.

Расширение спектра общественных движений. Ра­бочее движение; профсоюзы. Возникновение соци­алистических партий; I и II Интернационал. Движе­ния за гражданские права (антирасистское движе­ние, движение за женское равноправие).

Страны Латинской Америки, Азии, Африки в новое время

Латинская Америка. Владения европейских госу­дарств в Латинской Америке. Колониальное общест­во. Экономическое развитие. Освободительная борь­ба. С. Боливар. Провозглашение независимых госу­дарств. США и Латинская Америка.

Япония. Преодоление раздробленности и образова­ние централизованного государства. Сегунат Токугава. Сословия, их место в обществе (занятия, быт, тра­диции). Самоизоляция страны. Революция 1868 г. и ее последствия. Модернизация.

Китай. Завоевание Китая маньчжурами. Импе­рия Цинь. «Закрытие» Китая. Опиумные войны. Движение тайпинов.

Индия. Держава Великих Моголов и ее распад. Проникновение европейцев. Установление британ­ского колониального господства. Восстание сипаев 1857—1859 гг.

Африка. Политическая карта Африки в новое вре­мя. Колониальные захваты. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступ­ления против колонизаторов.


Развитие культуры в XIX в.

Научные открытия и технические изобретения. «Век пара и электричества». Развитие транспорта и средств связи. Градостроительство. Изменения в быту.

Демократизация образования (всеобщее начальное обучение, техническое образование). Книгоиздание. Публицистика.

Художественная культура: от романтизма к ре­ализму. Литература (Дж. Байрон, В. Гюго, Г. Гейне, О. де Бальзак, Ч. Диккенс). Живопись (Ф. Гойя, Э. Делакруа, Г. Курбе, импрессионисты). Музыка (Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Дж. Верди). Те­атр. Рождение кинематографа.

Международные отношения в последней трети XIX в.

Борьба народов Юго-Восточной Европы за осво­бождение от турецкого владычества; война 1877— 1878 гг. Оформление колониальных империй великих держав. Начало борьбы за передел мира. Склады­вание военно-политических союзов великих держав.

Итоговое обобщение

Хронологические рам­ки и основные периоды новой истории. Становление и развитие индустриального общества. Неравномер­ность развития стран и регионов и проблемы модер­низации. Развитие общественных идей и движений в новое время.

Новейшая история ( начало XX в.)

Введение

Мир к началу XX в. (политическая карта мира; индустриальное и традиционные общест­ва в разных регионах и странах; научный и техниче­ский прогресс, достижения и проблемы общественно­го развития).

Мир в 1900-1914 гг.

Страны Европы и США в 19001914 гг. Эконо­мическое развитие. От подъема конца XIX в. к кри­зису начала XX в. Консервативные, либеральные, ра­дикальные партии в начале века. Социально-полити­ческие реформы в странах Западной Европы и США (Д. Ллойд Джордж, Д. Джолитти, Т. Рузвельт).

Страны Азии и Латинской Америки в 19001917 гг. Традиционные общественные отношения и проблемы модернизации. Япония: быстрое экономи­ческое развитие, начало внешнеполитической экс­пансии. Подъем освободительных движений в коло­ниальных и зависимых странах. Революции начала XX в. в Азии: Турция, Иран, Китай. Мексиканская революция 1910—1917 гг.

Культура начала XX в. Духовная культура пери­ода смены эпох: предчувствие потрясений и перемен. Отход от традиций реалистического искусства. Дека­данс. Модерн. Авангардизм.

Первая мировая война. Начало борьбы за передел мира. Первая мировая война: причины, участники, театры боевых действий, итоги.

Требования по курсу Всеобщая история:

3. История Нового времени (9 класс)

1.1. Называть: а) хронологические рамки нового времени; б) даты важнейших событий — великих географических открытий и колониальных захватов, реформации, социальных движений, реформ и рево­люций XIX в.

2.1. Называть:

  1. место, обстоятельства, участников, итоги событий, указанные в п. 1.1.6;

  2. правителей, государственных деятелей, по­литических лидеров, оказавших значительное влия­ние на развитие своих стран, мира в целом;

  3. представителей общественной мысли, науки и культуры.

  1. Показывать на исторической карте государства-метрополии и колонии, многонациональные империи.

  1. Описывать: а) условия жизни людей разного социального положения в странах Европы, Америки, Востока; б) достижения науки и техники в новое вре­мя, их влияние на труд и быт людей.

  2. Составлять описание памятников: а) жилых и общественных зданий, технических сооружений и машин; б) предметов быта; в) памятников художественной культуры.

