Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета «История 9 класс»
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.
Предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося, а личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований.
Личностные результаты изучения истории включают:
• освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на территории России в XIX в.;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам;
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и её достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период;
• устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• внимательное отношение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;
• развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края;
• формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
• готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.
Метапредметные результаты изучения истории включают умения и навыки:
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом;
• планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей;
• самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций путём сотрудничества;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём сотрудничества;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• выявлять проблему, аргументировать её актуальность;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя);
• делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Предметные результаты изучения истории включают:
• представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX в.;
• знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;
• представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;
• умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп;
• представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;
• знание основных течений общественного движения XIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации), их отличительных черт и особенностей;
• установление взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями (на примере реформ и контрреформ);
• определение и использование основных исторических понятий периода;
• установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;
• установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии в XIX в.;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
• анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в. (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и др.);
• анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений;
• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;
• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии.
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснятьпричины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
Содержание учебного предмета
Содержание учебного курса «История России 9 класс»
Введение.
Россия в эпоху правления Александра I .
Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы. Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Реформы государственного управления. М.М. Сперанский.
Отечественная война 1812 г.
Эпоха 1812 года. Война России с Францией 1805-1807 гг. Тильзитский мир. Война со Швецией 1809 г. и присоединение Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России после победы над Наполеоном и Венского конгресса.
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция 1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию. Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.
Правление Николая1
Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая политика в условиях политической консервации. Государственная регламентация общественной жизни: централизация управления, политическая полиция, кодификация законов, цензура, попечительство об образовании. Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П.Д. Киселева 1837-1841 гг. Официальная идеология: «православие, самодержавие, народность». Формирование профессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков либерального реформаторства.
Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и революции в Европе. Восточный вопрос. Распад Венской системы в Европе. Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.
Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Помещик и крестьянин, конфликты и сотрудничество. Промышленный переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного строительства. Москва и Петербург: спор двух столиц. Города как административные, торговые и промышленные центры. Городское самоуправление.
Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир как стиль империи. Культ гражданственности. Золотой век русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие Антарктиды. Деятельность Русского географического общества. Школы и университеты. Народная культура. Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры.
Народы России в первой половине XIX в. Многообразие культур и религий Российской империи. Православная церковь и основные конфессии (католичество, протестантство, ислам, иудаизм, буддизм). Взаимодействие народов. Особенности административного управления на окраинах империи. Царство Польское. Польское восстание 1830–1831 гг. Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война. Движение Шамиля.
Западное просвещение и образованное меньшинство: кризис традиционного мировосприятия. «Золотой век» дворянской культуры. Идея служения как основа дворянской идентичности. Эволюция дворянской оппозиционности. Формирование генерации просвещенных людей: от свободы для немногих к свободе для всех. Появление научных и литературных обществ, тайных политических организаций. Распространение либеральных идей. Декабристы – дворянские революционеры. Культура и этика декабристов.
Общественная жизнь в 1830 – 1850-е гг. Роль литературы, печати, университетов в формировании независимого общественного мнения. Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли. Складывание теории русского социализма. А.И. Герцен. Влияние немецкой философии и французского социализма на русскую общественную мысль. Россия и Европа как центральный пункт общественных дебатов.
Россия в правление Александра II
Реформы 1860-1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская и городская реформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны. Конституционный вопрос.
Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны. Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия на Дальнем Востоке. Основание Хабаровска.
Россия в правление Александра III.
Идеология самобытного развития России. Государственный национализм. Реформы и «контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Ограничение общественной самодеятельности. Местное самоуправление и самодержавие. Независимость суда и администрация. Права университетов и власть попечителей. Печать и цензура. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика. Консервация аграрных отношений.
Пространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических интересов. Упрочение статуса великой державы. Освоение государственной территории.
Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Взаимозависимость помещичьего и крестьянского хозяйств. Помещичье «оскудение». Социальные типы крестьян и помещиков. Дворяне-предприниматели.
Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Миграции сельского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности в России. Государственные, общественные и частнопредпринимательские способы его решения. Общественная жизнь в 1880 – 1890-х гг. Рост общественной самодеятельности. Расширение публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование, суд). Феномен интеллигенции. Общественные организации. Благотворительность. Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение.
Идейные течения и общественное движение. Влияние позитивизма, дарвинизма, марксизма и других направлений европейской общественной мысли. Консервативная мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в России. Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология и практика. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел» и «Народная воля». Политический терроризм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в
Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие городской культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. Развитие транспорта, связи. Рост образования и распространение грамотности. Появление массовой печати. Роль печатного слова в формировании общественного мнения. Народная, элитарная и массовая культура. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Достижения российской науки. Создание Российского исторического общества. Общественная значимость художественной культуры. Литература, живопись, музыка, театр. Архитектура и градостроительство.
Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Поляки. Евреи. Армяне. Татары и другие народы Волго-Уралья. Кавказские народы. Народы Средней Азии. Народы Сибири и Дальнего Востока. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы национального и религиозного возрождения у народов Российской империи. Национальная политика самодержавия: между учетом своеобразия и стремлением к унификации. Укрепление автономии Финляндии. Польское восстание 1863 г. Еврейский вопрос. Национальные движения народов России. Взаимодействие национальных культур и народов.
Кризис империи в начале XX в.
На пороге нового века: динамика и противоречия развития Экономический рост. Промышленное развитие. Новая география экономики. Урбанизация и облик городов. Новониколаевск (Новосибирск) – пример нового транспортного и промышленного центра. Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Россия – мировой экспортер хлеба. Аграрный вопрос.
Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт. Буржуазия. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права. Средние городские слои. Типы сельского землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне. Положение женщины в обществе. Церковь в условиях кризиса имперской идеологии. Распространение светской этики и культуры.
Имперский центр и регионы. Национальная политика, этнические элиты и национально-культурные движения. Россия в системе международных отношений. Политика на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904-1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение.
Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма
Николай II и его окружение. Деятельность В.К. Плеве на посту министра внутренних дел. Оппозиционное либеральное движение. «Союз освобождения». «Банкетная кампания».
Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных протестов. Борьба профессиональных революционеров с государством. Политический терроризм.
«Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. «Булыгинская конституция». Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г.
Формирование многопартийной системы. Политические партии, массовые движения и их лидеры. Неонароднические партии и организации (социалисты-революционеры). Социал-демократия: большевики и меньшевики. Либеральные партии (кадеты, октябристы). Национальные партии. Правомонархические партии в борьбе с революцией. Советы и профсоюзы. Декабрьское 1905 г. вооруженное восстание в Москве. Особенности революционных выступлений в 1906-1907 гг.
Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в I Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки.
Общество и власть после революции
Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. П.А. Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий. III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Общественный и социальный подъем. Национальные партии и фракции в Государственной Думе.
Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в ней России. Россия в преддверии мировой катастрофы.
«Серебряный век» российской культуры
Новые явления в художественной литературе и искусстве. Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература начала XX века. Живопись. «Мир искусства». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского кинематографа.
Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и народом.
Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных наук. Формирование русской философской школы. Вклад России начала XX в. в мировую культуру.
Содержание курса «История Нового времени 9 класс»
Введение. От традиционного общества к обществу индустриальному
Модернизация – обновление, изменение традиционного общества за счёт заимствования системы ценностей, признанных как приоритетные для современного этапа развития мира. Модернизация с позиции теории эшелонированного развития капитализма. Индустриализация. Промышленная революция. Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, утверждение законности и прав человека, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, монополизация, непрерывный технический пpoгpecc. Монополистический капитализм. Завершение промышленного переворота.
Начало индустриальной эпохи
Становление индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Человек в новую эпоху. Время технического прогресса. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Капитализм свободной конкуренции. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополистический капитализм или империализм и его черты.
Рост городов. Изменения в социальной структуре общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.
Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества. Новые условия быта. Изменения моды, новые развлечения.
