Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
Предметными результатами освоения данного курса являются:
представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIXв.;
знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;
представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIXв.;
умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп;
представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIXв.;
знание основных течений общественного движения XIXв. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации), их отличительных черт и особенностей;
установление взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями (на примере реформ и контрреформ);
определение и использование основных исторических понятий периода;
установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии в XIX в.;
составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIXв. (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и др.);
сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);
систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;
приобретение опыта историко-культурного, историкоантропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
представление о культурном пространстве России в XIXв., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии.
В результате изучения истории обучающийся научится:
локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
В результате изучения истории обучающийся получит возможность научиться:
развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.).
Содержание учебного предмета
Новейшая история. История России. 9 класс
(2 часа в неделю, 68часов)
Глава I. Россия в первой четверти XIX в. (9ч) Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского. Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг. Национальная политика Александра I. Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов.
Глава II. Россия во второй четверти XIX в.(8 ч)Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I. Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. Общественное движение при Николае I. Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг. Крымская война 1853—1856 гг. Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
Глава III. Россия в эпоху Великих реформ. (7 ч) Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период. Общественное движение при Александре II и политика правительства. Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.
Глава IV. Россия в 1880—1890-е гг. (9 ч) Александр III: особенности внутренней политики. Перемены в экономике и социальном строе. Общественное движение при Александре III. Национальная и религиозная политика Александра III. Внешняя политика Александра III. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в.
Глава V. Россия в начале XX в. (9 ч) Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг. Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина. Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. Серебряный век русской культуры.
Содержание курса «всеобщей истории» (25 ч)
Введение
Раздел I. Новейшая история. Первая половина XX в. (15ч)
Индустриальное общество в начале XX века. Политическое развитие в начале XX века.
"Новый империализм". Происхождение Первой мировой войны. Первая мировая война. 1914-1918 гг. Версальско-Вашингтонская система. Последствия войны: революции и распад империй. Капиталистический мир в 1920-е гг. США и страны Европы.
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Пути выхода. США: "новый курс" Ф. Рузвельта. Демократические страны Европы в 1930-е гг. Великобритания, Франция.
Тоталитарные режимы в 1930-е гг. Италия, Германия, Испания. Восток в первой половине XX века. Латинская Америка в первой половине XX века. Культура и искусство первой половины XX века. Международные отношения в 1930-е гг. Вторая мировая война. 1939-1945 гг.
Раздел II. Новейшая история. Вторая половина XX-начало XXI века(10ч)
Послевоенное мирное урегулирование. Начало "холодной войны". Завершение эпохи индустриального общества. 1945-1970 гг. Кризисы 1970-1980-х гг. Становление информационного общества. Политическое развитие. Гражданское общество. Социальные движения. Соединенные Штаты Америки. Великобритания. Франция.
Италия. Германия: раскол и объединение. Преобразования и революции в странах Восточной Европы. 1945-2007 гг. Латинская Америка во второй половине XX - начале XXI века. Страны Азии и Африки в современном мире. Международные отношения. Культура второй половины XX - начала XXI века. Глобализация в конце XX - начале XXI века.
Заключение. Глобальные проблемы современности.
Характеристика основных видов деятельности:
Индивидуальная форма предполагает, что каждый обучающийся получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. Примерами индивидуальной формы деятельности могут быть: работа с учебником, написание эссе и докладов, выполнение проектов и т. д.
Групповая форма работы обучающихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, при изучении текстов и т. д. Видами групповой формы деятельности являются: игровая, работа в парах и иных группах, мозговой штурм и т.д.
Фронтальная форма может быть реализована в виде проблемного, информационного и объяснительно иллюстративного изложения и сопровождаться репродуктивными и творческими заданиями.