  1. Соотносить факты и общие процессы инду­стриального развития стран; социальных движений нового времени; становления гражданского общест­ва.

  2. Называть характерные, существенные черты:

  1. политического устройства стран Европы, Америки, Азии, Африки в новое время;

  2. международных отношений нового време­ни;

  3. развития духовной культуры стран Европы и Востока.

5.4. Объяснять значение понятий: реформация, абсолютизм, Просвещение, промышленный переворот, утопический социализм, консерватизм, либера­лизм, радикализм, индустриальное общество, империализм, монополия, колониализм, модернизация.

  1. Излагать суждения о причинах и последст­виях социальных движений, реформ и революций, войн нового времени.

  2. Объяснять, в чем состояли цели, результаты, значение деятельности наиболее известных политических и общественных лидеров, представителей науки и культуры нового времени.

4. Новейшая история в начале XX в.

  1. Называть даты важнейших, поворотных событий истории XX в., связанных с образованием новых государств, со сменой политических режимов, с реформами, революциями, войнами.

  2. Указывать последовательность событий в рамках того или иного периода.

2.1. Называть:

  1. место, участников, результаты событий, указанные в п. 1.1;

  2. политических и общественных деятелей, оказавших значительное воздействие на судьбы народов и государств в начале XX в.;

  3. выдающихся представителей науки и культуры в начале XX в.

3. Называть и показывать на исторической карте:

  1. государства, появившиеся на карте мира в начале XX в.;

  2. территории, охваченные локальными войнами;

  1. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (при работе с до­кументами и другими историческими материалами).

  2. Сравнивать данные разных источников, выявляя сходство и различие информации.

  1. Рассказывать (устно или письменно) об исто­рических событиях и их участниках (ответ на экзаме­не, реферат).

  2. Описывать условия жизни людей в разных регионах современного мира.

  3. Составлять описание памятников современной эпохи: а) зданий, технических сооружений и устройств; б) предметов быта; в) произведений художественной культуры.

  1. Соотносить факты и общие процессы: движе­ний за национальное и социальное самоопределение; модернизации; выбора путей и моделей развития.

  2. Называть характерные, существенные черты:

  1. политических режимов, существовавших в начале XX в.,— демократических, авторитарных, тоталитарных;

  2. социальных отношений в разных регионах мира, сочетания в них традиций и современности;

  3. освободительных, социальных, этнонациональных, религиозных движений XX в.;

  4. наиболее значительных течений в культуре в начале XX в.

  1. Систематизировать исторический матери­ал: составлять таблицы, схемы.

  2. Объяснять значение понятий: социал-демо­кратия, коммунистическое движение, фашизм, на­ционал-социализм, авторитаризм, тоталитаризм, геноцид, расизм, движение Сопротивления, раскол мира на две системы, «холодная война», гонка воору­жений, распад колониальной системы, международная интеграция, мировое сообщество, научно-техни­ческая революция, информационное общество, сред­ства массовой информации, массовая культура, глобальные проблемы человечества.

  3. Сравнивать: политические системы, существовавшие в разных странах в отдельные периоды; опыт модернизации в разных странах (реформы и ре­волюции).

  1. Излагать суждения о причинах возникнове­ния и последствиях: освободительных, социальных и этнонациональных движений в начале XX в.; международных конфликтов и войн.

  2. Объяснять, в чем состояли цели и результаты действий политических лидеров и масс в наиболее значительных событиях истории начала XX в.














Календарно-тематическое планирование

истории
















9 класс (ИСТОИЯ РОССИИ XIX-начало XX в)

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Форма урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

(учащиеся должны знать/уметь)

Информ. сопровождение

Дата проведения

По плану

По факту


РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (21 ч)





1

Введение. Россия на рубеже веков

1

Урок изучения нового

материала

Урок - беседа

Территория. Население. Сосло­вия. Экономический строй. Политический строй.

Называть основные социальные, национальные, конфессиональные группы общества Российской империи, давать характеристику


05.09



Тема 1. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX в. (5 часов)




2

Внутренняя

политика

в 1801-1811 гг.

М. М. Сперанский

1

Урок изучения нового

материала

Урок - рассказ с элементами беседы

Внутренняя политика Александра I. Негласный комитет. «Указ о вольных хлебопашцах». Учреждение министерств. Попытки проведения реформы

Знать понятия: либерализм, самодержавие, реформа, разделение властей, политические права, избирательное право.

Называть: годы царствования Александра I, характерные черты внутренней политики Александра I. Определять пред­посылки и содер­жание проектов М. М. Сперанского; причины их непол­ной реализации и последствия при­нятых решений


07.09



Внешняя политика в 1801-1812 гг.