Развитие науки в XIX в.Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей. Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество.
Идейные течения. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Возникновение марксизма. Рождение ревизионизма. Э. Бернштейн. I Интернационал. Рабочее движение и профсоюзы.
Страны Европы и США в первой половине XIX в.
Франция в период Консульства и Империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя и внешняя политика Консульства и Империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства. Жизнь французского общества в период Империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Сто дней императора Наполеона. Битва при Ватерлоо. Крушение Наполеоновской империи. Венский конгресс. Ш. М. Талейран. Священный союз и европейский порядок. Решения Венского конгресса как основа новой системы международных отношений.
Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. Революции 1830 г. Кризис Июльской монархии. Выступление лионских ткачей. Революция 1848 г.
Англия в первой половине XIX в.Англия – «мастерская мира». Социальное развитие. Политическое развитие. Парламентская реформа 1832 г. Установление законченного парламентского режима. Чартистское движение. От чартизма к «почтительности».
Италия. Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности. Изменения в социальной структуре общества. Политическое развитие европейских стран в 1815—1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Оформление идеологий.
Германия. Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Политическое развитие в 1815—1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма.
Империя Габсбургов. Особенности социально-экономического развития и политического устройства. Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности. Изменения в социальной структуре общества. Развитие национальных культур и самосознание народов. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. Политическое развитие в 1815—1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма.
США в XIX в.Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. С. Маккормик. Идеал американского общества – фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное рабовладельческое хозяйство на Юге. Положение рабов-негров. Движение протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна. Доктрина Монро.
. Азия, Африка и Латинская Америка в XIX-начале XX вв.
Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация.
Межгосударственные конфликты.
Япония: внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Преобразования эпохи Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Особенности политического устройства. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика.
Индия – «жемчужина Британской короны». Распад державы Великих Моголов. Влияние Ост-Индской кампании на развитие страны. Колониальная политика Британской империи в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание сипаев 1857-1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. ИНК: «умеренные» и «крайние». Бал ГангадхарТилак.
Китай. Империя Цин. Насильственное «открытие» Китая. Опиумные войны. Движение тайпинов – попытка воплотить утопию в жизнь. Проблемы модернизации. Раздел Китая на сферы влияния. Кан Ювэй: «Сто дней реформ» и их последствия. Восстание ихэтуаней1899-1900 гг. Новая политика императрицы Цыси. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав. Сунь Ятсен.
Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Революции первых десятилетий ХХ в.
Африка. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Занятия населения. Культы и религии. Колониальные империи. Раздел Африки европейскими державами. Выступления против колонизаторов. Независимые государства. Либерия и Эфиопия. Борьба Эфиопии за независимость. Особенности колонизации Южной Африки. Создание ЮАС. Европейская колонизация Африки. Восстание гереро и готтентотов.
Латинская Америка. Колониальное общество. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки: задачи, участники, формы выступлений. П. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел». Мексиканская революция 1910—1917 гг. Э. Сапата, Ф. Вилья.
Страны Европы и США во второй половине XIX-начале XX вв.
Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рабочее движение и профсоюзы. Рождение лейбористской партии. Д.Р. Макдональд. Реформы во имя классового мира. Дэвид Ллойд Джордж.
Франция — от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны. Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к капитализму организованному. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Коррупция государственного аппарата. Дело Дрейфуса. Движение протеста. Создание колониальной империи. Реваншизм и подготовка к войне.
Объединение германских государств, провозглашение Германской империи. О. Бисмарк. Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» – социальные реформы. Вильгельм II – «человек больших неожиданностей». От «нового курса» к «мирной политике». Национализм. Подготовка к войне.
Австро-Венгрия. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм. Император Франц-ИосифI. Начало промышленной революции. Миграция из Старого в Новый Свет. Урбанизация. Положение основных социальных групп. Особенности политического устройства. Национальный вопрос. Народы Балканского полуострова. Обострение соперничества великих держав в регионе. Борьба за создание национальных государств. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и ее итоги. Превращение Балкан в узел противоречий мировой политики.