Календарно-тематическое планирование
истории в 9 классе
№ урока | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Тема I. Россия в первой четверти XIX в. (11 ч) |
1 | Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. | | |
2 | Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского | | |
3 | Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг.§ 3 | | |
4 | Отечественная война 1812 г §4 | | |
5 | Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг. § 5 | | |
6 | Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815— 1825 гг.§ 6 | | |
7 | Национальная политика Александра I (доклады) | | |
8 | Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIXв. §7 | | |
9 | Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов §8 | | |
10 | Выступление декабристов §9 | | |
11 | Повторительно-обобщающий урок §1-9 | | |
Тема II. Россия во второй четверти XIX в. (9 ч) |
12 | Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I § 10 | | |
13 | Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. §11 | | |
14 | Общественное движение при Николае I §12 | | |
15 | Национальная и религиозная политика Николая 1. (Самостоятельная работа) §12 | | |
16 | Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817— 1864 гг. §13 | | |
17 | Крымская война 1853— 1856 гг. §14 | | |
18 | Культурное пространство империи в первой половине XIXв. (Самостоятельная работа) | | |
19 | Повторительно-обобщающий урок по темам I и II | | |
20 | Контрольная работа | | |
Тема III. Россия в эпоху Великих реформ (8 ч) |
21 | Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России §15 | | |
22 | Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. §16 | | |
23 | Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация §17 | | |
24 | Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период. §18 | | |
25 | Общественное движение при Александре II и политика правительства. §19-20 | | |
26 | Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе (Самостоятельная работа) §19-20 | | |
27 | Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. §21 | | |
28 | Повторительно-обобщающий урок по темам | | |
Тема IV. Россия в 1880—1890-е гг. (6 ч) |
29 | Александр III: особенности внутренней политики §22 | | |
30 | Перемены в экономике и социальном строе §23 | | |
31 | Общественное движение при Александре III. Национальная и религиозная политика Александра III.§24 | | |
32 | Внешняя политика Александра III §25 | | |
33 | Культурное пространство империи во второй половине XIX в, достижения российской науки и образования. §25 | | |
34 | Русская литература во второй половины 19 века Художественная культура народов России во второй половине 19 века. Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в.§25 | | |
| | | |
Тема V. Россия в начале XX в. (10 ч) |
35 | Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития § 26 | | |
36 | Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX— XXвв. § 27 | | |
37 | Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. § 28 | | |
38 | Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг. §29 | | |
39 | Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. § 30 | | |
40 | Социально-экономические реформы П. А. Столыпина § 31 | | |
41 | Политическое развитие страны в 1907—1914 гг.§ 32 | | |
42 | Серебряный век русской культуры. § 32 | | |
43 | Повторительно-обобщающий урок по темам III—V | | |
44 | Контрольная работа | | |
Мир на рубеже Новейшего времени (2 часа) |
45 | Новейшая история и современность – этап всемирной истории § 1-2 | | |
46 | Обострение противоречий в развитии индустриального общества и международные отношения в Новое время. § 3 | | |
Первая мировая война и её итоги (3 часа) |
47 | Первая мировая война: причины, участники, основные этапы военных действий, итоги. § 5 | | |
48 | Итоги первой мировой войны. § 6 | | |
49 | Мир после Первой мировой войны. Лига Наций § 7-8 | | |
Пути исторического развития 1920 – 1930-х г. г. (6 часов) |
50 | Международные последствия революции в России. Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств.. §9 | | |
51 | Ведущие страны Запада в 1920-х – 1930-х гг.: от стабилизации к экономическому кризису. «Новый курс» в США §10 | | |
52 | Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы в 1920-х - 1930-х гг. §12 | | |
53 | Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер. §13 | | |
54 | Восток в первой половине 20 века. §14 | | |
55 | Международные отношения в 1930-е гг. §16 | | |
Человечество во II Мировой войне (3 часа) |
56 | Вторая мировая война: причины, участники, основные этапы военных действий. §18 | | |
57 | Антигитлеровская коалиция. Ф.Д.Рузвельт. И.В.Сталин, У.Черчиль. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Итоги войны. §18 | | |
58 | Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны». §19-20 | | |
Мировое развитие и международные отношения в годы «Холодной войны» (10часов) |
59 | Кризис индустриального общества в конце 60-х – 70-х гг. Эволюция политической идеологии во второй половине ХХ в. Становление информационного общества. §21 | | |
60 | Соединённые Штаты Америки. §24 | | |
61 | Великобритания, Франция, Италия. §25, 26, 27 | | |
62 | Германия: раскол и объединение. §28 | | |
63 | Утверждение и падение коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы. §29 | | |
64 | Авторитаризм и демократия в Латинской Америке XX в. Выбор путей развития государствами Азии и Африки. §30 | | |
65 | «Холодная война» и создание военно-политических блоков. Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. §31 | | |
66 | Международные отношения. §32 | | |
67 | Культура второй половины 20 – начала 21 в. §33 | | |
68 | Глобализация в конце 20-начале 21 в. §34 | | |
| | | |