1

Комбинированный

Урок - беседа

Внешняя политика. войны со Швецией, Турцией, Ираном. Участие России в антифранцуз­ских коалициях. Тильзитский мир и рус­ско-французский союз. Континентальная бло­када

Знать: понятия коалиция, конвенция, сейм.

Называть основные цели, задачи и направления

внешней по­литики страны; показывать на карте, оценивать ее результативность




3

Отечественная воина 1812 г.

1

Комбинированный

Лекция с элементами беседы

Отечественная война 1812 г. Причины, планы сторон, ход военных действий. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеонов­ских войск из России

Отечественная война,

Партизаны. Знать хронологические рамки Отечественной воины 1812 г.; планы сто­рон, характер вой­ны, основные этапы; полководцев и участников войны; называть и пока­зывать по карте основные сражения


14.09



Заграничный

поход русской армии. Россия и образование Священного Союза.

1

Комбинированный

Урок - беседа

Заграничный поход 1812-1914 гг. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз

Битва народов, Восточный вопрос, Венский конгресс, Священный союз. Объяснять цели и результат заграничного похода 1812-1814 гг.; называть основные направления внешней политики страны в новых ус­ловиях


19.09


4

Внутренняя

политика

в 1814-1825 гг. Социально-

экономиче­ское развитие

1

Комбинированный

Лекция с элементами беседы

Противоречивость внутренней политики в 1815-1825 гг. Усиление консерватив­ных тенденций А. А. Аракчеев.

Аракчеевщина.

Тарифный устав, военные поселения

Гражданские свободы, автономия. Объяснять причины и последствия изменения внутриполитического кур­са Александра I; давать оценку внутренней поли­тики Называть характерные черты со­циально-экономи­ческого развития; объяснять причины экономического кри­зиса 1812-1815 гг.


21.09



Тема 2. Общественные движения начала XIX в. Движение декабристов (3 часа)





Общественные движения начала XIX в. Движение

декабристов

1

Урок

изуче­ния нового материала

работа в группах

Тайные общества Северное и Южное, их программы. Движение декабристов. Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка. Суд над декабристами

Общественное движение, либерализм, тайное общество, конституция Называть причины возникновения общественного движе­ния; основы идео­логии, основные этапы развития общественного движения. Объяснять цели и результат деятель­ности декабристов; оценивать истори­ческое значение восстания декаб­ристов


26.09



Тема 3. Внутренняя политика Николая I. (2 часа)




5

Внутренняя

политика Николая I

1

Урок

изучения нового мате­риала

Работа с документами.

Внутренняя политика Николая I. Усиление самодержав­ной власти. Ужесточе­ние контроля над обще­ством. III Отделение полиции. А. X. Бенкендорф.

Свод законов, государственные крестьяне, обязанные крестьяне, жандарм. Кодификация законов. Знать годы царствования Николая I; называть харак­терные черты внутренней поли­тики Николая I


28.09



Социально-

экономическое развитие. Крепостнический характер экономики и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.

1

Урок –изучение нового материала

практикум. Работа с документами

Противоречия хозяйственного развития. «Манифест о почетном гражданстве», «Указ об обязанных крестьянах»

Кризис крепостнической системы, «капиталистые» крестьяне, промышленный переворот. Называть характерные черты социально-экономического развития; знать финансовую поли­тику Е. Ф. Канкрина. Реформа Киселева П.Д.


03.10



Тема 4. Общественная мысль во второй четверти XIX в (2 часа)




6

Общественная мысль во второй четверти XIX в: Официальная государственная идеология. Западники и славянофилы. Утопический социализм.

1

Урок - изучение нового материала

практикум. Работа с документами

Общественная мысль: государственная идеология, западники и славянофилы, утопический со­циализм. Н. М. Карамзин. «Теория официальной народности». П. А. Чаадаев. Русский утопический со­циализм. Петрашевцы

Западники, славянофилы, общинный социализм. Называть существенные черты идеологии и прак­тики общественных движений; сравни­вать позиции за­падников и славя­нофилов, высказы­вать свою оценку


05.10



Тема 5. Внешняя политика Николая 1 (3 часа).




7

Внешняя политика Николая I. Присоединение Кавказа.

1

Урок - изучение нового материала

Урок –рассказ с элементами беседы

«Международный жандарм». Внешняя политика России.

Россия и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война

Называть основные направления внешней по­литики страны. Причины кризиса в международных отношениях со странами Запада


10.10



Крымская

война.