Борьба за независимость и национальное объединение Италии. Образование единого государства в Италии. К. Кавур. Д. Гарибальди. Конституционная монархия. Индустриализация. Монополистический капитализм. Миграция из Старого в Новый Свет. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения. Джованни Джолитти. Колониальные войны.
США во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн. Гражданская война (1861-1865). Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян над Югом. Значение Гражданской войны и политики А. Линкольна. Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический капитализм. Миграция из Старого в Новый Свет. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения.
Международные отношения в XIX – начале XX вв. Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Формирование военно-политических блоков великих держав. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Активизация борьбы за передел мира.
Тематическое планирование
№ п\п | Тема | Кол-во часов |
| История России | 40 ч |
Раздел | Введение | 1ч |
1 | Россия в XIX - начале XX вв. | 1ч |
Раздел | Россия в эпоху правления Александра I | 9ч. |
2 | Россия и мир на рубеже XVIII -XIX вв. | 1ч. |
3 | Александа I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского | 1ч |
4 | Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг. | 1ч |
5 | Отечественная война 1812 года. | 1ч |
6 | Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I. | 1ч |
7 | Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815 -1825 гг. | 1ч |
8 | Национальная политика Социально- экономическое арзвитие страны в первой четверти XIX века | 1ч |
9 | Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов. | 1ч |
10 | Повторительно- обобщающий урок по теме: "Россия в эпоху правления Александра I." | 1ч |
Раздел | Правление Николая I. | 7ч. |
11 | Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I | 1ч |
12 | Социально- экономическое развитие страны во второй четверти XIX века. Общественное движение при Николае I | 1ч |
13 | Национальная и религиозная политика при Николае I | 1ч |
14 | Внешняя политика Николая I | 1ч |
15 | Кавказская война 1817-1864гг. Крымская война 1853-1856 гг. | 1ч |
16 | Культурное пространство России: наука и образование,художественная культура народов России | 1ч |
17 | Повторительно- обобщающий урок по теме: "Правление Николая I" | 1ч |
Раздел | Россия в правление Александра II | 8ч. |
18 | Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России | 1ч |
19 | Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 года. | 1ч |
20 | Реформы 1860-70 гг: социальная и правовая модернизация | 1ч |
21 | Социально- экономическое развитие страны в пореформенный период | 1ч |
22 | Общественное движение при Александре II и политика правительства. | 1ч |
23 | Общественное движение при Александре II и политика правительства. | 1ч |
24 | Внешняя политика Александра II. Русско- турецкая война 1877-1878 гг. | 1ч |
25 | Повторительно- обобщающий урок по теме: " Россия в правление Александра II" | 1ч |
Раздел | Россия в правление Александра III | 6ч. |
26 | Александр III:особености внутренней политики.Перемены в экономике и социальном строе | 1ч |
27 |
28 | Общественное движение в 1880-х - первой половине 1890-х гг. | 1ч |
29 | Национальная и религиозная политика Александра III | 1ч |
30 | Внешняя политика Александра III | 1ч |
31 | Контрольная работа за I полугодие. | 1 |
32 | Культурное пространство империи во второй половине XIX века | 1ч |
Раздел | Кризис империи в начале XX века | 9ч |
33 | Россия и мир на рубеже XIX - начале XX вв: динамика и противоречия развития Социально- экономическое развитие страны | 1ч |
34 | Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894-1904 гг. | 1ч |
35 | Внешняя политика Николая II. Русско - японская война 1904-1905 гг. | 1ч |