1

комбинированный урок

Урок – рассказ

Крымская война. Причины, участники. Оборона Севастополя, его герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения

Знать даты, причины, характер войны; показывать на карте места во­енных действий; объяс­нять значение и итоги Парижского мирного договора


12.10



Тема 6. Российская культура первой половины XIX в. (3 часа)




8

Российская культура первой половины XIX в. Образование и наука.

1

Урок

изучения

нового

мате­риала

семинар. Работа в группах.

Создание системы общеобразовательных учреждении. Достижения науки. Н. И. Лобачевский. Открытие Антарктиды русскими мореплавате­лями Сословность образования

Называть выдающихся представителей и достижения российской науки


17.10



Российская культура первой половины XIX в. Художественная культура. Демократические тенденции в культурной жизни на рубеже XIX-XX вв.

1

комбинированный урок

Работа в группах с документами.

Достижения культуры и искусства. Основные стили в ху­дожественной культуре. «Золотой век» русской поэзии. Демократические тенденции в культурной жизни на рубеже XIX-XX вв.

Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, русский ампир, русско-византийский стиль Называть выдающихся представителей и достиже­ния российской культуры


19.10


15

Тема 7. Родной край в перовой половине XIX в.

1

Урок –изучение нового материала

лекция




24.10


16

Россия на пороге перемен

1

Повторительно-обобщающий урок.





26.10



РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в (21 ч)






Тема 1. Великие реформы 60-70 годов XIX в. (3 часов)




17


Александр II. Отмена крепостного права.


1


Урок

изучения

нового мате­риала

Лекция с элементами беседы

Александр II. Накануне отмены крепостного права. Отмена крепостного права. Положение 19 февраля 1861 г. Наделы. Выкуп и выкупная опе­рация. Повинности временнообязанных крестьян

Временнообязанные крестьяне, отрезки, уставные грамоты, мировые посредники. Называть предпосылки отмены крепостного права; излагать причины отмены крепостно­го права; называть альтернативные варианты отмены крепостного права; знать основные положения крестьян­ские реформы; объяснять значе­ние отмены крепо­стного права


07.11


18

Великие реформы 1860-70 г.г.


1

Урок

изучения

нового мате­риала


Судебная, земская, военная реформы. Значение реформ 60-70-х гг. XIX в. в истории России

Земство, куриальная система выборов, суд присяжных Называть основные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной реформ; реформы в области просве­щения; приводить оценки характера и значения соц. ре­форм.


09.10


19

Социально-

экономиче­ское и политическое развитие после отмены крепостного права

1

Урок

изучения

нового мате­риала


Особенности модернизации России. Кризис самодержавия. Политика лавирования. М.Т. Лорис-Меликов. Убийство Александра II

Отработочная система, промышленный переворот, класс, индустриальное общество. Называть основные направления эконом. политики государства; объ­яснять причины замедления темпов роста промышлен­ного производства;


14.11



Тема 2. Общественные движения второй половины XIX в. (5 часов)




20

Общественные движения второй половины XIX в.

2

комбинированный урок

Урок -беседа

Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне.. А. И. Герцен, Н. И. Ога­рев «Полярная звезда», «Колокол» Н. Г. Чер­нышевский, Н. А. Доб­ролюбов. «Современник» Радикальные течения. Теория революционного народничества. «Хождение в народ», «Земля и воля». М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев

Либералы, консерваторы. Либеральные, консервативные течения. Земское движение. Народничество, революционеры, разночинцы, анархисты, «Хождение в народ», революционный террор. Называть существенные черты идеологии и практики консерватиз­ма и либерализма, радикального общественного движения


16.11


21

Национальная политика в царствование Александра II.

1

Изучение нового материала

лекция

Польское восстание 1863 г. Рост национального самосознания на Украине и в Белоруссии. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский воп­рос. «Культурническая русификация» народов Поволжья.


Автономия, восстание. Называть даты событий, объяснять причины и называть итоги восстаний.


21.11



Тема 3. Внешняя политика Александра II. (2 часа)




22

Внешняя

политика

Александра II

1

Изучение нового материала

Работа с текстом учебника

Внешняя политика 60-70-х гг. Завершение Кавказской войны

Союз трех императоров, «Священная война»

Называть цель и основные направления внешней по­литики 60-70-х гг.


23.11


23

Русско-турец­кая война 1877-1878 гг.

1

комбинированный урок

рассказ с элементами беседы

Русско-турецкая война

Балканский кризис, на­ционально-освободительная война Знать даты русско-турецкой войны, ее причины и харак­тер; показывать на карте места воен­ных действий; знать полководцев и участников; объ­яснять значение и итоги Сан-Стефанского мирного дого­вора; победы Рос­сии в войне с Тур­цией


28.11



Тема 4. Социально-экономическое и политическое развитие России в правление Александра III (5 часов).



24

Внутренняя

политика

Александра III. Контрреформы 1880-х гг.

1

комбинированный урок

Работа с текстом учебника

Александр III. Консервативная политика Александра III. К. П. Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения

Реакционная политика. Называть основные черты внутренней поли­тики Александра III


30.11


25

Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX-XX вв. С. Ю. Вит­те.

1

комбинированный урок

Работа с текстом учебника

Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального обще­ства. Промышленный подъем на рубеже XIX-XX вв. Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. Обострение социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.

Протекционизм, винная монополия, сословия, классы, имущественное расслоение. Называть основные черты экономической политики Александра III; объ­яснять в чем со­стояли цели и ре­зультаты деятель­ности политических деятелей


05.12


26

Внешняя политика Александра III Россия в военно-политических блоках.

1

Урок

изучения нового мате­риала

Работа с текстом учебника

Внешняя политика России в конце XIX в. Присоединение Средней Азии.

Называть цели и основные направления внешней поли­тики Александра III


07.12



Тема 5. Общественное движение в 80—90-х гг. (1 час)




27

Общественное движение в 80-90-х гг.

1

Урок изучения нового мате­риала

Работа с текстом учебника

Распространение мар­ксизма. Г. В. Плеханов. «Освобождение труда». В. И. Ленин «Союз борьбы за освобожде­ние рабочего класса»

Марксизм. Земское движение. Идеология народничества Называть организации и участников общественного движения; назы­вать существенные черты идеологии и практики общест­венных движений (консервативных, либеральных, радикальных)


12.12



Тема 6. Российская культура второй половины XIX в. (2 часа)




28-29

Российская культура второй половины XIX в.

2

изучение

нового мате­риала

Работа с документами

Развитие образования, естественных и общественных наук. Российская культура XIX в. Д.И.Менделеев. Художественное искусство. Архитектура. Живопись. Театр.

Называть выдающихся представителей и достижения российской науки


14.12


19.12





Тема 7. Российская империя в начале XX века (15 часов)




30

Российская

империя на рубеже веков и ее место в мире

1

изу­чение нового

мате­риала

лекция

Особенности промышленного и аграрного развития России на ру­беже Х1Х-ХХ вв.

Геостратегическое положение, индустриальное общество, модернизация Показывать на карте территорию Рос­сийской империи, называть особенно­сти процесса модернизации в Рос­сии начала XX в.; сравнивать темпы и характер модернизации в России и других странах


21.12


31

Россия в международных отношениях начала XX в.

1

интегрированный урок

лекция

Военно-политические блоки. Нарастание международной напряженности. Ми­ротворческая инициатива русского императора. Международ­ная конференция в Гааге

Агрессия, аннексия, гегемония, контрибуция, эскалация. Называть основные направления внешней политики Антанта, Тройственный Союз


25.12


32

Тема 8. Родной край во второй половине XIX -начале ХХ в. в.

1

интегрированный комбинированный урок

лекция


.


28.12


33

Вводный урок:

Российская империя. Промышленный подъем на рубеже XIX-XX вв. Государственный капитализм. Формирование монополий.


Вводный урок

лекция

Империя, самодержавие, монархия, династия

Романовых, модернизация, темпы развития.

Показывать на карте территорию государства, называть особенности процесса модернизации,

Сравнивать темпы и характер модернизации в России с др. странами.


15.01


34-35

Обострение социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.

Общественно – политическое развитие России в нач.XX в.


2

Комбинированный урок

Урок-лекция

Самодержавие, политическая система, «полицейский социализм», революционные партии, их программы.

Называть характерные черты самодержавия, уметь характеризовать многопартийную систему, революционные партии , их программы.


18.01


23.01


36

Внешняя политика России.

Русско-японская война 1904-1905 гг.


1

Комбинированный урок

Работа с текстом учебника

Агрессия, аннексия,

гегемония, контрибуция.

Называть основные направления внешней политики России, хронологические рамки войны, причины, характер войны, причины поражения, последствия.


25.01


37

Революция 1905-1907 гг. Манифест 17 октября. Государственная Дума.

1

Комбинированный урок

Работа с текстом учебника

Революция, «Зубатов-ский социализм»,

петиция, Кровавое воскресенье.