36 | Первая российская революция 1905-1907 гг. | 1ч |
37 | Политические реформы 1905-1907 гг Социально-экономические реформы П.А. Столыпина | 1ч |
38 | Политическое развитие страны в 1907-1914 гг. | 1ч |
39 | Серебряный век российской культуры | 1ч |
40 | Повторительно- обобщающий урок по теме :" Кризис империи в начале XX века" | 1ч |
41 | Контрольная работа за курс "История России 9 класс" | 1ч |
| История нового времени | 28ч |
Раздел | Введение | 1ч |
42 | От традиционного общества к обществу индустриальному | 1ч |
Раздел | Начало индустриальной эпохи | 8ч |
43 | Экономическое развитие в XIX - начале XX вв. | 1ч |
44 | Меняющееся общество | 1ч |
45 | Век демократизации | 1ч |
46 | "Великие идеологии" | 1ч |
47 | Образование и наука | 1ч |
48 | XIX век в зеркале художественных исканий | 1ч |
49 | Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века | 1ч |
50 | Повторительно- обобщающий урок по теме : " Начало индустриальной эпохи" | 1ч |
Раздел | Страны Европы и США в первой половине XIX в. | 7ч |
51 | Консульство и империя | 1ч |
52 | Франция в первой половине XIX в.: от Реставрации к Империи | 1ч |
53 | Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы | 1ч |
54 | "От Альп до Сицилии": объединение Италии | 1ч |
55 | Германия в первой половине XIX века. | 1ч |
56 | Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине XIX века. | 1ч |
57 | США до середины XIX века: рабовладение, демократия и экономический рост. | 1ч |
Раздел | Азия, Африка и Латинская Америка в XIX - начале XX вв. | 3ч |
58 | Страны Азии в XIX - н. XX вв. | 1ч |
59 | Африка в XIX- начале XX вв. | 1ч |
60 | Латинская Америка: нелегкий груз независимости | 1ч |
Раздел | Страны Европы и США во второй половине XIX - начале XX вв. | 8ч |
61 | Великобритания до Первой мировой войны | 1ч |
62 | Франция: Вторая империя и Третья республика | 1ч |
63 | Германия на пути к европейскому лидерству | 1ч |
64 | Австро- Венгрия и Балканы до Первой мировой войны | 1ч |
65 | Италия: время реформ и колониальных захватов | 1ч |
66 | США в эпоху "позолоченного века" и "прогрессивной эры" | 1ч |
67 | Международные отношения в XIX - начале XX вв. | 1ч |
68 | Контрольная работа за курс "История 9 класс" | 1ч |
| | |
Календарно- тематическое планирование
№ п\п | Тема | Кол-во часов | дата |
прим | факт |
| История России | 40 ч | | |
Раздел | Введение | 1ч | | |
1 | Россия в XIX - начале XX вв. | 1ч | | |
Раздел | Россия в эпоху правления Александра I | 9ч. | | |
2 | Россия и мир на рубеже XVIII -XIX вв. | 1ч. | | |
3 | Александа I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского | 1ч | | |
4 | Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг. | 1ч | | |
5 | Отечественная война 1812 года. | 1ч | | |
6 | Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I. | 1ч | | |
7 | Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815 -1825 гг. | 1ч | | |
8 | Национальная политика Социально- экономическое арзвитие страны в первой четверти XIX века | 1ч | | |
9 | Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов. | 1ч | | |
10 | Повторительно- обобщающий урок по теме: "Россия в эпоху правления Александра I." | 1ч | | |
Раздел | Правление Николая I. | 7ч. | | |
11 | Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I | 1ч | | |
12 | Социально- экономическое арзвитие страны во второй четверти XIX века Общественное движение при Николае I | 1ч | | |
13 | Национальная и религиозная политика при Николае I | 1ч | | |
14 | Внешняя политика Николая I | 1ч | | |
15 | Кавказская война 1817-1864гг. Крымская война 1853-1856 гг. | 1ч | | |
16 | Куьтурное пространство России: наука и образование Культурное пространство России: художественная культура народов России | 1ч | | |
17 | Повторительно- обобщающий урок по теме: "Правление Николая I" | 1ч | | |
Раздел | Россия в правление Александра II | 8ч. | | |