Излагать причины и последствия революции,

уметь составлять хронологическую таблицу.


30.01


38

Аграрная реформа П.Столыпина.


1

Изучения нового материала

Работа с текстом учебника

Аграрная реформа,

отруб, хутор,

кооперация.

Характеризовать уровень развития с/х в России, составить таблицу: «Аграрная реформа и ее результаты»


01.02


39-40

Изменения в политической системе Российской империи

в 1907 -1914 гг. Государственная Дума. Политические течения и партии.

2

Комбинированный урок

Работа с текстом учебника

Конституционная монархия, парламент, политические партии, их программы, тактика, социалисты, либералы, консерваторы.

Объяснять понятия, сравнивать программы партий, составить схему «Система центрального управления в Российской. империи», уметь соотносить названия партий и их лидеров.


06.02


08.02


41-42

Светский, рациональный характер культуры: наука и образование, литература и искусство. Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры. Демократические тенденции в культурной жизни на рубеже XIX-XX вв. «Серебряный век» русской культуры.

2

Комбинированный урок

Работа в группах

Ренессанс, декаданс, импрессионизм, модерн, символизм, акмеизм, футуризм.


Называть выдающихся представителей российской культуры и их достижения.


13.02


15.02


43

Россия накануне Первой мировой войны.


Повторительно-обобщающий урок

Урок-семинар

Мировая война, кризис власти, противоречия:

социальные, экономические, политические,

Антанта, Тройственный союз.

Называть причины мировой войны


20.02


44

Итоговое повторение по теме: «Россия и мир на пороге XX века».


Повторительно-обобщающий урок

Урок контроля знаний




22.02


9 класс (ИСТОИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ XIX- начало XX в.)

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Форма урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

(учащиеся должны знать/уметь)

Информ. сопровождение

Дата проведения

По плану

По факту


РАЗДЕЛ 1 СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ( 11 ч)






Тема 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху. ( 6 ч)





1

Переход от аграрного к индустриальному обществу в Европе Технический прогресс в Новое время. Монополистический капитализм

1

Урок

изуче­ния

нового мате­риала

рассказ с элементами беседы

Признаки традиционного и индустриального общества. Развитие техники. Новые технологии. Модернизация — процесс разрушения традиционного общества. Основные черты индустриального общества

Промышленный переворот, капита­лизм, монополистический капитализм, экономический кризис пере­производства. Называть основные черты капи­тализма. Объяснять причины и последствия эко­номических кризи­сов перепроиз­водства.


27.02


2

Промышленный переворот и его социальные последствия.

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника

Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.

Понятия: Промышленный переворот, Миграция, эмигра­ция, иммиграция, элита, «рабочая аристократия». Объяснять причины изменения соци­альной структуры общества, миграци­онных процессов. Называть измене­ния в положении социальных слоев. Уметь делать со­общения.


01.03


3

Возникновение научной картины мира

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника

Создание научной кар­тины мира. Развитие образования

Называть основ­ные черты новой научной картины мира, представи­телей науки


06.03


4

Художественная

культура XIX в.

1

Комбинированный

Работа в группах

Литература и искусство Нового времени

Романтизм, критический реализм, нату­рализм, импрессио­низм постимпрес­сионизм, карикатура. Называть основные направления художественной культуры, предста­вителей культуры


13.03


5-6

Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма

2

Комбинированный

лекция

Консервативное и либеральное течения в

общественно- политической жизни. Социалистические учения, марксизм

Либерализм, консерватизм, утопический социализм, марксизм, анар­хизм. Называть особенности консервативных и ради­кальных учений в обществе. Указы­вать причины их возникновения.


15.03



Тема 2. Строительство Новой Европы ( 5 ч)





7

Первая империя во Франции. Наполеон Бонапарт. Священный союз

1

Комбинированный

рассказ

Наполеон Бонапарт.

Наполеоновская империя. Наполеоновские войны

Итоги наполеоновских войн. Венский конгресс. Священный Союз.

Плебисцит, амнистия, авторитарный режим, рекрутский набор, Венский конгресс, Священный союз. Называть основные черты режима Наполеона. Называть причины завоева­тельных войн. Рабо­тать с историче­ским документом. Знать причины ослабления империи Наполеона. Называть (показы­вать на карте) ос­новные военные сражения. Знать основные решения и послед­ствия Венского кон­гресса, составлять таблицу


20.03


8

Англия: Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв.

1

Комбинированный

рассказ

Социально-экономические отношения и государственный строй. Общественные движе­ния: чартисты, тред- юнионы

Хартия, чартизм,

тред-юнион, «мастерская мира». Объяснять цели и результат чартистского движения; называть и пока­зывать на карте основные направ­ления внешней политики; уметь работать с исто­рическим доку­ментом


22.03


9

Европейские революции XIX века:

Франция: революция 1848 г. Вторая империя

1

Комбинированный

Работа с учебником. Практикум.


Июльская монархия

Революция 1848 г.

Вторая республика.

Режим Второй империи

Финансовая аристократия,

Авторитарный режим

Определять ха­рактер политиче­ского устройства; объяснять причи­ны политического кризиса.

Объяснять причины и итоги европейских революций


03.04


10

Национальные идеи и образование единых государств в Германии и Италии.

1

Комбинированный

рассказ с элементами беседы

Образование Северо-

германского союза. О. фон Бисмарк.

Национальное объе­динение Италии

Канцлер, Северо-германский союз. Называть прави­телей и государст­венных деятелей Выделять общие черты и различия национального объединения Гер­мании и Италии; уметь устанав­ливать причинно-следственные связи; делать вы­воды и обобщения.


05.04


11

Франко-прусская война О. Бисмарк. Парижская Коммуна

1

Комбинированный

рассказ с элементами беседы

Франко-прусская война.Парижская Коммуна

Оппозиция, коммунары, версальцы, реванш. Называть причины и последствия войны для Фран­ции и Германии, мира в целом. Делать выводы и прогнозы возмож­ного развития международных отношений


10.04



РАЗДЕЛ II. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (ч)





Тема 1. Страны Западной Европы на рубеже XIX—XX вв. Пути модернизации и социальных реформ (4 ч)




12

Германская империя в конце XIX -начале XX вв.

1

Урок

изучения нового мате­риала

рассказ с элементами беседы

Особенности индустриального развития.

Социальный реформизм

Милитаризация, лицензия, пангерманизм, шовинизм Знать государственное устройство; особенности инду­стриализации; ос­новные черты нацио­нализма; характер внешней политики. Пока­зывать на карте ко­лонии


12.04


13

Великобритания: Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв. Создание колониальных империй и начало борьбы за передел мира.

1

Комбинированный

рассказ..

Особенности экономического развития.

Колониальные захваты

гомруль, лейбористская партия, Антанта Называть особенности развития капитализма в Анг­лии; показывать на карте колонии. На­зывать правителей и государственных деятелей


17.04


14

Европейские революции XIX в. Франция: Третья республика. Монополистический капитализм.

1

Комбинированный

Работа с учебником и картами.

Франция - светское

Государство. Реваншизм

Конституционная монархия. «Лоскутная империя»

Называть особенности развития капитализма; ос­новные реформы. Показывать на карте колонии. Называть прави­телей и государ­ственных деятелей


19.04


15

Австро-Венгрия. Народы Юго-Восточной Европы в XIX в.

1

Комбинированный

лекция

Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознания народа. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое устройство Австро-Венгрии.


Называть особенности развития и характер внешней политики особенности раз­вития Австро-Венгрии. Уметь системати­зировать материал, обобщать, делать выводы


24.04



Тема 2. Две Америки ( 3 ч)





16

Гражданская война в США. А.Линкольн.

1

Урок изуче­ния нового мате­риала

видеоурок

Гражданская война.

Отмена рабства

гомстед, расизм, реконст­рукция, аболиционизм. Называть особенности промышлен­ного переворота, основу хозяйства Юга, называть правителей и го­сударственных деятелей, основные этапы и итоги гра­жданской войны, показывать на карте места военных сражений


26.04


17

США в конце XIX в. Монополистический капитализм.

1

Комбинированный

лекция

Особенности экономического развития. Монополистический капитализм. Внешняя политика

Олигархия, резервация, прогрессив­ная эра, «дипломатия дол­лара». Объяснять причины успешного раз­вития США; выяв­лять причины и по­следствия социаль­ных противоречий; определять характер внешней политики США. Показывать на карте основные направления


03.05


18

Провозглашение независимых государств в Латинской Америке в XIX в.


1

Комбинированный

лекция

Образование незави­симых государств

Объяснять причи­ны освободитель­ного движения в колониях; осо­бенности развития экономики регио­на; показывать на карте


08.05



Тема 3. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма (2 ч)





19

Начало модернизации в Японии.


1

Комбинированный

рассказ

Реформы Мэйдзи

Называть причины реформ и их по­следствия. Объяснять осо­бенности экономи­ческого развития. Описывать изме­нения в образе жизни общества. Определять при­чины и характер внешней политики


15.05


20

Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв: Китай, Индия.