18 | Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России | 1ч | | |
19 | Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 года. | 1ч | | |
20 | Реформы 1860-70 гг: социальная и правовая модернизация | 1ч | | |
21 | Социально- экономическое развитие страны в пореформенный период | 1ч | | |
22 | Общественное движение при Александре II и политика правительства. | 1ч | | |
23 | Национальная и религиозная политика | 1ч | | |
24 | Внешняя политика Александра II. Русско- турецкая война 1877-1878 гг. | 1ч | | |
25 | Повторительно- обобщающий урок по теме: " Россия в правление Александра II" | 1ч | | |
Раздел | Россия в правление Александра III | 6ч. | | |
26 | Александр III:особености внутренней политики Перемены в экономике и социальном строе | 1ч | | |
27 |
28 | Общественное движение в 1880-х - первой половине 1890-х гг. | 1ч | | |
29 | Национальная и религиозная политика Александра III | 1ч | | |
30 | Внешняя политика Александра III | 1ч | | |
31 | Контрольная работа за I полугодие. | 1 | | |
32 | Культурное пространство империи во второй половине XIX века | 1ч | | |
Раздел | Кризис империи в начале XX века | 9ч | | |
33 | Россия и мир на рубеже XIX - начале XX вв: динамика и противоречия развития Социально- экономическое развитие страны | 1ч | | |
34 | Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894-1904 гг. | 1ч | | |
35 | Внешняя политика Николая II. Русско - японская война 1904-1905 гг. | 1ч | | |
36 | Первая российская революция 1905-1907 гг. | 1ч | | |
37 | Политические реформы 1905-1907 гг Социально-экономические реформы П.А. Столыпина | 1ч | | |
38 | Политическое развитие страны в 1907-1914 гг. | 1ч | | |
39 | Серебряный век российской культуры | 1ч | | |
40 | Повторительно- обобщающий урок по теме :" Кризис империи в начале XX века" | 1ч | | |
41 | Контрольная работа за курс "История России 9 класс" | 1ч | | |
| История нового времени | 28ч | | |
Раздел | Введение | 1ч | | |
42 | От традиционного общества к обществу индустриальному | 1ч | | |
Раздел | Начало индустриальной эпохи | 8ч | | |
43 | Экономическое развитие в XIX - начале XX вв. | 1ч | | |
44 | Меняющееся общество | 1ч | | |
45 | Век демократизации | 1ч | | |
46 | "Великие идеологии" | 1ч | | |
47 | Образование и наука | 1ч | | |
48 | XIX век в зеркале художественных исканий | 1ч | | |
49 | Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века | 1ч | | |
50 | Повторительно- обобщающий урок по теме : " Начало индустриальной эпохи" | 1ч | | |
Раздел | Страны Европы и США в первой половине XIX в. | 7ч | | |
51 | Консульство и империя | 1ч | | |
52 | Франция в первой половине XIX в.: от Реставрации к Империи | 1ч | | |
53 | Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы | 1ч | | |
54 | "От Альп до Сицилии": объединение Италии | 1ч | | |
55 | Германия в первой половине XIX века. | 1ч | | |
56 | Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине XIX века. | 1ч | | |
57 | США до середины XIX века: рабовладение, демократия и экономический рост. | 1ч | | |
Раздел | Азия, Африка и Латинская Америка в XIX - начале XX вв. | 3ч | | |
58 | Страны Азии в XIX - н. XX вв. | 1ч | | |
59 | Африка в XIX- начале XX вв. | 1ч | | |
60 | Латинская Америка: нелегкий груз независимости | 1ч | | |
Раздел | Страны Европы и США во второй половине XIX - начале XX вв. | 8ч | | |
61 | Великобритания до Первой мировой войны | 1ч | | |
62 | Франция: Вторая империя и Третья республика | 1ч | | |
63 | Германия на пути к европейскому лидерству | 1ч | | |
64 | Австро- Венгрия и Балканы до Первой мировой войны | 1ч | | |
65 | Италия: время реформ и колониальных захватов | 1ч | | |
66 | США в эпоху "позолоченного века" и "прогрессивной эры" | 1ч | | |
67 | Международные отношения в XIX - начале XX вв. | 1ч | | |
68 | Контрольная работа за курс "История 9 класс" | 1ч | | |
| | | | |