1

Комбинированный

рассказ

«Открытие» Китая Особенности колониального режима в Индии

Тайпины, ихэтуани, политика самоуси­ления. ИНК. Объяснять особенности развития Китая, Индии, причины превращения Ки­тая в полуколо­нию; составлять сравнительную таблицу


17.05



Тема 4. Международные отношения в Новое время ( 2 ч)





21

Политическое развитие стран мира в начале XX в. Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв. Обострение противоречий в развитии индустриального общества

1

Изучение нового мате­риала

Лекция с элементами беседы

Политические партии и главные идеологичес­кие направления пар­тийной борьбы: консер­ватизм, либерализм, социализм, марксизм. Рабочее дви­жение.

Социал-демократы, консерватизм, либерализм, социа­лизм, марксизм Сравнивать, находить общее, различия, обоб­щать и делать вы­воды. Понятия: общест­венно-политичес­кие течения и движения. Консерватизм, либерализм, социализм. Составить сравнительную таблицу


22.05


22

Международные отношения в Новое время.

Создание колониальных империй и начало борьбы за передел мира.






Культурное наследие Нового времени.

Изменение взгляда человека на общество и природу. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-XX вв.

1

Урок изуче­ния нового мате­риала (интегрированный)

Лекция. Работа с картой

Создание колониальных империй и начало борьбы за передел мира. Главные причины и суть «нового империализма». Завершение территори­ального раздела мира, борьба за передел сфер влияния. Локальные конфликты. Рост националистических настроений

Развитие научной картины мира в XIX в. Изменение взглядов на природу и общество на рубеже ХХ вв. Демократизация обра­зования. Изменения в быту. Градостроительство. Развитие транспорта и связи. Основные течения в художественной культуре XIX - начала XX вв. Духовный кризис ин­дустриального обще­ства. Декаданс

Тройственный союз, Трой­ственное согласие, Называть основные международ­ные противоречия Знать: причины мировых воин начала XX в., воен­ные блоки Образование воен­но-политических союзов. Гонка вооружений.






Романтизм, реализм,

модерн, символизм, авангардизм. Уметь работать с дополнительной литературой, обобщать, систе­матизировать ма­териал


24.05



























Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Класс

Учебник, год издания, автор

Методические пособия для учителя

Методические материалы для обучающихся

ЭОР



9 кл.










































8
















9






История Нового времени, 8 класс

Год: 2007

Автор: Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М.

Издательство: Просвещение


История России, XIX век. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений./А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.-10-е изд.-М.:Просвещение,2009.










История России. XX — нач. XXI века. Учебник. 9 класс.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., М.: Просвещение, 2010.


Загладин Н.В.

Новейшая история зарубежных стран. XX век: Учебник для школьников 9 класса. — М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово — PC», 2009 г.























Тематическое и поурочное планирование по Новой истории 1800-1913 8 класс М.: Просвещение, 2006г.



Тематическое и поурочное планирование 8 класс М.:Просвещение 2006г.



















Тематическое и поурочное планирование 9 класс М.:Просвещение 2006г.

Загладин Н.В., Загладина Х.Т., Ермакова И.А. Новейшая история 20 в.: Пособие для учителя. М.,2001.





Энциклопедия «Новая и новейшая история»;



Юдовская, А. Я. Новая история 1500-1800 гг.: рабочая тетрадь / А. Я. Юдовская;

Запорожец, Н. И. Книга для чтения по истории средних веков: пособие для учащихся / Н. И. Запорожец; под ред. А. А. Сванидзе. - М.: Просвещение, 1999.

Пособие для обучающихся включает тестовые задания по истории России к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс" (М.: Просвещение), рекомендованному Министерством образования и науки Российской Федерации











Пособие включает тестовые задания по истории России к учебнику Н.В. Загладина, С.Т. Минакова, С.И. Козленкова, Ю.А. Петрова "История Отечества. ХХ век. 9 класс" (М.: Русское слово), допущенному Министерством образования и науки РФ

Энциклопедия Истории России 862-1917 АО Коминфо оссия,Москва E-mail: sale@nd/.ru WWW.nd.ru


Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/.


Медиатека. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды ( 2001-2005 годы)






Энциклопедия Истории России 862-1917 АО Коминфо оссия,Москва E-mail: sale@nd/.ru WWW.nd.ru


Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/.































Энциклопедия Истории России 862-1917 АО Коминфо оссия,Москва E-mail: sale@nd/.ru WWW.nd.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/.



CD диск: Россия на рубеже третьего тысячелетия Республиканский мультимедиа центр































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!